новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 2 (9524); суббота, 15 января 2005 года

ГIАЛГIАЙ РЕСПУБЛИКА ЗАКОН

«Лаьттанцара гIулакхаш нийсдара хьакъехьарча» ГIалгIай Республика Закона хувцамаш юкъедахьара хьакъехьа

Т1аийцад
Г1алг1ай Республика
Халкъа Гулламо 24 ноябре 2004 шера

Статья 1

«Лаьттанцара г1улакхаш нийсдара хьакъехьарча» № 16-РЗ йолча 2004 шера 29 июнерча Г1алг1ай Республика Закона («Г1алг1айче» яха газет 2004 шера 3 июле) юкъехьо ер хувцамаш:
1) 2-ча статьяй 3 пункта ворх1лаг1а абзац д1аяьннар ларх1а;
2) 9-ча статья т1а:
5 пункте:
шоллаг1а абзац д1аязъе укх редакцег1а:
«Лаьттан участка аренда договор ч1оаг1деш йола бокъо йохкар санна отт паччахьалкхен 1аьдала исполнительни орган е моттигерча самоуправлене орган. Торгаш (конкурсаш, аукционаш) в1ашт1ехьйоахар санна отт участок доалахьа яр е договора ларда т1а цунца цхьана г1улакхаш леладу специализированни йола организаци.»;
кхоалаг1а абзац д1аязъе укх редакцег1а:
«Лаьттан участок доалахьа йолчо белгалъю торгаш (конкурсаш, аукционаш) яра форма, торгий (конкурсий, аукционий) предмета юххьанцара мах, задатка сумма.»;
йиълаг1а абзац д1аязъе укх редакцег1а:
«Лаьттан участкаш арендаг1а д1аялара дола договор ч1оаг1дара йола договора бокъо йохкара торгаш (конкурсаш, аукционаш) елга в1ашт1ехьдаккха Российски Федераце Граждански кодексагеи Российски Федераце Лаьттан кодексагеи хьежжа Российски Федераце Правительства»;
3) 12-ча статья т1а:
2-ча пункта т1а «лаьттан участкашта доалде уполномоченни йола паччахьалкхен 1аьдала орган» яха дешаш хувца «паччахьалкхен 1аьдала исполнительни органе моттигерча самоуправлене орган» яхача дешашца;
4-ча пункта т1а «лаьттан участкашта доалде уполномоченни йола паччахьалкхен 1аьдала орган» яха дешаш хувца «паччахьалкхен 1аьдала исполнительни орган е моттигерча самоуправлене орган» яхача дешашца;
5-ча пункта т1а «лаьттан участкашта доалде уполномоченни йола паччахьалкхен 1аьдала орган» яха дешаш хувца «паччахьалкхен 1аьдала исполнительни орган е моттигерча самоуправлене орган» яхача дешашца;
6-ча пункта т1а «лаьттан участкашта доалде уполномоченни йола паччахьалкхен 1аьдала орган» яха дешаш хувца «паччахьалкхен 1аьдала исполнительни орган е моттигерча самоуправлене орган» яхача дешашца.

Статья 2
Ер Закон ч1оаг1денна д1аотт ер официально кепатехача дийнахьа денз.

Г1алг1ай Республика
Президент М. ЗЯЗИКОВ
г. Магас 31 декабрь 2004 шера
№ 35-рз




ГIАЛГIАЙ РЕСПУБЛИКА ЗАКОН

«2005 - 2009 шерашка Джейрахско-Ассински паччахьалкхен историко-
архитектурни музей-заповедник метта йитареи дег1айоалаяреи»
республикански целевой программа ч1оаг1ъяра хьакъехьа

Т1аийцад
Г1алг1ай Республика
Халкъа Гулламо 23 декабре 2004 шера

Статья 1
Ч1оаг1ъе «2005-2009 шерашка Джейрахско-Ассински паччахьалкхен историко-архитектурни музей-заповедник метта йитареи дег1айоалаяреи» республикански целевой программа (д1ахо - Программа).
Статья 2
Г1алг1ай Республика Правительства карарча шера йолча республикански бюджета хьакъехьарча Г1алг1ай Республика Закона т1а белгалйойла укх Закона 1-ча статья т1а белгалъяь Программа чакхъяккхара йола ахчан средстваш.
Статья 3
Ер Закон ч1оаг1денна д1аотт ер официально кепатехача дийнахьа денз.

Г1алг1ай Республика
Президент М. ЗЯЗИКОВ
г. Магас 31 декабрь 2004 шера
№36 рз




Образование

Формула успеха


Завершилась первая половина учебного года в общеобразовательных школах. На этот раз долгожданные зимние каникулы детей совпали с небывалым количеством выходных дней для всего трудящегося населения республики и страны. Видимо, Государственная Дума, по здравому рассуждению, пришла к выводу, что для поднятия общей производительности труда, а также для укрепления морального духа наших граждан, гораздо выгоднее избегать рваного календарного графика и, со свойственным российскому характеру душевным размахом, выдало населению целых десять дней законного отдыха. Хотя, как выразился один депутат: «Это сколько же надо нам работать, чтобы столько отдыхать!»
Перед самым началом праздничных мероприятий я наведался в Управление образованием Сунженского района и на правах бывшего учителя и старого знакомого начальника Управления Р.М. Евлоевой, попросил ее поделиться своими впечатлениями об итогах работы школ за первое полугодие.
Наш разговор начался с небольшого экскурса в прошлое – в далекий 1983 год, когда юная выпускница биологического факультета ЧИГУ, по распределению, попала в среднюю школу № 2 ст. Орджоникидзевской.
- В те времена существовало жесткое правило, по которому выпускникам вузов не выдавали на руки дипломы и чтобы получить вожделенный документ необходимо было поработать хотя бы один год по специальности. Когда я пришла во 2-ю школу и увидела царящее там убожество: старое допотопное здание, тесные классы, с низкими нависшими потолками, обшарпанную школьную мебель, отсутствие в предметных кабинетах наглядного материала, а главное, преобладание везде и во всем мрачно-темных и серых тонов, скажу откровенно, я сразу же решила для себя, что моя работа в этом учреждении продлится ровно один учебный год. И в тот момент, если бы кто-нибудь предрек мне мою дальнейшую судьбу, а именно, те долгие 18 лет, на которые эта самая судьба свяжет меня с данной школой, я бы наверное восприняла такое предсказание, как попытку поиздеваться над моей наивностью. Кто бы мог подумать, что уже через какие-то пару месяцев я успею освоиться в дружном педагогическом коллективе, войду во вкус сложной, но очень интересной учительской работы и для меня на первом месте окажутся совсем другие заботы, то есть те, что медленно, но верно втягивают человека в круговорот ежедневной работы с детьми и навсегда связывают его обязательствами и ответственностью за их судьбы…
Роза Магомедовна продолжала свой рассказ, а я думал о том, насколько все-таки своеобразна и ни с чем не сравнима работа нашего учителя (истинного учителя), если даже при существующем в этой стране пренебрежительном отношении власти к людям их профессии, при традиционном нищенском жалованье и отсутствии любых материальных стимулов, они, тем не менее, умудряются не терять достоинства, сохранять душевный оптимизм, радоваться результатам своей профессиональной деятельности и, несмотря ни на что, держат марку российского образования на таком высоком уровне, что и в сравнении с передовыми западными странами, наша система школьного образования выглядит намного предпочтительней.
…А между тем, трудовая биография нашей героини складывалась вполне благополучно: уже через полгода руководство школы и РайОНО заметило старательность и безупречное знание своего предмета молодой учительницей, обратило особое внимание на ее организаторские способности, что по советским временам всегда считалось одним из главных достоинств человека, и назначили ее замом по воспитательной работе, а еще через полгода – уже замом по учебной части, т.е. завучем школы. Правда, в тех условиях немаловажным дополнительным фактором для карьерного роста являлось активное участие молодого специалиста в первичной комсомольской организации и выполнение им всевозможных общественных поручений. Так что, печально знаменитый принцип: «партия сказала «надо» - комсомол ответил «есть!», считался чуть ли не главной движущей силой успешного продвижения по службе. Как бы то ни было, но все шло к тому, что Р. Евлоева уже целенаправленно готовилась начальством для будущей роли директора школы. Розе Магомедовне понадобилось целых десять (!) лет упорного труда, прежде чем она заняла место директора своей родной 2-й школы. Так что, по данному примеру можно судить насколько серьезно и исчерпывающе строилась кадровая политика в системе народного образования в те годы и почему она добивалась результатов выдвинувших, как я уже говорил, нашу школу в число самых передовых в мире.
За десять лет работы учителем биологии Р.М. Евлоева проявила себя как педагог с творческим складом мышления, а ее самостоятельные нестандартные подходы к обучению учащихся выдвинули ее в ряд лучших учителей республики. Не случайны и награды, явившиеся заслуженным признанием ее профессионального мастерства: учитель высшей категории, «Заслуженный учитель РИ», «Отличник народного образования», победитель конкурса «Соросовский учитель средней школы», «Почетный работник общего образования РФ» и т.д.
За годы, когда Роза Магомедовна возглавляла педагогический коллектив она сумела превратить свою школу в образцовое учебное заведение из которой вышли множество выпускников, продолживших свое образование в самых престижных вузах страны. Поэтому, совсем не случайным оказалось назначение столь успешного директора начальником Управления образованием Сунженского района. Это произошло в 2000 году.
- Сегодня, руководя Управлением, в которое входит 25 общеобразовательных школ, я, конечно, не могу себя чувствовать так же уверенно, как во время прежней работы директором, а раз нет уверенности, значит не может быть и полноценного морального удовлетворения. Прошло то счастливое время, когда я, образно говоря, держала руку на пульсе школы – того маленького замкнутого мира, где я чувствовала себя настоящей хозяйкой. Я владела ситуацией; знала о способностях и конкретной работе каждого учителя; у меня, как на ладони был весь контингент учащихся: их учеба, положительные и отрицательные качества, их таланты и потенциальные возможности, даже состояние дел в их семьях…
Я слушал эмоциональный монолог начальника Управления и хотя нисколько не сомневался в его искренности, хорошо знал, что она умышленно недооценивает те многочисленные достижения и успехи, которых добились школы Сунженского района за последние четыре года, то есть за время ее руководства. Вот только сухие статистические данные, выписанные мной из официального информационного вестника.
Ежегодно педагоги района становятся победителями районных и республиканских конкурсов «Учитель года». Учителя района Баулиев М.М., Сакалова Л.В., Солянникова Л.В. в течение трех лет представляли республику на финальном Всероссийском конкурсе в г. Москве;
Учащиеся СШ № 7 ст. Орджоникидзевской, в 2003 году приняли активное участие в Международном форуме «Одаренные дети» в г. Москве, где 2 ученика этой школы стали победителями в номинации «Юные Кулибины»;
За участие в IX Международной выставке молодых научных проектов ЭКСПО–Наука-2003 награждены дипломами учащиеся СШ № 7 ст. Орджоникидзевской.
С большим успехом выступают на международных встречах и конкурсах участники «Клуба Международной дружбы» СШ № 5 ст. Орджоникидзевской.
Большую работу по консолидации сил родителей в воспитании детей проводит клуб «Совет отцов» функционирующий в СШ № 4 ст. Орджоникидзевской.
Успешно развивает творческий поиск детей, способствует выработке самооценки учащихся деятельность «Музея детского творчества».
В СШ № 2 ст. Орджоникидзевской уже много лет ведет свою работу по привитию любви к военной профессии клуб «Юный патриот».
С целью совершенствования профессионального мастерства руководителей школ в течение двух лет успешно функционирует на базе Управления образованием «Клуб молодого завуча» и «Клуб молодого директора».
Можно было бы и дальше продолжить перечисление подобных форм и творческих направлений, которым в школах района уделяется столь пристальное внимание со стороны руководства, но думается, что и названные примеры достаточно убедительно свидетельствуют о целенаправленной и научно-обоснованной работе развернутой во многих образовательных учреждениях.
- За последнее время, как результат успешного взаимодействия с педагогическими коллективами школ, много наших учителей представлено к наградам и званиям. Кстати, нужно сказать, что еще не было случая, чтобы после нашего ходатайства Президент республики отклонил хотя бы одну выдвинутую кандидатуру, что, на мой взгляд, свидетельствует о стремлении руководителя республики добиться положительных результатов в образовании не методом жестких мер, а именно путем поощрения наиболее способных и отличившихся педагогов. Такого же стиля руководства стараемся в своей работе придерживаться и мы, так как считаем его наиболее перспективным в наших условиях.
В заключение хотел бы сказать, что сегодня, с удовлетворением отмечая безусловные успехи нашей республиканской системы школьного образования, мы понимаем, что они стали возможны только благодаря приоритетному вниманию, которое уже несколько лет уделяется этой важнейшей сфере. Мы так же знаем, что ни в одной стране мира, где политическое руководство искренне стремится к будущему благополучию своего народа, образование не финансируется по остаточному принципу и поэтому в таких странах, уже через несколько лет разумной политики начинается научно-технический подъем и экономическое процветание. Достаточно вспомнить, как после ужасного разгрома во 2-й мировой войне, в условиях полнейшей разрухи и хаоса, правительство Японии объявило твердый курс на приоритетное развитие своей системы образования и эта политика уже через считанные годы выдвинула страну Восходящего солнца в число самых передовых и развитых мировых держав!
Подобные примеры из мировой практики красноречиво свидетельствуют, что вопросы образования ни в коем случае нельзя оставлять на произвол изменчивой судьбы.

К. ЛАТЫРОВ




Исполняя служебный долг

Преданость делу и патриотизм


Подполковник Горяинов Владимир Васильевич родился 2 января 1956 года в г.Назрани Республики Ингушетия. Свою трудовую деятельность он начал в Назрани в 1973 году оператором Главнефтеснаба при Совете Министров РСФСР. С 1977 по 1995 год работал инженером отдела технического контроля завода «Электроинструмент». С 1995 года служил в Управлении Федеральной службы безопасности России по Республике Ингушетия. В 2003 году назначен руководителем одного из подразделений УФСБ.

За период службы зарекомендовал себя дисциплинированным, мужественным офицером, грамотным руководителем. Всегда добросовестно относился к должностным обязанностям, проявлял разумную инициативу и самостоятельность при решении служебных задач. Как руководитель подразделения, обладал организационными и аналитическими способностями, умело направлял вверенный коллектив на решение стоящих перед органами ФСБ России задач, чем вносил личный вклад в обеспечение безопасности государства.
В Управлении ФСБ РФ по Республике Ингушетия Владимир Васильевич пользовался заслуженным авторитетом и уважением коллег, руководства и подчиненных. Его всегда отличали такие качества, как доброта, порядочность, честность и искренность. Он всегда приходил на помощь другим, целиком отдавал себя служению людям. Не считаясь с личным временем, подполковник Горяинов В.В. весь свой накопленный опыт и профессионализм передавал молодому поколению чекистов. Преданность своему делу и патриотизм являлись его основными жизненными принципами.
Его профессиональная деятельность и стала причиной произошедшего в марте 2003 года вооруженного бандитского нападения на Горяинова В.В. с целью его захвата в заложники. Неизвестные преступники c автоматами, трусливо спрятав лица, в масках ночью ворвались в его дом, но, получив достойный отпор, ранили Владимира Васильевича.
За заслуги перед Отечеством подполковник Горяинов В.В. неоднократно поощрялся руководством ФСБ. Награжден именным огнестрельным оружием, медалью «За участие в КТО», Грамотой ФСБ России, почетной Грамотой Правительства Республики Ингушетия и ценным подарком Президента РИ.
10 января 2005 года подполковник Горяинов В.В. руководил обследованием лесного массива, расположенного в районе с. Али-Юрт Назрановского района РИ. В результате поиска была обнаружена скрытая база незаконного вооруженного формирования, предназначенная для тренировки и укрытия боевиков, подготовки к совершению диверсионных террористических актов. В ходе осмотра местности произошел взрыв неустановленного взрывного устройства, паставленного бандитами. Подполковник Горяинов Владимир Васильевич погиб.
Грамотные действия офицера Горяинова В.В., пожертвовавшего собой ради спасения мирных жителей Ингушетии, сорвали преступные замыслы боевиков, планировавших совершить террористические акты в республике.
Руководство и коллектив Управления Федеральной службы безопасности России по Республике Ингушетия выражают глубокое соболезнование родным и близким подполковника Горяинова Владимира Васильевича погибшего при исполнении служебных обязанностей.
Память о Владимире Васильевиче навсегда сохранится в наших средцах.




“Музыка – язык природы”
Али Хашагульгов
ОНА ВХОДИТ В МИР ИСКУССТВА…


В специализированной школе-лицее Санкт-Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова обучается группа ингушских учениц. Среди них и юная арфистка Ася Колоева.
…Благодаря стараниям Аси Колоевой, вероятно, в Ингушетии скоро зазвучит арфа – царица сцены, чьей прародительницей была древняя ингушская шийтмерз (арфа). И это свяжет нас с далеким прошлым…
Задолго до того, как в нашу жизнь вошла гармоника, у ингушей, как и у других народов, было много музыкальных инструментов: дахчан пандар (балалайка), Iадхьекха пандар (виолончель), чIондарг (скрипка), шедолг (свирель), зурма (зурна), фата (доул), муI (рожок), жиргIа (бубен), фордалерг (ракушка), аппаз (тарелка), паьшк, секхаIад, шаьмали – разновидности духовых инструментов, шийтмерз (арфа) …
“Их нет, как нет и музыки, которую они играли, нет композиторов, которые могли быть, пианистов, музыкантов. Давно наш народ в этом смысле онемел, оглох, находится на грани исчезновения”, - с болью писал исследователь национальной культуры Али Хашагульгов.
Несомненно, не будь судьба ингушского народа столь трагична, до нас дошли бы из глубин Времени бесценные музыкальные шедевры древности – духовное наследие предков…
Наша жизнь должна быть в гармонии с природой, тогда мы сможем с ней общаться. Понимать ее удивительный язык: слушать ветер, солнце, дождь, птиц и зверей…Не случайно главной задачей педагогов всегда являлось гармоничное развитие личности. Вот почему так важна забота о развитии талантливых детей в своей среде . Необходимо обеспечивать реализацию генетического потенциала , унаследованного от предшественников. Ингуши понимали это издавна и постоянно стремились к образованию.
…Воспитанница школы-лицея Санкт-Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова Ася Колоева находится еще в самом начале своего интересного жизненного пути. Несмотря на юность, девочка по-взрослому осознает ценность образования в престижном заведении. Здесь она учится исполнять полонезы, ноктюрны, вальсы, баллады, сонаты… Ее педагоги – Ася Агасьевна Васконян, руководитель отделения арфы Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова, Карина Георгиевна Малеева (класс арфы), Маргарита Михайловна Лукинова (класс фортепиано). Трепетное отношение к юным дарованиям также проявляют Валентина Сергеевна Федосеева, Татьяна Васильевна Жернова…
С восторгом отзывается Ася о своих преподавателях, щедро передающих ей свое мастерство и вводящих ее в мир Шопена и Бетховена, Шуберта и Баха, Рахманинова и Скрябина…
Пожелаем же Асе Колоевой вспыхнуть яркой звездой в мире Музыки!

М.СУЛТАНОВА
На фото: юная арфистка Ася Колоева.




Создать условия для творчества

Ни один вид искусства не может так возвысить культуру человека и обогатить его восприятие, как музыка. При этом более сложного искусства, требующего особого внимания и усердия, можно сказать, нет.
Первая музыкальная школа в нашей республике была открыта в г. Малгобеке в 1954 году. За время своего существования, школа выпустила много хороших музыкантов. Штат преподавателей составляет 24 человека. Это опытные, старые работники А.Я. Ефимова, О.В. Матвеева, Н.М. Котиева, Л.Н. Евлоева, Р.М. Чумакова, Р.В. Косумова, и многие другие, которые многие годы дарят детям радость, обучая их прекрасному – музыке. По сей день в школе функционируют отделения фортепьяно, народное, хореографическое, класс скрипки и гитары, имеется также класс национальной гармоники, которым руководит прекрасный человек Мадина Ахмедовна Картоева, настоящий мастер своего дела, которая более десяти лет отдала любимому делу.
Вот что она рассказала нам: - Мне в этой школе все близко и дорого, люблю наших детей, охотно работаю с ними, музыкальная школа – это школа доброты и радости. Я всегда стараюсь привить детям любовь ко всему музыкальному, чувствуя себя не столько учителем музыки, сколько воспитателем.
К сожалению, имея потенциальные педагогические возможности в кадрах, в контингенте учащихся, наша школа не располагает возможностью в необходимом объеме проводить мероприятия из-за нехватки помещения в базовом ДШИ. Весь объем материально-технической базы школы - это 3 бывшие квартиры в аварийном здании, которые арендуем у ПУЖКХ. Перегородки, как видите, деревянные, это абсолютно недопустимо для музыкальных занятий. В школе также отсутствует концертный зал, санузел, должное отопление, ни у директора, ни у завуча нет своего кабинета, из-за отсутствия помещений родителей не имеют возможность видеть результат творческих успехов своих детей.
Наш коллектив, не смотря на все эти трудности, тесную поддерживает связь с ДШИ гг. Прохладного, Терека, Волгодонска, Карабулака, Владикавказа, Пятигорска, Назрани, не имея возможность пригласить детей этих школ для концертных выступлений к себе, опять же из-за отсутствия помещения.
В решении данного вопроса, мы возлагаем большие надежды на министерство культуры РИ и администрацию города Малгобек. Постройка ДШИ в г. Малгобек для всех нас и для горожан стало бы большим подаркам.
Если мы не создадим условия, и оставим наших детей без внимания, они не смогут развить таланты и способности, заложенные в них от природы.
Проблема строительства музыкальной школы существует довольно долго, и решить ее одним днем тоже нельзя, но все же малгобекчане надеются что руководство республики услышит их просьбу, поймут важность существующей проблемы и отнесутся с пониманием.

Р. КАРТОЕВА


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru