новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 29 (9971) среда, 27 февраля  2008 года

Актуальная мудрость
Справедливо замечено, что “мудрость любого народа бережно хранится в его языке в виде пословиц и разного рода поговорок”. Человек, способный ценить этот бесценный кладезь и умеющий по назначению применять те или иные высказывания, вряд ли окажется в своей жизни в сложном, безвыходном положении.

Ведь каждая поговорка, притча или пословица – это сжатая лаконичная форма завершенной мысли, точно отражающая окружающую действительность и дающая ей соответствующую оценку.
Самое удивительное свойство поговорок и афористических высказываний – это их непреходящая актуальность. Меняется мир вокруг нас, совершенствуется быт и уровень технического благосостояния, но психология человека остается неизменной, как пословицы и поговорки, сопровождающие человека всю его жизнь.
Услышав от муллы, что “в жизни человека все предрешено” один некто, по имени Со-вац (Меня нет), решил: “Если так, наверно не следует ломать голову над вопросом, как зарабатывать свой хлеб насущный.
То, что тебе суждено, и так само придет в твои руки”, - окончательно сделал он свое умозаключение и растянувшись прилег на тахту возле печки.
Пролежал день, второй. Но, то ли очередь до него не доходила, то ли еще что, а ничего в руки само так и не падало.
“Может, обманул меня священнослужитель”, - начал сердиться он, но чувство голода от этого только усиливалось. И вдруг калитка скрипнула, и кто-то негромко позвал хозяина. Приподнявшись, Со-вац увидел из окна свою соседку. Она держала в руке что-то похожее на тарелку, прикрытую полотенцем. А дело было в вечер с четверга на пятницу.
“Ага, так вот и предначертанное прибыло, - радостно воскликнул Со-вац, вспомнив, что сегодня у правоверных мусульман принято давать “саг1а”.
“Она принесла свои чапильгаш, какие вкусные она выпекает чапильгаш, - предвкушая сытный ужин размышлял Со-вац, довольный, потирая руки.
“Ничего, пусть принесет в дом и на стол поставит, ведь она принесла то, что мне предначертано, -  испытывал судьбу обнаглевший Со-вац.
Соседка, сделав еще несколько тщетных попыток докричаться до хозяина дома, уже было развернулась идти к другим соседям, как Со-вац вскочил со своей тахты и выбежал во двор с криком: “Эй, со ва (я есть), со ва укхаза”.
Таким образом, подав в нужный момент свой голос, некто Со-вац обнаружил себя и наградой за то нашел сытный ужин - вкусные чапильгаш. С этого вечера Со-вац твердо решил, что не будет сидеть и дожидаться, пока что-то само в руки попадет, а начнет действовать и шевелиться, приближая к себе то, что Всевышний ему предначертал. Говорят, что после этого все вокруг стали уважать нашего героя. И зажил он счастливо и имя себе другое подобрал, назвавшись отныне Со-ва (Я есть).
Не случайно эта притча из мудрости народной обретает актуальность сегодня, в преддверии такого важного политического события в нашей жизни, как выборы. Время, когда у каждого есть возможность, взвесив все “за” и “против”, реализовать свое гражданское право - ПРАВО ГОЛОСА. Время, когда каждый человек в состоянии заявить о себе.
История свидетельствует, что жители нашей республики всегда реализовывали это право полноценно. А это значит, что мы - есть.

Б. Богатырев,
специально для газеты “Сердало”.

 

ВЕКОВЫЕ УСТОИ СЕМЬИ
(Продолжение;
Начало в №14,21)

Какой бы нравственный принцип мы ни взяли, мы видим, что он усваивается  с раннего детства и, прежде всего, в семье. Уроки раннего детства накладывают отпечаток на всю жизнь. Каждый человек имеет нравственный код, который закладывается с детства в его семье. Ведь не были учеными, писателями, поэтами и художниками предки наши, оставившие нам столько поучительных пословиц. Они были мудры, и мудрость черпали из постижения самой жизни. «З1амига волаш 1омадаьр кхерий т1а яздича санна хул» (Выученное в раннем детстве всё равно, что записанное по камню), - говорили в прошлом, что подчеркивало важность воспитания с первых дней жизни, и то, что фундаментальные основы нравственности личности закладываются в ходе инкультурации.
Важнейшим фактором приобщения человека с детства к своей национальной культуре является овладение им языком и речью, которые становятся важным средством формирования его сознания и интеллекта. Знание родного языка делает возможным включение ребенка в большой и уникальный мир национальной и общечеловеческой культуры и усвоение им опыта и знаний предшествующих поколений. Происходит процесс освоения человеком присущего культуре миропонимания и поведения.
Человек, кровно связанный с родным народом, впитавший в плоть и кровь его духовные, нравственные богатства, несомненно, обогащается его опытом, мудростью. Следовательно, лучше подготовлен к жизни, к трудовой деятельности, к созданию и укреплению семьи, к общению с людьми, к участию в общественных делах, к воспитанию будущих детей. Такой человек имеет большие возможности реализовать свои потенциальные способности и дарования, уверенно самоутвердиться в жизни.
Учитывая это, мы сегодня можем с полной уверенностью говорить о том, что очень важно на сегодня, чтобы женщина глубоко впитала в себя национальные ценности, чувствовала их, владела родным языком.
Первая нравственная высота, которую дети должны достигнуть уже в начальные  годы  жизни – любовь  и  уважение  к  матери. Через уважение к матери ребёнок учится уважать отца, сестру, брата, других членов семьи, общества. Растущий человек очень рано задумывается над проблемами добра и зла, справедливости и несправедливости, а ответы на свои вопросы ищет прежде всего у родителей. Нельзя недооценивать важность образования женщины. От интеллектуального уровня матери во многом зависит интеллектуальный потенциал ребенка. Мать по природе своей является первым воспитателем для ребенка.
Основная цель семейного воспитания – это учить детей жить в соответствии с нравственными принципами. Именно нравственные чувства являются самыми главными в семье. Здесь велика роль духовного фактора, хотя, к сожалению, имеют место и такие явления, когда  «современная семья продолжает опираться на отношения собственности и на определенную хозяйственную деятельность в быту, как на условия своего повседневного существования» (Балагушкин Е.Г.). 
Усвоение нравственных норм происходит не только со слов, но непосредственно в деятельности, и о нравственности людей судят по их поступкам. Отсюда можно сделать вывод, насколько велика в связи с этим ответственность родителей за нравственное здоровье детей и шире за нравственное здоровье всего  общества. «Это не только мой сын. Это - сын своего народа», - говорят ингуши.
Семейный этикет требует учитывать принятую субординацию в отношениях между родителями, между свекром и невесткой, свекровью и снохой, между родителями и детьми, в отношениях детей с отцом, с матерью, сестёр и братьев между собой. 
Отношения между матерью и дочерью бывают более близкие, чем взаимоотношения отца и сына. В основе взаимоотношений матери и дочери лежат любовь, взаимопонимание, частое общение. Своим примером мать преподаёт дочери науку жить в семейном коллективе, умение создавать уют, соблюдая нормы этикета по отношению к родственникам мужа, готовит её к будущей семейной жизни.
Отношения между отцом и  сыном – это как бы сумма этикетных  ситуаций, потому как они не так тесно связаны, как мать и дочь. Для сына поведение отца с родственниками жены тоже являются эталоном для подражания в будущей взрослой самостоятельной жизни. Согласно нравственному идеалу, семейный  долг - это родительский долг по отношению к детям и тесно связанный с ним сыновний и дочерний долг, являющийся как бы его оборотной стороной – это почтительное,  заботливое  отношение  к  родителям, умение  чувствовать их и беречь, с честью выполнять обязанности членов семьи.
Идеал нравственной культуры требует соблюдения дома, в семье тех же норм приличий, как между чужими при выборе места за столом, на прогулках, в разговоре и при всех обстоятельствах. В кругу семьи этикетные правила следует соблюдать с большей точностью и внимательностью, чем по отношению к посторонним. Идеал  совмещает  в  себе  элементы должного и  сущего, находясь между ними, объединяет теорию и практику. Идеал представляет  желаемое  будущее  на  основе  настоящего. Он даёт ответ, что нужно  делать  сегодня  для  осуществления  этого  будущего.

З. Дзарахова

(Продолжение
следует)

 

Балан ди
Ха д1а мел йода дицлуш хул цхьадола х1ама, бакъда, 1944 шерара 23 февраль дагара далац. Цу дийнахьа деррига г1алг1ай къам «халкъа моастаг1ий» аьнна унзара ц1и а тилла сийнача Сибарег1а 1одахьийтар.
Со шийтта шу даьнна к1аьнк вар цу хана. Шаьра дагадоаг1а сона машиннаькъа д1оаххал дадийса наьха декъий. Уж х1ара ц1ермашен мел сецача моттиге лайла д1адехкар гаргарчар, бовзачар, безачар.
Каш доаккхалгах-м дувца а дезацар.
Г1алг1аша, нохчаша, балкараша, , немцаша кхыдолча 1одахийтача къамаша эза халои 1азапи-м дувца а эшац. Кер хьалбиззал даа х1ама дацар,
Нах г1оарол деха бар, к1и коана бахьан набахте чуволлар, нагахьа санна б1аьстан юхье канаш гулде кхай т1а бахача нахагара из объездчика корадича.
Ц1аккха а дицлургдац сона, кхыча районе ваьхача тхоай гаргара саг волча вахачара коменданто лаьца чувеллача сай даьга бала бахьаш, дийтта ц1ог1а, цо ена г1елал дагара ялац.
Цу унзарча ханах дика яздаьд г1алг1ай поэта Угурчиев Азмат-Гире ший «Кхел ергья Дала» яхача стихотворене т1а:

Ва Даьла, кхел елахь
бехке волчунна,
Тхо наьна лоамех
къоастадаьчунна.
Каша 1азап 1а цунна
совдаккха Даьла,
Хьох тийша ма дий
тхо укх дунен Аьла.

Даькъасте са
латташ байнарий
духьа,
Цу бойла дисача
берилгий духьа,
Кхел елахь Даьла
бехке волчунна,
Из де могарг ма дац
хьо воацачунна.

Мерчий доацаш, к1ир
хьекхаш бийхкарий
духьа,
Коартолий ч1ораш
йиъарий духьа,
Дог1а чурт доацаш
бийхкарий духьа,
Ва Даьла, кхел елахь
бехке волчунна…

Цхьабакъда мел йоккха сагото, бала т1акхачарах доха ца дохаш, ц1аккха а шийгара доастамал, к1езигал ца гойташ халонах чакхдаьлар сийдола г1алг1ай къам. Тахан воай паччахьалкхе йолаш, гимн, байракх, герб а йолаш иразе, хьаьнала къахьегаш хьадоаг1а г1алг1ай халкъ.
Цу халача шерашка Даькъастенга сатувсаш байнараш дага ухаш юха а юха а б1аргашка хий увтт, къамарге шод хул. Ма ч1оаг1а сатийсадар цар таханарча денга. Кхоллам бале, уж а ч1оаг1а дика хеташ хургба селлара иразе вай мохк дег1абоаг1аш.
Кхы ц1аккха а т1а ма доаг1алда вайна 1944 шера февраль бетта хинна аьрга кхаьра.
Тахан санна ираз долаш, могаш-маьрша дахалда вай дуккхача хана.
Х. Гациев,
къахьегама ветеран

 

ВЕРА И НРАВСТВЕННОСТЬ

Перемены последних лет внесли в наше общество много положительного, но вместе с этим появилось и немало проблем. Одной из глобальных проблем нашего общества является падение нравственности, которое представляет сегодня для нас серьезную угрозу. Не секрет, что в настоящее время  распространение наркотиков, алкоголя и распутства среди молодежи принимает угрожающие масштабы, и самое опасное то, что возраст пораженных этими пороками становится все моложе и моложе. Все это грозит серьезными последствиями для всей России.
В этих условиях особую надежду мы возлагаем на возрождение духовности, на помощь и поддержку со стороны религии, ибо главная задача религии – это улучшение благосостояния народа через духовно-нравственное воспитание человека, сохранение чистоты учения от всевозможных искажений и добиться соблюдения возложенных на каждого человека обязанностей. Изучение основ религии является обязательным для каждого человека. Религия в любом государстве, как некая совокупность правил, инструкций и законов, ниспосланных СОЗДАТЕЛЕМ и предписанных человеку соблюдать, жить по ним, развиваться и работать, служит гарантом стабильности и согласия в обществе. Ни одно государство не может обойтись без религии. Те государства, которые поддерживают и помогают религии, укрепляют свое могущество. Разночтения и разногласия, имеющиеся в обществе о роли религии, обусловлены отсутствием достаточных знаний о ней или же целенаправленным искажением незыблемых духовных ценностей.
Для пояснения роли и места религии в формировании личности и сохранении спокойствия и стабильности и в создании гражданского общества можно привести следующую аналогию. Государство со всеми атрибутами можно сравнить с гидроэлектростанцией. Гражданское общество со всеми институтами, созданными человеком, подобно столбам, трансформаторам, проводам и лампам, а религия (духовность) – это ток, который течет по этим проводам. Конечной целью в этом воображаемом сравнении является освещение наших домов (сердец), а это есть благополучие, мир и спокойствие в обществе. Если даже провода и трансформаторы будут золотыми, мы не сможем освещать наши сердца, если в них не потечет ток. Аналогично, какой бы величины ток не был, если есть обрыв в проводах или трансформатор не исправен, не будет освещения.
Из этого примера видно, насколько тесно между собой переплетены государство, общество и религия. Попытки некоторых политиков разделять их кончаются катастрофами. Государство не может жить без религии, без духовности, без нравственности. Уничтожение нравственности – есть целенаправленное уничтожение народа. То государство, которое опирается на религию, поддерживая ее, укрепляет свое могущество и обеспечивает согласие и стабильность в обществе.
Чтобы понять, как именно религия формирует духовно здорового и нравственно воспитанного человека, остановимся на рассмотрении основных ее составных частей, веры и нравственности и их взаимосвязи.
Как известно, религия Ислам состоит из трех основ: иман – вера, которая укрепляет разум и благонравие; Ислам, который укрепляет и воспитывает здоровье тела; ихсан, который очищает дух, воспитывает искренность и приводит человека к духовно-нравственному совершенству. Вера, в свою очередь, состоит из шести составных частей: вера в Аллах1а, вера в существование ангелов, вера в истинность всех Священных Писаний, вера в истинность всех пророков(Мир им) вера в существование Судного дня, вера в предопределение судьбы.
Верующий в Аллах1а и Судный день знает и понимает смысл этой жизни, знает, что Господь создал добро и зло. Совершая добро мы радуем Господа, а совершая зло мы вызываем недовольство Его и за это будем справедливо наказаны. Все пророки (Мир им) и посланники во все времена призывали человечество к совершению добра и отдалению от зла. В этом и заключается суть религии. Вера в Аллах1а воспитывает в человеке честность, искренность, порядочность. Если человек честен и искренен перед Господом, следовательно, он честен и искренен и перед обществом. Честность и порядочность каждого человека друг перед другом и перед обществом в целом является гарантом создания справедливого, гражданского общества.
Вера в существование ангелов воспитывает стремление совершать как можно больше добрых деяний, приносить пользу людям и обществу. Ибо каждый верующий убежден в том, что один из ангелов постоянно записывает все наши добрые деяния, возвеличивая их десятикратно. Именно этим объясняется стремление наших предков к взаимной выручке, честности и добропорядочности. Они стремились совершать как можно больше добрых дел: таких как строительство дорог и мостов, проведение и ремонт водопровода, посадка деревьев и уход за ними и т.д. Они знали, что пока все это приносит пользу человечеству, даже животным или насекомым, им записывают десятикратное вознаграждение за их деяния. Об этом свидетельствует следующее изречение нашего Пророка (да благословит его Аллах1 и приветствует): «После смерти человека прекращаются все его деяния, кроме трех: милостыня, которая остается и приносит пользу людям, животным и т.д.; полезные людям знания; воспитанный сын, который просит самое лучшее доброе у Господа для своих родителей. «Хадис передал Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах1). Также верующий убежден в том, что существует и ангел, записывающий наши греховные поступки. Однако он записывает их по истечении шести часов после их совершения, ожидая раскаяния человека в содеянном, ибо человек – обладатель разума, обязан знать, что, совершая зло, прежде всего, он вредит себе и тем самым вызывает недовольство своего Создателя. Человек имеет возможность в любой момент искренне раскаяться и больше не возвращаться к греховным деяниям и поступкам, кроме тех случаев, когда грехи совершены по отношению к другому человеку, обществу и т.д. Они прощаются только в том случае, если его простит тот, по отношению к которому был совершен грех. Вера сердцем и принятие разумом всего выше сказанного воспитывает в человеке сдержанность и осторожность по отношению к людям, к их имуществу и отдаляют его от совершения пагубных поступков, запрещенных ему религией.
Вера в истинность всех Священных писаний и пророков воспитывает веротерпимость и гуманность по отношению к последователям других верований и убеждений и тем самым гарантирует права человека на свободу мысли. Ибо сомнение в истинности хоть одного из 104 Священных писаний или сомнение в истинности хоть одного из 124 тысяч пророков приводит человека в неверие. Кроме того, в Коране  сказано: «Нет принуждения в религии» (аят 256, сура «Аль-Бакара»). Вера в существование Судного дня воспитывает в человеке чувство ответственности за чистоту источников заработка и доходов, чувство бережного отношения к здоровью, имуществу и материальным ценностям, как к собственным, так и общественным, природным ресурсам и окружающей среде, экономного расходования как своего, так и государственного имущества, ибо Аллах1 запрещает расточительство. Так как верующий знает, что обязательно настанет час, когда придется отвечать за каждое действие и поступок, за каждую полученную и израсходованную копейку, за каждый вдох и выдох.
Вера в предопределение судьбы воспитывает в человеке терпение (сабр), смирение и спокойствие, ибо он знает, что в этом мире все происходит только по воле Аллах1а и это дает ему силу мужественно переносить и горе и радость, избавляет от зависти к другим.
Таким образом, сохранение, достижение и укрепление духовного здоровья, духовно-нравственное очищение личности – вот суть всех Священных писаний и цель всех посланников. Об этом свидетельствует содержание следующего изречения Посланника Аллах1а (да благословит его Аллах1 и приветствует): «Поистине Я послан для совершенствования человеческой нравственности». Хадис передала Имам Ахмад и Хаким (да будет доволен ими Аллах).
Если для неверующего нравственность связана с воспитанием и образованием, то для верующего человека это понятие в первую очередь имеет отношение к наставлениям своей религии, объявившей благонравие неотъемлемым его качеством, благодаря которому он возвышается в этом мире и которое склонит чашу его весов в мире вечном, так как он знает, что в День Суда на весах верующего не будет ничего тяжелее благонравия. Об этом свидетельствует содержание следующего хадиса Пророка (да благословит его Аллах1 и приветствует): «В День воскресенья на весах верующего не будет ничего тяжелее благонравия, ибо, поистине, Аллах1 Всевышний ненавидит произносящего непристойности и оскорбляющего!». Хадис приводит Ат-Тирмизи. Более того, благонравие является и признаком совершенства веры, о чем свидетельствует другой хадис, который также приводит Ат-Тирмизи: «Наиболее совершенной верой из верующих обладает самый благонравный из них».
Потому не удивительно, что сам Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах1 и приветствует) постоянно обращался к Аллах1у с такой мольбой: «О Аллах1, Ты сделал хорошим мой образ, так сделай же хорошим и мой нрав!». Хадис приводит Имам Ахмад.
О роли благонравия в создании нравственного, благополучного общества свидетельствует и следующее высказывание Посланника Аллах1а (да благословит его Алла1х и приветствует): «Добронравие, доброе соседство и исполнение родственных обязанностей восстановят благо стран и прибавят в жизни, даже если бы народы и были развращены».
Действительно, претворение этого хадиса нам демонстрирует история превращения невежественного отсталого общества Аравии, которое за несколько десятилетий превратилось в государство высокой культуры, справедливости и благонравия.
Одним из актуальных вопросов для формирования нормального человеческого общества является духовно-нравственное просвещение и воспитание будущих его членов. Для этого необходимо ввести со школьной скамьи преподавание основ религии, теологии  и основ нравственности.
Человек не может жить без веры и духовности. Лучше научить его верить в истину, чем верить во что попало. О необходимости истинной веры говорили многие выдающиеся ученые и мыслители. Так, выдающийся ученый Альберт Эйнштейн говорил: «Я не могу себе представить настоящего ученого, который не обладал бы глубокой верой. Это можно выразить и так: нельзя верить в безбожную науку». Здесь уместно привести и известное изречение великого русского писателя А.П. Чехова: «Человек или должен быть верующим или ищущим веры, иначе он пустой человек». Современный французский писатель Морис Дрюон (1918-2000) так выразился о роли и месте веры и духовности в жизни человека: «Человек, обладающий верой, приближается к совершенству, именно вера и совершенствует его».
О роли и значении веры и духовности в преодолении кризисных ситуаций в современном обществе говорят и с трибун международных научных конференций и семинаров. 
Таким образом, вера и духовно-нравственное воспитание человека являются движущей силой становления и развития гражданского общества. Это подтверждается и историческим опытом прошлого и настоящего.
Когда в лесу возникает пожар, все животные вместе ищут спасения. Наше общество сегодня в опасности. Опасность связана, прежде всего, с падением нравов, распространением наркомании, проституции, СПИДа, алкоголизма и экстремизма т.д. В этих условиях мы обязаны сплотиться вокруг главной идеи создания и сохранения здорового, справедливого, нормального человеческого общества. И во имя будущего наших детей необходимо использовать все позитивные достижения предыдущих поколений, в том числе, и духовный потенциал религии, не разделяя общество по национальным и религиозным признакам.
Каждый согласится с известным утверждением: «Будешь ты специалистом или нет – второй вопрос, а человеком ты быть обязан». Поэтому главной задачей нашего общества является, прежде всего, духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения и религиозное просвещение граждан, которое закроет дорогу всевозможным псевдорелигиозным и околорелигиозным течениям и сектам, а это – еще один серьезный фактор стабильности и мира в обществе. Именно в этом наше богатство и будущее нашего государства.
М. Муслимов

 

 

 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru