новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 22 (9964) четверг, 14 февраля 2008 года

Быть воспитанным, чтобы воспитывать
Учитель русского языка и литературы средней школы №2 ст. Орджоникидзевской Людмила Васильевна Солянникова привлекла мое внимание на одном из рабочих форумов министерства образования Республики Ингушетия. В конце прошлого года, она в числе других представителей общеобразовательных школ республики принимала участие в работе республиканской научно-практической конференции под названием «Информационно-образовательные ресурсы: традиции и новации», посвященной Году русского языка, объявленного Указом Президента России В.В.Путиным. К этой конференции Людмила Васильевна подготовила содержательный и весомый доклад на тему «О значении теории речевой коммуникации», но строгий регламент ограничивал во времени всех выступающих и в одинаковой степени требовал от всех быть краткими. Вынужденно сокращая свое выступление, докладчик выделила основные моменты своей работы, которые привлекли особое внимание  участников конференции и вызвали интерес коллег, деятелей науки, образования и представителей общественности.

- Лучше человечество становится только тогда, когда качество ума оценивается не по увеличению количества владеющих знаниями, а по качеству их отношения к жизни, науке, искусству и в первую очередь – к другим людям, - убежденно говорила Л.В.Солянникова с трибуны зала. И, продолжая тему разговора, она обратила внимание присутствующих на то, что республика наша, как и страна в целом, может выжить только будучи умной и способной решать сверхсложные задачи. Чтобы успешно справиться с такой проблемой, не сомневаясь говорила оратор, надо смело вносить новые необходимые коррективы в систему образования и повышать действующий статус школьного образования и, безусловно, престиж самих учителей.
После завершения работы конференции мы встретились с Людмилой Васильевной и даже в неофициальной обстановке она продолжала говорить о наболевшем.
- В XXI веке перед педагогами возникает серьезная проблема информационной перегрузки содержания образования. Невозможно знать все и обо всем. Современные требования, предъявляемые к уроку русского языка порой приводят в растерянность от обилия сложнейших задач. Где же искать ресурсы обучения языку и литературе?
Призадумавшись и, отвечая на свой же вопрос, она продолжала: “Чтобы правильно организовать преподавание, учитель должен понимать, что те сведения по предметам, которые он передает ученику на уроке, являются лишь информацией, т.е. сырьем для будущего знания или умения.
Успех процесса обучения обусловлен формированием у школьников умения преобразовать получаемую информацию в знания. Открытие педагогами и психологами этого дидактического закона позволило увидеть перспективы использования теории, развивающей учение, и технологии деятельного подхода к изучению русского языка и литературы на основе психологии усвоения учебных действий”.
Бесконечно, не уставая моя героиня могла бы говорить о своей работе, любимой школе и о своих учениках. Но для начала я попросила Людмилу Васильевну рассказать немного о себе и она со свойственным ей артистизмом начала повествование о своем нелегком жизненном пути.
- Я русская по национальности, но отношусь к коренным горянкам, т.к. родилась в Чечено-Ингушетии в тот самый опальный, послевоенный период действия культа сталинизма.
Родители моего отца по воле судьбы весной 1944 года оказались пассажирами на поезде Владивосток – Тбилиси, но до Грузии они не доехали.
Эшелон с людьми был остановлен военными в незнакомом месте, а пассажиров безо всякого объяснения по холодной и безлюдной местности, по снегу, кого на телегах, а кого и пешком заставили следовать в неизвестном направлении. Спустя некоторое время их начали  поселять по горным селениям Галашкинского района, откуда в феврале того же года без суда и следствия были изгнаны ингуши и чеченцы. Моя бабушка сильно возмущалась оттого, что ее с детьми безосновательно сняли с поезда и ей с младенцам на руках пешком приходилось идти неизвестно куда в такое холодное время. Но солдаты и офицеры выполняли приказ и не реагировали на возмущения людской толпы.
Таким образом мои предки оказались в Алхастах и вынужденно привыкали к новой жизни на новом месте. Исторически доказано, что данная операция, как и многие другие, подобные ей, была направлена на вытеснения горских народов со своих земель и носила насильственный характер. Русские, украинцы, и другие представители многонациональной России не по своей воле оказались в этих покинутых селениях. Но жизнь продолжалась и, спустя девять лет после переселения, в 1953 году родилась я. Через определенное время, когда чеченцы и ингуши начали возвращаться из Казахстана на Родину, мы переехали жить в ст. Орджоникидзевскую. Отцу дали однокомнатное помещение в барачном общежитии, куда мы и переселились. Кстати, я до сих пор проживаю там одна после смерти родителей.
Учиться я пошла во вторую школу станицы, где я в данное время преподаю.
Я была единственным ребенком в семье и особо чувствовала опеку отца, который был очень подтянутым и дисциплинированным военным техником, а позже и политработником. Мама же – кадровый финансист - была намного строже отца и не любила безответственных людей. Но вместе они создавали доброжелательный и прочный семейный дуэт и многое успели передать мне.
Будучи ученицей старших классов я сотрудничала в районной газете «Знамя труда» и те статьи, которые выходили в газете под моей фамилией я использовала в качестве трудового стажа при поступлении в ВУЗ: с первой же попытки я стала студенткой отделения факультета журналистики  МГУ. Успешно справляясь с учебой,  работала в начале в редакции газеты «Знамя труда», затем немного попробовала свои силы редактором цикла передач на Чечено-Ингушском радио, сотрудничала в многотираже. Но в конце семидесятых меня пригласили на работу в школу, т.к. в те годы наблюдалась нехватка преподавательского состава в учебных заведениях. Я тогда могла вести не только русский язык, но и математику, т.к. к этому времени  успела освоить и эту специальность. Но я решила взять на себя смелость обучать детей гуманитарным предметам и в ожидании вакантной должности в газетном издательстве начала давать уроки в старших классах. Спустя полгода мне предложили занять должность заместителя редактора газеты «Путь Ленина» Назрановского района, но  пришлось отказаться от такого престижного места. Дело в том, что за такой короткий промежуток времени я так сильно привязалась к детям, что уже не представляла свою жизнь без них и  поняла, что никогда уже не смогу расстаться с ними. Более того, мне было стыдно бросать их и предавать.
Решение остаться в школе и посвятить всю свою дальнейшую жизнь преподаванию подтолкнуло меня к необходимости получить и специальное педагогическое образование. В 1987 г. я заочно окончила Ставропольский педагогический институт.
Так уж получилось, что у меня не сложилась семейная жизнь и детей своих у меня нет. Но все мои ученики становятся  такими родными, что я  не чувствую себя одинокой. Хотя после смерти родителей  живу одна и никуда отсюда, с Родины своей, уезжать не хочу. Большинство из моих родных звали меня с собой, когда покидали республику в неспокойное время, но я отказалась ехать и не жалею об этом. Меня здесь любят, принимают как свою и то обстоятельство, что я русская не делало мне проблем. У всех наций есть и хорошие, и плохие, и поэтому я стараюсь плохое не замечать.
Выросли мои первые ученики, многие из которых стали известными людьми в республике, и меня это радует так же, как и их самих. Я не раз убеждалась в том, что мои выпускники меня помнят всегда: и в радости, и в горе. Поэтому я не жалею, что не пошла работать в газету или оттого, что не сбылась моя детская мечта. А мечтала я стать актрисой. В раннем детстве, как рассказывала мама, я любила кого-то изображать или  копировать и, тем самым, привлекала внимание окружающих. А в школе  участвовала во всех вечерах и смотрах художественной самодеятельности, играла в разных спектаклях, вела школьные концерты и другие развлекательные мероприятия. А когда  поступала на журналистский факультет МГУ и после окончания учебы мне на кафедре предлагали сдать документы в театральный институт, но что-то внутри во мне не соглашалось с такой идеей, может, мамино воспитание где-то повлияло. Она была очень строгой и волевой женщиной и не любила “несерьезные” профессии, к которым относили тогда и актерское творчество. К тому же  я очень любила сочинять и писать, мне интересно было разбираться в чужих судьбах, узнавать о людях как можно больше. Хотя я до сих пор не перестаю восхищаться нашими театральными деятелями и с особым трепетом отношусь к артистам своего поколения. Поэтому я стараюсь не пропускать ни одну из передач Виталия Вульфа «Мой Серебряный шар», где рассказывается о трагических судьбах многих великих актеров. Ведь они являются не только работниками  культуры, но и истинными борцами за справедливость на  земле, стойко противостоят гнетущим обстоятельствам. Но внутри меня актриса жила и живет по сей день. И это замечают все, кто меня знает, особенно коллеги на работе. Но, согласитесь, без этого невозможно работать в школе. Учитель – он в то же время и актер. Он должен играть главную роль в классном спектакле под названием «урок»  перед своими, подчас очень строгими зрителями. Бывает, я веду в 10-м классе «Грозу» Островского и специально накидываю на плечи мамину шаль и перевоплощаюсь в тот образ, о котором рассказываю. И детям это, безусловно, нравится: они с большим интересом изучают новую тему и влюбляются в гуманитарные предметы, особенно в литературу, которая способствует нравственному и интеллектуальному развитию детей любого возраста. Вхождение ребенка и подростка во Вселенную происходит в первую очередь с помощью литературы и книги, способной питать ум и воображение маленького человека. Я всегда на своих уроках открываю детям новые миры, образы и модели поведения, мощным средством духовного развития личности при котором являются чтение и книга. А литература является предметом личностным, пробуждающим не только ум человека, но и душу. И здесь учителю нельзя оставаться случайным и посторонним человеком в судьбе своих подопечных. Школьные мероприятия, такие как  «Пушкинский бал» и “Тургеневский бал» проходят с активным участием школьников старших классов. Это помогает детям лучше освоить школьную программу, формирует навыки, которые потребуются выпускнику при сдаче ЕГЭ. Раньше такой подход к урокам практиковался чаще, чем сейчас. Да и дети раньше относились к учебе намного серьезнее, а престиж школы и самих учителей в государстве тоже был выше. И вообще в нашей стране идет время перелома всей образовательной системы и всего строя, а когда идет перелом, то иногда рушится и то, что нельзя рушить, а необходимо сохранить.
Я не хочу сказать, что  советская система образования была идеальной, но, тем не менее, мы пока что не можем найти реального выхода из создавшегося положения, когда растет детская преступность. И поэтому в первую очередь мы должны научить своих детей быть людьми. Говоря простыми русскими словами, мы должны прививать им нравственность, доброту, чувство взаимопонимания и взаимовыручку.
К сожалению, наше сегодняшнее телевидение является разносчиком безнравственности: очень много на экранах телевизора дети видят крови и жестокости, фильмов ужасов и боевики, где все основано на лжи и лицемерии. Запретить детям смотреть такие передачи не всегда получается, а что это воспитывает в ребенке, догадаться не сложно. Сегодняшние подростки менее общительны на уровне знания. Они общаются на уровне улицы, игротек, которые так сильно мешают нашим детям. Эти негативно влияющие на наших детей новшества на второй план отодвинули книгу, хотя лучшая часть нашей детворы и юношества с любовью и интересом относятся к чтению и читают довольно много. Помимо произведений, предназначенных школьной программой, я стараюсь увлечь своих учеников чтением мировой классической литературы. Стендаль, Бальзак, Шекспир, Драйзер никого из своих читателей не могут оставить равнодушными и, познакомившись хотя бы с одним из этих известных писателей, внутренний мир человека преобразовывается. Человек начинает понимать эту жизнь во всех ее проявлениях.
Если говорить об условиях работы, то надо сказать, что школа наша находится в старом  здании, построенном более ста лет назад. Оснащенность у нас  слабая, модернизация желает быть лучше, хотя все эти недостатки затмевают наши учителя своим честным и упорным трудом.  Педколлектив у нас дружный, сильный и спаянный. Новую школу нам обещают построить, проект будущего храма знаний давно уже на бумаге, хотя стройка еще не начата. С таким долгожданным новосельем мы связываем надежды на новые условия работы со всем необходимым оснащением, когда вместо указки и мела в руках преподавателя будет курсор, а в место доски – информационное табло компьютера. И тогда дети со свойственным им пристрастием к современной технике будут намного серьезнее относиться к учебе и с удовольствием начнут посещать уроки, где задание будет давать компьютер, проверять ошибки и делать замечания тоже будет он. В нашей школе имеется всего один компьютер, отсутствует кабинетная система обучения и многого нам еще не хватает для полноценного процесса обучения.
И еще об одной немаловажной стороне жизни наших детей мне хотелось бы сказать. Касается это родителей школьников, которые в первую очередь должны заниматься воспитанием своих домочадцев. Дело в том, что наступили такие времена, когда родителям, а в особенности матерям, приходится прежде всего заботиться о материальном благополучии семьи, о куске хлеба и т.д. Большинство женщин у нас почти весь световой день проводят на рынке и торгуют кто чем может. Вечером приходят домой и от физической усталости им не бывает никакого дела до детей и их учебы. А о каком воспитании может идти речь, если у мамы не хватает времени даже на проверку дневника и домашнего задании?!
Но, как бы там ни было, мы стараемся работать с родителями в плане обучения и воспитания детей. Лично я все свое свободное время уделяю посещениям семей отстающих детей и в домашней обстановке преподношу уроки нравственности и чистоты. Ведь родители не всегда могут ходить на собрания. Поэтому я сама хожу к ним, если бывает такая необходимость. Мне кажется, живой диалог может дать намного больше обоюдной пользы, чем запись в дневнике.
Хотя такие посещения забирают много физической и моральной энергии, тем более, у нас наблюдается частный моральный перегрев от дополнительных нагрузок из-за мизерной зарплаты в виде полутора ставок. Нужда заставляет работать на выживание и тогда порой бывает не до воспитательного процесса. В наших школах, к сожалению, нет должности воспитателя, что делает работу учителя–предметника более трудоемкой и тяжелой. И только настоящая любовь к своей работе, искренне переживание за будущее нашей страны помогает нам преодолевать  подобные трудности в системе преподавания и в жизни.
“Как интересно и трогательно, - подумала я, - когда человек целиком и полностью отдает себя любимому делу и посвящает ему всю свою жизнь!” После разговора с Л.В. Солянниковой я невольно вспомнила одну древнюю притчу, которая гласит о том, что в какой-то пустыне находится удивительный камень: серый и неприметный с виду, он весь световой день лежит под палящим солнцем и как только угасает последний лучик солнца, он начинает излучать яркий свет и отдавать тепло всему окружающему, отчего становится даже темной ночью тепло и светло вокруг. Не случайно я вспомнила об этом именно при встрече с моей героиней, ведь она, подобно этому необыкновенному камню, излучает свет и делится или со всеми, кому это необходимо. Таков и есть учительский труд. Порой будничный, незаметный, но такой незаменимый и благородный! Система образования меняется, а Учитель остается, процесс обучения совершенствуется, но Учитель, согревая душу, все также остается неизменным. И это постоянство спасает нас от духовного оскудения. Никто другой, кроме учителя не сможет помочь маленькому человечку вписаться в житейский мир и обрести высокий смысл своего личного бытия, определяя при этом свое отношении к жизни. Еще Лев Толстой заметил, что если учитель не научит ученика своего творить, то в жизни своей этот ученик будет только подражать кому-то и жить чужой жизнью. И Людмила Васильевна делает все возможное, чтобы ее дети, как она их ласково называет, стали свободно мыслящими, эрудированными и творческими личностями. Как я поняла из нашей беседы, для нее самое главное – научить детей верить в себя. Ведь не только красота, но и вера в себя может спасти мир. И это не громкие слова, а ключевое направление, с которым каждый здравомыслящий человек на современном этапе жизни достигает своей определенной цели. А образовательный процесс является главным в повышении статуса человека как личности, и учитель при том – творец его. С такими учителями, как Людмила Васильевна, среди нас тоже появятся свои Ломоносовы, Пушкины, Моцарты… Надо только вовремя распознать их, придать личностно-ориентированному обучению каждого ученика особое внимание и прививать учащимся культуру в достижении знаний и любовь к избранному делу, что благоприятно способствует развитию творческих способностей и нравственных качеств личности. Сегодня немало говорится о проблемах и перспективах образования. Используя в своей работе вариативные элементы и  образовательные технологии, учитель русского языка и литературы Людмила Васильевна Солянникова строит свою работу на основе живого интереса к атмосфере сотрудничества на занятиях с детьми и прибегает к таким приемам преподавания, которые помогают ей прикоснуться одновременно  и к уму, и к сердцу каждого ученика. Она хорошо понимает, что именно от эрудиции учителя, от его любви к детям зависит отношение школьников к познанию нового, неизведанного. Уроки внеклассного чтения и живое общение с детьми заметно расширяют кругозор учащихся, формируют их мировоззрение и развивают долговременную память. Но для того, чтобы преподать такое обогащение души, учитель сам должен обладать социально-нравственными ценностями. Ведь нравственное, интеллектуальное и эстетическое развитие детей и подростков напрямую связано с получаемой ими от взрослого духовной пищей. И самую главную роль в социализации современной личности играют люди, посвятившие свою жизнь делу формирования полноценного человека, трудовая деятельность которых несовместима с равнодушием, серостью и формальным отношением. Глубокие нравственные идеи, взаимоотношения с детьми, их переживания остаются для них всегда и всюду главными. Два основных человеческих качества являются преобладающими в вопросе подбора кадров для выполнения той или иной задачи. Это прежде всего моральные и нравственные качества человека. Но на самое первое место можно было бы поставить духовную составляющую людей, ибо все мы в своей деятельности прямо или косвенно соприкасаемся друг с другом и зависим от обстоятельств.
В древности учитель приравнивался к тем категориям людей, которых почитали и уважали в обществе, т.к. они являлись носителями знаний и хранителями нравственного и духовного богатства. Мудрых людей в старину возносили даже короли, к ним прислушивались богатые вельможи, т.к. грамота давалась всегда нелегко  особенно раньше. Только святые могут научиться учить, считали в глубокой древности. Сегодня общество понимает реальную цену таким высказываниям мудрецов и высоко чтит заслуженные успехи и трудовые победы наших учителей, среди которых свое почетное место занимает и Л.В. Солянникова. За высокое педагогическое мастерство и добросовестный труд на благо отечественного образования ей было присвоено звание «Учитель года России-2002». В том же году она, по решению конкурсной комиссии, была удостоена чести принимать участие в организованном партией «Единая Россия» экскурс-турне по странам Европы с конечной остановкой Париж-Версаль, оттуда  привезла много приятных впечатлений. Вся трудовая деятельность Л.В. Солянниковой сопровождалась неоднократными командировками в Академию повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ, стажировками в Московском Центре Интернет-образования, участием в международном Фонде образования по подготовке преподавательского курса по нравственно-этическому воспитанию учащихся, которые помогали ей держать статус учителя на высоте. Об этом говорят многочисленные дипломы и грамоты республиканского и федерального уровня, которыми награждалась Людмила Васильевна за большой вклад в сохранение национальной самобытности и укрепление единства народов России. В 2006 году президент РИ М.М.Зязиков в торжественной обстановке вручил Л.В. Солянниковой  медаль «К 100-летию М.А.Шолохова», которой она очень дорожит.
Но самой большой наградой своего труда, Людмила Васильевна считает успехи своих выпускников, когда они после школы поступают в вузы и становятся толковыми специалистами.
Вспоминая годы своего становления, она с улыбкой на лице говорила о тех людях, благодаря которым сумела найти свою дорогу в жизни и сделать один - единственный правильный выбор. Это ее первые учителя Лейла Артагановна Татиева и Айшат Умаровна Фаргиева, которые по достоинству могут гордиться своей ученицей, несомненно обладающей высоким интеллектуальным уровнем, профессиональным мышлением и богатым творческим потенциалом.
Мир прекрасного… Приобщение к нему создает новые горизонты видения, совершенствует вкус. Говорят, что из всех сокровищ земного бытия знания – самое драгоценное. Ведь не зря во все времена одной из главных составляющих жизненного успеха человека являлось хорошее образование.  Получить его мы сможем только тогда, когда на трибуне класса или аудитории будет стоять такой педагог, у которого дарить знания будет не простым житейским делом, а призванием души и сердца!
Не одно поколение людей, среди которых врачи, учителя, юристы и просто хорошие родители, могут сегодня с благодарностью вспоминать своего наставника, Учителя с большой буквы Людмилу Васильевну Солянникову и помнить ее благодатный и самоотверженный труд.
Спасибо ей за это огромное и низкий поклон!

М.ОЗДОЕВА  

Самой большой наградой своего труда Людмила Васильевна считает успехи своих выпускников, когда они после школы поступают в вузы и становятся толковыми специалистами своего дела

 

Настоящий учитель спасает нас от духовного оскудения и никто кроме учителя не сможет помочь маленькому человечку вписаться в житейский мир и обрести высокий смысл своего личного бытия, определяя при этом свое отношении к жизни

 

Учитель должен играть главную роль в классном спектакле под названием «урок» перед своими подчас очень строгими зрителями

 

 

 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru