новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 172 (9940) среда, 26 декабря 2007 года

 Путь к гармонии через сердца людей
Неформальность – это позиция авторитетной личности, человека, по-настоящему увлеченного процессом созидания на благо своих соотечественников. И, конечно такие профессионалы никогда не остаются незамеченными окружающими. Особенно, если они относятся к сфере образования.
Преподаватель должен сделать все возможное, чтобы учащийся чувствовал себя уверенно, не боялся высказывать свою точку зрения и по поводу обсуждаемых вопросов.
В этом совершенно однозначно уверена героиня моего очерка Татьяна Николаевна Бузуртанова – педагог с тридцатипятилетним стажем работы, снискавшая любовь и уважение нескольких поколений детей и людей старшего возраста. Конечно, многое останется за этими газетными строчками – обо всем и не расскажешь, но одно нельзя не отметить сразу: у Татьяны Николаевны никогда слова не расходятся с делами.
Бесспорно, только обладающий силой духа и воли человек способен внушать доверие и восхищение, покорять всех своей мудростью и простотой. Будучи еще маленькой, она поняла насколько важно человеку иметь дружную и крепкую семью, ибо только отсюда исходит код жизни будущей личности человека. Большую роль в становлении индивидуума играет и любимый учитель, который со школьных лет способен привить любовь к тому или иному предмету. Именно в старших классах Таня решила, что станет химиком-биологом, т. к. ей очень нравилась учительница Клавдия Ивановна Кумина, которая преподавала в средней школе №1 г. Донского Тульской области. И поэтому выбор выпускницей был сделан однозначный. В августе 1973 года, после окончания химико-биологического факультета Тульского педагогического института, по распределению Татьяна Николаевна Баулина приехала в среднюю школу №2 г. Назрани. Молодые специалисты из других регионов не всегда надолго задерживались здесь, многие уезжали, не отработав назначенного срока практики. Именно так поступила и Таня, которая уже на третий день после приезда в Назрань, села на обратный поезд и уехала в Туапсе к маме. Но мать, к ее большому удивлению, не одобрила ее решение не подчиняться воле институтской комиссии и  отправила с новыми напутствиями обратно в Назрань.
Молодая девушка в очередной раз решила испытать судьбу и, поменяв маршрут в сторону Тулы, поехала к бабушке, которая со свойственной ей строгостью напомнила внучке о том, что государство пять долгих лет обучало ее и платило при этом «подъемные» не для того, чтобы она самовольно отказалась работать там, куда ее направил институт. И молодой педагог вынуждена была подчиниться воле старших. После длительного путешествия, спустя пятнадцать дней, Таня снова приезжает в Назрань, где узнает, что о ее таинственном исчезновении дирекция школы №2 уже поставила Тульский пединститут в известность. Конечно, это был не самый приятный момент в ее жизни, и оправдать свое поведение она решила примерным исполнением возложенных на нее обязанностей.
Бывший директор Назрановской средней школы №2 С. А. Арсельгов, спустя некоторое время, назначает грамотного и энергичного молодого специалиста классным руководителем 6 «а», который до конца учебы был самым лучшим классом в школе по успеваемости. Очень тепло отзывался о ней директор школы в статье «Знать и любить», которая вышла в районной газете в октябре 1975 года и предложил Татьяне Николаевне продлить рабочую командировку еще на несколько лет. Но она не согласилась и по окончании своей практики в 1976 году уехала домой.
Строить свои дальнейшие планы в родном доме рядом с мамой ей не позволила судьба, которой было угодно, чтобы она обзавелась своей собственной семьей и вернулась в недавно покинутые места.
Бузуртанов Султан Хасанович в то время работал на Назрановском нефтебазе и познакомился с Таней на свадьбе своего сослуживца. Молодые понравились друг другу, но не до конца уверенная в чувствах Султана, девушка решила вернуться к маме, чтобы там продолжить свою карьеру. Но неожиданно для нее Султан приехал к ней в Туапсе, и они вскоре поженились и сыграли свадьбу, на которую не все родственники жениха среагировали одинаково одобрительно. Молодая семья решила переехать в г. Орджоникидзе, где они прожили некоторое время, а позже, когда страсти улеглись, вернулась в г. Назрань. По месту работы Султану выделили ведомственную квартиру в старом бараке, предназначенную для одиноких специалистов, и они начали жить да поживать. Появились дети – Лейла и Астемир, которые на радость родителям учились хорошо и росли примерными.
Татьяна Николаевна снова вышла на свое прежнее место работы и совместно с мужем, который был серьезно болен, воспитывала детей. С трудом она совмещала работу и уход за больным мужем и всегда говорила, что у нее трое детей, ухаживая за Султаном как за ребенком. Он был для нее надежным причалом, а для детей заботливым отцом, но, к сожалению, не на долгие годы. В 1998 году, после продолжительной болезни, он покинул ее, и она осталась одна наедине со своими  проблемами в неродном городе. Но близкие друзья, родственники мужа и коллеги по работе в интернате, куда она к этому времени перевелась, старались поддерживать ее и словом, и делом, за что она им бесконечно благодарна. Любимая работа способствовала восстановлению утраченных душевных сил. Татьяна решила, что жизнь продолжается. Сквозь печаль и душевное отчаяние, через тревогу в ее душе всегда пробивался свет оптимизма, вера в то, что сила духа и благородство возьмут верх. Идеалы гуманизма, справедливости, добра и любви – эти и другие непроходящие нравственные ценности лежали в основе ее жизненной позиции. Невзирая на безысходность, Татьяна Николаевна всегда помогала и помогает бескорыстно тем, кто нуждается в этом, не оставляет без внимания и поддержки своих учеников, которых она любит, учит добру, прививая им любовь к знаниям, бережное и уважительное отношение ко всему живому на земле. Очень многие из числа ее учеников стали известными и уважаемыми людьми в нашей республике и за ее пределами. Все они с огромной благодарностью отзываются  о своей учительнице, отмечая ее терпеливое и доброжелательно отношение.
Дать детям возможность освоить азы грамоты и программу школьного образования не легко. Но, глядя на человека, как личность, которой хочется подражать, дети принимают от своего педагога то разумное, доброе и вечное, которое до бесконечности передается из поколения в поколение. С трепетом и нежностью Татьяна Николаевна вспоминает своих питомцев и говорит, что счастье - это когда тебя понимают. С самого раннего детства она решила связать свою жизнь с учительствованием, и, став уже вполне опытным специалистом, не останавливалась на достигнутом, т. к. считала, что педагогам надо постоянно работать над собой, учитывая растущий интеллектуальный потенциал учеников. Дети нашего времени намного преуспевают в умственном развитии, хотя страдают от потери каких-то внутренних нравственных ценностей.
Понятно, что изменившийся образ жизни повлек за собой адекватные сдвиги и, чтобы не произошло непоправимое, педагог должен открывать детям путь к постижению гармонии с жизнью через упорный труд и стремление к прекрасному. Каждый день нашей жизни должен превратиться в уверенный шаг вперед для достижения намеченных целей и надо уметь выбирать правильный путь, чтобы точно следовать по выбранному маршруту. В таком же духе Татьяна Николаевна воспитала и своих детей.
Старшая Лейла после окончания факультета иностранных языков по примеру матери работала в интернате, но вскоре вышла замуж и переехала жить в Каир, где родила троих замечательных дочерей. Мама, конечно же, скучает по дочке и внучкам и с нетерпением ждет их в гости. Сын Астемир с детства увлекался спортом, рос очень здоровым и сильным мальчиком. Серьезная травма ноги навсегда заставила его расстаться с большим спортом именно в тот момент, когда он был зачислен в Олимпийскую сборную страны по самбо. Несколько лет назад вдумчивого и целеустремленного педагога, знания и опыт которого всегда востребованы, пригласили на работу в Горский кадетский корпус преподавать химию и биологию
- Они особые дети, - тепло отзывается о своих новых питомцах Татьяна Николаевна. – С ними интересно ходить в походы и наблюдать за природой. Здесь мы находимся в гуще зеленой массы и помогаем детям лучше освоить знания в естественных науках. Если говорить о биологии, то там огромно поле для фантазии учителя, что помогает узнать много удивительного и полюбить этот предмет. Совсем недавно мы подали заявку на участке во Всероссийском эколого-краеведческом марафоне «Зеленая планета», посвященном 180-летию российского лесничества и провели акцию по изучению горного леса Ингушетии под названием «Каждой пичужке – наша кормушка». Это своеобразное мероприятие позволило детям понять, что природа была и всегда будет сильнее человека, ибо она его породила. Он - лишь миг в ее жизни, а она вечна и бесконечна. Потому нельзя вредить тому живому, породившему тебя!
 Все эти моменты дети воспринимают как душевную потребность. Привыкшие к вечной заботе о себе, они вдруг понимают, что заботиться о братьях наших меньших очень здорово. И это чувство наполняет их радостью и ответственностью.
В изданном в начале 2007 года методическом сборнике под названием «Я люблю эту землю» Т. Н Бузуртанова. поднимает самые насущные проблемы настоящего и будущего – проблемы гармонии человека и окружающей среды. Только высокий уровень экологической культуры позволит восстановить разрушенное и разваленное хозяйство, нашу измученную природу, отмечает автор. А чтобы заботиться и охранять живую природу, необходимы знания. Перед человеком стоит огромная задача по сохранению великого разнообразия природы. Ведь у нее нет пасынков, мы все у нее любимые чада.
Вести работу педагога–методиста в полном объеме помогает материально-техническая база, полностью компьютеризированная и оснащенная современными наглядными пособиями кабинетная система, которая улучшается и обновляется с каждым годом.
Сегодня от преподавателя в большей степени требуют методических подходов к проведению образовательного процесса. И, как подобает ветерану труда, Татьяна Николаевна уделяет большое внимание вопросам совершенствования системы образования, достигая при том значительных успехов, за что на протяжении своих трудовых лет неоднократно награждалась почетными грамотами министерства просвещения СССР, РСФСР и ЧИАССР.
За подготовку призеров районных и Всероссийских олимпиад школьников по биологии Т. Н Бузуртанова. была награждена значком «Отличник народного просвещения Российской Федерации», за заслуги в области образования ей присвоены высокие звания «Почетный работник общего образования Российского Федерации» и почетное звание «Заслуженный учитель Республики Ингушетия».
Но никакие награды не могут отразить в полной мере личный вклад педагога-наставника с большой буквы в развитие преподавания. Тем более, если речь идет о человеке с прекрасной и чистой душой, не переносящей халтуру, и посредственность, готовым прийти на помощь в любую минуту. Именно эти черты характера сумела пронести Татьяна Николаевна через все нелегкие годы своего становления.
Ее Знания и опыт, несомненно, будут востребованы еще на долгие годы вперед, к мнению своего наставника будут прислушиваться и не однажды. Она всегда была открыта для людей, никогда не стремилась к славе, спокойно выполняла ту миссию, которая была для нее предназначена – учить детей.
- Для детей учитель, прежде всего, должен быть другом и хорошим примером для подражания, - считает она и уверена в том, что без помощи семьи и родителей школа в одиночку не способна справиться с таким ответственным делом, как воспитание достойного человека. Основой основ является воспитание детей в духе высокой нравственности, и в этом деле родители и школа должны иметь полное взаимопонимание. Каждый ребенок – это целый мир, полный неизведанных тайн, сохранить и уберечь который мы, старшие, обязаны.
Одной из форм сотрудничества  с родителями в Горском кадетском корпусе, где наша героиня преподает химию и биологию, являются тренинги, участие в которых возможно только на добровольной основе. Эти занятия позволяют по-новому строить родительско-детские взаимоотношения, способствуют пониманию интересов и потребностей детей и родителей. Другим очень важным фактором в жизни подрастающего поколения является возрождение духовности и культуры образования, без которых, безусловно, невозможно дальнейшее гармоничное развитие нашего общества. Главные принципы в системе образования, по мнению многих педагогов, заключаются в соблюдении равного отношения ко всем детям. Нельзя не согласиться с мнением президента РИ  М. М. Зязикова о том, что многие негативные события в нашей жизни происходят из-за непростительных ошибок отдельных людей. Тех, кто готовит детей к взрослой жизни, это касается непосредственно. Дети должны получать в школе не только знания, но и ценные уроки товарищества и взаимопомощи. За все годы своей трудовой деятельности Татьяна Николаевна, как мудрый и заботливый человек, воспитывает детей в духе добра и справедливости, неустанно открывая для них удивительный мир знаний, учится и совершенствуется сама, отдавая частицу собственной души своим воспитанникам. Она является настоящим другом для всех без исключения: озорных и непослушных, спокойных и драчливых. Ее строгие подчас замечания всегда наполнены добротой и искренностью, она радуется достижениями своих питомцев и помогает им преодолевать жизненные трудности. Иначе она не умеет жить.
За последние несколько лет в сфере образования нашей республики произошли заметные позитивные изменения в улучшении метериально-технической базы учебных заведений.
- Учить детей – это самая гуманная и благородная миссия, - считает Татьяна Николаевна. - Бескорыстная преданность делу, глубокие знания, терпение и доброжелательность – это те качества, которые всегда были присущи настоящим учителям. Не обладая ими, человек не сможет полюбить детей и работать с ними.
Жизненный опыт часто вступает в противоречие с полученными на занятиях сведениями, порождая проблемные ситуации, дискуссии, споры, что часто является предпосылкой для создания творческой атмосферы на уроке. И они прежде всего должны ориентировать сознание учащихся на те общечеловеческие ценности, которые вырабатывались веками на протяжении всей истории человеческой цивилизации.
- Наш бесценный и самоотверженный труд  является кодексом чести и морали, который выступает незримым регулятором  действий и поступков человека, - скромно заканчивает свой рассказ моя собеседница. Но за все время нашего разговора она ни разу не упомянула о своих личных достижениях и говорила просто и ясно о глубине духовного воспитания детей на основе традиционной культуры народа. Но она не уставала хвалить свою единственную сноху и благодарила Всевышнего за то, что послал ей в дом такого замечательного человека, как Залину, которая скоро тоже станет мамой. Глядя на них со стороны, трудно было определить: кому из них повезло больше – снохе или свекрови.
В июле с.г. Татьяна Николаевна впервые за сорок лет поехала в г. Донской на встречу со своими одноклассниками, которая получилась очень трогательной и интересной. Любимые учителя и наставники нашей героини Клавдия Ивановна и Александра Ивановна все также были молоды душой и помнили всех своих питомцев по именам. Расставались с надеждой, что еще не раз удастся встретиться в стенах любимой школы и ответить у доски свой выученный жизненный урок.
Говорят, что Родина тянет человека к себе незримыми нитями и обогащает его духовной влагой. Может быть и так. Но Татьяна Николаевна своей настоящей   Родиной считает не те места, где родилась, выросла и училась, а те, где встретила свою настоящую любовь и подарила жизнь двум прекрасным детям.
- Меня здесь устраивает все, я прижилась так сильно, что даже уговоры дочери не могут склонить меня к решению поменять место жительства, - говорит она.
Татьяна Николаевна Бузуртанова своим бескорыстным желанием отдавать себя всю без остатка любимой работе и детям по праву заслужила самых высоких похвал. И мне хочется пожелать новых свершений и чтобы никогда не иссякали ее доброта и мудрость, не угасал огонь души.

Мадина
ОЗДОЕВА         

 

 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru