новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  2 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 140(9515); суббота, 11 декабря 2004 года

НАШ СОВРЕМЕННИК

ВСЮ ДУШУ ОТДАВАЯ ДЕТЯМ…
Наша героиня - представительница известной фамилии Даурбековых. Это семейство дало ингушскому народу художника Гази Даурбекова и его последователей - известных живописцев Башира и Айшат Даурбековых.
В Гамурзиевской средней школе № 8 , где работает завучем отличник народного просвещения Хадишат Халитовна Торшхоева, царит поистине духовная атмосфера. Уже с порога особый настрой вызывают красочные надписи, олицетворяющие такие понятия , как "честь", "совесть", "мужество"… Этому учебному заведению исполнилось 25 лет. Большую половину из них возглавляет школу опытный руководитель, лауреат премии имени Н.К.Крупской Фатима Орцхоевна Албогачиева. 10 лет трудится ее заместителем по учебной части Хадишат Торшхоева. Ее педагогический стаж - три десятилетия... Восьмая школа известна в республике сильным педагогическим составом. Здесь успешно проводятся эксперименты. Младшеклассников оберегают от переводов на второй год: считают это порочным методом. Ряд учителей возглавляют городские методические объединения по основным дисциплинам… Фатима Орцхоевна довольна своим помощником Хадишат Торшхоевой: "Это коммуникабельный человек, хороший педагог и умелый административный работник. Особенно ярко творческие способности Хадишат Халитовны проявляются в педагогике. Интересны ее уроки литературы. Она их проводит, привлекая богатый краеведческий материал". Директор школы отметила любопытную сторону педагогического мастерства Торшхоевой. Хадишат Халитовна - лучший "адвокат" своих учеников. Она всегда готова встать на их защиту. Кто-то скажет: "Не педагогично". Но как же тогда получилось, что бывший "трудный" 5 "Б" класс под ее началом избавился от столь нелестной характеристики?



МОНОЛОГ ПЕДАГОГА ТОРШХОЕВОЙ:
- ГЛАВНОЕ в моей работе - видеть в детях личность. Моя задача - воспитать в них уверенность в своих силах, нацелить на самостоятельность в действиях. Для меня нет "хороших" и "плохих" учеников. Я их люблю одинаково. Стараюсь работать так, чтобы они поняли: у них все получится! Нельзя подавлять личность необоснованными упреками. Конечно, мне тоже приходится прибегать к критике детей. Но делаю это , не унижая их достоинство . Они сами должны осознавать: так поступать нельзя. Мне очень повезло с наставником. Мой отец Халит Мурзабекович работал учителем труда и был настоящим педагогом. Нас , собственных детей, воспитывал только словом. И это действовало лучше всяких наказаний! Когда я поступала в вуз, отец подарил мне свой небольшой философский труд "О чести". Это была ориентация, как следует вести себя в обществе. Вот и я хочу, чтобы мои воспитанники были цельными натурами и с уважением относились к окружающим…
…В ее классе ребята разные. По словам Торшхоевой, очень способные. А вот характеры у них разные. И к каждой детской душе она подбирает свой "ключик". Скажем, есть у нее ученик, которого называют "великим математиком". Другой мальчик тоже неплохо учится. А третий вообще универсал: подготовлен по многим дисциплинам. Но вот беда: один из учеников крайне обидчив, второй теряется, едва оказывается в центре внимания, а третий, наоборот, страдает от недостатка общения! Педагог Торшхоева нашла общий язык с каждым из своих воспитанников… Как-то она побывала на уроке, который вела практикантка. Девушка вызвала к доске ученика и, не дождавшись быстрого ответа, наказала его "двойкой". Еще и попеняла ему за то, что "слишком долго собирается с мыслями". После урока Торшхоева поговорила со студенткой "по душам" и убедила ее в том, что она поступила безграмотно. Следовало подбодрить мальчика, имеющего, кстати, неплохой интеллектуальный потенциал. Практикантка согласилась с доводами педагога, а та расценила это как общую победу…

МОНОЛОГ ПЕДАГОГА ТОРШХОЕВОЙ:
ТРИ года назад в нашей школе начался интересный эксперимент. Я проводила его в своем 9-м классе. Правда, эффект был бы больший, участвуй в нем мои ученики с первого класса… И все-таки они (теперь это наши выпускники) приобрели гораздо больше знаний. Были введены новые предметы: мировая культура, экономика, теория словесности, риторика… Русский язык преподавался по особой программе. Больше часов отводилось урокам литературы. Ребята учились составлять рефераты, писать статьи и даже очерки. Они получали немало заданий проблемного характера. Обогатился их кругозор. Эксперимент положительно повлиял на развитие личности ребят…
… Педагогом Хадишат мечтала стать с детства. В четвертом классе она восхищалась молодой и красивой учительницей русского языка и литературы Айшет Майсиговой. Девочка видела перед собой яркую личность, к тому же обладающую сильным характером, и желала быть на нее похожей. После десятилетки она окончила филологический факультет Чечено-Ингушского госуниверситета. Вернулась в родную школу в качестве учительницы. Потом - замужество и переезд из села Барсуки в Гамурзиево, где она продолжила педагогическую карьеру в средней школе № 8. Первый ее выпуск состоялся в 1991 году. В Гамурзиевской школе Хадишат встретила прекрасных педагогов. Это и филолог Ирина Хамхоева, и математик Мадина Мальсагова, и физик Жанна Азиева, и географ Тамара Чемурзиева…С большим удовольствием завуч Торшхоева посещает уроки ингушского языка, которые интересно проводит Залина Чемурзиева: "Даже мы, ее коллеги, можем почерпнуть на этих занятиях немало нового. Залина Абуязидовна учит школьников любить родной язык и раскрывает на уроках всю его красоту…" Хадишат выросла в известной семье Даурбековых. Ее отец Халит в свое время с отличием окончил рабфак. Продолжить учебу, увы, не смог, однако постоянно занимался самообразованием. Дети (их было 8, но жизнь старшего брата оборвалась слишком рано) пошли в отца. Каждый из них получил образование - в вузе или техникуме. Башир и Айшат (брат и сестра Хадишат) закончили Краснодарское художественное училище и стали известными профессиональными художниками. В кабинете директора Гамурзиевской школы Фатимы Орхцоевны Албогачиевой висит портрет известного ингушского просветителя Чаха Ахриева. Это одна из работ талантливой художницы Айшат Даурбековой, подаренных ею школе… Беседа с Хадишат Торшхоевой неизменно касается жизни в родительском доме. Имена отца и матери обязательно звучат в разговоре на тему нравственности. Халит и Фасиман учили своих детей быть честными и порядочными людьми. Сами родители были образцом для своих сыновей и дочерей. Кстати, о матери и детях в 1975 году писала газета "Грозненский рабочий": "…Простая ингушская женщина Фасиман Ахметовна Даурбекова, отдавая много сил работе на промкомбинате нашего селения (Барсуки - Ред.), воспитала и дала образование всем своим детям. Скажем, старший ее сын Борис окончил сельхозтехникум, увлекся живописью и мечтает учиться в Ленинградской академии художеств; дочь Хадишат окончила Чечено-Ингушский университет и работает в местной средней школе. Ученики платят Хадишат искренней привязанностью за ее доброе сердце, глубокие знания, умение увлечь, заинтересовать". Педагог Торшхоева - мать четверых детей. Дочь Луиза с отличием окончила университет: она изучала английский язык. Вторая дочь и двое сыновей учатся в вузе - на физико-математическом и юридическом факультетах. Генетика, видимо, сработала: Магомед окончил художественную школу, а Тимура окружающие считают "готовым художником" и поражаются: с чего это он сделал выбор в пользу точных наук? Да и сама Хадишат неплохо рисует: в своей школе считается "внештатным оформителем". …Наш разговор опять заходит об истоках нравственного начала в личности, и в беседу включается Фатима Орцхоевна Албогачиева: "Хадишат Халитовна - из замечательной семьи , образованной и культурной". …Хадишат вспоминает: ее отец Халит был не только учителем труда Барсукинской школы. Мастер на все руки, математик и немножко философ… Вовсе не случайно с этим незаурядным человеком вел переписку старейший ингушский поэт Салман Озиев. А еще Халит был прекрасным …садоводом! Представьте себе фантастическое дерево, усыпанное яблоками, абсолютно разными на вкус. Это ли не чудо!? Даурбековы - отец и мать - воспитали замечательных детей, избравших делом своей жизни служение народу. Хадишат надеется, что все их наследники пойдут по этому благородному пути.

М.АМИРОВА




Этническая карта Северного Кавказа в середине XVI в.

(К вопросу о поселениях нахских племен в Дарьяльском ущелье).

Дарьяльское ущелье с древнейших времен служило людям главной дорогой из Европы в Переднюю Азию. Народы, жившие в Дарьяльском ущелье и на территории прилегающей к ней, подвергались нападениям завоевателей, в результате чего этническая карта часто изменялась. В середине XVI века в борьбу с Персией и Турцией за овладение стратегической и торговой дорогой, связывавшей Россию с Закавказьем, вступает Иван Грозный. В течение короткого периода он предпринимает три похода на Северный Кавказ: в 1563, 1566 и в 1591 гг. Среди ученых нет единого мнения в вопросе о том, где происходили указанные события, кого из современных народов следует подразумевать под названием "соны" и "мшаны", упоминаемых в отписках (рапортах) воеводы Григория Плещеева, руководившего военным отрядом царских войск и т.д.
Военные успехи и политика воюющих сторон нас интересуют лишь в той мере, в какой можно более аргументированно осветить главный вопрос, интересующий нас. Это выявление забытых ныне этнических имен предков ингушей, чеченцев, бацбийцев и др. нахов. Как известно, Иван Грозный покорил Казанское ханство в 1552 году, Астраханское - в 1556 году и в 1567 году в низовьях Терека построил крепость "Терки", которую под давлением турецкой и персидской дипломатии вскоре должен был снести. В 1588 году город Терки вновь восстанавливается, вместе со служилым населением крепости Сунженский хребет занимают гребенские казаки, служившие в царской армии добровольно. В 1561 году Иван Грозный женится на дочери кабардинского князя Темрюка Идаровича. Это была с обеих сторон выгодная сделка. Иван Грозный, став зятем Темрюка Идаровича, официально, как его родственник, имел право вмешиваться во внутрикабардинские и международные отношения на Кавказе, а Темрюк в лице Ивана Грозного приобретал военную силу, которую мог использовать в междоусобной борьбе.
Казалось очевидным то, что военно-колонизационные интересы России на Кавказе могли быть осуществлены по пути через Астрахань, Терек и Дарьяльское ущелье. Тем не менее, известный этнограф Л.И. Лавров считал, что боевые действия царских войск происходили в районе Верхнего Прикубанья. "...Взяли кабаков мшанских и сонских сто шестьдесят четыре...", -говорится в документе о военных действиях на Кавказе в 1563 году. Лавров Л.И. выявил в районе Верхнего Прикубанья город Шоан и реку Шоану и христианский храм X в. Шоан. В официальном русском документе 1743 года он обнаружил в Верхнем Прикубанье народ "соны". По мнению Лаврова, название "шоан" сопоставимо с названием неизвестного народа "мшаны" из документа, а "соны" с современными сванами, которых до сих пор кабардинцы называют "сонэ", а чеченцы - "шоной".
Мы считаем, что поход царских войск был предпринят в Дарьяльском ущелье. Дело в том, что в XVI веке русские письменные источники на территории современного Казбековского района Грузии, в Северной Осетии и в Джейрахском районе Ингушетии отмечают мшанских людей и сонские земли. Следует вспомнить о том, что владения кабардинского князя Пшеабшоко Кайтукина, против которого были предприняты два похода - в 1563 и 1566 гг. - располагались "у входа" в Дарьяльское ущелье.
Ч.Э. Карданов пишет, что "мшаны" и "соны", упоминаемые в русских письменных источниках о боевых действиях царских войск на реке Куме, там, где находились владения Пшеабшоко Кайтукина, не жили, так как указанную территорию, по его мнению, занимали ногайцы и адыги.(1) Е.Н. Кушева также придерживалась мнения о том, что Кайтукин жил в Большой Кабарде, вместе с тем утверждала, что поход царских войск был предпринят на территорию Северной Осетии.(2) Одновременно Е.Н. Кушева, а вместе с ней Н.Ф. Демидова, А.М. Персов и другие признавались, что "определить местоположение "татской земли", "скинских городов", "мшанских и сонских кабаков" не удается".(3)
Но настоящую путаницу в решении данного вопроса внесли исследователи Б.В. Виноградов и Т.С. Магомадова. По их мнению, название города "Мохань", упоминаемого в отписке воеводы Плещеева, руководителя экспедиции, произошло от осетинского слова "махон", означающего "наш"; города "Енгир" - от осетинского слова "зенгеран" - "угроза", а название города "Кован" - от современного осетинского села Кобантыкау, отмеченного русским офицером Штедером в 1781 году; "скинские городки" - от реки Лескен, "татская земля" - от осетинского общества куртат и т.д.(4)
Непонятно, почему исходя только из осетинского языка выводятся названия средневековых городов и почему они должны называться "наш" или "угроза"? Какое отношение могут иметь названия сел, возникших в предгорьях Северной Осетии в XIX веке к "скинским городкам", существовавшим в XVI веке? В.Б. Виноградов и Т.С. Магомадова выдают желаемое за действительное. Подобное явление мы наблюдаем и в исследовании Н.Г. Волковой. Владения аристопа Сонского, располагавшиеся в Дарьяльском ущелье, пишет она, "включали осетин, мохевцев и пшавов". В другом месте она сообщает нам о том, что в ХV1-ХVII вв. аланоассы, то есть осетины, зачастую упоминаются под этническим именем "соны, сонские кабаки, сонские земли".(5) Но в отписке воеводы Плещеева о событиях 1563 года на Кавказе нет упоминания об осетинах, аланах, ассах и пшавах. Приведем документ полностью: "С помощью 500 стрельцов и 500 казаков, присланных из Астрахани, он (кн. - Темрюк - Х.А.) воевал Шептуковы улусы да Татские земли близ Скинских городков, взял три княжьих Шептуковых города - Мохань, Енгирь и Кован, "и мурзу Темишку убили и люди тех городков добили челом Темрюку князю, и дань Темрюк князь на них положил и воевал землю одиннадцать дней, и взяли кабаков мшанских и сонских сто шестьдесят четыре, и людей многих побили и в полон имали, да взяли четырех мурз: Бурнаша, Ездноура, Бурнака, Дудыля".(6)
Прежде всего отметим, что 1000 человек русской армии - была грозной силой. То, что им удалось захватить три города (укрепления) и 164 кабаков (поселений), и то, что бои длились 11 дней, говорят о крупномасштабной военной экспедиции, предпринятой Иваном Грозным в 1563 году на Северный Кавказ. Для сравнения отметим, что тесть Ивана Грозного Темрюк и его братья владели в то время всего 22 кабаками, в которых проживали 30 узденей и 1325 крестьян.
Российский посол в Турции Новосильцев говорил: "Не владел тою землею, где город Терка стал, опричь Темрюк нихто".(7) Территория "Темрюкова-юрта", как сказано в документе, тянулась от Кабарды (имеется в виду Малая Кабарда) к Каспийскому морю.(8) Согласно "Книге Большого чертежа", в XVI в. территория современной Северной Осетии входила в состав Малой Кабарды.(9)
Мы полагаем, что в предгорьях, то есть у входа в Дарьяльское ущелье, стояли юрты Пшеабшоко Кайтукина, которому принадлежали три города, расположенные в горах Осетии и Казбековского района Грузии: Алагир (Енгирь), Кобан (Каван) на реке Гизельдон в Осетии и Казбеги (Мохань) - родина мохевцев в Грузии. Указанная территория названа в документе "Татской землей", потому что местные жители часто нападали на проходивших по ущелью послов, торговцев и путешественников. "Татская земля" означает "земля воров" от древнерусского старославянского "тать" - "вор, грабитель".(10)
164 кабака, взятых царскими войсками, - это обычные поселения горцев, которые из-за географических условий бывают в горах мелкими и разбросанными. И, наконец, слова "близ скинских городков" означают вблизи от шатровых (т.е. передвижных) городов (от древнерусского - скиния - шатер), то есть кочевых кибиток.(11) Скинией назывались не только передвижные шатры (кибитки), но и шатровые постройки, где хранился ковчег (сундук), заполненный ритуальной утварью и мощами святых.(12)
Из сказанного следует, что владения кабардинского князя Пшеабшоко Кайтукина в 1563 году находились у подножья в горах, в Дарьяльском ущелье. Второй поход царских войск в "татскую землю" состоялся в 1566 году, третий - в 1591 году; "черкасские места Шаптуковы кабаки с братьею воевали и полон и животов имели много, и черкасских князей побили", - доносили царские воеводы в Москву.(13)
В конце концов место кабардинских князей Кайтукиных в Дарьяльском ущелье занял князь Алкас и его наследники - представители рода Клехстана. Начиная с 1587 по 1604 гг., они находились в войне с остальными кабардинскими князьями и с эриставами (правителями - Х.А.) Сонской земли.(14) Кабаки князя Алкаса и Айтека - мурзы стояли у входа в Дарьяльское ущелье. Кабардинские князья Солох, да "Айтек мурза", "Ивак мурза" и другие неоднократно разоряли Сонскую землю.(15) "...Алкас князь "с Сонской земли с Аристова князя дан имал…", - говорили грузинским вельможам российские послы в 1589 году.(16) Походы против эриставов Сонской земли продолжались до 1604 года.(17)
Своеобразно излагает данные события автор учебника по истории ингушского народа Н.Кодзоев, который считает, что объединенные силы, состоявшие из кабардинцев, "ногайских мурз" и "1000 князьков", предприняли "завоевательный поход против ингушей, живших на равнине". В результате этого объединенного кабардино-ногайского похода на равнине было разгромлено, судя по русским летописям, 164 населенных пункта, - пишет Н. Кодзоев. Автор учебника для 7-9 классов делает вывод, что в 1562 году ингуши "вновь ушли в горы", а "на их бывшей территории расселились кабардинцы".(18) Во-первых, ногайские мурзы в походе царских войск на Северный Кавказ в 1563 году не участвовали. Во-вторых, дата похода - 1562 год - указана неверно. В-третьих, ингуши ушли в горы не в XVI, а в XIV в. после нашествия монголо-татар и среднеазиатского завоевателя Тимура на Кавказ. В середине XVI в. царь Иван Грозный предпринимает решительные меры по завоеванию Северного Кавказа. По велению русского царя в 1562 году кабардинский князь Темрюк и Ногайский мурза Исмаил заключают договор "объема за один бытии на недругов и с други дружиться за один же".(19) Военный союз сторонников России был направлен против малоногайского мурзы Казыя, самовольно ушедшего "из-под опеки" русского царя в Крым и Прикубанье. Следует отметить, что сторонники России были связаны родственными узами: Иван Грозный и Исмаил мурза были женаты на дочерях кабардинского князя Темрюка Идаровича, владения которого располагались в низовьях реки Терек. В свою очередь, сторонники крымского хана также были родственниками: Казый мурза был женат на дочери кабардинского князя Пшеабшоко Кайтукина(20), владения которого располагались в верховьях Терека. По данным авторитетного русского исследователя XIX в. С.А.Белокурова, войска, присланные Иваном Грозным в 1563 г. на помощь Темрюку "против восставших "черкесских князей", "поставили ему город".(21)
"Московское правительство принимает горячее участие в судьбе Темрюка, когда против него восстали некоторые черкесские князья: а Темрюк в свою очередь дружится и оказывает помощь приверженцу московских государства - Исмаилу мурзе Ногайскому", - писал Белокуров.(22) Таким образом, Исмаил мурза сам нуждался в помощи от Темрюка и он не мог участвовать в 1563 году против Пшеабшоко Кайтукина.
Таким образом, нет никакого сомнения в том, что все перечисленные нами походы русских войск и их союзников с 1563 г по 1604 г. были направлены против жителей территории современной Северной Осетии, западной Ингушетии и Казбековского района горной Грузии, расположенных в Дарьяльском ущелье и в прилегающих к нему землях. Следы проживания сонов в Дарьяльском ущелье мы можем видеть и сегодня. Так, по данным автора XIX века Клапрота, грузин-мохевцев - жителей Казбековского района Грузии, осетины называли "цона", а территорию "от Дарьяльской крепости до Кобы - Сона-Сена".(23) Древнее название горы Казбек, как отметила Н.Г. Волкова, было "Соена".(24) Очевидно, соны жили не только в Верхнем Прикубанье, но и в Дарьяльском ущелье, и в бассейне реки Аргун, которую Птоломей (2 веке н. э.),*называл "Соаной", а Вахушти Багратиони, автор XVIII в. - "Соной".(25)
Известные кавказоведы Л.И. Лавров, Е.Н. Кушева, Н.Г. Волкова считают "сонов", упоминаемых в документе 1743 года, предками современных сванов.(26) До сих пор сванов называют "сонами" их соседи-кабардинцы.(27) В четырнадцати селах Кабардино-Балкарии живут семьи с фамилиями Соне, Сона, Сонов.(28)
Грузинский историк в X веке отметил на севере Абхазии Шароевское владение,(29) где жили чеченцы - шароевцы. Ныне шароевцы живут в верховьях реки Аргун на его притоке Шаро-Аргуна. В письменном источнике 1743 года вместе с "сонами" упоминаются чеченцы-шатоевцы.(30) Представляет научный интерес этнические имена сванов, произносимых на языке народов Северного Кавказа. Так, балкарцы называют сванов "Шари-Эбзе" (то есть шароевские абазинцы), "Малкар-Эбзе" (малкарские абазинцы). "Малкарлы" - само название одного из балкарских обществ, видимо, произошло от названия реки Малка, которая ранее именовалась "Малхи".(31) Следовательно, ранее на реке Малхе жили "малхестинцы". Это могли быть сваны, которых ингуши и чеченцы называют "мялхарой". Ныне в Чечне и Ингушетии живут "мялхарой",(32) которые вместе с чеченскими обществами "майстхой" и "хильдихарой" относятся к кистинцам-санахойцам.(ЗЗ) Грузинские источники XIII в. фиксируют народ по имени "мелки" в соседстве с хевсурами.(34) По соседству с хевсурами, как известно, жили долгое время чеченцы и ингуши из общества мялхи (или мялки).
В чеченской летописи и в ингушских преданиях также идет речь о том, что их предки жили на берегу Черного моря на границе с Абхазией, затем на Баксане (в Верхнем Прикубанье) и в Дарьяльском ущелье.(35) Н. Семенов, впервые на русском языке опубликовавший чеченские летописи, считал, что "мичкизы" - чеченцы, жившие в XIX веке у подножия Качкалыковского хребта на реке Мичик, - это бывшие жители юго-восточного побережья Черного моря, известные у древнегреческих и древнеримских авторов под этническим именем "мешеги, мосог, мосг, мосхи, меджеги и меджехиты".(36)
Первые известия о "моссинойках" - жителях башен, мы обнаружили в сочинениях Гекатея Милетского, жившего в 550-490 гг. до н. э. "Мосхи, -писал он, - племя колхов". Современные исследователи о "мосхах" в комментарии пишут: "Кавказское племя,..обычно отождествляемое наряду с тибуренами с "табал и мушки" ассирийских источников, а также с библейским - "тибал и мешех"... (37) Гениальную догадку Семенова подтверждают арабские письменные источники XVI века, где впервые встречается название "мосок". Так, авторы именуют тушин и цоватушин,(38) которые, как нам известно, являются переселенцами из кистинского общества ингушей в горной Ингушетии, располагавшейся у "сонской" земли. Поэтому название города "Мохань", взятого царскими войсками в 1563 году, и этническое имя современных грузин - "мохевцев", мы связываем с древним нахским племенем "мосок", "мосхи", "мосиойноки", по данным древнегреческих авторов и в переводе с греческого означающих "жители башен". Следует обратить внимание и на то, что вплоть до XVIII века в грузинских письменных источниках термин "дзурдзук" часто употребляется как общеплеменное название ингушей. Нередки случаи, когда "дзурдзуками" называют лишь часть ингушей, живущих по Дарьяльскому ущелью и в долине реки Кистинки (Охкоричоч), то есть территории, составлявшей в прошлом часть Сонской земли.(39)
Грузинский историк Л. Мровели, живший в XI веке, сообщает нам интересные сведения о переселении царем Грузии Саурмагом в III веке до н.э. "дзурдзуков" "в Эгриси и Сванети", то есть в "Сонскую землю". Он пишет, что тогда же "Саурмаг привел с собой всех (дзурдзуков) - половину рода кавкасионов". Некоторых из них сделал родовитыми, "остальных посадил в Мтиулетии (современный Казбековский район в Грузии - Х.А.), от Дидоети до Эгриси, которая есть Суанети".(40) В III веке до н. э. была известна колхидская провинция "Зурдзукети-Сванетия".(41)
Нет ничего удивительного в том, что народы нахского происхождения, жившие от Черного моря до границ Дагестана, назывались "дзурдзуками", "сонами", "мосхами", "малками" и "кистами". Таким образом, мы можем говорить о том, что в 1563 году Шепшуковы улусы, владения кабардинского князя Пшеабшоко Кайтукина, располагались на территории Джейрахского ущелья Ингушетии, Казбековского района Грузии и в Северной Осетии, на которых жили нахоязычные племена "дзурдзуки", "соны", "мшаны".
"Соны" - жители Верхнего Прикубанья, поселились там во время правления в Грузии царя Саурмага, в III веке до н. э.(42) Об этом у Вахушти сказано: "... когда Дзурдзукия более не вмещала в себя населения, второй царь Саурмаг выселил их оттуда и дал им здесь саване - приют, и поселил множество душ. Отсюда ее название Саванетти..."(43) И далее сказано, что "Дзурдзукетией стали называться ущелья к востоку от Хеви, а западные от Хеви места - Кавказом, или Двалетией, где поселились сыновья Кавказоса и потомки его, и все повиновались Дзурдзукосу и после него его потомкам".(44) Исследования доктора исторических наук В.Н. Гамрекели показали, что топонимика Двалетии "содержит элементы лексики и морфологии, сближающие ее именно с нахским языковым кругом..."(45) Из сказанного следует, что дзурдзуки - ингуши, получившие приют на новом месте в Верхнем Прикубанье, и стали именоваться "свани", "швани" (груз, "савана") и "сонами" ("шонхой").
Таким образом, мы можем с уверенностью говорить, что поход царских войск на Кавказ в 1563 году состоялся в район Дарьяльского ущелья, в места проживания "сонов" и "мшанов", потомков нахских племен "дзурдзуков", которые были ассимилированы предками осетин, грузин и кабардинцев. Таким образом, нахские племена с древнейших времен жили в Предгорьях Северного Кавказа от Черного моря до границ Дагестана.

Х. АКИЕВ,
кандидат исторических наук,
доцент кафедры всеобщей истории ИнгГУ

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Карданов Ч.Э. Из истории отношений между адыгскими народами и России в XVI в. Нальчик. 1973. с. 84-85.
2. Там же.
3. Кабардино-русские отношения в ХVI-ХVIII вв. Т. 1. М.,1957, с. 393.
4. Виноградов В.Б., Магомадова Т.С. Две заметки о ранних русско-северокавказских связях // История, этнография и культура народов Северного Кавказа. Орджоникидзе, 1981г. с. 49-50
5. Волкова Н.Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М.1973.с. 106-107.
6. Белокуров С.А. Указ. соч. - с. LХ, LХI, LХII. Кабардино-русские отношения. с. 11
7. Белокуров С.А. Указ, соч., с. 3-5.
8. Белокуров С.А. Указ, соч., - с. LХХIII. Кабардино-русские отношения.Т.1. с. 23
9. Белокуров С.А. Указ, соч., С. ХLIХ
10. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 1987. с. 28.
11. Толковый словарь русского языка. Под редакцией Д.Н. Ушакова. М., 1940. Т. IV. с. 214
12. Толковый словарь русского языка. Под ред. Д.Н. Ушакова. М. 1940. Т.IV. С. 214.
13. Белокуров С.А. Указ. соч., с. LХII.
14. Там же. с. 34, 59, 353.
15. Там же. с. 167,178, 286, 304, 454.
16. Белокуров С.А. Указ. Соч. с. 167, 178.
17.Там же. с. 186, 304, 454.
18. Кодзоев Н.Д. История ингушского народа. Магас. 2002. с.135
19. Белокуров С.В. Указ. соч. с. LVII.
20. Карданов Ч.Э. Указ. соч. - с.80.
21. Белокуров С.А. Указ соч. - с. LVII, LVIII.
22. Там же. с. LVII.
23. Волкова Н.Г. Указ. соч. с. 126.
24. Там же. с. 127.
25. Волкова Н.Г. Указ. соч. с. 131-132.
26. Там же. с.93.
27. Дубровин Н. История войны и владычества русских на Кавказе. Т.1 кн.2. СПб, 1871.с. 83
28. Коков Дж. Н. Из адыгской (черкесской) ономастики. Нальчик, 1983. с. 91, 264, 298.
29. Эльмурзаев С.Ч. Некоторые сказания о нартских памятниках чеченцев и ингушей.// Известия. Вопросы истории чечено-ингушской литературы. Грозный, 1964. Т.IV. Вып. 3. с.78.
30. ЦГДА. Ф. 199, д. 761,ч. 1.,Л.2об.
31. Потто В. Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях. Владикавказ,1 885. с.97
32. Волкова Н.Г. Указ. соч. С.97
33. Генко. Из культурного прошлого ингушей //Записки коллегии Востоковедов. Т. V. с. 683-684.
34. Шавхелашвили А.И. Из истории взаимоотношений между грузинским и чечено-ингушским народами. Грозный. 1963. с. 39.
35. Семенов Н. Туземцы северо-восточного Кавказа. СПб. 1985. с. 213-217.
36. Там же. с. 217.
37. Кавказ и Дон в произведениях античных авторов. Ростов - на - Дону. 1990. с. 16.
38. Айтбетов Т.М. Нахоязычный раон Мосок в XVI- начале XIX вв.//Вопросы исторической географии Чечено-Ингушетии в дореволюционном прошлом. Грозный. 1984. с. 57.
39. Базоркин М.М. История ингушского народа. Нальчик, 2002. с. 20-21.
40. Мровели Леонти. Жизнь картлийских царей. М. 1979. с. 30.
41. Багратиони Д. История Грузии. Тбилиси, 1971.с.52.
42. Базоркин М.М. История происхождения ингушей. Нальчик, 2002. с. 48.
43. Там же. с. 56-57.
44. Там же. с. 41.
45. Гамрекели В.Н. К анализу топонимии двалети //Тблиси. 1958. Т.IV.
Вып. 1.с. 70.



 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru