новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  2 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 50 (9572); четверг, 19 мая 2005 года

Живешь не на небе - заботься о хлебе

- Три года руководства труднейшей службой снабжения, конечно, не срок. И все же - что успели сделать? И заодно - сколь многолюдно ваше ООО?
- Коллектив небольшой, всего десять человек. Но все -опытнейшие специалисты, прекрасно знающие свое дело. Что же касается сделанного, то мне и моим товарищам при поддержке руководства республики и нашего министерства удалось организовать поставку в Ингушетию комбайнов, тракторов и другой техники и оборудования на 124 миллиона рублей. Для нас - это хорошие деньги.
- Но откуда они в республике с весьма ограниченным бюджетом?
- Лизинг, много раз расписанный вами. Но об этой форме долгосрочной аренды, снимающей самые болевые вопросы и, бесспорно, выгодной для села, не забывая, надо говорить и говорить.
- И в чем же, к примеру, выражается эта выгода для вас?
- Самый простой расчет: скажем, чтобы купить один СК-5 "Нива", хозяйство должно выложить более миллиона рублей. Вы можете представить нашего фермера с такими деньгами? Но хлеб-то растет. Его надо убирать. Желательно - с минимумом потерь. А они, чем комбайны старее, тем больше. Мы же берем технику в лизинг на семь лет. И на семь лет получаем рассрочку на нее. Вы не поверите: но первоначальный взнос на те самые поставки техники в 124 миллиона рублей составил для нас всего шесть миллионов. В условиях дефицита финансов лизинг дает возможность всем, кто непосредственно выращивает, производит сельхозпродукцию, получить и иметь необходимую технику.
- Ну, положим, не всем. Если бы главные сельские вопросы решались так просто! Я даже знаю, кого должны благодарить ингушские крестьяне...
- А я как раз только собирался сказать об этом. Нам повезло, что нашими учредителями является ОАО "Росагроснаб", авторитетная и давно известная структура снабжения деревни материально-техническими ресурсами, первой разработавшая и испытавшая в России лизинг сельскохозяйственной техники, прекрасно работавшая с ним и несправедливо отстраненная от него. С явной потерей для крестьянина. Ну и, само собой, очень и очень важно, что нас понимает и поддерживает правительство Ингушетии в лице Минсельхозпрода. Мы работаем в тесном контакте с ним, с его министром Султаном Гиреевым, одним из главных инициаторов создания "Югагроснаба", с крестьянско-фермерскими хозяйствами республики. Мы, в свою очередь, всегда готовы оказать содействие, дать исчерпывающие консультации по вопросам лизинговых поставок, снабжения сельхозтехникой, оборудованием, запасными частями всем, кто в этом нуждается. Ведь снабженческие предприятия Росагроснаба имеют прямые связи с крупнейшими производителями техники для села, обеспечивают ее гарантийное и предпродажное обслуживание, отвечают за качество поставляемых ресурсов. С минимальной оплатой за услуги.
Пользуясь этой возможностью, хочу искренне поблагодарить Генерального директора Росагроснаба и ее руководителя Виктора Яковлевича Лимарева за понимание наших трудностей и желание помочь нам.
- Знаю, что правительство Ингушетии разработало и приняло развернутую программу развития сельского хозяйства республики. Что сделано уже в этом отношении?
- Наверное, подробно вам расскажут об этом в Минсельхозпроде. Но что-то могу сказать и я. Только за последние годы завезено более 800 единиц сельхозтехники, благодаря чему во многих местах стали обрабатывать ранее заброшенные земли. Увеличились площади под сахарной свеклой, издавна выращиваемой у нас. Расширены посевные площади под другими культурами, выше стала урожайность. Не забыто и животноводство. В республику завезли более трехсот голов племенного скота, который уже дал приплод. В Сунженском районе построен завод по переработке животноводческой продукции. И с искренней радостью говорю о том, что в эти же два-три года трудоустроено более тысячи семей, у которых теперь есть условия и возможность улучшить материальное положения, а значит, и саму жизнь.
- А насколько прописаны в правительственной программе ваши задачи?
- Очень четко. Заботясь об укреплении материально-технической базы села, ее разработчики предусмотрели и развитие вспомогательных служб, призванных на взаимовыгодных условиях обеспечить машинно-тракторный парк хозяйств необходимыми ресурсами для их бесперебойной работы. Ведь, к примеру, сверхнормативный простой одного трактора в течение семи часов - это потеря более тысячи рублей. Техника должна работать, и в этом мы, специалисты "Югагроснаба", видим свою задачу и свою ответственность. Хозяйствам более не придется тратить время и лишние деньги на поиски запчастей и ремонтного материала. Теперь любую и любой из них они найдут на базе "Югагроснаба".
- Что новенького вы можете предложить сейчас своим партнерам?
- Хотя бы недавно завезенное из Германии оборудование известной фирмы "Агротоп" для модернизации отечественных опрыскивателей с шириной штанги 18 метров, позволяющее обрабатывать до 20 гектаров в час вместо нынешних 17 с хорошей выдержкой нужных норм внесения препарата. Механизаторам, работающим с такими опрыскивателями, не надо постоянно останавливаться в поле и очищать наконечники. Не говоря о поломках. С помощью комплекта фирмы "Агротоп" устаревший, плохо работающий агрегат превращается в машину, отвечающую современным требованиям. Достаточно, чтобы в хозяйстве сохранились ходовая часть опрыскивателя с емкостью для раствора и металлическая штанга. Применение модернизированных опрыскивателей повышает урожайность сельскохозяйственных культур, позволяет достаточно быстро окупить расходы на переоборудование и принести ощутимый экономический эффект. Можем предложить также высокопроизводительный пропашной культиватор ОП-8. Шарнирное соединение секции обеспечивает хорошее копирование поверхности обрабатываемого поля. Производительность культиватора - шесть-семь гектаров в час, средний срок службы - восемь лет. Конструктивные особенности культиватора позволяют работать на высоких скоростях, что повышает производительность труда до 30-35 процентов. В перспективном плане развития материально-технической базы предусматриваем изучение в каждом хозяйстве потребности товарно-материальных ценностей, определения необходимого для бесперебойной работы машинно-тракторного парка, максимальной помощи в восстановлении ремонтных мастерских. Кое-что для этого уже завезено. В каждом районе республики откроем магазины, которые будут отпускать материальные ценности как по перечислению, так и за наличный расчет. Планируем также во время посевной и уборочной кампаний оборудовать автомагазины, которые будут постоянно в разъезде. Заведующие этих магазинов вместе с инженерной службой хозяйств будут изучать состояние техники и согласованно подвозить необходимые запасные части. К полевым работам урожая 2004-2005 года "Югагроснаб" поставил хоз яйствам запчастей для техники более чем на 700 тысяч рублей по стоимости ниже рыночной. И, конечно же, будем продолжать лизинговую деятельность. Сейчас мы можем поставить новую сельхозтехнику по лизингу в долгосрочную аренду на три с половиной и семь лет, а также лизинговую технику 1999-2000 годов выпуска, ранее работавшую в других регионах России.
Повторю: лизинг для села - это реальное решение программы-минимум для любого хозяйства, та самая удочка, которую приобретает умный хозяин, чтобы не покупать рыбу, а ловить уже самому. Единственное, что тут можно пожелать еще, так это чтобы компаний, работающих с лизингом, было хотя бы две-три.
Чтобы у того же хозяина оставалась возможность выбора, а не диктата ему, припертому к стене необходимостью. Об этом говорится на всех уровнях власти уже не один год, и все с этим вроде бы согласны, но до сих пор нет государственного решения, которого ждет деревня, крестьянин.
- Можете назвать кого-нибудь из тех, с кем ваше сотрудничество наиболее продуктивно?
- Государственные унитарные предприятия "Троицкое" -директор Гайсанов, "Нестеровское" - директор Костоев, "Кантышевское" - директор Беков, "Али-Юрт" - во главе с моим однофамильцем Галаевым, ГУП "Сунжа" - директор Курков, ГУП "Кавказ" - директор Мержоев, ГУП "Насыр-Кортский", многие крестьянско-фермерские хозяйства. Взаимный интерес, единое, в сущности, дело, когда плохо исполнить его просто стыдно. Ведь мы на одной земле работаем. И не на дядю, а на себя.
- Говоря о хлебородной земле, где ее не так много, я имею в виду горные территории - издавна, из рода в род подмечалось особо трепетное отношение к ней. Не растерялось ли, Хизир Усланбекович, это чувство в нынешних временах? Не режет ухо, когда спокойно говорят о распродаже ее?
- Режет. То самое трепетное отношение к земле у нас в крови. Вы вглядитесь в лица пожилых моих земляков, в их глубокие морщины! Чтобы еще раз убедиться, что земля любит мазолистые руки и делает свои откровения только челу, изборожденному морщинами. Вы хотите спросить меня, как я отношусь к купле-продаже ее? Я - сын этой земли. А она мне - мать. Нужно ли говорить больше?
- Деликатный вопрос и в силу этого можете не отвечать на него: ваше отношение к советскому времени?
- А мне бояться нечего - я вырос в нем, в молодые годы был отмечен орденом Трудовой Славы.
- А ваши отношения с нынешней властью?
- Я уже говорил об этом. Но, если надо, повторю: нормальные, хорошие, какие и должны быть. Наш президент Мурат Магометович Зязиков, правительство республики, руководители и специалисты Минсельхозпрода сделали очень много для укрепления и развития агропромышленного комплекса. Постоянное внимание и поддержка президента, достойные условия, созданные для работы, требуют и соответствующей отдачи. Лизинг для села - реальное решение программы минимум для любого хозяйства, та самая удочка, которую приобретает умный хозяин, чтобы не покупать рыбу от нас. Надо работать терпеливо, вдумчиво, ответственно и добросовестно.
Как специалист, многие годы проработавший в сельском хозяйстве, я с оптимизмом смотрю в будущее. У нас очень много людей, которые любят и знают свое дело, а знающие люди могут преодолеть все трудности. Мне хочется искренне пожелать удачи всем, кто отдает свой талант, силы и умение развитию сельского хозяйства Ингушетии.
- Удачи вам и вашим партнерам. Чтобы по осени и земля, и крестьянин были довольны друг другом.

Интервью взял Алексей АНДРЕЕВ, "Сельская жизнь",
14-20.04.2005 г., №29 (23047)



"КОНСТРУКТОРЫ" ПОЛИТИЧЕСКОГО КЛИМАТА

30 апреля в московском Доме журналистов проходил круглый стол на тему "Россия - многонациональное государство". Организатором круглого стола была Российская демократическая партия "Наш выбор", которую представила И.Хакамада. В своем выступлении она изложила "новый курс современной власти - платформу демократической оппозиции".
На круглом столе большинством была представлена азербайджанская диаспора. Очевидно, что ставку делали на нее (на хорошую организованность азербайджанской диаспоры г. Москвы и, что не менее важно, ее материальные возможности). С такими слагаемыми голос диаспоры может быть услышан не только в Москве, она способна будет влиять на "политический климат" на Родине.
Присутствовали также представители северокавказских республик: Ингушетии, народов Дагестана и даже цыгане, на которых организаторы, вероятно, рассчитывали в "идейно-бойцовском" плане. Заседание стола открыло выступление И.Хакамады и сопровождавших ее экспертов: руководителя "Организации русских мусульман" Г.Джемаля и Директора центра стратегических исследований религии и политики современного мира М.Шевченко. Приглашенные глава Комитета по международным делам Совета Федерации Р.Г.Абдулатипов и ученый секретарь Московского центра Карнеги В.Малашенко, к сожалению, отсутствовали. Особенно хотелось услышать выступление В.Малашенко, который в последнее время, к сожалению, теряет научный интерес к религиоведческой тематике. Вслед за Хинштейном, в его выступлениях чаще звучат резкие, почти воинствующие "разоблачения", адресованные северокавказским лидерам.
Цель круглого стола, очевидно, заключалась в том, чтобы через национально-этнические организации, партии и движения, диаспоры и общины реанимировать представления о национальной дискриминации, поднять голос притесняемого меньшинства. Идея, бесспорно, благородная, если бы не подпитывалась бессменными революционными лозунгами о "свободе и правах личности, равноправии и справедливости" и т.п. Вообще призывные обращения к нациям и этническим меньшинствам - метод отработанный и всегда оправдывавший себя в политике.
Так или иначе, вектор политической активности либералов вновь направлен на Кавказ. На новом витке "реабилитации идей либерализма" снова все начинает "сгущаться", концентрироваться вокруг северокавказского региона. "Современных кавказоведов" опять стали "заботить судьбы народов Кавказа, а также их лидеров".
Надо отметить, что этнос, этнические группы значительно превосходят все иные социальные образования по степени социально-политической активности. Феноменальная мощь этноса основывается на национально-этническом сознании, продуктом которого является этническая идентичность (а это, прежде всего, ценности, символы, в том числе территориальные и мн.др.), основной проводник политизации этнических групп. Политизация этничности обеспечивает высочайшую степень групповой мобилизации, практически не достижимую в рамках иной социальной общности. Забота об этнических и национальных меньшинствах "щедро окупается" (управляемый электорат, "резидентурная оппозиция" и т.п.).
Известно также, что современных российских либералов не занимали проблемы наций, этносов (как и вообще либеральную теорию), даже в самые тяжелые времена межэтнических конфликтов, "полыхавших" преимущественно на Юге страны. Это и понятно, либеральная теория отстаивает "саму ценность индивида", "права человека" не иначе как в оппозиции к государству, таков исторический метод - быть всегда в оппозиции выгодно.
Следует заметить, что российским правозащитникам никогда не было дела до этносов, народов, с какими бы чаяниями к ним последние не обращались, обманываясь "словоблудием о правах человека". В период разгара "антикавказской истерии" где-то опять затерялся голос защитников прав человека. Индивид индивидом, а либералам нельзя без масс, именно без массы, "просвещая" и "защищая" которую можно делать большую политику.
"Новый курс современной власти - "демократическая оппозиция" партии "Наш выбор" ничего нового в методы борьбы за власть не привнесла. Попрежнему извлекаются из этнической среды "мутирующие" субъекты, толком не ведающие о либеральных принципах, привлекаются разбогатевшие "люди-мира" различных национальностей, призванные отработать приобретенный капитал и защитить идею, которая "выше представлений о мире на малой родине".
В начале 90-х гг. российским либерал-демократам удалось- таки "оживить" историческую память этносов, актуализировать этнотерриториальные проблемы, обострить межнациональные отношения, политизировать и мобилизовать этносы в своих интересах.
С конца 80-х и, особенно, начала 90-х гг., - период, который еще не история, именно либерал-демократы не только активно поддерживали различные национальные и националистические движения в регионах РФ, но и всячески помогали им в идейно-тактическом плане. Тогда на арену общественно-политических движений вышли всевозможные: "зеленые", полуполитические организации, отстаивающие идеи возрождения языка и культуры, требующие реабилитации репрессированных народов, территориальной реабилитации, декларирующие идеи сепаратизма и мн.др. Кто и что из всего требуемого получил? Какие возрождения и реабилитации?
За десятилетия российские люди испытали на себе чудовищные эксперименты межнациональной, межэтнической травли, всеобщее обнищание, к которому можно было прийти только при полной "отключке государства". Все происходило на фоне не терпящих обсуждения модернизаций в области экономики и социально-политической сферы. Об этом немало писалось, но писать по-настоящему только начали, поскольку так называемая модернизация России начала 90-х гг. это преступление против российского общества и государства.
Либералы в некотором смысле каются, но идут дальше.
В поисках дополнительного "политического ресурса" они проявляют "кровную заботу о судьбах наций, о президентах, возглавляющих республики, с которыми нужно вести "мирную борьбу", посредством митингов и различных массовых смут. Обращаются к диаспорам, мигрантам, с привлекательными обещаниями проявить заботу об их трудоустройстве, правах. От всех требуется лишь сплотиться под знаменем Российской демократической партии "Наш выбор", поддержать ее программу. Сплотиться следует везде: в Москве и в регионах.
В ходе обсуждений за круглым столом национального вопроса достигнуть объединяющего участников накала не удалось. Никто не высказался об угрозе национализма, несмотря на то, что в российском обществе, действительно, существуют серьезные проблемы в межнациональных отношениях, проявившиеся как следствие либеральных реформ.
Тем не менее, дискуссия оживилась выступлением известного политолога М.Шевченко, который своим эмоциональным настроем решил достучаться до присутствующей горской интеллигенции. Он отметил, что хорошо знает Кавказ. Кстати сказать, за последние 5-7 лет, действительно, появилось немало "знатоков Кавказа", и даже рожденных и выросших в тех краях. Ведь нелишне вспомнить, что в начале 90-х гг. в научно-политических кругах сложилась парадоксальная ситуация: в разгар межэтнических конфликтов на Северном Кавказе и военных событий в Чечне научные центры, ученые, политики вдруг обнаружили, "что, оказывается, Кавказа мы не знаем, и кавказоведов в России почти нет". И это притом, что еще с середины XVIII в. Российское Географическое общество занималось изучением народов, населяющих Империю, не говоря уже о хороших советских этнографических школах Москвы, Ленинграда и Тбилиси.
Сейчас ситуация радикально меняется. М.Шевченко, к примеру, родился и жил в Дагестане, тем не менее, с присутствующими представителями дагестанских народов понимания у него не получилось, надеюсь, пока. Эксперт стал рассказывать о ситуации в Дагестане, о множестве межэтнических проблем, готовых "взорваться", о том, что представители одних этносов дискриминируют другие, что со всем этим пора разобраться. В конце концов, М.Шевченко заговорил о том, что: "…национально-территориальное деление Кавказа - проблема болезненная, и делать вид, что всех все устраивает невозможно, территориальное устройство надо менять", - заявил он. (Почти также начиналось в начале 90-х гг.! - А.Ф.).
Сказанное вызвало у большинства участников тяжелое, затяжное молчание, у других вопросы. "Уважаемый Максим Леонардович, в начале 90-х гг., когда вся власть в стране находилась в руках либерально-демократических сил, был "отработан" один проект территориального устройства на Северном Кавказе, так называемый "Закон о реабилитации репрессированных народов", который включал и территориальную компоненту. Мы хорошо помним, чем закончился для северокавказских народов "долгосрочный проект" восстановления территориальной справедливости. С подачи либералов, более десятка лет два братских народа ингушский и осетинский живут, мягко говоря, во взаимном напряжении. Каков ваш новый проект?
- "Снять все границы;
- ввести прямое президентское правление на всем Северном Кавказе, отодвинуть все, что связано с этническим на задний план, придумать общее дело", - выпалил М.Шевченко. Ну вот! Это почти локальная модель стремительной глобализации "в отдельно взятом регионе"!
Ввести прямое президентское правление… . Удивительно, еще совсем недавно в Ингушетии некоторыми людьми, совершенно далекими от понимания таких вещей как "прямое президентское правление", озвучивалось это "правление". Совпадение это, или слова, произнесенные М.Шевченко, целенаправленно оседают в сознании тех немногих, которых легко убедить, что "права и всеобщую справедливость", а может и еще что-нибудь, они обретут, выйдя на митинги, поддерживаемые теми, кто исторически "защищая угнетенных от произвола", извлекал для себя конкретные политические выгоды.
Интересно, кто-нибудь, где-нибудь в РФ жил на территории прямого президентского правления? Кто может рассказать об опыте такого правления? Кто-нибудь знает, какими должны быть управленческие структуры, как они строятся, как будут работать в условиях прямого президентского правления. Вопросов много.
Тема прямого президентского правления нередко обсуждалась, в основном в связи с Чечней, однако даже в этом случае никто толком не знает, что это такое. Это новая юридическая форма правления, о которой многие говорят, но вводить где-либо никто так и не решался, не наблюдалось случая, чтобы и Президент В.В.Путин где-либо это озвучивал.
Если обратиться к юристам, то они объясняют также. Очень трудно понять, что такое прямое президентское правление - ибо это не правовой термин. Если же имеется в виду порядок подчинения структур власти непосредственно президенту или лицам, которые они назначают, значит, это относится к Закону о чрезвычайном положении (С.Юшенков).
Таким образом, чтобы действовало прямое президентское правление, сначала нужно ввести чрезвычайное положение (разумеется, со всеми вытекающими отсюда условиями: усиленный режим работы органов ВД, ФСБ, армии и т.д.). Зачем на Северном Кавказе чрезвычайное положение? Чтобы искусственно создать социально-психологическое напряжение, дестабилизировать обстановку, к примеру, в Ингушетии. Вопреки упорным стараниям многих "экспертов-кавказоведов", "ученых-секретарей", Президент Ингушетии М.М.Зязиков уверенно держит свой курс на стабилизацию и мир. В сложных региональных условиях, он решает проблемы экономического и социального развития республики, трудоустройства населения, обеспечивает людям возможность трудиться на земле. В этом направлении сделано немало.
Уважаемый И.Малашенко, обращая внимание на ваши попытки сделать политический анализ ситуации в Ингушетии, можно с грустью отметить - в науке вы более способны, оставайтесь же в этой сфере, хотя бы и делали через нее политику. Наука все же живая сфера, обладающая совестливостью. Политические технологии не ваша стезя. Вяло раскручиваете "головную боль" России - Северный Кавказ (опять же, не то, что Хинштейн). Ваши политические прогнозы "неряшливы". Несерьезно, исходя из разговоров с двумя, тремя гражданами Ингушетии, которые якобы критически высказались о республиканской власти, создавать не только реальную картину жизни в республике, или рейтинг президента, но и прогнозировать события в Ингушетии. Недовольные властью, пусть и не один десяток людей, в любом обществе - это явление нормальное. Поэтому "Исламские ориентиры Северного Кавказа" - это ваш лучший "прогноз", как бы к нему не относились.
М.М.Зязиков - человек не из числа "кабинетных каплунов", его биография, начиная со студенческих лет, до зам.министра безопасности Республики Ингушетия (1992-1996 гг.) и зам. начальника УФСБ РФ, а затем члена комиссии Совета Федерации Федерального Собрания РФ по проблемам Северного Кавказа достойная и открытая. Он является Председателем Ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ Южного федерального округа "Северный Кавказ". Наконец, незаурядный ученый, кандидат философских наук, работы которого с удовольствием читаются и рецензируются в МГУ им.М.В.Ломоносова.
Нарочито игнорировать успешную деятельность М.М.Зязикова, его старания создать реальный мирный и созидательный климат не только в Ингушетии, но на всем Северном Кавказе, не видеть это, значит, задаться целью "конструировать иную реальность", утрируя только негатив, что называется, работать на "заказ".
Ингушетия не спеша, но уверенно развивается и крепнет. Сегодня ее не только не лихорадит (несмотря на то, что прилагаются усилия сотрясать республику) стараниями своего лидера, она обретает политическое сознание, культуру организованного политического субъекта. Вместе со всем российским народом Ингушетия достойно пережила тяжелые времена так называемых социально-экономических реформ. В трудные для чеченского народа годы, именно стараниями президента Ингушетии и народа была оказана всесильная поддержка братскому народу Чечни; несмотря ни на что, ингуши первые пошли навстречу осетинскому народу и призвали простить взаимные обиды.
Ингушетия открыта сегодня для многих народов и национальностей, готова принять их у себя, и в этом ее великодушие и сила. Не искушенный в политических играх народ учится отличать политическую ложь, витиеватые, наводящие тревогу, панику и страх слухи от истинных идей, связанных с их лучшими традициями, ценностями и верой в будущее своего народа, российского государства. Таковы социально-политические и духовные ориентиры, которые ставит перед народом М.М.Зязиков, несмотря на старания тех, кто "носит жизнь наизнанку".
В культуре любого народа существует проверенный подход - если достойного лидера, талантливого человека посторонние стараются очернить, это должно настораживать. Поскольку в жизни зачастую бывает, наоборот, перед народом оказывается действительно надежный человек. Через "маленького человека" пытаются поднять смуту против него. Но у "маленького человека", за которым нет правды, не может быть и большой смуты, народ за ним не пойдет, тем более не доверит ему свою проблему, к примеру, Пригородного района. Он ее доверит только главе республики М.М.Зязикову. Надо понять, уважаемый В.Малашенко, что народ уразумел: на "майдане" судьбоносные для народа вопросы не решаются! А про оппозицию вы правы, оппозиции в вашем видении на Кавказе не будет, исходя хотя бы из известных вам социально-культурных и религиозных оснований. Единственный аргумент, заслуживающий внимания, так это то, что "Кремль не однороден, - как вы отмечаете, - и там много разных башен", некоторые из которых и будоражат Кавказ, потому что Северный Кавказ, уважаемый А.Малашенко, не "боль России", а прекрасная "жемчужина в короне Российского государства", которая всегда привлекала "ценителей драгоценных камней".
Возвращаясь к рекомендации М.Шевченко о совершенно неизвестной, не отработанной ни в теории, ни на практике в современной России модели существования безграничных субъектов, в частности, Северного Кавказа. Известно, например, что в Швейцарии между немецкими, французскими, итальянскими кантонами (территориальные единицы) существуют границы. Более того, жителю немецкого кантона, или какого-то иного, вовсе не обязательно знать (если он так пожелает) язык другого соседнего кантона и это не является поводом для взаимных обид, не говоря уже вражды. А разве на Кавказе было по-иному, существование множества языков, никогда не являлось основанием дискриминации одного народа другим, а этнические границы не становились причиной для вражды между народами, вопреки некоторым "лихим научным текстам". Современные границы субъектов РФ ничему не мешают, и дело вовсе не в них.
Управленческие модели на Кавказе, как и в других странах мира, в Израиле, например, во многом обусловлены исторической и культурно-религиозной спецификой, за счет которой в обществе в определенной степени обеспечивается стабильность. Соответствующая специфика учитывалась в национальной политике Царской России. И сегодня В.В.Путин акцентирует внимание на этнокультурных и этнорелигиозных аспектах как особо важных обстоятельствах, без учета которых невозможны демократические преобразования в России и ЮФО.
Такова и политическая позиция М.М.Зязикова (а кто сказал, что она должна расходиться с политикой главы Российского государства?). Понятие границы такое же древнее как самосознание этносов, и прошло длительный путь от природных маркеров до законченных лаконичных формулировок и символов. Данный политико-географический феномен всегда существовал, развивался и изменялся во времени в сторону более жестких характеристик.
"Отмена границ" между республиками Северного Кавказа, или где-то еще, как предлагает М.Шевченко, неизвестный, интригующий проект, но если гипотетически допустить это, то каковы прогнозы? Или уже все равно, какими бы они ни были. Народу не привыкать.
Надо учесть, что любой народ, этнос, наконец, люди сами по себе, всегда стремятся маркировать (метить) пространства своего расселения. Этнос - это всегда сложный комплекс идентичностей и исторической памяти. Не получится, раз! И "отодвинуть", "затушевать" все этническое, границы в том числе. Не будет республиканских границ, люди будут стремиться маркировать границы исторического этнического расселения. Вы силой остановите их, или "придуманное, привнесенное общее дело" отвлечет их от процесса самоорганизации?
Необдуманные, скоропалительные решения по снятию границ могут привести к еще большей дестабилизации на Кавказе, появлению множества новых, неизвестных этно-националистических, этнорелигиозных группировок, движений. Их многообразие и идейная разобщенность послужит "благодатным основанием", материалом для очередных политических манипуляций на Северном Кавказе.
Под необоснованных, предвзятых выступлений, публикаций "знатоков Кавказа" М.М.Зязикову приходится выстраивать стратегии управления республикой. Не кому другому, как ему, пришлось решать проблемы сопредельных республик: многотысячных беженцев из Чечни и Осетии, их обустройство и безопасность. На фоне непрекращающихся попыток активизировать террористическую деятельность, стремлению определенных политических кругов втянуть Ингушетию в сферу международного терроризма, он упорно противодействует, нередко рассчитывая только на свои силы. Позиция М.М.Зязикова для многих знаковая, он принципиально против того, чтобы камуфляжная форма была повседневной одеждой ингуша, а также других народов Кавказа. Это прекрасно понимают те, кто не хочет мира на Кавказе.
Его усилия направлены на преодоление застойных процессов в социально-экономической сфере прошлых лет, на создание целенаправленных программ развития образования, здравоохранения, науки, с учетом требований времени. Несмотря на существующие сложности, идет процесс привлечения отечественных и зарубежных инвесторов. Наконец, глубокого признания заслуживает миротворческая деятельность М.М.Зязикова на Северном Кавказе, неоднократно отмеченная зарубежными наблюдателями.
Не замыкаясь в пространстве "Трех башен" (Центральный Северный Кавказ), его политическая деятельность как Председателя Ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ ЮФО направлена на интеграцию народов, на тесные социально-экономические взаимодействия, на формирование представлений регионально-культурного единства.
М.М.Зязикову присущ особый дипломатический стиль молодого политика нового поколения. Человека открытого, конструктивного, вместе с тем работоспособного, настойчивого, порой и жесткого. Широта политических взглядов, демократизм мышления органично сочетаются в нем с природной (национальной) способностью к публичной культуре к решительному и конструктивному диалогу, независимо от поставленных перед ним задач.
Новое поколение современных политиков - это далеко не только технократы, но по-прежнему высокогуманные личности, призванные защищать уникальность и самобытность народов в сложную эпоху кризисов: от глобальных до личностных.

Ф.АЛБАКОВА,
доктор философских наук, г. Москва


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru