новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 70 (9837) вторник, 22 мая 2007 года

Долина жизни
В 1927 году по инициативе председателя комитета по обводнению и орошению долины Алхан-Чурт Али Горчханова Северокавказским отделением государственного научно-мелиорационного института (г. Новочеркасск) была издана работа М.Д. Калиманова «Долина Алхан-Чурт», представлявшая собой переработанный материал эскизного проекта мелиорации, выполненного автором в 1926-1927 гг. по поручению Северокавказского краевого земельного управления.
Вопросы мелиорации Алханчуртской долины к тому времени имели уже почти 70-летнюю историю в специальной литературе, и от их скорейшего решения зависело развитие целого ряда автономных областей и округов Северного Кавказа.
Обводнение долины определяло ее колонизационную емкость, темпы развития сельского хозяйства перенаселенных пространств предгорной Ингушетии, Чечни и Сунжи. Именно поэтому к проекту был привлечен широкий общественный интерес, результатом которого стало проведение значительной исследовательской работы по установлению на основании имеющихся естественно-исторических и экономических данных наиболее рационального метода мелиорации долины.
Топографические особенности, сложность геологического строения и ряд других местных элементов создавали значительные трудности в выборе наиболее рационального технического варианта для осуществления того или иного метода мелиорации долины. Сам масштаб предстоящих работ, являясь наиболее крупным в области мелиоративного строительства в РСФСР тех лет, требовал разработки ряда технически сложных сооружений.
Появившаяся впоследствии Алханчуртская межрайонная обводнительно-оросительная система  (АМООС), которая по праву считается детищем А.И. Горчханова, стала результатом логического инженерного синтеза всех естественно-исторических и экономических факторов района.

Путешествие по Алханчуртской долине

- Долина Алхан-Чурт, - рассказывает краевед, ведущий специалист государственной архивной службы Республики Ингушетия Берснако Джабраилович Газиков, - представляла из себя огромную и к тому времени почти не заселенную площадь, расположенную, как известно, в бассейне реки Терек, между Терским и Сунженским хребтами.
С вершинами Терского хребта долина граничит на севере, а с вершинами Сунженского – на юге. Восточная и западная границы менее заметны. Западной границей долины служат северные отроги  Кабардинских гор и водораздел речки Курп (небольшого правого притока р. Терек), а на востоке она сливается с долиной реки Сунжи.
Общая площадь долины, достигающая 165000 десятин, была распределена в границах четырех административных единиц: Чеченской и Ингушской автономных областях, Сунженском округе и городе Грозном. Кроме этого, она также частично входила и в территорию Кабардино-Балкарской автономии, захватывая при этом и интересы Северо-Осетинской автономной области.
Нужно отметить, что хребты, ограничивающие долину, отличаются сравнительно небольшой высотой. Сунженский хребет поднимается на высоту около 790 м., а Терский – на высоту около 700 м. над уровнем Черного моря.
Эти хребты густо изрезаны идущими с верховьев в долину промежуточными балками, оврагами и другого вида тальвегами. Особенно значительной высоты и резкости эти балки достигают в месте соединения Сунженского хребта с Кабардинскими горами, в районе долины реки Ачалук, которая по существу и является линией, делящей эти два хребта.
Кабардинский хребет в районе долины имеет незначительные высоты, а подходя к Сунженскому хребту, он постепенно затухает и незаметно сливается Ачалукской седловиной с Сунженским хребтом. Наивысшая отметка Кабардинского хребта в пределах долины – гора Заманкул – имеет высоту 919,3 м. над уровнем Черного моря. Сунженский хребет, окаймляя левый берег реки Сунжи, растягивается до города Грозного, где оканчивается промысловыми высотами. В этой части хребта располагаются наиболее старые и наиболее богатые в прошлом Грозненские нефтяные месторождения. Отдельные вершины этого хребта достигают наибольшей высоты в районе современного города Карабулак (гора Карабулак – 715 м.), т.е. почти в начале своего западного поднятия, а подвигаясь дальше на восток, высота хребта постепенно падает. Последняя наиболее высокая вершина этого хребта находится в районе города Грозного – гора Ташкала, имеющая отметку всего 280,3 м. над уровнем моря.
Терский хребет, наиболее низкий из всех трех, имеет ту же тенденцию, что и Сунженский: его вершины также постепенно падают при движении с запада на восток. Наиболее высокая отметка в западной части хребта – гора Малгобек – имеет высоту 644,1 м., а в восточной – гора Каян-Корт – 423,1 м.
Промежуточные тальвеги, идущие с хребтов в долину, как и сами хребты, отличаются мягкостью рельефа. Почти нигде, ни на Сунженском, ни на Терском хребте нет отвесных или обрывистых мест. Все грани мягко сглажены поздними смывами и отложениями, а на выходе на плато Алханчуртской долины совершенно  теряются. Исключением служат только некоторые тальвеги Кабардинского хребта и речка Ачалук, следы которых в виде небольших оврагов достигают главного тальвега долины.
В давние времена все хребты были покрыты лесом. Ныне лес сохранился только в  западной части Кабардинского хребта. Остальная часть долины и окружающие ее Сунженский и Терский хребты почти безлесны.
Травянистая растительность как на хребтах, так и в долине отличается во влажные годы чрезвычайным богатством, но в сухие годы она сохраняется только на вершине хребтов. Здесь в конце июня – начале июля все склоны представляют из себя прекрасный цветочный ковер альпийских лугов – богатейшие сенокосы окружающего населения. В самой долине травы как по росту, так и по своему ботаническому составу значительно беднее, чем на хребтах. Только в отдельные исключительные годы здесь вырастает буйная зеленая растительность, зато культурные земледельческие растения могут, как показывает многолетний опыт, разрастаться до необыкновенных размеров с баснословными урожаями.
Мягкие волнистые изломы хребтов, безоблачное синее небо, открытая панорама цепи ледниковых вершин главного Кавказского хребта на юге и бесконечные степи на севере создают красивую оправу этой огромной территории, а тучные черноземные почвы и богатая растительность на хребтах и их склонах, а в отдельные годы и в самой  долине, исстари служили приманкой и притягивали сюда сельских хозяев. Однако, стоило им ближе познакомиться с долиной, как сразу становилась очевидной невозможность использования ее богатств. На всей территории Алханчуртской долины почти совершенно отсутствовали водные источники.

Нет воды – нет жизни

В своей работе «Долина Алхан-Чурт» М.Д. Калиманов отмечал, что все имеющиеся здесь водные запасы заключаются в трех ничтожных, часто пересыхающих ручьях (Ачалук, Нефтянка и Пседахский) и в отдельных немногочисленных ключах и колодцах. Кроме ничтожного дебита и расходов, большинство из этих водных источников засолено хлористыми и сернистыми солями и для использования не только населению, но часто и скоту совершенно непригодно. Из трех ручьев только один Пседахский используется для питья жителями трех расположенных на  нем ингушских селений.
«Источники и колодцы, - писал автор, - с пригодной для питья водой располагаются исключительно только на высоких склонах хребтов, и ныне (речь идет, напомним, о второй половине 20-х годов прошлого столетия. – А.Г.) все эти скудные запасы давно использованы и определяют собой то незначительное количество населения, которое имеет возможность жить и вести хозяйство в пределах долины.
Все эти обстоятельства с самого начала  русской деятельности на Кавказе заставили смотреть на эту долину как на огромный колонизационный фонд, требующий для своего использования предварительных мелиоративных работ. Сейчас же после создания первых казачьих станиц по Сунженской линии был поднят вопрос об обводнении Алхан-Чуртской долины и об увеличении за ее счет казачьего населения на передовой Сунженской линии. С этого момента начинается целый ряд исследований, изысканий и проектов, имеющих своей задачей выяснение технической возможности, методов и рациональности обводнения долины.
Последние из этих работ, производившиеся 6 Отделом Земельных Улучшений и медленно протекавшие в период Европейской войны, совершенно были прерваны и остановлены революцией и начавшейся гражданской войной. Но экономическое положение района уже настолько остро поставило вопрос об использовании ценных земельных запасов долины, что сейчас же почти по окончании гражданской войны начинаются новые попытки к получению средств на те или другие частичные мелиоративно-обводнительные работы в пределах долины, а начавшееся возрождение и восстановление экономической мощи сельского хозяйства вновь выдвинуло вопрос во всей его полноте.
В августе 1924 года Президиум исполнительного Комитета Чеченской автономной области, согласно постановлению по докладу М.Ш. Хамзатова и автора, возбудил ходатайство перед Северокавказским Краевым Земельным Управлением и Терским водным комитетом о необходимости и срочности решения вопроса об обводнении и орошении долины Алхан-Чурт. В начале октября того же года на третьем пленуме Терводкома представители всех заинтересованных административных образований, обсудив вопрос об Алхан-Чуртской долине, выделили из местных кредитов небольшие средства на необходимые исследования и изыскания этого вопроса в 1925 году.
Изыскания 1925 года, произведенные нами, имели своей задачей собрать материалы предшествующих по данной работе исследований произвести необходимые топографические съемки по выяснению наивыгоднейшего варианта канала из р. Терек в долину и составить эскизный проект мелиорации долины. В процессе сбора материалов предшествующих исследований однако выяснилось, что для постановки вопроса во всей его полноте намеченные исследования недостаточны и требуют своего  развития. Поэтому в начале 1926 года было решено продолжить начатые изыскания с включением в их программу гидрогеологических, почвенных и гидрометеорологических исследований в самой долине. По окончании этих исследований их материал явился основой  разработанного ныне эскизного проекта мелиорации долины Алхан-Чурт…»

Фиаско инженера Залесского

Как уже было сказано выше, первые исследования и проекты обводнения долины начались сразу же после появления в этом районе русских поселенцев. В дальнейшем этот вопрос, в связи с начатыми работами по  планомерной колонизации Сунженской линии казачеством, получает особую остроту. Необходимое по военным и политическим соображениям количество здорового военного населения не могло быть размещено при наделах, позволяющих вести доходное хозяйство на имеющейся территории. С другой стороны, эти же соображения требовали продолжения переселения ингушей и чеченцев с гор на плоскостные земли, где они  были бы доступнее для наблюдения со стороны администрации, что еще более усиливало земельную тесноту в предгорном районе.
- Эти обстоятельства, - говорит Берснако Газиков, - настоятельно толкали военную администрацию края на мероприятия, необходимые для колонизации пустующих и малоудобных для земледелия земель. В этот период устраивается канал Эристова, или, по местному названию, «Неволька» (1852 г.) из реки Малки от ст. Павловской до дач города Моздока общей длиной 189 верст, Куро-Марьинский канал (1867 г.) также из Малки в реку Куру для обводнения последней и целый ряд крупных работ в низовьях Терека.
Одновременно с этим  в 1863 году, т.е. еще до окончания Кавказской войны, под давлением местного населения и в результате его многочисленных ходатайств, а также по уже известным политическим соображениям военной администрацией края был командирован для исследования вопроса об обводнении Алханчуртской долины инженер Залесский. В результате рекогносцировочных исследований местности между аулами Эльхотово, Ахлово (ныне Нижний Курп) и ингушскими аулами в Алханчуртской долине Сагопши, Кескем (ныне Инарки) и Пседах, инженер Залесский высказался о возможности обводнения долины каналом из Терека по следующему направлению: голова канала на Тереке у старого минарета, откуда канал идет через  селение Эльхотово мимо бывшего аула Астемирова на аул Исламов (Верхний Курп), затем реки Курп на аул Ахлово и оттуда, перейдя реку Курп и водораздел в районе села Сагопши, поступает в долину.
При этом инженер Залесский указал, что проведение канала потребует значительных средств. По его мнению, трудно было бы избежать глубоких выемок (до 5 саженей) и водопроводного туннеля при пересечении водораздела.
Выяснившиеся трудности проложения канала создали в глазах военной администрации отношение к этому вопросу, как безнадежному, и поэтому, несмотря на неоднократные просьбы казаков сунженских станиц, вопрос об обводнении долины был отложен.

В ожидании нового Моисея

В 1874 году для изысканий по обводнению земель левого берега Терека был назначен инженер В. Петерсен, который в своей работе широко охватил все стоящие в бассейне Терека мелиоративные проблемы и для каждой из них предложил то или иное решение. В числе этих проблем он очень близко и с большим интересом подошел к вопросу Алханчуртской долины.
В результате проведенных рекогносцировок и нивеллировок инженер В. Петерсен указал на три возможных варианта обводнения и орошения долины каналом из Терека. Кроме этих вариантов, им был также указан вариант обводнения долины артезианскими водами, который он считал наиболее дешевым и выгодным, но для разработки которого у него совершенно не было материалов.
Вариант обводнения долины водохранилищами, собирающими воду стока поперечных тальвегов с хребтов или в других местах, инженером В. Петерсеном был совершенно отброшен. На основании своих наблюдений за долиной он считал этот вариант нерациональным из-за незначительности стока и большой  проницаемости пород, слагающих поверхностные горизонты долины.
- Одновременно необходимо  указать, - говорит Б.Д. Газиков, - что В. Петерсеном впервые, кроме обводнения долины, были выдвинуты и требования ее орошения. Он полагал, что из всех местностей в бассейне Терека Алханчуртская долина более всего требует орошения. «И в северо-западной и в восточной частях Терской области орошение является роскошью, даже капризом подчас вполне сытого человека (или человека, который и без этого мог бы быть вполне сытым), но для жителей Ингушских поселений и Сунженских наделов в пределах долины, сравнительно бедных и малоземельных, вопросы орошения являются жизненной необходимостью», - писал он в своей работе «Об ирригацииТерской области» (Тифлис, 1879 г.)
Первый вариант канала, предложенный В. Петерсеном, имел направление Беслан – Долаково – Верхние Ачалуки. В этом варианте было собственно еще три подварианта, и заключались они в различных точках вывода канала. В основе этот вариант имел следующее направление: вода из Терека подается по расчищенным и углубленным ингушским каналам в реку Камбилеевку. Оттуда у сел Долаково, Кантышево или Зильги берется каналом и с туннелями и перепадами передается в долину несколько выше селения Верхние Ачалуки.
Этот вариант инженером В. Петерсеном был отброшен, т.к. он вызывал или огромное количество земляных работ в выемках и туннелях, или же, при их уменьшении, увеличивал перепады, с которыми Петерсен считал проведение канала невозможным. В последующем этот вариант не появлялся и у других исследователей из-за его очевидной невыгодностью даже при беглом сравнении с другими выдвинутыми вариантами канала из реки Терек.
Второе направление Камбилеевка – Кантышевская – Ачалук было обследовано В. Петерсеном меньше, чем другие, и отвергнуто без достаточно серьезного обсуждения. Между тем, это направление являлось наиболее коротким и проведение канала по нему не вызвало бы, наверное, затруднений больших, чем в других вариантах.
Инженер Петерсен отверг это направление, исходя из того, что считал невозможным сбросить воду в Ачалук с его колоссальными уклонами, и предполагал, что после перехода Сунженского хребта необходимо будет в целях потери излишнего напора до выхода в долину развить линию канала на расстояние 244 версты.
Позже, рассматривая этот вариант, М.Д. Калиманов считал, что сброс канала в долину можно будет осуществить или устройством перепадов, или соответствующим креплением ложа канала, не ставя это в особый минус такому направлению. Недостатком этого направления, по его соображениям, являлось, наоборот, только сравнительно малое падение русла Ачалука и местности по трассе канала, которое мешает возможности иметь на этом участке сосредоточенное падение, позволяющее использовать сводный напор на создание гидроэлектрической станции. И все же, по мнению М.Д. Калиманова, именно этот вариант заслуживал значительно большего внимания, нежели два остальных направления.
Сам же инженер В. Петерсен признавал наиболее ценным и рациональным третье направление – Эльхотово - Исламов (Верхний Курп) – Пседах. По этому варианту предполагалось заложить голову канала в р. Камбилеевку ниже ст. Дарг-Кох при пересечении этой реки мостом ветки Прохладная – Беслан Северокавказской железной дороги. Далее канал трассируется по косогору, огибая с наименьшим падением северные склоны Кабардинского хребта до горы Заманкул, где поворачивает по хребту  к оврагу, в котором находится озеро Джаман-Кул-Шед. В берегах этого оврага закладывается начало водопроводного  туннеля длиной 4 версты, которым канал выводится к селению Верхний Курп.
Дальнейшее направление канала в работе В. Петерсена обосновывалось слабо. Для этого у него было уже, по-видимому, мало материалов. Он предполагал спустить канал до селения Нужний Курп, а затем, передав его  акведуком через реку Курп, направить в долину, трассируя глубокими выемками и туннелем. Общая длина канала определялась В. Петерсеном в 60 верст, а его стоимость до выхода в долину – в 500000 рублей.
Осуществление такого замысла по экономическим причинам инженер Петерсен считал малорациональным, исходя при этом из условия, что все затраты должны быть выплачены в течение 10 лет местным населением. При стоимости эксплуатации канала в 3% от первоначальных затрат в год и при платежах погашений это сооружение потребовало бы ежегодных взносов по 7 рублей с человека, что при бедности местного населения оказалось бы невозможным.
По мнению М.Д. Калиманова, этот вывод стал результатом неправильных предпосылок и поставленных автором условий.
Инженер Петерсен, заканчивая свою работу и находясь под влиянием глубокого пессимизма в виду неуспеха из-за технических неправильностей первых крупных мелиоративных работ в бывшей Терской области (каналы Эристовский, Куро-Марьинский, Вояковский и Щедринский), высказал точку зрения, что вопрос об обводнении и орошении долины может быть поставлен к осуществлению по культурно-экономическим причинам не раньше, чем через 50 лет, когда появится значительный земельный голод, массы населения, способные использовать этот канал, или же в том случае, когда в стране будет иметься дешевый капитал и возможность его получения по низким процентам.
Эти соображения с одновременной дороговизной канала из реки Терек и острая необходимость по местным условиям в обводнении долины заставили В. Петерсена рекомендовать произвести геологическую разведку района и попытаться решить проблему устройством артезианских колодцев, что, конечно, не могло оросить земли долины.
«Добросовестный, энергичный горный инженер, - писал инженер В. Петерсен, - мог бы явиться истинным Моисеем этого прекрасного, но безводного края…»

По следам экспедиции генерала Жилинского

Пессимистические взгляды инженера Петерсена и его современников в течение значительного периода господствовали в административных кругах, и вопросы обводнения и орошения долины оставались открытыми. Интерес к ним появляется вновь только после жестокого голода, перенесенного страной в 1891 году в результате засухи. Организованная в этот период экспедиция по орошению на юге России во главе с генералом Жилинским в число своих работ включила и работы по обводнению Алханчуртской долины.
В этот период инженером М. Рогтелем были произведены рекогносцировочные изыскания и был составлен проект обводнения долины. Исполненные изыскания, насколько можно судить по имеющимся ныне материалам, заключались в производстве нивелировок по главнейшим направлениям и по отдельным ходам в пределах долины.
Линии первой группы были следующие: 1) станция Муртазово Владикавказской железной дороги – селение Нижний Курп; 2) ст. Муртазово – с. Верхний Курп; 3) селение Эльхотово – Нижний Курп – Сагопши и по  тальвегу долины Алхан-Чурт до устья реки Нефтянки; 4) ст. Беслан Владикавказской железной дороги – селение Зильги – селение Средние Ачалуки – хутор Верхний Карабулак; 5) Владикавказ – Ольгинская – Плиево – Средние Ачалуки, с увязкой с четвертой линией. Эти ходы совершенно не освещали трудностей и возможной стоимости устройства канала, а давали лишь сравнительное представление о возможных вариантах и трудностях осуществления проекта в отдельных деталях.
Ходы второй группы имели своей задачей выяснение топографических условий для проектирования прудов в самой долине и в балках, впадающих в долину с Терского хребта. Для этой цели, кроме отдельных мелких ходов, были выполнены отдельные линии от главного хода по тальвегу долины к следующим балкам – Моздокская, Прудовая, Коклюгина, Наурская, Моисеевская, Старицкая 1-я, Камышевская, Солдатская, Магомет-Юртовская и Шоссейная.
По материалам своих исследований инженер М. Рытель в 1895 году составил следующие проекты («Ежегодник отд. Зем. Улучшений», 1912 г., Санкт-Петербург, стр. 352):
1. Обводнительный канал для западной части долины с головным сооружением на Тереке у селения Эльхотово и с направлением через селение Нижний Курп. Общая длина канала по проекту равнялась 34 верстам, из них на протяжении 10 верст канал был запроектирован в туннеле. Проект предусматривал обводнение, главным образом, Кабардинских гор, его стоимость исчислялась 1620000 рублей.
2. Обводнительный канал по направлению, указанному в 1885 году инженером Конради: головное сооружение на реке Комбилеевке с дальнейшей трассой канала Назрань – Плиево – Средние Ачалуки. Общая длина канала была определена в 46 верст при стоимости в 375000 рублей. Этот проект в 1896 году по предварительным исследованиям был развит инженером Борциковским. При условии, что канал берет начало из Терека и после  Средних Ачалуков направляется по долине до Грозненских нефтепромыслов, его стоимость Борциковский исчислял в размере 733000 рублей.
3. Проект обводнения долины водохранилищами, разработанный в 1896 году, предполагал путем устройства 9 плотин создать водохранилища общей емкостью в 2800900 кубических саженей. Эти водохранилища были запроектированы в следующих семи балках, идущих с Терского хребта: Моздокская, Трудовая, Коклюгина, Наурская, Афанасова, Старицкая 1-я и Магомет-Юртовская. Еще два водохранилища планировались в тальвеге долины – одно примерно в районе ст. Михайловской, другое – в районе ст. Карабулакской. Наибольший объем был принят, по-видимому, для водохранилищ в тальвеге. Общая стоимость устройства водохранилищ инженером М. Рытелем была определена в 208000 рублей.
Относительно этих проектов необходимо отметить, что первые два очень близки к варианту инженера Петерсена и в  своей основе повторялись неоднократно и позднее. Вариант же обводнения долины водохранилищами за весь свыше, чем шестидесятилетний период исследований и предположений по обводнению долины встречается только один раз у инженера Рытеля. Вероятно, на его работу в этом вопросе было оказано значительное влияние господствующих методов обводнения и орошения экспедиции по орошению на юге России, в составе которой инженер Рытель и разработал свой проект.
При составлении этого проекта в его распоряжении не было не только никаких данных о стоке, но также никаких данных об осадках и вообще, о климате долины. Таким образом, принятые в проекте нормы отличались значительной долей гадательности. Появившиеся же позже данные, а также практика устроенных в долине плотин, полностью подтвердили мнение местного населения и местных технических деятелей о полной невозможности базировать обводнение долины на устройстве водохранилищ. Сток балок настолько ничтожен, что водохранилища представляли из себя или гнилые лужи, или были совершенно пусты. Стока же по тальвегу долины даже в самые исключительные по влажности и ливням годы совершенно нет. Поэтому рассчитывать на наполнение водохранилищ в этих местах не было никаких оснований.

Проекты Отдела Земельных Улучшений

После работ Рытеля вопрос об Алханчуртской долине получил свое развитие, если не считать отдельных мелких попыток, с  момента организации партии гидротехнических исследований на Северном Кавказе Отделом Земельных Улучшений во главе с инженером Ю.В. Кашкиным в 1912 году. В работах этого периода задачи мелиорации долины формулируются не только как обводнительные, но и как оросительные.
Изыскания с одновременной разработкой эскизных проектов этой партией заняли период с 1913 по 1917 годы и остались незаконченными, т.к. работа партии была прервана революцией и гражданской войной.
По произведенным летом 1913 года изысканиям партией был составлен эскизный проект обводнения Алханчуртской долины каналом из Терека, который при одновременном обводнении всей территории должен был орошать площадь земель около 30000 десятин. Остальные земли были предназначены для сухого земледелия.
Головное сооружение канала на р. Терек проектировалось у немецкой колонии Михайловское, откуда канал направлялся через селение Ольгинское и на 12-й версте пересекал линию железной дороги Беслан-Гудермес. Дальше канал трассировался по южному склону Сунженского хребта (несколько выше селений Барсуки, Гамурзиево, Плиево и Карабулакской балки) в направление к водоразделу, пересекая этот хребет туннелем длиной около 300 саженей. По выходе из туннеля было исследовано два варианта: прямо на селение Средние Ачалуки и второй – по юго-восточному склону Сунженского хребта в долину. Принят был первый вариант. Общая длина канала до Средних Ачалуков исчислялась в 52 версты 100 саженей.
На участке до начала сброса в долину у селения Средние Ачалуки канал имел следующие сооружения: головное сооружение с  плотиной на р. Терек, сифонов под железные дороги – 2, перепадов с падением в 0,5 саж. – 6 шт., акведуков общим протяжением 1861 саж. – 29 шт., труб под каналом – 14 шт., мостов через канал – 19 шт. и один туннель длиной 290 саж.
Общая стоимость этого участка канала инженером Ю.В. Кашкиным определялась в 3035400 рублей, из которых 800000 рублей – на земляные работы.
По выходе из туннеля канал по балке на протяжении 5 верст перепадами через 15-25 саженей, падая на общую высоту 52 сажени, спускается до горизонта реки Ачалук и, наконец, по долине Ачалука с перепадами на общую высоту 30 саженей подходил к хутору Верхний Карабулак. Кроме перепадов, на этом участке планировалось 5 акведуков и 1 труба. Стоимость этой последней части не была определена.
Сравнительно крупная стоимость проекта 1913 года по ценам того времени объясняется, с одной стороны, слишком большим увлечением акведуками и вписыванием канала в пересекаемые лога и балки, а с другой – приуменьшением расчетной скорости воды в канале.
Учитывая эту преувеличенность стоимости, партия приняла проект 1913 года за основу и направила дальнейшие исследования, с одновременным выяснением других вариантов, на получение данных, необходимых для разработки предварительного проекта. (Ю.В. Кашкин. Гидротехнические работы в Терской области «Ежегодник Отдела Земельных Улучшений», 1913 г., Санкт-Петербург, стр. 17-48).
В 1914 году началась съемка всех земель в пределах Алханчуртской долины, пригодных для орошения, затем трассировка канала по варианту Сагопши – Исламово и р. Терек в районе ст. Дарг-Кох Владикавказской железной дороги. Была установлена метеорологическая станция в долине (хут. Верхний Карабулак) и начаты почвенные исследования. Все эти работы из-за начала военных действий затянулись и многие из них так и не были закончены. Съемка земель в долине завершилась, по всей видимости, только к 1917 году, трассировка варианта Сагопши – Дарг–Кох была произведена только  на 12 верст, а почвенные исследования, законченные в полевых работах в 1914 году, стали обрабатываться только в 1926 году. Занялся этим по поручению М.Д. Калиманова доцент М.П. Воскресенский.
В 1915 году инженером той же партии Костюшко была произведена новая трассировка канала по варианту, сделанному в 1913 году инженером Ю.В. Кашкиным. Головное сооружение этой трассы по-прежнему находится близ разъезда «Колонка» Владикавказской железной дороги, канал проходит возле селений Ольгинское, Назрань, Плиево и затем направляется в Ачалукскую балку к выходу в долину. От реки Терек до селения Назрань на протяжении 17 верст канал проходит по сравнительно равнинной местности. В остальной своей части, до выхода в долину, по склонам Сунженского хребта, изрезанным поперечными балками. Общая длина канала – 56 верст. Конечный пункт – селение Нижние Ачалуки.
По трассе канала разбиты и пронивеллированы поперечники общим числом 490 и общей длиной 98 верст. Проекта по этому варианту, насколько известно, составлено не было.
Материалы работ партии гидротехнических исследований на Северном Кавказе в их обработанной части сохранились до сих пор и частично были использованы при исследованиях и в проекте 1926 года. Из материалов работ инженера М. Рытеля частично сохранились только материалы исследований. Материалы других работ, по всей видимости, были утрачены – найти их не удалось.
Основным недостатком рассмотренных работ, считает краевед Берснако Газиков, является или их эпизодичность и случайность, или же чрезвычайно медленный темп в их развитии. Первое относится к наиболее старым работам, а последние – к работам 1912-1917 годов. Их общее слабое место – отсутствие планомерности и полноты охвата всего вопроса в целом. Несмотря на чрезвычайно длительный и упорный интерес к этому вопросу, ни одна из этих работ не останавливается на сравнении возможных вариантов и обосновании наиболее рационального. Каждый по тем или иным мотивам выбирал тот или иной вариант и вел его разработку. И наконец, последнее, что необходимо отметить, - это почти полное отсутствие экономических обоснований. В каждом случае рассуждения захватывали только абсолютную величину стоимости мероприятия и не давали никаких данных о возможном типе хозяйства в Алханчуртской долине, его платежеспособности и возможности окупить проектируемые, почти всегда дорогие из-за грандиозности всей задачи, мероприятия.
Ахмет ГАЗДИЕВ

(Продолжение следует)

 

 

 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru