новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  2 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 72 (9839) четверг, 24 мая 2007 года

Профессия учителя – дар судьбы
В минувшую пятницу в Назрани финишировал традиционный, уже тринадцатый по счету конкурс «Учитель года Ингушетии – 2007», ставший и на этот раз подлинным смотром педагогического таланта и мастерства. Республиканский конкурс «Учитель года» проводится министерством образования, институтом повышения квалификации работников образования РИ, управлениями образованием районов и городов. Его главные цели заключаются в формировании общественного мнения о системе образования как социальном институте, определяющем приоритетные направления развития современного общества, раскрытии творческого потенциала работников образования республики, создании благоприятных условий для самореализации личности учителя.

- Наш конкурс, - рассказывает ведущий специалист министерства образования РИ А. З. Парчиева, - призван максимально способствовать повышению престижа учительской профессии, выявлению талантливых педагогов, обобщению и распространению их передового опыта, стимулированию дальнейшего профессионального роста учителей.
Как обычно, конкурс проходил в несколько туров, каждый из которых состоял из серии унифицированных конкурсных заданий. И к чести участников республиканского этапа конкурса, все они достойно преодолели самые трудные испытания. Среди них, лучших учителей республики, оказались преподаватель ингушского языка и литературы основной общеобразовательной школы с. Сурхахи Назрановского района, выпускник филологического факультета Чечено-Ингушского госуниверситета, член Союзов писателей и журналистов России Сетсалом Яхьянович Арчаков, учитель начальных классов гимназии «Марем»  города Магаса, окончившая Грозненский педагогический колледж, Эсет Мухарбековна Гиреева, заслуженный учитель Республики Ингушетия, выпускница химико-биологического факультета Чечено-Ингушского госуниверситета Фатима Султановна Евлоева, преподающая сегодня биологию в гимназии №1 города Малгобека, Зарема Дзяудиновна Кантышева – учитель русского языка и литературы средней школы №3 города Назрани, за плечами у которой филфак Орехово-Зуевского педагогического института, учитель русского языка и литературы средней школы №2 города Карабулака, окончившая филфак Чечено-Ингушского госуниверситета, Роза Макшариповна Плиева, а также учитель химии гимназии №1 города Назрани, выпускница технологического факультета Грозненского нефтяного института Мариям Атабиевна Тимурзиева. Вместе со своими коллегами к финалу подошли учитель начальных классов средней школы №15 с. Средние Ачалуки Малгобекского района, выпускница факультета методики и педагогики начального образования Елецкого государственного педагогического университета Мадина Салмановна Точиева, преподаватель русского языка и литературы средней школы №10 города Назрани, окончившая факультет филологии и журналистики Российского государственного университета, Ашат Азиевна Хаматханова, а также Женни Викторовна Чаниева – учитель химии средней школы №1 станицы Нестеровской Сунженского района, обретавшая навыки будущей профессии в Чечено-Ингушском госуниверситете, и Эсет Макшариповна Цурова – выпускница Горского сельскохозяйственного института, преподающая химию в средней школе с. Джейрах Джейрахского района.
- В ходе конкурса «Учитель года Ингушетии – 2007», - рассказывает А. З. Парчиева, - каждый его участник смог продемонстрировать общий интеллектуальный и культурный потенциал, культуру речи, эрудицию, мир своих увлечений и интересов, а также педагогический артистизм. Защищая собственную педагогическую концепцию, конкурсанты демонстрировали профессиональное мышление, умение выявлять профессиональные проблемы, расчленять их на задачи и находить способы их решения, доказывали преимущество тех или иных методических приемов и делились передовым педагогическим опытом. Каждый участник проводил и конкурсный урок в предметной области по преподаваемой дисциплине в образовательном учреждении, давал его самоанализ в рамках представленной педагогической концепции и отвечал на вопросы членов жюри. При этом, класс и предмет участник выбирал сам, но это всегда был незнакомый ему класс. Тема урока должна была соответствовать календарному плану изучения материала в образовательном учреждении, ставшем конкурсной площадкой. Здесь оценивалось все: и методическое мастерство,  и фундаментальность знаний, и использование конкурсантом информационных технологий, и психологическая атмосфера урока, и стиль  его проведения.
Во втором туре каждый участник проводил мастер-класс, включавший в себя учебное занятие в выбранной им форме. Мастер-классы проходили в присутствии педагогической общественности на сцене зала при участии других участников конкурса в качестве учеников в импровизированном классе. Тут учитывались способность конкурсанта к научному общению, педагогическая смелость, стремление расширить рамки устоявшихся представлений в педагогике и методике преподавания, способность к эксперименту и импровизации, педагогический артистизм, степень воздействия на аудиторию, стиль общения, эрудиция, нестандартность мышления, умение адекватно проанализировать успехи и неудачи урока, сопоставить задуманное с реализованным.
Конкурсантам была предоставлена также возможность выступить с публичной лекцией. Цель этого испытания заключалась в том, чтобы проверить способность каждого участника к выполнению миссии победителя конкурса, на которого ложится большая ответственность. Победитель должен обладать ораторскими и публицистическими талантами, ведь ему предстоит стать трибуном передовых учителей республики и, занимая активную гражданскую позицию, отстаивать интересы и права учительства на всех уровнях, бороться за качественное образование и аргументированно  защищать свою точку зрения и доказывать ее широкой аудитории.
На церемонии торжественного закрытия республиканского конкурса «Учитель года Ингушетии – 2007», которая проходила в концертном зале ГДК города  Назрани, речь шла о том, что тенденции, наметившиеся в ингушском обществе, дают надежду на то, что в нашей республике, стране легенд и удивительной культуры, образование занимает все более достойное место в системе приоритетов национальной политики. В стремлении учителя сделать жизнь красивее - будущее Ингушетии. Ингушское образование опирается на собственные культурные ценности и многовековые традиции.
Величайший гуманист ХХ века Николай Константинович Рерих утверждал, что народ, забыв учителя, останется без будущего. Задача всего общества – помочь учителю, и если мы это поймем, несомненно, мы будем лучше. Учительская профессия – это дар судьбы. Судьбы неведомой и нелегкой… У истоков истинного знания стоит ученик. Открыть этот источник нелегко. Много сил и труда необходимо приложить, чтобы придти к свету, к знаниям. К этому источнику, бескорыстно отдавая себя детям, ведет Учитель. Вот почему  с самого начала эмблемой конкурса «Учитель года» было выбрано изображение пеликана, символизирующее самопожертвование и любовь к детям. Предания свидетельствуют о необычайно заботливом отношении взрослых пеликанов к своим птенцам. Согласно древней легенде, пеликан спасает их от голода или от яда змеи, давая им пить свою кровь. Эта легенда распространилась по всему миру. На гербах древности эту птицу изображали повернутой вполоборота, чтобы было видно, как пеликан разрывает себе грудь…
Мы живем в новом тысячелетии. На смену веку техники приходит век человека. Изменились взгляды на образование, большая роль отводится процессу становления человека, обретению им себя как личности, созданию условий для развития и обогащения духовного и творческого потенциала. Для того, чтобы сохранить и продолжить дальше педагогические традиции, очень важно поддержать стремление учителя шаг за шагом расширять свои знания и передавать их ученикам. Важно повысить престиж учителя, его благородной профессии. И это одна из целей конкурса.
Конкурс «Учитель года Ингушетии – 2007» - это пятнадцать активных творческих дней жизни, в течение которых учителя соревновались в педагогическом профессионализме, в умении продемонстрировать свой педагогический стиль. Об сказал в приветственном слове на церемонии закрытия председатель Большого жюри конкурса, министр образования РИ, профессор И.А.Танкиев, высоко оценивший мастерство и талант всех конкурсантов.
Учитель года – это не только предметник, имеющий хорошую фундаментальную подготовку, обладающий общей педагогической и психологической культурой. Это, непременно, учитель, способный выходить за рамки традиционных подходов, умеющий работать в инновационном режиме, побуждающий детей к самостоятельному поиску информации, развивающий их мышление и творческую активность. Вся система его работы является органичным выражением его индивидуальности.
В номинации “Начальные классы” была представлена на конкурсе М.С. Точиева – учитель начальных классов средней школы №15 с. Средние Ачалуки Малгобекского района. Мадина Салмановна – чуткий, внимательный человек, грамотный учитель. Урок для нее – это всегда совместное творчество учителя и ученика. Она стремится сеять в детских душах жажду знаний, воспитать у учащихся интерес к учебе. Педагогическое кредо, лежащее в основе деятельности этого учителя: “Не навреди” М.С. Точиева руководит школьным объединением учителей начальных классов, помогает своим коллегам в решении трудных вопросов, связанных с образовательным процессом, пользуется уважением у родительской общественности. Она была удостоена диплома удостоены конкурса “Учитель года Ингушетии – 2007” за педагогическую смелость и активное участие.
В номинации “Русский язык” выступала З.Д. Кантышева, еще одна дипломантка – учитель русского языка и литературы средней школы №3 города Назрань. Зарему Дзяудиновну отличают активная жизненная позиция и высокий творческий потенциал. Как часто случается улетать в своих мыслях далеко-далеко, парить там, долго обдумывая какую-нибудь мелочь. З.Д. Кантышева увлеченно уводит детей за собой в мир литературы, она сама пишет прекрасные стихи, которые периодически публикуются на страницах “Сердало”. Национальная библиотека РИ выпустила ее сборник “Я вдруг увидела так ясно…”, сразу завоевавший симпатии читателей.
Пожалуй, выступление З.Д. Кантышевой на церемонии закрытия конкурса было одним из самых трогательных.
- Я не стала победительницей на этот раз, - сказала она, - но я по-настоящему счастлива, что две страсти, живущие в моей душе, - любовь к детям и поэзия – смогли так гармонично соединиться. О тех чувствах, которые я сейчас испытываю, позвольте сказать стихами:

Окончен бой, проиграно сраженье.
В душе обида только на себя…
Но не хочу сдаваться – есть решенье
Реваншем успокоить дух мятежный!
Я все это сумею, я смогу!
Лишь только нужен труд упорный и
прилежный.
И не таить обид ни к другу, ни к врагу…

- Я люблю свой народ и свою землю, - сказала в заключение Зарема Дзяудиновна. - И если я до сих пор живу, значит, я  должна сделать для них что-то еще. Если Всевышний дает мне силы, значит, моя миссия здесь не закончена…
В номинации “Химия. Биология” свои  таланты демонстрировала Э.М. Цурова, учитель из села Джейрах. Это ценное приобретение конкурса. Впервые за всю историю его существования в нем участвовал учитель из высокогорного Джейрахского района. Эсет Джабраиловна - человек огромных творческих возможностей, больших чувств и глубины мысли. Решив стать учителем, она выбрала свой путь: вверх по лестнице жизни к вершинам Добра, Истины, Красоты. Став дипломанткой конкурса “Учитель года Ингушетии – 2007”, она еще раз  продемонстрировала, что находится в постоянном поиске.
В этой же номинации была представлена учитель химии гимназии №1 города Назрани М.А. Тимурзиева, ставшая дипломантом конкурса. Формула успеха Мариям Атабиевны проста. Это исследовательские технологии и творчество учителя, что в целом соответствует увлекательному обучению. Она имеет хорошую научно-теоретическую базу и использует в своей работе разные методы и формы обучения, совершенствует технологии блочно-модульного обучения химии в профильных биолого-медицинских классах.
В номинации “Начальные классы” ярко показала себя Э.М. Гиреева - учитель начальных классов гимназии “Марем” города Магаса. Эсет Мухарбековна – энергичный, увлеченный своим делом учитель. Ее отношения с учениками – пример радостной дружбы, полной фантазии и доверия. Урок для нее – это игра, движение, сотворчество. Став  лауреатом конкурса, Эсет Мухарбековна получила диплом и премию правительства РИ.
Звание лауреата конкурса “Учитель года” завоевал и С.Я. Арчаков, преподаватель ингушского языка и литературы ОСШ села Сурхахи, представленный в одноименной номинации. Сейтсалом Яхьянович увлеченный и творческий педагог, строящий свою работу на  духовных ценностях ингушского народа. Владение родным языком ведет к осознанию своей принадлежности к народу. Гордиться своим народом, ощущать свою принадлежность к нему – именно этому учит своих учеников С.Я. Арчаков. Он широко образованный гуманист, убежденный друг молодежи, настоящий профессионал своего дела, талантливый педагог.
Лауреатами конкурса, завоевавшими премии правительства РИ, стали в своих номинациях Ж.В. Чаниева – учитель химии средней школы №1 станицы Нестеровской и Ф.С. Евлоева – учитель биологии гимназии №1 города Малгобека.
Женни Викторовна Чаниева учит своих детей жить по-человечески, показывая им пути осмысления жизни через химическое искусство. Уроки химии, которые она проводит, отличаются высокой интеллектуальной деятельностью обучающихся, четкостью, логичностью и организованностью. Ж.В. Чаниева умеет проектировать деятельность детей на уроке согласно критериям увлеченности, креативности, результативности. Талантливый педагог, наделенный высокими духовными качествами, она глубоко вникает в индивидуальность и духовный мир каждого ребенка.
Преуспела на своем поприще и Фатима  Султановна Евлоева. Обладая высокой профессиональной подготовкой, имея авторскую методику, она успешно осваивает передовые технологии обучения, обеспечивает разнообразие видов деятельности обучающихся, реализует как образовательную, так  и развивающую функцию обучения, связанную с развитием мышления. Воспитанники Ф.С. Евлоевой ежегодно  занимают призовые места на городских и республиканских олимпиадах.
Конкурс “Учитель года Ингушетии – 2007” завершился. Но праздник общения и свободного творчества не заканчивается. Он в каждом новом дне, на каждом уроке. Новые звезды, засиявшие на небосклоне педагогических талантов, украсят собой наш мир и поведут за собой тех, кто готов постигать истину…
Учитель в нашем обществе – человек уважаемый. Это еще раз продемонстрировал конкурс, к которому было привлечено внимание широкой общественности, политиков и общественных деятелей, руководителей властных структур и ведущих предприятий республики.

А. ГАЗДИЕВ

 

 

В рамках реализации национальных проектов в Ингушетии сегодня решено множество актуальных для населения проблем
(Окончание. Начало на 1 стр.)
В  сфере образования в рамках приоритетного национального проекта проведена следующая работа:
По направлению «Повышение уровня воспитательной работы в школах»  в соответствии с соглашением, заключенным с федеральным агентством «Рособразование»,  «О предоставлении бюджету Республики Ингушетия субсидий на выплату вознаграждения педработникам, осуществляющим работу в качестве классного руководителя» в 2006 году 3513 педагогическим работникам выплачено 82,74 миллиона  рублей.
В  том числе из федерального бюджета 51,58 миллионов и из  республиканского бюджета - 31,16 миллионов  рублей.
Завершен конкурс общеобразовательных школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы. Экспертной комиссией определены в качестве победителей  15 общеобразовательных школ, для которых выделены субсидии из федерального бюджета в сумме 15 миллионов  рублей (по  одному миллиону рублей каждой школе).
В итоге конкурса “Поощрение лучших учителей” победителями  были признаны 49 учителей республики. На реализацию данного направления из федерального бюджета  было выделено 4,9 миллионов  рублей.
Всем учителям, победившим в конкурсе, на лицевые счета  были перечислены денежные средства  по сто тысяч рублей (президентской премии), которые  им торжественно были вручены  вместе  с дипломами и  почетными грамотами от руководства республики.
В рамках поддержки талантливой молодежи  были определены 12 школьников, победивших в различных конкурсах и олимпиадах.
Каждый из 11 победивших в конкурсах и олимпиадах республиканского и зонального масштаба получил по 30 тысяч  рублей.
Премия в размере 60 тысяч рублей выплачена 1 ученику, занявшему I место во Всероссийской олимпиаде по праву.
Кроме того, на организацию и участие талантливой молодежи республики в различных олимпиадах, конкурсах из республиканского бюджета профинансировано 1,5 миллиона  рублей.
Для школ республики в Ингушетию в 2006 году поставлено 20 единиц автотранспорта. На реализацию данного направления  федеральный бюджет выделил  9,72 миллиона  рублей. Из республиканского бюджета для этой цели  профинансировано 2,43 миллиона  рублей, на которые приобретено 12 единиц автотранспорта.
Весь автотранспорт распределен по школам республики.
В соответствии с соглашением между Правительством РИ и Федеральным агентством по образованию РФ в республику поступило:  лабораторное учебно-наглядное оборудование в количестве 37 полнокомплектных кабинетов по  химии, физике, биологии, географии и так далее;  10 интерактивных досок, которые распределены по школам,  и другие школьные принадлежности.
Кроме того, в рамках реализации данного направления из республиканского бюджета профинансировано 5,21 миллион  рублей, на которые приобретены 28 комплектов для кабинетов (химии, физики, биологии, географии, истории, начальных классов).
В целях расширения практики использования современных образовательных технологий, дистанционных программ обучения в республику поступило 13 класс-комплектов компьютерной техники на общую сумму около 6 миллионов  рублей, подключено к Интернету 28 школ.
В здравоохранении в рамках реализации национального проекта  между Минздравом РИ и Ставропольской государственной медицинской академией заключен договор о сотрудничестве в области подготовки и переподготовки кадров в рамках реализации ПНП в сфере здравоохранения.
В 2006 г. 179 человек прошли повышение квалификации в Ставропольской государственной медицинской академии. На базе Ингушского медколледжа прошли повышение квалификации 116 человек, в том числе 82 медсестры, 10 фельдшеров и 24 акушерки.
По направлению «Развитие первичной медико-санитарной помощи» сформирован и согласован с Федеральным фондом ОМС и Минздравсоцразвития РФ региональный сегмент федерального регистра врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей (семейной) практики и медицинских сестер, работающих с названными врачами.
На 1 января 2007 года в  данный регистр включено 218 врачей и 309 медицинских сестер.
На осуществление ежемесячных денежных выплат  указанной категории медицинских работников   профинансировано 50,47 миллионов  рублей.
На конец декабря  2006 года фактически  было выплачено 49,3 миллиона  рублей.
Сформирован  также государственный регистр персонала фельдшерско-акушерских пунктов и скорой медицинской помощи (врачей, фельдшеров и медицинских сестер), в который включен 171 человек. Данной категории медработников выплачено 4,92 миллионов  рублей.
Продолжается работа по формированию государственного регистра персонала женских консультаций и родильных отделений.
В 2006 году в республику поступило 8 комплектов лабораторного оборудования для районных и сельских больниц и амбулаторий и 20 комплектов лабораторного оборудования для ФАПов республики, 5 рентгенустановок и 1 передвижная флюроустановка, 23 аппарата для ультразвуковых исследований, 15 комплектов эндоскопического оборудования, 45 электрокардиографов.
Учреждения медицинской скорой помощи и лечебно-профилактические учреждения получили 24 единицы нового санитарного автотранспорта, в том числе 1 детский реанимобиль.
В лечебно-профилактических учреждениях проведена работа по подготовке помещений для установки медоборудования, в соответствии с нормативными требованиями Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию России, а также своевременному оформлению и постановке на учет в ГИБДД санитарного автотранспорта.
В Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию направлена заявка на 2007 год на оказание высокотехнологичных видов медицинской помощи в федеральных клиниках 1100 гражданам Республики Ингушетия.
За 2006 год  выдано 1155 направлений на иногороднее лечение взрослых и детей.
Проводится профилактическое обследование на ВИЧ-инфекцию (обследовано 50,7 тыс. чел.), на гепатиты В и С (обследовано 8,2 тыс. чел.).
Ведется работа по иммунизации населения в рамках национального календаря прививок.
В  течение 2006 года проведена стопроцентная иммунизация населения против гепатита В (привито 30,0 тыс. человек).
Лечебными учреждениями  республики проведена также  иммунизация против краснухи. Прививками охвачено  - 19,4 тыс. человек (100 % от плана) и против полиомиелита - 821 человек (100 % от плана).
С целью дополнительной диспансеризации населения республики  в соответствии с приказом Минздрава РИ от 01.02.06 г. № 7 “О дополнительной диспансеризации населения в рамках реализации мероприятий национального проекта в сфере здравоохранения”  был утвержден перечень учреждений для проведения дополнительной диспансеризации населения. В 2006 году дополнительную диспансеризацию прошли:
4860 человек или 100 % от плана, работающих в бюджетных учреждениях;
376 человек или 100 %, работающих в отраслях с вредными и опасными производственными условиями.
За отчетный период  была оказана медицинская помощь по родовым сертификатам на общую сумму 32,78 миллионов рублей, выдано 4869 талонов № 1 и 4610 талонов № 2.
В Федеральное агентство здравоохранения РФ  направлены предварительные заявки на 2007 год по диагностическому оборудованию на сумму 62,5 миллиона  рублей, часть которого уже поступила в республику, а также  санитарному автотранспорту на сумму 16 миллионов  рублей.

М. ДЗАУРОВА

 

 

 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru