новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  2 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 145 (9520) суббота, 25 декабря 2004 года

Эрудит из Ингушетии

В Москве состоялся 2-й Всероссийский молодежный конкурс "Юнэко - 2004", в котором приняли участие учащиеся назрановской школы-лицея. Отрадно отметить, что наши юные дарования стали лауреатами этого конкурса. С одним из них - учеником 11 класса школы-лицея Арамисом Полонкоевым - мы поговорили после возвращения нашей делегации в Ингушетию. Арамису 17 лет, он учится в классе с физико-математическим уклоном и, казалось бы, проблемы истории и этнографии - не его конек. Но юноша живо интересуется не только математикой и физикой. Его работа, представленная на этом конкурсе, свидетельство того, что молодой человек ощущает свою причастность ко всему, что происходит в стране и республике. Впрочем…

- Арамис, расскажи об этом конкурсе подробнее. Ведь участие в таких мероприятиях - дело достаточно ответственное, плюс основная учеба, которую нельзя игнорировать.
- В этом конкурсе принимали участие молодые люди от 17 до 35 лет, учащиеся, студенты, был даже один учитель. Всего в конкурсе участвовало более 1000 человек.
- Какова была по численности наша делегация?
- Нас было 11 человек учащихся. С нами была наш научный руководитель Мадина Яхьяевна Цолоева.
- Скажи о цели этого конкурса.
- Главная цель организаторов конкурса - объединение молодежи нашей страны в вопросах безопасной жизнедеятельности, сохранения экологии, широкого изучения истории и этнографии нашей страны. Я очень благодарен Мадине Яхьяевне за поддержку и помощь в работе над моим рефератом, без ее поддержки и внимания я бы не выиграл в этом конкурсе.
- Я давно знаю Мадину Яхьяевну Цолоеву и могу сказать, что у нее не может быть плохих учеников по определению. Удивляет ее энергия: работа в школе-лицее, семья, плюс внеклассная работа с вами. У другого просто энергии на все это не хватит.
- Нам очень легко с Мадиной Яхьяевной, потому что она очень контактный человек, и всегда доброжелательна. Мне кажется, что именно эти качества нашего педагога самые главные.
- Расскажи о своей конкурсной работе.
- Я написал реферат о своем роде Полонкоевых, истории тайпа, выдающихся людях из рода Полонкоевых.
- Как восприняли твою работу слушатели?
- Меня внимательно выслушали. В зале не было иронии. Представьте себе какого-нибудь северянина, слушающего юношу с Кавказа, рассказывающего о своем тайпе. Главное - стиль подачи материала, чтобы людям было интересно. И здесь надо еще раз поблагодарить Мадину Яхьяевну Цолоеву. Арамис Полонкоев - из интеллигентной семьи. Его старший брат Мухажир играл в ФК "Ангушт", еще один брат - Султан - мастер спорта по тхэквондо. Отец Арамиса - Яхья Магомедович - сотрудник ГУП ФК "Ангушт", мать - Лейла Османовна - учитель. Мировоззрение молодого человека сформировано под влияние старших членов семьи, в общем-то обычных людей, просто делающих свое дело и воспитывающих своих детей в лучших традициях нации…
- Что тебе запомнилось больше всего от пребывания на этом конкурсе?
- Должен отметить ту доброжелательность к нам, кавказцам, со стороны организаторов и участников конкурса. К нам очень хорошо относились все, и это, я считаю, самое главное.
- Как ты готовился к этому конкурсу? Я понимаю, твоя мать - педагог, у вас хорошие учителя. Но все равно, главное зависело все-таки от тебя самого.
- Мне пришлось все делать быстро. Времени было мало. Все материалы пришлось собирать буквально на ходу. Я сразу поехал в село Средние Ачалуки к своему дяде - Мураду Полонкоеву, и многое узнал из его семейного архива. Мне помогали много людей, и не только из нашего тайпа, за что я им благодарен.
- Работа над такой темой и участие в подобных молодежных форумах - признак интеллектуального и творческого роста любого человека, а награда - как признание, что ты не зря работал, что твой труд востребован обществом. Что дает победа в таком конкурсе?
- Диплом победителя конкурса гарантирует поступление без экзаменов на исторический факультет Ингушского государственного университета, и некоторые льготы при поступлении в гуманитарные вузы г. Москвы, но я хочу учиться в техническом вузе, на физико-математическом факультете.
- Но для успешного поступления в МГУ или другой университет надо "пахать" днем и ночью. Даже глубокие и всесторонние знания не всегда гарантируют исполнение мечты.
- Конечно, 10-й класс я закончил хорошистом, а в этом году постараюсь получить серебряную медаль. Но для этого, как Вы сказали, надо "пахать", не считаясь со временем.
- Кто еще, кроме тебя, из нашей делегации получил награды?
- Наша группа была признана одной из лучших и была награждена грамотой оргкомитета конкурса. Кроме меня, лауреатами конкурса стали: Магомед Нальгиев, Адам Белхароев, Осман Кузигов, Альбина Евлоева.
- Арамис, ты только вступаешь во взрослую жизнь. Что ты думаешь о будущем, о нашей действительности, в которой еще немало "белых пятен", если иметь в виду те негативные явления морального плана, низкую культуру отдельных лиц.
- Живем мы не в самое лучшее время. Сказываются внутриконфликтные отношения нашего общества. Удручает, когда молодые люди, которым предоставлены неплохие условия для самосовершенства, игнорируют учебу, бесцельно слоняются на улице и ничего не делают.
- А ты понимаешь, что во многом от таких как ты зависит будущее республики и страны; ее научный, экономический, спортивный и культурный подъем.
- Моему поколению предстоит в свое время продолжить дело наших отцов, если мы хотим видеть нашу страну сильной и счастливой. Какие бы негативные моменты не имели место в нашей жизни, это все-таки момент, и не более того. Хороших людей больше, и нам есть с кого брать пример. Мы постараемся реализовать свои новые идеи на благо нашего общества.
- Ты не делишь людей на нации, а имеешь в виду всю страну?
- Да, ведь по сути нам надо выйти на уровень западных стран в вопросах культуры, экологии, информатики. Мы, ингуши, имеем для этого все условия, которыми, конечно же, надо сполна пользоваться.
- Какие книги ты читаешь?
- Мне нравится читать приключенческие книги и научную фантастику, плюс профильная учебная литература. Но времени не хватает, чтобы читать или слушать музыку.
- И какая музыка тебе по душе?
- Мне нравится рэп и тяжелый рок.
- Рэп понятно, но тяжелый рок - это музыка 70-80 годов ХХ века. "АС/ДС", или "Levin blus" - все-таки музыка из той эпохи, которую современная молодежь уже не слушает.
- Почему? Слушает. Хотя, конечно, это строго индивидуальная потребность. Мне нравится "Rom Stain" и другие группы.
- Лауреат всероссийского конкурса имеет право обратиться к своим сверстникам с пожеланиями. Что ты можешь сказать?
- Прежде всего я призываю молодежь слушаться родителей и старших. Это самое главное и самое легкое, что можно делать всегда, без проблем. Еще желаю терпения и усидчивости, внимания к своим учителям, соблюдения наших обычаев, уважения к женщине и друг к другу. По таким понятиям живет весь цивилизованный мир, частицей которого мы являемся. Желаю всем нам гармонии и удачи. Старшим желаю здоровья и долгих лет, а Ингушетии - процветания.

М. ХАНИЕВ




Бабушкины нравоучения и сказки

Недавно вышла в свет книга молодой начинающей поэтессы и прозаика Манкиевой Эсет Хамзатовны "Нане хьехамаши фаьлгаши" (Бабушкины нравоучения и сказки). Она написана на ингушском языке и предназначена для самых маленьких читателей, однако, думается, что будет она интересна и взрослым. В начале книги автор пишет, что с упоением внемлет старцам, повествующим на родном языке. "Их сказания, - пишет она, - заставляют трепетать сердца взрослых и детей". Сказки - это окна в мир. Они учат любить жизнь, познавать её.
В детстве, сидя зимой возле теплой печи, рядом с бабушкой, Эсет с замиранием сердца слушала её сказки и сказания о далеких предках-богатырях. Сегодня в своей книге она хочет поделиться с читателями тем, что дала ей некогда бабушка - мудрая, много знающая сказительница. Бабушка помогала ей с детства отличать добро от зла, которое в её сказках всегда побеждает, помогала шаг за шагом познавать мир через призму родного языка.
Этим и хочет поделиться Манкиева Эсет с читателями. Она беспокоится, а вдруг молодежь сегодня не сумеет любить также искренне и крепко, как раньше, вдруг не сумеет "ловзар" станцевать с огоньком и задором так, как танцевали наши деды. Удивительно меняются времена. И очень хочется, чтобы стальной стержень духа, свойственный нашим предкам, сохранялся у потомков в веках. Автор этой книги ставит перед собой цель возродить лучшие традиции и обычаи своего народа, напомнить современной молодежи об его истоках.
В ней мы находим поучения бабушки, адресованные внукам. Они, как родник, соединяют два начала: старцев и внуков, передавая последним опыт и мудрость прожитых лет. Сказки бабушки Манкиевой Эсет оригинальны, не похожи ни по сюжету, ни по стилю на сказки других народов. Они легко читаются, так как написаны на доступном красивом родном языке. Читая книгу Манкиевой, погружаешься в своеобразную, милую сердцу жизнь наших бабушек и дедушек. Начинаешь говорить их слогом, обогащая родной язык, перенимаешь их манеры, учишься их песням. Уже сегодня по сюжетам сказок этой книги, к примеру, в школе №10 г.Назрани, ставятся миниатюры.
Манкиева Эсет очень благодарна тем, кто помог ей издать книгу. Ведь написана она была задолго до выхода в свет. Кто станет заниматься творчеством молодой, никому неизвестной девушки? Как ни грустно об этом говорить, но меценатство в наше время встречается очень редко.
Со своими проблемами Эсет обратилась к Президенту нашей республики. "Честно говоря, - призналась она, - я не рассчитывала на успех, но, тем не менее, обратилась к Мурату Магометовичу за помощью, так как была наслышана о его добрых делах". Глава республики её выслушал и выделил необходимые средства для издания книги. Манкиева Эсет очень благодарна Мурату Зязикову. Ведь распознать в молодом человеке талант и помочь ему, не всякому дано. Вот тогда и появились поэтические строки благодарности, которые молодой лирик Эсет Хамзатовна посвятила Мурату Магометовичу:

...В ряду отважных генералов
из первых - Зязиков Мурат.
Хоть восемь братьев я имею,
Он - старший, мой девятый брат.
Когда была я одинока
В своем желании творить,
Он добрым словом и советом
Помог мне робость победить.


Сказки, представленные в книге "Нане хьехамаши фаьлгаши" - это сказки с элементами волшебства, с мифическими персонажами, о животных. Они интересны не только оригинальностью сюжета, но и тем, что здесь мы находим интересные, своеобразные, поучительные присказки и добрые пожелания, именуемые "ловцаш". Поэтому не случайно свое стихотворение, посвященное главе нашей республики М.М.Зязикову, она заканчивает также пожеланием добра:

Пусть даст Аллах ему здоровье,
Терпенье, силу и успех,
И понимание людское,
Необходимое для всех.
Эсет подготовила к изданию ещё две книги. Одна связана с ингушским фольклором, другая -
это сборник ее стихов.

Л.ХАМАТХАНОВА




Учитель - врачеватель души

Учитель - психолог, учитель - душа.
Пусть в жизни счастливая светит звезда
Для мамы твоей, что тебя родила,
Для близких твоих, для тебя, для тебя!


Эти слова я адресую Заслуженному учителю РИ, преподавателю немецкого языка с 27- летним стажем Танкиевой-Парижевой Фатиме Магометовне, ныне директору средней школы № 20 г. Малгобека.
Древнегреческий философ Аристотель говорил "Порядочный человек - это тот кто довольствуется меньшим того, на что имеет законное право". Думаю, эти слова, прежде всего, относятся к Зейнап Шахмурзиевне - маме данного учителя, воспитавшей шестерых замечательных детей, не имея специального образования, но наделенная свыше энергией добра, внутренней культурной, интуицией, которая теперь уже все эти духовные ценности передает своим 14-ти внукам.
Как говорят в медицине, болезнь есть следствие заболевания, а причину таковой надо искать глубже. Так и в области воспитания и обучения: родители осознанно и бессознательно программируют очень многое в будущей жизни своих детей. Подтверждением сказанному является тот факт, что каждый из братьев и сестер Фатимы Магометовны, как и она сама, получил достойное образование, работу, а, самое главное, высокую оценку в обществе. Зная, что каждый из них достоин признания и уважения, и понимая, что в одной статье это сложно сделать, я хочу рассказать с особым упоением о старшей дочери из этой семьи, учителе по призванию Фатиме Магометовне Танкиевой, которую, прежде всего, признала золотая прослойка нашего общества по имени "учащиеся" - лучшие судьи и носители объективной информации, а также их родители и ее коллеги, доверившие ей управление школой.
Фатима Магометовна, успешно окончив среднюю школу № 2 ст. Орджоникидзевской, в 1973 г. поступает в Чечено-Ингушский госуниверситет им. Л.Н. Толстого на романо-германский факультет по специальности "немецкая филология". За год до окончания вуза выходит замуж за молодого человека - Танкиева Або Магомедовича, который дал жене возможность окончить храм науки и реализовать себя в работе. После студенческой скамьи - в 1978 г., она оформляется учителем немецкого языка в Малгобекскую среднюю школу № 13, а в 1981 г. переходит в том же качестве в двадцатую школу, где по настоящее время в разных ипостасях служит любимому делу, раздавая щедро тепло души и предметные знания учащимся, в каждом из которых видит личность с разными начальными условиями, а также управляет коллективом школы, снискав у них почет и уважение.
Свое педагогическое кредо Фатима Магометовна выразила словами Л.Н. Толстого: "Воспитывая, образовывая, развивая, или как хотите, действуя на ребенка, мы должны иметь и имеем бессознательно одну цель: достигнуть наибольшей гармонии в смысле правды, красоты и добра". Долгие годы она работала заместителем директора по учебной части. С 1997 по 2002 гг. совмещала работу в школе и Ингушском госуниверситете на кафедре немецкого языка. А с первого августа 2002 года избрана директором в родной школе, которой на протяжении многих лет посвящает лучшие годы жизни, где обнаружила все человеческие и профессиональные качества, прошло ее становление и признание заслуг. Она "Отличник просвещения" РФ (1984г), "Заслуженный работник образования" РИ (2003 г.)
На учителей по призванию у меня особое чутье. Полагаю, что они врачеватели души детской. При общении с Фатимой Магометовной я мысленно представляла ее уроки, диалог учитель - ученик, атмосферу доверия между двумя возрастными категориями, и когда я посетила ее уроки, увидела то, что и ожидала: я соприкоснулась с талантом мастера, настоящим искусством обучения и воспитания учащихся, искусством обращения с ними. Читатели и представить себе не могут, как долго, в силу своей скромности, Фатима Магометовна, узнав о цели моего визита в школу, предлагала фамилии достойных учителей из своей школы, о которых очень просила написать.
Труд творческого учителя невозможно материально оценить. Это емкий, бесценный труд, формирующий дух, цели, понятия, привычки, культуру речи, предметные знания, а по большому счету, такой учитель, как Фатима Магометовна, формирует личность, являющуюся носителем добра и специальных знаний. Она, как заботливая мама, чувствует, слышит, видит всех и каждого на уроке, используя различные методики обучения, вселяя уверенность отставшему, повышая степень сложности задания для продвинутого, в итоге, поощряя всех учащихся, выражая всем без исключения человеческую благодарность. Подводя итоги урока, она и здесь по-настоящему талантлива: очень деликатно, разделяя с одинаковой силой радость успешных ответов одних учащихся и досаду неудач других, излучает и посылает детям добро, свою поддержку и защиту. Проводя на уроке телемост Берлин - Малгобек, учитель параллельно обучению языку учит дипломатии, отрабатывает дикцию, создает проблемные ситуации для наиболее полного выявления способностей детей в их самостоятельной деятельности. В беседе с учащимися преобладают слова: "умничка, пожалуйста, помогайте друг другу, простите, благодарю". На каком-то этапе кто-то из учащихся становится учителем сам. Подражая настоящему учителю, а это бывает в любом возрасте в большей или меньшей степени, ученик общается со своими сверстниками на языке взрослого учителя. Приветствие, обмен информацией, прощание, звучавшие из уст учащихся на немецком языке, для меня - учителя математики - были близки и понятны, так как там прослеживалась культура самого учителя, вырисовывался образ Фатимы Магометовны.
Талантливый человек, действительно, справляется с любым делом, отпущенным судьбой. Говорят, искусство управлять и искусство воспитывать самые трудные, даже если ты лидер по признанию общества, а не по назначению сверху. Фатима Магометовна считает главной мерой всех ценностей человека и несет всем своим существом ответственность за подчиненного. В стиле ее руководства преобладает поддержка, помощь учителю, она опирается на качественные показатели коллег, а они, в свою очередь, платят тем же, показывая высокопрофессиональные уроки и личное нравственное отношение к работе.
Свое мнение о личности директора экспромтом сказала учитель русского языка и литературы с 5-летним стажем, заместитель директора по учебной части Албогачиева Малика Мурадовна: "Благородна, требовательна к себе и к нам, цели гуманны, осуществляет их настойчиво, с присущим ей педагогическим тактом".
Очень тепло и искренне, опережая свои мысли, отзывалась Эгиева Марем Даудовна - учитель английского языка высшей категории с 18-летним стажем. Она, наслаждаясь предоставленной возможностью выразить мысли вслух, сказала: "Фатима Магометовна - мой наставник, близкий человек, одухотворенная личность, сама гармония внутреннего и внешнего содержания, замечательный управленец, ориентированный на завтрашний день".
Марем Даудовна назвала ее патриотом своей республики, перечисляя все мероприятия, которые Фатима Магометовна проводила с учащимися, особенно подчеркнув внеклассную работу "Сыны Ингушетии" на немецком языке. "А сколько ее учащихся становились призерами олимпиад различных уровней, а сколько выпускников выбрали специальность "немецкий язык", а сколько ею проведено семинаров как городских, так и республиканских, а какой у Фатимы Магометовны богатый материал по краеведению, а как она увлекает учащихся на творчество", - продолжала коллега.
Сама Фатима Магометовна говорила о замечательных учителях своей школы, об их жизненных перипетиях, о школьном образовании, о классах с профильным обучением в перспективе, о перегруженности учебного плана, а также переполненных классах, о желаемых новостройках детских дошкольных и школьных учреждений в Малгобеке, о конно-спортивной школе для детей и юношества и о многом другом, что ее волнует сегодня не только как директора школы, а как гражданина республики, как родителя. Я имела неосторожность прервать ход ее бесконечных мыслей и задать вопрос: "Что бы Вы для себя лично попросили при встрече с Президентом республики?" Последовал блицответ: "Оснастить ИПК современными техническими средствами обучения, методической литературой, современными наглядными пособиями, чтобы творческий учитель не угасал, а посредственный на него равнялся". Вот таков правдивый образ этой славной женщины - директора школы № 20 г. Малгобека.
Фатима Магометовна с восторгом называла фамилии своих выпускниц, а ныне студенток Ингушского госуниверситета немецкого отделения, бывших призеров олимпиад: Мамилову З., Кариеву П., Гайсанову З., которая, окончив КБГУ (немецкое отделение), работает в этом же вузе. Отвечая на вопрос о самом памятном из школьной жизни, опять прозвучало: "Мои ученики, особенно выпускники 1987 и 1995 годов, в сотрудничестве с которыми проходило их и мое утверждение, реализация творческих замыслов". Когда речь зашла о годах работы в ИнгГУ, первое, что ей опять пришло на ум - подчеркнуть главную ценность в своем мировоззрении - личность человека. Она рассказала, сколько светлых воспоминаний оставили в ее памяти встречи и беседы с Котиевой Мадиной Алаудиновной - заведующей кафедрой немецкого языка, требовательным, профессионально подготовленым человеком, как отзывается о ней наша героиня.
Воистину, Фатима Магометовна - учитель по велению Всевышнего. В моей многолетней школьной практике приходилось слышать сетования учителей, что их "не хватает" на воспитание собственных детей. Убеждена, вырастить достойных граждан общества - долг родителей и учителей, а воспитавшие таковых достойны самых высоких наград, ведь они совершают гражданский подвиг. В семье Танкиевой Фатимы Магометовны трое взрослых интеллигентных детей: два сына - Тимур и Гапур, и дочь Марета, теперь уже Яндиева-Танкиева, двое из которых - Марета и Тимур - окончили школу на золотые медали, а Гапур успешно окончил Малгобекскую гимназию. Дочь Марета имеет два высших образования: педагогическое - по специальности "английский язык" и экономическое, но в выборе профессии пошла по сложному, но благородному пути. Она, как и мама, преподает в родной двадцатой школе английский язык, сын Тимур - студент IV курса ИнгГУ (немецкое отделение), младший - Гапур - студент III курса ИнгГУ экономического факультета по специальности "менеджмент".
Размышляя о жизни, подвергая анализу дела и поступки как свои, так и близких, знакомых, а также увиденное, прочитанное, прихожу к мысли, что все есть следствие предыдущего. Так и в жизни моей героини. Ничего случайного. Все свои удачи, стремления к совершенству Фатима Магометовна выстрадала сама, пропуская через сердце, выпестовала, не избегая трудностей. Думаю, что фортуна ей улыбается заслуженно. Она уважаема, высоко оценена обществом, имеет благодарных детей, т.е. крепкую семью. Круг ее родственников как ближайших, так и близких состоит, в основном, из педагогов и медиков, а представители этих профессий самой сутью своей деятельности передают следующим поколениям обогащенную культуру, несут в мир добро. Думаю, что ее дети, а также большая армия учащихся, вчерашних и сегодняшних, могут с гордостью рассказывать о Фатиме Магометовне при ее жизни своим детям, внукам и всем, всем. И не только они, а мы, живущие на земле, знающие людей, способных отдавать сердечное тепло окружению, особенно детям, должны о них рассказывать обществу, чтобы тем самым приумножать чувства добра и саму добродетель.
Фатима Магометовна вот уже на протяжении почти 30-ти лет дает открытые уроки, показывает мастер-классы, утверждая культуру своего народа и сближая ее с другими культурами. По основному принципу сенсуализма по Д. Дидро "Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах". Она - человек, который говорит, как мыслит и верит в то, что говорит. Этому чуткому, удивительно скромному педагогу, учителю по призванию, компетентному руководителю выражаю свою искреннюю признательность и благодарность. В ней все прекрасно: и душа, и нравы, и одежда.

Л. БОЛГУЧЕВА , Заслуженный учитель РИ


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru