новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 16 (9538) суббота, 19 февраля 2005 года

Герои не стареют



Этот старый пожелтевший фотоснимок можно увидеть на одном из стендов Республиканского музея нашей республики. Он нашел свое место в экспозиции, посвященной истории ингушского народа в период гражданской войны. На фотографии надпись: “Группа красных партизан ингушского конного отряда во главе с начальником отряда Тоуси Шадиевым, помощником начальника Кази Гантемировым и начальником штаба Айдемаром Долаковым”. Еще небольшая аннотация. И все. Информация об этом отряде крайне скупа.
Дни гражданской войны стали периодом массового героизма ингушей. Тогда за оружие взялся весь народ, от мала до велика, защищая новую власть, обещавшую неслыханные блага, а главное – справедливое отношение ко всем народам России, равенство и братство. Ингуши стали главной опорой большевиков на Северном Кавказе.
Но гражданская война отгремела, ингушские партизанские отряды перестали существовать, оставив неизгладимый след в истории становления Советской власти на юге России. Ингуши вернулись к мирной жизни, стали наравне с другими народами страны строить новое общество. Но отряду Шадиева Тоуси было суждено еще раз стать под ружье…
По мере продвижения гитлеровской армии на восток в стране разворачивалось всенародное сопротивление оккупационным властям. Чтобы сломить советских людей, гитлеровцы в соответствии с планом “ОСТ” установили в захваченных районах режим кровавого террора.
На оккупированных территориях стали возникать партизанские отряды, подпольные группы сопротивления. Их организаторами, как правило, были партийные и советские работники, оставленные в тылу врага специально для этой работы, а также бойцы и командиры Красной Армии, попавшие в окружение.
Известно, что своими активными действиями партизаны сковали значительные силы врага. С середины 1942 года для борьбы с партизанами отвлекалось до 10% немецких войск. Наиболее распространенными формами партизанских действий были засады, внезапные налеты на небольшие гарнизоны, диверсии. Действенной формой партизанской борьбы была так называемая “рельсовая война”.
Только с октября 1942 года по март 1943 года партизаны совершили 1,5 тыс. диверсий на железных дорогах. К осени 1943 г. было выведено из строя более 2 тыс. км железнодорожных путей, множество мостов, водокачек и другого станционного оборудования.
Разнообразные формы и способы борьбы использовали подпольные группы сопротивления. Они организовали диверсии на заводах и в мастерских, портили оборудование, выводили из строя паровозы и вагоны, препятствовали угону советских людей в Германию, срывали поставки продовольствия, передавали советскому командованию разведданные о количестве и дислокации немецких войск. Некоторым подпольщикам удавалось завладеть особо секретной немецкой документацией.
В 1942 году на огромном митинге в селении Базоркино ингушский народ объявил священную войну – газават фашистским захватчикам.
На этом собрании присутствовал первый секретарь Чечено-Ингушского обкома ВКП(б) Иванов. Враг – немецкие фашисты – уже стоял на пороге Чечено-Ингушетии. Руководитель обкома обратился к партизанам гражданской войны – Тоуси Шадиеву было предложено воссоздать свой отряд.
Кто же он, Тоуси Бунухоевич Шадиев?
Его имя широко известно в Чечено-Ингушетии. Будучи представителем духовенства, как впрочем и многие другие в этом отряде, он с первых дней революции и до самой смерти оставался преданным сторонником Советской власти.
В конце 1917 в начале 1918 гг. Тоуси Шадиев, Кази Гантемиров и Айдемар Долаков по своей инициативе начали формирование вооруженных красных сотен для отпора местной контрреволюции. Эти сотни несли охрану ингушских аулов под Владикавказом и служили заслоном города от белоказаков. В мае 1918 года Тоуси Шадиев и Кази Гантемиров были делегированы на III съезд народов Терека, где они вместе с такими известными деятелями, как Таштемир Эльдерханов, Бетал Калмыков, Магомед Энеев вошли в руководящий орган съезда.
Как известно, на III съезде народов Терека была провозглашена Советская власть на Северном Кавказе и решен земельный вопрос.
… На предложение воссоздать свой отряд Тоуси Шадиев ни на минуту не задумался над ответом. За считанные дни отряд был в боевом строю. 200 конных партизан–ингушей, вооруженных винтовками и холодным оружием – сила серьезная. Нельзя не сказать о том, что лошади и оружие – не подарок власти, а свое, добытое за счет своих “кровных”.
Теперь в отряде Тоуси Шадиева было много молодых, но немало было и тех, кто сражался под его командованием в начале 20-х годов. Больше двух лет провоевал конный партизанский отряд Тоуси Шадиева в Великую Отечественную войну. За это время отряд проехал по всем городам и селам Чечено-Ингушетии, поднимая дух населения и призывников, которым предстояло уйти на фронт. Много славных боевых подвигов совершили подопечные Шадиева, не раз и не два совершали вылазки в глубокий тыл противника, добывая ценные информации и нанося урон врагу.
Немцы увозили с одной из станций в поезде очень много советских денег. Узнав об этом факте, командир отряда решил не дать им увезти их.
Один из бойцов отряда, Баркинхоев Яни, залез на поезд и на ходу выкинул тридцать мешков, и в эту же ночь зарывли в землю, засыпали навозом и всяким мусором и подожгли это место. Немцы все перекопали, но ничего не нашли. Впоследствии Баркинхоев Яни раздал эти деньги по всем госпиталям и помог немощным и вдовам.
Патриотическая активность ингушей–партизан рождала различные формы борьбы: диверсии на коммуникациях, разгром вражеских штабов, разрушение линий связи, дорог, организация побегов военнопленных и т. д.
К великому сожалению, многое из жизни отряда сегодня не известно. Это предмет дальнейших поисков.
Все партизаны отряда Шадиева были представлены к высоким Правительственным наградам, но многие так их и не дождались. В 1943 году партизаны прибыли в г. Кропоткино, расположенный в Краснодарском крае. Здесь формировалась отдельная чечено-ингушская дивизия. Но история отряда на этом обрывается. Высокие военные чины поблагодарили партизан за их дела и объявили о том, что их миссия закончена.
“Ваши заслуги не будут забыты, спасибо вам…”, - сказали им и отправили домой. Тогда многие не поняли – почему…
Вот лишь некоторые имена партизан отряда Тоуси Шадиева:
Багаудин Арсанов, Бапин Шадиев, Ахмед Шадиев, Кази Гантемиров, Айдемар Долаков, Исхак Чапанов, Терсбот Досхоев, Али Горчханов, Яни Баркинхоев, Ковди Шибилов, Карши Газдиев, Саад Гуцериев, Ислам Гагиев, Ахмед Хаштыров, Билан Ужахов, Сейд Султыгов, Джош Чахкиев, Бексолт Торкоев, Джабраил Гагиев и Ахмарза Нальгиев. К сожалению, у автора этих строк полного списка нет, но имена можно все же узнать.
Жизнью и подвигами партизанского отряда Тоуси Шадиева заинтересовался в свое время Идрис Муртузович Базоркин. Есть сведения, что корифей ингушской литературы собирал об отряде материалы с тем, чтобы переработать их в повесть или роман. Однако планы выдающегося ингушского писателя не воплотились в жизнь. Есть сведения, что ценную информацию можно получить в военном архиве г. Подольска, где хранятся документы о всех партизанских отрядах Северного Кавказа.
В судьбе партизанского отряда Тоуси Шадиева много удивительного и достойного восхищения. Особенно эпизод возрождения отряда в дни Великой Отечественной войны. С волнением узнаешь о том, что через 20 лет отряд поднял боевое знамя. А ведь многие партизаны в 1942 году были уже немолоды. Их головы посеребрила седина. Но отвага и мужество не имеют возраста. Сердце патриота бьется одинаково горячо и в 20 и в 60 лет.
Всем известно, что своими активными бесстрашными действиями партизаны наносили противнику существенный материальный ущерб. Партизанская война наводила ужас на немецких солдат, снижала моральный дух германской армии.
Мы должны сохранить память о тех людях, которые по первому призывному слову власти как поется в песне: “Вновь закинули на плечи винтовки и оседлали боевых коней”. Они встали на защиту тех идей и ценностей, за которые проливали кровь в молодости. Такими всегда бывают настоящие мужчины – их слово крепко, как сталь, их принципы незыблемы, как горы Кавказа. Они, по сути своей, защитники, готовые всегда отдать жизнь за Родину, ее свободу и независимость.

Х. КАРТОЕВА,
г. Малгобек

P. S. Автор этих строк обращается к уважаемым читателям с просьбой внимательно рассмотреть фото – возможно здесь следующие имена:
- Харсиев Аламбек Мусиевич
- Катиев Шовхал
- Яндиев Жамарза
- Томов Асламбек Ильясович
- Гантимиров Ныкорхо Бунхоевич
- Гантимиров Зонгохо Бунхоевич
- Цицкиев Магомед
- Султыгов Ахмед Гарбекович
- Ахильгов Совлмарза Сагиевич
- Бузуртанов Магомед Базиевич
- Цоков Сандако
- Яндиев Магомед Губеевич
Узнавших на фотографии вышеуказанных людей просим сообщить в редакцию для дальнейшей исследовательской работы.




Защитник Брестской крепости

С каким трепетом души приходится нам перелистывать святые страницы памяти участников Великой Отечественной войны. По архивным документам НКВД СССР, в итоге проведенных трех мобилизаций в республике Чечено-Ингушетии на фронт ушли – 17413 человек.
Проходят годы, десятилетия после победоносного окончания Великой Отечественной войны. Память возвращает нас к тем, кто отдал жизнь ради Великой Победы, ради мирного будущего сегодняшних и грядущих поколений, она навсегда сохранится в благодарных сердцах людей. Кто не восхищался мужеством и героизмом защитников Брестской крепости? История сохранила нам имена многих выдающихся ингушей, проявивших себя на полях сражений. Время выбрало их, они достойно вынесли испытание временем. Об этом нам, живым забывать нельзя. В числе защитников Брестской крепости был наш земляк Халит Дотиевич Цечоев. К сожалению, первый день войны стал последним днем его жизни. Долго сопротивлялись защитники крепости. Была оккупирована почти вся Белоруссия. Фронт ушел далеко на восток, но раненые защитники крепости не сдавались. Халит вместе с товарищами вступил в бой с фашистами. Он был опытным бойцом, уверенным в себе. Бой длился много часов. Из-за дыма и пламени ничего не было видно. Смертельно раненые защитники падали один за другим. Халит разил противника, посылая пулю за пулей до тех пор, пока неожиданный взрыв не свалил его, истекающего кровью, на землю… Это был храбрый воин и мирный труженик, который родился в 1915 году в с. Средние Ачалуки Малгобекского района в рабочей семье со средним достатком. Рос крепким, умным, послушным, среди сверстников отличался принципиальностью, трудолюбием.
Окончив восемь классов, работал в колхозе им. Китайской революции. Был секретарем комсомольской организации, спустя некоторое время райком направил Халита Цечоева на комсомольскую учебу в г. Грозный, которую он блестяще завершил. Обогащенный новыми знаниями, он вернулся в родное село, и вскоре был назначен заведующим молочно-товарной фермой. Женился, но, увы, недолгим было счастье молодых, через несколько месяцев пришла повестка из военкомата. Не успев насладиться радостью семейной жизни, супруги были разлучены. Долгих пятьдесят пять лет хранила верность любимому человеку супруга Халита – Маржан. А дочь – Мовлатхан, о появлении которой отец узнал будучи на фронте, десятки лет добивалась правды об отце. Отправной точкой поиска было короткое сообщение из военкомата на имя матери, пришедшее еще до высылки в 1944 году: «Ваш муж, Цечоев Халит Дотиевич, в боях за Брестскую крепость пропал без вести». Но, несмотря на это, дочь продолжала поиски. И удача пришла неожиданно, ей ответили однополчане отца. Только потом пришло подтверждение из архива МО СССР: «Установлено, что рядовой 125 стрелкового полка Цечоев Х.Д. погиб 22.06.41 г. в Брестской крепости. Похоронен. Брестская крепость». А позднее дочь Халита, Мовлатхан, обрадовала весточка от боевого друга отца, ветерана пограничных войск Александра Георгиевича Комолова о том, что в районе бывшей 9-ой погранзаставы молодежь посадила березку в честь памяти ингуша – рядового Халита Дотиевича Цечоева. Бываю в селе Средние Ачалуки Малгобекского района, вижу улицу, названную в честь Х.Д. Цечоева. К сожалению, односельчан, помнивших его, осталось мало.
Нужно отметить, что в последние годы, в дни празднования Великой Победы, дочь Халита Цечоева, Мовлатхан, всю свою жизнь посвятившая поискам отца, посещает памятные места легендарной крепости с возложением цветов к могиле отца и павших бойцов за Брестскую крепость. Среди сотен имен есть и имя ее отца, увековеченное на мемориальной плите Брестской крепости. Высокий пример мужества, стойкости, патриотизма, верности долгу погибших солдат Великой Отечественной будут вдохновлять и учить нынешнее и грядущее поколения, как надо жить, бороться, побеждать и любить наше Отечество. Мы, живущие, обязаны помнить о подвигах наших героев, изучать историю каждого из них, вести славную историческую летопись нашего народа. Имя Халита Дотиевича Цечоева вписано золотыми буквами в историю ингушского народа. Он прожил свою короткую жизнь честно, мужественно и смело, являясь образцом стойкости и несгибаемого духа для современной молодежи. К сожалению, многие участники обороны Брестской крепости по сей день остаются неизвестными. Только через несколько десятков лет всплывают факты ущемления ингушей при выдаче заслуженных наград. К большому счастью, сегодня не те времена, и справедливость восстанавливается. Думается, что к Дню светлого праздника Победы над фашизмом вспомнят о всех участниках обороны Брестской крепости и заслуженные награды найдут их.

Р. КАРТОЕВА




Отличие Мухаммеда

(Да благословит его Аллах1 и приветствует) от других пророков.
Качества, которые отличают Мухаммеда (Да благословит его Аллах1 и приветствует) от других пророков (мир им),

заключаются в следующем:
Во-первых, он последний из пророков Аллах1а – печать пророков.
Во-вторых, через него Аллах1 в очередной раз возродил ту же самую первозданную религию, к которой призвали ранее все другие пророки (мир им).
В-третьих, Аллах1 очистил эту религию от всего того, что привнесли в нее люди от себя на различных исторических этапах. Через посредства Мухаммеда (Да благословит его Аллах1 и приветствует) Аллах1 научил человечество истинному и неподдельному Исламу.
В-четвертых, в силу того, что после Мухаммеда (Да благословит его Аллах1 и приветствует) Аллах1 предрешил не посылать больше пророков или посланников, Он сделал Коран, ниспосланный Им, хранимый с точки зрения его текста и повествования, на том первоначальном языке, на котором Он был ниспослан, чтобы человек мог в любую эпоху получить из нее наставления на путь истинный.
В-пятых, сподвижники Пророка (Да благословит его Аллах1 и приветствует), и последующие передатчики хадисов тщательно сохраняли описание его жизненного пути и его Сунну, делая это самым образцовым образом.
Более полно и тщательно в истории не было зафиксировано описание жизни ни одного из пророков или любой другой исторической личности.
В-шестых, Коран, жизнеописание Пророка (Да благословит его Аллах1 и приветствует) и его Сунны, достигшие предела достоверности, стали надежными источниками познания религии Аллах1а в его подлинном виде, истинного пути, который указывает нам эта религия, и требований, предъявляемых ею к нам.
Тексты Священного Корана и проповеди Мухаммеда (Да благословит его Аллах1 и приветствует) обращены либо ко всем людям в целом, либо к тем из них, которые стали мусульманами и приняли призыв Ислама, которых Коран называет правоверными и уверовавшими. Если перелистать Священный Коран от первой до последней страницы, или изучить имеющиеся тексты проповедей или хадисов, то не найдется такого случая, когда бы книга Аллах1а или Пророк (Да благословит его Аллах1 и приветствует), пришедший с ней, обращались к какому-нибудь одному городу или одному народу, определенному классу, либо отдельным людям, говорящим на одном языке. Обращаясь ко всем людям, Коран говорит: «О, дети Адама!», а затем призывает их к Исламу. В тех же случаях, когда Коран доводил уже до верующих необходимые им законоположения и знания через Пророка (Да благословит его Аллах1 и приветствует) звучало так: « О, вы, которые уверовали…»
Отсюда совершенно очевидным становится тот факт, что призыв Ислама носит всеобщий, глобальный характер, а любой человек, принявший его, становится верующим, приобретая соответствующие права на основе равенства.
В Коране говорится: «Верующие, воистину, не иначе как братья». (Комнаты, аят 10). Посланник Аллах1а (Да благословит его Аллах1 и приветствует) сказал: «Тот, кто засвидетельствовал, что нет божества кроме Аллах1а, обратился лицом к Каабе, совершил Намаз – это мусульманин. Он получает все права мусульманина и должен исполнять все обязанности мусульманина». (Бухари и Муслим).
В другом хадисе он говорит: «О, люди! Истинно, Владыка ваш – один и, истинно, отец – Один! И нет превосходства у араба над неарабом и неараба над арабом, у краснокожего над чернокожим и у чернокожего над краснокожим, кроме как в праведности.

Хадисы
Пророк (Да благословит его Аллах1 и приветствует) сказал: «Пусть сосед не препятствует соседу». «Пусть тот, кто верует в Аллах1а и в последний день, оказывает благодеяния своему соседу, и пусть тот, кто верует в Аллах1а и в последний день, оказывает хороший прием своему гостю, и пусть тот, кто верует в Аллах1а и в последний день, говорит нечто благое или хранит молчание».
«Пусть тот, кто верует в Аллах1а и в последний день не обижает своего соседа»
Однажды Пророк (Да благословит его Аллах1 и приветствует) сказал: «О, Абу Зарр, если будешь варить бульон, то добавь побольше воды и позаботься о своих соседях».
«Не является верующим тот, кто насыщается в то время, когда его сосед остается голодным».
«Клянусь Тем, в чьей длани душа моя, не уверует раб по-настоящему до тех пор, пока не станет желать своему соседу или своему брату по вере того же, чего желаем и самому себе»…
«О, женщины-мусульманки, пусть ни одна соседка не пренебрегает ничем, чтобы сделать добро своей соседке, даже если дело будет касаться всего лишь овечьего копыта!»
Таким образом, речь идет о чем-то совершенно незначительном, а это означает, что женщине не следует пренебрегать ничем, если речь идет об оказании благодеяния своей соседке, так как это лучше, чем ничего. Аллах1 Всевышний говорит: «И совершивший добро весом с пылинку увидит его».
А Пророк (Да благословит его Аллах1 и приветствует) сказал: «Защитите себя от огня хотя бы половинкой финика!»
Однако возможно, что содержание приводимого выше благородного хадиса представляет собой запрещение пренебрегать тем, что дает тебе соседка, и тогда его следует понимать так: ни одна соседка не должна пренебрегать ничем из благодеяний, оказываемых ей ее соседкой, даже если речь будет идти о такой мелочи как подаренное ей овечье копыто, нет, она должна поблагодарить ее за это, так как благодарность за оказание благодеяния между соседями и побуждает их к проявлениям милосердия по отношению друг к другу, не говоря уже о том, что благодарность за добро является одним из неотъемлемых исламских нравственных качеств, на что указывают и слова посланника Аллах1а (Да благословит его Аллах1 и приветствует), побуждающего людей к проявлению благодарности:
«Не воздаст благодарности Аллах1у тот, кто не благодарит людей».




Остерегайтесь предсказателей и гадалок

Хвала Аллах1у – господу миров! Наилучшее почтение и приветствие нашему пророку Мухаммеду (Да благословит его Аллах1 и приветствует), мир его благочестивому роду, благочестивым и благородным сподвижникам.
Посланник Аллах1а (Да благословит его Аллах1 и приветствует) сказал: «Кто обращается к предсказателю, астрологу или гадалке и верит во все то, что они говорят, тот отрицает то, что было ниспослано мне». В дополнительном разъяснении этого хадиса говорится, что, кто обращается к предсказателю, астрологу или гадалке и убежден в том, что они знают скрытое, тот отступает от веры. Если человек думает, что предсказанное может сбыться в результате совпадения или же не сбыться, но убежден, что предсказатель не может знать скрытого, то не отступает от веры. Такой человек совершает грех, обращаясь и задавая вопросы предсказателю.
Пророк (Да благословит его Аллах1 и приветствует) сказал: «Кто пойдет к предсказателю и поверит ему, его намазы не будут приниматься в течение сорока дней». В последнее время увеличилось число шарлатанов, которые распространяют самое настоящее колдовство под маской медицины. Особенно это происходит, где люди мало знают свою религию Ислам. Ведь те, кто ищет помощи помимо Аллах1а, не подчиняются ни Аллах1у, ни Пророку, (Да благословит его Аллах1 и приветствует). Что касается обращения к прорицателям и предсказателям, то они не обладают никакими сокровенными знаниями. Они делают ставку на невежество и ограниченность людей. Нельзя искать помощи у таких людей, потому что все их методы насквозь пропитаны ложью, колдовством и языческими обычаями.
Мы прибегаем к Аллах1у от зла колдунов, предсказателей. Аллах1 не оставит своих искренних рабов безоружными перед кознями колдунов. Аллах1 ниспослал нам шариат, в котором объяснено, как лечить и как бороться с колдовством. Для того, чтобы быть постоянно защищенным, нужно оберегать себя молитвами и уповать только на Аллах1а.
Пророк (Да благословит его Аллах1 и приветствует) сказал: «Того, кто прочитает аят-аль-Курси перед сном, Аллах1 будет защищать до утра, и шайтан не сможет подойти к нему».

М. БАРАХОЕВ


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru