новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 11 (9533); вторник, 8 февраля 2005 года

Научный потенциал республики

XXI век - время открытий и научных свершений


Для некоторых день 8 февраля ничем не примечателен. Однако именно в этот день отмечают свой профессиональный праздник люди, посвятившие свою жизнь науке.
8 февраля - День Российской науки. Многолетняя традиция отмечать отечественные научные успехи была прервана в начале 90-х годов и вновь была возобновлена указом президента РФ от 7 июня 1999 г. Этот день выбран не случайно- 8 февраля 1724 года указом Петра I была учреждена Российская Академия Наук.
Наверное, у некоторых читателей "Сердало" возникнет вопрос: какое отношение имеет эта дата к нашей жизни? Отвечу коротко - самое непосредственное.
Предрекают, что наступивший ХХI век станет временем великих открытий в "науках о жизни" и энергетике. Исследования в таких сферах, как биотехнология, фармакология и молекулярная биология откроют новые горизонты в практической медицине. Еще одним приоритетом российские ученые называют нанотехнологии, без которых немыслимы дальнейшие успехи в микроэлектронике, оптике, биотехнологиях и создании принципиально новых лекарств.
В последнее время с экранов телевизора или со страниц газет нам не так часто удается познакомиться с новостями о научных разработках, инженерных изысканиях и лабораторных исследованиях, проводящихся ингушскими учеными.
Ко Дню Российской науки мы начинаем публиковать цикл статей, посвященных таким людям.
Как считает старейший российский академик, 98-летний Сергей Никольский, "главные открытия в новом столетии стоит ожидать в сфере биологии и физики".
Мы решили не выходить за рамки этих ожиданий и прислушались к словам мудрого человека, поэтому серию материалов на эту тему открывает беседа с Ахриевым Алиханом Султановичем, доцентом, кандидатом физико-математических наук, заведующим кафедры теоретической физики ИнгГУ.
- Откуда возник интерес к фундаментальным наукам? Почему именно теоретическая физика?
- Честно признаюсь, что мой сознательный выбор профессии был сделан еще в школе. Я до сих пор помню рассказы учителя об электронно-вычислительных машинах, возможности которых в миллиарды раз будут превышать человеческие. Тогда это казалось великим чудом. Мне хотелось быть причастным к нему. Интерес поддерживался желанием узнать, возможно ли на самом деле такое.
- Я знаю, что Вы получили среднее образование в Кустанайской области Республики Казахстан. Учитывая, что в то время у депортированных ингушей не было права выезда за территорию района без специального на то разрешения (которое в принципе не выдавалось), как Вам удалось получить высшее образование?
- Иногда, чтобы достичь желаемого результата, приходится рисковать, я хотел учиться, и поэтому мне пришлось нелегально перебраться к своим родственникам в Среднюю Азию в Таджикистан. Я поступил в единственный в городе Кулябский педагогический институт, являвшийся филиалом Душанбинского педагогического института. Конечно, я мечтал о московском вузе, но в то время это была единственная возможность получить высшее образование. Мне удалось проучиться в г. Кулябе, что находится в 27 км от границы с Афганистаном, и при этом проявить себя как активный студент и хороший спортсмен. По предложению заведующего кафедры физики Амитина Евгения Борисовича, я со II курса работал лаборантом и параллельно вел научное исследование, к тому же серьезно увлекался боксом и вольной борьбой. Возможно, это помогло мне через три года моего пребывания в институте получить паспорт - только после этого я почувствовал себя полноправным гражданином СССР.
- У людей есть плохая привычка забывать тех, кто просто по-человечески помог им когда-то, был их учителем и наставником. Расскажите о людях, повлиявших на Вас как на ученого?
- Поставленную задачу учиться в Москве мне удалось реализовать только в 1969 г., поступив в очную аспирантуру Московского Областного педагогического института им. Н. Крупской. Поступление шло на общих основаниях, без направления, к тому же в это время в Советском Союзе было определенное отношение к представителям некоторых национальностей. И в этот раз судьба свела меня с людьми, ставящими на первое место знания и творческие способности человека, учеными мирового значения. Это Богдан Алексеевич Белинский - ведущий акустик в Советском Союзе, Ноздрев Василий Федорович, заслуженный деятель науки РФ, Грибов Лев Александрович- физик-теоретик, профессор, доктор физико-математических наук, Белинская Людмила Георгиевна - кандидат физико-математических наук, доцент и мой научный руководитель. Я признателен этим людям.
- В настоящее время молодежь, как правило, отдает предпочтение юридическому, экономическому, медицинскому направлению в образовании. Как бы Вы могли определить приоритетность физико-математического факультета?
- Разве может быть интереснее работа, чем познавать мир на его молекулярном уровне. Многообразие знаний о природном развитии позволяет современному человеку легко ориентироваться в окружающем мире. Доказательства этих слов в каждом дне, прожитом человечеством. Достаточно вспомнить о недавнем эпохальном событии: космический аппарат Cassini-Huygens, запущенный семь лет назад, в 1997 году, на орбиту Сатурн, обогнув Землю и Венеру, достигнув в 2000 году Юпитера, 14 января 2005 года совершил посадку на Титан. Эта настоящая победа Джона Зарнеки, ответственного за миссию Huygens и его команды, ведь условия на этой планете схожи с теми, которые существовали на Земле 4 миллиарда лет назад, когда здесь только зарождалась жизнь. Человек Земли увидел эту планету - разве это не показатель значимости и силы науки?
Это счастье, когда есть понимание сути природных явлений и процессов, но для этого надо много работать.
- В чем Вы видите причину недостатка интереса к физике и вообще к естественным наукам у нашей молодежи, ведь наука - удел не только ученых мужей, отмеченных степенями, званиями и дипломами?
- Наши студенты участвуют в олимпиадах и конкурсах, но призовые места занимают по гуманитарным дисциплинам. По физике и математике есть хорошие работы, но хромает уровень школьной подготовки. Нельзя понять и разобраться в основах физики только теоретически, меловым способом. Учить физику без практики все равно, что играть в футбол без мяча.
У нас много талантливой молодежи, но потенциал, заложенный в них, нужно развивать. Для этого жизненно необходимы лабораторные занятия в школах, организация радиолюбительских кружков, кружков моделирования и конструирования, чтобы детское любопытство переросло в живой интерес к познанию.
Полагаю, что тогда ученические исследования перерастут в деятельность с использованием приемов, соответствующих методам изучаемой науки: когда в своей работе школьники не ограничиваются только усвоением новых знаний в той или иной области, а вносят в этот процесс нечто свое, оригинальное, находят новые вопросы уже в известном, используют широкий круг источников, применяют более совершенные, по сравнению с программными, методы познавательной деятельности. При таких условиях их творческая деятельность приближается к исследовательской.
Студентам нашего факультета сложнее в связи с недостаточной базовой подготовкой, но я бы не сказал, что есть те, кто сожалеет о своем выборе. Со временем приходит понимание и осознание значимости своей профессии, а с ними и любовь. Великий Гете писал: "Человек должен верить, что непонятное можно понять; иначе он не стал бы размышлять о нем".
Кафедра со своей стороны помогает студентам: некоторые из выпускников, например, Муцольгов А., Чаниева Р., Батыжев М. работают со своими уже бывшими учителями; у нас есть и свои аспиранты. Со стороны ректора университета Мартазанова А.М. нам уделяется должное внимание - создана достойная материально-техническая база.

- НИИ электронных материалов, Северо-Кавказский горно-металлургический институт, национальная школа инженеров Республики Мали г. Бомако, Всесоюзный научно-исследовательский центр проблем удара и разрушения "ВНИЦУР" г. Орджоникидзе; кафедра теоретической физики ИнгГУ - Вам пришлось поработать в разных точках мира. Можно сказать, что это определенные этапы Вашей профессиональной карьеры. Как бы Вы их охарактеризовали?
- На каждом из этапов жизни мне встречались интересные люди, единомышленники и в этом смысле мне повезло. Преподавательская работа, например, в Республике Мали, дала возможность не только поднять свой профессиональный уровень, мне пришлось читать лекции на французском языке, но и познакомиться с другим миром, с другой системой образования. Сравнивая с позиций настоящего времени образовательные процессы, хотелось бы видеть в нашей студенческой среде жесткую конкуренцию в получении знаний, дотошное, в хорошем смысле слова, желание докопаться до истины, найти решение и заставить преподавателя еще и еще раз объяснить непонятное.
- Кроме преподавательской работы вкладом в продолжение жизни альма-матер следует назвать научные проекты и изыскания. У Вас более 50 научных работ, не считая кандидатского исследования. Я знаю, что Вам есть что сказать по этому поводу.
- Возможно, для обычного человека покажется непонятным, как исследования в области теоретической физики могут реально повлиять на его жизнь. Но они имеют самое непосредственное отношение к нашей жизни. И то, что 10-15 лет назад могло показаться несбыточным, сейчас стало реальностью.
Сейчас тоже кажутся нереальными слова президента РАН Юрия Осипова, что вскоре для лечения будут применяться лекарственные препараты, избирательно воздействующие на генетические программы, ответственные за те или иные заболевания. Однако, это только дело времени.
Я начинал с исследований спиртовых и водных растворов аминокислот. Чтобы простому читателю было понятно, я постараюсь доходчиво объяснить, в чем суть исследования. Существует около 28 аминокислот. Аминокислоты представляют собой структурные химические единицы или "строительные кирпичики", образующие белки. Важность аминокислот для организма определяется той огромной ролью, которую играют белки во всех процессах жизнедеятельности. Любой живой организм, от самых крупных животных до крошечного микроба, состоит из белков. Разнообразные формы белков принимают участие во всех процессах, происходящих в живых организмах. В теле человека из белков формируются мышцы, связки, сухожилия, все органы и железы, волосы, ногти; белки входят в состав жидкостей и костей. Каждый белок в организме уникален и существует для специальных целей. Белки не являются взаимозаменяемыми. Они синтезируются в организме из аминокислот, которые образуются в результате расщепления белков, находящихся в пищевых продуктах. Таким образом, именно аминокислоты, а не сами белки, являются наиболее ценными элементами. Исследование порядка расположения аминокислот, пептидных связей между ними позволит в дальнейшем направленно синтезировать белки.
Я провел работу по определению термомеханических характеристик полимеров во ВНИЦУР, направленных на создание ударопрочных полимерных материалов, используемых в настоящее время, например, в бронированной технике.
Мною в соавторстве с братом, Ахриевым Т. С. (он инженер-механик по образованию) разработан роторный двигатель внутреннего сгорания. Патент на это изобретение был получен еще в 1997 г., но до сих пор ему нет аналога. К нам поступали предложения на это изобретение от ОАО "Мотопром" г. Серпухов, от автомобильного завода г. Тольятти. Им заинтересовались представители Китайской Народной Республики. Я уверен, что двигатель получит мировое признание ввиду его технических, технологических и экологических преимуществ перед существующими двигателями внутреннего сгорания. Мне бы не хотелось отдавать свое детище кому-то.
Для изготовления опытного образца двигателя и его испытаний достаточно 15-20 тысяч долларов - это ничто по сравнению с доходами, которые принесет его производство, не говоря уже о том, что это позволит трудоустроить часть ингушского населения.
Совместно с кафедрой машиноведения ИнгГУ нами были проведены исследования энергии ветра в отдельных областях РИ: определены скорость, направление и сила. Возможность использования энергии ветра, конечно, не нова в мире, но в Ингушетии, учитывая наш природный ландшафт, установка ветряных двигателей, дающих энергию, принесло бы большую пользу.
- За последние два с лишним века российская наука дала миру много великих имен и открытий, она всегда шла в авангарде мирового научного прогресса, особенно в области фундаментальных исследований. М.В. Ломоносов, И.П. Павлов, Д.И. Менделеев, Э.К. Циолковский, П.Л. Капица, Л.Д. Ландау, И.В. Курчатов, А.П. Александров, С.П. Королев, Н.А. Доллежаль … - эти имена известны всему миру. Многое делалось нами впервые, например, разработанное учение о биосфере, запущенный искусственный спутник Земли, введенная в эксплуатацию первая в мире атомная станция.
Физика, как впрочем и другие прикладные науки, носит фундаментальный характер, то есть является двигателем экономического прогресса. Как Вам кажется, почему столь значимым отраслям науки в РИ отводится недостаточное внимание?
- Эта тенденция характера не только для нас, но и для России в целом. Разница лишь в уровнях этой проблемы. В России есть базовый материал из людей науки, но проблема здесь, как говорится, в "утечке мозгов", я бы добавил молодых, у которых и амбиции выше и сил больше.
За последние 7 лет численность высокопрофессиональных специалистов, занятых в научной сфере в РФ, сократилась на 50 процентов, а среди профессорско-преподавательского состава, работающего в вузах страны, их количество уменьшилось в 4 раза. Ежегодно Россию покидают на контрактной или постоянной основе 200-250 тысяч высококвалифицированных научных кадров. Страна уже потеряла около трети своего интеллектуального потенциала. Если в 70 - 80-х годах ученые уезжали за рубеж из-за невозможности в полной мере реализовать свой научный потенциал, то в 90-е годы основной причиной иммиграции является - экономическая. Невозможно работать, когда тебя отвлекают бытовые проблемы.
Наша ситуация сложнее и в то же время проще: она в недостаточности этого научного фундамента. Естественно, что данное положение связано с историческими событиями, со сравнительно недавним образованием РИ и Ингушского государственного университета. Кафедра старается формировать собственные научные кадры, но это лишь малая часть огромного айсберга.
Есть закон общественного развития - только технический прогресс, базирующийся на открытиях и изобретениях математиков, физиков, химиков, биологов, то есть представителей всех естественных наук, познающих законы природы, дает толчок экономике, которая в свою очередь поднимает общество на новый уровень развития. Поэтому вложение в эту сферу деятельности должно быть приоритетным. Здесь нет выгоды сиюминутной, здесь нет результата ни завтра, ни послезавтра - здесь долговременный процесс, дающий огромные возможности.
Как отметил академик РАН Сергей Никольский, многие из исследований "без поддержки государства, к сожалению, не воплотятся в жизнь и, возможно, так и останутся на бумаге". С нашей стороны мы можем только надеяться, что наука в РИ станет мощной производительной силой, т.к. она одна из реальных средств экономического, экологического и нравственного оздоровления республики.
Возрождая Россию и строя свою республику, хотелось бы, чтобы в нашей жизни жили традиции, которые закладывал М.В. Ломоносов: жажда знаний, дух исследования, гражданская устремленность.

П. АКИЕВА,
кандидат исторических наук




ЛЮБИТЬ И ЧУВСТВОВАТЬ СЛОВО

Имя Панты Хадисовны Бековой, филолога, педагога, ученого, широко известно и уважаемо в нашей республике и за ее пределами, так как во многих областях деятельности мы находим ее бывших студентов, развитию и становлению которых как личностей она способствовала. Сегодня они работают в редакциях газет, на телевидении, в библиотеках, в школах, в вузах, в министерствах и ведомствах. Их так много, что всех назвать просто невозможно, но вот несколько имен, хорошо известных в республике: это прежде всего ректор ИнгГУ профессор А.М.Мартазанов, декан филологического факультета доцент М.А.Кульбужев, одна из лучших в республике учительниц русского языка и литературы, а ныне старший преподаватель кафедры русской и зарубежной литературы университета Х.М.Мартазанова, заместитель директора Ингушского НИИ гуманитарных исследований им.Ч.Э.Ахриева кандидат филологических наук Л.У.Тариева, кандидат исторических наук доцент Б.А.Кодзоев, заведующий кафедрой философии А.Танкиев, начальник отдела кадров университета М.А.Кодзоев и многие другие.

Более 40 лет своей жизни П.Х.Бекова, доцент кафедры русского языка ИнгГУ, отдала вузовской работе. В сентябре 1963 года, после окончания Казахского государственного университета, она начала работать на кафедре русского языка тогдашнего Чечено-Ингушского пединститута, который с 1972 года был преобразован в Чечено-Ингушский госуниверситет (ЧИГУ), а с осени 1991 года стал Чеченским университетом, откуда уволилась в 1997 году. С осени 1994 года она старший преподаватель, а затем доцент кафедры русского языка Ингушского госуниверситета.
Ее заслуги в педагогической и научно-исследовательской деятельности были отмечены благодарностями, почетными грамотами, а в сентябре 2002 года- званием "Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации" с вручением медали.
Вот почему нам захотелось побеседовать с Пантой Хадисовной, узнать, о чем она думает, что ее волнует, что она могла бы посоветовать тем, кого беспокоят судьбы родного народа, республики.

Где Вы учились? Почему решили стать филологом?
Я училась в средней школе №1 г.Алма-Аты, которую закончила в 1958 году с золотой медалью. Не могу здесь не сказать слов благодарности директору школы, завучу, учителям, чья гражданская позиция не дала свершиться произволу: в гороно решили, что спецпереселенка не должна иметь золотую медаль, несмотря на похвальные грамоты за каждый класс и сплошные пятерки. Только их вмешательство помогло получить эту медаль, которая мне вдвойне дорога: как оценка моих знаний и как свидетельство благородства моих педагогов.
В том же году поступила на филологический факультет Казахского государственного университета. С выбором профессии все было непросто, потому что в школе очень увлекалась одновременно и математикой, и русским языком (вообще языками). По результатам математических олимпиад была рекомендована на одно из двух целевых мест на механико-математический факультет МГУ, которые выделялись Казахстану. Но тяжелая болезнь уже немолодого отца не позволила мне тогда уехать из Алма-Аты в Москву, и, чтобы не терять год, я практически без подготовки поступила на филологический факультет, сознательно собираясь специализироваться по русскому языку, который, считала я, построен по тем же строгим теоретическим законам, что и математика, подтверждением чего служила для меня возможность машинного перевода с одного языка на другой.
На первом курсе меня еще тянуло к математике, но потом так увлеклась лингвистикой, что всякие сомнения прошли. У нас был очень сильный профессорско-преподавательский состав: в КазГУ работали многие преподаватели МГУ и ЛГУ, эвакуированные во время войны, остался дух большой науки, остались даже некоторые ученые (например, Татьяна Владимировна Поссе), их аспиранты, ставшие кандидатами и докторами наук, поэтому учиться было интересно. Позже, когда я стала работать в ЧИГУ, увидела, что нас, студентов, в КазГУ познакомили с самыми передовыми научными достижениями, новейшими теориями (структурализм, например), которые появились в лингвистике вообще и в славяноведении в частности. Обнаружила я это по тому, что часто моим коллегам в Грозном не было известно многое из того, что мы студентами должны были знать и отвечать на семинарах и коллоквиумах.
Благодаря фундаментальным знаниям, полученным в КазГУ, мне было легче начинать преподавательскую работу - больше времени можно было уделять совершенствованию методики преподавания. Здесь не могу не упомянуть Николая Александровича Маслюкова, который всего год заведовал нашей кафедрой, но и за этот год успел помочь мне буквально отшлифовать методику преподавания практически всех разделов русского языка. Еще один человек, которому я обязана своим профессиональным ростом,- это Иван Алексеевич Ширшов, профессор, доктор филологических наук, который также несколько лет заведовал нашей кафедрой, а теперь успешно работает в Москве. И, конечно же, не могу не сказать слов уважения и благодарности в адрес Дошлуко Доховича Мальсагова, личность которого, и как человека, и как педагога, оставила неизгладимый след в моей душе, общение с которым делало тебя умнее, лучше, честнее. Это был Человек и Ингуш с большой буквы!
Знания, полученные в КазГУ, а потом и за годы работы в ЧИГУ, сослужили мне хорошую службу также в 1972 году при поступлении в аспирантуру и дальнейшей учебе в ней на кафедре русского языка Ростовского государственного университета.

Совпал ли Ваш выбор профессии с желаниями родителей?
Отец мой, Хадис Чолдорович, несмотря на то, что сам окончил только один курс Тифлисского реального училища (дальше родители не смогли его там содержать), хорошо понимал ценность и значимость образования, был очень доволен моей тягой к знаниям, поощрял ее всячески и при этом приветствовал любой мой выбор; мама, правда, хотела, чтобы я стала врачом, но это было не мое: естественные науки, хотя и по ним получала неизменные пятерки, не привлекали настолько, чтобы сделать их профессией. Хочу отметить, что мои родители, как я поняла, повзрослев сама, были незаурядными людьми. Природа одарила их большим интеллектом, но жизнь с ее невзгодами не дала им возможности его развить. Они обладали особым умением жить с людьми, уживаться с ними, уважать их, независимо от национальности. Одним из средств выразить свое уважение к живущим рядом были их природные способности к языкам: если они жили среди русских, свободно говорили с ними по-русски; среди осетин - по-осетински, среди кумыков, персов в Махачкале - по-кумыкски и по-персидски, а за годы жизни в Узбекистане (где оказались в 30-х годах как раскулаченные) и в Казахстане (с февраля 1944) они стали говорить практически на всех тюркских языках. Вспоминается такой факт: там, куда мы попали в 1944, уже находились поволжские немцы, высланные раньше нас; я подружилась со своей ровесницей - немецкой девочкой Леной, у которой дома общались только по-немецки; вскоре и я заговорила с подружкой на ее языке довольно бойко. И я помню, как это понравилось моим родителям.
Буквально со всеми, кто оказывался рядом: с ингушами, чеченцами, казахами, корейцами, немцами, греками, евреями и другими - мои родители держали себя по самым строгим канонам ингушского этикета, соблюдая "эздел". И я слышала, как наши соседи (врачи, учителя, инженеры, научные работники) говорили о нашем старшем поколении: "Интеллигентные люди!", хотя никто из них даже школу не кончил. Это была та самая внутренняя культура, воспринятая от предков, воспитанная с молоком матери, которую никаким образованием не добудешь.

Расскажите, если можно, подробнее о своей работе. Что для Вас значит быть преподавателем? Какие требования Вы предъявляете к своим студентам?
С самых первых шагов преподавательской деятельности и по сей день я ставила своей целью как можно глубже, яснее, точнее излагать теоретические основы читаемых мною курсов, а затем на практических и лабораторных занятиях так подобрать языковой материал, чтобы, во-первых, с его помощью закрепить теоретические моменты, а во-вторых, чтобы студенты увидели, какой тонкой может быть словесная ткань, как бережно с ней нужно обращаться, как надо любить и чувствовать слово, "живое как жизнь", по словам Корнея Ивановича Чуковского. И огромной радостью для меня было, когда я видела глаза замерших от удивления студентов, вдруг почувствовавших, какое это чудо - слово.
Правда, в последние годы студентов "с божьей искрой" на филфаке становится все меньше и меньше.
Что же касается требований, которые всегда предъявляю к студентам, то они стандартны: учить, учить и учить все, что нужно для получения знаний, - другого способа пока не придумано. Это то самое количество, которое непременно перейдет в качество.
Только труд делает профессионалов высокого класса, только трудом достигается душевный и профессиональный комфорт, чувство собственного достоинства, чувство своей полноценности как личности. "Иначе, - говорю я студентам, - вы всегда будете людьми не на своем месте, пустоцветом".
И еще одно: так как я сама всегда выполняла свои обязанности преподавателя как могла честно и добросовестно, думаю, что это дает мне моральное право сполна спрашивать и со студентов. "Если ты что-нибудь делаешь, делай это хорошо. Если же ты не можешь или не хочешь делать хорошо, лучше совсем не делай", - записал у себя в дневнике Лев Толстой. Я всегда считала и считаю сейчас, что эти слова должны быть руководством к действию равно как для меня, так и для моих студентов.

(Продолжение на 4 стр.)


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru