новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 146 (9521) вторник, 28 декабря 2004 года

КТО ТАКИЕ АЛАНЫ?

Современные ученые утверждают, что потомками алан являются осетины. Слова, высказанные И.Б. Санакоевым об аланах в предисловии к работе "Бахраха", отражают общее мнение осетинских исследователей по данной проблеме.
"Часть аланов вместе с гуннами приняла участие в Великом переселении народов через Галлию, Испанию и достигла Северной Африки, - пишет Санакоев. - В то же время (первая половина I. н. з.) другая часть аланов подошла к предгорьям Кавказа, где под их главенством образовалось мощное объединение аланских и местных кавказских племен, получившее название "Алания"
"Существование Алании как могущественного государства было прервано, - пишет он далее, - в момент самого высшего его расцвета нашествием монголо-татарских орд, которые окончательно захватили всю равнину Предкавказья (1238-1239 гг.) Остатки аланов ушли в теснины гор Центрального Кавказа и Закавказья, частично ассимилировались с кавказоязычными и тюрко-язычными племенами, но сохранили свою преемственность с аланами. Возродились они уже под названием "яссы", "оссы", "осетины".1
Основывая свои выводы на созвучии слов "ассы", "яссы", "оссы" осетиноведы ищут родину аланов, скифов и сарматов.
"Ядром рожденных на Кавказе алан были, в первую очередь, сарматские племена Центрального Предкавказья - "аорсы" и, очевидно, "сираки", а также иранизированное аборигенное население и остатки скифов этого регоина", - пишет известный лингвист Ю.С. Гаглойти.2
По мнению осетиноведов, генетическими предками современных ираноязычных осетин являются племена скифов, сарматов и алан-ассов.
Эта идея, разработанная лингвистами В.Ф. Миллером и В.П. Абаевым, пришлась по душе российским и европейским исследователям, которые в "ираноязычной" Скифии и Персии обнаружили прародину своих народов. К славянским, германским или осетинским3 древностям относится теперь все, что обнаруживают археологи в местах проживания скифов (сколотов), сарматов (савроматов), аланов (аорсов, роксоланов, сираков, асов, ясов, языгов, саков, массагетов и др.) Благодаря стараниям ученых -представителей семьи индоевропейских языков, предки русских, германцев, скандинавов, осетин и др. превратились в героев - ариев и атлантов.4
Никто не задумывается над вопросом о том, как могли кочевые племена в течение 16-ти веков сохранить иранский язык и генетическое родство? Мы сделали попытку на примере этимологии слова "асы" доказать, что одинаковые этнические имена давали не только кровнородственным ираноязычными племенам.
Впервые название этноса "языги - сарматы" мы встречаем в "Географии" Страбона, жившего в начале I в. н. э.5 В этнокарте Клавдия Птолемея (II.н. э.) значится этнос "языги" (на берегу Меотиды) и "асен" (перед "северным поворотом реки Танаиса")6 .
Аммиан Марцеллин ( IV в.н.э.) отметил языгов, как народ, живущий на берегу Азовского моря (Меотийского болота), язык которого отличался от языка яксоматов, роксоланов и аланов. Марцеллин писал по этому поводу, что аланы "мало-помалу постоянными победами изнурили соседние народы и распространили на них название своей народности".7 Поэтому "не скифское племя" меланхлены, агафирсы, гелоны8 назывались аланами.9
Находясь под влиянием аланов, соседние племена могли усвоить их язык, но это не значит, что скифы, сарматы и аланы были иранцами. То же самое мы наблюдаем в традициях и обычаях этих племен. Вот почему Геродот, характеризуя племена, живущие по соседству со скифами, пишет: "У невров обычаи скифские, андрофаги .... одежду носят подобную скифской, но язык у них особый"; о меланхленах - "нравы у них скифские" и т.д.10
Чтобы подчеркнуть расовую особенность алан, осетиноведы пишут о том, что они имели светлые волосы и белый цвет лица. Например, А. Асов, автор трех монографий по истории древних славян, пишет, что "рух-асы" означает алано-русы ("светлые асы", они же "анты"11). Видимо, в основу этой этимологии положены лингвистические изыскания В.А. Абаева, трактующего этноним "как алан - урс, т.е. "белые аланы". "Прочтение этнонима "роксоланы" как "светлые аланы" признается многими исследователями и базируется на заключениях, сделанных лингвистами.12
Ссылаясь на работу В.А. Абаева, Т.А. Габуев пишет: "Казалось бы, что вывод, сделанный Абаевым подтверждается Аммианом Марцеллином, отмечавшего у алан "умеренно белокурые волосы". В то же время он утверждает, что "персы по происхождению скифы",13 , а персы, как нам известно, черноволосы и смуглы. "Светло-голубые глаза и рыжие волосы", - отметил Геродот, не у скифов, а у будинов, говоривших на другом языке и имевших иной образ жизни, чем скифский".14
Будины по сравнению со скифами, считавшиеся молодым народом ("моложе всех") были "коренными жителями страны".15 Следует отметить, что Геродот, всесторонне описавший жизнь скифов и их войну с мидянами и персами, ни разу не обмолвился о том, что они были ираноязычными.
Таким образом, ни нравы, ни цвет лица, ни одежда, ни даже обычаи и традиции и язык не могут служить основанием для отождествления разных этносов.
На наш взгляд, чтобы дать научную этимологию названия этноса, надо выяснить его значение на языках соседних народов. Надо ответить на вопрос, почему аланы названы "светлыми", почему они друг друга называли "ас" и т.д.? Не связаны ли эти названия с религиозными верованиями людей?
При таком подходе в решении данного вопроса вряд ли нас устроит мнение исследователя Ю.С. Гаглойти, что "аланы равны языгам".16
Установлению тождества между аланами и языгами посвятил свою работу Т.А. Габуев.17 "Вопрос о характере взаимосвязи между аланами и ассами не поддается бесспорному разрешению, - пишет он, - хочется лишь отметить, что ассов следует рассматривать как этническую единицу, составляющую общеаланский этнический массив и сохранившую в своем названии связь с ассиями, ассианами античных авторов".18
К такому выводу осетиноведы пришли потому, что западноевропейские путешественники и миссионеры, посетившие Кавказ в ХIII-ХVI вв., ставили знак равенства между этническими именами аланы и ассы.
Так, в путевых заметках Плано Карпини писал об аланах: "Аланы или Ассы"19, Джозеф Барбаро, так же отмечал, что " аланы сами себя называют ас", " ас или аланы..."20 и т.д.
Важно отметить, что означают слова "алан" и "ас"? В первую очередь, необходимо определить, что значат эти слова на современном осетинском языке. Исследователь из Южной Осетиии А.Р. Чочиев пишет, что этимология многих культовых терминов ("уас-тыр-фин, уа-тутыр, уас-хо" - Х.А.) "уас" связана с "асу" - воин, герой.21 Современники называли аланов "дельными воинами"22 и все же значение "асу" - воин, герой, относится не к аланам, а к жителям "подземного царства" 23.
В шумерской поэме "Подвиги и деяния бога Нинурта", Асаг является "демоном болезней и немочей", жителем подземного царства "Кур", которое представлялось шумерам как пространство, отделяющее землю от бурного первозданного океана" 24.
Ассы являются богами и героями не только у осетин, но и у скандинавских народов. Скандинавские саги И легенды рисуют удивительный мир богов и людей. Пространственную структуру этого мира определяет Ясень Иггдрасиль. Три корня у знаменитого ясеня, - пишет исследователь В.И. Щербаков, - один тянется в царство мрака..., другой - к великанам, а третий - к богам - ассам" 25.
В мифологии осетин также фигурирует "чудодейственная яблоня и волшебное дерево Аза, растущее в стране мертвых".26 Слово "азу" на языке древних шумеров означало "море", "бездна" (т.е. потусторонний мир). "Азу" был храмом главного шумерского бога Энки.27 Азой называлась богиня солнца (и ее дочь) у ингушей.28
В древнеиндийском мифе "О рождении Скандри, бога войны" говорится о демоне Кешин-Ассуре, живущем под землей.29 "Кеш", "каш" на ингушском, тюрских и других языках означает могила (или потусторонний мир). Следует вспомнить о том, что ингуши издревле живут на реке Ассе (а реки соотносятся с божеством "Низа" - вселенной).30
"Аза" означает огонь. От этого корня, образуется слово "яшер" - русское название дракона; еврейское "аsir" - богатый, "Аssur" имя ассирийского высшего божества. "Аssura" - японское мужское божество, олицетворение зла, древнеиндийское "asurа" - бог, господь, а также демон. Осирис (wаг, произносившийся как полагают, "sir" или "Аsаг") - древнеегипетский бог плодородия, земли и покровитель умерших. "Аsiг" -старонорвежское название богов, тюрское "еsаг" - бог, "Аsiега" - имя древнесемитской праматери богов, "Аsiега" - имя жены верховного бога у западных семитов, - пишет Ариэль Голан.31
Следовательно, "асами" (аланами) были не только индоевропейцы, а также ассирийцы, египтяне, семиты, японцы и др. Современная Осетия лишь маленькая часть огромной территории, называемой Азией, население, которой поклонялось языческим богам ассурам.
По-видимому, отождествлению "асов" с "асами" (т.е. с осетинами) послужило то, что грузины называют современных осетин "осами" ("овсами"). Следует отметить, что до середины XVIII века грузины называли "осами" абазинцев, шапсугов, карачаевцев, сванов, балкарцев и осетин-дигорцев.32 Мы полагаем, что эти народы, будучи в составе Хазарского Каганата, приняли участие в нашествии последних на Кавказ в VII-VIII в. н. э. Об этих событиях в свое время (XI в.) писал грузинский историк Л. Мравели: "Потомками сына хазарского царя Уобоса ...являются овсы... это и есть овсеты, что была частью
... Кавказа (первопредка нахов - Х.А.), территория, простирающаяся к западу от р. Ломеки (р. Терека - Х.А.) до западных пределов гор".33 Мравели считает, что этническое имя осетин "овсы" произошло от имени сына хазарского кагана Уобоса. Думается, что имена Оси, Овей и Уобос произошли от имени египетского бога плодородия земли и покровителя умерших Осириса. Видимо, не случайно профессор Б.А. Алборов писал, что осетины получили свое имя от племенного бога "Ос". Он считал также, что название р. Асса произошло от имени племенного бога "Ас".34 Если учесть, что "аланы-ассы", по данным древнегреческих авторов, жили "по всему берегу Меотиды" (Азовского моря -Х.А.) и в низовьях Дуная,35 то можно допустить, что они ходили поклоняться богу Осирису на гору Оссу, располагавшуюся на границе Фессалии и Македонии. 36 Культ бога Осириса был в указанное время известен жителям Египта, Малой Азии, Греции и Кавказа. Нет сомнения в том, что ингуши, кабардинцы и др. знали бога Осириса под его настоящим именем. Он ассоциировался у кавказцев с образом быка, одним из древнейших символов египтян. Не случайно "бык по-кабардински "оs", по-аварски - "оs"... "Культовый возглас и у кабардинцев "assa", у ингушей - "оса", 37 сопровождал ритуальные танцы в момент кульминации, когда танцор становился в позицию "па".
Характеризуя человека, находящегося в экстазе, ингуши говорят "ассар вяну" ("превратился в асса"). Иногда танец, сопровождавшийся радостными восклицаниями зрителей, завершался изнасилованием девушки. Связь подобных танцев с асами (демонами) подчеркивает то, что он исполнялся на шкуре быка. Следует сказать, что ингуши словом "ас" называют теленка и посох. В ингушских мифах герои с помощью посоха находят "живую" воду, текущую из подземелья. Посох, трон или плеть был "символом данной богом власти" у фараонов Египта. 38 Так, их великий царь и владыка Осирис изображался "иероглифами, обозначавшими глаз и скипетр", а само имя означало "многоокий", что определяет его происхождение из слов "оз" - "много" 39, "т" - "глаз", имеющие эти значения на египетском языке", - писал Э.А. Уоллис Бадж.40 Древнейшей формой имени Осириса было "As-ar" - первый символ обозначал трон, второй - глаз.41 Фараон, восседавший на троне, сделанного в форме льва, уподоблялся льву или другим животным под именем "os", "as". Это мог быть осел - "asse" (на французском яз.)42 "essel" (на немецком яз.), так как в Древнем Египте осел был посвящен убийце бога Осириса, богу Сету.
"Нынешнее неприязненное отношение к ослу возникло не из-за того, что он обладает какими-то отрицательными качествами ... а потому, что в прошлом он представлял злое, а затем отвергнутое божество "...Он стал воплощением мужества, что
представляет собой выразительно фаллическое животное", 43 - пишет А. Голан.
Маловероятно, чтобы осетины обожествляли осла и поэтому стали именоваться "оси"... Следует отметить, что скифы, считающиеся предками осетин, не использовали в хозяйстве ослов. "Во всей Скифской земле из-за холодов вообще не водятся ослы и мулы", - писал Геродот44. Зато в стране персов (настоящих иранцев) было так много ослов, что они своим ревом пугали коней скифов45. Осетины не могли обожествить быков, так как в горных условиях на всем Кавказе крупный рогатый скот разводился в малом количестве.
"Осами" ("асами") греки и римляне называли любой народ, поклонявшийся богу Осирису (Дионису) и Афродите Урании, который, уподобляясь им, "... делал на людях то, что другие совершают наедине".4
"Исида и Осирис из добрых демонов были обращены в богов, и надлежащие им почести носят соответственно двойственный характер... Это почести, причитавшиеся богам и демонам", - писал Э.А. Уоллис Бадж. 47 Богам и демонам, жрецам, жрицам и их детям, рожденным под покровительством демонических сил позволялось делать все, что они захотят открыто, на людях. По представлениям верующих они творили добро на благо людям как бы по поручению богов и духов предков. Плутовство богов и подражавших им людей воспринималось верующими как необходимость, способствующая увеличению благ. "Осирис - это никто иной, как Плутон, а Исида ничем не отличается от Прозерпины", - писал Уоллис Бадж48 и был прав.
На озере Делосе, по свидетельству Геродота, "во время ночных бдений египтяне представляли действа (изображающие) страсти бога". 49 То, что делалось участниками мистерий и об "обрядах на празднике Деметры", "непосвященным сообщать (было) не дозволено". 50 Следует отметить, что обитель, где восхваляли бога Осириса в Египте, называли Нарт (на греч. яз. Гераклеополь). В хетских мифах встречается имя "древнейшего" подземного бога Нара, которое "не удается с уверенностью возвести ни к одному из известных языков". 51
По-видимому из этих обителей "вышли" легендарные "нарты" кавказцев, а не из Монголии, как считает В. А. Абаев. 52 Геродот писал, что "на Евксинском Понте ( Черном море - Х.А.) обитают самые невежественные племена"53 среди них упоминается "неплодовитое скифское племя", евнухи, "занимающиеся женскими работами", большое число мужчин и женщин, не имевших полового влечения и т.д. 54 В такой обстановке возникали общества амазонок, для продолжения рода ходившие в гости к соседним племенам. Для этой цели использовались "услуги" жрецов и их помощников.
"При походе через страну дружественных моссинойков эллинам показали откормленных сыновей богатых родителей,.. изнеженных, чрезвычайно белых, и почти одинаковых в вышину и ширину; спины их размалеваны, а спереди они сплошь покрыты татуированными цветами. Они хотели на виду у всех сойтись с гетерами (жрицами, обслуживавшими воинов- Х.А.), которых вели с собой эллины, ибо таков у них обычай", - писал Ксенофонт. 55
Аполлоний Родосский (середина - вторая половина III в. до н. з.) также писал о "диких" обрядах моссинойков: "Свиньи, несколько людей, находящихся тут, не стеснясь, на земле открыто в любви сочетаются общей".56
Дети, родившиеся после коллективных встреч, принадлежали всему племени, поэтому они пользовались всеобщим вниманием.
Римские ученые Дионисий Периегет и Клавдий Птолемей (II в. н. э.) отмечали отдельные племена незаконнорожденных "бастарнов" 57
Египетский бог Осирис (по-эллински Дионис) был известен предкам ингушей- гелам, магам и будинам. "Каждые три года будины справляют празднество в честь бога Диониса и приходят в вакханическое исступление", - писал Геродот в IV в. до н. э.58 Будурты (будины), гелы, маги, во время нашествия хазар, были вытеснены с территории центрального Кавказа (сов. Северной Осетии) за гору "Казбек в направлении к Труссовскому ущелью".59 У Геродота узнаем о том, что "большое и многочисленное племя" будинов приняло к себе изгнанных "из торговых поселений" Босфорского царства гелонов, которые построили на новом месте город "под названием Гелон" со святилищами "эллинских богов со статуями, алтарями со храмовыми зданиями" 60. Выходцы из Малой Азии и Египта, племена гелы, макроны (саны), моссинойки (мосхи) и др. внедрили в среду ингушей веру в фаллических богов и богинь Дионисия, Афродиты Урании и др. 61
Как верно отметил Геродот, "вообще почти все имена эллинских богов происходят из Египта" и от древних переселенцев Балканского полуострова варваров - пеласгов. 62 Следует отметить, что во всех так называемых христианских храмах и святилищах Ингушетии проводились весенние праздники, посвященные богине плодородия. Об этом говорят камни с выемками (лункой) в середине (символизировавших "детородный орган"), хранившиеся в святилищах Ингушетии, каменная чаша в языческом храме Тхоба Ерды, фаллический памятник у селения Кек и памятник, воздвигнутый легендарным Колой-Кантом.
Доктор философских наук А.Х. Танкиев пишет о том, "какими большими привилегиями в шуточном сватовстве (ингушей) "зохалол" пользовалось лицо, исполнявшее роль незаконнорожденного б1иж г1анд. Понятие ингушского языка б1иж и русский термин "бастрюк" означает одно и то же: пригульный, внебрачнорожденный. В. И. Даль поясняет одно из значений и другого однокоренного термина "бастард" как "смесь или помесь, родившаяся от животных (иногда от растений) двух разных видов". Вероятно, ингушские термины б1иж, б1ижал, б1ижал ваьв употреблялись и в смысле "бастард" русского языка". 63
Ряд ученых: Е.И. Крупнов, К. Чокаев, В.Б. Виноградов, А.Х. Танкиев и др. признают, что мифические амазонки "для деторождения" в I в. н. э. встречались с предками ингушей - гаргареями на р. Терек.
В 1971 г. Е.И. Крупнов писал: "Он (Страбон - Х.А.) первый из древних авторов упоминает ряд местных племен, размещая их на Северном Кавказе, называя среди них гаргареев, Страбон уверенно именует их ближайшими соседями мифических амазонок, обычно помещаемых на р. Термодонте (вероятно Терек). Древний географ писал: "...амазонки живут рядом с гаргареями, на северных предгорьях Кавказских гор, называемых Керавнскими".
Е.И. Крупнов пишет далее, что Стефан Византийский называет амазонок "савроматидами"64.
"Всех новорожденных женского пола амазонки оставляют у себя, младенцев же мужского пола приносят на воспитание гаргарейцам. Каждый гаргареец принимает любого, принесенного ему младенца, считая его по неведению своим сыном", - писал Страбон. 65
Следовательно, дети, рожденные от гаргареев, попадая в среду амазонок, становились савромаидами. Следует отметить, что сарматы, как этнос также возник благодаря брачному союзу, заключенному между скифами и амазонками - жителями земель, лежащих в бассейне р. Фермодонта. 66
Геродот пишет, что разговаривать между собой, конечно они не могли, так как не понимали друг друга. Сарматы говорят по-скифски, но исстари неправильно, так как амазонки плохо усвоили этот язык". 67
Из сказанного следует, что амазонки до встречи со скифами говорили на языке своих соседей гаргареев и то, что все они принадлежали к племени незаконнорожденных и именовались сарматами.
Псевдо-Гиппократ (460 -377 гг. до н. э.) савроматов и скифов считает одним народом. Он выделяет роль женщин в скифском обществе, пишет о том, что оно малоплодовито, о половом бессилии мужчин и женщин, связанных с климатом. 68 "Сверх того между скифами встречается многоженство евнухов, они занимаются женскими работами и говорят по-женски, называются такие мужчины "энареями", - пишет Псевдо-Гиппократ.
По мнению самих скифов "женским недугом" их поразила финикийская богиня Деркето (Афродита Урания) "изображавшаяся в виде полурыбы -полуженщины" 69.
Дело в том, что часть воинов-скифов при отступлении из Египта на территории Сирии Палестинской в городе Аскалоне "разграбило святилище Афродиты Урании". "Как я узнал из расспросов, это святилище - самое древнее из всех храмов этой богини, - писал Геродот, ведь святилище на Кипре основано выходцами оттуда..." 70.
Нам важно отметить то, что святилища Афродиты находились в городе Ас-Калона (т.е. городе Асов). Имя богини "Урания" говорит о том, что она могла влиять на мужскую потенцию ("ур" на языках многих народов означал фал). "Одним из самых значительных праздников долгое время являлся фестиваль Афродисия - день любви и жертвоприношений богине. Каждая женщина Пафоса (город на острове Кипр - X. А.) во время этих праздничных дней в стенах храма Афродиты добровольно отдавалась любому мужчине, который ее пожелает. По обычаю женщины усаживались в длинный ряд у храма и ждали пока мужчины выберут их и бросят им, по обычаю, монету", пишут авторы журнала "Лиза" 71.
"Нравы и обычаи мидийцев одинаковы с эллинскими, за исключением того, что мидийцы разрешают молодым девушкам заниматься развратом, чтобы заработать себе приданное. ... Делают же они это, пока не выйдут замуж, причем сами себе выбирают мужа", - писал Геродот. 72
Такой же ритуал наблюдал Геродот у ассирийцев. "Самый же позорный обычай у вавилонян вот какой, - писал он. - Каждая вавилонянка однажды в жизни должна в святилище Афродиты отдаться (за деньги) чужестранцу... Многие женщины, гордясь своим богатством, считают недостойным смешиваться (с толпой) остальных женщин... Они приезжают в закрытых повозках в сопровождении множества слуг и останавливаются около святилища". Большинство же женщин поступают так: в священном участке Афродиты находится множество женщин с повязками из веревочных жгутов на голове. Одни из них приходят, другие уходят. Прямые проходы разделяют по всем направлениям толпу ожидающих женщин. По этим проходам ходят чужеземцы и выбирают себе женщин. Сидящая здесь женщина не может возвратиться домой, пока какой-нибудь чужестранец не бросит ей в подол деньги и не соединиться с ней за пределами священного участка. Бросив женщине деньги, он должен только сказать: "Призываю тебя на служение богине Милитте!" Милиттой же ассирийцы называют Афродиту. Плата может быть сколь угодной. Отказываться брать деньги не дозволено, так как деньги эти священные. Девушка должна идти без отказа за первым человеком, кто бросил ей деньги. После соития, исполнив священный долг, она уходит домой и затем уже ни за какие деньги не овладеешь ею вторично. Красавицы и статные девушки скоро уходят домой, а безобразным приходится долго ждать, пока они смогут выполнить обычай. И действительно. Иные должны оставаться в святилище даже по три - четыре года. Подобный этому обычай существует также в некоторых местах на о. Кипр.73
Переводчик и комментатор "Истории" Геродота Г.А. Стратановский считает, что "священной храмовой проституцией" занимались не все вавилонянки, а только девушки-жрицы. В качестве примера он упоминает вавилонскую богиню Иштар и ее жриц. 74 Действительно, в Ассирии поклонялись "богине плотской любви" Иштар и ее обслуживали жрицы, представительницы высшего сословия. Поэтому называть проституцией их службу обществу будет несправедливо. Деньги, заработанные жрицами, использовались на нужды святилища. Таблички с обозначением суммы взносов жриц и посетительниц святилища вывешивались на искусственной сложенной горе в людном месте.
"В аккадских текстах из города Угарита говорится об "Иштар Хуритской", которая еще в VIII в. под именем "Астарты Хуритской" фигурирует в финикийской надписи, обнаруженной в Марселе", - пишет известный хурритолог Гернот Вильхельм. 75
После присоединения хурритского государства Киццуватне к государству Хатти Иштар-Шавушке стали приписывать "мужские черты и атрибуты". Она также как и дита Урания из города Аскалона в Финикии "могла наказывать врагов и клятвопреступников, меняя характер их сексуального поведения на противоположный..." 76
Имя богини Иштар упоминается в фольклоре ингушей. Следует вспомнить о том, что хурриты говорили на языке близкому к чеченскому и ингушскому. Хурритские государства Киццуватне, Аррапхи и Митанни (возникшие при III династии Ура) располагались на севере Сирии, вокруг озера Ван и в Австрии77.
Культ Диониса и Афродиты Урании был известен в Египте, Греции, Ассирии, Аравии и народам Малой Азии и Кавказа. Кое-где менялись их имена, но функции они выполняли одни и те же. Арабы Дионисия называли Ороталът, Уранию - Алилат, ассирийцы - Милиттой, хурриты - Шавушка. 78
Если учесть, что к народам с плохими обычаями Геродот относил персов, ливийцев (насамонов, гинданцев), фракийцев, массагетов, индийцев (они половое общение совершали "открыто, как скот" - Х.А. и жили с женщинами сообща79 можно с уверенностью сказать, что "незаконнорожденные" ассы, титаны, герои и боги жили везде. Думается, нет никаких оснований считать их предками современных осетин, и в их лице всех индоевропейских народов.
Следует отметить, что центром распространения мистерий, посвященных Дионисию и Афродите Урании были Египет, Финикия, Ассирия, и Аравия, населенная семитами.
Название аланы - ассы, хотя является этническим именем, оно отражает верования народа. Алани, как и другие богини плодородия, являлись жителями подземного царства.
"Не только на западе известна богиня подземного мира Аллани, неотделимо от известной в период III династии Ура богини Аллатум. Имя Аллании легко увязывается с хурритским словом "allai" (госпожа, владычица)", - пишет Гернот Вильхельм. 80 Так, что алано-осетинам своих предков придется искать среди нахоязычных хурритов и семитских племен.
Выводы:
1. Возникновение института амазонок было закономерным явлением, присущим патриархальному обществу.
2. Этносы "асы", "яссы", "осы" не имели особо выраженные языковые, антропологические и расовые признаки. Они культивировались в среде чеченцев, осетин, ингушей, кабардинцев и других народов Кавказа, Малой Азии и Ближнем Востоке.
3. Коллективные племенные браки способствовали сохранению и размножению отдельных народов.
4. Осетины, как этнос, сформировался в культурной среде народов Малой Азии и Кавказа.

Х.А. АКИЕВ,
кандидат исторических наук, доцент
(Footnotes)



1 Бернард С. Бахрах. Аланы на Западе. М. 1993. С. 7,8.
2 Гаглойти Ю.С.К вопросу о первом упоминании алан на Северном Кавказе // Аланы и Кавказ. Владикавказ. 1992. С.13.
3 Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М 1987.С.40,41ю
4 Щербаков В.И. Где жили герои эддических миров// Научно-популярная серия . №9 М.1989.; Асов А.
Атланты. Арии. Славяне. М.2001. С.60.
5 Габуев Т.А. Ранняя история алан. Владикавказ. 1999. С.12.
6 Там же. С.13, 16.
7 Там же. С. 72.
8 Геродот. История //Кавказ и Дон в произведениях античных авторов. Ростов-на-Дону. 1990. С. 29,49.
9 Габуев Т.А. Указ. соч. С. 72.
10 Геродот. Указ. соч. С. 49.
11 Асов А.Атланты. Арии. Славяне. М. 2001. С. 258.
12 Габуев Т.А. Указ. Соч. С.122.
13 Там же. С.133, 134.
14 Геродот. Указ. Соч. С.49.
15 Taм же. С. 24,49.
16 Габуев Т.А. Указ. Соч. С.121.
17 Там же. С.122,123.
18 Габуев Т.А. Указ. Соч. С.128.
19 Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. СПб. 1956. С.57.
20 Осетины глазами русских и иностранных путешественников. Орджоникидзе. 1967. С.25.
21 Акиев Х.А. К вопросу об этимологии этнонимов "Ассы", "Яссы", "Оссы" // Ингушетия на пороге нового тысячелетия. Тезисы докладов научно-практической конференции. 29 апреля. 2000 г. Назрань. 200. С. 69.
22 Габуев Т.А. Указ. Соч. С. 133.
23 Акиев Х.А. Указ Соч. С.71, 72.
24 Крамер С.Н. Указ. Соч. С.208.
25 Щербаков В.И. Где жили герои эддических мифов? //Подписная научно-популярная серия. М. 1989. С.5.
26 Акиев Х.А. К вопросу о происхождении и географии расселения ингушей. //Лаг1аш. №1. 1990. С.27.
27 Крамер С.Н. История начинается в Шумере. (Переводе английского Ф.И. Мендельсона. М 1965. С.206.
28 Танкиев А.Х. Духовные башни ингушского народа. Саратов 1997. С.67.
29 Акиев Х.А. Этимология слова "Каш" //Топонимика и ономастика Северного Кавказа. Тезисы докладов. Пятигорск. 1997. С.9.
30 Голан А. Миф и символ. Иерусалим-Москва.1994. С.53.
31 Голан А. Указ. Соч. С.62.
32 Материалы по истории Осетии. XVIII в., (Сборник документов сост. Кокиев) //Известия Северо-Осетинского научно-исследовательского института. Т. VI. Орджоникидзе. 1934 г. С.ЗЗ.
33 Мравели Л. Жизнь картлийских царей. M.1979. С.25.
34 Алборов Б.А. Некоторые вопросы осетинской мифологии. Орджоникидзе. 1978. С.140.
35 Габуев Т.Д. Указ. Соч. С.12-15.
36 Геродот. История. М. 2001 с.25.; Страбон. География. // Кавказ и Дон в произведениях античных авторов. Ростов-на-Дону. 1990. С. 167,196.
37 Голан. Указ. Соч. С.53.
38 Египет: земля фараонов. М.1997. С. 151.
39 Уоллис Бадж. Легенды о египетских богах. "Рефлбук", "Ваклер". 1997. С.152.
40 Там же.
41 Линесей Дж. Сезанн. М.2001. С. 13.
42 Голан А. Указ. Соч. С.48.
43 Голан А. Указ. Соч. С. 48.
44 Геродот. История. М. 2001. С.227
45 Там же.
46 Ксенофонт. Анабасис. Кавказ и Дон в произведениях античных авторов. Ростов-на-Дону. 1990. С.85.
47 Уоллис Бадж. Э.А. Указ. Соч. С.169.
48 Там же.
49 Геродот. Указ. Соч. С. 165.
50 Там же.
51 Уоллис Бадж. Указ. Соч. С. 110; Вильхельм Г. Указ. Соч. С.97.
52Танкиев А.Х. О вреде "Абаевщины" (сталинщины) в Нартоведении. //Лаг1аш. 1990. №1. С.50.
53 Геродот. История. //Кавказ и Дон в известиях античных авторов. Ростов-на-Дону. 1990. С.32.33.
54 Псевдо-Гиппократ. О воздухе, водах и местностях. //Кавказ и Дон... С.65, 85.
55 Аполлоний Родосский. Арганавтика //Кавказ и Дон ... С.114.
56 Ксенофонт. Анобасис. Кавказ и Дон. С.85.
57 Габуев Т.А. Указ. Соч. С. 14,15.
58 Геродот. Указ. Соч. С.49.
59 Акиев Х.А. Указ. Соч. С. 29.
60 Геродот. Указ. Соч. С.49.
61 Встречающиеся на территории Северного Кавказа святилища и храмы из-за того, что там обнаружены надписи, сделанные с помощью греческого алфавита, а также изображения крестов, звезд, кругов, треугольников и квадратов, нельзя считать христианскими, так как все перечисленные нами атрибуты существовали до возникновения христианства.
62 Геродот. Указ. Соч. С.116, 117.
63 Танкиев А.Х. Духовные башни ингушского народа. Саратов. 1997 С.85.
64 Крупнов Е.И. Средневековая Ингушетия. М. 1971. С. 25.
65 Такиев А.Х.Указ.Соч.С.85.
66 Кавказ и Дон в произведениях античных авторов. Ростов-на-Дону 1990. С.50.51.
67 Там же. С.50, 52.
68 Геродот. Указ. Соч. С.64,65.
69Там же.С.19.
70 Там же.
71 Там, где родилась Афродита. //Лиза. М. 2004. С. 31.
72 Геродот. История. М. 2001. С.44,45.
73 Геродот. Указ. Соч. С.88.
74 Там же. С.634.
75 Вильхельм Г. Указ. Соч. М.1992. С.91.
76 Вильхельм Г. Указ. Соч. С. 90.
77 Материалы по истории СССР. Вып. I. М. 1985. С. 7.
78 Геродот. Указ. Соч. С. 173.
79 Геродот. Указ Соч. С. 44, 45, 94, 212, 292, 293, 304.
80 Вильхельм Г. Указ. Соч. С. 96.


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru