новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  4 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 148 (9916) четверг, 15 ноября 2007 года

Призвание
Почти 30 лет жизни отдал театру герой нашего очерка. Магомед-Башир Костоев – один из первых актеров ингушской труппы, которая была создана в Грозном в конце 80 годов прошлого столетия. За это время сыграно немало ролей, но как признается сам мэтр – главная роль еще впереди. В настоящее время Костоев наряду с работой в театре занимается педагогической  деятельностью, переводами классиков. День забит репетициями, лекциями, практическими занятиями со студентами театрального отделения колледжа. Из-за этого пришлось несколько раз откладывать запись этого интервью. Мы сидим в тесной комнатушке, именуемой кабинетом директора театра, и спасибо Исе Чахкиеву за эту любезность.

- Магомед-Башир, почти три десятилетия отданы любимому делу, сыграны десятки  ролей. Расскажи, как ты пришел в театр.
- Надо сказать, что ни в детстве, ни учась в школе, я не имел к театру даже отдаленного отношения. Мы жили в Средних Ачалуках, я учился в обычной сельской школе, где не было даже намека на театральный кружок или что-то близкое к этому. Я любил литературу, много читал. В праздничные дни мы проводили в школе разные мероприятия. Ничего особого. Все сводилось к обычному, социалистическому: викторины, КВНы, сценки из спектаклей и т.д.
У нас в то время не было ни ингушской труппы, ни своего театра.
Первый набор абитуриентов из Ингушетии в ленинградский театральный институт состоялся в 1973 году. Я тогда учился в 9-м классе, и не попал в их число.
Это было после известных событий января 1973 года в Грозном, и создание ингушской труппы было одним из шагов властей по возрождению культуры ингушского народа.
Я только потом понял, что у меня был вариант пойти сразу на 2-й курс, и учиться с первыми студентами в Ленинграде. Это ведь делалось впервые. Наверное, у педагогов была задача найти и подготовить актеров для ингушского театра. А артист – это такая специальность, что при наличии желания и способностей на некоторые вещи можно закрыть глаза. Я тогда этого не знал.
- Что было дальше?
- Закончив в 1974 году среднюю школу, я поехал в Краснодар и поступил в институт культуры на театрально-режиссерский факультет.
- Как давалась учеба, трудно  было?
- Учиться чему-то новому всегда непросто. У нас были хорошие педагоги и дружная группа. Первые два курса мы акцентированно учились актерскому мастерству, потому что это первооснова режиссуры. Учиться было интересно, мы выполняли курсовые работы по актерскому мастерству, а когда начали изучать режиссуру, стали ставить отрывки из пьес. У нас был свободный вход в театры  города, конечно, мы широко пользовались этим правом, ходили на представления, не пропускали ни одного нового спектакля, учились у ведущих актеров Кубани. Познание ведь тоже  учеба. Каждый день я узнавал для себя что-то новое. Мне было интересно. Где бы еще я смог этому научиться. Для меня это был шанс. Мы в группе обсуждали тот или иной спектакль, делились своими соображениями, анализировали, открывали для себя что-то новое. В Краснодаре хорошие театры и хорошие актеры. Для меня это было школой.
- Расскажи о педагогах, у которых ты учился?
- У меня были очень хорошие педагоги, которым я благодарен на всю жизнь. Лидия Владимировна Воробьева, она вела наш курс 2 года. Это был замечательный человек и педагог, из старой актерской гвардии, интеллигентная, очень внимательная к студентам. Или Владимир  Владимирович Корытько, о котором можно долго говорить, и говорить только хорошо. Что бы я ни делал во время учебы, будь-то роль из произведения мировой классики или что-нибудь из социалистического, они всегда говорили и советовали мне работать над образами из вайнахской, ингушской классики. «Для тебя это самое главное и самое важное как для будущего  режиссера», – говорили они.
- Я представляю твое состояние…
- Конечно, я всегда с большим вниманием воспринимал их рекомендации и советы. Читал наших классиков. Читал Идриса Базоркина на занятиях по сценической речи, для наших педагогов и моих сокурсников - это было откровением. Они не знали о том, что у нас есть такие писатели, которые пишут замечательные поучительные и интересные книги. Приехав домой на каникулы, я ходил по книжным магазинам, библиотекам и искал новые произведения наших авторов, чтобы отвезти их в Краснодар и заниматься по этим книгам. Надо сказать, что к тому времени наша семья переехала из Средних Ачалуков в Грозный, и мне было намного легче заниматься этими поисками. При постановке отрывок из этих книг мне с удовольствием помогали мои однокурсники. Мировая классика известна всем, а изюминка была в том, что людям интересно было узнать что-то из истории нашего народа. Такие постановки всегда проходили на ура. Для меня важнее всего было показать своим друзьям, педагогам, что у ингушей есть своя литература и драматургия. Это было для меня главнее всего. Конечно, здесь сказалась моя любовь к нашей литературе, потому что, начиная с 8-го класса средней школы, я не пропустил ни одного мало-мальского издания наших авторов, будь то книга, небольшая брошюра или сборник. Это меня спасало.
Любая учеба рано или поздно заканчивается. Мой дипломный спектакль не обошелся без проблем. Я не смог найти хорошую национальную пьесу. Пришлось использовать произведение Рустама Ибрагимбекова «Мезозойская эра». По этому произведению и был поставлен дипломный спектакль.
- Ну и как этот спектакль приняли?
- (Смеется). Конечно, с точки зрения сегодняшнего дня – это было достаточно примитивно. Это ведь, как ни говори, студенческая работа.
- Экзаменационную комиссию это устроило?
- Да, устроило. Хотя пришлось изрядно попотеть. Все ведь делали сами. Костюмы, декорации, оформление сцены требует времени, сил и средств. Пришлось импровизировать. Мне помогали мои сокурсники, поддержали педагоги, я успешно защитился и получил диплом.
- Как начиналась твоя трудовая биография. Мы же помним, в каком состоянии была наша культура. Максимум – национальные танцы и вокал. О драматургии, наверное, и речи не было.
- В 1978 году я приехал в Грозный. В этот год из Ленинграда вернулись наши актеры из ингушской труппы, которые закончили учебу и работали в театре. Я не решился  к ним подойти, они мне показались настоящими корифеями, у них был свой круг. Я не стал искать работу в театре, а пошел в министерство культуры ЧИАССР и устроился инспектором по культуре. Это была очень беспокойная должность, постоянные командировки по всей республике. Но мне было всего 21 год, и работа эта нравилось. Я объездил всю республику.
- Ну и какие были у инспектора по культуре впечатления. Я уверен, что состояние нашей культуры было, как говорится, «ниже плинтуса».
- Состояние было ужасающее. Особенно в Ингушетии. Отсталость базы, отсутствие самого элементарного и полное безразличие властей к проблемам культуры.
Одним словом вся культура была в Грозном.
В этой должности я проработал один год…
- И тебя призвали в армию?
- Да, надо было исполнять гражданский долг. Меня, действительно, забрали в армию.
- Где служил?
- Мне повезло, я служил в Германии в ГСВГ. Меня буквально вытащили из окопов во время учений. За мной приехал заместитель начальника политотдела дивизии. Он как-то узнал, что у меня театрально-режиссерское образование и поручал мне заниматься организацией культурно-массовых мероприятий.
- Конечно, иметь в части целого режиссера и держать его в окопах…
- (Смеется). У меня в подчинении было 30 человек. Мы готовили праздничные концерты, у нас была агитбригада, оркестр, занимались культурным досугом военнослужащих. Так прошла моя служба.
- При всей нашей с тобой ностальгии к нашему комсомольскому прошлому, творчеством это не назовешь.
- Нет, конечно, обычная рутина. Все имело свои рамки, хотя элементы творчества иногда тоже имели место быть.
- Отдав долг Родине, режиссер Костоев вернулся домой в ЧИАССР.
- Да, после службы я вернулся в Грозный, и пошел работать в театр.
- А министерство культуры…
- Нет, туда я не вернулся, хотя меня там ждали и всегда были готовы принять.
- А в театре что было?
- Магомед Цицикиев (Дала гешт долда цунна) возглавлял в театре ингушскую труппу, и он взял меня на работу. Так началась моя актерская жизнь.
- Расскажи о том времени. Как вы работали.
- Знаешь, больше всего мне запомнилось, что театр назывался Чечено-ингушским, а ингушской труппы не было. Получалось, что по бумагам работает образно два человека, а зарплату получает один. Такая там была система, и было немало заинтересованных в этом людей, чтобы этот порядок сохранить, сохранить эту кормушку и свои доходы. А мы хотели иметь свой театр, при всем нашем уважении к другим нациям, иметь свой национальный очаг культуры, и работать для ингушского зрителя, для своего народа, на ингушском языке. Это была тяжелая борьба с чиновниками и бюрократами за свои права на самоопределение в творчестве. Нередко даже хороший друг становился из-за этого твоим недругом.
Я сейчас удивляюсь, когда вновь говорят об объединении двух республик, о слиянии наших народов. Это пройденный этап, и, я думаю, нет смысла, а сейчас тем более, поднимать и обсуждать этот вопрос. Для нас это актуально вдвойне. У нас свой театр, ни с кем не надо оспаривать репетиционный зал, согласовывать время занятий и репетиций. Да и чеченцам это вряд ли тоже надо. Я не думаю, что в Чеченской Республике приветствуется этот тезис об объединении. Это не нужно ни чеченцам, ни ингушам, а актерам тем более.
- Наш театр работает уже 15 лет. Произошло его становление. У театра свой зритель, есть знаковые постановки.
- Да ты прав, 15 лет мы работаем в своем театре. Сбылись наши затаенные мечты. Конечно, сначала было трудно, да и сейчас немало еще проблем, особенно в зимнее время. Но это наше, свое, и работаем мы для своего народа. Это большое дело, и это вдохновляет. За 15 лет никто из нас, работников театра, не нажил капиталов и не стал богачом. Но мы об этом не думаем. Театр стал профессионально намного выше, появились новые актеры, они талантливы и полны сил работать на благо своего народа, и это самое главное. Мы стали самими собой. Я считаю, что актеры нашего театра были в числе первых, кто боролся за создание своей республики, еще задолго до 4 июня 1992 года.
Мы с большим уважением относимся к чеченскому народу, его театральному искусству. Это уважение ингуши не раз доказали делом. У нас одна судьба и одна Родина. Мы уже сказали, что в Чечне вряд ли согласятся на повторение нашего общего прошлого. Мы одинаково уважаем все народы, их искусство и историю, и хотим быть равными среди равных. В том числе и в театральном искусстве.
Искусство и жизнь взаимосвязаны. Я говорю об организационных вещах. Конечно, с удовольствием можно играть чеченскую драматургию. Это наше, я этого не разделяю. Мы дорожим своей историей. Когда у нас в театре появилась вывеска о том, что это театр имени Идриса Базоркина, мы почувствовали, что наша мечта сбылась. С этих пор мы работаем. Наш театр в поиске своей драматургии. Надо находить и отражать в произведениях проблемы нашего общества, попытаться указать пути решения этих проблем. В этом главная задача любого театра, и нашего в том числе.
- 15 лет у театра нет своего помещения, и денежное содержание актеров не ахти. Как говорится: работа вдохновляет, зарплата унижает.
- Сейчас всем трудно. Безработица. Нам обещают построить здание театра в Магасе. До сих пор ждали, подождем еще.
- Давай поговорим о творчестве. Ты сыграл много разных ролей.
- Да, сыграно немало, ты правильно это заметил. Я помню все сыгранные мною роли, и любой актер помнит. Это проходит через душу актера. Мне всегда, как правило, достаются положительные роли. Не знаю почему так происходит, хотя иногда я не  прочь сыграть какого-нибудь ловеласа, гангстера с большой дороги или отморозка. А в последнее время мне достаются роли учителей, наставников народа. Наверное, старею (смеется). В настоящее время наша труппа работает над пьесой Саида Чахкиева «Смерть Джанхота», в которой я играю роль жреца. Это сложный образ, в котором сочетается мудрость народа и ответственность за его будущее. Это знаковая для меня работа, и очень интересная. Я пытаюсь глубже вникнуть в эту роль. Многое уже понял. Человеку  свойственно ошибаться. Не бывает так, что человек хорошим родился, и всю жизнь прожил хорошо и правильно. Чтобы быть хорошим или плохим, с человеком должно что-то произойти, какой-то поворот или удар судьбы. Это делает человека крепче, но бывает и наоборот, слабый не выдерживает такого удара и ломается. Так и мой герой жрец Къарт1о должен быть примером для всех, независимо от возраста и личного состояния. Или спектакль «Сыновья Беки» по роману Ахмеда Бокова, поставленный режиссером Розой Мальсаговой, в котором я играл Г1ойберда. Тоже положительная роль, он, в принципе, готов взять оружие и погибнуть, но это не его путь. Г1ойберд не мыслит себя без людей, он вместе с ними умирает и воскресает. Этакий человек из народа, который дорожит тем, что у него есть.
- Ты играл и в комедиях…
- Да, в комедии «Асхаб Бендер» по пьесе Саида Чахкиева я играл школьного учителя. Это положительный герой, который, живя в неприемлемых для него условиях, начинает сомневаться в правильности своего бытия, хотя живет на самом деле правильно.
- В твоем творчестве были съемки в «ЗОКХ».
- Я мало там работал. Снялся в нескольких эпизодах. Для актера очень важно посмотреть на себя со стороны. Не знаешь, как ты себя ведешь, правильно или нет, какие движения, мимика. Это как самоанализ, ревизия. Я очень многое почерпнул из этой работы. Увидел свои недостатки. Мне нравится работать с режиссером Магомедом Амерхановым, сценаристом Русланом Зангиевым. Это в театре можно основательно, не считаясь со временем, работать над ролью, а там должна быть максимальная концентрация, чтобы за день-два снять на пленку весь материал. Блиц-игра мне нравится, я это делаю с удовольствием.
- Кроме актерской работы ты преподаешь.
- В этом году в Назрановском гуманитарном колледже создано актерское отделение. Иса Чахкиев, наш директор, возглавляет это отделение. Я и еще несколько ведущих актеров театра работаем со студентами, учим их. Это полезно всем, студентам, нашему театру и колледжу. Конечно, им еще предстоит многому научиться, чтобы они вникли в эту профессию. Думаю, что из них будет толк.
- Это очень ответственное дело.
- Конечно, студентов надо воспитывать в традициях и духе нашего театра, ведь им предстоит здесь работать, двигать наше искусство дальше.
- Магомед-Башир, что ты думаешь о нашем сегодняшнем бытие.
- Я думаю, что в первую очередь в человеке должна жить память. Конечно, нельзя все время жить одной памятью, но возвращаться к памяти надо. Мы многое пережили, сейчас многое в нашей жизни изменилось. Нельзя забывать то, что было, и  надо ценить то, что есть. Некоторые из наших соотечественников готовы взахлеб хаять республику. Многие из нас занимают стороннюю позицию наблюдателя за происходящим в Ингушетии. Так жить нельзя. Это наша земля, и мы в ответе за все, что здесь происходит. Жизнь продолжается, и по логике завтра должно быть лучше, чем сегодня. Я думаю, все у нас будет хорошо. Надо помнить о тех, кто мечтал о своей государственности, уважать их память и делать эту жизнь лучше.

Беседовал М. ХАНИЕВ

 

Впервые в России
Недавно в издательском центре «Эль-Фа» вышла вторая книга «Знаменитые люди Кавказа». Автор проекта и составитель А. А. Бетуганов, президент Северокавказского представительства Мирового Артийского комитета, Мировой Ассамблеи общественного признания, куда входят многие страны разных континентов.
Читая эту очень интересную книгу, каждый задумается, как богат Кавказ уникальной культурой и талантливыми людьми, которые прославили свой народ. За всю историю существования цивилизации многие ученые, философы, путешественники интересовались историей и культурой народов Кавказа. Об этом писал древнегреческий географ Страбон. После знакомства с культурой, традициями, обычаями и этнопсихологическими особенностями многочисленных этносов Кавказа он писал, что многоязычный Кавказ - это уникальный этнический анклав на планете. Действительно, Кавказ является этнической лабораторией.
В условиях национального возрождения выход данной книги из печати имеет не только научно-познавательное, но и большое социально-философское значение в расширении геокультурного пространства. В этом заключается ценность второй книги «Знаменитые люди Кавказа».
Автор проекта один из талантливых людей, глубоко заинтересованный в укреплении межнациональных отношений и объединении в современных условиях интеллектуальных людей Северного Кавказа. В этом отношении велика роль Ауэса Абуевича. Автор книги проделал колоссальную работу, собрав очень интересный материал об известных людях различных национальностей республик Северного Кавказа. В книгу вошли видные общественно-политические деятели, деятели культуры, поэты, писатели, артисты, композиторы, художники кисти, юристы, врачи, спортсмены, журналисты, кинорежиссеры, предприниматели, земледельцы, Герои Социалистического Труда, генералы, контр-адмиралы, конструкторы, лауреаты Государственных премий, фермеры, модельеры, сотрудники правоохранительных органов, представители духовенства и другие.
Особо следует подчеркнуть, что в книге тепло и душевно написаны все очерки о каждом человеке и о его заслугах во всех сферах общественно-политической, культурной и научной жизни каждой республики Северного Кавказа.
Как известно, в этногенезе горских народов много общего. Тысячелетиями формировался социально-психологический и этнокультурный феномен народов Кавказа. В результате этого происходили взаимообогащение духовно-нравственных ценностей, взаимопроникновение нравов и обычаев и этнокультур различных народов этого многонационального региона. Всё это явилось основой этнопсихологической совместимости кавказской цивилизации. Кавказская этнокультура - это огромный духовный пласт, который требует дальнейшего исследования этого уникального феномена.
В монографию включены 112 человек (из Республик Адыгея - 14, Абхазии - 7, Дагестана  - 3.4, Ингушетии - 14, Кабардино-Балкарии - 25, Карачаево-Черкесии -13, Северной Осетии-Алания - 13, Чеченской Республики -12 человек.
Ауэс Абуевич Бетуганов - широко эрудированный ученый, талантливый организатор культурных мероприятий, президент Северокавказского представительства Мирового Артийского комитета, член Совета Ассамблеи общественного признания во Франции, Германии, Италии, Турции, Испании, Бельгии, Индии, Иране, Иордании, Греции, Сирии и Нидерландах. Он получил широкое признание в мире своими уникальными книгами о славных представителях Северного Кавказа и тем самым расширил горизонты геокультурного пространства. Благодаря ему многие страны Запада и Востока узнали о знаменитых личностях, которые являются гордостью народов Кавказа. В этом заключается заслуга удивительно одаренного и талантливого человека А. Бетуганова, объединившего в своей монографии многих людей различных профессий. Недаром Ауэса Абуевича называют в народе посломмира и доброй воли. В этом пожалуй, и есть суть его творческой и организаторской деятельности.
Книга «Знаменитые люди Кавказа» имеет важное значение в социально-философском осмыслении развития истории и этнической культуры самого многонационального региона Северного Кавказа.
Эта книга издана в хорошем оформлении, с уникальными национальными орнаментами и фотографиями людей. В этом есть определенная заслуга редактора книги Л.О. Тамазовой и художника М.М. Горлова.

С. Эфендиев, доктор философских наук, профессор, академик АМАН,
г. Нальчик.

 

В мире интересного

Зачем ежи носят на своих колючках яблоки, если всю зиму пребывают в спячке и ничего не едят? Впрочем, и летом растительная пища используется этими животными в очень небольших количествах. Основу их рациона составляют мелкие животные и насекомые. Яблоки же ежам необходимы исключительно в гигиенических целях.
Дело в том, что, путешествуя по лесу и цепляясь иголками за траву и ветки, ежи собирают на себя огромное количество насекомых-паразитов, укусы которых вызывают у них страшный зуд. А чтобы избавиться от этих мучителей, ежи накалывают на свой игольчатый панцирь яблоки, кислый сок которых уничтожает и блох, и клещей.
*  *  *
Сотни литров водки из риса каждый год выливают японцы в воды озера Икеда. Таким образом японские охотники надеются поймать монстра озера, который якобы обитает на глубине, и по слухам, очень любит саке. Правда, против этого способа прикормки вовсю протестуют защитники животных: они опасаются за состоянием обитающей в озере рыбы.
*   *  *
В эпоху холодной войны номера на дипломатических автомобилях использовались и для «войны нервов». Так, советские дипломаты, работавшие в США, ездили на машинах, снабженных кодом FC (что частично совпадает с широко используемым в английском языке нецензурным словом.
*  *  *
Сиятельных особ Франции окружало множество фавориток. Это было обусловлено не только любвеобильностью августейших особ, но и принципами безопасности. Так как наедине с другими сиятельными особами фаворитки могли узнать много интересного, например, не хочет ли кто посягнуть на королевский трон или обобрать короля до нитки? Говорят, это было очень удобно и действенно.
*  *  *
В Йемене в день свадьбы безропотного жениха прямо на глазах невесты положено щипать, пинать и бить, словом всячески укрощать его «горделивый» дух.
*   *   *
Все уверены, что запретный плод из Библии – яблоко. Однако в разное время в разных странах с одинаковой назидательностью рассказывали и об инжире, и об апельсине, и о гранате, а также о груше, айве и даже лимоне.
*   *   *
Алла Пугачева в середине 1970-х годов четыре месяца проработала обычной учительницей пения в Московской школе №621.
*   *   *
Чтобы обмануть аппетит, психологи советуют накладывать пищу в небольшую тарелку – тогда порция будет казаться больше, и вы, успокоившись тем, что съели сколько положено, откажитесь от добавки. Этот обман зрения еще больше  усилит голубой цвет посуды, который снижает аппетит. Яркие же цвета, наоборот, его разжигают.
*   *   *
Вилку с сигнализацией изобрели для того, чтобы следить, насколько быстро вы едите. Всех в детстве учили, что жевать надо тщательно и не торопясь, но, как правило, этого никто не делает. Чудо-вилка призвана решить проблему. Некоторые едоки вообще могут лишиться аппетита: вилочная сигнализация включается неожиданно и на безумной громкости.

Подготовил к печати
Азамат-Гирей
Угурчиев

 

 

 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru