новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  1 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 9 (9951) среда, 23 января 2008 года

Семья – как социальный институт
Среди непреходящих ценностей, созданных человечеством за десятки тысяч лет, семья - одно из величайших. Семья является важной ячейкой и высшей моральной ценностью общества, имеет общественное значение, так как воспитывает и готовит новых его членов. В последние годы мы становимся свидетелями того, как семья, дети, а, следовательно, здоровое общество занимают важное место в приоритетах руководства страны. Ведь если обратить внимание на те проблемы, перед которыми оказалось человечество, и не в последнюю очередь наша страна, то проблема семьи, демографии, здорового образа жизни, как основы  жизни, налицо.
Социокультурное происхождение семьи всегда привлекало к ней внимание, начиная от классиков и кончая нашими современниками. Из всех социальных институтов именно семья, по удачному выражению крупнейшего польского социолога Я.Щепаньского, является единственным, “разрастающимся изнутри”. Человеческая личность не «рождается», а становится ею через процесс социализации, и  семья здесь играет основную роль в её формировании.
Семья - объект исследования многих наук и, может быть, когда-нибудь возникнет междисциплинарный, системный подход к изучению института семьи. Знания о положении семьи в обществе, о соотношении семьи с другими социальными институтами, о роли семьи в стабилизации социальной структуры, безусловно, являются полезными для понимания социальных изменений и решения множества социальных проблем.
Из общественных явлений жизни наибольшее внимание в последние годы у этнографов и социологов вызывает тоже семья. Хотя надо отметить, что для этнографов эта тема не нова: историко-этнографическое изучение семьи и семейных обычаев зародилось более ста лет тому назад.
Изучение института семьи не сводится к пониманию семьи как подсистемы общества, выполняющей специфические функции по рождению, содержанию и социализации новых поколений. Семейная жизнедеятельность вплетена в социальную реальность – арену столкновения многообразных социальных сил, участвующих в процессах социальной дифференциации и специализации. Именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности.
Как обеспечивается преемственность поколений? Что теряется и что приобретается при передаче опыта от уходящих к приходящим вновь продолжателям жизни? Каким образом происходят преобразования основ общественного порядка в ходе истории? Все эти вопросы являются стратегическими вокруг института семьи.  Здесь же следует отметить и то, что семья выполняет посредническую роль в согласовании интересов личности и общества.   
Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения. Семья является основой всех социальных институтов, и, говоря о развитии семьи, подразумеваем развитие общества в целом. Когда речь заходит о семье, мы прежде всего представляем ceбе мужа, жену и их детей. Такая форма организации семьи называете супружеской, или нуклеарной семьей. Кроме нуклеарной семьи в нашем обществе (как и во многих других) распространена форма семейной организации, которая называется родственной семьей. Родственная семья основывается не только на супружеских отношениях двух людей, но и на кровном родстве большого числа родственников.
Создание семьи в культуре любого народа – это явление, вызывающее основное внимание социума. Известно, что правила, устои, обычаи и традиции семейной жизни отличаются своеобразием и специфичны для каждого общества. Семейная жизнь требует от человека уважения и нравственности, выдержки и самообладания, целеустремлённости и самостоятельности, решительности и настойчивости. Эти качества человек может выработать через самодисциплину, имеющую этическое значение, что делает этикет незаменимым для укрепления не только воли, но и всех сил души.
Всем этапом первичной социализации, практически идёт подготовка личности к самостоятельной жизни, что подразумевает и создание семьи в том числе. Социально-нравственная готовность к семейной жизни предполагает гражданскую зрелость. Развитое нравственное сознание юношей и девушек - одно из важных условий готовности к созданию семьи. Содержание подготовки подрастающего поколения к семейной жизни  включает в себя наряду с другими  и такие  аспекты, как:
1) общесоциальный, раскрывающий содержание российского, ингушского образа жизни, общественной сущности брачно-семейных отношений,  значимости семьи как важнейшей ячейки общества, идейных ценностей,  социальных ролей супругов и родителей;
2) правовой: ознакомление с основами законодательства о браке, с важнейшими положениями семейного права, с обязанностями супругов по отношению друг к другу, к детям, к обществу; знание норм морали ислама и обычного права ингушей, касающихся вопросов семейно-брачных отношений;
3) этический, включающий воспитание следующих нравственных  качеств: уважительное отношение к матери, отцу, старшим и младшим, дружеское отношение к представителям другого пола, ответственность, верность, честность, сдержанность, доброта, уступчивость, осознание нравственных основ семейных отношений, любви как нравственной  основы  брака; чувство  долга  перед  супругой (супругом), семьёй, детьми; культура интимных  чувств, правильное представление смысла идеального мужа  и  жены,  отца  и  матери;
4) эстетический, включающий в себя формирование отношения к семейной жизни как к самостоятельной эстетической ценности; от эстетической культуры человека зависит интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворённость отношений  к  миру  и  другим  людям;
5) психологический: формирование понятий о личности, об особенностях психологии межличностных отношений, умения понимать психологию других людей, развитие чувств, необходимых для супружеской и семейной жизни;
6) педагогический; включающий формирование представлений о роли семьи в воспитании детей, её педагогическом потенциале, специфике семейного воспитания, воспитательных функций отца и матери;
7) хозяйственно-экономический: вооружение знаниями о культуре быта, умениями ведения домашнего хозяйства и т.д.   
Семья, как источник образцов поведения, связывает человека с нравами и культурным наследием прошлого народа, передаёт новым  поколениям эстафету социально-нравственного  прогресса, осуществляя связь  времён. Мудрые предки  понимали, что именно нравственная культура семьи является тем важным микроклиматом, который воспитывает достойных членов общества. Развитие нравственных качеств человека предполагает разумное использование многовекового опыта предшествующих поколений. Преемственность высоких идеалов даёт возможность новому поколению вобрать в себя и развить всё лучшее, что было создано до него, обогатить в новых условиях многообразие духовных и нравственных  ценностей народа. Это в определённой степени цементирует общество, так как нравственный авторитет каждого человека отзывается на его близких родственниках, семье, фамилии и проходит через несколько поколений.
З. Дзарахова

 

 

 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru