новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 90 (9858) четверг, 28 июня 2007 года

Кристалл искусства лик земной…
посвящается 65-летию со дня рождения
и 40-летию научной и творческой деятельности 
Акиева Хасолта Алхастовича
Наше досье
Акиев Хасолт Алхастович родился 18 июня 1942 года в селе Базоркино Пригородного района СОАССР. В 1944 году он вместе с родителями был выслан в с. Макинское Целиноградской (бывшей Акмолинской) области Казахской ССР.
В 1950 году он поступил учиться в Макинскую начальную школу. В 1956 году его семья переехала жить в г. Текели Талды-Курганской области Казахской ССР. В том же году он поступил учиться в Текелийскую среднюю школу №5, которую закончил в 1960 году. Летом 1961 года Хасолт Акиев поехал в г. Тбилиси в надежде поступить в тбилисскую художественную Академию, где с сожалением узнал, что сделать это можно лишь закончив предварительно художественное училище. Через год он поступил учиться в Назрановский зооветтехникум, который закончил в 1963 году. Во время учебы его призвали на действительную службу в Советскую Армию. В 1965 году, вернувшись со службы, поступил в Чечено-Ингушский государственный педагогический институт (ЧИГПИ) на исторический факультет. В 1969 году, после окончания учебы, работает в Чечено-Ингушском республиканском краеведческом музее старшим научным сотрудником, одновременно преподавая историю в Чечено-Аульской средней школе.
В 1972 году был приглашен на работу в Министерство культуры ЧИАССР (референтом министра культуры). В 1975 году стал работать старшим научным сотрудником в Чечено-Ингушском институте истории, социологии и филологии. В 1980 году Акиев Х.А. защищает кандидатскую диссертацию под руководством доктора исторических наук, профессора Х.М. Ибрагимбейли на тему «Народы Северного Кавказа в русско-турецкой войне 1877-78 годов» в Санкт-Петербургском государственном университете им. Жданова.
В 1989 году переводом был зачислен на работу старшим преподавателем в ЧИГПИ. Только благодаря работе Акиева Х.А. в 1990 году в ЧИГПИ был открыт художественно-графический факультет, где он стал заведующим кафедрой эстетического воспитания и исполнял обязанности декана. Открытие художественно-графического факультета Акиевым Х.А. положило начало формированию творческой интеллигенции нового поколения. Среди первых выпускников факультета, ставшими продолжателями идей и замыслов своего учителя, стали, Мутусханов С., Муртазалиева З., Булгучева А., Хашиев Н., Хамхоева Ф., Хамхоева М., Хашиев М., Ярыжев Д., Ижаев О. и др.
Военные события в Чечне заставили начать все сначала. В первую чеченскую войну семья Акиевых потеряла не только жилье, но и большую часть собрания редких книг и этнографическую коллекцию. Из сохранившихся послевоенных действий в г. Грозном книг Акиев Х.А. открывает первую публичную библиотеку в ст. Орджоникидзевской при Национальной (в данное время) библиотеке РИ. Предметы быта ингушей XIX – XX вв., этнографический материал, частично отреставрированный самим художником, позволили создать экспозицию первого частного музея в с. Майское, в частном выставочном зале А. И. Мальсагова.
В 1994 году Акиев Х.А был назначен директором Ингушского научно-исследовательского института краеведения им. Ч. Ахриева. Первой задачей, как руководителя, стал подбор кадров для полного и всестороннего исследования вопросов истории, этнографии, археологии, языка, искусства ингушского народа. Именно при Акиеве Х.А был поставлен и решен вопрос об открытии сектора истории искусств ингушского народа. Под руководством Акиева Х. А. была проведена IV Всероссийская научно-практическая конференция «Репрессированные народы: история и современность» (к 50-летию депортации ингушей и чеченцев).
В 1995 году Акиев Х.А был зачислен доцентом кафедры истории Ингушского государственного университета, где он работает по сей день.
С 1967 года Акиев Х.А. является членом ВТОО «Союз художников России», постоянный участник всесоюзных и республиканских художественных выставок. Его картины хранятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Суздаля, Ростова-на-Дону, музея ИЗО г. Карабулак, предметы этнографии переданы на временное хранение  Государственному музею краеведения им. Т.Х. Мальсагова, живописные полотна  находятся у частных коллекционеров жителей  Республики Ингушетия.
В семье Акиевых царит дух творчества, постоянного поиска нового. Индивидуальность и своеобразие творческих исканий многогранны у Хасолта Алхастовича. Он увлечен не только наукой, но и живописью, поэзией. Дети пошли по стопам родителей. Немалую роль в этом сыграла и его жена – Хава – кандидат философских наук, доцент кафедры философии. Одна из дочерей - Мадина - закончила Московский педагогический институт, художественно-графический факультет, имеет степень МА Манчестерского университета, другая - Петимат – Брянский педагогический университет, факультет истории и права, имеет степень кандидата исторических наук. Сын – студент Брянской лесной академии.

Акиев Хасолт Алхастович имеет свыше 50 научных публикаций по истории народов Северного Кавказа и истории культуры и искусства чеченцев и ингушей, является автором календаря «Священные птицы, почитаемые ингушами». Он завершил работу над докторской диссертацией на тему: «Древняя духовная культура ингушей», где освещаются вопросы истории возникновения религиозных верований, ритуалов и обрядов, связанных с язычеством, а также вопросы происхождения и расселения ингушей с древнейших времен вплоть до наших дней.
Непрерывный стаж работы Акиева Х. А. в научных и учебных заведениях составляет – 40 лет. Он подготовил и издал свыше 50 научных работ, несколько крупных монографий, подготовил более 15 учеников-художников, несколько тысяч историков и преподавателей начальных классов, работающих в настоящее время в Республике Ингушетия и по всей России в целом.
Акиев Х. имеет звания - Заслуженный деятель науки РИ, Почетный работник образования РФ, является членом Союза художников РФ с 1976 года, ветеран труда; имеет степень кандидата исторических наук, с 2007 года ректором Ингушского госуниверситета переведен на должность профессора.

Участие в выставках:

1. Всесоюзная выставка самодеятельных художников. г. Москва. 1967. Экспонировалась картина «Письмо сына».
2. Декада Чечено-Ингушского искусства. Выставка чечено-ингушских художников в Русском музее. Ленинград. 1970. Экспонировались работы «Мать», «Юность»
3. Выставка профессионального художественного творчества автономных республик РСФСР. Москва. 1971. Экспонировалась картина «Двор вайнахской сакли»
4. Всесоюзная молодежная выставка профессиональных художников. 1976. Москва. Экспонировалась работа «Юность».
5. Всесоюзная выставка произведений самодеятельных художников (живопись, скульптура, графика). Москва. 1974. Экспонировались работы «Прополка», «Солдатки» и «Ожидание».
6. Выставка художников Чечено-Ингушетии, посвященная 50-летию образования Союза художников ЧИАССР. 1980. г. Грозный. Экспонировалась картина «Сирень».
7. Выставка художников «Ассоциации художников Чеченской Республики». Грозный. 1993. Экспонировались работы «Чеченка Абдуллаева» и «Кармен» (Барият Нанаева).
8. Персональная выставка, приуроченная к 50-летию депортации чеченцев и ингушей. 1994. РИ, Сунженский р-н, ст. Орджоникидзевская. Экспонировалась работа «Портрет Муссы Асхабова», «Кармен» (Барият Нанаева) и «Сирень».
9. Выставка для II Международного Конгресса «Мир на Северном Кавказе через языки, образование и культуру». Пятигорск. 1998. Экспонировалось 15 работ.
10.  Декада дней ингушской культуры в г. Москва. Выставка работ ингушских художников. Москва. 1995. Экспонировались работы «Кармен», «Реквием».
11. Выставка ингушских художников «За мир на Кавказе». Москва. 1995. Экспонировались работы «Два дерева», «Перевал», «Сунженский хребет» и «Грозненское море».
12. Выставка художников Северного Кавказа «Война. Победа. Память». Краснодар. 2005. Экспонировалась работа «Портрет женщины».
13. Выставка профессиональных художников «Национальные традиции и современность в живописи ингушских художников». 2006. Москва. Экспонировалась работа «Мелодия осени».
Художник должен быть
И историк, и поэт, и философ,
И наблюдатель!
А. Бестужев-Марлинский

Сказанное как нельзя лучше соответствует творческой личности Х. А. Акиева. 18 июня 2007 года Акиев Хасолт Алхастович празднует свое шестидесятипятилетие. Этому знаменательному юбилею посвящена юбилейная выставка художественных работ   Акиева Х.А., собравшая более 90 работ разного времени, которая откроется 18 июня. Профессиональная выставка для художника – своеобразный экзамен на зрелость и одновременно праздник общения со зрителем.
Начиная как непрофессиональный художник, Хасолт Акиев сумел в своем творчестве найти гармоничное сочетание национальной самобытности с основными канонами изобразительного искусства. Доктор искусствоведения, член-корреспондент Академии художеств В.В. Ванслов писал, что «художники успешно развивают традиции основоположников станкового искусства республики, стремясь также опираться на открытые в последнее время древние истоки национальной культуры».1 Сказанное вполне соответствует истине – это эмоциональный настрой, характер композиции произведений и трактовка образов, и использование в полотнах сдержанных декоративных тонов.
Имя ученого-историка, художника и поэта Акиева Хасолта Алхастовича хорошо известно не только в нашей республике, но и далеко за ее пределами. Научную деятельность Акиева Х.А. можно условно разделить на два направления: историческое и искусствоведческое. Научные интересы Акиева Х.А. сконцентрированы в решении важной проблемы – определении истоков древней истории и культуры ингушского народа. Тематика научных исследований явно свидетельствует об этом. «Ключ к познанию наших предков происхождения, первичной культуры, языка и других сторон – лежит на Кавказе и его хранит ингушско-чеченский народ как осколок древних наших предков, а истину знаний об этом народе» даст» - пишет Ф.И. Горепекин.2 Наш юбиляр в течение всей своей жизни решает эту задачу.
«Подойти к вещам несуществующим так, как будто бы они существовали в действительности, дать себя ими увлечь так, чтобы считать их действительно как бы живыми, в этом ведь нет никакого вреда, а разве этого недостаточно, чтобы охватить восхищением душу, не вызывая против себя никаких нареканий».3 Вот как образно сформулировал принцип живописного искусства Филострат Младший, которым руководствуется в процессе своего творчества Акиев Х.А.
Путь к совершенству был сложен и противоречив. К вершине поднимается лишь тот, кто видит цель и идет к ней ежедневным трудом. Детство, заклейменное в степях Казахстана, куда были высланы родители; молодость, заключенная в рамки советской национальной политики; зрелость, опаленная огнем чеченской войны и заставившая начать все сначала.
Все эти сложные жизненные периоды наложили отпечаток на становление и развитие творчества Акиева Хасолта.
С 1965 по 1969 годы Акиев Хасолт активно участвует в выставках самодеятельных художников различного уровня. В 1967 году на всесоюзной выставке самодеятельных художников в г. Москве картина «Письмо сына» получила призовое первое место, и затем экспонировалась по городам Советского Союза.
Глубоко проникновенно полотно художника «Письмо сына». На полотне, окрашенном сиянием золотистого янтаря, дана фигура матери на фоне зеленой кроны деревьев, отблесков полуденного солнца. Левая рука женщины лежит на столе рядом с письмом сына. Правая – поднята и сжата у виска. Воздушная черная вуаль очерчивает линию лица. Большие голубые глаза, какое-то мгновение оторванные от письма глаза, устремленные вдаль. Оставаясь обыденным, образ необычайно содержателен, богат тонкими оттенками живого чувства. При отсутствии контакта глаза в глаза героиня портрета оказывается открытой для сочувственного вживания в тихий мир ее души. Устремленный на зрителя взгляд, отмеченная В.Н. Гращенковым4 «внутренняя теплота и тихая умиротворенность» женщины-матери рождает ощущение веры и надежды о скором возвращении сына. Концентрация мыслей и чувств выражается на холсте как отблеск, позволяющий зрителю о чем-то догадываться, домысливать и сопереживать. Для картины характерно многообразие цветовой передачи. Глубокая осмысленность лирического портрета, использование манеры старых мастеров в духе итальянского периода кватраченто.
В 1969 году во время Декады Чечено-Ингушского искусства в г. Ленинграде проходила выставка чечено-ингушских художников, на которой экспонировались три работы Акиева Хасолта «На воздухе» и «Портрет матери». Картина «На воздухе» по окончании экспозиции была закуплена Министерством культуры ЧИАССР. Творчество Акиева Х. достойно продолжает традиции реалистической школы живописи.
Художник работает в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта. Однако, как сам Хасолт Алхастович признается, главным для него все-таки является портрет. Его произведения отличаются глубоко индивидуальным видением мира, духовно-нравственной наполненностью. В поэтической форме художник выражает так:

Ираз долаш ва, вахарах тешар,
Мел хала бале а ший никъ,
Нах лоархIар, нах безар, нах эшар,
Йийлла лоаттаер даим ший ниI..
Ираз долаш ва рузкъана тIехьа ца кхувш
Безама, хьаькъала ганз Iоаяьр,
ЙоагIача ханаца тарвала, дIаэ ховш,
Ший халкъа кхоаненах шийна тIехьле яьр …
                                                                                Акиев Х.А.

В полотнах Х. Акиева доминирует историческая достоверность факта, решенная в поэтической манере. Во всех своих работах Акиев Х. учитывает традиции, обычаи и этнографические особенности ингушского народа. Активная увлеченность образными проблемами выразилась у Акиева в обращении к портретному жанру. На наш взгляд, из этой серии наиболее удачными являются: «Осман», «Чах Ахриев», «Портрет друга Лернера И.А.», «Служба», «Портрет Гены Кумаева», «Красный джигит», «Портрет мастерицы», «Плакальщица», «Портрет Мусы Асхабова», «Чеченка Абдуллаева», «Портрет друга Х. Хизриева», «Кармен», «Портрет молодой женщины», «Источник жизни», «Портрет девочки», «У зеленых дверей», серия автопортретов и др.
К слову, вот небольшой штрих из жизни талантливого художника: в ноябре 2001 года в Ингушетию приехал Зураб Церетели и посетил выставку ингушских художников в г. Назрань. Зураб Константинович проявил большой интерес к работам наших мастеров, но дольше всех задержался подле картины Хасолта Акиева «У зеленых дверей». Спросив имя автора, он отметил, что «У зеленых дверей» очень достойная работа.
В своих портретных работах живописец выступает бытописателем, рассказчиком и вместе с тем дает урок нравоучения, реализуя функции, издавна присущие живописи. Портрет предполагает достоверное изображение человека. Однако образы Акиева Х. в значительной мере героизированы и целостны. Конечно, человек включен в различные ситуации, окружен различными вещами и существами, изображен в соседстве с природой, но главное сразу бросается в глаза - смысловая наполненность образа, схвачены основные внутренние черты личности. Построенные по принципу «окна», портреты согласуют симметричное членение плоскости с центральной перспективой, что создает идеальное условие для связи зрителя с изображением.

Чем зеркальней отражает
Кристалл искусства лик земной
Тем явственней нас поражает
В нем жизнь иная, свет иной.
                                                          В. Иванов.5

Наиболее всесторонне и многофакторно проявился талант Акиева Хасолта в 80–е годы XX века. В апреле-июне 1971 г. в Москве состоялась выставка профессионального художественного творчества автономных республик РСФСР. Полотно Акиева Х. «Двор вайнахской сакли» (1971) привлекло всеобщее внимание выездного выставочного комитета Союза художников РСФСР и вошло в экспозицию «Художественное творчество автономных республик РСФСР». После закрытия выставки комиссия Министерства культуры СССР закупила картину «Двор вайнахской сакли» в свои фонды.
В книге «Живопись автономных республик РСФСР» искусствовед С.М. Червонная пишет об этой картине: «Мастер любовно воссоздает находящиеся в поле его зрения фигуры и предметы. Он придает им ту особую романтику, которая превращает будничные мотивы и простые вещи в поэтические образы. Эта романтика разлита в атмосфере картины, она здесь проявляется во всем». Художник с историко-этнографической достоверностью воспроизводит эстетику быта вайнахов. Яркая цветовая гамма, удачно выбранная композиция, сюжет – все выполнено на высшем профессиональном уровне.
Именно с этого момента для художника Акиева начался новый период – период профессионального творчества. «До сих пор в некоторых республиках есть такие художники или полусамоучки, создающие порой удивительные по своей свежести, а порой и по тонкому вкусу произведения… Это по-своему изысканное произведение чем-то отдаленно напоминает нам стиль раннего итальянского Возрождения, может быть, даже кватраченто, а фигура сидящего слева напоминает персонажи ранних нидерландских или немецких художников… Перед нами плод очень интересного и сложного соединения национальных форм с формами европейского искусства»6 - вот как описывает искусствовед Платон Павлов полотно Акиева Х. «Двор вайнахской сакли».
Полотно привлекает своеобразием воспроизведения одного из обычаев горцев: подготовки членов семьи к проводам в последний путь умершего. Изображенные вещи физически неподвижны, герои изображений не покидают свои места, но это не мешает картине раскрываться на глазах у зрителя. В многофигурной композиции всего четыре героя, однако, каждый персонаж выполняет конкретную функцию.
В центре - женщина в черных одеждах, несущая национальную пищу. Художник усиливает акцент, изображая ее на фоне арочного проема, освещаемого красными отблесками очажного огня. На заднем плане, в левом верхнем углу картины изображены: старец с посохом и мужчина в траурной одежде ведут разговор. Все действие происходит в башенном комплексе, традиционном жилище ингушей, лишь далеко на заднем плане виднеется уголок живой природы с уходящей вверх дорогой. На переднем плане – в задумчивой позе сидит мужчина. Лицо его не видно зрителю, однако по этнографически достоверно изображенной одежде можно сказать, что это мужчина средних лет.
В работах Акиева Х. изобразительные элементы приобретают характер условных знаков, а изображение организуется в особого рода текст с описательно-изобразительными приемами. С первого взгляда можно предположить, что мужчина смотрит на женщину, однако едва уловимые детали - переметная сума для ручной клади, пыльная дорога, уходящая вдаль, задумчивая поза рассказчика - дают зрителю подсказку. Перед нами сам художник – созерцатель жизни, а смерть - это лишь начало нового пути.
«Живопись чечено-ингушских мастеров отличается приглушенной цветовой гаммой и порой напоминают древние фрески» - такую высокую оценку дает искусствовед В. Ванслов.7 Недаром своими учителями, достойными подражания, Хасолт Акиев считает художников эпохи Возрождения и импрессионистов. Рассматривая картину с точки зрения цветовой гаммы, невозможно не сказать о необычной мягкости и гармоничности переходов от одного цвета к другому, в целом создающее ощущение печали и грусти.
Художник глубоко анализирует и использует свой жизненный опыт. Его преимущество – в способности постигнуть природу и значение жизненного опыта в форме определенных изобразительных средств и таким образом сделать этот опыт воспринимаемым другими. Это как нельзя лучше было продемонстрировано в этой и во многих других картинах.
В 1976 году на проходящей Всесоюзной молодежной выставке профессиональных художников экспонировалась работа Акиева Х. А. «Юность». После закрытия выставки полотно было приобретено Министерством культуры РСФСР для музея изобразительных искусств им П. Захарова г. Грозного. В этом же году три картины «Прополка», «Солдатки» и «Ожидание» были приобретены Суздальским музеем народного творчества для экспозиции «Золотое кольцо». Акиев Х. становится постоянным участником всероссийских и республиканских выставок.
Подлинное мастерство начинается там, где живопись приобретает характер естественной выразительности. Пейзаж – жанр, к которому обращаются многие художники. Полотна Акиева Хасолта дышат разнообразием цветовой гаммы мягкой поэтической тональности. Акиев Х. – тонкий колорист. В одних работах он использует мягкие переходы, играет светом и тенью, здесь царит изнеженность и хрупкость образа (например: «В розовом свете», «Сирень», «Цветы», «Одуванчики» и др.); в других наблюдается неподдельный восторг, их пронизывают броские, яркие мазки, насыщенные, контрастные цвета, присущие манере импрессионистов (например: «Зима», «На пути к вершине», «На пленэре» и др.). Верно отмечает Червонная С.М. «В условиях к,огда растет народность, растет число людей, осознающих свою принадлежность к ней, называющих ее язык своим родным языком, народности талантливых художников и для формирования того психологического стереотипа их творчества, в котором важную роль играют национальное самосознание, чувство национального достоинства, любви к своему народу».
От его пытливого взгляда не ускользает особое состояние каждого момента природы. Типизация природы у него не превращается в мертвую стилизацию. Эти черты прослеживаются в пейзажах: «Яблоня», «Окраина», «Чечня», «Виноградники», «Эгикал», «Забытый парк», «Джейрахское ущелье», «Осень», «Мужичи», «Ингушетия», «Таргим», «Фуртоуг. Родной уголок», «Перевал», «Два дерева», «Сунженский хребет», «Село Яндаре», «Дорога», «Нежность» и др.
Художник торопится перенести на полотно мельчайшие подробности. Как увлекает, например, переданное художником ощущение утренней свежести в пейзаже «Яблоня» или полуденного зноя в работе «Окраина». Автор как бы просит зрителя задержаться у полотна, привлекая его яркостью цвета кроны дерева в картине «Мелодия осени» или стремительностью потока горной речки в работе «Река Сунжа». Из натюрмортов следует отметить работы «Цветы», «Форель» и «Мой обед».
Конкретно-изобразительная характерность приобретает смысловую активность. Его работы – это постоянный зримый диалог живописца и публики. Бросив взгляд на серию автопортретов художника, кажется, что именно такие слова вырываются из его уст:

«Жили мы в зените славы, что добыли в ноябре
Я боюсь людей в оправе с ликом жирным в серебре.
Тучи скучны, серебристы дни – пустые пузыри
Черный облик гор скалистых: ни рассвета, ни зари.
Серебрит пока Россия, как когда-то в ноябре.
О Всевышний, дай мне силы встретить утро на заре».

Почерк живописца – не индивидуальный каприз, не прихоть, но именно выражение внутреннего со внешним, а следовательно – образно-смысловая функция живописи. Особая техника живописи художника Акиева Хасолта – нанесение нешироких мазков, жестко лессируемые краски, цветовая напряженность придают картинам сдержанную и в то же время полнокровную, бархатную тональность. Живопись Акиева одаряет зрителя красноречием линий, выразительностью света и тени, богатством колорита импрессионистов. Одновременно его искусство является произведением общения – как в значении направленности действия на созидание человеческих отношений.
Действительность – вот извечная основа подлинной поэзии, которую можно найти, если искать упорно и вскапывать почву достаточно глубоко. И.Е. Репин очень метко подметил, что художник – зеркало среды: в нем отражается его общество, нация и время. Картины Акиева появляются как ответ на известную общественную потребность и предвосхищают в себе акт восприятия, которым и завершается произведение искусства. Таковы работы художника «Реквием», «Ватага», «Портрет Ширвани Костоева», «Памяти Виктора Хары», «Атрибуты зла», «Портрет Идриса Зязикова», «Прощание с родиной» и др.
В то же время в историческом процессе постоянно происходит переоценка художественно-эстетических ценностей, в силу которых общественные ориентации заметно смещаются. Более того, само искусство нередко выступает инициатором таких переоценок. Художественное произведение есть общественно значимый поступок художника, в котором получают отображение его внутренний мир: интересы, потребности, мотивы деятельности, смысл жизни, нравственные установки, эстетические представления. Исследователь А.Г. Плиев подчеркивает, что «произведение художника становится фактом искусства, когда оно действительно значимо для людей, для жизни общества, т.е. когда оно способствует обогащению опыта человека, класса, общества, развитию его творческих способностей».8 В 2002 году Ингушский государственный музей изобразительных искусств РИ закупил 16 художественных произведений Х.А. Акиева. В 2005 году художник награжден дипломом за участие в выставке «Война. Победа. Память», проходившей в г. Краснодаре, а в 2006 г. - дипломом за участие в выставке «Национальные традиции и современность в живописи ингушских художников», проходившей в Совете Федерации Федерального Собрания РФ.
Всем известно выражение: «Глаза – зеркало души». К этому же ряду сопоставлений тяготеют и картины Акиева Хасолта. Его работы - это откровенный рассказ о жизни художника. Вот как он сам говорит о своем творчестве: «Можно сказать, я уже прожил свою жизнь, но радостных и счастливых дней у меня и моего народа было мало. Возможно, это наложило свой отпечаток на мое творчество. Меня больше всего волнует мысль: почему так. И это «почему так» меня преследует всегда. Я знаю, писать красивые вещи проще, удобнее, но у меня это не получается … Рад бы, но мысль и сердце не позволяют».
Действительно, тихой грустью и печалью проникнуты многие работы художника: «Таьзет», «Одинокая башня», «У дупла», «Тревога земли», «Серый день», «Судьба моя» и др. На лицах его героев не найти радостных улыбок, природа на его полотнах трогательно одинока.
В этом плане примечательна работа «Таьзет». Для создания большого многофигурного полотна художнику пришлось использовать целую серию женских образов. Отметим, что картина посвящена одному из ингушских обрядов прощания с умершим. Интересно композиционное решение – на переднем плане расположены все основные герои художественного произведения – пять женщин. Четыре из них сидят возле плетеного забора, а одна стоит немного поодаль. Женщины разного социального статуса, разного возраста и, соответственно, все они по-разному переживают случившуюся трагедию. По краям группы расположены молодые женщины, их лица безучастны, т. к. молодость не осознает и не принимает смерть. В центре группы – женщины 40 - 50 лет – их лица беззвучны от горя, уже нет ни слез, ни слов, чтобы объяснить такую несправедливость, как смерть. Позади стоящая женщина, самая старшая из этой группы – положение рук, скрещенных на палочке, взгляд куда-то в сторону и напряженное выражение лица - все эти детали наводят на мысль, что смерть приходит по воле Всевышнего, когда наступит твой срок, и человек не властен с этим бороться.
В данной статье мы попытались дать анализ наиболее характерным чертам его искусства. С уверенностью можем сказать, что творческое наследие Хасолта Акиева в науке, поэзии и изобразительном искусстве - необычное, оригинальное и эпохальное явление. Уверены, что с течением времени индивидуальное видение окружающего мира, микромир творческой личности Акиева Х.А. откроет немало интересных фактов жизни и творчества для будущих исследователей.
Свою творческую активность Х.А. Акиев проявляет не только в живописи. Он подготовил и издал свыше 50 научных работ, несколько крупных монографий, подготовил более 15 учеников – художников, несколько тысяч историков и преподавателей начальных классов, работающих в настоящее время в Республике Ингушетия и по всей России в целом.

Ученый я!
Пусть скромный
И не званый
Стезя моя!
Для чести не для званий,
Старался я!
И в жизни и в науке,
Быть искренним!
Я душу грел,
А не руки!
                           Акиев Х.А.

В этих строках скрыт весь смысл жизненной философии многогранно и удивительно талантливого человека Хасолта Акиева. Зачем рассказывать о том, какой этой человек – о его искренности, доброте, трудолюбии и мудрости, поэтической натуре, склонной к философским размышлениям над смыслом бытия – об этом говорят его работы.
Искусство - зеркало жизни. В искусстве художника Акиева Х.А каждый сможет увидеть его книгу жизни. Каждый из вас найдет в ней либо что-то свое наболевшее, выстраданное в горниле жизни, либо проблески надежды, светлого дыхания природы, либо величие ценностных ориентиров личности, которые не меняются в угоду кому-то и чему-то.
Быть «искренним» и «греть душу» простого человека творчество Акиева Х.А. продолжает и в данное время. В качестве эпилога хочется привести недавнее стихотворение историка, художника и поэта Акиева Хасолта, которое может стать ценностным ориентиром для нашего будущего.

Со могаш вац, кIаьдвеннав со,
Денал дехад, гIоарал дайнад.
Сох гаьн тIара дежа гIа хиннад.
Ма теIаде, ма готтаде са са.
БIарг ма  кхоачча яьсса аре,
Гаьна-гаьна гIийла цIерилг йоаг:
Хов сона, хьо лаха езилга, бакъда,
Йохаяь гиба мо да са дог…
ХIаьта са безам бар
Хьа цIера юхе вIоахвала,
ХIаьта сона дезар дар
Хьа кхуврча йисте мотт хилар…
…ВоагIаргва со-м, ца воагIаш Iергвац,
Нагахь Iа войте, нагахь Iа вехе,
Нагахь Iа ца бойте са дега сийг,
Нагахь Iа гIо дой са лазар лаьгIде…
Бакъда, гешт делахь, гешт делахь, нагахь со
Хье йолча воагIача халача новкъа
Лай…
Хьо бахьан ваьхавар хьона со!

                х. Акиева,
докторант МГУ (кафедра “история отечественного искусства”), кандидат исторических наук.

1 Изобразительное искусство автономных республик РСФСР. Л. 1973. С 14.
2 Горепекин Ф.И. Труды. Ингуши. Составитель Албогачиева-Гадаборшева М. С-Г. СПб. 2006. С. 144.
3 См.: Даниэль С.  Указ. соч. С. 28.
4 Гращенков В.Н. История и историки искусства. М. 2005. . С. 32.
5 Иванов В. Об искусстве рисунка //Вопросы искусствознания. М. 1997. С. 538-546.
6Червонная С.М. Живопись автономных республик РСФСР, М. 1973. С.28.
Павлов П. Выставка самодеятельных художников. М. 1971. С. 10-12.
7 Ванслов В. Искусство автономных республик Российской Федерации. Л. 1973. С. 19.
8 Плиев А.Г. Перестройка и художественная культура. М. 1990. С. 103.

 

 

 

 

 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru