новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  4 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 52 (9993) четверг, 3 апреля 2008 года

Золотая середина воспитания
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
Л. Н. Толстой
В рамках объявленного  в России Года семьи и в нашей республике с начала 2008 года проводятся многочисленные благотворительные акции и оказывается адресная материальная помощь многодетным и остро нуждающимся семьям. Мы уже рассказывали о том, как 16 февраля в Сунженском Дворце культуры, на средства районной администрации, было организовано торжественное мероприятие с вручением подарков, куда были приглашены представители двух десятков многодетных семей из разных сел и станиц района.
Этой же теме, т. е. Году семьи, была посвящена и состоявшаяся 28 марта в помещении актового зала Сунженской администрации районная конференция, на которой присутствовали делегаты от коллективов школ, родительских комитетов, комиссии по делам несовершеннолетних, районной больницы, опекунского совета и РОВД. По правде говоря, отправляясь на эту конференцию, я заранее приготовился стать свидетелем скучного бесполезного мероприятия, так как еще с недалекого советского прошлого хорошо помню, как в подобных случаях начальство аккуратно собирало нас в актовых залах и с соблюдением всех протокольных церемоний проводило обязательные плановые собрания. Преисполненный чувством собственной важности президиум, несколько докладчиков, монотонно бубнящие казенные тексты, и изнывающая от скуки публика – такова была привычная атмосфера этих заседаний и поэтому люди от души ненавидели подобные мероприятия, а долгие часы, проведенные на них, справедливо считали потеряннымвременем. К счастью, подобного упрека в бесполезности и формализме в адрес нынешней конференции я бросить не могу. Да, внешняя форма, конечно, осталась прежней: и президиум, и докладчики, но что касается важности обсуждавшихся вопросов и содержания докладов, то здесь, извините, я не увидел в зале не только «изнывающей от скуки публики», но и ни одного равнодушного лица.
Чтобы не быть голословным  я хочу почти в хронологическом порядке привести короткие выдержки из выступлений докладчиков и процитировать некоторые места из текстов, которые, на мой взгляд, являются наиболее интересными.
1. Дзангиев Хазыр:
«У меня шестеро детей и все они обучались в школе №4 ст. Орджоникидзевской. Таким образом, меня можно назвать «вечным родителем» этой школы и поэтому я не понаслышке знаю все трудности и проблемы, с которыми приходится сталкиваться учителям в процессе обучения и воспитания наших детей. К тому же я на протяжении долгих лет являюсь членом Совета школы и родительского комитета, так как принципиально считаю, что посещать родительские собрания и участвовать в общественной жизни школы обязаны не матери, а отцы детей. Именно отец должен быть в курсе всех текущих дел, связанных с учебой его детей и уже под впечатлением собственных наблюдений делать выводы и принимать меры. У нас же, то есть почти во всех ингушских семьях, посредническую роль между семьей и школой всегда выполняет мать, которая из своих материнских побуждений зачастую старается сгладить любые острые углы и тем самым невольно поощряет детей на леность и слабую учебу. Конечно, чрезмерная строгость тоже не всегда приносит положительные результаты, а зачастую даже может превратить ребенка в робкого и запуганного человека, лишенного уверенности, самостоятельности и чувства собственного достоинства. Поэтому родителям очень важно соблюдать меру и стараться придерживаться золотой середины между строгостью и проявлением родительских чувств. Кроме этого, я считаю, что обеспечивая детей всем необходимым, мы не должны создавать им неких «тепличных» условий и скрывать от них правду об истинном финансовом положении семьи, пусть дети знают с каким трудом достаются нам материальные блага и уже с раннего возраста приучаются разумной бережливости. Сегодня  сложная жизнь и совсем другие условия, чем были в те времена, когда мы с вами были в их возрасте. Как говорится, время компьютерных технологий и рыночных отношений, но, слава Богу, общечеловеческие нравственные ценности при любом строе остаются неизменными, а воспитание наших детей должно основываться только на них».
2. Цурова А. С.  – зам. директора по воспитательной работе ОСШ №5.
Тема доклада А. С. Цуровой «Проблемы и пути решения вопросов семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей» - пожалуй одна из самых болезненных и актуальных тем сегодняшнего дня. Хотя в процентном отношении количество таких детей в нашей республике и невелико, особенно в сравнении с другими регионами РФ, но разве измерить процентами степень несчастья даже одного единственного  ребенка, лишенного божественного права на семейное и личное счастье по причине трагического стечения обстоятельств или, того хуже, по вине преступной халатности некоторых родителей.
Детей, на которых оформлено опекунство в школе № 5, всего пятнадцать, и Алла Султановна подробно рассказала о том, какой контроль осуществляет школа, а именно, классные руководители, психолог и социальный педагог, чтобы судьба каждого ребенка четко отслеживалась в течение всего года. Условия содержания и материальная обеспеченность, возможности для спокойной учебы и занятий спортом, моральный облик и нравственная  атмосфера в семье опекуна – все эти сведения собираются в базу данных и служат исходным материалом для работы по каждому конкретному случаю. При этом все вопросы, связанные с  соблюдением и защитой прав, согласуются с опекунским советом и комиссией по делам несовершеннолетних Сунженского района.
- Семья  первичная ячейка государства и общества. Это крепость, которая не поддается волнениям самого лихого времени. Это миг, где сохранились и царят в отношениях людей бескорыстие, терпимость, самопожертвование. Семья в нашем понимании  это отец, мать, братья и сестры. Но что делать и как жить несчастным детям, которые лишены всего этого богатства и чья судьба всецело зависит от разумности государственного законодательства и милосердия общества? Современное общество все последние годы находится в поисках единой национальной идеи, которая могла бы послужить объединяющим фактором для всех слоев этого общества. А на наш взгляд, невозможно найти для такой цели лучшей идеи, чем качественное образование и достойное воспитание нашего подрастающего поколения.
3. Гайтукиева Л. А.  – директор ср. школы №1 с. Галашки.
- Исследования показывают: большая часть семей осуществляет воспитание на низком уровне, неосознанно, стихийно, безответственно. Детей воспитывают, следуя моделям поведения собственных родителей, перекладывая воспитание на детский сад, школу, не зная, что и как надо делать. А между тем, родители несут полную ответственность за воспитание детей перед обществом, законом, а также перед своей совестью и детьми. Родительские обязанности регламентируются отечественными и международными законами (Семейный кодекс РФ, конвенция о правах, совместные с родителями занятия, беседы, поддержка ребенка в разных делах, решение проблем, вовлечение его в различные виды деятельности в семье и вне ее). Ребенок, особенно в раннем возрасте, подражает родителям, поэтому так важно, чтобы они подавали пример достойного поведения во всем. Важная задача родителей – организация жизни ребенка: обустройство комнаты для занятий, выполнение установленного режима дня, помощь в индивидуальной самоорганизации времени. Совместная деятельность детей с родителями: чтение, работа по дому, занятия спортом, посещения музея, театров – все это сближает детей и родителей, повышает результативность воспитания. Семья является главнейшим хранителем традиционных ценностей, передаваемых из поколения в поколение. Воспитание детей в семье более эмоционально, чем любое другое воспитание, ибо оно основывается на родительской любви к детям и ответном чувству детей к родителям. Родительская любовь, по словам А. С. Макаренко, это «самое великое чудо, которое вообще творит чудеса, которое творит новых людей, создает величайшие человеческие ценности». Но она может стать и одной из причин неудачного воспитания детей, если к ним не применяются разумные требования, не воспитываются нравственные устои: милосердие, толерантность, эхь, эздел. Традиции играют важную роль в обеспечении преемственности поколений, в гармоничном развитии личности и общества.
4. Хамхоев М. Х.  – преподаватель истории религий ОСШ №5.
- Ислам обязал родителей обучать своих детей и вменил в обязанность каждому мусульманину приобретение знаний. Особое значение в исламской религии придается нравственному воспитанию детей в семье. Под таким воспитанием подразумевается комплекс морально-нравственных принципов, которые необходимо привить ребенку с раннего детства. Эти принципы должны стать стержнем в его личной жизни. Только таким образом человек будет следовать по пути добра и правды от рождения до самой смерти. Бесспорным и несомненным так же является то, что нравственные и эстетические достоинства –  это плоды религиозного воспитания. Ребенок, с раннего детства растущий с верой в Аллаха, воспитанный в богобоязненности, будет всегда чувствовать Его контроль и ответственность за свои поступки. Существует тесная связь между верой и моралью, между убеждением и поступками. Чем интенсивнее развиваются науки и технологии, тем больше человечество нуждается в нравственности. К сожалению, статистика свидетельствует, что сегодня в мире возрос уровень преступности, насилия, грубости и других отрицательных явлений. Теперь становится очевидным, что если религия и, как ее составляющая часть, нравственность не господствует в обществе, то науки и технологии не способны принести человеку счастья и удовлетворения от жизни. А общество, в свою очередь, остается лишенным мира и спокойствия. И, наконец, как уже было сказано выше, Всевышний Аллах возложил на плечи родителей и педагогов большую ответственность по воспитанию детей. Тяжесть этого груза заключается в том, что должны будем отвечать за их воспитание перед Ним в Судный день.
На конференции с очень интересными докладами выступили также: учитель русского языка и литературы ОСШ №1 Алхастовав Х. Б. «Семья и школа  партнеры в воспитании детей», директор ОСШ №4 Калиматова О. Е. «Организация сотрудничества школы и семьи на принципах гуманизма», педагог-психолог НСШ №1 Балаева Х. Ю. «Развитие ребенка и подростка – психологические ориентиры», учитель истории ОСШ №2 Албакова К. Т. «Роль семьи и учителя в нравственном воспитании ребенка».
Закончилась конференция принятием итогового решения и утверждением плана дальнейших мероприятий на 2008 год. Ну а я, завершая краткий обзор выступлений на районной конференции, хотел бы опять, как и в начале этой статьи, привести высказывание классика русской и мировой литературы Л. Н. Толстого на заданную тему: «Лишь любовью к детям и истинным общением с детской душой возможно создать счастливое человечество. Вот почему из всех вопросов, волнующих человечество, самый важный мировой вопрос  – воспитание детей».
К. ЛАТЫРОВ

 

Жизнь – театр,
и люди в нем актеры
28 - 29 марта в ГДК г. Назрани прошла премьера драмы по произведению Саида Идрисовича Чахкиева «Падение Жанхота». Народная драма - трагедия одной семьи, к которой никто в зале не смог остаться равнодушным.
Премьера - это всегда волнение для автора, постановщика, актеров и технического персонала, пусть даже все отработано на неоднократных репетициях. Для автора же величайшая награда - чтобы его произведения читались и ставились на сцене. Именно это лучше всех высокопарных слов говорит об актуальности его работы и стимулирует творческие идеи. Ведь каждому из нас, в конечном счете, приятно, когда наша работа ценится. А особенно приятно, когда актерам удается воплотить на сцене все авторские задумки. И здесь важно все: не просто заучить слова, как когда-то в школе на уроках иностранного языка мы рассказывали диалоги по ролям. Важны жесты, мимика, голос, в нем не должно быть фальши, а для этого необходимо войти в роль, то есть слиться с персонажем, хотя бы на время, пока актер находится на сцене, чтобы каждый мог сказать: «Я - Жанхот, Батыр, Муртаз, Арбика, Лемка».,. Именно подобное отношение к своему персонажу является свидетельством высокого профессионализма, пусть даже персонаж не имеет имени, - это, в общем-то, не так уж важно, главное, что актер и его персонаж неповторимы и необходимы. Ведь если на шахматном поле не хватает пешки, игра не получится! Вот почему мне было очень приятно пообщаться с актерами за кулисами. Немалую роль в введении зрителей в атмосферу происходящего играют и костюмы актеров, и декорации. Они помогают нам оказаться где-то там, рядом с героями, и они для нас становятся не просто персонажами, и то - на сцене - не спектакль, а жизнь. Но жизнь не безмолвна, она полна звуков. Следовательно, своевременная смена декораций и звуковое сопровождение необходимо оценить по заслугам. Музыка - она то праздничная, то трепетная, волнующая и настораживающая, а то и вовсе громогласная. Да и свет, ведь вы помните боевые сцены?
Основываясь на личном опыте, могу вас заверить, что любой премьере всегда предшествует изнурительный труд на репетициях, который, к сожалению, не находит отклика в сердцах некоторых зрителей. «Бытует мнение: «ну, станцевал, сыграл - большое дело, это же легко, что там?» А между тем, даже при наличии таланта, это огромный труд. Запнешься на одной фразе, и всем приходится отрабатывать все действие сызнова. А на спектакле, когда все взоры устремлены на сцену, нужно уметь держаться непринужденно, особенно когда посторонние звуки мобильных телефонов, свисты и выкрики из зала так и норовят сбить с толку. Об этом сказал и сам драматург. Нашего зрителя еще нужно воспитать, но одно то, что он обратился к театру - это уже большая заслуга коллектива.
Давайте теперь проведем краткий экскурс. Почему драма называется «Падение Жанхота»? Очевидно, здесь присутствует некая образность, – предполагаем мы. Но падение какого рода: физическое, нравственное... Но терпение, мы все поймем.
Занавес открывается и перед нами предстает панорама народной жизни 18 века. Жрец произносит молитву, молитву очень емкую по содержанию, идущую прямо от сердца, в ней просьба о ниспослании благодати не только местным жителям, но и путникам, гостям; мольбы о земле и урожае, ведь это всегда было самым важным для горцев! Упоминаются божества древнеингушского пантеона, но позже он, жрец, выводит идею единобожия. В обществе тогда исповедовали и ислам, и христианство, и язычество, оно стояло перед выбором, и он был неизбежен, но рискован: что будет с верой с народом; испокон веков мы имели экономические и духовные связи с Грузией, и было непонятно, к чему приведет нас вхождение в состав России. Но панорама движется: танец молодых людей, девушки проносят угощения, праздник посвящения в мужчины..,и тут «гром среди ясного неба» – бой... и тишина.., смерть и горе матери. Поначалу зрителям кажется, что напал внешний враг.., но нет, такова суровая правда междоусобных набегов, соплеменники нападают и убивают в жажде наживы, чтобы захватить пленных, рабов... Драма пронизана идеей единения, актуальной и в наше время. Дружба, единство всего народа против семейственности и клановости. Необходимо осознавать себя частью всего народа, а не представителем отдельного рода. Жанхоту трудно с этим согласиться. Как же, он вполне состоятельный человек. У него большая семья, а главное - гордости хоть отбавляй. И что же... у него украли дочь, и он не принимает помощи односельчан, он им просто не доверяет -мерит всех по себе. Сыновья отправляются на поиски. Двое попадают в плен, двое убиты, а один так и вовсе предатель. Предательство - позор, и отец убивает сына.
В чем же «падение»? Все просто: герой спустился с небес на землю. Чему же учит нас драма? - Нужно смирять свою гордость, лишь в единстве и взаимоуважении наша сила. К чему же приводит оскорбление человека итак обиженного судьбой? Сказано ведь, что проклятие, произнесенное в обиде, рискует сбыться, если человек, которому оно адресовано, неправеден.
Словами одного из зрителей: «Мы давно ждали чего-то подобного». Драматизм сюжета синтезируется сценами мирной жизни, здесь любовь и высокомерие, милосердие к врагам и предательство. Нам есть о чем задуматься, но эти сцены прекрасно дополняют друг друга, помогая понять национальный характер, присущее нашему народу остроумие.
Министр культуры РИ, постановщик и актер Чахкиев И.А. рассказал, что работа над спектаклем длилась год. Постановка довольно масштабная -40 человек на сцене. Некоторые актеры сыграли несколько ролей, были задействованы студенты колледжа искусств. Архивной службой были предоставлены исторические материалы, эскизы костюмов, оружие и реквизит. На вопрос о дублере Иса Абдуллович ответил, что он планирует и дальше играть на сцене. Согласитесь довольно неожиданно и символично. Это говорит о том, что он прежде всего актер, любящий свою профессию.
Впереди у Государственного драматического театра имени И.М. Базоркина гастроли по России и зарубежью. Ведь лишь искусство лучше всего продемонстрирует «лицо нашего народа».
Остается лишь добавить, что спектакль достоин того, чтобы его смотрели и пересматривали, а пьесу читали и перечитывали, ибо перед нами неограниченные возможности для художественного и стилистического анализа. Прекрасный язык, точное использование стилистических приемов делают эту драму интересной широкому кругу зрителей и читателей. Согласитесь, ведь мы не можем похвастаться тем, что часто читаем книги на родном языке, и главная заслуга театра имени И. Базоркина в том, что постановка идет на ингушском языке.

Мадина Куркиева
                                                                                                                                                                           

 

 

 

 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru