новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 136 (9904) четверг, 18 октября 2007 года

Система общественных отношений ингушского общества до XIX в.в.
«Имеет совершенный ум тот, кто стремится к трем вещам: знать, кто он такой на самом деле, удерживать свой язык (от лжи, злословия и т.п.) и довольствоваться тем, что дал ему Аллах».
Абу Хазим
«Со времен седой древности осваивали Кавказ упорные, предприимчивые и трудолюбивые люди, а может быть даже их далекие предки.
Полезно было бы поразмыслить над тем, как же выглядит Кавказ в людской памяти  историческом сознании, что говорят о нём красочные мифы прагматические реалии».1
Многие ученые-кавказоведы,  занимавшиеся этнографией края, представляли ингушское общество в своих работах, как бесклассовое с полным отсутствием каких-либо сословных групп. Ссылка в этом случае почти всегда идет на опрошенных респондентов - ингушей, которые отвергают наличие князей в своем обществе, и не признают свою зависимость от других членов общества2.  
На основании мнимого отсутствия сословий  делается вывод: о первобытном состоянии общественных отношений.  Формационной и культурной отсталости целого народа, местом, проживание которого является центральный Кавказ.
Некоторые архивные документы и некритически следуемые за ними исследователи упорно твердили, что «Сословных различий в чеченском племени (включая сюда и ингушей) нет»3. Однако, отрицая существование сословий, те же источники вместе с тем подтверждали наличие таких элементов в общественном быте ингушей, которые указывали на довольно высокий уровень развития социальной дифференциации. Этот же приведенный архивный документ, заявляющий об отсутствии в Ингушетии сословий, там же признаёт, что в прежнее время здесь был «класс рабов»4.
Можно было бы привести  эксцерпты из различных произведений, касающихся Ингушетии, но почти все  они страдают либо чрезвычайно общими формами, либо представляют попытку втиснуть социальные взаимоотношения, характерные для ингушского общества, в общие социологические схемы без учета местных особенностей.
В исследовании социально-общественной структуры ингушского общества необходимо отклониться от общепринятой теории эволюционизма. Эволюционистский подход предполагает, что каждый из элементов культуры, обнаруженный этнологами в их полевых экспедициях, сопоставлялся с мифологией «первобытного общества» и классифицировался как относящийся к той или иной стадии развития культуры. Возможность составления и сравнения культур  детерминируется с эволюционной точки зрения тем, что у всех культур уже есть общее основание, из которого они «выросли» - «первобытное общество», а они являются только более или менее усложненными вариантами базовой социокультурной модели. В соответствии этой теории культуры не могут быть равными. Устанавливается своего рода иерархия культур по отношению к породившему их «первобытному обществу», а эталоном «цивилизованности» служит культура Запада, как наиболее сложная и развитая к исходной «ячейке».
Такой европоцентризм идеологически нагружен и не согласован с эмпирическими фактами кавказской этнографии.  
Изучение этнических культур основывается на методах этнографического и исторического анализа, социологии, достижениях структурной лингвистики. Культура при этом рассматривается как система символов и значений, которая требует своей интерпретации и  объяснения.
Комплексное понимание культуры на основе деятельностного подхода позволяет найти адекватные формы объяснения феномена этнической культуры как совокупности присущих этносу способов освоения условий своего существования, направленных на сохранение этноса и воспроизводство условий его жизнедеятельности. Главным здесь является функциональный аспект культуры, понимание её как адаптивного механизма жизни человека в окружающем мире.
В исследовании культурных феноменов ингушского общества мы будем частично опираться на концепцию  функционализма.
Функционалисты оперируют  понятием «социальных институций», под которыми понимаются «социально установленные и признанные модели поведения. Устойчивые формы, с  помощью которых протекает социальная жизнь индивида». Институции организуют собой устойчивую социальную систему. В функционализме человек понимается не как атомарный индивид, он рассматривается во взаимодействии, в процессе образования элементов культуры. Выделяется три составляющих этого процесса: культурные элементы, человеческие группы и системы символов. Человеческое общество представляет собой, таким образом, связь взаимодействия функциональных культурных элементов. Радилиф-Браун считал, что «все нормы, ценности, чувства, ритуалы стоят над человеком и цель их в том, чтобы скрепить общество»5. Таким образом, культурные элементы хоть и создаются самим обществом, являются над общественными регуляторами, тем более, что  с точки зрения функционализма «обычаи, ритуалы, моральные нормы рассматриваются как регуляторы поведения людей (по аналогии с действием правовых норм) им приписывается ключевая роль в культуре общества. Они рассматриваются в контексте культурных механизмов и механизмов контроля в отношении выполнения определенных функций, значимых с точки зрения удовлетворения жизненно важных потребностей людей или поддержания совместности их существования»6. Культура, таким образом, это нечто вроде матрицы способов деятельности, символически репрезентированной в форме норм, регулирующих и подвергающих оценке человеческое поведение и мировоззрение.
Система смыслов культурной эпохи – способом её понять и описать,   К. Леви-Стросс применяет лингвистику в этнографии, М. Фуко описывает через смену трактовок и значения языка в культуре историю науки, Р. Барт, Ж. Делёз, Ж. Деррида работают на стыке философии и литературоведения.  Однако по существу все структуралисты формируют собственное понимание культуры, экстраполируя на неё анализ исторически меняющегося языка.
Культура понимается как система смыслов, определяющих поведение людей и обнаруживающихся в способах употребления и понимания задач языка.  Смена культурных эпох связана со сменой смысловых установок, через смысл описывается наука, искусство, литература, жизненные ориентиры человека.
Как  заметил Б. Рассел, постигая устройство языка, мы многое узнаём об устройстве мира. В языке до нас запечатлено многотысячелетнее познание мира; мир отражён в языке; в этом определённом смысле мир и его отражение в языке - нечто единое.
Наконец в XX веке многие исследователи пришли к выводу, что язык является прообразом всех других культурных форм.  Например, Г.Г.Шпет писал: «Такие обнаружения культурного сознания, как искусство, наука, право и т.д., - не новые принципы, а модификации и формы единого культурного сознания, имеющие в языке архетип и начало. Философия языка в этом смысле есть принципиальная основа философии культуры».7 О. Резеншток-Хюсси создал свой «грамматический метод», исходя из языка и речи как фундаментальных феноменов бытия. Резеншток-Хюсси пишет: «Посредством речи общество укрепляет свои оси времени и пространства. Эти оси времени задают направление и ориентацию всем членам общества».8 
Идея, что язык как культурный феномен генерирует и задает способ видения мира, высказывалась еще В. фон Гумбольдом,  А.А. Потебнёй,9 эта идея нашла своё подтверждение в работах   авторов «гипотезы языковой относительности» - американских лингвистов Э. Сепира и Б. Ли Уорфа. Сепир пишет: «Люди живут не только в мире объективной действительности или в мире общественной деятельности, как это обычно предполагается, но они в значительной степени находятся во власти конкретного языка, являющегося средством выражения в данном обществе. Было бы ошибочно полагать, что человек ориентируется в действительности без помощи языка и что язык есть просто случайное средство решения специфических проблем общения или мышления. Дело в том, что «реальный мир» в значительной степени бессознательно строится на языковых привычках данного общества».10
Таким образом, мы можем сделать вывод, что культурная парадигма - это язык или текст эпохи как способ знакового закрепления социокультурных представлений, который находит выражение в словах и вещах, в смыслах, которые создаёт каждая культурная эпоха.
В своём исследовании мы будем основываться на языковые формы ингушей для расшифровки необходимых понятий и категорий социальной реальности прошедшей эпохи.
Система социального расслоения общества напрямую зависима от генезиса его ценностей. Правильный подход к структуре того или иного общества может дать представление об его культурном развитии, мировоззрении, философии, что необходимо учитывать в этнографических исследованиях. Автохтонные системы не всегда вмещаются в рамки европейского конформизма. В том числе не является исключением  и Кавказский феномен. На наш взгляд до конца не понятый  и окончательно не отнесенный исследователями ни к западной, ни к восточной цивилизации. С учетом вышесказанного мы в своем исследовании обратимся к структуре   традиционного расслоения ингушского общества в прошлом.
Сословные отношения  ингушского общества – это культурно-социальная  система, выстроенная на ценностных принципах этической культуры, патриархальной регламентации, половозрастной стратификации, призванная выполнять функции регулирования межгрупповых отношений.
По этнографическому материалу, неоднократно фиксируемому различными учеными в горной Ингушетии, население различало сильные и слабые тейпы (тейп – родственная группа), среди которых первые именовались эзди тейпа, эзди нах - благородные люди,а вторые – лай тейпа, лей – рабы. «Термин эзди имеет непосредственное отношение к общеизвестному на Кавказе термину уздень»11. С термином уздень в Ингушетии ассоциируют и нарт – орстхоевцев.
Существование в ингушском обществе хотя бы двух социально-неравных групп, подразделяющихся на сословия леев – рабов, и сословия эзди, уорков – независимых, отмечено почти во всех работах кавказоведов XIX века12. Наличие двух сословий показывает сословный характер ингушских общественных отношений. 
Для прояснения вопроса сословности в данной ситуации необходимо рассмотреть следующие аргументы. Кавказоведы XIX и начала XX века основывались в понимании единого этноса на принципах этнографической науки (общность культуры, языка и т.д.). Действительно, с научной точки зрения ингушское население XIX века является единым этническим образованием, при этом почему-то опровергающим очевидную сословность общественного устройства.
В нашем исследовании необходимо прояснить причины отрицания ингушами сословных групп в собственной среде.
С точки зрения  ингушей прошедшей эпохи,  ГIалгIа  могли себя  называть  только  обладатели пяти следующих достоинств, которые считались необходимыми для достижения и сохранения духовного состояния эздий  хьал
1. Наличие  собственной доли родной земли (мехка  дакъа).
2. Наличие семи имен предков – генезис (ворхI  дьа цI е).
3. Наличие семейно-родового святилища (текъа элгац).
4. Наличие боевой родовой башни               (тIема  бе вов).
5. Наличие родовой усыпальницы  (малхара каша дакъа).
Хьал – состояние, ниспосланной божественной милости.  
Члены общества, не обладающие перечисленными достоинствами, не считались гIалгIа, например, йовсар (изгнанник), лей (раб) и другие группы зависимого сословия.
Социально-этическое состояние народа является проекцией его мировоззрения, то есть отношения к главному вопросу философии о первичности духа или материи.
Мировоззрение складывается не только под воздействием социальных условий, воспитания, образования определенного идеологического спектра, но и идеальной субстанции – души человека, его воли. Мировоззрение зависимо от способности сознания личности к познанию истины.
Мировоззрение служит основанием всех поведенческих реакций, поступков и действий; оно проявляется не только в духовной сфере, но и в практической жизнедеятельности, проецируя свою структурную компоненту     действительности, ценности и смысла.
В контексте затронутой проблемы необходимо остановиться на некоторых особенностях философских категорий ингушей, дать им краткое определение.
Идея (эълам, идинг.) – представляется как идеальная основа всего сущего, его содержание.
Форма (лa  инг.) - способ существования определенного содержания, в том числе идеи, внешний облик, живая природа предметов.
Дух  ( фу  инг.) – божественное начало, часть человеческой сущности, основа сознания и мышления, высшая способность разумной души, позволяющая человеку общаться с Богом, «жилище совести», «потребность священного». Дух – отображение Единого, в нем содержится все многообразие будущего мира. Что касается души, то она относится к духу так, как дух относится к Единому. В душе заложено и высшее и низшее начало. Душа человека сверхчувственна, она существует еще до земной жизни. Смерть человека не конец, а продолжение пути его души.
Материя (Iлым, хам инг) – чувственный мир, сотворенный Богом, объективный мир вещей, физических тел.  Благо, созданное Богом для жизнедеятельности человека.
Сознание, честь (сий  инг.) – благостный дар человеку для устремления к вершинам духовного бытия. Особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. С помощью сознания человек постигает идеальность смысловых образований. 
Бытие  (д-ти инг.) – (сущее) понимается как гарантия существования. Бытие единое неизменимое, оно является всей полнотой совершенства, среди которых на первом месте Истина, Добро, Благо, Свет.
Дар – объективная истина (истина бытия).
Познание (ховра  инг.)процесс духовного освоения человеком мира. Цель познания постижения мира.
Мышление (инг. уйла - рациональное мышление) - деятельность сознания, направленная на нахождение единства в многообразии предметов, явлений, процессов как объективной, так и субъективной реальности. 
Время (ха инг.) категория, выражающая длительность и последовательность событий мира. Бесконечная связь прогрессивных и регрессивных процессов.
Философская система ингушей предполагает первичность духа над материей, идеи над формой. Поэтому торжество духа над материей заложено изначально.  Воля как инструмент идеи создает различные  формы, в том числе и телесные.
Человек в понятии ингушей саг (са – душа) представляется не только как лик – лицо или персона (personae) – тело, а как  прибежище святого дара человеку  прибежищем духа, души, ибо он является результатом инволюции духа и эволюции материи. Человеку свойственен процесс укрепления души и тела, духа и плоти. Дух превыше плоти, плоть призвана служить торжеству духа. Торжество духа над плотью формирует высокий уровень сознания выраженным понятием – денал (мужество).
Денал - процесс проявления ценностного сознания, высоких духовных качеств в различных ситуациях жизненного цикла личности.
Зависимость духовного от материального, или сознания от плоти приводит к извращению основной идеи мироздания.   Торжество духа над материей является императивной связью, диалектической необходимостью, ролевая перемена которой ведет к гибели самой материи. Сознание, зависимое от материальной субстанции человека  - тела, это путь к самоуничтожению личности.
Мировоззренческие конструкции «гIалгIаев», включаясь в обрядовую систему, приобретают характер вероучения. Они становятся основой формальной регуляции и регламентации, упорядочения и сохранения нравов, обычая, традиций. С помощью обрядности культивируются чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости. Все это придаёт мировоззрению особый духовно-практический характер.  Духовное убожество  – наихудший порок, присущий человеку, оно ублажает его невежественную плоть, направляя человеческое существо по пути приобретения мнимых ценностей материального мира, таких как алчность, трусость, гордыня и т.д.
Понятие эзди хала это состояние торжества духовных ценностей над материальными ценностями, сознания над плотью. Именно в рамках рассмотренной философской системы, входящей в духовное начало народа, должны изучаться сословные отношения ингушей, несмотря на спорность данного подхода.
Для всех социальных групп ингушского общества, объединенных одним языком и обычаями  и т.д.,  применялся термин вайнах. Этимологический термин вайнах состоит из двух понятий вай – наш, свой  и нах – народ. В целом понятие вайнах воспринимается в сознании ингушей как: ингушский народ, то есть совокупность всех социальных групп этноса, объединенных одним языком  и одной культурой. И сейчас, в наши дни в устной речи зачастую оперируют такими понятиями как, гIалгIай халкъ, вайнаьха къам, мохк. Понятие гIалгIай халкъ всегда под собой подразумевало высокое духовно-нравственное состояние определенной прослойки общества, вайнаьха къам – вайнахский этнос, мохк – население.
Итак, если в понятии ингуши содержится совокупность всех социальных групп населения, объединенных общим термином вайнах, то они, конечно же, носили сословный характер.
 Б. Харсиев,
кандидат философских наук.

(Продолжение следует)

 

Восхваление и благодарность
Одной из важнейших обязанностей раба Всевышнего является восхваление и благодарность. Об этом качестве говорится в первом аяте Священного Корана в суре «Фатих1а», что означает: «Восхваление принадлежит только Господу миров».
Восхваление – это возвеличивание бесконечного могущества Создателя и Его сыфатов, проявляемых в Его созданиях.
Проявление благодарности – это восхваление языком, действиями, сердцем за Его бесконечную милость. Человек, обладающий самой высокой степенью среди созданных, называется почетное создание, и поэтому ему обязательно присущи оба эти качества, которые занимают очень важное место в Исламе.
Любой благовоспитанный человек испытывает благодарность тому, кто угостил его хотя бы стаканом воды.
Тогда как может человек быть неблагодарным Создателю, который является источником всех благ и милостей! Неблагодарный Всевышнему лишен разума и чувств.
Этот мир настолько красиво украшен, что он выше способности восприятия человека и его вкуса. Здесь проявляется бесконечное божественное могущество, например: в атомах, в разных ароматах, разноцветных цветах, во фруктах, в домашних или хищных животных, в особой форме сущности каждого создания.
Цель этого – достойное выполнение человеком обязанностей перед Всевышним Аллах1ом.
Истинно верующий – это тот человек, который стремится прожить всю свою жизнь разумно, совестливо. Для того, кто хочет быть рабом, достойно благодарящим Аллах1а, недостаточно знать лишь о Его милости. После познания истинного Владыки всей милости требуется еще выполнять обязанности пред Господом.
Необходимо знать, что милость, дарованная Всевышним Аллах1ом людям, является причиной возникновения в их сердцах любви, знания и стремления к Нему. Поистине, всякое создание Аллах1а, даже мельчайшая частица, восхваляет и поминает Его. Даже животные пребывают в мольбе и восхвалении своего Создателя.
Бессознательное восхваление всех созданий, помимо человека, могут понять только люди, обладающие чистыми и чувствительными сердцами. Так как человек является почетным созданием, ему необходимо благодарить и восхвалять в соответствии с этим.
За непроявленную благодарность Творцу, человек будет нести ответственность перед Ним. Каждый человек должен знать милости Аллах1а и быть благодарным Ему.
Верующий, достигший такой степени, при каждом случае будет благодарить и восхвалять своего Создателя, и это является милостью Аллах1а.
Обычному человеку требуется определенное время, чтобы понять милость в виде наказания и наказание в виде милости. А тем, кому дана мудрость от Аллах1а, это ясно уже в самом начале.
Поэтому человек всегда должен благодарить Всевышнего Аллах1а за Его милости и проявлять терпение перед трудностями.
Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах1 и приветствует) перед любым  проявлением могущества Аллах1а говорил: «Благодарю Аллах1а в любом случае», и нам советовал так говорить. Те люди, у которых отсутствует это состояние, по причине собственного невежества объявили войну воле Всевышнего Аллах1а.
Люди, которые при любых испытаниях проявляли благодарность и восхваляли Всевышнего, достигли самой высшей степени счастья, что и обещала религия Ислам. Такие сердца получают счастье и спокойствие в зависимости от того, в какой степени они находятся.
Примером проявления воли Создателя в наказании в виде милости является тоска пророка Якуба по Юсуфу (мир ему). Аллах1 ниспослал им горе, тоску, разлуку, испытания для того, чтобы они забыли обо всем, кроме Него и познали тайну быть всегда с Господом. Этим они получили наивысшую степень, которую они достигли через испытания Аллах1а.
В результате этой разлуки они преумножили свое духовное совершенство. История об их жизни в Коране описывается как «наикрасивейшая история». Случай Худайбия из жизни нашего пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах1 и приветствует) внешне выглядел как поражение, огорчившее сахобов. Но за проявленное терпение и спокойствие Аллах1 открыл им путь к Своим несметным дарам и ко многим завоеваниям. За два года действия договора Худайбия число мусульман многократно возросло значительно больше, чем за предыдущие 19 лет, и это являлось причиной взятия Мекки без кровопролития.
Что касается случая наказания, который выглядит как милость, это пример из истории пророка Худа (мир ему), ниспосланного к племени Ад. Племя, увидев огромные тучи мучения, окутавшие небо, с насмешкой сказали пророку Худу (мир ему): «Ты говорил о мучениях, а это всего лишь дождевые тучи». Так они успокаивали себя. Но дождя не было, вместо этого разразился такой ураган, который смел все на своем пути, приводя неверных к гибели и наказанию. Те, кто не задумываются об Ахыре (Судный день), беспечно предаются этому бренному миру, думая, что он вечен, в Судный день понесут суровое наказание за прожитую беспечную жизнь. В Священном Коране говорится о судьбах тех несчастных людей, которые считают эту жизнь раем, и какой плачевный конец их ожидает.
Другой пример:  имущество-богатство человека. Внешне – это дар, щедрость от Аллах1а. Но если человек не тратил на пути Аллах1а, то в Судный день это имущество превратится в наказание и повлечет владельца в убыток. Как красиво сказали благочестивые люди об этом мире, колеблющемся между радостью и горем: «Для умных людей этот мир – наблюдение за тайнами Аллах1а, а для глупых этот мир состоит из еды и вожделения».
Все, чем обладает человек, принадлежит Аллах1у. Владыка и Создатель всего, что дает нам природа и что исходит от людей – это все от Аллах1а Всевышнего.
Такое понимание необходимо человеку, обладающему разумом и сердцем. Созданные являются лишь посредниками и следствием, потому что каждое творение выполняет свои обязанности в этом мире.
Истинный Владыка и даритель всего – Аллах1. За все ниспосланные дары нужно проявить истинную благодарность тому, кто их послал, а затем тому, кто их принес. И в подобной благодарности прожить всю жизнь. Не подобает человеку благодарить лишь посредников или людей, принесших этот дар, забыв об истинном их Создателе.
Но и выражение благодарности людям является одним из принципов нравственности и внимания.
В одном хадисе сказано: «Кто в ответ на доброту скажет: «Да одарит тебя Аллах1 добром!», тот искупил свой долг благодарности сполна, сделав человеку подобное ду1а». В противном случае, если человек, забыв об истинном Владыке всего сущего, выражает благодарность только человеку, то его состояние признательности смешанное и неуместное. Согласно законам Аллах1а, все во Вселенной имеет причину и следствие. Необходимо знать, что, привязавшись к причинам, не надо забывать о Создателе этих причин.
Аллах1 сказал в Коране: «Аллах1 вывел вас из чрева ваших матерей в тот миг, когда вы ни о чем не ведали. Затем Он наделил вас слухом, зрением, сердцами, быть может, вы будете благодарны».
(Сура 16, аят 78).
Благодарность своему Создателю делится на такие виды:
Благодарность языком – это самая нижняя степень благодарности, которая проявляется в высказываниях людей своему Создателю.
Горе мертвым, больным и беспечным сердцам, которые пользуются милостью Создателя, как животные, но даже не вспоминают о своем Создателе.
Они находятся на низкой степени, о которой разъясняется в Коране, что самая низкая из степеней это та, которая ниже, чем степень животных;
Благодарность поступками – это использование милостей Всевышнего Аллах1а на Его пути. В знак благодарности свое богатство мы можем потратить на пути Всевышнего Аллах1а; благодарность знающего – передать знания другим;
Благодарность тела – это использовать каждый свой орган в рамках Шариата на пути истины;
Благодарность сердцем – это любить и знать своего Создателя и проявлять довольство в любом состоянии всему, что исходит от Него, хотя на самом деле мы не сможем быть достойно благодарными перед бесконечной милостью Аллах1а, потому что человеческих сил недостаточно для этого.
Все пророки (мир им) были всегда в состоянии покаяния, чтобы достойно благодарить Создателя. Посланник Аллах1а (Да благословит его Аллах1 и приветствует) сказал: «Я совершаю покаяние 100 раз в день». Тогда сколько же нам нужно совершить покаяние в день, чтобы достойно благодарить Аллах1а.
Всевышний Аллах1 в Коране сказал: «Помните обо Мне, и Я буду помнить о вас. Будьте благодарны Мне и не отрекайтесь от Меня». (Сура 2. аят, 152).
Главная обязанность каждого человека – это благодарить Аллах1а за несметные Его блага.
Верующего не должно покидать состояние благодарности, восхваления, пока он осознает и чувствует. Тема благодарности очень глубока и безгранична, невозможно выразить ее полностью.
Благодарность здоровых и больных людей означает, в каком бы состоянии вы ни находились, необходимо проявлять довольство и покорность Аллах1у, осознавая, что все происходящее – это воля Господа, которая дана нам в качестве испытания в этой бренной жизни. Здоровому человеку должно знать, что здоровье ему дано для выполнения благочестивых деяний на пути Аллах1а и придерживаться этого до конца своей жизни.  А больному человеку надо думать, что его болезнь от Аллах1а и говорить каждый раз: «О, мой Господь! Благодарю Тебя за любое состояние».
Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах1 и приветствует) сказал: «Не проклинайте болезнь, ведь она очищает вас от грехов».
Все блага и дары принадлежат Аллах1у Всевышнему. Задача врача - вылечить больного, который обратился к нему за помощью. Но если больной не выполняет требования, то врач не несет ответственности за его исцеление. Цель учителя – воспитать достойного ученика, но если ученик не прикладывает никаких усилий и стараний, так в чем же здесь вина учителя?
Всевышний Аллах1 дал нам обещание и приглашение в Рай. Но если мы не будем подчиняться условиям данного приглашения, то в результате будем лишены Рая. О, наш Господь! Даруй нам быть из тех, кто удостоился мудрости, чтобы быть благодарными Тебе.

М. БАРАХОЕВ   

 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru