новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  4 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 146 (9521) вторник, 28 декабря 2004 года

Животворная кисть

Это было давно, в далеком детстве: Ева Гайтукиева приехала к нам в гости с ночевкой и нарисовала портрет Бетховена: взъерошенная шапка волос на голове, острый пристальный взгляд. Сходство с портретом было сильное, но поражало другое: Ева весьма точно передала безумный взгляд композитора. Много позже я узнала, что Бетховен действительно был безумцем, он всю жизнь порочил имя женщины, которая волею судьбы не стала его женой. Любовь была столь сильной, а отказ столь болезненным, что страсть перешла в желание растоптать любимую. Мистицизм? Этой тайны у Евы сколько хочешь, причем с детства.
- Ева, со скольки лет ты начала рисовать?
- С четырех. Проснусь раньше всех, схвачу в охапку альбом, кисти, краски, карандаши - и в горы. Тогда мы жили в Галашках, там и прошло мое детство, в том числе и школьные годы. Так вот, до гор за 30 - 40 минут можно было добраться. Я рисовала с наслаждением и упоением, забывалась полностью. А мама особо не переживала, что меня долго нет, может оттого, что село было такое спокойное. Обычно я возвращалась домой в час-два дня, что называется, к обеду, но голод редко чувствовала. Я так благодарна сейчас маме, что она неосознанно создала мне свободную атмосферу. Каждый восход солнца, туман в сырую погоду и пар, поднимающийся от земли в зной, были пережиты мною, впитаны в существо мое. Я с детства любила эти моменты творческого одиночества. Такое замечательное было у меня детство.
Не так давно, еще до бесланских событий, мы ездили с Евой во Владикавказ. Там она обычно покупает для работы кисти из колонка. На улице Ватутина проходим одно невзрачное серое здание. Тут Ева остановилась и говорит мне: "Вот в этом здании, вернее, на его правой стороне, вверху, год назад я оставила письмо. Подожди немного, я должна забрать назад эту информацию".
- Чего? С ума что ли сошла.
- Вовсе нет. Ну почему, как что не так, как у всех, так сразу сошла с ума. В теософии это практикуется давно. Понимаешь, такое небольшое устное письмецо. Для меня это такая забавная игра, в которую я играю с детства и до сих пор. Причем, эта устная передача восстанавливает весь текст слово в слово и, между прочим, тренирует память. Видишь этот клен, или вон то дерево? Я могу оставить им письмо любого содержания, но лучше искреннее, то, что более - менее волнует, и через десять лет прийти сюда и дерево мне передаст его точь в точь так, как я его там оставила, то есть, словесная информация будет сохранена до следующего моего общения с деревом. И вообще, я дружу с природой: когда мне не хватает энергии, я беру ее у деревьев, у земли и у эфира. Ранним утром, на рассвете выхожу в наш сад и заряжаюсь космической энергией на весь день. Это я рекомендую делать не только художникам, но и всем, потому что сознание надо периодически освежать - примерно так, как мы регулярно делаем генеральную уборку. Сознание, чтобы быть способным, должно быть чистым, добрым и разумным.
- Ева, я знаю, что ты еще в школьные годы начала увлекаться оккультной наукой, хотя это тебе не помешало продолжать и художественное искусство. Как ты это совмещаешь? Твои умозрительные суждения...
- Ошибаешься, я реалист. Пока я своими глазами не увижу, я ничего не могу нарисовать. У меня есть семь пейзажей небольшого формата, которые я писала простенько и акварелью, чтобы избежать эффектности масляных красок. Иногда мне хочется так скромно, не мудрствуя лукаво, изображать окружающий мир, не выбирая эффектов и не присочиняя ничего сластолюбивого, а брать из природы прекрасное, как оно есть. Вот, например, картина "Млечный путь". Если подняться высоко в горы, то ясно увидишь млечный путь, а внутри - глубокую небесную яму. Или ты увидишь танец разноцветной радуги в лучах солнца, если сразу после дождя окажешься на вершине хотя бы той горы, куда мы с тобой в детстве иногда забегали, чтобы сделать тебе особый сбор для урока ботаники. Помнишь наши прогулки по горам и лесам Галашек в поисках интересных цветочков и листьев для гербария, который тебе почти каждый год задавали на летние каникулы. У некоторых художников, впрочем, тоже бывает желание сделать все поярче и поцветистее, хотя пастель с технической стороны оставляет желать лучшего. Я имею ввиду несколько кавказских пейзажей с изображением наших гор. Хотя некоторые из них и отличаются бойкостью кисти, до некоторой степени скрывающей промахи рисунка, но небрежность налицо: горец наделен художником таким огромным ростом, что лошадь перед ним не лошадь, а скорее собака, или наоборот - горец не соответствует ростом. Картина, кроме того, что она стремится сказать вашему уму, неизбежно должна говорить еще нашему чувству и нашим ощущениям. Вот, к примеру, возьмем картину 3. Эсмурзиева "Утро", где вы почти осязаете движение ветра истории, или работу Башира Даурбекова "Зимний пейзаж". Глядя на этот пейзаж, вы можете ощутить холод этой зимы, кистью руки ощутить студеную воду протекающей на переднем плане темной речки, и как холодно должно быть ногам на этом долгом и дальнем снегу; образ холодного дыхания зимы должен запасть в вашу память с той живостью красок, с какой мастер намеревался донести до публики. Картина не через логическую мысль действует на воображение и чувство, а скорее наоборот: ярко запав в область воображения и чувства, чтобы отразиться затем и на работе логической мысли. А то у некоторых копиистов природы бывает, что вместо холодной рыхлости снега вы чувствуете ту особенную нервную "терпкость", которую вызывает вид натертой меловым порошком поверхности, - так сух, безжизнен весь колорит пейзажа, так тускло лежат краски и на фигурах, и на лицах, словом, на всей картине.
Даже без большого таланта, но только с помощью живой природы и удачного выбора ее моментов можно сделать кое-что интересное и живое. Путь исследования местной природы, типов людей, бытовых сцен, этнографии, местных горестей и печалей - это все дает возможность вдохнуть в свою работу живую душу. Изображение синих-пресиних кавказских гор, родных лиц и родных сцен и знакомых сюжетов, и внимание зрителя к знакомой природе обостряется и делается более сознательным и глубоким. Я имею ввиду некоторые мои работы, картины Хожахмеда Имагожева, Айшат Даурбековой, которые мы писали с группой художников, когда выезжали в Джейрах. Сюжет картины может быть прост и незатейлив: порыв ветра, угоняющего дождевую тучу, качает несколько промокших деревцев над маленькой речкой; на лужайке или холме полосой легли лучи только что прорвавшегося сквозь облака солнца. Вдали курится дымок. И ничего больше. Но вы чувствуете и эту сырость, и это свежее дуновение ветра. Листья веток как будто набухли от дождя, и даже дымок кажется сыроватым. В каждом мазке кисти здесь видно живое ощущение этой серой природы. Наконец, если в картине есть подавленные фигуры страдающих людей, их скорбные лица от пережитых событий, то эти лица должны так ярко лечь на ваши нервы, чтобы "заразить" вас, посредством нервной передачи, их настроением.
В чьей художественной школе ты осваивала мастерство?
- Ни к какой школе я не принадлежу, хотелось бы, но не получилось, пришлось ощупью искать свое мастерство. Иногда мне кажется, что это и лучше: ища интуитивно и внутренним чутьем, задействуешь в большей мере внутренний потенциал. Художник сам всегда знает, что у него в технике слабо, что хорошо. Он не просит у публики отметки за рисунок, письмо, колорит и перспективу. Ему хотелось бы заглянуть в душу зрителя и увидеть то настоящее впечатление, на которое он рассчитывает всей своей работой, не думая об контурах и колоритах, отношение к нему как нехудожника к художнику, ибо художник менее всего пишет для художников и критиков, а только для себя и людей. Есть картины красивые и правильные по технике исполнения, но они отталкивают, а бывает картина не очень, но все же притягивает. Хотя академический классицизм частенько ругают за сухие и мертвые шаблоны, но я пишу в стиле классицизма. Создавая образ на холсте, стараюсь вложить свои мысли, качество письма во многом зависит от того, насколько можешь передать через картину свою внутреннюю энергию людям. Во все свои работы я вкладываю свою энергию, а энергия - это часть души. Глядя на мои работы, можно прочесть мою душу.
- У тебя много портретов. Это кто, Александр Блок?
- Да нет, - смеется Ева. - Это наш водитель, он на "газели" кукольного театра работает.
- Среди твоих портретов встречаются неестественные лица, я это говорю, потому что знаю этих людей в жизни.
- Если заказчик просит меня сделать его на картине помоложе, я уступаю, и тогда, как правило, получается фальшь. Что такое портрет в чистой, неискаженной "заказом" идее? Это изображение данного человека как он есть. Для этого нужно, чтобы все внешние индивидуальные черты были переданы верно и точно, во-вторых, так как лицо человека подвижно и отражает на себе разнообразные настроения, то для портретиста очень важно схватить самое характерное выражение данного лица, то, которое наиболее соответствует основным чертам его "внутренней" личности. Но заказчик требует прежде всего, чтобы вышло красиво, а уже потом, чтобы было, по возможности, похоже. И вот, очевидно, под давлением подобного спроса, многие портретисты и фотографы вырабатывают особые приемы.
Положим, портретная "правда" требует, чтобы вас усадили в три четверти, чтобы рельеф профиля выделялся ясно. Но художник сделает вам услугу и посадит вас прямо, математически. Но так как ваши знакомые, при общении с вами, из ста взглядов 99 раз видят вас, когда особенность не стушевана, и только один раз в рассчитанном положении, то на портрете им представится малознакомое лицо. Или же вас осветят ярко, но совершенно особенным образом: бросят блестящие блики на отдельные части лица, а другие оставят под рассеянным и поглощенным светом, который скорее заволакивает их какой-то дымкой, чем выдвигает.
В таких туманных портретах есть правда, но не вся. Но я видела у нее несколько картин, срисованных со старых портретов, тех, кто уже ушел из жизни: это очень удачные портреты. Вероятно, эти картины и получились так хорошо, что с художницей никто не спорил, как им выглядеть.
- Я помню, ты рисовала Софью Ковалевскую, супругов Кюри, Лобачевского, Коперника. Вокруг тебя столько молодежи собралось, девчонок и ребят. Со стороны казалось, что проводите время, просто болтая от нечего делать. Подошла и смотрю, Ева уверенной твердой рукой водит простым грифелем по ватману; тени и мазки ложатся непоколебимо и упруго, по-моему, ты даже стеркой ни разу не воспользовалась. Пока ты два часа балакала и смеялась, так по крайней мере казалось со стороны, ты выдала шесть классных портретов. Как у тебя это получается, неужели тебе не мешает шум?
- Каждый расслабляется по-своему: кто в спортивном зале, кто музыку слушает, кто едой расслабляется, кто питьем, а я расслабляюсь, когда общаюсь. Мне говорят что-то пустое, я отвечаю что-то пустое; мы просто разговариваем, потом просто смеемся, создается весьма легкая атмосфера, которая серьезному человеку непременно покажется праздной глупостью и легкомыслием. Для меня это и есть отдых, это моменты творческого расслабления. Я отдыхаю, когда общаюсь с друзьями, с подругами, с ребятами.
Хороши и детские рисунки Евы карандашом, это наброски впечатления от Рубенса, это и святая Инесса со святой Анной и др.
- Карандаш - это орудие более простое, но и более строгое; он не дает столько свежих и тонких оттенков, но и не соблазняет эффектной игрой цветов. Здесь характерно преобладание "техники", преобладание внешней формы над содержанием.
Мы вышли во двор. В палисаднике росли два куста роз. Ева обхватила ладонью один бутон и приложила к нему лицо. Мне захотелось сделать то же самое с другим цветком, но я воздержалась. "Особенно я люблю розы утром, когда они только проснулись и слезинки росы еще не подсохли", - пояснила она.
Ева неординарна во всем: в одежде, в улыбке, в открытости, в дружеском, искрением общении со всем окружением, в гордости, которая гармонирует с простотой. Однажды спрашиваю: "А эта "Девочка со скрипкой", чем-то напоминающая мне "Девочку на шаре" Пабло Пикассо, тоже твое реальное переживание?"
- Да. Жизнь тонка и хрупка, как ручонка этой девочки, которая встала на носочек, чтобы лучше дотянуться смычком до желанной ноты. Это примерно так, как первоклашка кусает губки, чтобы лучше вспомнить. Счастье хрупко, поэтому надо смеяться, пока смеется, и плакать от души, когда приходит время плакать. Надо жить полной жизнью. Помнишь, как сказал Басе, это я прочитала в том сборнике, что ты мне давала: "Пойте, пока не сорвется дыхание.//Слушайте, что несет пролетающий ветер. //Смейтесь, пока боль не сомкнет волю в хаосе взрыва// И не развеет мельчайшей пылью.//Плачьте до последней вашей слезы// и т.д. И кончаются эти стихи фразой: "Вот тогда вы есть". Это и называется - жить полной жизнью.
Помню, Ева долго работала над картиной "Водопад". Я разглядывала эту незаконченную картину, когда художница сказала: "Тебе не кажется, что справа третий камень не дышит?"
"Не знаю, но этот камень так красиво смотрится, не вздумай его стирать". Все-таки убрала его, стерла, сказав: "Камень мертв, а этого быть не должно; или картина есть, или ее не должно быть вовсе. По-другому, мазать для количества, я не умею". А потом еще долго корпела над другими вариантами камня своей животворной кистью.

Фатима ГАЗДИЕВА




Боткъийна хиннар

Халкъа багахбувцамцара
Геттара кураваьнна лелаш хиннав наьрт Боткъа. Со морг кхы мичав, сол толашаг1а мала ва оалаш, геттара чуравувлаш хьийзав из. Дилла феса ухаш а хиннав Боткъа. Шийна духьал мел кхийттача къонахчунга оалаш хиннад цо: "Хьалата сох, хье къонах вале", аьле.
- Д1авала, хьох латтал къонах вац хьона со, аьле, д1аухаш хиннаб вожаш, цунцара дов ца эшаш.
Шийна юххерча аьле йисте яг1ача гаьнех га, д1акхайдде 1о а соттайий, цох къонах д1а а вийхке д1ахецаш хиннай цо. Веттавале, веттавале, кхоанно мукъа а ваьле, д1аводаш хиннав из саг.
Ший сесагага а бала бахьаш хиннаб Боткъас. Сайрийна, ше д1авижалехьа сесагага оалаш хиннад цо:
- Хьаала сога, хьол толашаг1а къонах вац укх дунен т1а, аьле.
- Вац хьол толашаг1а цхьаь ца1 къонах, аьле, ч1оаг1деш хиннад Боткъас яхар сесаго.
- Долче, хьо д1ахалхаяла х1аьта, аьле багах ашараш а лекхаш, т1оараш в1ашка а детташ, из халхайоахаш хиннай цо.
Садийттад сесаго тоъал. Юххера а из к1орда а ваь, кхы ла а цамогаш, аьннад цо:
- Хьо сел куравувлал х1ама дац хьона хьога кхаьчар, хьол толашаг1а дуккха короргба хьона къонахий, - аьнна. - Са даь веший во1 волча г1ол хьо, т1аккха ховргда хьона ба, е бац хьайл толашаг1а къонахий.
- 1а иштта ч1оаг1а аларах, г1оргва со хьа даь веший во1 волча. Бакъда, хьо харц хуле Дала ларайойла хьо, аьнна, хаьхкай Боткъас ший уцц1аьшкахьа.
Сов дорхвенна хиларах, духьала мел кхийтта саг, цхьаккха хоатташ х1ама а доацаш, гаьнех д1авехкаш, д1акхаьчав ер ший уцц1ей мехка. Боткъас йоалаяь саг наьртех а йоацаш, вампалех хиннай, дег1а лоха яле а. Из ховш хиннвац Боткъа, дег1а лоха из хиларах.
Вампалий мехка ер д1акхаьчача, хи йистте ваг1аш вампалий цхьа з1амсаг вайнав укханна б1арга. Попа хенах з1ак а элла, чкъаьрий лувцаш ваьг1ав из. 1охайна вагг1ашехьа а, говра т1а ваг1ача Боткъийла лакхаг1а хиннав из. Цу хана цо, хи чура чкъаьра а лаьца, ший чкъаьра а т1ехьа хьалостадаь из з1ак а кхийтта, ший говр а т1ехьа, гаьнна д1акхессав Боткъа.
В1аший къамаьл хиннад цар. Къамаьлах вампала хайнад из ший найц волга. Цо ший даь веший йи1ийга, из халха а йоахаш, бала бахьалга, из бахьан цунна бекхам бе лаьрх1ад цо. Цу ханна, вагг1ачара д1акхайдда цхьа га хьа а яьккха, цу т1а чкъаьра 1от1а а билла, аьннад цо Боткъийга: "Хьай говрах е га д1а а тассе, д1атокхабе 1а ер чкъаьра, укх д1абодача наькъ т1а да нийсса. Д1а даг1ача ц1аг1арча сесагага ер кхарза аргда 1а, х1аьта со се а кастталаш д1авоаг1аргва хьона. Говро из чкъаьра сов беза хиларах, халла д1атекхаеш хиннай из га. Д1акхаьчача, иштта а, иштта а да хьона, аьнна д1адийцача, кхалсаго аьннад: "Хьо укхазара х1анз сихвенна д1а ца воде, 1алаьмат алал во хьал хургда хьога. Дукха ха я хьо цунна дагавоалла. Цунна дагадоаллар да етташ а 1етташ а, са хаьда венна хьо 1овожалца, хьо халхаваха.
- Х1анз кхийтар со, сайл толашаг1а нах укх дунен т1а болга, со к1алхарваргвола болх бел хьай, - аьнна дийхад Боткъас кхалсагагара.
- Деррига фуд, аьлча, шо, наьрташ сов кура нах хилар да, аьнна бехк баьккхаб кхалсаго Боткъийха.
Къайгаш а хиннай цу мехка говрел а дуккха йоккхаг1а йолаш. Д1акхайддача сесаго цхьа къайг хьа а лаьца, цу т1а 1от1авийхкав Боткъа ший говр а т1ехьа.
- Укх къайго укхазара д1агаьнвоаккхаргва хьо, д1аходар хьайна ховргда хьона, аьнна уж д1ахийцаб сесаго. Дуккха д1агаьнбаьннаб уж. Хьу йисте ераш д1акхаьчача, къайга б1аргаяйнай д1акхайса ухка чураш. Цар т1а 1охайнай къайг. Боткъа ший говра т1ехьа 1о а ваьнна д1а-юха хьажача, дуне миссел тенна цхьа саг б1аргавайнав цунна. Из хиннав черахьа. Тхьовра чкъаьрий лувцаш ваьг1а вампала-м, цунна хьалхашка, бер миссел мара кхы лакхаг1а хиннавац. Оакхарашта ше гургвоацаш геттара букарваха, 1оте1а из ваьг1авале а, эггара лакхаг1а йолча гаьнашта нийсса хиннав из. Из хьанийсвелча лоам миссел лакха хургвар из.
Циггача в1аший хаттараш даь даьлча, хьа хьаша ва со аьннад Боткъас цунга. Хьоашал т1аэцаш волча чарахьо, сай кхаэллаб. Т1аккха Боткъас, цхьацца дувцаш шоай баг1аш, ше леладер д1адийцад. Черахьо т1аккха аьннад: "дика болх ба хьо х1анз мукъах кхийттаволаш, хьайла толажаг1а адамаш укх дунен т1а долга.
- Хьол толашаг1а хиларий из вампал? Хилар х1аьта цул толашаг1а со ва, аьнна, хетий хьона х1анз, аьнна аьлар чарахьо Боткъийга.
- Ай хет даьра, мишта хетац. Хьол толашаг1а кхы адам хила йиш яц - дог тийшша аьлар Боткъас. - Д1аховлда хьона сол толашаг1а а да хьона адамаш. Аз цхьа х1ама дувцаргда хьона. Из бакъдале, со дийца воаллашехьа а, ер латта корсам, ше-шег1а ц1ерах лота а енна хьалйоагаргья хьона, аьнна, дувца волавеннав чарахьа ший къамаьл Боткъийна.
- Со а хиннавар, цхьан хана, сайл толашаг1а адам укх дунен т1а дац, аьнна, хеташ. Цкъа ишттача куралах виза со, гаьннарча цхьан мехка чарахье вахача, эри ара уллаш, сага керта тити б1аргаяйра сона, г1ала миссел х1ана яц, аьнна, лакха а йоккха а йолаш, хьаь юккъе, б1аргий ши къорг хила езача, йоккха цхьа къорг мара а йоацаш. Из цига уллаш сов дукха ха д1аяха хиларах, цу тите т1а кагий гаьнаш хьалт1аяьннаяр, цар т1а оалхазарий б1енаш а дар. Цу хана, аьннар хулийташ йола шод яр сога. Дукха х1аман уйла а ца еш, цу титена шод а теха аьлар аз: "Хье хьалха ма хиннар саг а хиле, д1аоттийла хьо, латтачара меттахьа а воалалургвоацаш".
- 1а фу ях? Из тити сигала хьалъураг1а а хьош, хьахилар хьона лоам миссел лакха цхьа алдам, хьаь юккъе боалла цун боккха цхьа б1арг, лир детташ боагаш а болаш. Латтача хье ваьлар из саг, д1а-хьа вала дагаволаш, бакъда, цун когаш лаьттах доахкаш санна, меттахьа далацар. Еррига гонахье кхайкаеш, ц1аьхха мухь баьлар цунга: "Ер фуд? Со дийн а веннав, д1авохалуш а вац, аьнна.
- Аз иштта дийнваьв хьо, аьлар чарахьо, - хьо фу адам да ха. Дукха ха ма йий хьо укхаза улла, хьаювцал сона хьай ха, - аьнна дийхар чарахьо, титех хьахиннача сагагара.
- Са ха яхий 1а? Из беркате ха яр. Цу ханара хьу са дегг1ара яр, х1аьта д1а сона гуш яр, тха хана хиннача баьцал лакхаг1а яц. Х1аьта хьо а дег1а ма ч1оаг1а эсала ва, х1ама к1езига дуаш хургва хьо, - аьлар титех хьахиннача адамо чарахьийга.
- Цкъа 1охайча устаг1а тоъ сона, аьнна, - жоп делар, титех хьахиннача сага вампало-чарахьо.
- Х1а-а! Телхад хьона деррига а. Тха замах дуаш дола х1ама 1алаьмате овсара дар. Устаг1ан цхьа п1енда биача вузар тхох саг, кхашкара дукха ялат чукхухьар оаха. Коашкарча хьайбай 1улаш дар гобаьккха лелаш, х1анз из дац. Ер шун зама, са зама яц. Аз ловргьяц е шун зама, цудухьа аз дех хьогара, се хинна тити 1а сайх юха хьахилийтар, аьнна, дийхар цо чарахьагара. Цо дийхар кхоачашдир чарахьо. Цу сагах тити юха хьахилар. Юххе яг1а корсам, цо дийцар бакъдеш, лотаенна ураг1а яхар. Гой, - аьлар чарахьас, - аз яхар бакъдир хьона цу лотаеннача корсамо. "Х1анз хайнад сона, - аьлар Боткъас, - айса лийхар хьо волга, хьол толашаг1а саг дунен т1а хинна а вац, е хург вац, аьнна цун 1одика а йийца Боткъа ший хаттара жоп лаха д1ахо д1авахар. Яьссача цхьан ара г1олла ер д1аводаш, цон хьокхаш воалла цхьа саг б1аргавайра цунна. Сов лакха из волаш, маьлхо корта боагоргбоацаш, аьлтокхар миссел йоккха кхакха кий т1атуллар цунна.
Д1ай-хьай къамаьл хинначул т1ехьаг1а, Боткъийга цо аьлар: "Х1анз хьо са хьаша ва. Хьалларча лоам т1ехьашка ва со вахаш. Вахе д1аала 1а са сесагага, аз дахчеи, яйи кийчбе йоах хьога, аьле, касталаш со се а д1авоаг1аргва, аьнна. Т1аккха д1а а ваха, цун сесаг йолча а этта, пхьер кийчдергдолаш, яй а, дахча а кийчде маро йоах хьога аьлча, цо аьлар: "Пхьерийна из фу кийчде воалл хой хьона, аьнна.
- Хац, аьнна жоп делар Боткъас.
Т1аккха сесаго аьлар: "Хьо мо тувлабенна нах баа 1аьдал долаш ва из, аьнна. Пхьерийна хьо ваа дагаволаш ва хьона из. Укх сахьате вена хьа а оттаргва. Къадолаш саг ва хьо, аьнна.
Хьай а, сай а Даьла духьа, со цу кхерамах к1алхарваргволаш цхьа х1ама делахь", аьнна дийхар Боткъас цунгара.
- Ма хьашт доацаш Даьла юкъевоалавир 1а укхаза. Х1анз 1а дийхар кхоачаш ца дича ялац со. Аз хьо миччахьа лочкъаварах, хьо цунна, хьаж а кхийтта, коравоаг1аргва. Ч1оаг1а хьаж кхеташ саг ва из.
Уйла еш лаьттар из вампала сесаг, цу ханна гаьннара хьахезар воаг1ача вампала когаша лаьтта эгадеш ду таташ. Аз хьо укх чу д1алочкъавергва, аьнна, 1окхайдда Боткъа хьал а айваь, коча чухь, вихьа ший ц1онка чу веллар цо.
- Мичад из аз вайцига хьадайта адам яха зунгат, - аьнна цхьа унзара мухь техар цо ше хьачувоаллашехьа а.
- Фу адам да 1а дувцар, укх воай акхача яьссача ара хьагучадаьнна цхьаккха адам ма хиннадац, аьлар сесаго. Сесагах ца тешаш, массанахьа хьаж яха волавеннав вампал. Ший сесагах хьаж яккха, хьаькъал д1акхаьчадац цун.
Кхы Боткъа кора а ца ваь, д1асецав из. К1аьдвенна, набара из д1авижача, сесаго цхьа борг1ал хьа а лаьца, Боткъа ший говраца цун ткъам к1ал а велла д1аэккхаяьй. Сесаг шайхал доаллаш хиларах, борг1ал ше ма йодда яха Боткъий коа т1а сацай. Иштта к1алхарваьлар Боткъа, х1аьта из д1авига борг1ал, Боткъий боккхача дезало б1арчча бетта йиар. Лоалахошта а дакъа кхаьчар цох.
Цу сесага ц1онка чу воаллача хана, цун 1ехаш хиннача чурий г1араша къорваь б1арччача цхьан бетта лийлар Боткъа. Шийл толашаг1а кхы а къонахий болга гуча а даьнна, хьалха хинна курал д1аяьлар цунах. Сатийна ший сесага лакха мах а беш, ваха1охайра Боткъа.

Д1аяздаьр ЛЬЯНОВ Арскхе Мухьмад. Хьадийцар 97 шу даьнна Джейрахьара вахархо Льянов Изноврий 1аьла. 1991 шера.




Чемпионат интеллектуалов

23 декабря этого года в актовом зале школы-лицея г. Назрани, Республики Ингушетия состоялся республиканский чемпионат по интеллектуальной игре "Брэйн-Ринг" среди школьников республики.
Как сообщил агентству "Интерфакс-ЮГ" главный специалист Министерства молодежной политики, спорта и туризма Рамзан Угурчиев, в чемпионате приняли участие команды, прошедшие в финал по итогам отборочных игр, которые проходили в районах и городах республики.
- В результате упорной борьбы первое место заняла команда школы-гимназии г. Малгобека, подтвердив тем самым свой прошлогодний статус чемпиона, второе и третье места заняли команды школы № 1 г. Карабулака и школа № 5 г. Назрани. Победителям были вручены соответствующие дипломы, а также памятные призы и подарки, - сказал он.
По словам Р. Угурчиева, подобные чемпионаты по интеллектуальным играм проводятся Министерством молодежной политики каждый год, однако в этом году, благодаря некоторым чиновника из Министерства образования РИ, в игре не смогла принять участие команда Сунженского района.
Он также отметил, что в этом году уровень подготовки команд стал намного лучше. "В этом году нас приятно удивил тот факт, что ребята очень точно и грамотно отвечали на те вопросы, на которые и мы сами порой не знали ответа".

Ш. БОКОВ




Состоялся очередной призыв

На днях для прохождения срочной службы отбыли четырнадцать призывников из города Малгобек и сел Малгобекского района. Все они будут служить в военно-морском флоте в г. Калининграде. Представитель части ВМФ г. Калининграда Игорь Владимирович Иванов заверил, что юноши будут служить в нормальных условиях.

Во время прохождения службы некоторые из них с дружественным визитом смогут побывать и за границей. Всего в Калининград из нашей республики отправлено 35 юношей. Из беседы с начальником II отдела Малгобекского райвоенкомата Ахмеда Барахоева мы узнали, что в осенний призыв по наряду они должны были отправить 100 юношей.
На сегодняшний день, хотя имелись определенные трудности, наряд выполнен.

Р. КАРТОЕВА




Крупнейшему в мире таракану грозит исчезновение

Ученые из международной организации "Сохранение природы" нашли в джунглях острова Калимантан (Борнео) самого большого в мире таракана. Его длина достигает 10 см, и он становится самым большим из известных науке.Исследователи также сообщили, что открыли в этой экспедиции ранее неизвестные виды растений, крабов, улиток и рыб. Ученые утверждают, что в данной области Восточного Калимантана могут быть открыты новые виды животных.Однако в данный момент эта область не имеет никакого статуса заповедника или охраняемой природной зоны, который защитил бы её от ведения лесозаготовок или разработки полезных ископаемых. Так что, если не принять меры, это разнообразие живых видов может скоро исчезнуть.


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru