Наши партнеры:
Продвижение страницы в фейсбук как создать и раскрутить страницу. . чугунные трубы
новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  2 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 26 (9548); суббота, 19 марта 2005 года

Новый день «Ингушнефтегазпрома»

(Начало на 1 стр.)

- Раз Вы заговорили о Вознесеновском заводе, у меня вопрос, связанный с новой битумной установкой, которая в скором времени должна быть здесь запущена.

- Да, все мы помним, когда 31 июля 2003 года на базе данного предприятия впервые у нас в республике был запущен нефтеперерабатывающий завод, в этот день здесь побывал Президент нашей республики. Именно тогда впервые речь зашла о битумной установке, внедрением которой мы сейчас занимаемся. Предварительно была проведена большая исследовательская работа, была научно обоснована целесообразность запуска данной установки в наших условиях. Эту работу по заключенному нами с ним договору проводит Башкирский государственный институт проблем нефтехимпереработки. Сегодня мы изыскиваем средства для начала работ, в данное время специалисты из г. Уфы занимаются проектированием данного объекта. Намеченный срок проведения работ - семь месяцев, т. е. мы рассчитываем запустить битумную установку в конце текущего года. Как известно, сырьем для битума является мазут, поэтому как один из предварительных этапов к запуску стал мазутный цех, который уже сегодня имеется на заводе. Битумная установка будет давать следующую продукцию - это непосредственно дорожный битум, который необходим для изготовления асфальта, кроме того, компоненты дизельного топлива, которые мы также сможем использовать, и печное топливо (газойль), его мы рассчитываем реализовывать за пределами республики.

- А что сегодня производит Вознесеновский нефтеперерабатывающий завод?

- Действующая установка УПН-100, о которой я упоминал, сегодня производит следующую продукцию - это прямогонная бензиновая фракция (ПБФ), мазут и дизельное топливо, которым мы обеспечиваем Министерство сельского хозяйства республики и республиканское автотранспортное предприятие.

- В начале 2003 года в Малгобеке были сданы два жилых дома для нефтяников. Присутствовавший на открытии Президент подчеркнул, что жилье для нефтяников будет строиться и в дальнейшем.

- Да, мы планируем построить два жилых дома для своих рабочих – в Малгобеке и Карабулаке. Сегодня улучшение условий жизни нефтяников - это первоочередная задача, стоящая перед руководством концерна. Я знаю все проблемы наших нефтяников, как говорится, из первых уст. Каждую субботу в день приема по личным вопросам я выслушиваю большое количество людей - своих рабочих, а иногда и просто жителей Малгобека. У каждого из них свои проблемы. Кому могу помочь, конечно, помогаю. Но наша главная помощь - это наладить работу концерна таким образом, чтобы предприятие становилось все более прибыльным, использовать все имеющиеся у нас мощности, и тогда результат наших усилий, усилий рабочих концерна станет достоянием всей республики. Но для этого надо создать условия труда. С этой целью мы постоянно закупаем необходимое оборудование для работы, приобрели новую спецодежду для рабочих, даже такая на первый взгляд небольшая деталь – свежую прессу доставляют нашим рабочим еженедельно непосредственно на места. Это тоже забота о людях. Премии стали нормой на предприятии, такого рода поощрения людей играют большую роль. В самый лучший, на мой взгляд, праздник (улыбается), я имею в виду Женский день - 8 марта, мы всех женщин нефтекомплекса поощрили премиями в размере полутора тысячи рублей. Это тоже внимание, тоже забота. Также с нового года мы повысили заработную плату рабочим на 30 процентов.

- Скажите несколько слов о плане производственно-хозяйственной деятельности ОАО «Ингушнефтегазпром» на 2005 год.

- Основным в программе развития предприятия на 2005 год является использование внутренних резервов производства, весь комплекс организационно - технических мероприятий, направленных на стабилизацию добычи нефти. Прежде всего необходимы средства, которые мы изыскиваем на многие задачи - это капитальный и текущий подземный ремонт скважин, рациональная эксплуатация действующего фонда скважин, ввод в эксплуатацию скважин, находящихся в консервации. Работа по разработке новых месторождений, начатая в прошлом году, будет продолжена. Это новая скважина «Алханчурт», испытание которой мы наметили на конец текущего года. И это не единственная скважина, также на скважине «Серноводская» планируется начать разведывательное бурение в этом году. В программе намечен ряд мероприятий, которые до последнего времени не имели место в нефтеотрасли республики, но представляют для нас большой интерес и обеспечат долгосрочные перспективы. Мы начали расконсервацию сероводородных скважин, одна из них скважина №916. Должен отметить, это дорогостоящий процесс на сегодняшний день в мировой нефтяной промышленности. Но мы идем на эти затраты, чтобы увеличить добычу нефти, поскольку это наша основная задача, поставленная перед нами руководством республики. Современное производство не может развиваться без инвестиционных вложений. Инвестиционная политика нашего предприятия открыта, прозрачна, эффективна и, я уверен, перспективна. Сегодня мы сотрудничаем с английской, швейцарской, западными компаниями, которые в совокупности на сегодняшний день уже вложили в нефтекомплекс около пяти миллионов долларов.

- Назовите, пожалуйста, цифры по добыче нефти в этом году.

- В прошлом году было добыто 120 тысяч тонн нефти, в этом году намечено добыть 140-150 тысяч тонн, причем упомянутые мною новые скважины должны в новом году дать около 9-ти тысяч тонн нефти. Именно эта цифра запланирована в программе производственно-хозяйственной деятельности концерна на текущий год.

- Как осуществляется перевозка нефтепродуктов?

- В городе Карабулак на базе нашего нефтегазодобывающего предприятия введена в строй наливная эстакада. Именно отсюда вся продукция нефтекомплекса по железной дороге экспортируется в Новороссийск и далее по месту назначения. Весь данный процесс строго контролируется уполномоченными мною структурами и подразделениями. Десять процентов продукции поступает на Вознесеновский завод для нефтепереработки.

- На фасаде нового здания, в котором мы находимся, новая символика «Ингушнефтегазпрома».

- Мы создали условия не только для рабочих, но и для служащих концерна. Новое административное здание, в котором мы находимся, оборудовано новейшими технологиями. Да, у концерна сегодня новая символика, она разработана специалистами в Москве. В основу ее положена ингушская национальная символика, здесь как бы пересеклись древняя история и сегодняшний день нашего народа.

- С недавнего времени Вы являетесь президентом футбольного клуба «Ангушт».

- Это большая честь для меня. По личному поручению Мурата Магометовича Зязикова концерн стал спонсором нашей любимой футбольной команды. Я встречался с игроками и руководством «Ангушта». Я считаю эту команду очень перспективной. Уже заказана форма, экипировка для команды. Причем на майках футболистов будет символика концерна «Ингушнефтегазпрома». Думаю, это будет приятно всему нашему коллективу, всем нашим рабочим, что каждый из них внес лепту в будущее победы «Ангушта» . Сегодня игроки съездили на сборы в Кисловодск, сейчас находятся на сборах в городе Крымск. Также у клуба была задолженность по заработной плате, которую нам удалось погасить.

- А сами Вы в свободное время играете в футбол?

- Честно говоря, свободного времени очень мало. К спорту я отношусь с большим уважением, стараюсь поддерживать хорошую физическую форму, но что касается футбола, то здесь я больше болельщик, чем игрок. Думаю, такой симбиоз как «Ингушнефтегазпром» и «Ангушт» даст республике новые победы, новые результаты, новые свершения.

Материал подготовлен
пресс-службой концерна
ОАО «Ингушнефтегазпром»



Состоялся предметный разговор

На днях в Минсельхозпроде республики состоялось совещание по вопросам готовности ГУПов и сельхозкооперативов к весенне-полевым работам, на которое были приглашены руководители хозяйств Сунженского района.
- Мы вас пригласили сюда, - сказал, обращаясь к собравшимся начальник республиканского штаба по проведению сева яровых культур, министр сельского хозяйства Султан Гиреев, - чтобы вместе с вами обсудить положение дел, сложившихся в ваших хозяйствах, с тем, чтобы завершить сев вовремя и качественно. А положение дел на сегодняшний день таково, что 40% оставшейся пахоты под сев яровых культур в республике остается за Сунженским районом, на что прошу вас обратить серьезное внимание, чтобы выйти из этой ситуации без издержек и потери времени.
Яровой клин Сунженского района - 7508 гектаров, больше, чем в других районах республики.
Понятно, что сунженцам предстоит сделать многое, чтобы завершить посевную кампанию в отведенное для этого агротехникой время, что требует от земледельцев максимум сосредоточенности, умения и сил. Именно этого и потребовал от руководителей ГУПов и сельхозкооперативов министр.
- На календаре вторая декада марта, - сказал далее Султан Гиреев, - а мы с вами еще не приступили к севу ранних яровых, овса и ячменя, сев которых из-за непогоды в феврале и в первой декаде марта еще, к сожалению, не начался. Поэтому сев будет сложным и проблемным. И мы должны быть готовы к этому, чтобы закончить его до конца апреля. Сельхозтехника у вас есть, механизаторы опытные, семенами, кроме сахарной свеклы, хозяйства, в основном, обеспечены, денежные средства для приобретения горючесмазочных материалов выделены. Каждый из вас сможет приобрести денежный беспроцентный кредит до 3 миллионов рублей, что необходимо вернуть в оговоренное время государству. Нужно все это использовать умело, экономно, со знанием дела к чему я вас всех и призываю, - подчеркнул министр.
Озабоченность главы сельскохозяйственного ведомства можно понять. Не все хозяйства Сунженского района справляются с поставленными перед ними задачами, несмотря на то, что в их распоряжении достаточно и сельхозтехники, притом совершенно новой, и механизаторские кадры, но вот организованности по вине некоторых руководителей и специалистов, по словам Султана Гиреева, здесь как раз и не хватает, на что и было уделено особое внимание.
При этом министром были приведены примеры хорошо организованной работы, которые дают очевидные результаты, являющиеся для всех отличным примером для подражания.
Он отметил, как показатель, работу в ГУПе «Нестеровское», где еще в январе завершена пахота под зябь на площади 1300 гектаров и где вся посевная техника сегодня находится в полной готовности.
Выступившие директора ГУПов «Нестеровское», «Сунженское», «Троицкое», им. Осканова и других обещали вовремя и качественно завершить все посевные работы: от ранних яровых до поздних.
Более того, ими было обещано до конца текущего года погасить бюджетные ссуды, товарные кредиты, налоги по коммунальным услугам и, конечно же, задолженности по зарплате.

Ш. БАТАРБЕКОВ



Одна, но главная дорога

Излишне говорить, какое важное стратегическое значение для всего Юга России имеет федеральная трасса Ростов-Баку. Закономерно, что ее эксплуатации и содержанию в образцовом порядке власти никогда не жалели средств, так как, начиная с конца 50-х годов прошлого столетия, она является главной автомобильной магистралью, связывающей российские южные регионы с Закавказьем и обеспечивающей движение товаропотока к портам Каспийского моря и обратно.
Средств не жалели, но если вспомнить недалекое советское прошлое, наш ингушский участок этой дороги справедливо считался самым отстающим по техническому состоянию и неухоженным по качеству асфальтового покрытия. Я помню, как во время автомобильной поездки из Минеральных Вод до Грозного, именно на границе Ингушетии начиналось портиться настроение у водителей, а пассажиры автобусов получали такую основательную встряску, что у них надолго пропадало желание повторить этот утомительный маршрут.
… Я когда-то читал, что большинство жителей Соединенных Штатов каждое лето совершают длительные путешествия по стране на своих автомобилях. Они цепляют к машинам туристические домики на колесах и семьями на несколько недель отправляются в гости к дальним родственникам или к живописным местам своей страны. При этом, многие жалуются, что во время подобных переездов самая главная опасность подстерегает их за рулем автомобиля. Идеально гладкая дорога, когда за несколько часов езды машина катится, не встречая под колесами ни одной ямочки или ухаба, убаюкивает водителя и он засыпает за рулем.
Да, у них тоже есть свои «буржуйские» проблемы и они с ними справляются как могут. Что касается наших забот – это наконец-то добиться того, чтобы российские дороги, хотя бы теперь, в начале третьего тысячелетия, перестали считаться нашей национальной бедой. Кстати, недавно мне пришлось поехать по делам в г. Нальчик и я обратил внимание, что лучшим участком бакинской трассы на этом расстоянии, на сегодняшний день, является тот, что проходит по территории нашей республики. Ровное и качественное асфальтовое покрытие, четкая разметка линий, страховочные ограждения в опасных местах, ухоженная зеленая полоса вдоль дороги и множество других признаков прямо указывали на ежедневную и тщательную работу некоей организации, отвечающей за содержание данного участка.
Воодушевленный подобными наблюдениями, я выяснил координаты интересующего меня предприятия и отправился туда за недостающей информацией.
Федеральное дорожно-эксплуатационное предприятие № 168, которое находится рядом с поворотом в ст. Орджоникидзевскую и которой уже одиннадцать лет руководит Юсуп Умалатович Кодзоев, является одним из структурных подразделений Северокавказской автомобильной дороги и обслуживает небольшую часть этой дороги, равную 42 километрам. Как позже рассказал мне директор, это предприятие было организовано в 1994 году, когда распалось известное грозненское ДРСУ-7 и было решено создать на нашей территории отдельное ремонтно-эксплуатационное предприятие. Возглавить его было поручено Ю. Кодзоеву, который перед этим уже несколько лет руководил объединенным Управлением № 7.
При переходе на новую работу Кодзоев забрал с собой всех специалистов из числа русскоязычного населения, которые по известным причинам были вынуждены покинуть мятежный город. Всего их собралось около 15 человек и, приобретя с помощью головного Пятигорского Управления жилые вагончики, они поселились прямо во дворе своего нового предприятия. В дальнейшем для работников, беженцев из Чечни, в ст. Орджоникидзевской был построен маленький коттеджный городок и таким образом жилищная проблема была решена.
В настоящее время в штате предприятия трудятся 33 человека и все они настолько прикипели к своей работе, что здесь полностью отсутствует понятие «текучесть кадров». Коллектив, устоявшийся и работающий, как слаженный механизм, является наглядным показателем того, насколько выгодно отличается любая высоко организованная структура производства или обслуживания от тех пресловутых «фирм-однодневок», где ради узкокорыстной выгоды одного или нескольких владельцев очень часто игнорируются интересы и всего коллектива в целом, и каждого трудящегося человека в отдельности.
Юсуп Кодзоев с понятной гордостью рассказывал мне о том, что за долгие годы совместной работы не только все специалисты, но и простые рабочие его предприятия настолько хорошо усвоили свои обязанности, что при возникновении любой экстремальной ситуации (обильный снегопад, гололед и пр.), устранение их последствий происходит с обычной деловой сноровкой и без излишней паники. Никому не надо подсказывать что делать, а главное, никого не приходится подгонять. Наверное поэтому все последние годы, несмотря на то, что наш участок вплотную примыкает к конфликтной зоне и страдает от усиленного движения тяжелой военной техники (в том числе и гусеничной), именно он на всей трассе Ростов-Баку по качеству содержания, а значит и по состоянию, неизменно входит в число лучших трех участков дороги.
На мою просьбу особо выделить кого-нибудь из коллектива, Ю. Кодзоев назвал с десяток фамилий, хотя и был готов перечислить поименно всех своих подчиненных. Тем не менее, я записал только несколько имен. Это: главный бухгалтер Н.А. Комалькова, гл. инженер Г.А. Омаров, механизаторы В. Алентьев, Н. Шалашин, мастера по содержанию и ремонту А. Хашагульгов и А. Парчиев, водитель Ю. Латыров. А в общем, все немногочисленные труженики этого замечательного предприятия круглосуточно несут свою нелегкую службу во имя безопасности и комфортности движения на дорогах.
В заключение хочется сказать, что без всякого преувеличения хорошие дороги являются одним из важнейших показателей устойчиво развивающейся территории и служат дополнительным и очень выгодным фактором для характеристики любого региона. Наверное по этой причине, грамотное местное руководство всегда уделяет проблеме дорог повышенное внимание. Это относится и к администрации любого села, города, и тем более, к областной или республиканской власти. Совсем не случайно, что в последние 2-3 года в нашей республике было построено и капитально отремонтировано столько дорог, сколько не «успели» сделать за предыдущие 20-30 лет. Даже в самые отдаленные и в труднодоступные уголки Ингушетии сегодня можно добраться без всяких проблем и в любое время года. И на этом красноречивом фоне нынешнего состояния дорожных коммуникаций, отличное содержание ингушского участка федеральной трассы является важным свидетельством общей привлекательности нашего чудесного края.

К. ЛАТЫРОВ
На снимке: директор ДЭП-168 Ю. Кодзоев и мастер по эксплуатации А. Хашагульгов



НА ПУТИ К МИРУ

«Гораздо легче выиграть войну, чем мир».
(Жорж Климансо)
В марте 1770 года в районе селения Ангушт, Тарской долины, на «Склоне Согласия» произошло знаменательное событие в истории ингушского народа – была принесена присяга на подданство России.
Это событие не осталось незамеченным историками, о нем упоминается в связи с русско-кавказскими отношениями в работах дореволюционных и советских авторов (И.А. Гюльденштедт, П.Г. Бутков, С. Броневский, Г.К. Мартиросиан, Н.П. Гриценко, М.М. Блиев, Я.З. Ахмадов и др.). Обращались к этой дате и в период подготовки празднования 200-летия добровольного вхождения Чечено-Ингушетии в состав России, как к одному из этапов этого многоступенчатого процесса. Но представленная идеологами «добровольности» В.Б. Виноградовым и С.Ц. Умаровым аргументация вызвала в свое время обширную полемику среди историков и многими была признана недостаточно обоснованной.
Дата «1770 год» растворилась в общей дате (1781 год), предложенной указанными авторами, налет негативизма коснулся и ее.
С тех пор прошло не одно десятилетие, сменилось несколько эпох, насыщенных как позитивными изменениями в жизни нашего народа, так и трагическими страницами. Желание разобраться в событиях более чем 200-летней давности, понять, чем были продиктованы действия наших дедов в далеком 1770 году, привели меня в архивохранилища страны. Наводило на размышления и то обстоятельство, что из великого множества присяг, принесенных различными горскими обществами Северного Кавказа во второй половине XVIII века, практически все дореволюционные авторы выделяют присягу ингушей. Вероятно, она имела какое-то особое значение не только для ингушей, но и для российской стороны.
В свое время известный советский историк М.И. Нечкина писала, что влияние произведений «не исчерпывается числом их читателей. От них широкими кругами через целую вереницу посредствующих и сменяющих друг друга звеньев идет воздействие на эпоху, они участвуют в образовании огромной силы – духа времени, ведущего потока века и его подземных ручьев, формирующих исторический процесс». Поэтому важно было, изучив источники, правильно расставить акценты в этой сложной проблеме. Ведь не зря говорят, что тот, кто владеет прошлым, тот управляет будущим.
Признаюсь, что особое значение имели для меня события 1770 года еще и потому, что во главе ингушской делегации, присягнувшей в подданство России, стоял мой предок – Гарий (Гарс) Чапанов.
Долгие годы, работая со студенческой молодежью, я неоднократно наблюдала, какую огромную потребность они испытывают в гармонизации своего представления о прошлом, чтобы извлекать из него ресурсы для жизни сейчас и в будущем. Поэтому я попыталась в настоящей статье, окунувшись в историческую обстановку XVIII века, осветить сложный, а порой и драматический путь нашего народа к той самой знаменательной дате 1770 года, путь, который я бы назвала «в поисках мира».
Русское государство с первых веков своего существования придавало особое значение связям с народами Северного Кавказа, которые выражались в торгово-экономических отношениях, дипломатической переписке с правителями Алании, а также в династических браках. Достаточно сказать, что два сына Юрия Долгорукого – Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо были женаты на аланках. И это сыграло немаловажную роль в ряде исторических событий.
Монголо-татарское нашествие ослабило, но не прервало поступательного развития русско-ингушских отношений. В последующий период в связи с походами Тимура и падением Золотой Орды плоскостная территория стала ареной борьбы России, Турции и Ирана, а также набегов крымских ханов. Ингуши, как многие другие северокавказские народы, вынуждены были уйти в горы. Россия же с падением под ударом турок-османов Константинополя стала центром православия. Она поддерживала тесные контакты с единоверной Грузией, и маршруты русских посольств в Закавказье шли через ингушские земли.
Наши деды обеспечивали безопасность прохода послов, получая определенную плату. Отдельные владельцы уже в XVI-XVII вв. присягали русским царям. Интенсивность этих контактов зависела, в основном, от политической обстановки в регионе. Так, с усилением влияния Персии в Закавказье и Южном Дагестане повышалось значение маршрутов через Дарьяльское ущелье (р. Терек), т. к. бывал перекрыт прикаспийский путь.
Документы донесли до нас имена таких исторических деятелей Северного Кавказа как Ших Мурза Окоцкий, его отец Ушаром Мурза, а также племянник Батай, который вместе с кабардинским посольством в 1588-1589 гг. побывал в Москве и принял присягу на подданство, дав клятву на Коране. Особое значение придавала Москва отношениям с владельцами Ларса Салтан Мурзой (XVI в.) и Хавсой (XVII в.), которые контролировали Дарьяльский проход в Грузию.
Однако это были хотя и дружественные, но в основном эпизодические связи, которые вступили в разряд политических отношений в XVIII в. после русско-турецкой войны и подписания в 1739 году Белградского договора.
Именно в этот период стало предельно очевидно, что от того, кто будет владеть Кавказом, зависит, станут ли Кавказские горы естественной защитой южных рубежей России или плацдармом для иноземных вторжений в ее пределы. Поэтому Кавказское направление в российской внешней политике становится одним из ключевых.
Непростой период в своей истории переживал и ингушский народ. Малоземелье в горах диктовало необходимость переселения на плоскостные земли. И хотя процесс возвращения на равнину после татаро-монгольского нашествия и походов Тимура на Северный Кавказ начался еще в XVI веке, к началу XVIII века была заселена лишь Тарская долина. Дальнейшему продвижению на плоскость препятствовал ряд факторов. И прежде всего то, что жить здесь было крайне опасно. Плоскость не была защищена от внешних вторжений. Походы турецких и иранских отрядов, набеги крымских ханов сопровождались захватом добычи, в том числе и в виде невольников. Бойкая работорговля шла в Крыму, куда поступал живой товар с Северного Кавказа.
Были у народов Кавказа и свои внутренние неурядицы, поскольку они переживали период феодальной раздробленности, а это значит и время феодальных усобиц, столкновений, набегов.
«Большой Кабарды владельцам случаитца над ближними им народы чинить поиски, и тогда ходят на них партиями от 50 до 200 человек, и наперед, тайным образом осмотря, захватят тесные проходы, и для охранения тех проходов оставляют несколько человек кабардинцев с ружьем пеших, и таким образом учиняя поиски возвращаются с добычею…», сообщает документ о набегах на горные селения. Здесь следует также отметить, что не было на Северном Кавказе и господствующего народа, который мог бы выполнять роль лидера в регионе и служить арбитром в улаживании спорных проблем.
Продвижению на плоскость ингушам и другим народам препятствовали также кабардинские и кумыкские князья, претендовавшие на контроль над плоскостными землями. Однако, несмотря на это, уже к середине XVIII в. ингушам удается выйти за пределы Тарской долины и основать новый округ, получивший название Малые Ингуши. В него входило 6 селений. Центром округа стало селение Шолхи.


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru