новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  2 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 22 (9544); четверг, 10 марта 2005 года

Грядет ли ликвидация

национальных республик в России?


Вопрос далеко не праздный. Идеи слияния-поглощения регионов обрели своих сторонников наконец-то и в национальных республиках. И не где-нибудь, а именно - в Чечне.
Недавно Таус Джабраилов, председатель Госсовета ЧР, человек новый в политике "смело" озвучил идею поглощения Ингушетии Чечней, а затем, ни много, ни мало, и объединения "всех республик региона в Северо-Кавказский край" (?!) Также Абдул-Хаким Султыгов, экс-уполномоченный президента страны в Чечне по правам человека, вспомнил о почившей в базе еще в 20-е г. ХХ-го в. Горской (советской) республики.
Однако же тенденция есть. Очевидно, чеченские политики тонко чувствуют "флюиды", исходящие из Старой площади. Для начала неплохо было бы спросить соседей по региону: жаждут ли они такого объединения с Чечней?
Зязиков, выступая по республиканскому ТВ, еще весной заявлял, что пока он остается президентом Ингушетии, слиянию с Чечней не быть. Еще менее жаждут этого в Дагестане. Можно не сомневаться: ни за какие блага не согласятся народы Северного Кавказа и Поволжья на подобные объединительно-поглотительные "спецпроекты".
Но это не останавливает адептов "слияния-поглощения" национальных республик. Логика их рассуждений проста: почему бы, столь удачно начавшийся опыт поглощения нацокругов, (вроде Коми-Пермяцкого, Ханта-Мансийского и др.) не перенести и на республики? Но то, что оправдано в отношении десятка нацокругов Сибири и Дальнего Востока, (обретших статус субъектов РФ лишь в ельцинский период), совершенно неприемлемо в подавляющем большинстве республик РФ.
Размеры статьи не позволяют нам вдаваться в подробности обоснования этой точки зрения. Заметим только, что в бывшем Союзе, после многочисленных экспериментов, остановились на том варианте, который приблизительно соответствует нынешней системе, за исключением статуса нацокругов и нацобластей, преобразованных в республики в 1990-е г. (Карачаево-Черкессия, Адыгея, Алтай и Бурятия).
Все эти идеи вполне в духе планов губернизации по Жириновскому и доведения числа регионов до 28-30 единиц. С большим удовольствием озвучивают их и правые националисты из рогозинской "Родины". Национальные элиты в республиках не смеют возразить и пока молчат. Народные же массы в республиках - кандидатах на слияние-поглощение, тоже пока безмолвствуют.
Но это обманчивая тишина. При всех претензиях к местным властям, для народов республик эта форма государственности в рамках Федерации - не просто пустой звук. Это и символ исторической преемственности государственности (порою не менее древней, чем у России в целом), и форма, в рамках которой они вправе реализовать свою автономию, и не только культурно-языковую, но и гражданскую, и политическую.
Те же, кто, не стесняясь, говорят о ликвидации национальных республик, попросту плохо усвоили чеченский опыт. Вернее, усвоили его с точностью до "наоборот".
Можно не сомневаться: при первых реальных сигналах по слиянию-поглощению, площади столиц в Ингушетии и Дагестане, Татарстане и Башкортостане, да и в др. республиках моментально заполнят массы протестующих.
Спрашивается, Кремлю это надо?! В России - что мало "горящих" проблем?
Но отчего благая идея по сокращению субъектов Федерации (в самом деле, 89 - это больше, чем где бы то ни было в мире и не рационально) начинает мутировать, приобретая абсурдные формы? Не от того ли, что кое-кто, пригретый властью, жаждет поживиться на грандиозных проектах.
Еще в середине 1990-х г. академик РАН Александр Гринберг и государственный НИИ "Совет по изучению производительных сил" при Минэкономразвития и РАН РФ представили в Администрацию президента РФ революционный проект по сокращению субъектов до 25-28 единиц. Просчитали лишь экономико-географические факторы, да забыли про "овраги" - политические, культурно-исторические и ментальные.
Таким образом, на пороге ХХI -го в. "старо"-новая идея государственников царской России вновь взята на вооружение их "наследниками". Еще в 1912 г. некий А. Сидоров писал, что "для России, завершившей уже государственное объединение…и много уже сделавшей для объединения инородцев, федеративная идея является началом, ослабляющим ее единство".
И если отбросить заумные научные выкладки, то все предложения нынешних "ликвидаторов"-реформаторов вполне укладываются в формулу Сидорова 100-летней давности и несут в себе отчетливый отпечаток политического заказа с сомнительным научным обоснованием. И вот почему.
В большинстве многонациональных государств (а Россия - как раз таковая), как правило, отказываются от унитарного принципа построения в пользу федеративного. Причем, надо заметить, не от хорошей жизни. Сей вывод в равной мере распространяется как на страны Востока-Юга (Индия, Малайзия, Нигерия, Южная Африка и др.), так и Запада (Канада, Бельгия, Швейцария, Нидерланды, Испания и т.д.).
Более того, по мере роста этнонационализма, унитарные системы постепенно преобразуются в федеративные. Федерации же, как правило, стараются строить на этно-территориальной основе.
Именно так произошло в Бельгии, где для нейтрализации межэтнического напряжения в обществе с 60-х г. прошлого века был взят курс на строительство федерации трех крупных "общин" страны: фламандцев, франкоязычных валлонов и немецкой группы в Брюсселе.
Та же тенденция к преобразованию в федерацию все более очевидна и в Великобритании. Здесь этнические партии шотландцев и валлонов представлены в парламенте страны и все громче ставят вопрос о широкой автономии своих регионов.
Даже в США, где в "плавильном тигле" общества, должны были переплавиться все расы и этноконфессиональные группы, постепенно вводят элементы этно-территориального федерализма: избирокруги разграничиваются таким образом, чтобы их границы совпадали с "границами" этнических и расовых меньшинств, квотный принцип назначений на гражданские должности представителей этнических и расовых меньшинств.
И вообще, стремление к сохранению идентичности и, соответственно, различий (в языке и культуре, в формах политического устройства и в социальной жизни) - это феномен, все более отчетливо проявляющийся в мире в последние десятилетия. Россия здесь - не исключение. Это естественная человеческая (и групповая) реакция на безжалостный каток глобализации, ассимиляции и культурной унификации. Это - сфера иррациональных, на первый взгляд, предпочтений и ценностей, где не всегда действует экономическая мотивация.
Готовы ли учесть все эти обстоятельства и аффективные (психологические) моменты наши политики и эксперты? Судя по восстановлению (после бесланской трагедии) многострадального Миннаца во главе с А.Яковлевым, лед, наконец-то, тронулся.
Автор меньше всего хотел бы, чтобы данную статью расценили как антигосударственническую. Просто, мы, т.н. "нацмены", природу многонационального государства понимаем иначе, нежели ВВЖ или Рогозин и К*.
Помнится, еще в 1960-е г. муссировалась идея формирования "единого советского народа" с тотальной унификацией всех и вся в огромной стране. Но потом адепты столь радикальной идеи постепенно замолкли… пристыженные, возможно, и крылатыми фразами (о готовности покинуть эту жизнь, "если завтра умрет мой родной язык"), из стихотворения "Родной язык" Р.Гамзатова.
Тогда, когда все были убеждены в безоговорочной поддержке идеи "сверху", этот крик души настоящего поэта-мудреца всколыхнул общественность, раскрепостил трусливых и прорвал "шлюзы" молчания. Стало очевидно, что идея-то вовсе и не спущена "сверху". Как следствие, похороны ее прошли без лишнего шума.
Так что, остается ждать тревожных "сигналов" от отечественной интеллигенции или VIP-персон из политической элиты, дабы остановить не в меру ретивых ликвидаторов-реформаторов, пока они не спровоцировали в стране великие потрясения.

Деньга ХАЛИДОВ,
руководитель Центра проблем этнополитики и Ислама,
член-корреспондент Академии геополитических проблем



К каждому столбу - по милиционеру?

Проблема, с которой обратился в редакцию житель ст. Нестеровская Бисолт Озиев, не настолько злободневна, чтобы становиться предметом обсуждения в газете. Однако ее решение настолько затянулось, что и Бисолт, и его соседи, проживающие по улице Мира - Балхаевы, Даурбековы, Хампиевы - не видят иного выхода, кроме придания этого факта огласке.
- Вот уже более двух месяцев прошло с того момента, как на улице Мира, где мы проживаем, произошла авария, в результате которой оказался сбит электрический столб, - говорит Бисолт. - Случайно рядом оказался работник энергонадзора, было отключено электричество, выяснены имена горе-водителей. С тех пор мы не однажды обращались в Сунженскую РЭС, но опора как лежала сбитая, так и лежит.
После обращения Б. Озиева в администрацию Сунженского района с просьбой решить проблему, заместитель главы М. Медов распорядился, чтобы столб сняли с газовой трубы, на которую он в ходе падения свалился. И на этом все застопорилось.
Люди, посидев несколько дней без электричества, пригласили электрика и подключились к другой фазе.
- Мы не воруем электроэнергию, платим за нее своевременно по счетчику, - говорят они, - но как долго будет продолжаться такое положение дел, кто уберет этот столб и заменит его новым?
Признаться, мне приходилось не раз наблюдать картину со сбитыми электроопорами. История каждый раз имеет одинаковое продолжение. Сбитый таким же образом столб лежит и по ул. Сейнароева в ст. Орджоникидзевская. Причем, это центральная проезжая часть станицы. На обращения жителей работники энергонадзора отвечают бездействием. В лучшем случае советуют разыскать виновника аварии, чтобы, соответственно, заставить его возместить размер нанесенного ущерба. Как жители улицы Мира, так и любые другие в такой ситуации подключают свои дома к другим фазам. Делают это в нарушение всех технических норм и правил, не говоря уже о том, что это приводит к перегрузке других линий электросети, со всеми вытекающими отсюда последствиями… В итоге их ликвидацией все же приходится заниматься энергетикам. Не лучше ли реагировать сразу и не платить, подобно скупцу, дважды?
Не входит в обязанности жителей отслеживание виновников дорожно-транспортных происшествий, не должны они и месяцами ждать восстановления электричества. И уж тем более подобного рода вопросы не должны становиться предметом разбирательства на приеме у главы района, как мне пришлось однажды наблюдать. Вопросы ликвидации аварийных ситуаций на электролиниях как имеющие место, должны быть учтены электрослужбами в своей деятельности.

А. ЭЛЬБИКАЕВА



Благодарная память народа

(Продолжение.Начало на 1 стр.)

В эти дни все только и говорили о Никите Сергеевиче Хрущеве, о его мужестве, мудрости и доброте. Он стал самым дорогим и близким человеком для каждого ингуша, для каждой ингушской семьи. Помню, у моего друга была мать, старая и безграмотная женщина. Она не могла выговорить фамилию Никиты Сергеевича и поэтому говорила не Хрущев, а Хороший. И когда о нем заходил разговор, она говорила: "Хороший хороший человек. Он настоящий мужчина. Дай Бог здоровья ему и его семье". И в слова эти старая женщина вкладывала чувства, идущие из самой глубины ее сердца.
У писателей Чечено-Ингушетии Никита Сергеевич тоже пользовался особым уважением и почитанием. Ни одно застолье, когда они собирались вместе, не проходило без "присутствия" Никиты Хрущева. Самое почетное место, место, на котором должен был восседать тамада, оставалось пустым. Оно предназначалось Никите Сергеевичу Хрущеву и никто не смел занять его. Это был особый ритуал, которого сравнительно долго придерживались писатели.
Прошли годы.
И снова в истории ингушского народа были приобретения и потери, взлеты и падения, но особой точкой отсчета, особой вехой для всех нас стали принятия РСФСР Закона "О реабилитации репрессированных народов" (26 апреля 1991 года) и Закона Российской Федерации "Об образовании Ингушской Республики в составе Российской Федерации" (4 июня 1992 года).
Сейчас идет процесс усиленного возрождения не только республики, но и ингушского народа, идет процесс возрождения ПАМЯТИ НАЦИИ. И на этом этапе все мы, кто дорожит прошлым и настоящим своего народа, обязаны, непременно обязаны проводить скрупулезную, повседневную работу по сбору и сохранению ценностей, что утеряла нация за многие годы бесправия и произвола со стороны власть имущих. Особенно необходимо помнить и нам, и подрастающему поколению имена сыновей и дочерей своего народа, которые во все времена, независимо от травли и гнета правителей и системы, мужественно и самозабвенно отстаивали свободу, честь и достоинство нации.
Есть у нас, к сожалению, экземпляры, которые были бы не прочь плюнуть в свое прошлое, которые культуру, быт, обычаи и традиции своих предков стараются подать в искаженной уродливой форме. Мне жалко людей подобного типа. Никакими доводами и аргументами они не оправдают скудость своей души. По словам А.С. Пушкина, только "дикость, подлость и невежество не уважают прошедшего". Чрезмерно много было их, хулителей нашей истории и нашего народа, во все времена. Теперь к ним норовят приспособиться и наши доморощенные "историки и политики". Неблагодарное это дело - плевать в колодец, из которого сам же пьешь воду.
Еще раз возвращаясь к началу своего разговора, хочу сказать: назвав одну из улиц Магаса именем Никиты Хрущева, мы отдаем дань памяти не только этому незаурядному государственному и политическому деятелю, но и всем тем, кто в тяжелые трагические дни для нашего народа, рискуя своим благополучием, свободой, а порой и жизнью, старались оказать нам возможную моральную, материальную и физическую помощь.

Саид ЧАХКИЕВ,
народный писатель Чечено-Ингушетии




Порядок в наших домах и улицах зависит от нас

Жизнь ставит перед нами различные проблемы. Тем более, наша действительность связана с техническим прогрессом. Вокруг много машин, механизмов, промышленных предприятий, различного оборудования. Средний автомобиль при пробеге 100 км расходует столько кислорода, сколько человеку необходимо на целый год. А количество машин растет такими темпами, что статистика не справляется с их подсчетом.
Что же делать человеку? С ростом технических средств пока ему не справиться: это дает огромные прибыли, а желающие их получить правят миром. В их руках финансовые потоки, промышленная инфраструктура. Движение антиглобалистов, стремящихся лишить богатых таких "благ", пока остается безрезультатным и больше смахивает на хулиганские выходки.
В этих условиях нам остается одно: содержать свои жилища, дворы, улицы, подъезды, места отдыха и труда в чистоте, не допускать несанкционированного выброса мусора, противодействовать захвату земель в водоохранных и иных народохозяйственных зонах.
Что творится на улицах сельских населенных пунктов? Разумеется, не на всех, но на многих. Прямо у своих ворот, огородов жители организуют несанкционированные свалки, выгружают строительные материалы и металлические конструкции. Остовы отживших свой век грузовых и легковых автомобилей стали частью ландшафта наших населенных пунктов. Но когда-то на них скакали "джигиты", привозили невест, отвозили больных, ездили по житейским и служебным делам. А теперь это хлам и, как металлический лом, остовы машин никакой ценности не представляют. Пусть уродуют природу, засоряют улицы и окраины сел. Такая позиция по меньшей мере непонятна, а по большому - преступна.
А что творится вокруг киосков и торговых павильонов? Это царство бумаг, различных упаковок, стеклянной и полиэтиленовой тары. С этим злом пытаются бороться, но безуспешно. Здесь же жгут костры, распространяя едкий дым и большое количество золы. Кто это делает? Не марсиане и не пришельцы с других галактик. Это наша работа. Если кто-то нашел силы прибить на больничной стене комара, то почему ему не убрать скелет загубленного насекомого? Кто довел стулья и тумбочки до такого ужаса? Дома у нас мебель хранится в хорошем состоянии многие годы, а здесь к бережному отношению к общественному добру и речи нет. Государство у нас не очень богатое, а потому не может ежедневно улучшать внутреннее убранство учреждений здравоохранения.
Передо мной лежит список работ, проделанных в ЦРБ Малгобекского района за последние два года. Он просто впечатляет. Это большие материальные затраты и значительные физические усилия. Все сделанное надо сохранять и использовать во благо людей. А что делаем мы? Дело дошло до того, что руководство больницы в редакцию нашей газеты прислало письмо с обращением к населению вести себя достойно при посещении больных. Люди приходят сюда, не считаясь с обстоятельствами: спокойным часом, обходом врачей, приемом пищи пациентами, другими медицинскими мероприятиями. Приходят молодые люди, шумят, а на замечания реагируют агрессивно. После таких набегов остается мусор в виде окурков, сигаретных пачек, тары. Причем все это выкидывается на лестничных площадках. За ними не успевают убирать технички, а кое-что приходится серьезно ремонтировать. Почему бы не дать врачам нормально осуществлять свою деятельность, больным лечиться, а техническому персоналу - заниматься своей работой.
Вновь набирается мусор на пространстве между селами Инарки и Пседах. Борьба с засорением этого некогда довольно красочного места ведется с давних пор, но конца и краю ей не видно. Обычно сброс идет в темное время суток и уследить за участниками этой "эпохальной драмы" не удается. Мусор здесь сбрасывают не пришельцы из космоса, а жители окрестных сел. Если бы этого не было, между селами была бы красивая лужайка, где резвились бы дети. Так было раньше, в пору моей молодости.
А какие красоты природы Ачалукской зоны некоторые местные жители довели до безобразия. Это и описать трудно. Больно жить в царстве мусора и беспорядка. Имеются же по периметру сел санкционированные свалки, расположенные не очень далеко и в удобных местах. Такие же метаморфозы происходят и в Новом Реданте, с. Вежарий, ст. Вознесеновской, в других местах.
Призыв прошлых лет "Не сорить" до сих пор остается актуальным. Это обращение к людям и только к ним. Ни птицы, ни животные, ни звери, ни насекомые человеческого языка не понимают и читать не умеют.

М. ЭРЗИЕВ




Как цоринцы войско Шамиля разгромили

После прочтения моей публикации в газете "Сердало" "Ингушетия в войнах России", ко мне обратился житель ст. Орджоникидзевская Татиев Мажит Юсупович.
Вот что он мне рассказал:
- Я хорошо запомнил слышанный мной в детстве рассказ моей бабушки о том, как цоринцы прогнали войска Шамиля. (Двухтысячный отряд наиба Ахверды-Магома. Сам Ахверды-Магома в бою был убит цоринцами в 1846 г. - С. Х.)
В нашей родовой башне в Цхьори жили три брата: Замой Черкъа, Таьта, Исмейл.
Рано утром их мать Най, открывая нижний этаж башни, чтобы выгнать скотину, среди копен ячменя (по-ингушски "ланаш" (со слов Мажита Татиева) заметила черные бараньи шапки. Она тут же подняла тревогу и стала закрывать дверь на засов. Когда в дверь просунулась рука одного из нападавших, Най ударила по ней кинжалом. Как только просовывалась очередная рука в щель двери, чтобы отодвинуть засов, Най била по ней кинжалом. На что нападавшие стали кричать: "Оттуда кабан клыками кусается" (имея в виду, что горные ингуши еще не приняли ислам и едят свинину).
С верхних этажей башни начали стрелять в нападавших братья Таьта и Исмейл. (Говорят, Исмейл умел изготавливать порох). А третий брат Черкъа незадолго перед нападением шамилевцев обменял ружье на корову. Обозленные братья в разгар боя кричали Черкъе: "Бросай вниз корову, да покоятся твои отец и брат со свиньей!" ("Етт 1очукхосса. Хьа даи вошеи хьакхийца валларг!")
Башня Татиевых была расположена так, что приблизиться к ней можно было по единственной тропинке, которая обстреливалась братьями.
В разгар боя раздались громоподобные выстрелы. Это пришел на помощь осажденным цоринец Хучбар. По словам Мажита Татиева, его ружье имело в длину 2 м. 60 см. По - ингушски оно называлось "д1андарг".
После боя, говорят, Хучбар рассказывал: "Я выстрелил 213 раз, и ни одна пуля не упала на землю (т.е. попала в цель).
Понеся под Цхьори большие потери, шамилевцы отступили. Уходя, они в отместку подожгли все снопы ячменя и увели с собой мать и сестру Хучбара.
Говорят, сказал Шамиль: "Цхьори возвели на волчьем хребте с лисьей хитростью и захватить его невозможно. (Берза букъа т1а цогал говзалца йилла Цхьори вайга йоаккхалургьяц").
Из этого семейного предания Татиевых мы можем судить о том, как доблестно наши предки защищали свою свободу и независимость. В период русско-кавказской войны они отказались присоединиться к имамату Шамиля, чем доказали свою верность России, в состав которой они добровольно вошли в 1770 году.

С. ХАМЧИЕВ



Познай свой родной язык…

Если хотите
уничтожить
народ, отберите
у него три вещи
- его язык,
его поэзию, его песни.
(Низами)

Не будучи уверенный, что заметку мою прочитает хоть какой-то процент населения, если бы я ее написала на ингушском языке, я написала ее на русском языке.
Сразу хочу сказать, что я ничего не имею против русского языка, более того, он являлся моим самым любимым предметом и в школе, и в университете.
По профессии я - преподаватель ингушского языка и литературы, русского языка и литературы. Вуз закончила в 1995 году, но по воле обстоятельств по профессии стала работать лишь с начала 2004 года. Работаю учителем ингушского языка и литературы в СШ №9 г. Малгобека.
Скажу прямо, до того, как я непосредственно не столкнулась с преподаванием этой дисциплины, я не знала как плачевно выглядят дела с нашим родным ингушским языком, т.е. я говорю об отношении учащихся и их родителей к этому предмету. Если спросить детей, то ингушский язык им вовсе не нужен - ведь он не играет какой-либо роли при поступлении в учебные заведения, а если говорить о поступлении в российские вузы, то он вообще не нужен.
Примерно то же самое можно услышать и от родителей, дескать, ингушский язык вовсе не обязателен, т.к. он не играет какую-либо роль при поступлении на учебу. Диву даешься, когда слышишь такое от взрослых, умудренных опытом людей. Как же можно так относиться к своему родному языку, к языку, на котором мы впервые заговорили.
Как можно забыть, что на этом языке воспитывались наши знаменитые земляки - И. Базоркин, Хь. Осмиев, Б. Зязиков, А. Боков и многие другие. Как они воспевали этот язык, как его берегли, лелеяли, восхищались им! Таких обычаев, традиций, уважения старших, гостеприимства, "эхь-эздел" не было ни у одного народа в мире. Ведь мы можем по праву гордиться своим языком и культурой, мы, без ложной скромности, можем считать себя уникальной нацией, языком и культурой которой восхищались и восхищаются по сей день ученые, исследователи, туристы, которые приезжают к нам даже из-за границы.
Очень много написано русскими поэтами, писателями о нашем языке, культуре. (Лермонтов, Толстой, И. Ляпин и т.д.)
А мы вместо того, чтобы гордиться всем этим, почему-то стали стесняться своего языка, своих обычаев.
Человек, который не знает, не уважает свой язык и культуру, на мой взгляд, не может считать себя представителем этого народа, будь он даже магистром тысячи наук.
Нужно заметить, что представители ингушского народа, которые по воле судеб оказались за пределами Родины, стараются сохранить свой язык, культуру, обычаи, традиции, даже на домах они делают приставки "г1алг1а" (например, в Турции).
А что мешает нам? Что происходит с нами? В последнее время заметно изменились ценности в представлении ингушей, т.е. если человек материально обеспечен - это считается верхом благополучия, а что касается чести, достоинства, мужества, которые испокон веков ценились у ингушей, - все это отходит на задний план.
Даже в далеком, холодном и голодном Казахстане наш народ сохранил себя как нацию, благодаря нашим обычаям, традициям, мужеству. Если мы не будем изучать свой язык, говорить на ингушском языке, то он в скором будущем может исчезнуть с лица земли, как произошло со многими другими языками.
И еще, что я заметила на новогодних праздниках. Мне пришлось побывать на нескольких новогодних мероприятиях в школах, детских садах, и почти на всех мероприятиях не было национальных танцев, сценок, песен, стихов. Сплошь и рядом одни восточные и западные танцы, песни на неизвестном языке. И задается резонный вопрос - чему может научить все это подрастающее поколение?
А так хотелось увидеть и услышать зажигательную лезгинку, которой восхищаются во всем мире, увидеть сценки, инсценировки произведений наших писателей - разве мало у нас интересных произведений, по которым можно было бы ставить инсценировки. Ведь это было бы близко и понятно всем.
Да, я была очень разочарована увиденным. Честно говоря, было до боли обидно за нас, что мы дошли до нынешнего состояния.
Для того, чтобы наш язык сохранился, чтобы он стал почитаемым, нужным, важным, на мой взгляд, нужна специальная государственная программа, иначе дело не сдвинется с мертвой точки.
Нужно, чтобы язык наш считался государственным не на словах, а на деле. На ингушском языке нужно вести деловую документацию, нужно ввести его в программы всех учебных заведений, и в конце концов, нужно, чтобы он стал основным при поступлении в учебные заведения. Может, я многим покажусь неоригинальной в своих предложениях, но я пока выход из создавшегося критического положения вижу лишь в этом. Иначе, ингушский язык имеет вполне реальный шанс стать одним из мертвых языков.
Что касается тех шагов, которые я предпринимаю для того, чтобы дети полюбили этот предмет, полюбили свои обычаи, традиции, то я очень много времени отвожу воспитательным моментам на уроках.
Я постоянно говорю о значимости нашего языка, о том, какими уникальными обычаями и традициями, культурой владеет наш народ, как важно любить свой язык, свою культуру, знать историю своего народа. И что если они не будут знать свой родной язык, то они не усвоят и другие языки. Что по тому, как они будут относиться к своему языку, к своей Отчизне, так с ними будут считаться и представители других народов, где бы они ни оказались.
В конце, хотелось бы сказать немного о том, какое внимание уделяется руководством нашей школы изучению, преподаванию ингушского языка и литературы. Пусть это не посчитают какой-то похвалой начальству, но мне не приходилось встречать такого руководителя школы, который бы уделял такое большое внимание изучению ингушского языка, как директор СШ №9 Марет Мартазковна Коригова. До прихода в эту школу мне не приходилось сталкиваться с ней. Это человек, который все силы и время отдает своей работе, человек, который постоянно находится в поиске чего-то нового, который не успокаивается на достигнутом. Если бы таких людей было больше, то и республика наша процветала бы. А в отношении моего предмета, как я и сказала выше, я постоянно чувствую контроль и живой интерес. Немного можно встретить директоров школ, которые уделяют такое большое внимание изучению ингушского языка и литературы. М. М. Коригова постоянно приносит какие-то новинки прессы, которые касаются изучения ингушского языка, статьи, посвященные нашим знаменитым землякам - ученым, писателям, врачам и т.д. Одним словом, чувствуется, что это человек, который остро чувствует и переживает за свой родной язык, которому небезразлично, что будет с ингушским языком.
За это честь ей и хвала!
Хочется верить, что изучение, исследование и применение ингушского языка станет на тот уровень, который он заслуживает.
Пусть Всевышний поможет нам в этом благородном деле!

М. ЕВКУРОВА,
преподаватель ингушского языка и литературы СШ № 9
г. Малгобека


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru