новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  4 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 25 (9547); четверг, 17 марта 2005 года

Долгая дорога в никуда

Все дальше и дальше уходит время депортации нашего народа, все меньше и меньше остается среди нас свидетелей тех страшных событий, насильственно выселенных в дальние холодные края Казахстана, Киргизии. 23 февраля 1944 года для каждого ингуша - трагическая дата, как клеймо, и незыблема память об этом времени. Уже закончился 61 год со дня депортации нашего народа, но в сердцах выселенных в то время людей, испытавших весь ужас депортации, остался неизгладимый след. Каждый, кто вспоминает об этом времени, говорит со слезами на глазах и с болью в сердце.
Также и героиня моего материала Амхадова - Албогачиева Насипат Солмурзиевна с горечью вспоминает тот страшный день выселения народа, отмечая, что этот день казался концом света. Наша семья, - рассказывает Насипат Солмурзиевна, - жила в селе Алкун. Помню, рано утром 23 февраля 1944 года вооруженные до зубов военные окружили наш дом и объявили, чтобы мы собирались в дорогу, сказали, что нас выселяют. Мы тогда не знали, что происходит, отца не было дома. Он рано утром пошел в лес за дровами. Мать в ужасе стала собирать еду, всякие вещи: махровые платки, дорогие ткани, золотые украшения, доставшиеся ей в наследство от покойной матери. Мне тогда казалось, зачем нужны эти лишние вещи, а ведь именно эти вещи нас и многих других людей спасли от голода, мы обменивали их на хлеб, еду.
У нас было огромное хозяйство, - продолжает свой рассказ Насипат Солмурзиевна, - 15 коров, бычки, 100 овец и всякая утварь.
Говорят, что животные чувствуют о надвигающейся опасности, и это действительно правда. Всю ночь коровы, бычки мычали, собаки лаяли, а наутро вся скотина разбежалась по лесам. Одного бычка мы взяли с собой на железнодорожную станцию, - вспоминает она.
Там же на станции зарезали его и взяли с собой в дорогу сырое мясо, ведь никто не знал, насколько долгой будет эта дорога в никуда.
Скотские вагоны, забитые битком больными стариками, беспомощными младенцами, детьми, женщинами везли людей неизвестно куда, оторвав их от родных земель. Многие в дороге умерли, так и не доехав до места назначения, трупы выбрасывали из вагонов прямо на снег. Родным не давали их даже хоронить. Люди в основном умирали от сердечного приступа, сердце не выдерживало такого предательского отношения со стороны властей, в то время, когда сыновья и отцы сражались на фронтах, не жалея своей жизни. Также многие умирали и от голода, и от холода.
- Приехали мы, помню, в Казахстан, в Павлодарскую область, Каширский район село Карталы, мне тогда было пять лет, - рассказывает Амхадова Насипат, - а самому младшему брату Аюпу - два года. Нас у матери восемь детей было, один брат ушел на фронт добровольно незадолго до депортации и там, сражаясь с фашистами, погиб. Старшие братья Дауд, Султан, Лом-Али были очень хозяйственными и трудолюбивыми, они во всем помогали матери. Отца с нами не было, в день депортации нас разлучили с ним, с тех пор мы его не видели, а лишь слышали, что он умер от тифа в г. Алма-Ате.
Когда мы приехали, местные казахи избегали нас, они были проинформированы до нашего приезда, что едут якобы "нелюди", "людоеды". После такого психологического воздействия было тяжело налаживать с местными отношения, но все же мы старались показывать себя с положительной стороны. Время все же показало, что ингуши добропорядочные люди, труженики и глубоко верующий народ. Местные жители убедились, что мы такие же люди, как и они, но мы были обречены на высылку, решены каких-либо прав.
По отношению к депортированным были строгие ограничения, нельзя было ехать из одного села в другое, надо было зарегистрироваться в комендатуре, нарушение правил наказывалось тюрьмой. Не каждый решался брать нас на работу, на учебу, мы были как прокаженные. Тяжелые испытания пришлось перенести в то время депортированным. Но как бы трудно ни было, наш народ с достоинством вынес весь ужас выселения.
Как рассказала Амхадова Насипат Солмурзиевна, спустя несколько месяцев после выселения умер от тифа старший брат Дауд, следом за ним умерла моя единственная сестра Баги, которой было в то время восемь лет. От этой страшной болезни умерли тысячи и тысячи ингушей. Это была эпидемия тифа. Помню, моя сестра Баги всю ночь температурила, высокая температура никак не снижалась. Мы тогда не знали, что у нее тиф, перед смертью она почему-то вспомнила о могиле нашего дяди. Последние ее слова были: "Мама, какая красивая могила у дяди, покрытая свежей зеленой травой, мне кажется, что на ней растут красивые цветы".
Она это говорила, повернувшись к стене. И в этот момент она умерла. Ее смерть меня так потрясла, что я долго не приходила в себя. Итак, четырех человек в нашей семье не стало.
Все мы тосковали по Родине, по своим кавказским краям, вспоминали горные вершины. Все мы в молитвах просили Всевышнего Аллаха дать возможность нашему народу вернуться в родные края. Он услышал нашу мольбу и мы, наконец, спустя 13 лет, вернулись на Родину.

З. АМХАДОВА



ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АППАРАТЕ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

ЧЕСТЬ И ХВАЛА ТАКИМ "АНИСКИНЫМ"

Я уверен, что у каждого появляется улыбка, когда слышит "Анискин", вспоминая известный кинофильм, но вряд ли кто сможет до конца понять, каким трудом дается эта улыбка, как трудна, а иногда и опасна работа участкового, который по сути своей является хозяином на своем участке, который и днем и ночью находится на работе, который должен первым прибыть на место какого-либо происшествия и первым дать оценку случившемуся.
Говоря словами исполняющего обязанности министра внутренних дел Республики Ингушетия Хамхоева Беслана Тугановича, - настоящий милиционер тот, кто прошел школу участкового уполномоченного милиции, только он, простой "Анискин", может в корне понять сложившуюся ситуацию.
Хотелось бы отметить слаженную работу участкового села Али-Юрт Аспиева Якуба Даланбековича. Десятого марта этого года в 7 часов утра к нему обратился житель села о том, что прошлой ночью неустановленное лицо путем свободного доступа похитил из его магазинчика, который находится во дворе его домовладения, продукты питания на общую сумму 3000 руб., после чего скрылся. При проведении оперативно-розыскных мероприятий участковым уполномоченным милиции Аспиевым по горячим следам задержан житель села Али-Юрт Хаутиев Руслан Магомедович, у которого изъята часть похищенного имущества. На вопрос, как это у тебя получилось, он просто отшучивается, говоря, что у него в селе все на виду, что это было не сложно.
Честь и хвала таким "анискиным", при упоминании которых у нас на лице появляется улыбка.

Назир ЕВЛОЕВ



Благодарность врачам

Нередко в нашей редакционной почте оказываются письма жителей республики, в которых они благодарят представителей той или иной профессии, проявивших в отношении их чуткость и внимание. Согласитесь, проявление человеческих качеств теми, к кому ты обратился со своей проблемой, всегда решение половины дела, ведь доброжелательное отношение всегда морально поддерживает.
На днях на имя главного редактора "Сердало" Х.С.Шадиева пришло письмо от семьи Медовых, проживающей в селе Кантышево. Они благодарят представителей одной из самых гуманных профессий - врачей. Приводим это письмо в кратком изложении:

Уважаемый главный редактор "Сердало". С помощью Вашей редакции, через общенациональную газету, мы хотели бы выразить благодарность врачам республиканской больницы. Это - Чаниева Лейла Курейшовна, Ханиева Елизавета Иссаевна, Албогачиева Танзила Исраиловна, Сагова Мадина Назировна. Они проявили настоящее милосердие и чуткость в отношении нашего онкологически больного родственника, помогли не только морально, но и материально. Большое спасибо им за их заботу и терпение.
С признательностью, семья Медовых из с.Кантышево.




Психологическая служба:

дань моде или осознанная необходимость
Проблемы - большие и маленькие, переживания, стрессовые ситуации…
Пожалуй, нет человека, которому удалось бы избежать их. Они сопровождают нас вне зависимости от наших желаний, вызывая смену настроения, отрицательные эмоции.
В минуты душевной неуравновешенности, когда человеку плохо и неспокойно, он всегда ищет "отдушину", и чаще всего ею оказывается кто-нибудь из близких людей, тот, кому мы доверяем, в ком ищем успокоения, совета, просто моральной поддержки. Обиды, сомнения или страхи легче переносятся, когда ты не один, а с кем-то, готовым разделить с тобой твои беды и неудачи.
Ну а как быть, если такого человека нет рядом, если ты остался наедине со своим горем, переживаниями? Многие даже не подозревают, что могли бы в трудную минуту рассчитывать на помощь и поддержку профессиональных психологов, как это давно практикуется во всем цивилизованном мире. Пока, к сожалению, у нас таких служб еще нет. Но созданы предпосылки - в школах республики введены штатные единицы - психологи, а в ИнгГУ открыт факультет, который будет выпускать дипломированных специалистов-психологов.
О том, как в школах республики налажена работа школьных психологов и как они справляются со своими профессиональными обязанностями, в беседе нашего корреспондента с главным специалистом Управления образования Сунженского района Мадиной Хизировной Чаниевой, Почетным работником общего образования РФ, курирующей в районе деятельность школьных психологов, и с Магомедом Хасултановичем Горчхановым, кандидатом психологических наук, заведующим кабинетом психологии в Институте повышения квалификации учителей РИ.
- Скажите, пожалуйста, как давно в школах появилась на официальном уровне единица психолога и каковы задачи, на решение которых нацелен школьный психолог?
М.Х. ЧАНИЕВА: Первая попытка подготовки специалистов-психологов была предпринята в 1990 году, когда при Чечено-Ингушском госуниверситете открыли экспериментальный психологический факультет с ускоренным курсом обучения.
Желающих учиться было много и отбор проводился жесткий. В основном, это были управленцы, учителей среди них было, в общем-то, немного.
На тот период, отличавшийся нестабильностью в общественно-политической и в экономической жизни общества, психолог был востребован. Последовавшие позднее события - конфликт в Пригородном районе, война в Чечне, тоже не лучшим образом сказались на психологическом здоровье людей, сделав актуальными и злободневными вопросы оказания психологической помощи.
В особенности это касалось детей, многие из которых находились в депрессивном состоянии, чувство страха, чувство потери у детей было сильно развито.
И психологическая, вербальная форма общения детям была просто необходима.
Я в этот период давала практические консультации в двух школах района - ОСШ №2 и ОСШ №5. Если говорить о психологической службе - как об одном из компонентов целостной системы, то в меньшей степени в тот период это была тестовая работа. Правда, после первого набора психологический факультет ЧИГУ прекратил свое существование по ряду объективных причин, и психологов в школах, конечно же, недоставало. Сегодня этот пробел восполнен. Во всех 21 школах Сунженского района имеются психологи со вторым базовым образованием.
М.Х. ГОРЧХАНОВ: В 2000 году, уже на уровне Института повышения квалификации республики была набрана группа - порядка 30 человек, для учебы в Ставропольском техническом университете на факультете психологии. Они все отучились и задействованы в школах республики. Еще одна группа психологов из 30 человек защитила дипломные работы в декабре 2004 года. Нужно отметить, что обучение в данном институте велось и в очной и в заочной форме, и специалисты ставропольского вуза дали очень хорошую базу нашим учителям, получившим новую для них специальность психологов. Лично для меня учеба в данном вузе послужила стимулом к дальнейшей научной работе.
Здесь я сдал кандидатский минимум и защитил ученую степень кандидата психологических наук (тема "Психологические особенности развития подростков с дивиантным поведением и социально-психологическая работа с ними").
М.Х. ЧАНИЕВА: В первую очередь профессиональные обязанности школьного психолога включают в себя диагностическую и профилактическую работу с детьми. Исследовательская работа в педколлективе и, конечно же, работа мониторинговая. Существует "Положение о психологической службе", в контексте с которым мы строим свою работу.
Кроме того, психологи должны соблюдать и не имеют права нарушать "Кодекс психолога". В любой школе человек, умеющий выслушать, дать определенный совет, поддержать морально всегда вызывает интерес окружающих, притягивает их к себе. Им может и должен стать психолог, тем более, что все его действия строятся на профессиональной основе. Он может решить личностную проблему, скажем, проблему фрустрации - отведения человека от зацикленности на каких-то негативных эмоциях, снять факторы депрессии и т.д.
Каждый психолог прежде всего выявляет в школьной среде детей, нуждающихся в его помощи, составляет их психологические портреты. Работает с ними в разных направлениях, вырабатывая методику наблюдения за поведением ребенка.
Очень важно умение выбрать формы, технологию работы с тем или иным ребенком. В этом, прежде всего, проявляется профессионализм психолога. Если ребенок относится к так называемой группе риска - одно направление, если с какими-то отклонениями - другое, или, скажем, гиперактивный ребенок, он собственно не столько проблемен, сколько создает атмосферу неуправляемости - с ним проводится другая работа.
- Вы, наверное, отслеживаете деятельность школьных психологов. Как вы считаете, есть какие-то видимые результаты их работы, идут ли учащиеся на контакт с психологом?
М.Х. ЧАНИЕВА: Ну, это в первую очередь зависит от личности, субъективной стороны самого педагога-психолога. Я бы сказала, что здесь уместно говорить о валидности в работе психолога, отслеживании одних и тех же направлений в контексте 3-х, 6-ти месяцев, года. Тут сложно сказать определенно. Первый этап результативности может проявиться как от 3 до 6 месяцев, так и более, скажем через 1,5 и даже 3 года работы с ребенком.
Наша психологическая служба делает ориентир на здоровье сберегающий подход в работе с детьми, включающий в себя такие факторы, как щадящий подход к обучению ребенка, стимулирование стремления к здоровому образу жизни. В этой связи я рекомендую психологам учебник "Наш выбор - без наркотиков", содержащий очень много интересных форм работы: беседы, тесты, помогающие раскрыть личность ребенка - одно из практических направлений психологической службы. Есть и результаты, у каждого психолога какие-то свои достижения. Вот в одной из школ, например, ребенок отказался ходить в школу из-за органического невосприятия одного из педагогов.
Школьный психолог сумел в результате долгой работы изменить точку видения ребенка, помог посмотреть на ситуацию другими глазами. Я это просматриваю как выработку адекватной самооценки. Почему мы говорим - ребенок не умеет того-то или этого, таким образом мы обозначаем психологически-несформировавшуюся рефлексию, когда он не умеет давать оценку своим действиям с точки зрения психологии. Но это касается не только детей - далеко не все учителя имеют сформировавшуюся рефлексию.
Или возьмем другой случай из практики школьного психолога, когда ребенок в процессе длительного общения с психологом в конце-концов делает признание, что больше не будет вести себя так, как вел до сих пор.
М.Х. ГОРЧХАНОВ: Я бы добавил к сказанному - специфика работы психолога такова, что она не дает вдруг или сразу видимых результатов, как, скажем, в работе завуча-организатора - он проводит мероприятие и ты имеешь возможность тут же дать ему оценку. Могут понадобиться дни, месяцы, а то и годы, чтобы ребенок раскрылся, пустил взрослого в мир, в котором он живет. Поэтому часто возникает вопрос - что делает этот специалист в школе, его присутствие - это дань моде или осознанная необходимость. Я лично считаю, что в наше неспокойное время, со всеми переживаемыми нами перетрубациями, все мы, как никогда, нуждаемся в психологической помощи. Говоря о результате в работе школьного психолога, нельзя не учитывать перегруженности наших школ учащимися. Согласно общего положения, если в школе учатся более 500 учащихся, количество психологов увеличивается до 3-х ставок. В наших школах, чаще всего, обучаются более 1000 учащихся, психолог же, как правило, один.
- Правильнее будет говорить о плюсах этого явления. Ведь ко всему прочему наличие в школе специалиста-психолога - это еще и уважение к личности ребенка, готовность увидеть в нем человека с его миром…
М.Х. ЧАНИЕВА: В продолжение этой мысли скажу, что без доверия и уважения к личности ребенка работа психолога теряет смысл. Гуманизация и гуманитаризация есть основная задача психолога, и если он отойдет от этих принципов, то это, практически, несостоявшийся психолог.
М.Х. ГОРЧХАНОВ: Школьному психологу необходимо быть не только специалистом своего дела, весьма эрудированным, подкованным во всех отношениях, но и самодостаточной личностью, способной ответить на любой вопрос, справиться с возникшей ситуацией и уж тем более умеющей справиться со своими проблемами, если берется помогать другим.
Я думаю, вы согласитесь со мной, что дети прошлого десятилетия и нынешнего - весьма разные. В связи с чем требования к профессионализму психолога только увеличиваются.
- И как, на ваш взгляд, психолог должен обогащать свой профессиональный потенциал, повышать квалификацию? Есть ли у него такие возможности?
М.Х. ГОРЧХАНОВ: В последнее время этим вопросам в республике стали уделять больше внимания, выделять средства. С 2003 г. на базе Ростовского госуниверситета, по направлению Института повышения квалификации РИ, более 60-ти человек поэтапно прошли 72-часовую подготовку в рамках Программы по профилактике злоупотреблений психоактивными веществами. Актуальность и злободневность этого вопроса для всех более чем очевидна. Кроме того, ИПК организует командировки психологов в психологические службы городов Астрахани, Ставрополя, Железноводска и т.д. для знакомства с их деятельностью. Школы республики стали также выписывать рекомендуемые нами СМИ по психологии, в частности, газету "В помощь психологу".
Есть у нас и более широкие замыслы по открытию психологической службы на базе одной из школ республики, куда смогут обращаться все нуждающиеся в психологической помощи.

А. ГАЗГИРИЕВА



НАШ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ДОКТОР

Мы, семья Гардановых из м/о Плиевский, Зарема Ибрагимовна Евлоева - мать Евлоевой Джанетты Мухамадовны - выражаем огромную благодарность за внимание, заботу, эффективное лечение нашей девочки врачу-психиатору Центральной районной больницы станицы Орджоникидзевской Корниенко Нелли Геннадиевне. Огромное Вам, дорогая Нелля Геннадиевна, спасибо за Вашу самоотверженную работу!
Пусть много лет в Вашей профессиональной деятельности будет столько благодарных пациентов, сколько хватит Вашего внимания к людям. Путь то добро, которое Вы делаете людям, вернется в Ваш дом. Долгих лет жизни Вам, наш замечательный доктор!



Са1ид ЧАХКИЕВ

Говри, Етти, Вири
(к1оанолг)

Цкъа цхьан хана, цкъа цхьан метте
Баьхаб Говри, Вири, Етти.
Моттиг хиннай ийрча, б1еха,
Гоннахь хиннай ушалаш,
Цар чу лелаш, текхаш, 1ехаш -
Пхьидарч, н1аний, б1ехалаш.
Хьаж хьаухаш мола хий.
Нувхаш, хьакхарч…
"Ер дац вахар,
Кхы са дац са иштта яха, -
Новкъосташка аьннад ший
Говро, ши барг 1о а теха. -
Вай укхазар д1аг1оргда.
Д1а хьагуча лоама дехьа
Шортта хьаьна лаьтта да.
Цох т1ехдовла-м хургдац атта"…
"Со раьза ба", - аьннад 1атто.
"Со а, со а, со да кийча,
Эг1адаьд вай, укхаз 1ийча! -
Виро ц1ог1а доладаьд. -
Сона дуккхаза хезад:
Налх мо да, йоах, цигар лаьтта,
Модз мо да, йоах, мола хий".
Говро аьннад: "Диканд х1аьта".
Болабеннаб новкъостий.
Болх уж, т1ош т1а баргаш детташ.
Даьннад цхьа ди, ши ди, к1ира.
"1е магацар, хьал ца г1ерташ,
Да а да со доккха Вир, -
Вир ше-шийца кадаш да. -
"Лоаман дехье,
Лоаман сехье,
Ийрча дах вай, моттиг б1еха!" -
Дерриг даьсса хабар да".
Хьувз Вир, мекъал сов а яьнна.
Юхасувц из х1ара гаьна
К1ала,
лергаш эгаду,
М1аргаш детташ, пурхаш бу.
Цо лелочох тамаш еш,
Говр цунгахьа юхахьеж.
"Вир, хьо т1ехьа х1ана дус?"
Виро оал: "Со укхаз дус".
"Уйла е хьай".
"Яьй аз уйла" -
Наькъа юккъе из 1одуж,
Керча долалу демийла.
Сенна дувц вай вараш, уж
Бежанаш да.
Цхьабоа нах,
Ков-карт ц1енде эздел доацаш,
Моттиг хувца кхетам боацаш,
Царел дуккха ийрчаг1 бах.


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru