новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 25 (9547); четверг, 17 марта 2005 года

Без прошлого нет будущего

В процессе сближения и добровольного вхождения народов Северного Кавказа в состав России решающую роль сыграл великий русский народ, оказавший огромную и многообразную помощь северокавказским народам, в том числе и ингушам.
В XYII-XYIII вв. Турция и Иран клонились к упадку, их социально-экономический и культурный уровень был значительно ниже, чем в России. Русское государство развивалось по восходящей линии, что имело чрезвычайно важное значение для окраин государства, в том числе и для Северного Кавказа, способствовало сближению народов этого региона с Россией.
Интерес царского правительства к Ингушетии объясняется прежде всего ее географическим положением - непосредственным соседством с терскими городками и тем, что на ее территории проходили удобные пути сообщения с Грузией.
Ингуши занимали район, граничащий с Военно-грузинской дорогой, соседствуя, таким образом, с очень важной магистралью, связывающей Россию с Закавказьем. Следовательно, от отношений России с Ингушетией во многом зависела безопасность этой дороги.
Ингушские общества разделяли восточную часть Северного Кавказа от западной. В истории Ингушетии эти факторы всегда играли решающую роль. В силу этих важных обстоятельств лояльность ингушей была чрезвычайно необходима российским властям, и они приложили массу усилий для того, чтобы склонить ингушей принять российское подданство.
Некоторые фактические данные, касающиеся проблемы политических взаимоотношений Ингушетии с Россией в 18 веке, мы найдем в ряде трудов (Гербер И.Г. Описание стран и народов вдоль западного берега Каспийского моря. 1728 г; Саймонов Ф.И. Описание российских завоеваний, СПб, 1763; И. Гюльденшдедт. Географическое и статистическое описание Грузии и Кавказа. СПб, 1809 и другие). А в работе П.Г.Буткова впервые была предпринята попытка "последовательного изложения действий русских на Кавказе…", в том числе и в Ингушетии. (Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 гг. в 3-частях, СПб., 1869, ч .I, с.8)
Народы Северного Кавказа, в том числе и ингуши, не оставались в стороне от социального и национального движения в России и на ее окраинах. Колониальный акцент политики царизма в данном регионе не был еще ярко выраженным.
Приведенные источники свидетельствуют о добровольном и устойчивом тяготении Ингушетии к установлению взаимовыгодных отношений с Россией. Ориентация в те годы ингушских обществ на Россию становится основной. Процесс закрепления отношений с Россией путем принятия присяг подданства охватывает основные населенные пункты Ингушетии, что являлось выражением искреннего стремления горцев к дружбе и союзу с Россией и русским народом.
Петр I считал, что Северный Кавказ сыграет большую роль не только в усилении военного могущества России, но и в развитии торговли на Ближнем Востоке.
В то же время царское правительство делает шаги к расширению связей с Ингушетией. Это объяснялось стремлением господствовать в стратегическом важном Дарьяльском ущелье, а также и тем, что "открытие минералов (в Ингушетии) великую пользу и прибыль принести могло б". Екатерина II поставила условием защиты ингушей от врагов, оказание ими помощи "в разрывании руд". Ингуши охотно оказывали посильную помощь "в разведывании руд в горах" (Архив СОНИИ, Ф.38, Оп.1.д.168, л.170) .
Капитан Дегостидий (Гастотти), который в 1770 году провел геологические разведки свинцово-серебряных залежей в Ингушетии, писал: "Если бы корона возымела желание учредить в тех местах рудоконные заводы, сия нация не уклонилась бы и стала б на оных работать за умеренную плату. (Архив СОНИИ, ф. 33, О проекте закона Республики Ингушетия.1, д.168, л.185)."
В течение XYIII в. территория расселения ингушей существенно менялась. Уже вначале известно большое село Ангушт (отсюда русское название народа - "ингуши"), а в 60-х годах по обеим берегам Камбилеевки и по р.Ачалук образовались значительные группы ингушских поселений. По всему правому берегу Терека были разбросаны от небольших (30 дворов) до крупных (более 100 дворов) ингушские населенные пункты компактного проживания.
В районе Больших и Малых Ингушей жили в основном выходцы главным образом из галгаевцев и фаппинцев, причем "жители этих селений,- как отмечал Штедер, - сохраняют с ингушами в горах фамильную связь, поддерживая с ними дружбу". (Штедер Л. Дневник путешествия из крепости Моздок во внутренние местности Кавказа, предпринятого в 1781 г. Орджоникидзе. 1967, с.28-46).
Значительным своеобразием в 18 в. отличался общественный строй Ингушетии, продолжавший развиваться по пути феодализации в специфических местных условиях.
В горной зоне кровно-родственные союзы - тайпы - в XYIII в. не имели хозяйственного единства и социальной однородности.
Внутри тайпов протекал интенсивный процесс имущественного и социального расселения, укрепление богатых и влиятельных семей, для которых общетайповое единство и солидарность служили удобным прикрытием фактической эксплуатации сородичей.
Главенствующее положение занимали старшины, именуемые в документах того времени "лучшими", "влиятельными", "почетными", "благородными" людьми. К концу 18 века в горной Ингушетии старшины, будучи избираемы из богатых семей и "по причине частого повторения выборов из тех же семейств, обыкновенно присваивают себе права старшинские от отца к сыну наследственно" (С.М.Броневский, Новейшие географические и исторические известия о Кавказе, 1823, ч.2. с.163, 164). Рядом с ним сословной иерархии занимали место военные предводители и служители культа (муллы, кадии и др.). Они задавали тон на сходах селений и сельских обществ. Основная масса горцев была лично независима.
Выходя на плоскость (в XYII и XYIII вв.), ингуши в целом сохраняли традиционную форму старшинского управления, приобретавшего в условиях смешанных многотейповых сельских общин характер советов "выборных стариков".
В селениях, собравших выходцев из разных тайпов, необходимое общественное равновесие поддерживалось старшинами и мусульманским духовенством. Все это привело к дальнейшему усилению роли старшин как арбитров сложных политических взаимоотношений внутри ингушских сельких общин плоскости.
Решение сельских общин, обсуждаемое и принимаемое на сходах сельчан ("народа"), выражалось через облеченных доверием старшин.
Старшины уполномочивались представлять волю населения своих общин. В данном случае значение присяги возрастало от того, что она давалась от имени крупнейших и важнейших общин Ингушетии. Современник событий академик И.Гюльденштедт по поводу "главнейшего события для ингушей" заметил, что он включает в себя 24 значительных селений и нарочито и обширен, причем под названием его обитателей ингушей часто разумеют весь народ". (И.Г.Георги. Географическое и статистическое описание Грузии и Кавказа из путшествия академика И.А.Гюльденштедта через Россию и по Кавказским горам в 1770-1773 годах. СПб., 1809., с.79-86 ).
Именно все представители ингушей того периода пришли к согласию о необходимости от имени всего народа совершить судьбоносный акт. Представители от 24 населенных пунктов объединились и пришли к взаимному согласию, и вместе единой "целью " двинулись в Кизляр.
Ингушские старшины, по настоящему общенародные представители тех лет, мобилизовали народ в важные исторические дни для решения общенародных (общенациональных) задач.
Царская администрация должным образом отметила тот факт, что 24 старшины представляли наиболее крупных и определяющих населенных пунктов, а самое главное, выражающих волю почти всего народа.
Старшины в Кизляре отмечали, что они направлены от "всего народа и имеют усердное желание поступить в вечное подданство", представители ингушских обществ просили прислать "чиновного и мочного человека ", т.е. представителя, получившего от высшей власти полномочия, и установить место и время проведения акта присяги.
Важным звеном в юридическом оформлении подданства была присяга. Присягу на верность царю дал в 1589 году ингушский владелец Салтан-Мурза - хозяин Ларсова кабака, крупный феодал, имевший в горах земельные угодья, зависимое население и контролировавший вход в Дарьяльское ущелье.
Из материалов русских посольств 16 века в Грузии видно, что послы могли пройти в Грузию по левому берегу Терека, через ингушский Ларсов кабак, Дарьял и Черебашев кабак. Важнейшие участки этого пути проходили через ингушские кабаки, т.е. земли. (Волкова Н.Г. этнонимы и племенные названия народов Северного Кавказа. М.1973, с.156-157).
В самой глубокой теснине Дарьяла находится некогда старинное ингушское селение Ларс. Важная его особенность заключается в том, что минуя его, никто не мог пройти по этому старинному и очень важному пути, перерезающему Кавказский хребет.
Для сообщения России и Грузии служили и другие, проходящие по территории Ингушетии пути. Одной из таких дорог прошло посольство Ф.Ф.Волконского и А.Хватова в Грузию (1638г.). Описание пути начинается так: "они свернули в одно из правых боковых ущелий р.Терека- ущелье по р.Арамхи, где находилось владение ингушского феодала Хавсы, и далее прошли через земли каракалканцев" (читай, ингушей). (Волкова Н.Г., Статейные списки русских посольств 16-18 вв., как этнографический источник. КЭС. Т.IV.М., с.258). Прохождение русских послов по ингушским землям стало возможным благодаря установившимся отношениям Ингушетии с Россией.
В 1733 г. в контакт с Россией пытались вступить горные общества ингушей. В Коллегию иностранных дел России поступило сообщение, что "знатные правители, именуемые кисты, дзурдзуки ("Кисты"- одно из грузинских наименований горных ингушей) да галгаи просят, чтобы приняты были в протекцию и под высокую державу Е.И.В". (Документы по взаимоотношениям Грузии с Северным Кавказом. Составитель Гамрекели В.И. Тбилиси. 1968, с. 119-120). Но русское правительство не могло в тот момент вынести определенного решения о принятии их в подданство.
После относительной исторической паузы уже в правлении Петра I начинается второй этап процесса единения нашего народа с Россией. Именно Петр I дал Сенату специальное предписание "горских народов к нашей стороне приклонить". (Попко И. Терские казаки стародавних времен. СПб, 1880, с.144). Благодаря активной деятельности Петра I была значительно ослаблена Турецко-крымская агрессия, что способствовало скорейшему единению России и Кавказа.
В конце 40-х годов XYIII в. расширяется число населенных пунктов Ингушетии, связанных с Россией политическими и торговыми отношениями. В 1747 году пограничные власти на Тереке получили распоряжение о приеме ингушей в русское подданство (Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803, СПб, ч.1, с.515).
Именно Екатерина II в 1744 году повелела всячески способствовать единению с Россией ингушей, как наиболее лояльных России и ищущих ее покровительства (Бутков П. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 г. ч.1. СПб, 1869, с.515).
Отметим, что в 50-60 гг.XYIII в. в Кизляр приезжали то "ряд" старшин, то -"девять". Безусловно же, с ними заключат мирные договора, но эти были отдельные общества или села и не представляли всех ингушских сообществ, т.е. от имени всего народа.
В 1756-1757 гг. ряд ингушских старшин от имени своих обществ принесли первые присяги подданства России. В начале 1758 года в Кизляр приехала делегация в составе девяти ингушских старшин, которые присягнули в подданство России и обещали коменданту Фрауендорфу помощь в действиях Российских властей на Северном Кавказе. (Блиев М.М. Русско-осетинские отношения в 18 в., т.1, Орджоникидзе, 1976 г., с.395-397).
К 60-м годам 18 века Россия относилась к ингушам как к российскому народу. Так, 15 июня 1756 года порядка 800 представителей ингушского народа собрались на Тереке лагерем и к ним по заданию свыше обратился иеромонах Григорий (выполнял светскую функцию), который призывал ингушей быть "под кровом всемилостивейшей государыни", на что ингуши выразили свое согласие. Однако политического оформления это желания не имело, по крайней мере в исторических источниках. Взаимные обязательства были приняты и ингушей уже считали "своим" народом. Через несколько лет "к плоскостным ингушам была определена воинская команда для защиты их от набегов соседних феодалов". (Вехи единства, Грозный 1982, с-103). Штедер Л. и многие другие исторические источники свидетельствуют, что ингуши никогда не были подданными каких-либо князей.
После 15 июня 1756г. начались многочисленные хождения ингушских делегаций в Кизляр, стали проводиться массовые общенародные сходы. В 1756 г. ингушские старшины Харитон Мисос, Цоук-Мирза Колмамоков, а также Пахомиев писали Кизлярскому коменданту, что "киштинские (ингушские) старшины со всем народом присягали 900 человек, чтобы были вечно в подданстве". В 1757 году ингуши вновь обращались с ходатайством к русской администрации в Кизляре. И после 1757 года, как пишут исследователи в 1758-1762 гг., несколько ингушских посольств побывало в Кизляре. Так, в 1758г. туда явилось 9 ингушских старшин и принесли очередную присягу в подданстве России. (Взаимоотношения народов Чечено-Ингушетии с Россией и народами Кавказа в 16 начала 20 вв., Грозный 1981 с.65). Но и эта присяга осталась без последствий.
К началу 60-х годов 18 в. в дружественные отношения с Россией наладили карабулаки - значительное по численности общество Ингушетии. Большая часть карабулаков в 1762 году обратилась к России с просьбой о принятии в подданство. (Гантемирова А.Г. К истории карабулаков. - Известия ЧИРКИ, в XI-в.) Грозный , 1975, с 67.)
Присягу подданства приняло 500 дворов карабулаков; в знак верности они отдали в заложники 5 человек из "старшинских детей". Русское население по Тереку, остро нуждавшееся в горских товарах, настаивало на "необходимости дружеских отношений с горцами" (Тхамоков Н. Развитие ремесла и торговли в Кабарде в 18 в. Нальчик, с.164). В 1762 г. в Кизляр прибыло ингушское посольство с целью добиться принятия в подданство России. С этого времени кавказские власти считали, что ингуши "ни турской, ни персидской державам не подвластны… и России принадлежали". (Кокиев Г.А., Владикавказ, 1926. Т.1. с-40.) Материал по истории Осетии 18 в.).
Согласно указу Екатерины II (1762 г.), ингуши и осетины получили право переселяться с гор, поселяться в урочище Моздок и Мекень, так как эти места принадлежат бесспорно к здешним границам и к поселению удобные" (АВПР. Ф. Кизлярско-моздокские дела. Оп. 118. 1762-1782 гг. Д.1. л.18).
В 1763 г. русское правительство приступило к проведению в жизнь этого указа. Началось переселение горцев, в частности осетин, в урочище Моздок.
Еще за два года до официального единения Ингушетии с Россией, в 1768 году, когда началась война с Турцией, ингушские отряды уже воевали на стороне России и в Закавказье и на Кубани. Однако, сложная обстановка на Кавказе, менявшаяся из года в год, тормозила этот процесс (единения), и все же ингуши были настойчивы.
В Ингушетию были направлены российские чиновники и духовные лица, чтобы "тамошний народ склонили в подданство и к присяге привели", что и было совершено 4 марта 1770 года. (17 марта по новому стилю).
Присягу представителей всех ингушских обществ принимал уполномоченный гусарского полка капитан Дегостий (Дегостидий), имевший на руках ордер "открытый лист" на принятие присяги в присутствии главы Северокавказской духовной миссии архимандрита Порфирия.
Процесс принятия присяги ингушскими старшинами на верность России происходила 4,5,6 (17,18,19 по новому стилю) марта 1770 года вблизи аула Ангушт и на обширной поляне с символическим названием "Барт босе", что значит "Склон согласия".
Капитан Дегостидий после подписания договора о единении докладывал коменданту Кизляра генералу И.Д.Неймичу "…доказали себя всеми образы доброжелательными, прося старшины и народ, чтобы приняты были в вечное Е.И.В. подданство".
Впоследствии (1772 г.) ингушские старшины говорили: "Самопроизвольно шли мы де в подданство Е.И.В., не из принуждения, но самопроизвольно, в коем и ныне состоим непоколебимо …". (АВПР. Ф. Осетинские дела. Оп. 128/2, 1765-1783 гг. Д2.л2.)
В 1770 г. немецкий ученый и путешественник академик И.А. Гюльденштедт застал здесь, на берегах рек Камбилеевка и Сунжа, большое количество ингушских селений, доходящих до правого берега Терека. Академик отметил, что Ангушт является центром округа, известного под названием Большие Ингуши. Округ Малые Ингуши образован жителями выделившихся из округа Большие Ингуши. Гюльденштедт приводит в своих трудах 24 ингушских селений, входивших в эти округа.Он пишет, что "они как независимый народ выбирает себе старшину - судью, которые управляют именем целого народа". (Географическое и статистическое описание Грузии и Кавказа из путешествия И.Гюльденштедта через Россию и по Кавказским горам в 1770-1773. СПб., 1809, с.82. 84).
Округ Малые Ингуши, по мнению Н.Г. Волковой, возник не позднее 50-60 годов 17 века. В числе ингушских селений округа Малые Ингуши отмечены селения Заурово и Шолхи, в непосредственной близости от которых, спустя 14 лет после подписания акта единения Ингушетии с Россией, возникла крепость Владикавказская.
Немецкий ученый Якоб Рейнегс, в 80-х годах 18 века неоднократно бывавший в этих местах, отмечает, что в Заурово и Шолхи более 200 дворов жителей.
"Владикавказская крепость от них же (Заурово и Шолхи) начало свое получил." (Гаджиев В. Г., Якоб Рейнегс о Чечено-Ингушетии. Вопросы политического и экономического развития Чечено-Ингушетии. Грозный, 1986, с. 281). О жителях этих селений дивизионный квартирмейстер Штедер писал: "О их мужестве, силе и единстве нации, гостеприимстве, разнообразных отношениях установившиеся между гарнизоном крепости и ингушами, жившими в многочисленных селениях по правобережью Терека к югу, северу и востоку от крепости. В то же время он не фиксирует присутствия в радиусе нескольких десятков верст от Владикавказа иного населения, кроме ингушского. Ни одного документа, содержащего другие данные на этот счет, до сегодняшнего дня учеными Северной Осетии не опубликовано" (ЦГВИА СССР, Ф. 52. ОП. 1/194. д. 72, л.л. 72, 202; и. т. д.)
Профессор К. Кох пишет, что "Владикавказ лежит в области ингушей, которые русскими называются назрановцами, по главной реке и которые Тереком отделены от осов (осетин). (Кох К. "Кавказская военная дорога, Кубань и полуостров Тамань". Лейпциг, 1851).
Селение Нижний Чим (Чми) основано в середине XYIII в.на земле ингушей. Заур Кабак - ингушское селение, возникшее в 30-х годах XYIII в. В 1784 году в четырех верстах от него, в урочище Заур, "для сообщения Грузии с Моздоком" была заложена крепость Владикавказ. (Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XYIII - начале XX века. М., 1974. С.126-128; И.А.Гюльденштедт. Путешествие по Кавказу в 1770-1773, СПб, 220, с.388).
"Земля (село Заурово), на которой образована Владикавказская крепость, с незапамятных времен принадлежала ингушам, и они ни в коем случае не позволили бы поселиться здесь враждебному им племени." ( Ракович Д.В. Прошлое Владикавказа. Владикавказ, 1861 г. 31 марта 1911,1911).
О селе Заурово Клапрот пишет, как об ингушском. Мы отправились по правому берегу Терека и оставили Владикавказ. Через 4 версты от нас налево оказалось ингушское селение Сауква, которое русские называют теперь Заурово. Оно расположено на крутом берегу Терека. От этого селения из долины видна только высокая коническая башня. В Заурове живут ингуши. Еще 7 верст до Больших Ингушей (Ангушт). (Клапрот Г.Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии. В 1807-1808 гг., глава 30, стр. 117; История Владикавказа, Сборник документов и материалов, Владикавказ, 1991, стр 21. 22.).
"Это селение возникло около будущего Владикавказа, на старой дороге в Грузию, - пишет в своих дневниках Гюльденштедт, - с. Заурово располагалось на крутом берегу Терека, где позднее возникла крепость Владикавказ (1784)."
…Прежде всего, для связи Кавказской линии с Грузией, в 1784 году построена отрядом войск крепость у Терека, при входе в ущелье Кавказских гор, при ингушской деревне Заур и названа Владикавказом... (Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. т.2.М., 1823, стр. 131, 165). Что касается русского названия ингуши, то оно происходит, как давно уже известно от названия селения Ангушт, т. е. на плоскости существования которого восходит, по крайне мере, к 17 веку. Оно упоминается Вахушти, писавшим в начале 30-х годов 18 в. в Москве, по материалам, собранным им в Грузии до 1724 г., когда он переселился в Россию. (Л. Н. Генко. Из культурного прошлого ингушей. записки коллегии востоковедов при азиатском музее. 1930 г. сс. 687, 704, 705).
"Само название "ингуши" галгаевцы получили от расположенного невдалеке от Владикавказа аула под именем "Ангушт", - пишет осетинский историк Хаджи-Мурат Мугуев. (Хаджи-Мурат Мугуев. Ингушетия. Очерки. Издательство "Федерация" 1931. с.11)
Далее Х.М.Мугуев отмечает о перипетиях в судьбе жителей и самого аула Ангушт.
Так, читаем, "что в 1856-61 гг.главнокамандующий Кавказской армией генерал-адъютант князь Барятинский в недельный срок у верховьев рек Камбилеевки, Сунжи и Ассы выселены 4 больших ингушских аула: Ангушт, Аки-Юрт, Таузине и Алхасты, и на их месте основал 4 казачьих станицы: Тарскую, Сунженскую, Фельдмаршальскую и Аки-Юртовскую". (Х-М.Мугуев. Ингушетия. Очерки Издательство "Федерация" 1931. с.122).
"Острый казачий клин, ловко вбитый в самое сердце Ингушетии, отдал лучшие посевные и пастбищные места их казакам. Декретом Советской власти в августе 1920 года исконные ингушские аулы долины Ангушт вновь заселили своими законными хозяевами - ингушами", - пишет в своей книге известный осетинский кавказовед Х-М.Мугуев (Х-М.Мугуев. Ингушетия. Очерки Издательство "Федерация" 1931. с.123).
В горной зоне ингуши составляли отдельные общества: Цоринское, Хамхинское, Джейраховское, Галгаевское, Фаппинское, Мецхальское и др.
По свидетельству грузинского историка и путешественника Вахушти Багратиони, центром множества ингушских селений являлся Онгушт (Вахушти Багратиони. География Грузии ЗКОРГО. кн. 24. Вып. 5,Тифлис, 1904 г. с. 150-151).
Отдельные племена имели в недавнем прошлом различные самоназвания: "Галгаи", "Кисты", "Фаппинцы", "Цоринцы", "Арштхойцы" и др. Поныне все ингуши называют себя "галгаями". (Е. М. Шиллинг. Ингуши и чеченцы. Сб. "Религиозные верования народов СССР", т. II. М., 1931, с. 9).
Ингуши, по имеющимся языковым этнографическим, археологическим и прочим данным, являются древнейшими жителями Кавказа.
В труде под названием "География Моисея Хоренского" есть упоминание и о ингушах-кистах. Этот труд впервые напечатан был в Марселе в 1683 году, а в 1736 году переведен на латинский язык братьями Вистон, а в В 1819 году вышел в Париже (Мартиросян Г. К. История Ингушетии. Орджоникидзе, Ингушское национальное издательство "Сердало", 1933, с. 15-16).
По описанию Вахушти (Цареевич Вахушти. География Грузии. кн.24. вып.5. Тифис, 1904, с. 151), Ангушт (Онгушт) было большое селение, "жители которого похожи на черкесов и по вере мусульмане". Основателями сел Онгушт, опираясь на народные предания, А. Н. Генко (1771) считает фамилию Зауровых, предки которых во второй половине 18 века в районе современного Владикавказа основали селение Заурово (Заур). Селение Онгушт было основано фамилиями, вышедшими из Джейрахского ущелья, к которым впоследствии присоединились безусловно галгаевские фамилии.
Всех их русские назвали ангуштами, ингуштами, ингушевцами. Эти названия в своих источниках подтверждает И. А. Гюльденштедт. Всего, по данным Штедера, насчитывалось в Ангуште более 300 ингушских фамилий.
Задавался Л. Штедер вопросом о времени возникновения некоторых поселений ингушей. Относительно Ангушта после расспросов жителей он делает запись: "О времени своего поселения ничего не знают. Однако, пришедшая в обветшалое состояние церковь на северной возвышенности служит доказательством давности их проживания". (Штедер Л. Дневник путешествия, предпринятого в 1781 году от пограничной крепости Моздок вглубь Кавказа. Спб-Лейпциг, 1797, стр. 421.) Заметим, что каменное основание этой церкви сохранилось до наших дней в лесу у с. Ангушт (Тарское).
Штедер отметил, что "должно было смениться по меньшей мере несколько поколений жителей Ангушта, чтобы не могли указать примерное время возникновения своего села". Это замечание дает основание ему предположить, что Ангушт возник задолго до 17 века.
Кизлярский комендант оставался лицом, ведавшим практически всем Предкавказьем, и подчинялся Астраханскому губернатору.
В начале 60-годов 18 века начала создаваться "Кавказская линия", целью которой было возведение ряда крепостей (опорных пунктов) по важнейшим путям северного Кавказа. Так, по велению Екатерины II в 1763 г. была заложена крепость Моздок. Позднее строятся и другие крепости, в их числе на ингушской земле Владикавказ.
Создавая и укрепляя, город Кизляр царское правительство рассматривало как форпост на Северном Кавказе. Кизляр занимал в 18 веке важное стратегическое положение между Северным Кавказом, Дагестаном и Закавказьем. Через Кизляр проходил путь, связывавший Кавказскую линию с Астраханью, город являлся военно-административным и важным экономическим центром Северного Кавказа. В Кизляре находились целые улицы, заселенные выходцами с гор, в том числе ингушами. Число жителей Кизляра быстро росло. Грузинское, армянское население этого города увеличилось засчет народов Северного Кавказа, а также из Астрахани, Москвы, татар казанских и др. К 1796 г. население города состояло из 5670 человек, в их числе были и ингуши.
Для горцев сбыт их товаров был насущной необходимостью, поэтому они собирались с товарами у русской границы.
Ингуши, так же как и другие северокавказцы, торговали с русскими, казаками и другими купцами в Кизляре. Казаки охотно приобретали у горцев бурки, шапки, шубы, а также продукты сельского хозяйства: просо, пшено, мед, воск, муку. В обмен на лошадей и волов казаки давали горцам икру, рыбу, соль /Скитский Б.В. Очерки истории горских народов. Орджоникидзе, 1972, с 337). Русские в обмен на отпускаемые товары получали от ингушей лошадей, мелкий и крупный рогатый скот, бурки, башлыки, а также горские двухколесные арбы и аробные колеса, которых казаки не умели изготавливать, ощущая в них в то же время острую необходимость.
Ингуши были крайне заинтересованы в усилении торговых сношений с русскими, для чего они настойчиво добивались свободного проезда в Кизляр и снижение торговых пошлин.
Самым дефицитным продуктом являлась соль. Архивные материалы убеждают нас в том, что в 18 веке ингуши выращивали табак специально на продажу, и он среди прочих табаков по качеству своему копировался выше и оценивался на рынке дороже. (Из записей в Кизлярской гражданской канцелярии, 1775)
Царское правительство понимало, что административное подчинение северокавказских народов пройдет более безболезненно в том случае, если будут созданы условия для постоянных контактов горского населения с администрацией Кавказской губернии, а также при повышении их личной заинтересованности в таких контактах. Для этого предписывалось "употреблять все способы к приласканию тамошних народов. Отдаляя от них притеснения и все, что может им неприятно, быть в образе умствования и понятия о вещах". Важным в этом процессе было представление местному населению на Кавказской линии и в городах полной свободы в торговле, оказания помощи горцам, переселявшимся на равнину, в случае вооруженного нападения на соседей. (Малахова Г.Н. История Российского государственного управления на Северном Кавказе в XYIII- XIX вв. 2004, с.65).
В истории внешних экономических взаимоотношений 18 век предстает этапом выхода населения Ингушетии к рынкам Российского государства. Торговые связи Ингушетии с Россией приобретают в это время постоянный характер.
Ингуши не были изолированы от соседних народов - грузин, чеченцев, кабардинцев, осетин и других. Эти народы оказывали благотворное влияние друг на друга во всех областях материальной и духовной культуры.
Связи ингушей с грузинским народом возникли в глубокой древности. Этому способствовал путь по Дарьяльскому ущелью. Есть исторические источники, повествующие о том, что грузины знали предков ингушей под именем дзурдзуков. Грузинские купцы вели торговлю с Северным Кавказом, свободно проезжали через земли ингушей. Из Грузии и проникает грузинская письменность. Документы 18 века свидетельствуют о том, что переписка грузинских царей с ингушскими старшинами велась на грузинском языке. Грузины положили начало книгопечатанию на Северном Кавказе (в г. Моздоке).
Издавна установились многосторонние связи Кабарды с Ингушетией. В бассейне р. Терека образовались смешанные поселения из ингушей и кабардинцев.
Этническая территория осетин в первой половине XVIII в. заключалась преимущественно в пределах горной части Центрального Кавказа. Ущелья, оставшиеся за царями овсов (осетин), - пишет Вахушти, - называются так: Тагаури, Валагири, Дигори, Картаули (Вахушти Багратиони. География Грузии. Тбилиси. 1957, с. 138). С 60-х годов 18 века начинают появляться первые переселенцы осетины в Моздоке.
В начале 19 века численность народов Северного Кавказа была такова: адыги (кабардинцы)-500 тыс.чел., балкарцы -9,0 тыс.чел., карачаевцы-15,0 тыс.чел., осетины-16,0 тыс.чел., ингуши- 38 тыс.чел., чеченцы-138,0 тыс.чел. и народы Дагестана- 500,0 тыс.чел. (Журнал "Держава", 1997, №2, с.49).
Документы, относящиеся к русско-ингушским отношениям, позволяют утверждать, что в середине (особенно) 18 века в Ингушетии развивалось движение, направленное на сближение с Россией и добровольное присоединение к ней. У этого движения был и свой руководитель, известный в исторических источниках "киштинский старшина" Пахомиев Аврамий (ингуш по происхождению, принявший христианство). Вся его многогранная деятельность была направлена на вхождение Ингушетии в состав России.
Стремление ингушей быть в составе России было неуклонным в течение ряда веков, но при этом оформлялись локальные юридические документы, но они были часто формальны и не обязательны. Народы России и Ингушетии тянулись друг другу, в основе предстоящего союза лежала добровольность и обоюдность интересов.
Так, в результате активной деятельности ингушских представителей и русских властей на Северном Кавказе Ингушетия вошла в состав России.
В 1771 году свою верность России подтвердили карабулаки. "Они, - доносил капитан Детостидий генералу Неймичу, - доказали себя всеми образы доброжелательными…". Тем самым идея принятия российского подданства проникла практически во все (в том числе и высокогорные) общества Ингушетии.
Многие источники свидетельствуют, что никогда и никем ингуши не были присоединены, что они сами, в течение ряда веков, искали союза с Россией и на законодательной основе окончательно обрели его в 1770 году. На опубликованных картах России в начале 70-х годов 18 в. из всех народов Кавказа, в составе России находящихся, названы только ингуши, и на карте помещены они вдоль всего Дарьяльского ущелья и прилегающих землях.
Сам же договор от 4 (17) марта 1770 года, подписанный всеми представительными старшинами от имени всего ингушского народа в настоящее время находится в Архиве внешней политики России (АВПР) МИД Российской Федерации.
Полномочная царская делегация воочию увидела не только волю самих 24-х старшин, а волеизъявление самого народа. В течение нескольких дней в сердце ингушей - с. Ангушт - проходили массовые всенародные торжества. За селом прошли скачки, в которых приняли участие не только местные жители, но и гости. Склон был безымянный. С этого момента его назвали склоном согласия, т.е. "Барт Босе".
Длительный и закономерный процесс завершился актом добровольного вхождения Ингушетии в состав России в 1770 году, Северной Осетии - в 1774 г. и Чечни - в 1781г.
Огромное наследство, оставленное академиком И.А.Гюльденштедтом, составляет около 1200 мелко исписанных листов, богато иллюстрированных и снабженных картой Кавказа. Эти богатые материалы ждут своего исследования, которые восстановят немало ярких картин замечательного путешествия И.А.Гюльденштедта из столицы Российского государства в Ингушетию и другие регионы Кавказа.
Ингуши не только рассудком, а и всем сердцем поняли историческую важность акта, связавшего их с русским народом на вечные времена. Эта убежденность и укрепляла их в правильности выбора шагать вместе с другими народами России по жизненному пути к общему будущему своей Родины. Великий В.Г.Белинский справедливо отмечал, что "муза Пушкина как бы осветила давно уже на деле существовавшее родство России с этим краем". Добровольное вхождение ингушей в состав России имело большое прогрессивное значение в их исторической судьбе.

Р. АЛБАГАЧИЕВ,
депутат НС РИ, профессор, действительный член-корреспондент РАМТН, заслуженный врач России


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru