новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 45 (9986) вторник, 25 марта 2008 года

Театры Ингушетии
Государственный русский музыкально-драматический театр “Современник”
(Окончание. Начало
в № 46)
Государственный русский музыкально-драматический театр “Современник” создан в 1998 г. из выпускников высшего театрального училища им.Б.В. Щукина, как театр-студия «Современник». По инициативе театра в 2000-2001 гг. была проведена гастрольная “Акция мира” в ряде театров Москвы, в Волковском театре Ярославля. На фестивале российских театров в г.Магнитогорске молодой театр вошел в каталог лучших театров страны. Признанием театра является 1-ое место и золотой приз на 1-х Международных Дельфийских играх в г.Москве в 2000 г. за спектакль “Из тьмы веков” И.Базоркина. В репертуаре этого театра такие спектакли, как “Женитьба” Н.Гоголя; “Эй, кто-нибудь” У.Сорояна; “Мизантроп” Э.Лабшина, “Сон, или Картинка в цветах” М.Базоркина, “Закон отцов” И.Базоркина и др. За достижения в области культуры коллектив театра был награжден СТД РФ серебряной медалью. Театр “Современник” был на гастролях в разных городах России. Директором театра является заслуженный деятель искусств РИ М.Базоркин.
Важным событием, имевшим положительный резонанс в театральной деятельности России, стало проведение в республике в июне 2004 года  научно-практической  конференции  «Новые  тенденции  в театральном деле». В её работе участвовали представители ведущих театральных вузов России, почти всех театров ЮФО. Знаменательно, что именно маленькая Ингушетия стала культурным форпостом, вокруг которого объединяется театральное братство Южного федерального округа. Общероссийский театральный форум  консолидировал театральные коллективы ЮФО. В нем участвовали представители почти всех театров Южного федерального округа: из Адыгеи, Дагестана, Ингушетии, Калмыкии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Чечни, Ростовской и Астраханской областей. Главным результатом конференции явилось создание Ассоциации театров Южного федерального округа РФ в целях консолидации театральных сил региона и координированного развития театрального дела в условиях социального партнерства.
“Акция объединения, которая произошла в Ингушетии, с учетом сложности региона представляется чрезвычайно символичной и важной для всей России! Не случайно, что в авангарде процессов консолидации, которые необходимы сегодня нашему обществу, оказалась театральная интеллигенция, ибо она как никто интернациональна, способна к интеграции, особо чувствует необходимость совместных усилий для стабилизации обстановки и дальнейшего культурного развития всей палитры национальностей Южного федерального округа», - писал в те дни руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии М. Швыдкой. 
Сегодня репертуар театра большой и многогранный. И что важно отметить в нём, чувствуя особую актуальность вопроса на данный момент для общества, театр обращает внимание на воспитание молодёжи в правильном направлении, в определении приоритетов жизни, как это было показано в спектакле «Золотой укол» по пьесе Б.Шадыжева. Этот спектакль имеет успех в театральном мире, аудиторией воспринимается беда, происходящая с молодёжью на современном этапе. 
Планы у театра впереди большие. Каждый год поступают в лучшие театральные вузы страны выпускники школ Ингушетии, вместе с представителями других субъектов ЮФО.  Сегодня актёры этого театра снимаются в лучших киностудиях РФ. В фильме Н.Михалкова «12 градусов по Цельсию» участвует М.Базоркин, председатель Ассоциации театров ЮФО, играя роль простого чеченца, ценности жизни которого сгорали в жестокой войне.
Театр работает над созданием музыкального спектакля.
Новости театральной жизни Ингушетии сегодня находят своё отражение в журнале «Южный театральный вестник».

 

Ингушский театр юного зрителя

В 1968 году в Грозненском кукольном театре была создана ингушская труппа. Стали появляться спектакли для самых маленьких зрителей  дошкольников. Директором театра в 70-е годы был молодой театровед, выпускник ленинградского театрального института Бек Абадиев. Театр состоял из трех самостоятельных коллективов: русского, чеченского и ингушского. У них было общее руководство, но каждый имел  своих актеров и режиссеров.  А репертуар был интернациональный:  пьеса Б.Абадиева «Приключения Ибрагима»,   О.Тарковской «По щучьему велению», Г.Гагиева «Пусть всегда будет солнце», сказка по пьесе В.Раббано «Маленькая фея»,  «Бексултан»,   «Огниво», «Царевная лягушка», «Храбрый Кикила» - сказки, сказки, сказки… Театр гастролировал по всей республике и выезжал за ее пределы во многие города  страны.  И каждый его спектакль был  праздником для детей.
В 1994 году был образован Ингушский театр юного зрителя. Веселье, задор и настоящая дружба характеризуют коллектив этой труппы. Их репертуар разнообразен - спектакли с живыми актерами, кукольные спектакли для детей и взрослых, новогодние карнавалы. В репертуаре театра спектакли «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» И.Токмаковой, «Али-баба и разбойники» В.Маслова, «Шапка шайтана» А.Гайсултанова, «Последний гусар» по поэзии Дж.Яндиева, «Ничего не бойся, Зураб» С. Чахкиева Театр юного зрителя был на гастролях в Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесии, Адыгее, Чечне, Ставропольском крае. 
Во всех школах Ингушетии этот театр знают. В числе лучших бывают постановки театра в дни празднований значительных мероприятий в Ингушетии. Летом он радует детей в лагерях и санаториях. А главное, этот театр всегда ждут взрослые, которые прикоснувшись к искусству игры актёров ТЮЗа, снова становятся детьми. Руководит этим замечательным коллективом М.Хадзиев.
З.Тагирова

Глаз бога - «Ткъа б1а»
Древний ингушский храм  «элгац» Ткъоб1аь-Ерды является едва ли не самым значительным памятником архитектуры и истории религии на Северном Кавказе. Еще с 18 века и по сей день это примечательное творение древних мастеров привлекает к себе внимание ученых и путешественников, в разное время посетивших наш край. И все же до сих пор с памятником далеких времен связан целый ряд вопросов, продолжающих привлекать к себе внимание разных исследователей, к примеру такие: почему этот величественный храм был построен именно в Ассинской котловине горной Ингушетии; каково было его назначение и какое место он занимал в жизни народа и его культуре; что означает его название «Ткъоб1аь-Ерды», почему-то в источниках переиначенное в «Тхаба-Ерды» и т. д.
В разное время этот памятник или упоминали в своих трудах, или подвергали его исследованию В. Багратиони, И.Гульденштедт, Паллас, Клапрот, Л. Штедер, М. Энгельгардт, И. Бларамберг, Бакрадзе, В. Миллер, Г. Вертепов, Л. Семенов, Е. Крупнов, М. Базоркин, А. Робакидзе, Г. Гамбашидзе и многие другие исследователи.

Для начала остановимся на общих сведениях, с привлечением комментариев, а затем особо остановимся на названии храма  «Ткъоб1аь-Ерды».
Ассинская котловина, к которой примыкают Эгикальская котловина и небольшая котловина Таргимская, является древнейшим центром ингушского этноса. Сравнительно с другими окрестными горными местами, здесь имеются  наиболее выгодные условия. Богатые луга, сенокосы, леса, водные источники, умеренный климат – все способствует успешной хозяйственной деятельности человека.
Знаменитый кавказовед, на заре своей научной карьеры исколесивший всю Ингушетию,    Е.Крупнов, позднее так писал об этой местности:
«Концентрация памятников на всем протяжении р. Ассы  от истоков до выхода в Сунженскую котловину  и уникальность некоторых из них позволяют считать Ассинское ущелье древнейшим культурным очагом, научное значение которого далеко выходит за пределы Северного Кавказа… Общественная жизнь началась на изучаемой территории более чем на тысячу лет раньше по сравнению с прежними предположениями, основанными на известных в то время памятниках материальной культуры»1
С выводами Е. Крупнова перекликается и высказывание Л. Семенова: «На заре бытия ингушского народа накоплены большие связи с различными народами  кавказскими и внекавказскими; создана замечательная духовная и материальная культура, издавна привлекающая внимание многих ученых и краеведов».2
Многие другие исследователи также не раз отмечали ведущую роль в местной истории жителей Ассинской котловины.
Здесь необходимо отметить и другое, особенно важное для древней поры обстоятельство – степень защищенности этого в экономическом плане благоприятного горного анклава  Ассинской котловины. Ко всему прочему, находясь в географически наиболее благоприятном месте  в самом центре Кавказа и в окружении многих других народов,  эта котловина имела и другие преимущества: через нее по ущелью проходил караванный путь, связывавший Северный Кавказ с Закавказьем, и, второе,  с юга котловина замыкалась снеговыми горами, с востока сторожевыми укреплениями Вовнушки, Цори др., с запада  Цайламским перевалом и многими крепостями. Важное значение приобретал северный и весьма важный (выходящий из гор на равнину) путь, охранявшийся крепостью Таргим, каменной стеной, перегораживавшей ущелье, и башнями «Гаьге-наькъан г1алаш». Об этой примечательной стене впервые наиболее подровно отозвался М. Энгельгардт, когда он с проводниками, идя с севера по Ассинскому ущелью вверх, дошел к воротам, ведущим в общество Галгайче:
«К долине (Ассинской  И.Д.), в одном из самых узких мест, примыкает каменная стена, спускающаяся с западной отвесной скалы вплоть до самой Ассаи (Ассы – И.Д.), которая поворачивала между ней и крутым правым склонам. Только узкие ворота, защищенные башней, касались пешеходной тропинки и обеспечивали вход в расширение за стеной, от которой начинался округ ГАЛГА.»3 
То же самое много позднее было отмечено Н. Яковлевым: «Испокон века жили ингуши в Галгайском ущелье. Поперек ущелья была сделана каменная стена, и стояла их стража у единственного входа. Без разрешения часовых никто не мог ни выйти, ни войти».4
Вслед за Н. Яковлевым Л. Семенов также отмечал: «Возле замка, развалины которого доныне сохранились на реке Ассе ниже селения Таргим, некогда была сооружена заградительная стена со входом, который запирался».5
Помимо всех заграждений прямо над этим узким проходом имеется неглубокая пещера, в которой сидела охрана, состоявшая из воинов рода Барханоевых. Камни, спущенные из пещеры вниз, способны нанести большой урон тем, кто мог бы со злыми намерениями (или не уплатив пошлины) попытаться пройти по узкой каранной тропе. От этих ворот Асса течет на север по непроходимому узкому ущелью, стиснутому скалистыми  горами. Лишь при наведении нескольких переправ можно было пройти этот отрезок пути. Эта узкая горловина ущелья завершается по прошествии пяти-семи километров к северу. И в этом месте сохранились следы какого-то заградительного сооружения, обнаруженные мною в 60-х годах прошлого века. В целом, в фортификационном плане ущелье и подступы к Ассинской котловине были в свое время надежно защищены. В далекие смутные времена это имело большое значение.
Известно, что через Ассинское ущелье под охраной и при помощи местного населения шли караваны, которые делами стоянки и одновременно организовывали ярмарки, которые  назывались «шайтан-базар», в ингушских погребениях находится масса иноземного происхождения предметов, начиная от скарабеев (божественных жучков) Египта и кончая височными вятскими кольцами России, свидетельствующих о широких связях местных жителей со внешним миром. Помимо экономической, культурной и торговой значимости данного региона, его жители отличались хорошей воинской подготовкой и личным мужеством, о чем свидетельствует хотя бы тот факт, что грузинские цари (Теймураз, Ираклий и др.) всегда заигрывали с местной знатью и часто опирались на наемное ингушское войско.
В связи со всем вышеизложенным представляется интересным проследить вопрос: какова же была номенклатура культовых сооружений в Ингушетии той поры. Известно, что в отдаленные времена здесь имел место политеизм (многобожие), имевший тенденцию к монотеизму (единобожию), о чем свидетельствует факт абстракции бога Даьлы как верховного божества. В местной номенклатуре божеств и разных верований прослеживаются элементы шумеро-вавилоно-ассирийских и урартских религий, а также имело место влияние зороастризма (огне- и солнцепоклонничество). Тут нечему удивляться, ведь все древние религии «обменивались» божествами. К примеру, в древнем Риме были культы египетской Исиды и персидского Митры; в древней России был принят культ балтов Перкунаса (Перуна) и много других примеров. Но, конечно же, были и свои исконные божества, начиная от всенародно значимых и кончая одноаульными, т.н. патронами. Исследуя культовые постройки прошлых времен, невольно приходишь к выводу, что вся древняя Ингушетия была своеобразным «парламентским» государственным образованием, с центром в Ассинской котловине. Сделать такой вывод позволяют многие факты. К примеру, именно здесь заседал всенародный «парламент», называвшийся «мехка кхел» и, второе, самых значимых три культовых сооружения древней Ингушетии находились именно в Ассинской котловине. Это обеспечивавшие культовые потребности Эгикала «1алби-Ерды», Т1аргима «Т1аргама-Ерда» и всенародной значимости (при верховенстве родов Хамхой, и Евлой) храм «Ткъоб1аь-Ерда. Власть светская и религия в те времена совмещались. Перечисленные первые два храма являлись второстепенными относительно храма Ткъоб1аь-Ерды. Также второстепенными по отношению к нему считались храм Чулхойского общества М1аг1ий-Ерды и храм Джерахо-Мецхальского (Феппинского) общества «Х1ал-Ерда», чаще известного под наименованием в русском произношении как «Галь-Ерда» (или  Галиерт)
Специальный интерес представляет следующий факт:  названные выше три храма из Ассинского котловины по ряду признаков являются христианскими, но почему-то они не носят соответствующих этой религии имен. Скорее всего, эти названия храмов местного происхождения. В чем же причина такой нестыковки? Скорее всего дело тут в том, что насаждающаяся новая религия часто как бы «паразитирует» на прежней религиозной основе. То есть все вышеназванные три храма, некогда носившие свои языческие имена, сохранили их, хотя по предназначению своему они уже приобрели черты христианства. Вспомним, что величественный  христианский храм святой Софии с завоеванием турками Византии был превращен в мусульманский храм, но имя свое сохранил, став называться «Айя-София».
С укоренением христианства императором Константином в Византийской империи, оно, христианство, довольно успешно стало распространяться в Армении и Грузии. В них стала переводиться на местные языки вся богословская литература, стал из метрополии проникать новогреческий  (христианский) архитектурный стиль и т. д. Известно, что монотеистические религии (будь то христианство, ислам или иудаизм), особенно в средние века, становились государственными, т. е. превращались в своего рода идеологическую основу средневековых монархий.
Древнее грузинское, прочно ставшее христианским, государство достигло своего расцвета перед монголо-татарским нашествием. Горную часть Грузии составляли грузино- или вайнахоязычные разные народы, которые довольно часто покушались на сравнительно богатую Грузию. Где силою, а где умиротворением она стремилась обезопасить свои границы и расширить свое влияние на вольные горные общества. Значительным, если не главным, подспорьем в этом деле являлось распространение христианства. В некоторых горных обществах, хотя и не совсем в классическом духе, христианство довольно преуспело настолько, что некоторые нахоязычные племена, например, по замечанию Н. Марра, хевсуры, пшавы и тушинцы частично огрузинились. Значительным было влияние христианской Грузии на Ингушетию. Так, Л. Семенов приходит к выводу:
«Можно предположить, что влияние Грузии на Ингушетию, Чечню и другие области Северного Кавказа наиболее сильно было в XII-XIVвв., когда политическое могущество  ее достигло высшего расцвета (от времени царствования Тамары до Георгия V) .В эту эпоху из Грузии на Северный Кавказ проникали строители древнейших христианских храмов и проповедники христианства, приносившие с собой церковные книги, через посредство которых грузинская письменность распространялась в местном крае».
Е. Крупнов также считал, что активное распространение христианства из Грузии в Ингушетию относится к XII-XIII вв. «в период расцвета грузинской феодальной монархии».7
О бытовании среди ингушей грузинской духовной литературы имеется немало свидетельств. Так, например, Г. Вертепов в 1896 году купил пергаментный (значит, весьма древний) псалтырь, находившийся в храме Ткъоб1аь-Ерда, что здесь имелась грузинская епархия.8 В 1638г. грузинский царь Теймураз отмечал, что он провел в наших горах два месяца, крестил людей, ставил (восстанавливал) церкви, что местные жители «мне подчинились и принесли мне свои старые записи, и я их скрепил». 9
Взятые когда-то у ингушей книги, будучи переданы в разные библиохранилища, естественно, стали называться наследием грузинской культуры. Но мы должны помнить, что хотя эта изъятая из народа литература была на грузинском языке, она  была ингушской, церковной или светской, но все же литературой, обслуживавшей нужды местного населения, и не только в религии, а, возможно, и в светском плане. Например, житель высокогорного аула Гули старик Маас Чахкиев в 1960 году убеждал меня, что ингуши некогда читали, разумеется, по-грузински, «Витязя в тигровой шкуре», по его словам называя «тигра» словом «барс» - «ц1окъ».
Наследием той эпохи является большой пласт грузинской лексики, прочно вошедшей в ингушский язык. Остановимся только на церковной лексике, приводя грузинские и, следом, ингушские лексемы, с переводом их на русский язык: «джавари-ж1ар» - крест, «эглиси» - «элгац» - храм; дни недели: «оршубади» - «оршот» - понедельник, «шабути» (от еврейского «шабат»)  «шоатта» - суббота, «квири» - «к1ира» - неделя или воскресенье. Особо отметим пятницу, которая в Византии и Грузии была посвящена святой Прасковье (по-русски) или «П1араскиви» (по-грузински), ставшая в ингушском языке называться «п1аьраска». Ряд недавних исторических источников, как отмечено, доподлинно свидетельствует о бытовании в недалеком прошлом в ингушской среде грузиноязычной христианской литературы. Древняя ингушская богиня плодородия и размножения Тушоли стала ассоциироваться с девой Марией (Марем - инг.); привозя из Грузии скульптурки или иконки «Божьей матери», их объявляли изображениями богини Тушили. Древний бог охоты и урожая Елта стал ассоциироваться с архангелом Михаилом-Микаилом (или же с Николаем, Ильей), который имел способности влиять на урожай и погоду.
Можно было бы привести немало фактов христианского влияния,10 но и приведенных примеров вполне достаточно. Тут необходимо сразу же оговориться, что христианство в своем классическом виде в ингушской среде все же не укоренилось. Причину здесь надо видеть в том, что начиная с XII века Грузию стали раздирать всякие внешние завоеватели, и потому внедрившееся было в ингушскую среду новое вероучение, не получившее необходимую подпитку и не успевшее пустить глубокие корни, стало постепенно угасать.
Чем объяснить, что столь значительные храмовые сооружения, как Ткъоб1аь-Ерды и др. были воздвигнуты именно в Ассинской котловине? Ответ напрашивается сам: потому что именно этой местности грузинская метрополия придавала особое значение. Видимо, Грузия, помимо всего прочего, была заинтересована в Ассинском проходе, который, кстати говоря, был сравнительно с Дарьяльским проходом более защищен и потому более надежен.
Оставив на будущее возможность исследования храмов «1алби-Ерды» и «Т1аргим-Ерды», более сосредоточим свое внимание на наиболее примечательном из трех храмов, а именно  на храме Ткъоб1аь Ерды.
Многие авторы XIX-начала XX веков, даже не будучи непосредственно в горной Ингушетии, постоянно отмечали, что в верху той или иной реки находится необычайной значимости и всенародно уважаемый храм. При нем якобы имелось 30 келий монахов и при приближении к нему люди падали ниц, а больные искали исцеления. Несомненно, здесь речь идет о Ткъоб1аь-ерды. В известной научной литературе о той давней поре наиболее привлекает наше внимание довольно подробное описание этого храма, сделанное квартирмейстером Л. Штедером в 1781 году, т. е. 228 лет назад, когда этот храм продолжал оставаться священным, а ислам еще не укоренился в Ингушетии. Приведем отрывок из его записей, в переводе с немецкого, сделанном известным ученым А. Генко:
«К югу (Ассинской котловины  – И.Д.) на возвышенности, у которой соединяются оба рукава Ассы (самой Ассы и Обан-хи, текущей со стороны Цори  – И.Д.), у правого рукава расположено старинное здание, куда совершается ежегодное великое паломничество всего народа. Древний непорочный старик из одной определенной фамилии, закалывает жертвенное животное, съедаемое близживущими фамилиями; голова с рогами и костями сохраняется в здании».11 
Из этой цитаты мы узнаем, что, первое, паломничество к храму было великим, было всенародным и совершалось раз в году. Также, во-вторых, узнаем, что приносящий жертву (видимо, он же и был настоятелем храма) был непорочным стариком. Слово «непорочный» могло означать и человека, праведного во всех отношениях, но и  человека, держащего монашеский обет, что само по себе может указывать на наследие христианства. Еще одна деталь –  это кажущееся противоречие, выстраивающееся в том, что храм является общенародным, но почему-то принесенную в жертву пищу съедают именно представители близживущих фамилий (т.е.  жители Ассинской котловины).

И. Дахкильгов,  директор Ингушского НИИ гуманитарных
исследований
им. Ч. Ахриева

Библиографические источники:

1. Крупнов Е. И. Предисловие. // Древности ЧеченоИнгушетии. М., 1963, с. 5.
2. Семенов Л. Фригийские мотивы в древней ингушской культуре. //Известия Чечено-Ингушского научно-исследовательского института истории, языка и литературы. Т. 1, вып. 1, История, Грозный, 1959, с. 200
3. Ингушетия и ингуши. Назрань-Москва, 1999, с 105.
4. Яковлев Н. Ингуши. Популярный очерк. М-Л., 1925.
5. Семенов Л. П. Археологические и этнографические разыскания в Ингушетии в 1925-1932 годах. Грозный, 1963, с. 95.
6. Семенов Л. П. Там же, с 61.
7. Крупнов Е. И. Средневековая Ингушетия Москва,  1971, с. 107.
8 Вертепов Г. А. В горах Кавказа.// Терский сборник. Владикавказ, 1903, вып. 6, с. 118.
9 Генко А. Н. Из культурного прошлого ингушей. //Записки коллегии востоковедов. Л., 1930, т. 5, с. 730-731.
10. Об этом см. более подробно: Дахкильгов И.А. «Вайнаьха христианско-язычески легендаш.// «Лоаман 1уйре», №2, 1977.
11. Об этом см.: Крупнов Е. Указ. соч., с. 106-107.

(Продолжение
следует)

 

 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru