новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 46 (9987) вторник, 26 марта 2008 года

Театры Ингушетии
Становление национального драматического театра
Становление национального драматического театра началось в Ингушетии в 20-е годы прошлого века. У истоков драматического искусства ингушей в 1920-1922 гг стоял  один из крупнейших писателей современности М.Булгаков. Молодой драмкружок Ингушского отдела народного образования ставил спектакли в Грозном и Базоркино, Кантышево и Насыр-Корте, Кескеме и др.населённых пунктах. В 20-х- гг ХХ века создается множество драматических кружков художественной самодеятельности. В первом ингушском драматическом кружке занимались: Тамара и Нина Укуровы, Нина Бекбузарова, Ахмед Горбаков, Магомед Ханиев … Ими был поставлен национальный спектакль на профессиональной сцене театра.
Значительную долю труда в развитие театрального искусства в Ингушетии вложили Заурбек, Орцхо и Дошлуко Мальсаговы. Первое художественное произведение на ингушском языке, написанное для театра - пьеса «Похищение девушки», появилось в 1923 году. В 1926 г. в русском городском театре Владикавказа Орцхо создаёт драматический кружок, который просуществовал недолго. В 1930 г. он собирает первый Ингушский любительский драматический театр, на основе которого вскоре образуется профессиональный коллектив.
Уже первые шаги профессионального театра стали приносить удачу. В 1931 году на Первой Северо-Кавказской олимпиаде искусств горских народов в г.Ростове-на-Дону первое место заняла ингушская театральная студия со своей постановкой пьесы Орцхо и Дошлуко Мальсаговых “Перелом”. Ингушский театр вернулся с Красным знаменем и первым местом в олимпиаде.
В далёкой депортации народ сохранял творческую силу таланта. В г.Фрунзе в Киргизском театре оперы и балета работали писатель И.М.Базоркин, скульптор-художник  Мамилов Руслан, здесь же имел первые успехи в танцевальном искусстве Махмуд Эсамбаев.  
После возвращения на родину ингушей и чеченцев в г.Грозном был открыт Чечено-Ингушский театр им.Х.Нурадилова. В этот театр и пришёл работать Хадзиев Магомед-Гирей. За время работы в театре Магомед-Гирей сыграл более 70 ролей. Наиболее запоминающимися были его роли: романтический образ молодого комсомольца Ефимчика в «Юности отцов» Горбатова, мулла в «Асланбеке Шерипове» Х.Ошаева, Миллер в «Коварстве и любви» Шиллера и др. Хадзиев М-Г. был актёром из жизни. Он любил образы людей трудолюбивых, знающих цену жизни, честных и принципиальных в достижении цели. Это был честный, хороший и мудрый человек. Мастер сцены, заслуженный артист РФ, лауреат Государственной премии РСФСР.
С 1959 года в городском дворце культуры с. Назрань существовал Народный театр, режиссёром которого был А.Боков. Здесь ставились авторские пьесы и самого режиссера - «Бача и его жены», «Не вкусивши горького» и др. Талантливыми актёрами театра были Бек Абадиев, Урусхан Абадиев, Хава Карахоева и др. Эти годы особняком стояли в биографии А.Х. Бокова. “Для меня три года, прожитые в Назрани вместе с народным театром, - говорил он, - остались самой счастливой порой в жизни”… Местный народный театр, о существовании которого в те годы уже успели порядком подзабыть, снова приобщал назрановцев к драматическому искусству.
Первыми дипломированными актёрами из ингушей, получившими в 1962 г. высшее образование по театральному искусству в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии стали Магомед Дакиев, Сулумбек Котиев, Сулумбек Мамилов и Магомед Цицкиев. До конца на актерской работе остался только Цицкиев Магомед, остальные занялись режиссерской деятельностью.
Цицкиев Магомед многие годы был актером Чечено-Ингушского драматического театра им.Х.Нурадилова, а в последние  Ингушского драматического театра им.И.Базоркина. Это был мастер сцены. Много ярких образов было им создано: Меркуцио в спектакле «Ромео и Джульетта» У.Шекспира, Жухрай «Как закалялась сталь» Н.Островского, Якуб  «Именем революции» А.Мальсагова, Городничий  «Ревизор» Н.Гоголя и др. Народный артист Чечено-Ингушской АССР, заслуженный артист Российской Федерации, лауреат премии комсомола ЧИАССР.
В 1973 году при ленинградском институте театра, музыки и кинематографии была создана ингушская студия, руководителями которой стали народный артист СССР, профессор В.В.Меркурьев и И.В.Мейерхольд. Очень скоро на сцене чечено-ингушского драматического театра появились новые актёры: Руслан Наурбиев, Айшат Кодзоева, Иса Чахкиев, Тамара Яндиева, Мурат Тхостов, Хаджимурат Булгучев, Люба Эсмурзиева, Ибрагим Беков, Дугурхан Кодзоева и др.
Одной из первых их постановок была героическая драма «Когда гибнут сыновья» по пьесе С.Чахкиева, поставленная на ингушском языке. Премьера имела резонанс. Повториться спектаклю не суждено было уже днём позже. Почти всех актёров  юношей демобилизовали на следующий же день на военную службу. Нелёгкое это было время для молодого творческого коллектива. Во главе труппы остались старшие наставники  Цицкиев Магомед и Хадзиев Магомед-Гирей. Они сохраняли коллектив, несмотря на сложности и отсутствие условий для работы. Как вспоминают сегодня заслуженные деятели культуры,  местом общения и  рабочих встреч у коллектива был Бороновский мост в г.Грозном.
За время своего существования в составе Чечено-Ингушского театра им.Х.Нурадилова ингушская труппа ставила спектакли: «Мой малыш» С.Чахкиева, «Выстрел из кремнёвого ружья», «Когда арба перевернулась» Иоселиани, «Слуга двух господ» и др. С этими спектаклями молодые актёры часто выступали на сценах городских Дворцов культуры и предприятий, в населённых пунктах Ингушетии. Зрители ждали с нетерпением встречи с ингушскими актёрами. Бывали и самые невероятные истории. Так в 1982 году была ситуация, когда актёры приехали в г.Назрань выступать со спектаклем «Ревизор», транспорт с костюмами всё запаздывал. Ждали почти 3 часа. И зрители попросили сыграть без костюмов. Актёры исполнили их просьбу. Зал радовался и аплодировал стоя своим актёрам.    
«Никогда не забыть того огня души, порыва молодых актёров, горячей поддержки населения. В г.Грозный на спектакли приезжали из г.Назрани полными автобусами. И жили одной идеей  сохранения через сцену национальной культуры. Таков он был путь театральной труппы ингушей, значительную роль в котором сыграли Цицкиев М. и Хадзиев М-Г. Они сгорели на этом поприще. Всю энергию души вложил в это искусство и Руслан Наурбиев..», - вспоминает сегодня заслуженный деятель культуры Дугурхан Кодзоева.
З.Тагирова

 

Ингушский драматический театр им. И.М.Базоркина.
В сохранении и развитии национального самосознания театр всегда играл видную роль. В 1989 году, когда ингушский народ впервые отмечал трагичес-кую дату выселения, группа актёров в полном составе приехала в г.Назрань и почти экспромтом показала литературно-художественную композицию.
Новое дыхание ингушский национальный театр обрел в 1993 году. В 1994 году в считанные дни, не имея вспомогательной базы, Ингушский государственный драматический театр им.И.Базоркина подготовил спектакль «Народ бессмертен», посвящённый 50-летию депортации народа.
Сегодня театральная труппа признана профессиональным высокохудожественным коллективом. В репертуаре театра спектакли: «Ханума» А.Цагарели, “Когда гибнут сыновья” С.Чахкиева, “Ревизор”  Н. Гоголя, “Народ бессмертен” - В.Хамхоева, «Трактирщица» К.Гольдони, «Кровавая свадьба» Г.Лорка, «Волчий хвост» М.Ахмадова, «Матушка Кураж и её дети» Б.Брехта, «Рузкъан болх» Б.Горчханова и др. Театр был на гастролях во многих городах страны. Репертуар театра пополняется. Наряду с ингушскими постановками, спектакли ставятся совместно с немецкими и грузинскими режиссёрами. Руководит этим театром заслуженный деятель искусств РИ И.Чахкиев, назначенный в эти дни министром культуры Республики Ингушетия.
В юбилейный год А.Бокова ингушским драматическим театром был поставлен спектакль «Сыновья Беки». Он был особо значимым и для самого автора этого произведения, ибо живы были и в сознании Ахмеда Бокова воспоминания 20-летней давности. А именно: «в 1986 году одноименная постановка Ингушского драматического театра по роману А.Бокова “Сыновья Беки” вызвала резкое неприятие местной цензуры. Режиссеру спектакля были предъявлены претензии по поводу “излишеств”, связанных с показом религиозных обрядов ингушей. С трибуны очередного пленума обкома КПСС в адрес Ингушского драмтеатра прозвучали обвинения в пропаганде религиозных культов. Талантливую постановку спасает только вмешательство московских театральных деятелей. На сделанном специально для них прогоне спектакля - без грима, без костюмов, без декораций! - они смогли увидеть то, чего не углядела в своем рвении местная цензура - яркую драматургию и одержимую, вдохновенную работу творческого коллектива театра, естественную, благородно сдержанную. И 23 февраля 1986 года спектакль “Сыновья Беки” ждал аншлаг!» (А.Газдиев. Потомкам в наследство. Сердало, 18.04.07.)
В эти дни, к празднованию Дня театра, актёры готовят для зрителей свою новую постановку. 28-29 марта в Доме культуры Назрани пройдет спектакль по пьесе Саида Чахкиева “Падение Джанхота”.  В работе участвует более 40 актёров. - талантливых и начинающих свой путь в искусство, но охваченных общим желанием  еще раз пережить вместе со зрителем дни ушедшие и быть рядом в избрании пути грядущего. Впереди новые планы и перспективы.
З.Тагирова
(Продолжение
следует)

 

сетка сварная из Домодедово

 

 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru