новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  2 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 12 (9534); четверг, 10 февраля 2005 года

Есть стратегия - будет стабильность

В 2003 году принята региональная программа экономического и социального развития Ингушетии на период до 2006 года. Она направлена на повышение уровня жизни населения республики на основе структурной перестройки экономики, увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, создание новых рабочих мест.
При успешной реализации программы реальные денежные доходы населения вырастут в 1,6 раза, валовой региональный продукт возрастет в 1,6 раза, производительность труда - в 1,2 раза, объемы продукции промышленности и сельского хозяйства в 2,1 и 2,2 раза, соответственно, инвестиции - в 2,3 раза, налоговые поступления - в 1,8 раза. Предусмотрено сокращение дотационности республиканского бюджета с 90,1 процента в 2003 году до 72,5 процента к 2007 году. Общий объем средств, необходимых для реализации программы, составляет 11 миллиардов рублей.
- Акцент в программе сделан на развитие производящих отраслей, - комментирует министр экономики Рашид Гайсанов. - Ее особенность в том, что на создание новых предприятий направляются не только бюджетные средства, но и частные инвестиции. Чтобы привлечь инвесторов, мы ввели субсидирование процентной ставки: по крупным и средним предприятиям - 2/3 процентной ставки, по малым - 3/4 процентной ставки. Парламент принял закон о бюджете развития. Подготовлен проект указа президента о мерах по снижению административных барьеров.
Финансировать Программы планируется за счет внебюджетных инвестиций в экономику республики, в том числе иностранных (5,2 миллиарда рублей или 47 процентов от общего объема инвестиций).
В ходе реализации Программы удалось стабилизировать ситуацию в экономике республики. По основным экономическим показателям наблюдается рост. Валовой региональный продукт увеличился на 11,5 процента, оборот розничной торговли - в 1,4 раза, объем инвестиций - в 1,5 раза, денежные доходы в расчете на душу населения - в 1,2 раза, налоговые поступления в бюджеты всех уровней - в 1,2 раза.
Для преодоления транспортной изолированности Ингушетии республиканские власти выступили с предложением проложить Кавказскую перевальную железную дорогу. Проект предусматривает строительство железнодорожной магистрали из России в Грузию через Ассиновское ущелье Ингушетии.
Реализация проекта позволит объединить по наиболее короткому и безопасному маршруту сеть автомобильных и железных дорог России, Грузии, Азербайджана, Армении, откроет выход на Турцию, Иран, порты Средиземного, Черного и Каспийского морей.

Юрий РАСТОКИН
"Российская газета" №18 (3687) 01.02.05 г.




Посольская улица

Представительствам иностранных государств будет где разместиться в Магасе

Небольшая и самая молодая российская республика имеет солидный опыт международных связей в гуманитарном, экономическом и представительском направлениях.
Гуманитарное партнерство налажено с такими международными организациям как ООН, Совет Европы, Евросоюз. Примечательно, что даже с решением проблемы вынужденных переселенцев интерес иностранцев к Ингушетии не угасает. Известные европейские парламентарии и правозащитники в ней частые гости.
Великобритания, Германия, Словакия, Турция, Швейцария, Финляндия, США - такова на сегодняшний день география связей Ингушетии с дальним зарубежьем. В ее столице, кстати, строится целая улица, на которой в обозримом будущем должны разместиться представительства иностранных государств. С компаниями некоторых из этих стран реализуются совместные проекты в сфере бизнеса и учебы.
Бизнесмены из Великобритании инвестируют жилищное строительство в Магасе. Немецкие предприниматели будут участвовать в возведении второй очереди республиканского аэропортового комплекса. Американское агентство частных инвестиций за рубежом предоставляет Ингушетии более семи миллионов долларов на покупку в США уникального оборудования по переработке твердых бытовых отходов. Совместно с Министерством иностранных дел Египта была организована учеба ингушских специалистов.
Руководство Ингушетии продолжает налаживать международные контакты. Не так давно с рабочим визитом в Магас приезжали послы Канады, Италии, Греции, Словении, Нидерландов и Дании.
Республика сделала первые шаги по возобновлению отношений со странами СНГ: с Украиной и Молдовой она будет торговать, а в Казахстане - всесторонне содействовать ингушской диаспоре. Не так давно было подписано соглашение по товарообмену и реализации нескольких проектов в сфере туристического бизнеса с Белоруссией. Президент этой республики во время визита ингушской делегации в Минск подчеркнул, что ради долгосрочного сотрудничества он "готов пойти даже на определенные издержки". Ингушетия заключила партнерские соглашения и на региональном уровне - с Тюменской, Астраханской, Ростовской областями, а также со Ставропольским краем, причем, речь идет не только об экономических связях. Администрация Астрахани, например, помогла ингушским беженцам в оформлении в области обществ вынужденных переселенцев "Сунжа" и "Феникс".

Елена ОНЕГИНА, "Российская газета", 01.02.2005 г., №18 (3687)




Село Барсуки строится

Барсукинский муниципальный округ по своей величине и численности населения занимает пятое место среди муниципальных образований города Назрани. Здесь 650 домовладений, в которых по последней переписи проживает 6200 человек.
Говоря о Барсуках, нельзя не отметить то, что данный населенный пункт за последние год-два намного расширился за счет нового микрорайона, который строится в его северо-восточной части.
Его строительство инициировал Президент Ингушетии Мурат Магометович Зязиков. Было это сделано с целью устройства беженцев из Чеченской Республики, решивших остаться в Ингушетии на постоянное местожительство.
На сегодняшний день здесь построено 15 домов со всеми необходимыми хозяйственными пристройками, в которых недавно отпраздновали новоселье беженцы из Чеченской Республики. Большинство из них не коренные барсукинцы, а жители других населенных пунктов Ингушетии, изъявившие желание стать жителями Барсуков.
Во всех вышеназванных домах свет, газ, вода, словом, все, что необходимо для нормальной жизни.
Здесь намечено строительство еще 10 домов, своей архитектурой и дизайном похожих на уже сданных в эксплуатацию.
С годами здесь появится целый городок с соответствующей инфраструктурой и благоустроенный по всем правилам.
По словам главы Барсукинского муниципального округа Магомед-Башира Куриева, на сегодняшний день под строительство этого городка выделен без малого гектар земли. Скажем несколько слов о том, что сделано в части благоустройства Барсуков.
- Что и говорить, - поясняя ситуацию, рассуждает М-Б. Куриев, работающий в должности главы Барсукинского муниципального округа в течение 5 лет, - если при прежнем руководстве республики и администрации г. Назрани в Барсуках мало что изменилось, то при новом, с лета 2002 года, сделано столько, сколько не сделано за все время существования нашего села. Глава администрации города Абукар Султыгов сразу же, согласовав с нами расходные статьи бюджета, необходимые для благоустройства села, начал реализацию этого дела с дорог, которые оставляли желать лучшего…
Так на улицах Картоева и Дружбы в течение 2-х месяцев была проложена кольцевая дорога с асфальтированным покрытием, о котором барсукинцы раньше могли только мечтать. Так как эта дорога кольцевая, ею пользуются большинство жителей села. Более того, она служит и жителям нового городка, куда от этого самого городка проложена двухкилометровая дорога с гравийным покрытием, что на улицах Алхан-Чуртская, Правобережная и Зязикова.
Всего же построенных дорог с гравийным покрытием на улицах Хантыгова, Гагиева и вышеназванных - 16400 квадратных метров.
В районе СШ № 6 на улицах Умарова и Зязикова проложены бетонированные тротуары длиною около двух километров. Если раньше территория школы была полностью открыта, сегодня ее окружает металлическая ограда.
Одним словом, дороги и тротуары, построенные в муниципальном округе, по словам М-Б. Куриева, принесли людям удобства и радость, чего им так не хватало в прежние годы.
Но благоустройство села Барсуки не ограничивается только дорогами. Оно продолжалось и по другим линиям нормального жизнеобеспечения его жителей.
Здесь проведены 2300 метров линий электропередач, установлены 4 новых трансформатора.
На улицах Зязикова, Железнодорожная, Правобережная, Магистральная и других проложены новые водопроводы общей длины в 12 километров.
А проведенных газопроводов свыше 1300 погонных метров.
Одновременно со всем этим делалась и реконструкция газопроводов, электрических линий, дорог и тротуаров и еще много чего, что преобразовало Барсуки, изменило его облик, сделало его населенным пунктом городского типа, чем по праву гордятся барсукинцы.
Теперь несколько слов о том, что здесь планируется сделать только в течение текущего 2005 года.
- Самым главным объектом, - говорит глава Барсукинского муниципального округа М-Б. Куриев, - намеченным в этом году, является строительство новой средней школы в правобережной части села, которая полностью снимет проблему со школьными местами. Дальнейшее строительство газопроводов, электролиний, связано с расширением села, в том числе и в новом городке. Ну и, конечно, строительство дорог, тротуаров и много другого, что непосредственно связано с человеческой жизнью, которую нам предстоит благоустраивать.

Ш. БАТАРБЕКОВ




ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И НАШЕ БУДУЩЕЕ

Современное общество оказалось перед выбором: либо сохранить господствующий способ взаимодействия с природой - и тогда неизбежна экологическая катастрофа - либо радикально изменить сложившийся тип деятельности и сохранить биосферу в состоянии, пригодном для жизни.
Очевидно, что второй вариант единственно приемлем. Но готовы ли мы сегодня к этой коренной перестройке мировоззрения и переориентации материальной и духовной культуры и формировании новой - экологической культуры. По своей масштабности и сложности этот переход вполне может быть квалифицирован как революционный в истории общества.
Для начала нашего размышления хотелось бы обратить внимание читателя на самое элементарное - что такое экология?

Экология зародилась как наука о взаимоотношениях организма с окружающей средой. Но не даром на одной из научных конференций академик С. С. Шварц сказал: "Я мог бы, не сходя с места, привести сто определений экологии, и все они были бы более или менее правильными", В последние годы ее чаще определяют как науку об экологических системах. Однако сегодня приходится признать, что это уже не естественно-научная дисциплина, а комплексная, социоестественная наука, предмет которой практически связан со всеми сторонами жизнедеятельности человека. Но мне кажется, было бы понятнее нашему читателю другое определение. Пищевые ресурсы нашей планеты ограничены тем, что солнечная энергия достигающая поверхность Земли, используется мало. Из 9 миллиардов кал. на га вырабатывается всего лишь 83 миллиард тонн органического вещества (0,1- 0,3 %). Это и есть ос­новной капитал человечества, и у него нашлась рачительная хозяйка - экология. Она села за стол, вооружилась счётами и карандашом, подсчитала всё и предупредила: кладовая Земли не скатерть-самобранка. Необходима осторожность!
Владея экологическим знанием, человек заново открывает окружаю­щий мир, начинает понимать значение многих, раньше казавшихся второстепенными, связей и отношений в природе. Эти отношения не случайны и не безразличны для существования человеческого рода. Мы обязаны считаться с ними в своей деятельности, не привносить в него нарушений. И по готовности к таким пониманиям сущности нашей жизни можно судить и о нашей культуре.
Положение самого человека в биосфере двоякое. С одной стороны, он как биологический вид является составной частью экосистем нашей планеты.
С другой стороны, в отличие от иных живых существ человек имеет и небиологические, социально-культурные потребности и механизмы развития.
Он создает технику, новые искусственные вещества, строит здания, прокладывает дороги и для этого выбирает из окружающей среды такие ресурсы, которые ранее ни одно живое существо не потребляло - руду, нефть и т.д. При этом возвращает в природу массу чуждых ей синтетических отходов и накапливает загрязнения.
В связи с усиливающимся загрязнением воздуха, воды, почвы, истощением невозобновляемых природных ресурсов, нарушением устойчивости и снижением разнообразия биосферы, ухудшением здоровья и качества жизни людей цивилизация сейчас стоит перед выбором дальнейшего пути развития. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро Организация Объединенных Наций провела конференцию по окружающей среде и развитию, где представители 179 государств приняли Повестку дня на XXI век - всемирный план действий. На конференции был сделан вывод о необходимости перехода человечества на путь так называемого устойчивого (поддерживаемого) развития. В самом широком смысле стратегия устойчивого развития направлена на достижение гармонии в отношениях между людьми и между обществом и природой. Отсюда вытекает, что все замыкается на население, потребление и технологии. Главная задача - уменьшить расточительное потребление. Каждый человек должен взять на себя ответственность за потребление энергии, товаров, за накопление отходов.
Повестка дня на XXI век призывает государства и правительства обеспечить просвещение по вопросам развития и сохранения окружающей среды для людей всех возрастов. Фундаментом для понимания проблем развития и охраны окружающей среды является базовое экологическое образование. Оно должно быть непрерывным от детского сада до университета. Оно должно быть обязательным для специалистов, которые в своей повседневной деятельности принимают так называемые управленческие, хозяйственные решения, прямо или косвенно связанные с каждым человеком. Это государственные чиновники всех уровней, руководители и специалисты учреждений и организаций, занимающиеся охраной окружающей среды, а также руководители предприятий, наносящие значимый экологический вред или потенциально представляющие особую экологическую опасность в системе жизнеобеспечения. Эти люди по определению должны быть экологически образованными, должны непрерывно участвовать и обучаться в системе профессиональной экологической переподготовки и повышении квалификации, нести экологические знания своим подчиненным, принимать взвешенные экологические решения прежде всего по принципу "не навреди". Поэтому ст. 75 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды" обязывает всех должностных лиц и специалистов предприятий и организаций, чья деятельность потенциально может оказать вредное воздействие на окружающую среду и здоровье населения, иметь необходимую профессиональную экологическую подготовку.
Человечество стоит перед необходимостью реализации безопасного экологического развития. Для этого необходимы новые знания об окружающей среде, новые технологии, новые нормы поведения. Экологические знания не только объясняют неизвестные стороны действительности, но и призваны выполнять предписывающие функции по отношению к человеческой деятельности. Выполнение их становится показателем освоения норм новой экологической культуры.
Находясь в неразрывном единстве, культура и человек взаимоопределяемы.
Культура - понятие широкое. Человек сначала усваивает "общую культуру" и таким образом обеспечивает себе возможность быть "равным среди себе подобных", возможность понимать и быть понятым. Таким образом, культура сама создает своего творца посредством усвоения им традиций, всех прошлых достижений; но творец, являясь "продуктом" данной культуры, выступает условием ее эволюции. В этом случае человек одновременно является создателем и разрушителем культуры. Надо запомнить еще одну истину: " Не людей тащить к культуре, а культуру - к людям". Не надо забывать, что, если дикие животные обладают своего рода способностью внутреннего контроля, то современный человек такой способностью не обладает. Вопрос состоит в том: заполняя Землю и ухудшая условия среды своего обитания, не исчезнет ли человек с лица Земли так же, как уже исчезли многие виды вытесненных им животных? Нельзя рассматривать природу как средство, позволяющее достигнуть социального благополучия, но нельзя и противопоставлять человека природе. Все это уже привело к иллюзорным представлениям о безграничности и неисчерпаемости природных ресурсов и развитию потребительского отношения к ней. Становится серьезной помехой на пути преодоления экологических трудностей человечества, так как, если человек по-прежнему будет сосредотачивать внимание только лишь на себе самом и своих потребностях, то невольно разрушаемая им природа будет все более жестоко мстить человеку за недостаточное внимание к ее нуждам. Таких примеров уже много. Ценность экологической культуры в развитии у человека мировоззренческих установок, в формировании творческой личности, для которого личное и общественное сопряжено и подчинено единению общества и природы. Это новое сознание должно выступать условием перехода биосферы в ноосферу. От того, насколько успешно будет идти экологизация культуры, зависит: быть или не быть человечеству. В этом состоит особенность сознательно осуществляемого развития в отличие от стихийно происходящего, каким оно было до сих пор.
Термоядерную войну человек может предотвратить, но ведь экологический кризис уже налицо. Человек в результате собственной же деятельности вступил в опасное острое противоречие с условиями своего обитания. Все эти противоречия приобрели сегодня глобальный общепланетарный характер и угрожают существованию человечества. Ведь у человека нет другого дома, кроме как биосфера.
У человека нет времени на раскачку. Да, мы понимаем, что экологическая культура должна формироваться с первых шагов жизни человека. Но сегодня надо осознать, что большинство экологических проблем имеет социальный характер, а значит их решение напрямую зависит от степени понимания серьезности и причин создавшейся ситуации прежде всего людьми "государственными" - служащими органов власти и государственного управления в экологической сфере деятельности, а также специалистами хозяйствующих субъектов-природопользователей.
Многие государства, в том числе и Россия, повернулись лицом к этой проблеме, созданы специализированные вузы, факультеты, колледжи и.д. Общество убедилось в том, что необходима система непрерывного экологического образования с охватом всех возрастных и социальных групп населения. Но надо понять и то, что для решения всего комплекса проблем экологического образования необходимо создать целостную национальную систему всеобщего непрерывного экологического образования и воспитания, состоящую из федерального, отраслевого и регионального компонентов. Эту систему необходимо законодательно утвердить, создать эффективную инфраструктуру и отработать механизмы взаимодействия всех участников - органов управления образованием, учреждений культуры, природоохранных органов, общественных формирований, учреждений исполнительной и законодательной власти, средств массовой информации и т.д.

Надо добиваться изменения внутреннего мира человека, а это возможно только через систему духовно-нравственного воспитания, в основе которого лежит и религиозное начало. Основное население нашей республики исповедует ислам, а значит корни экологических познаний надо искать в Коране, Сунне и Хадисах. Другого такого письменного источника, где содержится свод морально-нравственных, религиозных, гражданских, политических и юридических норм, осуждающих такие пороки, как взяточничество, воровство, пьянство, проституцию, ложь, сплетни, убийство и многое другое человечество не знает.
Известный исследователь истории исламской культуры С. Наср пишет, "что путем отказа разделить человека и природу ислам сохранил целостное воззрение на мир... Фактически человек является источником изящества для природы, через его активное участие в духовном мире он проливает свет в природный мир. Его устами природа дышит и живет. Благодаря тесной связи между человеком и природой внутреннее состояние человека отражается во внешнем порядке". Мусульманские идеологи пропагандировали идеал такого мусульманина, чье благочестие сопряжено с инициативой, предприимчивостью, трудолюбием и тягой к знаниям, с умением отстаивать человеческое достоинство, с выполнением долга перед семьей, обществом, государством.
Сегодня уже и западные экологи стремятся обратить внимание на духовный опыт восточных культур, имеющих очевидные экофильные признаки - положительный исторический опыт природопреобразующей деятельности, наличие в культуре, традициях, религиозно-философских системах элементов нравственного отношения к природе, к пастбищам, источникам воды.
На мусульманском Востоке среди всех измерений его духовной, интел­лектуальной и общественной жизни понятие "1илма", т.е. "знание", занимает центральное место. С точки зрения ислама, мусульманин не может быть ни свободным, ни ответственным, если он неграмотен, и не образован.
Знание и образование являются истинной ценностью в исламе, призывая использовать справедливо и честно законы природы, открытые и исследуемые наукой для процветания человечества. И об этом повествует не один стих Корана. Многие известные мусульманские ученые, а также ученые других вероисповеданий утверждают то влияние, которое Коран оказал на научное изучение Вселенной, - явление уникальное в мировой практике.
Последнее десятилетие характеризуется тем, что ингуши, так же как и многие народы мира, начали постигать истины ислама через ее учение. Логично ожидать, что мы должны быть духовно богаче. Наши поступки и поведение должны соизмеряться с истинами ислама. Но в действительности мы сталкиваемся с тем, что ностальгически вспоминаем добрые поступки и поведение наших отцов и дедов. Как они относились ко всему живому и неживому вокруг себя. Дорогам, родникам, лесам, полям и т.д. Все дело в том, что мы сегодня по этим дорогам мчимся на различных технических средствах, воду мы пьем из кранов в собственных домах, леса и поля многих перестали кормить. Материальное могущество сделало человека духовно и нравственно беднее. Если тогда эти родники, дороги, леса и их состояние связывалось с конкретными именами и тейпами, то сегодня этого нет. Если по тем временам молодой человек намеревался искать себе невесту в каком-нибудь конкретном населенном пункте, и подъезжая на лошадях с друзьями к этому селу обнаруживал вокруг мусорные свалки, отказывался от этих намерений. Вот почему необходимо нашим исламским учреждениям в срочном порядке разработать религиозно-этические основы экологии, которые позволят сохранить равновесие между человеком и природой. Для нас это важно еще и потому, что ислам не имеет разделения светских и духовных функций и повсюду способствует сохранению неразделимости религии и государства, политики и морали, правовых норм, экономики и социальных проблем, образа жизни. У нас сегодня в Муфтияте и в исламских учреждениях, в каждом населенном пункте много образованных и грамотных людей. Думая о духовном, нравственном начале они должны акцентировать внимание на все эти проблемы. Они несут не меньше ответственности за состояние нашей природы. Многие наши проблемы еще связаны не с отсутствием знаний.
Трудно представить, чтобы в проекте строящегося дома не было предусмотрено о необходимости обработки подземных стен, чтобы туда не проникала влага, или о необходимости вывоза строительного мусора с площадки для его дальнейшего озеленения. На практике сплошь мы сталкиваемся с такими экологическими преступлениями. Или когда на глазах у сотен людей вырубаются вековые деревья в центре населенного пункта, чтобы построить АЗС, тем хуже, если этот объект строится рядом с лечебным учреждением.
У нас уже давно существуют и российские и международные экологические права и обязанности граждан. Мы всегда склонны телегу поставить впереди лошади, т.е. сначала что-нибудь построим а потом обращаемся за разрешением к экологам. Ни одно дерево в природе и в общественном месте не должно быть срублено без разрешения эколога, экологической экспертизы. На основе экологической экспертизы решаем вопрос о том, можно ли данный объект строить в данном месте. Если получено разрешение на строительство, то экспертная комиссия вновь возвращается к этой проблеме и решает, как строить и что строить. С указанием о том, как данный объект должен эксплуатироваться.
Самое опасное сегодня - так это наше равнодушие. К большому сожалению, в нашем законодательстве нет статьи, наказывающей за равнодушие. Но ведь каждый, кто проповедует ислам, знает о том, что такая статья есть в Коране. Если мы спокойно проходим мимо совершающегося экологического преступления, "незаконная рубка де­ревьев, мойка автотранспорта на реках, засорение водоемов, засорение обще­ственных мест всякого рода мусором, сбор камня на малых реках, а теперь еще пошла мода выбрасывать кульки с мусором прямо на обочины дорог", сомнительна наша не только экологическая культура. Равнодушное взирание на все эти поступки окружающих хуже самого этого действа, сказано в исламе. Не надо снимать со счета и то обстоятельство, что человек легче совершает эти негативные поступки там, где соответствующие службы не дорабатывают. Мы до сих пор не можем функционально разделить свои обязанности в соответствующих структурах. Вечно экологи вмешиваются в функциональные обязанности санитарно-эпидемиологических служб. За чистоту и порядок в общественных местах они должны нести ответственность.
К сожалению, у природы нет сегодня единого хозяина, поэтому трудно выработать и единую программу действий. Биологи пришли к убеждению, что человек оправдает свое назначение, только считаясь с известными законами природы. Остается лишь пожелать, чтобы человечество прислушалось к этому.
Тогда каждый может повторить за чеховским героем: "Вы глядите на меня с иронией, и все, что я говорю, вам кажется старым и несерьезным, а когда я прохожу мимо крестьянских лесов, которые я спас от порубки, или когда я слышу, как шумит мой лес, посаженный вот этими руками, я сознаю, что климат немножко и в моей власти и, что если через тысячу лет человек будет счастлив, то в этом немножко буду виноват и я".
От того, как мы все это осознаем, зависит все будущее человечества.

Т. Ю. ТОЧИЕВ, кандидат биологических наук, доцент, член корр. РЭА, почетный работник высшего профессионального образования России, декан химико-биологического факультета ИнгГУ


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru