новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  2 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 141 (9516); четверг, 16 декабря 2004 года

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

Ингушетия начинается с железной дороги…



"Ингушетия начинается со станции Назрань, а станция - с Магомета Вышегу-рова".
Именно так мне хотелось бы начать разговор об успехах нашего участка Северокавказской железной дороги.
Многие из нас помнят допотопное, больше похожее на сарай помещение бывшего вокзала. И тем не менее, оно, да мукомольный комбинат долгие годы были главными достопримечательностями Назрани в то время, когда закладывался первый камень возрождения ингушской государственности.
Вышегуров Магомет Ахметович - начальник опорной станции Назрань - в этой должности уже семь лет. Практически с ним вместе росла и складывалась в единую слаженную систему ингушская железная дорога. И сегодня она является одним из лучших участков мощного механизма Северокавказской железной дороги, Российской железнодорожной сети.


Станция стабильно работает с перевыполнением плановых заданий по всем показателям : погрузке и выгрузке (более 105%), доходам (128 %), по пассажирскому обороту (более 100%), балансовой прибыли (до 160%), по рентабельности (157 и более процентов) и т.д.
Магомет Ахметович Вышегуров недавно вновь приказом по ОАО "Российские железные дороги" награжден за отличные показатели в работе. На этот раз - именными часами. Это была одна из приятных новостей, предшествовавших нашей встрече.
Еще одна хорошая новость, которой с нами поделился непосредственно сам хозяин станции - это заключенный на 2005 год договор о взаимодействии между ОАО "Российские железные дороги" и правительством Ингушетии.
Мы попросили М.А. Вышегурова подробнее рассказать об этом и режиме работы станции сегодня.
- По итогам 11 месяцев нам удалось, кроме приведенных данных, обеспечить полную безопасность движения поездов - это, на сегодняшний день, самый важный фактор в нашей работе.
За этот период у нас не было ни одного факта несохранности перевозимых грузов. В соревнованиях между станциями - эти моменты являются основными показателями, по которым оценивается работа на Северокавказской железной дороге.
За указанный период станцией Назрань принято большое число грузов. Это стройматериалы и различные виды оборудования, сельскохозяйственная техника, гуманитарные грузы и многое другое. И все они получены и в полной сохранности сданы нами грузополучателям.


С пассажирскими перевозками также не было сбоев даже в чрезвычайных ситуациях. Во время известных событий в Ингушетии и бесланской трагедии мы на сутки останавливали движение поездов. Действия руководства Северокавказской железной дороги, руководства Ингушетии в эти тяжелые дни были четкими и слаженными. По распоряжению руководства республики сюда на станцию были доставлены резервные автобусы для того, чтобы поезд Назрань-Москва ушел по назначению, но даже они не понадобились. Ни один рейс не был сорван. Граждане и гости республики в эти периоды особенно остро смогли ощутить на себе то внимание и заботу, проявленные многими людьми, высокопоставленными руководителями всех уровней для их блага и безопасности.
Есть хорошая традиция у железнодорожников. Это незыблемая сплоченность и взаимовыручка.
Например, в августе на перегоне Даргкох - Эльхотово произошел взрыв в поезде Владикавказ- Москва. Магомет Вышегуров вместе с коллегами из других регионов 12 часов работал на восстановлении движения поездов на этом участке.
- Вы сами предложили свои услуги?
- Да, все мы добровольно изъявили желание помочь пострадавшим соседям. Я был закреплен в качестве помощника начальника станции. Так, общими усилиями за короткое время мы сумели восстановить движение на этом отрезке дороги. И ни один рейс не был сорван. И вообще в любых ситуациях между всеми руководителями станций существует полное взаимопонимание. Мы всячески помогаем друг другу и никто из нас не подводил другого.
- В этом году мы внесли свой вклад и в сельское хозяйство нашей республики. Со станции Назрань было отправлено более 200 вагонов сахарной свеклы на переработку в другие регионы. Мы постарались свести до минимума затраты министерства сельского хозяйства по отправке грузов.
- Магомет, планируется увеличение маршрутов? Когда, наконец, мы сможем садиться в поезд здесь на своей станции и следовать без пересадки до конца?
- В этом плане возможны положительные перемены. Но это в перспективе. А на данном этапе у нас функционируют поезда дальнего и пригородного отправления. Дальний - это поезд Назрань-Москва. Сейчас с наступлением холодов и уменьшением потока пассажиров он стал ходить один раз в четыре дня, а в летний период ходил через день. По этому маршруту я хотел бы дать кое-какие разъяснения. В Москве есть центральная служба, которая регулирует пассажирские перевозки. Когда там видят, что за пять дней на дальней станции выбран лимит дополнительной продажи билетов, они подключают к составу дополнительные вагоны. Поэтому, чтобы служба могла учесть потребность пассажиров и позаботиться о дополнительных вагонах, а порой и составах, необходимо заблаговременно, как минимум за пять дней до отъезда, обращаться в кассу предварительной продажи. Я бы хотел довести это до жителей и гостей нашей республики. Для убедительности приведу пример.
В месяц Рамадан, как мы знаем, многие приехали в Ингушетию, чтобы встретить праздник с родными. Большинство из них кинулись покупать обратные билеты в день отъезда. Возникла напряженная ситуация. Мы, конечно, решили эту проблему, обеспечили дополнительные вагоны и все необходимое. Но зачем было доводить до ажиотажа, нервозности, когда можно заблаговременно приобрести билет и быть уверенным, что тебе место в вагоне обеспечено.
Точно такая же ситуация ожидается и с новогодними перевозками. Увеличится поток пассажиров, и тем, кто заранее не купил билет, гарантирован серьезный повод для беспокойства.
Есть у нас еще пригородный поезд, который не совсем соответствует своему статусу. Он ходит не по республике, а до Минеральных Вод. За несколько часов до отправления он успевает доставить пассажиров из Ингушетии на пять поездов, следующих в различных направлениях. Тем не менее, сейчас решается вопрос, чтобы граждане Ингушетии могли с нашей станции без пересадки ехать до пункта назначения.
В свое время, когда после проведенных переговоров оставалось лишь определиться с дотированием расходов на участке железной дороги Назрань - Минеральные Воды, бывший министр финансов ничего не смог предложить, кроме как увеличить плату за проезд. Но сегодня даже школьник знает, что ценовую политику нельзя изменять таким образом.
И вопрос застопорился. В настоящее время этот вопрос является для нас приоритетным. Руководители Северокавказской железной дороги Республики Ингушетия и министерство финансов, думаю, придут к соглашению, кто возьмет на себя покрытие расходов на указанном отрезке дороги.
- Магомет, случись, к примеру, у пассажира по пути следования какая-нибудь неприятность, к кому он может обратиться?
- Все сотрудники поезда, начиная с проводников, обязаны обеспечивать безопасность пассажиров до конца маршрута. Кроме того, поезда сопровождают наряды транспортной милиции, в чьи обязанности входит защита прав и безопасности пассажиров. В случае необходимости они всегда рядом.
Вообще должен сказать, что на Северо-Кавказской железной дороге, несмотря на то, что зачастую приходится работать в чрезвычайных условиях, руководством сети делается все возможное для защиты интересов пассажиров.
Начальник Северокавказской железной дороги Воробьев Владимир Борисович - это руководитель с большим стажем и опытом работы, особенно на Кавказе. Он начал с того, что в корне пресек попытки некоторых региональных руководителей регулировать передвижение на дорогах с позиции своих ментальных интересов.
В.Б.Воробьев в прямом смысле этого слова, является железным хозяином Северокавказской дороги, и со всеми региональными подчиненными у него хорошие отношения. Я считаю, что в большей степени благодаря его личным качествам и высоким организаторским способностям у нас между коллегами в большом коллективе Северокавказской железной дороги сложилось крепкое содружество, которому чужды разногласия на любой почве.
В этом году мы с В.Б.Воробьевым дважды встречались с Президентом Муратом Зязиковым. Результатом этих встреч явился договор, о котором я говорил. И теперь жители нашей республики весь 2005 год могут быть уверены, что беспрепятственное движение им обеспечено. Это очень важно.
Пользуясь случаем, я приглашаю всех желающих работать проводниками. Это очень хорошая и почетная профессия, о которой сложено столько замечательных песен. Проводник работает всего 7 смен в месяц, имеет различные льготы. Кроме того, мы периодически направляем своих сотрудников на учебу и повышение квалификации. В настоящее время до 20 процентов наших служащих обучаются без отрыва от производства.
В заключение еще раз хотел бы заверить наших граждан в главном - Президентом республики, руководством Северокавказской железной дороги и нашим коллективом проводится постоянная, огромная работа для блага и спокойствия пассажиров, для защиты их интересов.

М. ДЗАУРОВА




РОДНОЙ ЯЗЫК - ДАР СВЫШЕ

"О богатстве нашего языка я вряд ли скажу больше и лучше, чем другие. Тем более, есть ученые ("1илманхой"), которые занимаются изучением его содержательности. Для меня язык отцов - это выражение, обозначение себя: кто я есть, насколько глубоки мои корни; как я ориентируюсь посредством слова в той или иной обстановке, когда необходимо кому-то сказать слово доброе, а кому жестко указать на свое место". Семидесятипятилетний Ислам Багаудинович Плиев прямолинейный человек. Когда его просят быть посредником при той или иной ситуации (девушку умыкнули, вражда между фамилиями, разводятся муж с женой) всегда бывает опасение, что выскажется он "не в бровь, а в глаз". Но все равно люди приходят и просят. (Правда - она всегда необходима и востребована, какой бы горькой ни была). Мы беседуем с дядей Исламом о значимости знания родного языка, естественно, на ингушском, и если перевод не совсем точен - вина моя.
- Мы много говорим: надо так жить, надо это знать, необходимо придерживаться в жизни таких-то правил и т.д. Но, какова цена слов, сказанных для того, чтобы просто сказать - не по делу и ни к месту? Да, никакая. Язык - он выражает тебя, как я сказал выше. Несколько раз мне приходилось слышать вопрос-обращение старшего к незнакомому молодому человеку: Кто ты? Так нельзя ставить вопрос. Наш язык характерен тактом, проявлением уважения к собеседнику. Ясно же, что перед тобой человек, и вопрос "кто ты?" здесь не уместен. Благородный, воспитанный в духе национальных традиций и обычаев спросит так: "Молодой человек, чей ты? Откуда?" Тот называет отца, деда, село свое. А там уже пошли различные воспоминания о тех или иных деяниях отца молодого человека, деда или прадеда, о фамилии его. Ведь мы все друг другу фактически родственники. Без таких воспоминаний, без общения, когда молодому человеку ставят в пример отца или деда, без знания языка, который доносит нашу самобытность, не может быть преемственности поколений. Коверкая язык - мы коверкаем саму нашу самобытность, отличие от других народов. Не в том смысле, что мы лучше других. Но мы - народ.
- Воти, как раз я собирался поставить такой вопрос. В общественном транспорте, на рынке, на работе и т.д. все время слышишь смесь ингушского и русского языков, плюс еще и иностранные слова…
- Можешь не продолжать. Здесь мы предъявляем несколько завышенные требования. Есть слова, которые вряд ли переведешь сегодня. И дело не в том, что наш язык беден. Все народы позаимствовали те или иные слова друг у друга. Другое дело, когда кстати и некстати вставляются при разговоре позаимствованные слова и это постепенно начинает восприниматься, как нормальное явление. Приведем пример (пусть немного и отвлеченный): поехал ты примирять враждующих представителей двух фамилий. Здесь посреднику надо опираться на обычаи, традиции, вспомнить подобные случаи. Не будешь же приводить в пример такой же случай в Рязани или где-то еще. Там не бывает подобного. Это - наше отличие. И здесь необходимо посредством языка заставить задуматься обе стороны и принять правильное решение, не ущемляющее достоинство и тех и этих. Свой язык - это дар свыше.
- Который мы не ценим?
- Так вопрос нельзя ставить. Учитывая, что народ был в высылке, что на нас устраивались гонения, чтобы мы растворились, потеряли себя - язык хорошо сохранен, хотя и сильно ущемлен. Но ведь сегодня есть возможность исправить положение. Те, кто придут на смену старшему поколению, должны знать язык отцов, чтобы в различных житейских ситуациях употреблять необходимые слова - для примирения, для наставления, для показа самобытности народа, если общаешься с представителями других народов.
- Воти, ты говоришь "язык отцов", но зачастую дети и дома слышат, как разговаривают на смешанном языке родители. А исправлять положение со знанием ингушского государственного языка, как многие считают, необходимо начинать с семьи.
- И правильно многие считают. Если отец для сына не будет примером, как ребенку может внушить необходимость знания языка тот же учитель в школе? Просто заучивание и правильное написание слов - это совсем не все. Мы говорим о человеке - "Наьха мотт ховш ва из" ("он знает язык людей", т.е. "находит с людьми общий язык" - авт.) Это - результат того, что примером этому человеку явились, в первую очередь, близкие ему люди. Они и обязаны быть примером, чтобы народ имел свое лицо. Так я скажу.

Х. ПЛИЕВ




АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ
Виноградарство решено возродить


Как известно, принято решение возродить виноградарство. Об этой важной отрасли земледелия, намеченной возродить в ближайшие годы, дал интервью нашей газете начальник отдела земледелия Минсельхозпрода Курейш Цороев, недавно вернувшийся из Краснодара, где принимал участие на заседании Координационного совета по развитию виноградарства и виноделия в Южном Федеральном округе.

- Курейш, давайте начнем с заседания Совета по развитию виноградарства и виноделия, где вы принимали участие не только как начальник отдела земледелия нашего сельскохозяйственного ведомства, но были приглашены и как специалист по виноградарству, как кандидат сельскохозяйственных наук.
- Заседание, должен сказать, было весьма представительное. От каждого субъекта Южного Федерального округа было по одному представителю в ранге заместителя министра сельского хозяйства и ученые в звании докторов и кандидатов сельскохозяйственных наук. Проходило заседание в Департаменте сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности ЮФО. Были рассмотрены 4 вопроса. Первый - выборы руководящих органов Координационного совета по развитию виноградарства и виноделия на территориях субъектов Южного Федерального округа. Второй - обсуждение и принятие паспорта Программы развития этой важной отрасли в нашем северокавказском регионе. Третий - о значимости отрасли виноградарства для занятости населения и увеличения налогооблагаемой базы. Четвертый вопрос - о плане работы Координационного совета и месте проведения очередного заседания. Выступлений по этим вопросам было много. Они носили конкретный характер по всем вопросам, обсужденным на заседании. Прения, состоявшиеся по этим вопросам, были самые различные по своему характеру и содержанию. Но самое главное достижение заседания - это согласие с тем, что виноградарство и виноделие - доходнейшие отрасли сельского хозяйства, нужно развивать, расширять непрерывно, вводя в эту отрасль передовые достижения науки и практики, а также передовые технологии по переработке винограда. Много интересного и полезного было высказано учеными из Краснодарского института садоводства и виноградарства, известного в России и за ее пределами своими научными разработками по всем направлениям виноградарства и виноделия. В этом институте, старейшем в нашей стране, накоплен уникальный опыт в части возделывания и переработки солнечных ягод.
- Ваше участие на этом важном заседании, думается, будет полезным для развития виноградарства в нашей республике, которое, кстати сказать, у нас, в Малгобекском районе, в начале 80-х годов прошлого века развивалось довольно-таки успешно.
- Должен сказать, что мы планируем не только возродить в былых масштабах, но и год от года непрерывно расширять, и довести со временем до 12-15 тысяч гектаров. Именно в Малгобекском районе на склонах Сунженского и Терского хребтов, где много солнца и почва позволяет. В виноградаводческих хозяйствах Малгобекского района в те времена было где-то более 6 тысяч гектаров виноградных плантаций. А мы в перспективе будем иметь в два раза больше, что говорит само за себя. Помню хорошо, как виноградники адаптировались в этом районе, как пошли первые урожаи солнечных ягод, как радовались виноградари и все жители - малгобекчане. От урожая к урожаю показатели виноградников росли, а вместе с этим повышалось и качество. Что и говорить, люди были рады всему этому. За два-три года работы на виноградниках люди, до этого не ведавшие как этому делу научиться, накопили опыт, стали прекрасными виноградарами. Мы рады тому, что виноградари в Малгобекском районе еще есть, и начинать возделывание винограда, привлекая этих людей, будет нетрудно. Такому возрождению стоит только радоваться. Виноградарство - это существенное пополнение бюджета республики и, разумеется, сотни рабочих мест.
- Ну и когда решено приступить к посадке виноградных черепков?
- Вы знаете, начнем мы со следующего 2005 года. Первые 100 гектаров планируем посадить (а сажают, действительно, черепки) в ГУПе "Новый Редант". Здесь в 80-е годы было несколько сот гектаров виноградников, столько же было и в соседнем хозяйстве им. Гапура Ахриева. В этих двух хозяйствах были самые лучшие урожаи солнечных ягод, правда, кроме винсовхоза "Малгобекский", где виноградарством начали заниматься раньше, чем в других винсовхозах района. Винсовхоз "Малгобекский" был родоначальником виноградарства в Малгобекском районе, первым директором которого был кандидат наук по виноградарству, ученый Гикаловского научно-исследовательского института по виноградарству Багаудин Цороев, к сожалению, ныне покойный. В свое время Багаудин Цороев сделал очень многое для развития виноградарства в Малгобекском районе, научив этой специальности сотни малгобекчан, которые впоследствии стали прекрасными виноградарями. Словом, вклад, сделанный в развитие виноградарства в Малгобекском районе Багаудином, поистине неоценим. Неоценим он тем, что в Малгобекском районе остались прекрасные рабочие - виноградари и специалисты, которых мы и привлечем для возрождения здесь виноградарства. Кстати, мы планируем внедрить это важное дело и в Сунженском районе, в частности, в ГУПе "Нестеровское", на землях которого в начале 60-х годов были прекрасные виноградники, дававшие хорошую прибыль тогдашнему колхозу "Путь к коммунизму". Со временем в виноградарстве будут заняты несколько тысяч рабочих и специалистов. Убежден, что эта отрасль со временем станет самой доходной в агросекторе Республики Ингушетия.

Ш. БАТАРБЕКОВ


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru