новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 38 (9560); суббота, 16 апреля 2005 года

ЗАЩИТНИКИ РОДИНЫ

ВЕЛИКАЯ Отечественная война опалила своим беспощадным огнем не одну ингушскую семью. В доме 72-летнего жителя Малгобека, ветерана тыла Магомеда Ялхороева, нам поведали еще один рассказ о том, какой дорогой ценой был завоеван защитниками Отечества бесконечно желанный мир…
Ялхороевы потеряли в период Великой Отечественной войны отца Эдельби и старшего из двух сыновей – Хизира. В ряды Советской Армии Хизира призвали еще в 1938 году – по повестке Пседахского районного военного комиссариата. Весной 1941 года – за два месяца до начала войны - он получил отпуск и прибыл в родное село Сагопши. Парень возмужал, ему очень шла военная форма – каждый сельчанин провожал его одобрительным взглядом… Магомед тогда был восьмилетним мальчиком. Конечно, он очень обрадовался приезду старшего брата и до сих пор (!) помнит его подарок. Точилка для карандашей в те времена была редкостью…
Когда Хизир уезжал на службу, то обратился к младшему брату с такими словами: “Я учусь на офицерских курсах, хочу стать военным. Знаю, ты будешь по мне тосковать, но потом поймешь, какая у меня важная профессия…”
После этой встречи с родными никаких вестей от Хизира они не получали… Правда, родственники знали, что он служит в Литовской ССР, в г. Паневежис. К счастью, осталась семье на память его фотография, на которой он запечатлен вместе с девушками - сослуживицами…
Более полувека Магомед Эдельбиевич искал сведения о своем брате, пропавшем на войне без вести. Действенную помощь в этом оказал ему руководитель поискового центра “Подвиг” Межгосударственного Союза ветеранов и Вооруженных сил Степан Савельевич Кашурко. Это он послал запрос в Центральный Ордена Красной Звезды архив Министерства обороны РФ, откуда и был получен ответ.
Оказалось, что 24-летний Хизир Ялхороев погиб на третий день войны при выполнении боевого задания. Он служил рядовым в батальоне, охранявшем военный аэродром. “22-24 июня 1941 года, - говорится в архивном документе – аэродром подвергался интенсивным бомбардировкам немецкой авиацией…”
Хизир проходил службу в 109-м батальоне аэродромного обслуживания 7-й отдельной армии. Авиаполк, который обслуживался этим батальоном, с 22 по 24 июня произвел 103 боевых вылета. При отходе батальона с линии фронта без вести пропало и погибло 289 человек личного состава. В их числе был и Хизир Ялхороев. Архивный документ свидетельствует: “В сложной боевой обстановке первых дней войны, во время массированного удара немецкой авиации по аэродромам Паневежис и Скварбай, при мужественном исполнении боевой задачи, 24 июня 1941 г. погиб стрелок 109 БАО, рядовой Ялхороев Хизир… Похоронен в г. Паневежис, местечко Паестис, 100 метров севернее дороги до Каршуновки”.
Не сбылась мечта отважного ингушского парня вернуться в родное село и обнять своих близких – отца, мать Бацо, четырех сестер, младшего братишку. Вслед за этой горькой утратой Ялхороевы потеряли и главу семьи…
ОСЕНЬЮ 1942 года фронт перешагнул границы Чечено-Ингушетии. Гитлеровские войска рвались к Грозному и дальше – в Закавказье. Фашисты надеялись завладеть грозненской и бакинской нефтью. Десанты опытных альпинистов пытались перерезать горные дороги и перевалы. Однако напрасно гитлеровцы верили в полный успех своей оккупационной политики. Тяжелые кровопролитные бои в районе Малгобека и на левобережье Терека завершились полным провалом гитлеровских планов. Дорога к Грозному была закрыта. Поражение фашистов в бассейне Терека было обеспечено мужеством не только советских воинов, но и самоотверженных жителей Малгобека. Когда потребовалось оказать сопротивление общему врагу, мирное население проявило истинную солидарность. При обороне города плечом к плечу со взрослыми встали не только подростки, но и дети…
Девятилетний Магомед Ялхороев рыл окопы вместе со своим отцом Эдельби. До сих пор этот умудренный жизненным опытом человек волнуется, вспоминая страшное военное время: “17 сентября немцы вошли в Сагопши. Одна половина нашего села оказалась занятой советскими войсками, другая – немецкими захватчиками… После обеда к нам во двор заскочил наш солдат, раненный в руку. Он срочно нуждался в помощи.
Мой отец подал солдату стакан воды, сделал ему перевязку…”
…А в это же время вовсю грохотали дальнобойные пушки. Атакам со стороны врага подвергалась обширная территория района – от “верхнего” Малгобека до села Эльхотово. Именно тот осенний день был последним для патриота родной Ингушетии Эдельби Ялхороева. Попрощавшись с раненым советским бойцом, он снова направился к окопам и по дороге… был убит. В памяти младшего сына отец остался очень добрым и бесстрашным человеком, настоящим героем своего времени.
Находиться в своих домах под обстрелами было небезопасно, поэтому сагопшинцы приняли решение покинуть село. Бацо со своими детьми присоединилась к землякам, укрывшимся на три месяца в лесу. Впоследствии, узнав о гибели Эдельби, за ними прибыли родственники из села Базоркино. Они забрали Бацо и детей к себе, проявляли о них заботу. В 1943 году Ялхороевы уже находились в родном селе. Магомед хотел продолжить учебу в школе, но февраль 1944-го разрушил жизненные планы всех ингушей – не только целеустремленного подростка… Ингушский народ был депортирован.
Мать и пятеро детей оказались в колхозе “14 годовщина Октября” Павлодарского района Павлодарской области. Единственный мальчик в семье Магомед взял на себя новую взрослую роль – теперь уже кормильца. Устроившись в колхоз, он трудился из всех сил: пахал, сеял… Хозяйство производило расчет с работниками лишь в конце года, а кормить семью надо было ежедневно. Приходилось собирать колоски пшеницы, мерзлую картошку. Так и выживали – вплоть до 1951 года, когда старательного паренька направили на курсы механизаторов. Окончив их, он вернулся в колхоз уже с приобретенной специальностью.
1954 год принес небывалый урожай труженикам Казахстана, а Магомеду Ялхороеву – славу одного из лучших павлодарских комбайнеров …
В драматический период высылки Магомед и красивая девушка Мадина создали свою крепкую семью. Один за другим родились шестеро сыновей…
Эти славные люди наравне с другими соотечественниками перенесли немало лишений. Сегодня их дом – в Малгобеке. Труженик тыла Магомед Эдельбиевич еще и ветеран труда. 28 лет он работал водителем такси в Малгобекском АТП. Среди его многочисленных наград – поощрение Президиума Верховного Совета РСФСР. Это именные часы , врученные ему в 70-е годы за участие в уборочной кампании, проведенной в Калмыкии…
Магомед Эдельбиевич – уважаемый человек в родной республике. Он еще и член общественной организации “Даймохк”. Часто общается с молодежью, особенно призывного возраста, ориентирует новое поколение соблюдать традиции своего народа и, конечно, беречь Родину. Интересно, что сам он усвоил уроки нравственности поистине с “молоком матери”… Бацо, мать Магомеда, приходилась родной сестрой известной исторической личности дореволюционного периода – человека, посвятившего всю свою жизнь борьбе за справедливость, выразившейся в отчаянном сопротивлении царизму…
У Магомеда и Мадины Ялхороевых 18 внуков и внучек! Это огромная семья, основа которой – высокая мораль. Сыновья усердно трудятся, снохи создают в домах уют и атмосферу гостеприимства, многочисленные внуки овладевают знаниями в школах и российских вузах.
ЭДЕЛЬБИ и Бацо давно нет в живых. Но их благородные образы остаются в памяти потомков. Удивительно, но появлению на свет членов семейства Ялхороевых предшествовала случайная встреча молодого ингушского джигита и юной чеченской горянки. Это произошло в тот давний день, когда Эдельби возвращался из чужого села: соблюдая прекрасный обычай “белхи”, он помогал землякам в строительстве моста. Тот мост оказался символом счастья большой кавказской семьи…

М.АМИРОВА,
г. Малгобек.
На снимках: Хизир Ялхороев (фото 40-х годов); Магомед Ялхороев в период работы в Малгобекском АТП и один из его сыновей Гирихан…



Информирован – значит вооружен

«Проблема наркомании глобальна в масштабах страны и мира. Но злу можно и нужно противостоять.
«Кто информирован – тот вооружен», – считает ректор ингушского филиала Северокавказского технического университета (СевКавГТУ) Муса Гулиев.
В минувший понедельник в этом вузе состоялся «круглый стол» на тему «Молодежь Ингушетии против наркотиков».

Для обсуждения этой актуальной проблемы на мероприятие были приглашены представители государственных органов власти, специалисты в области профилактики наркомании, а также представители духовенства и общественности. Студенты СевКавГТУ, а также сам ректор в своих докладах на «круглом столе» анализировали ситуацию с распространением наркомании, акцентируя внимание участников мероприятия на том, что, в конечном счете, наркотики ведут к деградации личности, а между тем каждый наркоман - представитель общества, и оно не может оставаться в стороне от этой проблемы. Помимо докладов был подготовлен специальный стенд изобразительных работ студентов СевКавГТУ, на которых отображена пагубность «белой смерти». То есть, наглядное пособие.
В интервью корреспонденту «Сердало» ректор вуза сказал, что идея провести «круглый стол» по наркомании вынашивалась ими давно, и диалог на эту тему был запланирован в рамках плановых мероприятий на злободневные вопросы.
- Раз есть проблема – нельзя закрывать на нее глаза, думая, что нас она не коснется, - отметил Муса Гулиев. - К сожалению, очень часто получается, что общество несвоевременно реагирует на подобного рода явления социального характера, которые влекут за собой человеческие трагедии.
- Вы опасаетесь, в частности, за своих студентов?
-У нас такой проблемы, хвала Аллаху, нет. И надеюсь – не будет. Но хотим мы этого или нет, нам всем в той или иной мере приходится сталкиваться с этим, в прямом смысле, уродливым явлением. Регулярные мероприятия, диалоги, наставления по этой теме необходимы в мечетях, вузах, школах. Информация всегда полезна, тем более, когда речь идет о подрастающем поколении, о будущем народа, республики, страны.
-То есть, диалог, обсуждение одного из механизмов противодействия распространению наркомании?
- Можно сказать и так. Может цифры, факты, свидетельства о трагедии людей, употреблявших наркотики, заставят задуматься и родителей, и детей. Ведь не секрет, что именно молодежь влечет к острым ощущениям. А это сомнительное удовольствие приводит, к обезличиванию человека.
- Муса, Вы считаете, что у нас проблема эта стоит остро?
- По сравнению с другими регионами – нет. У нас и религиозные деятели противостоят распространению наркомании, и сильны традиции – беречь честь фамилии, семьи, почитать старших и т.д. Все это способствует нерасползанию наркомании. Но проблема есть. У нас достаточно свидетельств, как из-за наркотиков рушились семьи, дети оставались на попечении матери. Мы не можем мимо этого проходить.
- Наркоман – это все-таки больной человек или преступник?
- Здесь одно проистекает из другого. Наркоман, вследствие болезни (на жаргоне это «сесть на иглу») идет на преступление, чтобы добыть очередную дозу. Он становится уже социально опасным для общества человеком. Более того, он может быть подвергнут внушению со стороны экстремистов, террористов, и пойти против общества «с уверенностью», что оно живет не так. Мы такие факты знаем. Учитывая непростую обстановку на Юге России, надо и на это обратить внимание. «Круглый стол» по профилактике наркомании – одно из запланированных нами, как я сказал выше, мероприятий. В ближайшее время мы намерены обсудить в вузе проблему межнациональных отношений.

Х. ПЛИЕВ



Тайны языка Нахов

(Продолжение. Начало в №22,24,36)

Иман! Дунен ираза лард, наьха къахетам, къаман барт, хьиспаца хьехам бола къонахий, иман бартан буту карт.

В исторической памяти любого языка самим естеством заложены два принципа его существования. Первый - суть его существования и душа языка, это звуки. Второй - условия существования и инертность языка, это смысл, чьим естественным катализатором являются импульсы, или как мы их называем “фатоны” света. Само понятие душа подразумевает существование некой первородной звуковой системы коммуникации между сотворенной Богом жизнью, где заложенный у изначалия набор звуков обладает, как и свет, естественной генетической бесконечностью. Эти две константные величины являются формулярами зарожденной и изначалия сети естественной коммуникации биологической жизни. Генетический код или звукосветовая программа, подключающая биологическую жизнь к этой глобальной сети, - о которой мы говорили в предыдущих публикациях, явление абсолютно новое как и в истории человечества, так и в мировой философии. Присущая каждой единице сотворенной жизни звукосветовая программа, озвученная библейским пророком Адамом, при овеществлении всех живых тварей, созданных Богом, - еще до сотворения нашей праматери Евы - является генетическим кодом всего человечества. Сотворение же из ребра Адама после озвучивания этого кода библейской Евы предопределяет естественную закономерность существования двухполой фомы биологической жизни. Ибо для генерирования шифрованных генетических кодов, вдуваемых естеством в зарождающуюся жизнь, необходимы особые условия, которые может обеспечить лишь чрево матери. Смысл овеществления устами пророка Адама всех живых тварей обуславливает объединенность генетических кодов биологической жизни в общую звукосветовую программу глобальной сети коммуникации. Отсутствие этой естественной программы в виде упомянутой звуковой сети вокруг земного корабля перечеркнула бы возможности изобретения людьми телефона, «Мегафона» и интернета. Тепло и холод, являясь условными формами света, выдерживая в силу естественного фактора определенные параметры, воспринимаются нами как существование и суть Вселенной. Отсутствие этого света, где главным исто чником является солнце, значило бы конец земле, но не всей Вселенной. Существование таких же определенных ограничений естественного характера для звука – несомненный и установленный факт. Низкочастотные и высокочастотные звуки, невоспринимаемые нами, доступны для некоторых особей и форм животного мира.
Инфокрасные лучи, удерживаемые биосферой, губительны и для людей, и для всего живого. Однако, небезопасные для человека две крайние степени звука удерживаются самой природой человека. Для этой защиты естество не имеет, подобно биосфере, внешние факторы безопасности. Наличие звука и иммунитета, защиты от его негативного воздействия в самой природе человека обуславливает некое единство звука и биологической жизни. Естественная защита в виде биосферы от негативного воздействия самого естества, чем является свет и ее источник - солнце, отделяет мир живой природы от некоего естественного единства. Этим обуславливается условная промежуточность между кодами земного бытия и пространств планет. Подобно цепной реакции расщепленного атома, гирлянды планет и галактик приводят в движение заложенные в них звукосветовые программы. При всей кажущейся стационарности существования каждой единицы бесконечной Вселенной, в силу этой невидимой сети программ они формируются и существуют как единый организм. Сделанная где-то вовне уменьшенная модель этой Вселенной земля как бы вставлена в вечно умирающее и возрождающее мироздание. Она, защищенная этим единством, существует внутри него независимо и стационарно, подчиняясь своим индивидуальным земным правилам и законам. Правила, являющиеся условной систематизацией светозвуковой программы земного бытия, подчинены времени. А законы, как суть этой систематизированности, ведомы звуком. Существование обоих особенностей нашего бытия, времени и звука материально овеществляет присутствие главного индивидуального качества земли - воздуха. Вакуум, как суть “небытия”, абструкционирует как время, так и звук. Единство этих трех измерений, определяющее существование жизни на земле, защищает несколько естественных слоев в виде биосферы и ноосферы само естество от самого себя. Однако, в определенные промежутки времени корректировкой этих условных правил занимаются все близлежащие большие и малые планеты. К таким естественным инспекциям земных правил и законов можно отнести так называемое явление “па рад планет”. Именно на пике этих глобальных событий во Вселенной происходит восшествие малых и больших пророков. Пересечение биофизических полей многих и многих звуко-световых программ, наряду с солнечной активностью, генерируют на земле противостояние и естественные катаклизмы. Если во внеземной вакуумной среде пространств клавиатурой шифровки вышесказанных программ являются свет и тьма, то на земле эту роль играют воздух и тепло. Заложенные в воздухе качественные особенности, являющиеся состоятельностью перед звуком, такие как способность взрывом превращаться в звук, противопоставляет их времени. Этим обуславливается время как некое состояние, а звук и воздух энергией этого состояния и ее суть. В силу этой особенности время - вакуум, а звук и воздух ее наполнение. Безусловно, наше повествование, основанное на реальной информации, существующей в реально здравствующем нахо-русском языке, ближе к истории, чем к философии. Философия быта и человеческого миро-порядка, на чьих религиозно-мировоззренческих интерпретациях возникла древнейшая наука халдеев, уникальна и многогранна. Эта базовая изначальная часть мировой философии, не обозначенная писаной мировой историей и является тем “феноменом”, про который мир говорит как о “загадочной душе” руссо-нахского народа. Объединение автором этих двух на первый взгляд совсем разных народов не случайность, а историко-генетическая закономерность, которую с научной объективностью констатирует матричный звуковой язык. Упомянутая нами ранее “охазаренная” письменность руссов на основе глаголицы, словно звуковой призрак, парит в языке нахов. Имеющий ярко выраженные индивидуальные особенности рисуночный алфавит из двадцати букв и тринадцати знаков-символов в нахском языке не что иное, как канувшее в небытие письменность руссов. Этот алфавит, выдержав многовековую резервацию, сохранился в нахском языке, благодаря матричным звуковым формулам, которые содержат четкую лингвистическую инструкцию моделирования звуковых рисуночных знаков в четырех измере­ниях. Так как язык руссов сформи рова н на базе трех языковых наречий первочеловеческой общины, как языковой эталон, в его основе заложены лишь звуковые формулы, комментирующие способ и методы стилизации мысли. Поэтому звуки и звуковые комбинации, содержащие смысл изначальности процесса сотворения, такие как “слово”, “символ”, “народ”, “дом”, “отчизна”, “человек” и другие, не имеют точных эквивалентов в языке руссов. А те этимологические ссылки на пресловутый индоевропейский язык и промежуточные языки - греко-римский и латинский, если не сказать абсурд, то по крайней мере домыслы. Казалось бы, зачем переводить на изобретенную греческими миссионерами Кириллом и Мефодием письменность-инкогнито, русские звуковые форматы “слово” и “слого”, чтобы обратно возвращать завуалированные мифические звуковые звукоформаты. И почему истинно русские выражения-афоризмы “Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь”, “Язык мой враг мой”, “Голосок тонкий, как волосок” не остались на родине изобретателей этой космогонической письменности, если она была истинно русской. В отличии от греческого или любого другого языка, язык нахов при этимологизации русских слов дает 100 % исчерпывающее овеществление заложенного в языке руссов смысла, раздевая каждое слово до последнего звука. Что, безусловно, дает нам право с уверенностью предполагать общность основы этих безымянных народов, даже в отличие от тех, которые родились в обозримом прошлом. Матричный язык моделирует однобуквенные или двубуквенные модули с одним из гласных знаков на ингушском языке и на неизвестном мне языке, - скорее всего это финикийский, а потом через чеченский язык модернизирует модули на русский, меняя смысл заданного знака на его расшифрованное значение. Поэтому языки чеченцев и ингушей, хотя и имеют почти одинаковое смысловое произношение, но озвучивание обретает индивидуальные качества. Скорее всего эти особенности и имел в виду И . Пантюхов, считая прародителями ингушей не чеченцев, а татов и халдеев. И. Пантюхов продолжает далее: “Следует заключить, что из Сирии под предводительством Киста приш ли халдеи и айсоры, а из Персии - представители коренной персидской народности - таты”. Выдвинутая им гипотеза о тождестве ингушей и айсоров была ближе к истине, однако айсорами надо считать не ингушей, а нахо-русский народ. Притом айсоры пришли не из Сирии, а в Сирию из некогда существовавшей страны медведеподобных людей, по крайней мере, таковыми считали они себя.
При этимологизации формата Айсор через матричные звуковые формулы моделируется смысловая система, повествующая о существовании некой общины, обитавшей в чреве зимы и именовавшей себя как люди медведя. Высказанная нами ранее гипотеза о упущенной из виду мировой историей “четвертой эпохи”, то есть “эпохи медведя”, господа-ученые, не бред и фантазия автора, а факт, констатируемый звукоязыковыми матрицами материнского языка. Из-за этого неразвязанного узла мировой истории исходят все мытарства современных русских археологов, не знающих, к чему привязать доисторические находки, накапливающиеся день ото дня. Из-за своей невостребованности эти бесценные памятники доисторической эпохи, как и раритетные языковые формулы нахов, исчезают за горизонт безмолвия. Одни, оседая в музеях и частных коллекциях, служат орудием выколачивания огромных богатств. Другие, инкорнируясь за стенами именитых учебных заведений на Западе в джинна из лампы Аладдина, становятся орудием зомбирования наивного мышления безымянных народов в своей бесталанности. Однако, удивляет безграничная наивность генетически чисто русского ученого, верящего в свое позавчерашнее становление. Поиск корней, подобно нахам, где-то у черта на куличках, аж в Индии ставит закономерный вопрос, а кто же жил на этом огромном пространстве земли. И почему эволюция расцвета и упадка, формирующая другие народы, аннулирована на этом огромном участке земли. Все остальные народы падают и встают, объединяются и расходятся, а тут позавчера родились и все. Тогда кого проклинали арабы, с кем воевали древние греки и римляне, и что это были за “русские плащи”, около 778 г. фигурирующие в “Песнь о Роланде” (записи 12-14 вв.), и с кем воевали готы в 434-435 годы. Однако, господа, не логичнее ли искать ответ на это и другое у себя дома и рядом с домом, чем следовать на другую сторону земли лишь потому, что, дескать, мировая наука языкознания нарисовала себе некую этногеографическую схему. А где же критерий истинности, навязанных кем-то схем человеческого миропорядка, если в чера шняя история России становится фарсом на глазах очевидцев лишь потому, что это так видится кому-то там обиженному и оскорбленному. Господа-ученые, уважать свою историю не значит соблюдать общепризнанные правила мировой истории, а значит вести всесторонний поиск, не пренебрегая даже таким малым, как нахский народ. Следуйте за латинянами: “Ин минимус макимус деус” - “В самых малых величайший Бог”. В этом вся истина, а все остальное фантазия человеческой мысли, которая всегда работала во благо его обладателя, в том числе и в области всемирной истории.

Фукара1 ДЗАУРИ


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru