новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  4 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 136 (9511); четверг, 2 декабря 2004 года

НА ВАШУ КНИЖНУЮ ПОЛКУ

Так много звезд на небе


В городе Чебоксары, в издательстве Всечувашского общественно-культурного центра, вышла книга переводов "Так много звезд на небе", куда вошли поэтические произведения многих поэтов бывшего Союза ССР, а также зарубежных авторов. Это стихи и песни, басни и миниатюры. Переводы осуществил известный поэт, прозаик и общественный деятель Чувашии Михаил Юхма. Среди поэтов, произведения которых он перевел на чувашский язык, - Николай Асеев, Рабиндранат Тагор, Дмитрий Гулиа, Раиса Ахматова, Яков Козловский, Габдулла Тукай, Расул Гамзатов и др. - есть и имя нашего земляка, народного писателя Чечено-Ингушетии Саида Чахкиева. Вот что пишет Михаил Юхма своему коллеге: "Дорогой Саид! Высылаю тебе книгу переводов… В книгу включил поэзию, которую перевел в разные годы, в память того, что мы все дружили, любили друг друга и верили в добро. В книге твои стихи "Песнь горцев"… Как ты живешь? Весь Кавказ бурлит. И когда слышу сообщение о Кавказе, сразу вспоминаю тебя, наши встречи"… Надо отметить, что это не первое обращение чувашских писателей к творчеству Саида Чахкиева. В 1977 году на сцене чувашского республиканского кукольного театра в г. Чебоксары на чувашском языке ставился спектакль по пьесе С. Чахкиева "Братья-близнецы" (ингушское название "Цхьанна х1амах ма кхера, Зураб"). Для истинной дружбы - расстояние не помеха.

Х. ШАХОВ




ТЕМУ ПОДСКАЗАЛ ЧИТАТЕЛЬ

Фетишизация школьного учебника


Что такое школьный учебник и зачем он нужен в объяснении не нуждается. Учитель, излагая учебный материал, ориентируется на учебник.
Было бы в этих условиях просто недопустимым вовсе не считаться с учебником и строить преподавание по собственному разумению. Хотя учителя и не страдают таким нигилизмом. Но могут быть попытки (молодых учителей) преподносить материал "на более высоком научном уровне", чем в учебнике, и тогда в ход может идти материал чуть ли не вузовского уровня. Гораздо чаще встречается другая крайность (фетишизация учебника) - слепое следование ему, стремление строго придерживаться всех его рамок. В этом случае учитель и название темы формулирует как в учебнике, и начинает и заканчивает так же, да и излагает теми же словами, что и учебник. Другими словами, он пересказывает содержание учебника.
Как же быть? Какой "середины" придерживаться? Чтобы ответить на этот вопрос, надо уяснить себе отчетливо, что представляет собой учебник в качестве учебного пособия для преподавателя. Учебник - это конспект учебного материала. В нем очень сжато передано лишь самое необходимое содержание изучаемых вопросов. Если на уроке строго придерживаться рамок учебника, то даже при самой добросовестной работе учителя знания учащихся окажутся ограниченными. Нельзя рассматривать учебник как нечто абсолютно совершенное во всех отношениях. К нему надо подходить критически. Особенно вредно дословно или почти дословно воспроизводить его содержание. Помимо всего прочего, это вызовет еще две неприятности для учителя. Многие ученики, получив новый учебник (по географии, истории, литературе, например), тут же прочитывают его с начала до конца. И если на уроках теперь они будут слышать буквально то же самое, интерес к предмету пропадет, и такие ребята на уроке будут только мешать. Вторая неприятность - если ученик заметил (а он безусловно заметит), что учитель, излагая материал, не выходит за рамки учебника, то он обязательно сделает для себя вывод: "Не обязательно слушать на уроке, можно дома почитать". Бывает и так, что необходимо довольно строго придерживаться содержания данной темы или параграфа в учебнике, потому что трудно что-либо добавить к нему или изменить что-то, но и в этом случае задача учителя не сведется просто к пересказу, а потребует объяснения, то есть такой работы с материалом, когда учащиеся шаг за шагом, пункт за пунктом обстоятельно усваивают со слов учителя доказательство теоремы, вывод грамматического правила, физический закон, анализ исторического события или литературного произведения. В этом случае материал останется тем же, что и в учебнике, но он будет методически преподнесен таким образом, что учащиеся усвоят его с достаточной степенью глубины и основательности.
В более общем случае нужно делать к учебнику различные дополнения, иногда вносить изменения. Дополнения, как правило, не должны вызвать увеличения программного содержания материала и, значит, перегрузки учащихся. Главный смысл дополнения - сделать материал более убедительным, легче воспринимаемым, возбуждающим ум и сердце школьника. Это могут быть дополнительные примеры, особенно связанные с местной жизнью, с практикой перестроечного строительства, с научными открытиями и так далее. Полезно зачитывание различных выдержек, которые ярко и красочно характеризуют предмет изучения. Вводя дополнения, следует иметь в виду два ограничения. Во-первых, все дополнения должны иметь совершенно прямое отношение к изучаемому вопросу, углубляя его понимание и усиливая эмоциональную окраску детского восприятия, но ни в коем случае не должны отвлекать учащихся от главной идеи изучаемой темы. Во-вторых, дополнительные сведения формально не обязательны для запоминания учащихся. Фактически ребята в той или иной мере запоминают эти сведения, что, конечно, совсем невредно. Но объем и содержание дополнительных к учебнику сведений ни в коем случае не должны приводить к перегрузке учащихся, к произвольному и обязательному расширению учебной программы.
Учительская эрудиция должна проявляться не в увеличении количества сведений, а в качестве работы над ними, в том имеющемся у учителя фундаменте, который придает обязательным сведениям учебника новый поворот, новую окраску.

В. БАРХАНОЕВ,
ветеран труда и спорта,
отличник просвещения СССР,
внешкор "Сердало"




ЗАБОТА И ВОСПИТАНИЕ

Дети не обделены вниманием


Центр реабилитации детей, лишенных заботы родителей и родственников, создан в нашей республике в 1999 году в ст. Троицкая, Сунженского района. Создание такого Центра вызвало тогда у общественности нашей республики неоднозначную оценку, были мнения за и против. Казалось, да, действительно, беспризорники и наш менталитет не очень-то вяжутся друг с другом. У нашего народа испокон веков было принято, что сироту забирают или близкие родственники, или просто добрые люди. Но сегодня, к сожалению, эти мнения у многих изменились, и желающих устраивать детей в такие учреждения увеличилось. Это и понятно, ведь лучше отдавать детей под опеку государства, чем оставлять на произвол не всегда заботливых родственников или горе-родителей. Являясь представителем прессы, я частый гость Реабилитационного центра, меня радуют малейшие изменения, происходящие в жизни этих детей. Ведь они и так, волею судьбы оказавшиеся в таких учреждениях, сами по себе травмированы. Поэтому очень важно, чтобы дети почувствовали то родительское тепло, которого не имели. Со дня образования первого РЦД руководит им замечательный человек, человек добрейшей души Мадина Даудовна Газдиева. Всем нам хорошо понятно, что каждый из этих детей требует особого подхода, понимания, и каждый раз не перестаю удивляться взаимопониманию и взаимоуважению руководителя и ее воспитанников. Такие отношения не могут не радовать, и уверенно могу сказать, что все делается не для "галочки", не для показухи, это искренние чувства детей - питомцев Мадины Даудовны, которые они не умеют скрывать. И не секрет, что дети всем сердцем тянутся к тому, кто им по нраву, то есть к человеку чистосердечному, добродушному.
Зная некоторых детей, находящихся в Реабилитационном центре, ранее проживавших в тяжелых семейных условиях, мне всегда интересно знать, насколько они рады, как себя ведут, учатся, что чувствуют. Насколько дети ценят это. Каждый раз остаюсь удовлетворенной, потому что вижу, какие дети счастливые. В преддверии священного праздника урозы я встретила там родных некоторых детей, которые приехали навестить своих детей. Было приятно слышать, как дети тепло отзывались о своем директоре. А их родители обязали меня отметить в статье следующее:
Хади Муцольгова. Мать семерых детей, трое из которых инвалиды детства: "Живем мы в тяжелых материальных условиях, никто в семье не работает, никакой другой помощи, кроме пенсии и пособий детей, не имеем. В этом году, благодаря ходатайству главы администрации нашего села - Средние Ачалуки, Магомеда Полонкоева, главы администрации Малгобекского района Гилани Идрисовича Богатырева и Мадине Даудовне Газдиевой - директора Центра реабилитации - двое моих детей находятся здесь. А как с ними обходятся - сами видите. Они ухожены, накормлены, одеты, обуты. В школу отвозят и привозят своим транспортом. Наверное, и в благополучных семьях дети не живут в таких условиях. Пользуясь случаем хочу выразить огромную благодарность директору М.Д. Газдиевой за ее чуткое, доброе сердце. За ее благородный труд. От всей души низкий ей поклон и всех земных благ".
Присоединилась к разговору и другая мама - Хадишат Алиева: "Я знаю своих детей и потому никогда их не защищаю. У меня муж инвалид, ветеран Афганистана, семеро детей. В этом году мне посчастливилось устроить двоих детей к Мадине Даудовне. Для меня это большая помощь, знаю, что за детей переживать не надо. Они сыты, одеты, обуты и от учебы по разным причинам не отстанут. Хочется поблагодарить всех тех, кто помог нам устроить наших детей в этот Центр. А Мадине Даудовне огромное спасибо за то, что, несмотря на все трудности и тяжелый труд с детьми, не меняется, а остается всегда доброй и отзывчивой. Она замечательной души человек".
После стольких, безгранично добрых слов в ее адрес я спросила Мадину Газдиеву:
- Какие трудности чаще всего встречаются с детьми и в работе?
- Дети есть дети. Их надо направлять в правильное, жизненное русло. В основном наши дети послушные, как таковых трудностей не бывает. А вот к родным, забирающих детей на праздничные выходные, у меня будет просьба. При возвращении к нам ребенка, взгляните на него: чист ли, ухожен ли. Одним словом, давайте общими усилиями воспитывать наших детей в культуре.
- Мадина Даудовна, огромное вам спасибо за все то, что вы делаете в деле воспитания подрастающего поколения. Удачи вам в добрых делах.

Р. КАРТОЕВА




Школьный театр "Фантазия" прощается с осенью!

Последние осенние дни. Незаметно подкралась зима, а в Назрановской городской школе №5 тепло и уютно, звучит музыка, слышится радостный детский смех. Это ребятишки из школьного театра "Фантазия" прощаются с осенью.
Совсем недавно ещё золотистые листья покрывали землю, переливы красок увядающей зелени радовали глаз. Осенние тёплые дни в этом году стояли особенно долго. Постепенно дни стали холоднее. Каждое время года несёт свои сюрпризы, но а прощанье с осенью стало уже традицией.
Организатор и руководитель школьного театра "Фантазия" Чакиева Х.М. каждый год проводит вместе с коллегами и родителями увлекательные мероприятия для начальных классов. Участниками становятся все - и дети и взрослые. Музыка, танцы, сюжеты из сказок и знакомые с детства песни сливаются здесь в единое русло.
Детский театр в школе №5 посещают мальчишки и девчонки в возрасте от 7 до 11 лет. Они с удовольствием демонстрируют свои артистические способности. Инсценировки, задорные детские песни, танцы, хороводы… Большую помощь в работе школьного театра оказывают родители: Хугоева, Джаниева… А костюмерша Аушева Роза своими сказочными костюмами придаёт особый лоск детским спектаклям. Так уж сложилось в этой школе, что учителя и родители вместе дарят детям праздники.



Открыла Осеннюю сказку руководитель школьного театра "Фантазия" Чакиева Хадиша:

"Осеннее творение, волшебный мир чудес,
Ты кистью чудотворною околдовала лес.
Мне кажется, что я стою в чарующем раю.
Ах, ласковая, милая, чудесная пора,
Вся красота земная в тебе отражена..
Вершины гор и Эльбрус в заснеженных мехах,
Видны как на ладони, как будто бы в мечтах
И клён, и дуб, и липа - все пламенем горят,
А в воздухе витает осенний листопад.
Как бабочки порхает рыжая листва,
И шубкой позолоченной уж стелется земля".



Ведущие праздника Эштиева Сабина и Евлоева Марет ввели детей в праздник.
Здесь и теремок со своими героями, овощи и фрукты пришли из сказки, чтобы напомнить о своей полезности для здоровья.
Увядание природы показали в "танце бабочек" - Хугоева Зарема, Джаниева Дана, Цурова Лейла и Султыгова Мадина. Девочки настолько вошли в роль, что у зрителей невольно загорелись глаза. Осень запомнилась и теплой и дождливой погодой. Но дождик не помеха для Харсиевых Ашат и Эсет, исполнивших "Танец с зонтиками".
Мероприятие было наполнено музыкой, загадками, играми, поучительными примерами. Дети показывали свои знания о природе, сноровку по "уборке урожая".
Задорный Антошка - Даурбекова Зарема - покорила всех своей игрой. Актёрских способностей нашим детям не занимать! Это видно было даже потому, как, получив свою роль накануне мероприятия, Зарема "зажигала" всех своей игрой и настроением. А царица Осень - ученица 4 "а" класса Джаниева Дали, была до конца праздника в центре внимания. Завершился праздник "Танцем утят", который собрал в круг всех - и детей и взрослых.
Поистине смех и весёлое настроение располагают людей друг к другу, вызывают желание быть лучше и добрее. Дети особенно ждут и радуются праздникам. Каждый урок, каждое мероприятие, каждая минута общения с детьми должны нести им радость и доброту, и дети ответят взаимностью!
А впереди зима. Холодная, снежная, с зимними праздниками и хорошим настроением!

М. ХАМХОЕВА




ЮМОР

КТО ПРИДУМАЛ ТАЙНУ?


Сейчас трудно достоверно установить время, когда мы, мужчины, впервые начали распространять свои байки о неспособности женщин сохранить ни одной тайны. Но и по сей день мы утверждаем: расскажи им что-нибудь, заклиная молчать, и завтра же об этом будет знать вся улица. Хотя, истины ради стоит заметить, что подлинность правды этого мужского вывода теоретически установить окончательно не удается. Ну да ладно, будем, как говорят математики, исходить из обратного, что непременно приведет нас к искомому результату, гласящему, что правды в этом суждении все-таки больше. Тот же, кто считает все это измышлениями и вообще анахронизмом, недостойным современного культурного мужчины, неизбежно придет к умозаключению, что и сегодня то, о чем мы, мужчины, молчим, как могила, женщины раскрывают с удивительной и даже страстной общительностью. В общем, женщина и тайна, - понятия как бы взаимоисключающие - такой получается вывод.
Тем временем, мудрец, который придет к такому умозаключению, роковым образом ошибается, как могут ошибаться одни лишь серьезные мудрецы. Дело обстоит, скорее всего, наоборот. У женщин не только особая склонность к таинственности, но и поразительная способность множить и плодить эту таинственность. Не будь на свете женщин, наверняка тайн было бы куда меньше. Женщины и тайна - неотделимы друг от друга. Громогласно и прилюдно разглагольствовать с трибуны или на углу улицы - дело мужское. Половина человечества, та, что шепчет - женщины. Мужчины - имеются в виду порядочные и нормальные мужчины - как правило, не раскрывают своих секретов. Происходит это потому, что у них их просто нет. Между собой они редко секретничают, не собираются в коридорах, по углам, чтобы пошептаться о чем-нибудь. Природа наделила их голосом, который звучит излишне громко. Они, образно выражаясь, от природы животные общественные. Там, где мужчины собираются, дверь толком не закрывается, все обсуждается громко, будто идет перебранка. На площади или в кругу знакомых единственным средством общения является оглушительный крик, слышный за версту. Существо, которое так громогласно выражает себя, не может быть другом тайны. И наоборот, там, где собираются женщины - шушуканье и шепот. Не ясно, о чем они там шепчутся, но это скорее всего какая-нибудь тайна. Если женщина хочет вам что-нибудь сказать, она предпочтет сделать это с глазу на глаз, даже если ей надо посоветоваться с вами всего лишь о том, где поближе купить "единицы" для своего "мобильника". Вообще, понятие "с глазу на глаз", без сомнения, - женское изобретение, так как мужчины водят дружбу чаще втроем или вчетвером, тогда как женщины - парами. Трое мужчин - это уже общество, две женщины - это уже некая тайна. Тайна мужчин - коллективная тайна, это тайна заговорщиков, скрепленная, нередко, кровью. Тайна женщины - глубоко интимна: это чья-то чужая тайна, которую она носит как конвертируемую валюту. Тайна мужчин - все то, о чем они молчат, пока не выболтают после потери контроля над собой (обычно после изрядной порции спиртного). Тайна женщин - все то, о чем они шепчутся, склоняясь друг к другу. Женщины способны сделать тайну из чего угодно, даже из информационного сообщения. Они готовы таинственно шушукаться об абсолютно не представляющих секрета для мужчин вещах, прикроют двери, собираясь говорить о том, что никого на свете не интересует. Впрочем, неизвестно, что лучше или хуже: гласность или любовь к тайне, но факт остается фактом. Тайны прочно вошли в нашу жизнь благодаря, прежде всего, женщинам. Но почему-то старые, как мир, мужские байки, толкующие о неумении женщин удержать тайну, их оскорбляют. Почему? Видимо потому, что одни лишь женщины все смыслят в тайнах. В первую голову так оно и есть: они не выкрикивают тайну, как мы, а сообщают шепотом, серьезно и таинственно. Они никогда не открывают ее на людях, а только доверительно. Неправда, что они разрушают тайну. Напротив, они передают ее нетронутой дальше, храня ее дыхание и всю красоту ее таинственности. В этом истинное предназначение женщин. И все же мужчинам стоит быть на стороже:

Доверить тайну
женщине сродни
Неясному исходу
западни,
Той,
что устраиваешь
ты сам себе,
Забыв о правилах
простейших
на войне.


Б. ГИРЕЕВ


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru