новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  2 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 17 (9539); вторник, 22 февраля 2005 года

Судьба ингуша

"За нами встает кровавое солнце позора"
К. Симонов

Иногда на примере жизни одного человека можно проследить судьбу целого поколения людей. Таким мне представляется жизнь Ахриева Абукара Камбулатовича, живущего в г. Алма-Ате. Семья Ахриевых до сих пор не возвратилась из депортации 1944 г. Несмотря на преклонные годы и болезнь, Абукар живо интересуется всем, что происходит в Ингушетии, и, конечно, как все ингуши, мечтает возвратиться на родину.
Родился Абукар Ахриев в 1932 г. в г. Орджоникидзе. В 1944 году вместе с семьей был депортирован. В своем письме из Алма-Аты он вспоминает: "Нас везли 19 суток в плотно набитых скотских вагонах. Не было места, куда можно было лечь матерям с больными детьми, старикам, несчастным девушкам. Еду (если ее можно назвать едой) и воду давали через одни-двое суток. Когда некоторые мужчины обратились к офицерам с просьбой дать еды и воды хотя бы для больных, то в ответ услышали: "Для врагов народа у нас нет ничего, кроме смерти". Кто-то из мужчин сказал: "Неужели есть во всем мире враги хуже вас?", за что трое мужчин были расстреляны и выброшены в снег у железнодорожного полотна. Глядя на эту жестокость и плачущих женщин, мой больной отец прошел к середине вагона и обратился к ним: "Дорогие дочери и сестры! Не плачьте. Видя ваши слезы, палачи радуются. Перестаньте плакать и не радуйте этих нелюдей!" Плачущие женщины успокоились. Наконец состав прибыл на ст. Кокчетав. Людей разместили в большом холодном зале. Утром кого на санях, запряженных быками, кого в кузовах бортовых машин в лютый казахстанский мороз повезли до Арык-Балыкского района. К счастью, наша семья оказалась в доме хорошей русской семьи, сын которой был на фронте. Он писал домой, что с ним служат пятеро ингушей и чеченец. Хозяин прочитал письмо отцу. Тот сказал: "Во все времена истории наш народ храбро сражался, защищая интересы России".
Далее в своем письме Абукар Ахриев пишет: "В 1947 г. наш родственник Базоркин Магомед Салманович настоял, чтобы мы переехали жить в г. Макинск, где мы прожили некоторое время. Потом переехали в г. Темир-Тау. Через некоторое время я поехал на похороны двоюродной сестры в ст. Осакаровска без пропуска спецкомендатуры. При возвращении домой меня арестовали в поезде, следующем через Караганду. Трое суток я просидел в милиции, потом меня перевезли в 16 тюрьму г. Караганды. Там я пробыл 7 месяцев, пока не пришел ответ из Москвы о том, что я осужден на 20 лет каторжных работ с отбытием наказания в северных лагерях. Так меня отправили в Коми АССР в Воркутинские лагеря, где я находился среди изменников родины - власовцев. Некоторые из них были осуждены на 15 лет каторги, а мы, представители 12 репрессированных народов, были осуждены на 20 лет каторжных работ. Выходило, что мы хуже и опаснее действительных изменников родины.
Каждые сутки в лагере погибали десятки людей. Их трупы выносили за зону и укладывали у вахты, с трудом выравнивая торчащие руки и ноги, чуть ли не ломая их. Трупы увозили на оленьих санях ненцы и коми и выкидывали в большой снежный овраг. Туда же, говорили, выкинули и нашего известнейшего земляка Али Горчханова, о чем я узнал от врача - поляка, осужденного по 58 статье.
Отбывали со мной срок в зоне достойные люди, которые были для меня дорогими старшими братьями: Бекмурзиев Белан, Куриев Алмах-Сейт, Хутиев Саварбек, Джанаралиев Дача и душевный друг Чатаев Халид из чеченского села Харачой.
На каторге нас спасала отчаянная решимость погибнуть в борьбе за свою честь и достоинство, взаимовыручка. Остаться в живых в лагерных условиях тех лет означало, все равно что выиграть жизнь в лагере.
После смерти Сталина в 1953 г. с нас сняли по 10 лет наказания, а после расстрела Берия нас реабилитировали и я вернулся домой в г. Темир-Тау, по дороге встретив новый 1956 год.
Сестра не узнала меня, а бывший у нас в гостях М. Базоркин сказал: "Это же твой брат Абукар". Присмотревшись лучше, сестра обняла меня и заплакала. Корила за то, что не писал письма. Она, конечно, не знала о том, что каторжане не имели права писать больше одного письма в год. Отец к тому времени умер, мы с братом работали на металлургическом заводе в г. Темир-Тау. Потом по просьбе дяди переехали в г. Алма-Ату, где и живем по сей день в мире и дружбе с братским казахским народом, со всеми человечными людьми. Я безмерно благодарен казахскому народу и казахской земле, где похоронены мой отец и сестренка, где лежит в земле около половины моего народа. Казахстан является для нас незабываемой и дорогой второй родиной, а для тех, кто родился здесь, останется родиной навеки.
Будьте здоровы и счастливы.
Судьба Абукара Камбулатовича Ахриева - это судьба всего ингушского народа, который, несмотря на все превратности судьбы, выстоял, выжил и сегодня строит свою республику.

С. ХАМЧИЕВ




Пусть утихнет боль народа...

23 февраля 1944 года - трагическая дата для всего ингушского народа. До сих пор те поистине драматические события с болью отзываются в сердце каждого из нас, ведь память о суровом времени высылки передавалась из поколения в поколение...
61 год назад день рождения Советской Армии Сталин, Берия и их клика превратили для ингушей в черный день. Абсолютно все: герои гражданской войны, красные партизаны, рабочие, колхозники, старики и младенцы - были объявлены "врагами народа" и увезены от родных очагов. Свершилась депортация народа в далекие холодные края Казахстана и республики Средней Азии. Мирное население, не приспособленное к морозам, лишенное теплой одежды и продуктов, было обречено на вымирание. От холода и голода люди погибали целыми семьями.
Многие дети остались без родителей и были отданы в детские дома...
...Все меньше остается среди нас очевидцев той страшной трагедии, людей, перенесших все тяготы 13-летней высылки, ощутивших последствия нарушения прав человека.
Возмущенные фактом вопиющей несправедливости по отношению к ингушскому народу, его наиболее активные представители пытались отстоять правду и требовали реабилитации. Так, в письмах, адресованных властям, приводилась цитата из выступления С.Орджоникидзе на 1 съезде трудовых народов Терской республики от 28.11.1918 года: "Я помню момент, когда мы висели на волоске, это был момент неуверенности, когда за нами не шли, а на нас робко оглядывались. В этот момент одиночества Советской власти, в период неизвестности наших дальнейших судеб только маленький ингушский народ весь встал на защиту Советской власти, ингушский народ шел за нами, не оглядываясь".
День выселения - 23 февраля 1944 года - ингуши навсегда запомнили, как пример беззакония в отношении целого народа. А ведь именно этот народ в 1758 году направил своих послов в город Кизляр, где объявил о своем добровольном вхождении в состав Российского государства!
Наши историки вполне справедливо пишут о том, что ингуши всегда проявляли лояльность к государственной власти и были законопослушными гражданами. Увы, не всегда эта власть проявляла к ним справедливость.
После возвращения из депортации ингушам не возвратили Пригородный район. В отдельные села их вообще не допускали!
На уровне власти принимались нормативные акты о запрете на прописку - и все это по разным надуманным причинам.
Очередная катастрофа произошла в 1992 году. В результате осетино-ингушского конфликта в Пригородном районе из своих домов были вторично (!) выселены 65 тысяч ингушей. Вновь часть ингушского населения оказалась лишенной своих конституционных прав...
Несмотря на все перенесенные лишения, сильный духом ингушский народ верит в лучшее будущее. Этому способствуют позитивные сдвиги в нашей жизни. По воле Всевышнего состоялось возрождение Республики Ингушетия. 13 лет назад наш народ вновь обрел свою государственность. Уверенно набирают темпы развития экономика, сельское хозяйство, строительство. Имеют место сдвиги и в нефтекомплексе. Гораздо активнее решаются социальные проблемы населения. Деятельность наиболее активных тружеников республики получает всенародное признание. Все это - приметы нового времени.
Настал момент, когда каждый из нас должен задаться вопросом: "А что полезного я сделал для своей республики?"
Мы сумеем добиться лучшей доли, если будем едины в стремлении жить в мире и творить Добро.
Мир в республике и мудрость политики - это и есть главное достояние нашего народа. Там, где торжествует разумный подход к жизненным явлениям, всегда сумеют извлечь уроки из исторического прошлого...
Мы по-доброму относимся к осетинскому народу и хотим жить в полном согласии со своими соседями. Полагаем, что можно решить все вопросы, если проявлять по отношению друг к другу доброжелательность и толерантность. Не зря же в народе говорят: "Терпение и труд все перетрут".
Пусть уйдут в прошлое любые проявления несправедливости. Пусть утихнет боль нашего народа. Пусть никогда и нигде на планете не повторится больше тот кошмар, который начался для ингушей холодным зимним днем 1944 года!

М. ТАТРИЕВ, заместитель
Председателя Народного Собрания Республики Ингушетия




КРЕМЛЕВСКАЯ АМНИСТИЯ И УНИЧТОЖЕНИЕ
СЕВЕРОКАВКАЗСКИХ НАРОДОВ


Для всех нас, живущих в Республике Ингушетия, отрадно появление в нашей научной публицистике новых материалов по истории нашего народа, ликвидирующих несколько единиц из многочисленных "белых пятен" в истории нашего народа.
Тем более весьма приятно открывать новые страницы в творческой и научной деятельности наших ученых и государственных деятелей, которые волею судьбы и сложившихся драматических обстоятельств в их жизни вынуждены были эмигрировать за рубеж и трудиться на благо невольно покинутой ими Родины.
В канун 61-летия депортации ингушского и других народов Северного Кавказа и России мы предлагаем нашим читателям одну из многочисленных статей по истории Ингушетии и Северного Кавказа выдающегося ингушского ученого-энциклопедиста, просветителя и государственного деятеля Вассан-Гирея Ильджиевича Джабагиева.
Из многочисленных материалов по политологии, земледелию и истории Северного Кавказа и северокавказских народов, издававшихся в Турции, Германии, Франции и в Польше, мы имеем возможность ознакомить читателей с ранее практически неизвестной и не публиковавшейся в нашей республике работой ученого.
Многим из нас в той или иной мере известны его имя и некоторые его научные работы, но и сегодня не просто интересно, но и поучительно, в период становления ингушской государственности, ознакомиться с некоторыми трудами бывшего Председателя Парламента Северокавказской республики. Многого из его научной деятельности мы были лишены в силу господствовавшей в Советском Союзе коммунистической идеологии.
Сегодняшняя статья В-Г.Джабагиева посвящена осмыслению одной из трагических и позорных страниц в истории России - геноцида и депортации в Казахстан, Среднюю Азию и Сибирь целых народов.
Мы оставили без изменений текст и редакцию автора.


В конце марта с.г. новое советское правительство опубликовало неожиданно, к величайшему удивлению всего мира, закон об амнистии для некоторых категорий узников тюрем и концентрационных лагерей. Действие закона распространяется на тех лиц, "преступление которых не является угрозой для безопасности государства" (тут правильнее было бы сказать - для диктатуры и варварского режима Кремля - В-Г. Д.), срок заключения которых не превышает пяти лет, а также на женщин, имеющих детей в возрасте до 10-лет, на беременных женщин, на молодежь, в возрасте ниже 18-ти лет, на мужчин свыше 55 и на женщин свыше 50-ти лет и, наконец, на лиц неизлечимо больных.
Амнистии не подлежат, однако, "контрреволюционеры и бандиты". Эта последняя оговорка суживает в значительной мере круг узников, подлежащих освобождению из мест тюремного или лагерного заключения, так как "контрреволюционером" может быть признан всякий советский гражданин, позволивший себе выразить малейшее недовольство по поводу советской администрации, советского режима и своей собственной несчастной судьбы и рабского существования.
Недавнее освобождение 15-ти "вредителей-террористов" из среды виднейших советских докторов и заявление, в связи с этим, советского правительства о том, что эти доктора стали жертвой произвола чинов службы государственной безопасности, подделавших документы, доказывающих якобы виновность обвиненных, показывает, что ЧК, НКВД и МВД действовали бесконтрольно, неизвестно и по собственному усмотрению, что десятки миллионов узников тюрем и концлагерей попали туда, страдали, калечились и умирали как мухи, по капризу или злой воле кремлевских опричников. По самому скромному подсчету советские тюрьмы и концлагеря поглотили за время существования коммунистического режима по крайней мере 60 миллионов (!) человеческих жизней. И сейчас томятся в заключении не менее 20-ти миллионов арестованных, ведущих полуголодное существование в условиях скученности, отсутствия всякой гигиены, в помещениях неотапливаемых и грязных, в условиях морального растления и непосильного, каторжного труда. Известно, что только незначительный процент узников может вообще выжить в советских тюрьмах и концлагерях, и что значительное большинство их умирает медленной, но верной смертью.
Если задуматься над причинами необычайной для кремлевского режима амнистии, то приходят в голову два предположения: во-первых, новое советское правительство своей мнимой гуманностью и охраной "законности" стремится приобрести симпатии свободных народов, убедив их в своем демократизме и миролюбии; во-вторых, советские места заключения чрезмерно переполнены и поэтому необходимо их разгрузить частично для поглощения жертв предстоящей новой волны террора и новых чисток.
Ясное дело, что слабое еще правительство Маленкова должно внушить подвластным себе народным массам звериный страх и таким образом укрепить свое положение и свой авторитет в стране. На это требуется по меньшей мере от 3-х до 5-ти лет жесточайших преследований по отношению ко всем слоям населения, а прежде всего взаимное уничтожение советских вельмож, борющихся между собой за власть.
Допустим на минуту, что Маленков мягче, гуманнее, искреннее и честнее своего учителя и предшественника Сталина. Если бы это было так, то Маленков должен был бы пересмотреть и отменить варварские и ничем необоснованные постановления Верховного Совета о принудительном выселении с Северного Кавказа чечено-ингушей, карачай-балкарцев, калмыков, а также крымских татар в Среднюю Азию и в Сибирь. Поголовная ссылка этих народов, не исключая женщин, детей и стариков, за то только, что в кавказских горах нашли себе убежище несколько групп, недовольных существующим режимом и сочувствующих поэтому немцам, не может быть оправдан никакой правовой нормой.
Законодательство всех культурных стран всего свободного человечества допускает ответственность и наказание только тех, кто совершил сам лично преступление, а не его семья, а тем более его народ. Коллективная ответственность и круговая порука применяются только в странах диких, странах своеволия и деспотической диктатуры.
Человеческая совесть и мировое общественное мнение настойчиво требуют уже сейчас, путем применения более действенных и реальных средств, водворения снова на местах прежнего своего жительства остатков тех народов, над которыми совершен был преступный геноцид.
Если советское правительство хочет исправить свою жестокую, беспрецедентную в истории несправедливость, оно обязано выполнить это требование и тем самым хотя бы частично искупить свою тяжелую вину.

Вассан-Гирей И. Джабагиев
//"Der Freie Kaukasus" (Свободный Кавказ), № 5 (20), октябрь 1953 г.,
Мюнхен, Германия

Поскольку нам известно, что В.-Г. Джабагиев не только активно занимался проблемой депортации народов в СССР, но и являлся членом Комитета по проведению процесса против геноцида (народоубийства) в СССР, мы, в дополнение к вышеизложенной статье, приводим краткий отчет (информацию) данного Комитета, опубликованный в том же журнале "Der Freie Kaukasus" (Свободный Кавказ) за №1, 1951 г., о реальных масштабах геноцида.




"ОТ КОМИТЕТА ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОЦЕССА ПРОТИВ ГЕНОЦИДА (НАРОДОУБИЙСТВА) В СССР"

В Мюнхене (Германия) создан и функционирует межнациональный Комитет по проведению процесса против геноцида (народоубийства), проводимой коммунистической властью.
Комитет собрал обширный материал - свидетельские показания о том, как и в каких условиях происходило уничтожение следующих народов СССР:
1) чеченцев и ингушей,
2) карачаевцев,
3) балкарцев,
4) крымских татар,
5) калмыков,
6) немцев Поволжья
Кроме того, собраны данные о близких к геноциду преступлениях коммунистической власти и против других народов - прежде всего славянских, а также еврейского, эстонского, литовского, латвийского и др.
Сбор данных продолжается.
Уже собранный материал будет передан на суд международной демократической общественности. Из него явствует, что при аресте, депортациях и прибытии на места ссылки погибло:
Чеченцев и ингушей - 200 тысяч
Карачаевцев и балкарцев - 150 тысяч
Крымских татар - 80 тысяч
Евреев и греков - 70 тысяч (выделено мною - И.А.)
В Комитет вошел ряд видных общественных деятелей и журналистов. От названных выше народов-жертв коммунистического геноцида вошли :
От чеченцев: А.Уралов (автор книги "Сталин у власти"),
От ингушей: генерал-майор Мальсагов
(позднее в Комитет вошел и В-Г. Джабагиев - И.А.)
От карачаевцев: врач Гаджинский;
От балкарцев: учитель Халай;
Кроме того, приглашены:
От калмыков: журналист Балинов;
От крымских татар: доктор Крималу.
Подводя итоги Комитет обращается к читателям с просьбой присылать свидетельские показания и другие материалы, касающиеся коммунистической политики геноцида, в адрес журнала.

Подготовил И. АЛМАЗОВ,
историк, гл. специалист Государственной Архивной службы РИ.
/материалы из личного архива И.А./




УГУРЧИЕВ АЗМАТ-ГИРИ

МЕХКАХ ВАЬККХАЧО ДИЙЦАР

Хьа бокъо яц укх ц1аг1а ваха,
Хьа бокъо яц ер лаьтта аха,
Аьнна сай ц1аг1ара со эккхавир
Т1аккха ж1алеш т1алехкар.

Маьтлоам са бац, ма йоахий сога,
Г1алмий са дац, ма йоахий сога.
Цхьанна а даькъе цар со ларх1ац,
Водачо-воаг1ачо со хьаллацац.

Ва, маца баргба т1ера ер бала?
Маца д1абовргба керчура ала?
Уж-м сох белаш баг1аш ма бий,
Кхехкадеш са ц1аг1а шоай м1аде йий.

Шоашта д1адаьккхад аз хьалдаь ц1а,
Эккхийтад цу юртар са ви1ий ц1а.
Селхан са воша цар д1авигав.
Керчура дог даьккха из 1овиллав.

Ва, маца хургба царна боа бекхам,
Гаций-хьог1 цу Далла сона бу 1откъам?!
Бокъонца г1елал ма яхьий сога,
Оаха тхоай кхел, Даьла, д1аеннай хьога..





ТИМУРЗИЕВ БАШИР


ХАЛОНАШТА КА ЦА ЛУШ

Казахстане нах д1акхаьчча,
Бихьаь кхача кхоачабелча,
Царна моцал духьалъяьлар,
"Са кара да шо х1анза", - аьлар.
Ший го г1алг1ашта а тасса
Хайра долга галеш даьсса.
Пурам доацаш ц1аг1а чуяьнна,
Йоалаш, йоалаш маг1аяьнна,
Хайра моцал - къиза "аьла".
(Лорабелахь нах, Везан Даьла).
Из магацар араяккха.
Х1ама дацар духьалдаккха.
Ахккан хала 1а болх бича,
Из д1аьха шу йистедаьлча,
Даьсса долча трудоденах
Х1ама ца луш бусар вайнах.
Моцал ца бала цхьацца дора:
Хьатта т1ара ялат хьора,
Фермера хьайба арадоаккхар.
Гучавьаннар-гаьна воаккхар.
Дукха байра моцал 1айша,
Бовлалехьа баха хайша.
"Моастаг1ий да шо", - аларах,
Дог ца эккхаш шоай вахарах,
Къизача "аьлах" котбаьнна,
Кхойтта шу йистедаьнна,
Вахара 1азап эза баьнна
Дийнабисараш ц1акхаьчар.
2005 ш.

Сулам-Бек Аушев




ХАЛАЧА НОВКЪА

Мичад бакъдар, мичай бокъо,
- Кортмукъал, парг1ато…

Ц1ерамашен йода ювхьаш.
Ц1е ц1ог1а детташ, бетташ мухь!
Хала са доахаш юкъ а сетташ,-
Ла магац ги боалла мухь!

К1айча лаь й т1а наькъа б1оаххалла.
Байнача мискай дакъий ухк…
Сийнача Сибаре 1окхаччалца,
Хац вайнаха мича буг.
Мадаш ул 1окхесса лай т1а,
… Кхоачаш са хьалдалале.
Мама, мича юг оаш ма-а ма -,
З1амигача к1аьнко яххаше!
Маьр-ц1ейх къехкаш, оаг1ув увзаш,
Эхь-бехк кхоабаш. -
Дег1а эзделал ца йохаш.
-Цунах маьлха дуне дус!
Бирса салтий хьувз вагон чу.
Ми1-ми1инге локхаш б1арг…
Дорха болаш, къиза болаш,
Массача унах баларгаш!
З1амига-воккха нохчо-г1алг1а,
-Цар керахьа бала боал!
Укх дуненах дог а дилла,
Валара новкъа ваьнна воал.

Сийнача баь т1а ловза лийрх1а,
-Бер 1окхесса новкъа ул.
Берзо дуъ из, е из даац.
-Далла хов-кх цох фу хул!

Ц1еша виза Сталин яхаш,
Къоаной, кхалнах цунна серд.
Ц1ерца вага Берий яхаш,
-Веза-Воккхача Даьлага кхайк!
Бекхам болба везача Дала.
Ди боацача Сталина…
Вайга озийтача балах, -
Цунца лехийла Дала ч1ир!

13 шера гургьяц Даьхе, -
Мехках баьнна болхарашта.
Ц1аккъа гургъяц цхьабарашта,
Хьамсара Нана-Даьг1асте!

Ц1е ц1ог1а детташ, к1ура хьалтувсаш,
Наькъа йода ц1ерамашен!
Гунахь доацача нахах етта,
Ийца йода ц1ерамашен!


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru