новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  1 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 128 (9896) вторник, 25 сентября 2007 года

Край, в котором ты служишь
Многие из нас знакомы с творчеством известного русского писателя Александра Куприна. Наряду с его знаменитой «Ямой», многие читали рассказ «Поединок», в котором Куприн подпоручик Веткин восторгается штаб-ротмистром Бек-Агамаловым, восхищается его военной выправкой, навыками верховой езды и личным обаянием. Но  только в последнее время, благодаря  публикациям в периодической печати, и книгам о славном прошлом ингушского народа мы узнали, что прототипом Бек-Агамалова для Куприна был никто иной, как генерал-майор царской армии, георгиевский кавалер Сосламбек Бекбузаров, который за мужество был награжден золотым георгиевским оружием.
В те времена не было героев России и золотое георгиевское оружие было высшей воинской наградой. Генерал Бекбузаров был одним из героев знаменитого Брусиловского прорыва в 1916 году, когда русская армия под командованием генерала Брусилова одержала одну из самых знаменитых побед в войне с германскими войсками, а всадники Ингушского полка  Дикой дивизии покрыли себя неувядаемой славой разбив хваленую немецкую «Железную» дивизию. Золотым георгиевским оружием были награждены и другие наши славные земляки: генералы Тонт Укуров, Сафарбек Мальсагов, штаб-ротмистр С. Боров. 6 генералов, 30 полковников, сотни офицеров дала маленькая Ингушетия, чье население в ту пору составляло примерно 90 тысяч человек.
Эта тема сама по себе интересна любому из нас, а человеку со стороны, не ингушу – интересна вдвойне. Сотрудники Центра по изучению памятников истории и культуры при правительстве РИ в рамках соглашения с Пограничным Управлением ФСБ по Республике Ингушетия, выезжают на заставы российско-грузинского участка государственной границы и читают пограничникам лекции о материальной и духовной культуре ингушского народа, его обычаях, и его выдающихся людях. Конечно, военному человеку, охраняющему государственную границу особо интересно узнать о боевом прошлом народа, людях  составивших боевую славу нации, проживающей на этой территории. Эти факты из истории ингушского народа стали самым настоящим открытием для воинов  - пограничников, а лекция по этой теме, прочитанная научным сотрудником Центра Леной Мальсаговой, была встречена пограничниками с благодарностью, и носила характер дружеской беседы. Воины задавали встречные вопросы, и получили подробные ответы на интересовавшие их вопросы.
Лекции состоялись на двух заставах «Эзми» и «Ляжги». Надо также  отметить, что на этих новых погранкомплексах приятно просто побывать. Пограничники получили возможность жить в благоустроенном капитальном помещении, где решены все вопросы их быта. В актовом зале заставы есть необходимая видеоаппаратура. Воинам – пограничникам был показан документальный фильм о  всадниках Дикой дивизии, и их подвигах. Научный сотрудник Центра Лохан  Барахоев рассказал пограничникам о каменной архитектуре ингушей в средние века, о боевых и жилых башнях, их назначении. Пограничники узнали много нового о культуре ингушского народа. Многие из пограничников просто не знали для чего эти башни строились. Сотрудники Центра сами подготовили специальные стенды с фотографиями башенных комплексов, усыпальниц, отдельных фрагментов поясняющих их роль и значение для средневековых ингушей.
Пограничники узнали, что строили эти башни не грузины и не греки, а ингуши, среди которых было немало зодчих, и имена которых народ помнит до сих пор, и никогда не забудет. Хазби Цуров, Дуго Ахриев, Арсамак Евлоев, Хоаной Хинг – эти исторические имена стали самым настоящим откровением для воинов пограничников. Директор Центра по изучению памятников истории и культуры при правительстве РИ Батыр Мальсагов в конце лекции обобщил сказанное своими коллегами, и призвал пограничников бережно относиться к памятникам архитектуры, потому что башенные комплексы горной Ингушетии – это часть всемирно-исторического наследия, которое должно быть сохранено для потомков. После лекции пограничники поделились своими впечатлениями. Сергей Андреев призвался из города Оренбурга, служит 3-й год:
– Для меня услышанное  сегодня стало настоящим откровением, – говорит Сергей, – особенно было приятно узнать о воинах Дикой дивизии и их подвиге в Первую мировую войну. Когда  приеду домой, будет что рассказать своим близким.
Фархад Анисов из Волгограда:
– Очень интересно. Я по образованию историк, и  эти факты из истории ингушского народа, на мой взгляд, надо шире освещать в прессе и на ТВ. Спасибо вашим историкам за то, что они делают, открывая новые страницы истории.
Роман Петрук:
– Мне здесь больше нравится, чем дома. Природа, горы. Интересно узнать обо всем, что касается народа Ингушетии. Я ничего не знал о воинах-героях из Ингушетии, а теперь  сам могу об этом рассказать другому.
Младший сержант Виталий Шляпкин  просто показал большой палец – здорово и интересно, спасибо за лекцию. Сержант Алексей Дикий:
– Мне было очень интересно узнать о башенной архитектуре, прошлом ингушского народа, его героях – всадниках офицерах и генералах. Я ничего этого не знал до сегодняшнего дня. Старший лейтенант Сергей Озеров:
– Это не первая лекция, которую читает  нам историки Ингушетии. Кое-что мы уже слышали ранее. Но сегодня мы узнали еще больше. Спасибо вам, что приехали и прочитали нам такую лекцию. Мы всегда рады общению с вами.
… В конце этого материала хочу отметить всех сотрудников Центра во главе со своим директором, которые всегда творчески подходят к подобным мероприятиям, а лекции их интересны не только пограничникам, но и всем нам, гражданам Ингушетии. Надо сказать добрые слова в адрес руководства Пограничного Управления ФСБ по республике Ингушетия за внимание к подобным мероприятиям.

М. ХАНИЕВ.

 

 

 

«Я по-ингушски гордо говорю…»
Среднеачалукская сельская библиотека очень часто готовит для своих читателей мероприятия, приуроченные к различным общественно-значимым датам.
Особая атмосфера проводимых в данной библиотеке тематических вечеров объясняется, по-видимому, серьезной и основательной подготовкой к ним заведующей библиотекой, участием школ села, а также кругом приглашенных лиц, всегда интересных для читателей.
Вот и нынешнее мероприятие, посвященное ингушскому языку и литературе, прошло здесь на хорошем уровне. Учащиеся 7-9 классов двух школ села – СШ №15 и ООШ №29 – приняли участие в литературно-музыкальной композиции.
Надо отдать должное и самим учащимся, и их учителям родного языка и литературы. Сценарий подготовленный ими, «Дега гарга ба хьо сона, са хьамсара наьна мотт», не оставил зрителей равнодушными, подарил истинное удовольствие от прозвучавших на ингушском языке стихов, песен, исценировок.
Очаровательная ведущая Мадия Бокова, не только объявляла участников мероприятия, но и проникновенно и выразительно, читала стихи, передавая те чувства, которые вкладывали в них авторы – известные поэты и писатели.
Здесь звучали имена ингушских мастеров пера, знатоков языка Азамат-Гирея Угурчиева, Саида Чахкиева, Багаудина Зязикова, Джамалдина Яндиева, Ахмеда Хамхоева и многих других, чьим вкладом в ингушскую литературу мы заслуженно гордимся.
Вот как писал Ахмед Хамхоев о родном языке:
Язык народа,
          ты язык души,
Я за тебя
          народ благодарю.
Мне песню
          подарили ингуши,
Я по-ингушски
          гордо говорю…
В выступлениях, прозвучавших в этот день в читальном зале сельской библиотеки, главенствовала мысль самоценности и неповторимости ингушского языка, необходимости его знания, изучения и развития.
«Библиотека щедро делится с нами накопленными в ее недрах знаниями, а заведующая Хава Исраиловна Полонкоева, служит нам проводником к этим знаниям. Я частый гость этой библиотеки, мои дети и внуки приходят сюда. Когда бы мы не пришли, здесь находим поддержку, понимание и помощь в выборе нужной литературы. Пользуясь возможностью, хотелось бы выразить огромную благодарность заведующей библиотеки. Есть также и просьба к директору ЦБС Малгобекского района и министру культуры обратить внимание на нужды библиотеки. Здесь на весь огромный читальный зал два стареньких стола и два стула»… - сказала почетный читатель библиотеки села Средние Ачалуки Айшет Дзейтова.
– Пусть больше у нас будет подобного рода познавательных, полезных мероприятий. Библиотека – это самый светлый уголок в селе, где все желающие находят отдушину. Хотелось бы очень, чтоб труд заведующей как-то отмечался, поощрялся. Очень богатое, и в то же время ценное для подрастающего поколения мероприятие состоялось сегодня. Хочется сказать Хаве Исраиловне спасибо и пожелать удачи в работе, - сказала другая читательница Роза Маматова.
12 читателей библиотеки в этот день были награждены грамотами за активное участие в проводимых мероприятиях, две почетные читательницы А. Дзейтова и Р.Маматова в качестве подарка получили книги А.У.Мальсагова «Генеалогия ингушских фамилий». Гости и приглашенные выразили организатору и участникам праздника огромную благодарность за интересный вечер, который без сомнения удался.
О значимости и важности таких мероприятий говорили учителя Аза Магомедовна Цечоева, Радимхан Тагировна Ваделова, родители Марет Вельхиева, Роза Арапханова. Такие мероприятия способствуют привлечению интереса читателей к книге, к знаниям, к духу просвещения.
 Р. КАРТОЕВА

 

 

 

Возрождая культурные и духовные ценности ингушского народа
«Важнейшим средством развития духовной культуры является язык. Язык связан с мышлением, а мышление душа народа. Поэтому в Древней Руси у слова язык было еще одно значение народ. Какова судьба народа, такова судьба языка и наоборот. «Язык – душа народа. Нет языка, нет нации», - пишет в своей статье «О духовных ценностях ингушского народа», учитель истории Т.П.Заречная. (Материалы Международной научно-практической конференции, г.Назрани, 2003г.)
В настоящий день мы можем утверждать, что в республике Ингушетия уделяется должное внимание развитию родного языка. Подтверждением чему является распоряжение президента РИ М.Зязикова «О проведении Республиканского фольклорно-этнографического праздника «Дошо гуйре»  и декады ингушского языка и литературы». Согласно данному распоряжению с 9 сентября в республике проводились различные мероприятия в целях возрождения, развития, пропаганды культурных и духовных ценностей ингушского народа, сохранения и развития ингушского языка и литературы.
Активное участие в них приняли библиотеки, являющиеся хранителем духовного наследия общества. О том, какая работа велась ЦБС Назрановского района, рассказывает заведующая методико-библиографическим отделом Макка  Евлоева.
- В рамках Декады ингушского языка и литературы во всех филиалах библиотек проводились различные мероприятия. Это и конкурсы на лучшее чтение стихотворений на родном языке, конкурсы рисунков, презентации новых книг, беседы, книжные выставки на разные темы.
Так, мы провели выставку «Язык – душа народа», «Народ бессмертен, если может рождать подобных сыновей» (к 50 летию М.М.Зязикова), «Поэтический очаг, где были представлены стихи известных ингушских писателей и поэтов: Д.Яндиева, Г.Гагиева, С. Озиева, Х-Б. Муталиева, С.Чахкиева, С.Озиева, А-Г. Угурчиева, А.Плиева и др.
Весьма интересными и позитивными были циклы бесед и обзор на тему «Дега гарга ба хьо сона, са хьамсара наьна мотт».
Наша духовность лежит в нашей идеологии, эстетике. Чтобы показать красоту ингушской поэзии в СШ №3 с. Экажево провели конкурс на лучшее чтение стихотворений на родном языке «Мой язык, моя история». Главную ценность и воспитательное значение для учащихся имели стихи поэтов, посвященные родной земле, Родине. Конкурс показал, как огромна и многообразна ингушская поэзия. Учащиеся подчеркивали, как просты и прекрасны эти стихи, ясны и нравоучительны. В них Родина описывается так значительно и чисто, что вновь и вновь удивляешься безграничной преданности ей, любви к жизни.
Победителями конкурса стали учащиеся СШ №3 с. Экажево А.В. Албогачиев и Д.Х. Цечоева. Им были вручены подарки, призы.
Мы, также приняли участие в празднике «Дошо гуйре». Нами была подготовлена большая иллюстрированная выставка «Маьрша я  хьо гуйре».

Р.ОЛИГОВА   

 

 

Краткая история о Пророках Якубе и Юсуфе (Мир им)
Когда Пророк Якуб (Мир ему) жил на земле Канана, Рахил родила ему сына Юсуфа (Мир ему). В этот момент Якуб (Мир ему) был на пути в Шам. С этой радостной вестью к нему спустился ангел Джабраил (Мир ему) и сообщил о красоте новорожденного, которому было дано девять десятков всей красоты. Возвратившись домой, Якуб (Мир ему) посмотрел на ребенка и долго не мог оторвать от него взгляд. Он принес в жертву тысячи овец и раздал все на садака.
Особая любовь Якуба (Мир ему) к Юсуфу (Мир ему) в разных источниках объясняется по-разному. В одном из источников говорится так: «В доме Якуба (Мир ему), могуществом Всевышнего выросло дерево, на котором после рождения каждого сына вырастала новая ветка. Но после рождения Юсуфа (Мир ему) новая ветка не появилась, на что он часто жаловался. Ветки росли вместе с детьми, а когда дети становились взрослыми, Якуб (Мир ему) отрезал их и давал им. Якуб (Мир ему) попросил Аллах1а одарить Юсуфа (Мир ему) веткой лучшей, чем у его братьев. В ответ на его просьбу Джабраил (Мир ему) принес Юсуф (Мир ему) ветку из хризолита. Из-за этого братья стали завидовать ему. Юсуф (Мир ему) увидел во сне, как посаженая им ветка становится большим плодоносящим деревом, а ветки его братьев высохли и ветер уносит их. Он попросил отца не рассказывать братьям про его сон. Но они как-то узнали об этом, и в их сердцах усилилась зависть к Юсуфу (Мир ему).
В двенадцатилетнем возрасте Юсуф (Мир ему) увидел еще один радостный сон, где солнце, луна и одиннадцать звезд поклонялись ему. Хотя он скрыл и этот сон от братьев, им стало известно про него, и их зависть перешла все границы. Обеспокоенные таким состоянием, братья сговорились и решили не оставлять Юсуфа (Мир ему) в живых, и попросили отца отпустить Юсуфа (Мир ему) с ними поиграть. Якуб (Мир ему) отказался, ссылаясь на то, что боится, как бы волк не загрыз его. Но сыновья не отступились, вопреки своим намерениям гордо заявили, что своего брата не отдадут на растерзание волку. Юсуфу (Мир ему) тоже захотелось пойти с ними, и отец решил отпустить его. Якуб (Мир ему) вышел провожать их, а когда вернулся домой, пожалел о том, что отпустил Юсуфа (Мир ему). Братья оставили Канан, и вместе с Юсуфом (Мир ему), попавшим в сеть коварства, пришли в глухое отдаленное место. Они жестоко избили Юсуфа (Мир ему) и даже воду ему не дали, когда он попросил. Мстя не в чем не провинившемуся брату, сняли с него всю одежду. Даже когда Юсуф (Мир ему) просил оставить рубашку на саван, они не оставили. Увидев эту ненависть братьев к Юсуфу (Мир ему), ангелы на небе заплакали от жалости к нему. Самый старший из братьев, Яхуз, пожалел Юсуфа (Мир ему), и это немного смягчило его участь: они решили не убить, а бросить живого Юсуфа (Мир ему) в глубокий колодец. Затем братья поймали волка и измазали его пасть кровью, будто бы он загрыз Юсуфа (Мир ему). Для большей достоверности рубашку, снятую с брата, также испачкали кровью овцы, и пошли прочь. Истязав таким образом безвинного брата, возвратившись домой, братья поведали отцу выдуманную историю. Бросив окровавленную рубашку, братья показали волка, якобы «загрызшего» их брата.
Услышав, что Юсуфа (Мир ему) нет в живых, Якуб (Мир ему) от горя потерял сознание. Придя в себя, он сказал: «Фа сабрун жамил» (Красивое терпение), и поручил их ложь Аллах1у. Он подозвал волка и попросил Всемогущего сделать его (волка) говорящим. И Он выполнил его просьбу. Волк именем Аллах1а поклялся в том, что к телу Юсуфа (Мир ему) он не притрагивался, и добавил, что «плоть пророков, Аллах1 сделал для нас харамом (запретным)». Якуб (Мир ему) спросил его: «А Юсуф жив?» - на что волк ответил: «Я не ясновидящий». Не бывает событий без мудрости. Бесполезных повествований в Коране не бывает. Как видим, слова Якуба (Мир ему): «Я боюсь, что его растерзает волк», навлекли на него беду.
В колодце, куда был брошен Юсуф (Мир ему), вода до тех пор бывшая соленой, стала сладкой, могла заменить ему пищу. Юсуф (Мир ему) провел в колодце трое или четверо суток. Все это время его оберегал ангел Джабраил (Мир ему). Как Всевышний спас Ибрах1има (Мир ему) от огня, так и Юсуф был спасен, благодаря камню, который выступал из воды. Глубина колодца составляла четыреста локтей. Передают, что он был вырыт сыном Нуха (Мир ему). На следующий день братья пришли посмотреть, жив ли он еще, и когда узнали, что жив, хотели закидать его камнями. Но Яхуз пригрозил им, что расскажет обо всем отцу, и они ушли обратно, оставив Юсуфа (Мир ему) в живых.
Подошедший путник опустил в колодец черпак. Юсуф (Мир ему) крепко схватился за веревку, к которой был прикреплен черпак, и выбрался оттуда. Путник очень обрадовался, увидев его, и вместе с ним пошел догонять своих. Он не рассказал никому о том, что нашел мальчика в колодце, а сказал, что его ему подарили. Когда Яхуз принес Юсуфу (Мир ему) еду, он не нашел его и узнал о том, что его забрали с собой путники. Яхуз вместе с братьями отправились на поиски Юсуфа (Мир ему). Путники в это время были уже в Египте, где братья и нашли Юсуфа (Мир ему). Они скрыли от путников истину, сказав, что это их беглый раб. Малик (так звали человека, который помог Юсуфу (Мир ему) выбраться из колодца) попросил продать его ему, на что братья и согласились. Когда-то Юсуф (мир ему), посмотрев в зеркало, поразился своей красоте и подумал, что если бы он был рабом, никто не смог бы купить его за деньги, так высока была бы его цена. Аллах1 не приемлет самодовольства, и за это он был уподоблен беглым рабом и продан братьям за бесценок.
Еще раз повторюсь, у пророков (Мир им всем) не бывает грехов, они Маъсумы (сохраненные от грехов) их поступки только относительны и случаются для назидания людям.
Прибыв в Египет, те, у кого был Юсуф (Мир ему), надели на него богатую одежду и украшения, и тот, кто видел его прекрасное лицо, мог засомневаться в том, человек ли он. Малик захотел его продать, и ему было ясно: какую бы цену он ни установил, за Юсуфа (Мир ему) ее дадут. Даже по его весу серебра, миск, шелк дали бы ему. Его купил визирь египетского царя, в доме которого Юсуф (Мир ему) прожил семь лет. Он с каждым днем становился все красивее, и его можно было сравнить с полноликой луной. Имя того визиря было Китфир, а звали его Азизом, и была у Азиза жена – Зулайха. Красота Юсуфа (мир ему) свела Зулайху с ума. Юсуф (Мир ему) не вступил в связь с женой Азиза, так как забота Создателя окружала его. Перед ним стал образ отца, кусающего пальцы. Джабраил (Мир ему) убедил его не поддаваться соблазнам Зулайхи, сказав, что в противном случае Аллах1 вычеркнет его из числа пророков. Когда Зулайха хотела соблазнить его, Юсуф (Мир ему) поспешил выйти. Но Зулайха схватила его сзади за рубашку и она порвалась. Азиз застал их в эту минуту. Обращаясь к Азизу Юсуф (Мир ему), сказал: «Чтобы узнать, кто прав – я или Зулайха, обрати внимание на порванную рубашку». Обнаружив, что рубашка порвана сзади, Азиз раскрыл коварство Зулайхи, с помощью Аллах1а он узнал о порядочности Юсуфа (Мир ему). Но коварство женщин велико, Зулайха несмотря не на что, хотела обвинить Юсуфа (Мир ему).
С помощью Справедливого Господа Аллах1а Азиз понял, что Юсуф (Мир ему) чист. Но Зулайха не утратила тайного любовного чувства к Юсуфу (Мир ему). После того случая, женщины начали плохо отзываться о ней (Зулайхе). И тогда Зулайха собрала жен всех визирей, дала в руки каждой нож и лимон и поручила им нарезать лимоны когда придет Юсуф (Мир ему). Юсуфу (Мир ему) же было наказано пройтись перед вставшими в ряд женщинами. Когда он в шелковом одеянии и в украшенной драгоценными камнями короне прошел перед женщинами и у них затемнился разум. Они засомневались: человек это или ангел. Девять из сорока женщин скончались оттого, что вместо лимона порезали свои руки. Затем Зулайха пригрозила Юсуфу (Мир ему), что он окажется в тюрьме, если не выполнит ее желания.
Юсуф (Мир ему) попросил Аллах1а о помощи и спасении от ее коварства. Он предпочел попасть в тюрьму, нежели вызвать своим поведением гнев Всевышнего. И обеспокоенный сплетнями, муж Зулайхи отправил его в тюрьму. Слова Всевышнего не бывают напрасными, они всегда сулят полезное предупреждение. Шариат не требует ничего с потерявших рассудок. Если человек пленен чем-либо, он не может думать о другом. История о женщинах и о Зулайхе – не сказка, а быль, о которой упомянуто и в Коране. Плененные красотой Юсуфа (Мир ему) женщины даже не почувствовали боли, порезав руки. По возвращении домой они звали Юсуфа (Мир ему), и, хотя терпели из-за этого побои мужей, они не переставали повторять имя Юсуфа (Мир ему). Если даже о людской страстной любви свидетельствует Коран, кто же может передать силу страстной любви вали (овлия) к Аллах1у, от которой все остальное забывается? После того как Юсуфа (Мир ему) заключили в тюрьму, Зулайха совсем зачахла. Перестав есть, пить и спать, она походила на мертвую.
Временами к Юсуфу (Мир ему) приходил Джабраил (Мир ему) и говорил ему, что он выйдет оттуда и станет царем. Однажды он принес Юсуфу (Мир ему) райский жемчуг и заставил проглотить его, в результате чего Юсуф (Мир ему) научился толковать сны. После этого он еще больше прославился среди узников. Всевышний дал ему науку толкования снов. У него был большой талант наставлять и проповедовать людям.
Когда настало время освобождения Юсуфа (Мир ему), с радостной вестью об этом к нему спустился Джабраил (Мир ему). Он сообщил ему о том, что царь пригласит его для толкования сна, и это явится причиной его освобождения. Царь увидел во сне, будто бы земля поглотила реку Нил, оттуда вышли семь жирных коров, затем вышли семь тощих и съели тех предыдущих. Потом он увидел, будто бы на поле пшеницы, выросло семь зеленых и семь желтых колосьев, но они в тот же час высохли. Царь проснулся в испуге и приказал созвать всех толкователей снов, но они не сумели растолковать его сон. На следующее утро царь начисто забыл сон, и среди тех, кому он про него говорил, не нашлось человека, который бы помнил о нем. Один молодой человек, который сидел в тюрьме с Юсуфом (Мир ему), рассказал царю о себе, вспомнил про его просьбу и рассказал царю о том, как Юсуф (Мир ему) растолковал в темнице его сон. Царь отправил этого человека за ним и обещал сделать Юсуфа (Мир ему) визирем в том случае, если он сумеет вспомнить его сон. Когда этот человек рассказал Юсуфу (Мир ему) о том, что царь забыл увиденный им сон и что необходимо его вспомнить, он в мельчайших подробностях пересказал сон царя. Царь очень удивился, узнав об этом. Он отправил со своими людьми коня и золотую корону для Юсуфа (Мир ему), но тот отказался выйти на свободу, пока народ не убедится в его невиновности. Когда огорченные отказом визири царя уходили обратно, он поведал им о своем желании узнать, истинны ли слухи о женщинах, которые из-за него перерезали себе руки. Он попросил спросить об этом царя. Царь собрал женщин, вызвал к себе Зулайху, спросил об их отношении к Юсуфу (Мир ему) и выслушал их ответ. Женщины сказали, что от Юсуфа (мир ему) плохого никогда не видели. А Зулайха оправдала Юсуфа (Мир ему), признавшись в своей вине. После того, как народ узнал о том, что он чист, Юсуф согласился встретиться с царем. Узники плакали, так как он был им, как отец маленьким детям. Он же сделал им ду1а, попрощался со всеми и на дверях написал: «Хаза къабрул ахъяи» (Это могила живых).
Праведный Юсуф (Мир ему) вместе с эмирами и визирями прибыл во дворец царя Юсуф (Мир ему) поздоровался с ним на арабском языке. Тот спросил: «Это какой язык?» Юсуф (Мир ему) ответил, что это язык Исмаила (Мир ему), сына Ибрахьима (Мир ему). Царь с большим почтением посадил его рядом с собой и спросил: «Кто ты?» Ответ был таков: «Меня зовут Юсуф, отец мой Якуб, отец Якуба – Исх1акъ, сын Ибрахьима». «Кто же тебя посадил в темницу», - спросил царь. «Зулайха», - ответил он, и рассказал обо всем случившемся. Когда царь спросил о смысле его сна. Юсуф (Мир ему) ответил: «Ожидается семь высокоурожайных лет, а в последующие семь лет будет засуха и голод». Царь поинтересовался, кто же Юсуфу (Мир ему) рассказал о его сне и о его знании. Юсуф (Мир ему) рассказал, что все это он узнал от ангела Джабраила (Мир ему). Царя поразила красота Юсуфа (Мир ему), его ум, красноречие и праведность. Поскольку он уже узнал об ожидаемом семилетнем голоде, царь спросил у Юсуфа (Мир ему) совета, как быть. Юсуф (Мир ему) посоветовал ему в первые семь лет возделывать все земли, и в колосьях же сохранить лишнее зерно. Когда царь задумался о том, кому бы поручить посевные работы, Юсуф (Мир ему) взял это на себя, и царь с радостью согласился…
Когда в Египте начался голод, отперли двери зернохранилищ, стали продавать зерно за золото и серебро. Все золото и серебро богатых и бедных собралось у Юсуфа (Мир ему). Чтобы купить зерно, во второй год продавали жемчуг, в третий скот, в четвертый год зерно приобретали за счет продажи рабов, в пятый год продавали земельные участки, все территории египтян перешли во владения Юсуфа (Мир ему). А на шестом году на зерно стали менять детей, жен. На седьмой год египетские мужчины стали продавать себя Юсуфу (Мир ему) в рабство за хлеб. В последствии все сады и поля, скот и драгоценности, мужчины и женщины стали его рабами. За эти семь лет Пророк Юсуф (Мир ему) ни разу досыта не поел. Он боялся забыть про голодающих. Он даже приказал слуге царя давать царю есть только один раз в сутки – в обед. От того, что повелений Юсуфа (Мир ему) придерживался и сам Юсуф (Мир ему), царь согласился с ним, и Юсуф (Мир ему) научил его на основе собственного опыта, каким должен быть взгляд правителя на подданных.
К тому времени мужа Зулайхи не было в живых, а сама Зулайха стала отшельницей. Она изменилась до неузнаваемости, потеряла зрение, очень состарилась, потеряла все богатство. Но, когда она услышала рассказы о Юсуфе (Мир ему), к ней вернулась былая любовь, которая с каждым днем усиливалась. Отшельничество ей надоело, она уже теряла всякое терпение и решила построить шалаш у дороги, по которой ходил Юсуф (Мир ему). Однажды, обращаясь к идолу, которому служила, Зулайха поругала его (идола): «Как ты не сжалишься над моей старостью? С этого дня ты мне вообще не нужен!» И с этого дня она перестала служить ему. Она поверила в Всевышнего Аллах1а и стала молиться Ему. Пророк Юсуф (Мир ему) иногда ездил верхом, и по его коню люди узнавали о его прибытии. Тогда они собирались, взглянуть на него. Зулайха тоже вышла посмотреть. Увидев Юсуфа (Мир ему), она вспомнила свою любовь и вскрикнула: «О делающий покорных себе рабов царями, и рабами – жестоких царей!» Услышав такой красивый сифат (атрибут) Аллах1а, Юсуф (Мир ему) очень растрогался, смутился пред Дарующим и расплакался.
Юсуф (Мир ему) повторно оглянулся и, увидев Зулайху, сжалился над ней и поручил слуге узнать о том, чего она хочет. Но Зулайха сказала, что ее просьбу может исполнить только Юсуф (Мир ему), и что нет у нее других желаний, кроме как видеть его, что слуга ему и передал. Он поручил слуге привести ее к нему. Когда она пришла, Юсуф (Мир ему) поприветствовал ее и стал расспрашивать. А когда Зулайха сказала: «Как же быстро ты меня забыл!» Юсуф (Мир ему) задумался и удивленно спросил: «Кто ты?» Она назвала свое имя, и Юсуф (Мир ему) спросил: «Где же твоя былая красота и богатство?» Ответ был таков: «Все это у меня отобрал Тот, Кто выпустил тебя из темницы и сделал царем». Когда он второй раз спросил о том, что же ей нужно, Зулайха заставила его пообещать выполнить ее просьбу. Юсуф (Мир ему) дал обещание, и она высказала три просьбы ко Всевышнему. Первая ее просьба была вернуть зрение, которое она потеряла из-за постоянных слез по Юсуфу (Мир ему). Вторая – снова стать молодой. Эти просьбы Зулайхи Юсуф (Мир ему) повторил перед Всевышним, мольба его была принята Аллах1ом, и Зулайха помолодела и прозрела. «А теперь женись на мне – это третья моя просьба», - сказала она, и Юсуф (Мир ему) от неожиданности растерялся. В это время к нему спустился ангел Джабраил (Мир ему). Он в первую очередь передал Юсуфу (Мир ему) салам от Всевышнего Аллах1а, потом сказал, что Всевышний сделал Зулайху его женой на этом и на том свете, и повелел жениться на ней. Сыграли пышную свадьбу. Ангелы спустились к Юсуфу (Мир ему), чтобы выразить радость по поводу его женитьбы на Зулайхе.
Служанки Юсуфа (Мир ему) надели на Зулайху красивую одежду, браслеты и серьги. Затем Юсуф (Мир ему) напомнил Зулайхе о том, что было между ними. Юсуф (Мир ему) спросил: «Не лучше ли так, по сравнению с тем, чего ты хотела тогда». «О, друг мой, не обвиняй меня», - ответила невеста без гордыни и рассказала ему обо всем, когда они уединились.
Любовь Юсуфа к Зулайхе была столь велика, что он не мог оставаться без нее. Всю любовь, которую Зулайха испытывала к Юсуфу (Мир ему), Аллах1 переложил в его сердце. В браке с Юсуфом (Мир ему) Зулайха прожила сорок лет. После ее смерти осталось трое детей. Два сына и одна дочка. Юсуф (Мир ему) после смерти Зулайхи больше не на ком не женился. Он до старости был царем, и покинул этот мир в возрасте ста двадцати лет.
Говорят, что Юсуф (Мир ему) положил начало инженерной науке. Также до него не знали, что зерно лучше сохраняется не обмолоченным, а в колосьях. Первым, кому Всевышний Аллах1 дал науку о толковании снов, тоже является Пророк Юсуф (Мир ему)…
Да не сделает нас Аллах1, принадлежащими к числу тех, кому не по душе общество любящих Пророка (Мир ему), и тех, кто говорит, что от Пророков (Мир им) нет заступничества!
М. БАРАХОЕВ

 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru