новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 15 (9537); четверг, 17 февраля 2005 года

Меж двух миров

Первый задел чиновниками в этом направлении уже сделан. Как сказала в неофициальной беседе автор и руководитель проекта, заслуженный художник РСО-Алания Людмила Байцаева: "Идея проекта "Меж двух миров: творческое пространство кавказской женщины между культурой традиции и культурой европейской цивилизации" возникла несколько лет назад и была продиктована необходимостью наиболее выпукло обозначить общие тенденции в развитии кавказского искусства, и необходимостью действенной поддержки женщин-художниц. Мы стремились к тому, чтобы кавказские женщины были более активными и смелее раскрывали свои таланты. Этот проект призван помочь им в этом - сделать их более уверенными в себе и в своем таланте.
Данная выставка "Время Женщины" - итог творческо-практического семинара женщин-художниц, который проходил с 23 сентября по 12 октября 2004 г. в Северной Осетии. Семинары и выставка являются основными мероприятиями многокомпонентного проекта. На творческо-практических семинарах женщины не только знакомятся друг с другом, с творчеством друг друга, но и с культурой своих соседей и с обычными житейским проблемами, которые волнуют женщин Кавказа.
Такого рода контакты позволяют лучше понять своих соседей, увидеть мир их глазами. Искусство - это лучший язык, который сохранился в течение многих тысячелетий существования человечества. Через картины будут потом судить о нас, о том, какими мы были, как мы мыслили и как развивались.
Эта выставка носит передвижной характер и ее смогут посетить представители всех регионов Северного Кавказа, а затем Москвы, Берлина и ведутся переговоры о проведении ее в Лондоне.
Проект длится уже третий год и представленные на выставке ингушские работы были выполнены на семинаре 2003 года. Следующий творческо-практический семинар планируется провести в сентябре-октябре 2006 года. Эта передвижная выставка, несомненно, будет пополняться за счет работ женщин-художниц Южного Федерального округа. Мы проводим достаточно серьезный отбор с тем, чтобы экспозиция была цельной и лаконичной, а работы высокопрофессиональные и интересные. Мы все-таки надеемся, что блок работ ингушских художниц еще пополнится и будет отличаться многоплановостью".
Действительно, посетив выставку, любой человек отметит стилистическую изолированность наших работ - они все относятся к реалистическому направлению в искусстве.
Реализм завоевал прочные позиции в XIX веке. В живописи он связан с изобразительными средствами, создающими иллюзию зрительной достоверности, его главный признак - художник осознанно воплощает тревоги и радости своего неповторимого времени и выражает соответствующее настроение, особенно в пейзаже. Из представленных на выставке восьми работ ингушских художниц шесть - пейзажи.
Еще Тэн - философ, историк, эстетик и писатель, искусствовед, основоположник культурно-исторической школы - останавливался на интересном вопросе, почему пейзаж развивается только в городе. Казалось бы, если искусство просто заражает нас теми чувствами, которые сообщает нам жизнь, пейзаж должен умереть в городе, а между тем, история говорит нам совсем обратное. Тэн утверждает, что мы правы, когда восхищаемся дикими пейзажами, и как они были правы, когда такой пейзаж нагонял на них скуку. Для людей XVII века не было ничего некрасивей настоящей горы, она вызывала в них множество неприятнейших представлений, они были утомлены варварством, как мы утомлены цивилизацией. Наши горы дают нам возможность отдохнуть от наших тротуаров и лавок, пейзаж нравится нам только по этой причине. В этом смысле можно отметить работу Айшат Даурбековой "Пхармат".
Именно в реализме образное отражение действительности достигает чувственно-визуальной достоверности. Наибольшей чувственной достоверности добилась Ева Гайтукиева в натюрморте "Букет".
Творческая природа, как считает большинство искусствоведов, во многом связана с динамикой научно-технического прогресса, изменяющего ритмы и облик современного мира, с развитием отвлеченного мышления, обуславливающего тяготение к искусству ассоциативных структур, т.е. переноса акцента с внешнего на внутреннее. В общем плане такой перенос предполагает разрушение установившихся канонов и формообразующих элементов, в нашем случае реализма, когда восприятие действительности осуществляется в виде либо интуитивного ее освоения, в том числе мифологизированного, либо тотального отчуждения от реальности.
Второе, что, несомненно, ощутит посетитель этой выставки - это пафос дерзости и самоуверенной отваги. Основная часть работ художниц из городов Нальчика, Пятигорска, Владикавказа, Черкесска, Краснодара, Ростова-на-Дону и Махачкалы без колебаний отвергают главный тезис реализма, считавший сущностью искусства "подражание природе". Однако это не означает, что они игнорируют действительность, но лишь возвышаются над ней. Им ближе Платон с его учением о восхождении души к сверхчувственному, за пределы реального опыта. Речь идет о пересоздании действительности творческим воображением художника.
Возьмем, к примеру, картину Натальи Абаевой "Надежда" - на переднем плане изображено печальное лицо женщины и клетка с комнатными рыбками в красно-золотых тонах. В центре композиции четко очерченный проем-окно, в котором виднеются городские постройки и розовое небо. Нетрудно догадаться, что означает это полотно - напряженное лицо женщины, ее серьезный взгляд вопрошают: "Как жить дальше?" и ждет ответа. Ее душа, как золотая рыбка в клетке, ищет свободу. Свободу, которая манит, которая здесь, рядом - за окном.
Еще Ортега-и-Гассет в своей работе "Дегуманизация искусства" (1925 г.) провозглашал процесс устранения из произведений искусства его эстетически воздействующей структуры, всего того, что, пользуясь терминологией Ницше, является "слишком человеческим" - ориентацию на обычный человеческий способ восприятия, предполагающий воспроизведение жизни "в формах самой жизни". Источником истинно эстетического восприятия в отличие от "обыденного" является не то, "что" воспроизводится в произведении, а то "как" воспроизводится, точнее конфликт, разрыв между этим "что" и "как". Данный факт был осмыслен "новым" по терминологии Ортеги, авангардистски-модернистским искусством XX века, к которому и принадлежит около 50 представленных на выставке работ.
Стремясь извлечь максимум эстетического наслаждения из процесса преодоления "что" - объекта, заимствованного из жизни, с помощью "как" - фантазии художника, отбрасывающего в своем произведении все "человеческие", т.е. доступные человеческому восприятию свойства окружающей действительности, происходит обесчеловечивание, расчеловечивание живой жизни, изменение присущих ей форм. Такова, например, работа Светланы Абазовой "Материнство", подражание Пикассо - голубой период.
Большую часть полотен можно разделить на две части, соответственно двум основным направлениям: 1. стремление к гармонизации бесформенных цветовых сочетаний и 2. создание геометрических абстракций. Первое направление довело до логического завершения поиски экспрессионизма и фовизма в области "освобождения" цвета от форм реальной действительности. При этом главный акцент делался на самостоятельной выразительности цвета, его колористическом богатстве. К этому направлению принадлежат работы Ларисы Абаевой "Время и мир", Натальи Зайцевой "Песня гор", Ольги Биценти "Воспоминания о Кипре" и др.
Второе направление развивалось по пути создания новых форм типов художественного пространства путем сочетания всевозможных геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий. Это работы Залины Джиоевой "Модус пассинароности", Надежды Павловой "Обретенное пространство", Альбины Керефовой "Пространство и время" и др.
Отказываясь от использования изобразительных принципов, присущих живописи как виду искусства, происходит абсолютизация эстетической значимости цвета и формы. Конечно, данные направления в живописи принесли с собой и много негативного - уход живописи в область чистого эстетства и снятие фактически критерия художественного мастерства открыло путь в искусство людям, далеким от него, что всегда бросается в глаза.
"Всякое художественное творчество, - считает Шеллинг, - в принципе своем должно быть абсолютно свободным". В то же время он подчеркивает, что это "не отменяет необходимости труда", обдумывание замыслов, "знания художником законов своего искусства". По Шеллингу в искусстве сходятся многие противоположности, которые автор "Системы трансцендентального идеализма" называет абсолютным тождеством сознательности и бессознательности, т.е. красотой. В меру своей бессознательности искусство бесконечно: произведение, вызванное к жизни, определенным замыслом, всегда содержит неизмеримо больше того, что художник хотел в нем высказать; в результате конечная величина несет в себе некую неисчерпанность. Именно такая красота и неисчерпаемость видна в картине Ольги Польшиной "Белый бык Посейдона".
Генрих Белль называет себя писательской институцией. Есть только одна адекватная писательскому труду институция - сам писатель. Точно так же существует лишь одна художественная институция - сам художник. И вряд ли можно выдумать что-либо другое. Обществу, которое хочет способствовать развитию искусства, литературы, философии и вообще развитию, остается только одно - поощрять свободу творчества, ограждать независимость художника, философа, писателя ..., оставляя их один на один со своей совестью. Конечно, в этом вопросе нет идеальных решений. Духовное производство всегда в той или иной степени будет деформироваться привходящими мотивами. Но очень важно выбрать правильное направление и понять, что ответственность перед будущим, соединение твоего творения с совестью является продолжением свободы духа.
В заключение хочу повторить слова М. Цветаевой: "К искусству подхода нет, ибо оно захват". Смею надеяться, что вас захватит хотя бы одно полотно, представленное на этой выставке, ибо только благодаря искусству человечество становится единой "цельной индивидуальностью", только им создается нерасторжимая связь между отдельным человеческим "я" и жизнью всей Вселенной, между землею и небом, наконец. Тогда и только тогда через настоящее искусство возникнет живая связь времен, ибо только оно может воссоединить настоящее с прошлым и будущим.

П. АКИЕВА,
кандидат исторических наук




НА КАЖДОМ ЭТАПЕ -ПЕРВОЕ МЕСТО

Благодаря усилиям и стараниям целого коллектива талантливых тренеров, бокс в Ингушетии получил большое признание, наши мастера кожаной перчатки добились побед в соревнованиях самого высокого ранга. Большое значение для развития этого вида спорта и выхода в будущем на чемпионские звания мирового уровня имеет подготовка резерва. Именно победы юных боксеров являются базой для достижения этой цели.
С 27 января по 1 февраля в г. Черкесске прошло Первенство России по боксу среди юношей 1989-90 гг. р. В этом престижном соревновании приняла участие команда боксеров из Ингушетии, возглавляемая старшим тренером юношеской сборной РИ по боксу Тамерланом Амсадоевым. Два его воспитанника - Башир Галаев (категория 60 кг) и Ибрагим Яндиев (54 кг) заслуженно заняли первые места в своих весовых категориях.
После этих соревнований, фактически без необходимой паузы на отдых, ученики Т. Амсадоева выехали для участия в Первенстве Южного Федерального округа, которое проходило с 5 по 12 февраля.
В этот раз два бронзовых призера Первенства Вооруженных сил Зелимхан Оздоев (46 кг) и Саит Цицкиев (свыше 86 кг) стали обладателями чемпионского золота. Третье место в категории 75 кг. на этих соревнованиях занял Адам Хамхоев, тренирует его Байали Дзауров.
По итогам соревнований от нашей республики на предстоящее в марте нынешнего года Первенство России по боксу отправятся 5 человек, четверо из них - воспитанники Т. Амсадоева.

В. САИТОВ




Диего Марадоне срочно нужно похудеть

Диего Марадоне срочно нужно похудеть. Кубинские врачи рекомендовали ему убрать лишний вес для полного выздоровления от наркотической зависимости, от которой он лечится уже несколько лет.
Экс-звезда мирового футбола Диего Марадона при росте в 167 сантиметров весит около 90 килограммов, сообщает Полит.Ru. Он уже пытался сбросить лишний вес во время прохождения курса реабилитации в Аргентине и на Кубе в прошлом году, сидел на диете, но похудел лишь на 10 килограммов.
Сейчас Диего Марадона лег в клинику в Картахене, где лечатся только самые богатые и известные клиенты. В ближайшее время планируется операция по липосакции (удалению жира) у футболиста.




Матч между Касымджановым и Каспаровым должен пройти в Турции

Матч между действующим чемпионом мира по шахматам Рустамом Касымджановым и лидером мирового рейтинга Гарри Каспаровым должен пройти в Турции. Как сообщил глава ФИДЕ Кирсан Илюмжинов, ранее планировалось провести матч в Объединенных Арабских Эмиратах. Но там был объявлен траур, и встречу пришлось отменить.




Внесены изменения в правила "Формулы-1"

Руководство "Формулы-1" изменило правила, касающиеся двигателей, шин и проведения квалификации.
Теперь команды могут менять двигатели на болидах всего один раз за две гонки. Таким образом, надежность моторов должна возрасти, а их мощность - уменьшиться, что соответственно приведет к снижению скоростей и позволит сократить расходы на гонки.
Шины теперь можно будет менять только в случае проколов или других повреждений. Раньше покрышки меняли после 70-100 км пробега, теперь же резина будет выдерживать порядка 350 км, что опять-таки позволит сократить скорости и финансовые затраты.
Для снижения скорости введены также дополнительные изменения в аэродинамике. Передние антикрылья будут подняты на 50 мм, а задние - продвинуты вперед на 150 мм.
Будет изменен формат квалификаций. В новом сезоне будут проводиться две квалификационные сессии - в субботу и в воскресенье, непосредственно перед "Гран-при". Зачитываться будет среднее время из двух сессий, а значит, места на стартовом поле будут определены незадолго до старта гонки, сообщают "Известия".
Сезон "Формулы-1" стартует 6 марта "Гран-при Австралии".




ВРАЧИ ГОВОРЯТ О НОВОЙ ФОРМЕ СПИДА

В Нью-Йорке обнаружена мутировавшая разновидность СПИДа. Глава медицинского департамента Нью-Йорка Томас Фрайдман заявил, что вирус показал свое полное безразличие к трем из четырех видов медикаментов, используемых в настоящее время для лечения больных. Известно также, что новый вирус всего за 20 месяцев полностью захватил организм одного из пациентов. Впрочем, как отмечает "Guardian", ряд ученых призывают нью-йоркских врачей не делать поспешных выводов. "Возможно, все дело в пациенте, а не в вирусе".




Близкие по характеру пары счастливее в браке

По данным исследования, проведенного учеными из Университета Айовы (University of Iowa) крепость брачного союза определяется не столько моральными ценностями мужа и жены, сколько совместимостью их характеров, сообщает Reuters. Исследование показало, что наиболее счастливы в браке близкие по характеру люди. Исследовав 291 молодую пару ученые пришли к выводу, что наиболее значимые черты характера в браке - это открытость, легкий нрав и организованность. Испытуемые были женаты в среднем 5 месяцев, а встречались перед браком на протяжении 3,5 лет. Всех их вначале просили оценить в баллах черты своего характера, а затем наблюдали взаимоотношения пар друг с другом на видеозаписях. В ходе исследования выяснилось, что в парах, назвавших свои взаимоотношения удовлетворительными, муж и жена были наиболее близки друг другу по характеру. В то же время общность интересов не оказывала прямого влияния на благополучие и счастье в браке. По словам исследователей, сходство ценностей, убеждений, взглядов хорошо видно при общении и помогает выделить из толпы потенциальную пару, однако при браке важнее то, как люди привыкли вести себя. Дело в том, говорят ученые, что жизнь рядом друг с другом подразумевает постоянное взаимодействие со своей второй половиной, а также совместное решение повседневных задач.


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru