новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  4 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 34 (9801), вторник, 13 марта 2007 года

На «Смерть Жанхота»
Творческая труппа Ингушского драматического театра имени Идриса Базоркина приступила к большой и объемной работе. Здесь идут репетиции спектакля по пьесе Саида Чахкиева «Смерть Жанхота». Не заглядывая за кулисы, попытаемся сами разобраться, о чем эта пьеса. Прежде всего надо сказать, что  произведение Саида Чахкиева отражает жизнь нашего народа в 18 веке. На это надо обратить внимание в первую очередь. Еще не построена крепость Владикавказ, народ в горах живет вольно. Но эта воля для многих хуже неволи: междоусобицы, споры, постоянные стычки с любителями отобрать чужое, набеги из сопредельных земель, плюс ко всему отсутствие единства в народе.  Богатый угнетает слабого: эгоистическая демонстрация собственной силы перед соплеменниками, неоправданные наказания более слабого или менее богатого…
Пьеса написана с большим знанием исторического материала, автор глубоко вникает в суть бытия своих героев, показывая их характеры. На мой взгляд, Саиду Идрисовичу удались все герои, он раскрыл сущность и проблемы нашей нации в начале 18 века. У театра далеко не простая задача. Работа над историческим произведениями всегда связана с большими финансовыми затратами на декорации, костюмы и воссоздание на сцене обстановки того времени. Разумеется, надо помочь нашему театру реализовать эту идею в жизнь. Это наша история, наше прошлое, и, думаю, чтобы лучше узнать это прошлое не жалко никаких денег. И  еще хотелось бы отметить, что наш театр работает на своего зрителя, для нас всех, и не гонится за дешевой популярностью или коммерчески выгодными предложениями. Такую позицию театра надо ценить, и уважать людей, занятых этим делом. Очень хотелось бы пожелать всем занятым в этом спектакле актерам воплощения в жизнь их творческих задумок и успешной премьеры.
Итак, что происходит за пока закрытыми кулисами?
Действие пьесы начинается в небольшом горном ауле. В доме одного из его жителей свадьба, он выдает замуж свою дочь Ачи. Отдельно от молодежи на почетном месте сидят старейшины аула, во главе с жрецом по имени Кхарт1о. Жанхот – пожилой, лет 60-ти, человек. Он в селе самый богатый и самый влиятельный. У Жанхота 7 взрослых сыновей и дочь. Дом полная чаша, много скота, много земли. На него работают рабы, которых полонили его сыновья. Жанхот может чувствовать себя уверенно. У других старейшин, сидящих с ним на свадьбе за одним столом, нет такого богатства. Жог1ирг – выходец из тейпа рабов «лай тейпах» - человек бедный, он всеми силами старается поддержать более богатого, одобряя все сказанное Жанхотом.
В отличие от Жог1ирга Гомкорт – человек независимый и ведет себя соответствующе. По просьбе стариков молодежь исполняет танец в их честь. Гармонистка и красавица Альбика танцует с одним из сыновей Жанхота Налом. Нал танцует хорошо, но слишком развязно, а что может быть, если даже в танце парень коснется девушки мы знаем… Налу нравится Альбика. Он думает, что девушка не устоит перед его богатством, и считает, что имеет право так себя вести. Танец прерывают приехавшие на свадьбу гости. После взаимных приветствий заводят разговор о жизни. Гости говорят о пропаже скота, угнанного грабителями из их села, о том, что следы ведут к их соседям, но благодаря одному из персонажей пьесы Моакхазу, они находят истинных виновников. Отец Альбики Оарами остро реагирует на такие  неблаговидные поступки и замечает, что пора всем им подумать о взаимопонимании и искоренении  среди ингушей таких пороков как воровство. Жанхот же не согласен с ним и считает, что каждый хозяин должен сам охранять свое добро. Гомкорт, не слушая Жанхота, произносит: «Гой, з1амига къам да вай дар. В1аший товш, в1аший цхьа дезал санна даха мегаций вай? Х1ана ду вай къоалаш а, х1ана лет вай в1ашаг1а а, х1ана удабу вай нах а. Жанхот говорит, что время такое, народы Кавказа только и заняты тем, чтобы грабить других. С ним не согласен жрец Кхарт1о, который справедливо полагает, что хороших людей больше,  а грабят, воруют и убивают те, кто забыл Бога. Жреца поддерживает Моакхаз, Извинившись перед старшими, он говорит о том, что ингушам надо объединиться, быть единым народом. Тогда враги не посмеют их грабить и убивать, если же жить одним днем, говорит Моакхаз, ингуши никогда не будут счастливы. С ним согласен и Сарпал. Моакхаз предлагает Жанхоту возглавить ингушский народ,  чтобы, объединившись, он жил в дружбе с другими народами. Оарзми поддерживает Моакхаза, но Жанхот остается при своем мнении, имея в виду свое могущество, богатство и силу. Моакхаз говорит в ответ, что богатство и сила одного человека или тейпа ничто, если в народе нет единства. Жанхоту это не нравится, он гордится своим положением, и считает, что каждый должен жить для себя. Слово просит Сарпал, который замечает, что  недавно из одного ингушского аула грабители, увели в рабство пять человек, троих убили, сожгли десяток домов. При этом Сарпал упрекает соседей за то, что они не помогли отбить набег грабителей. Говорит, что стало опасно, и спать люди ложатся с оружием. И на это замечание Жанхот отвечает с бравадой, что в его доме все спят спокойно. Разговор заходит в тупик... Гомкорт предлагает послушать женщину. Его поддерживает жрец Кхарт1о. Жанхот же не одобряет это, считая, что слушать женщину, значит терять впустую время. Приглашают самую уважаемую женщину Камси. После взаимных приветствии жрец рассказывает Камси о предмете их спора, и спрашивает женщину ее мнение. Камси рассказывает мужчинам притчу о девятиголовом драконе,  которого убили враги из-за разногласия среди голов. Жанхот считает это сказкой. С ним не согласен Сарпал. Жанхот говорит жрецу, что не стоило звать к ним женщину и спрашивать ее мнение. Он считает, что в доме главнее всех и выше всех мужчина, а женщина, по его мнению, существо второстепенное. Камси справедливо замечает Жанхоту, что испокон веков женщина была хранительницей домашнего очага. Говорит о неуважении им женщины и непонимании спесивым Жанхотом  роли женщины  в воспитании детей. Люди поддерживают Камси. «Ший наьнаца, сесагаца, сесаг еце, кхийнача йи1ийца дагабувлаш хиннаб эздий къонахий массаза а», – говорит Камси. Ситуацию проясняет жрец Кхарт1о, полагающий что в семье должно быть единство и каждый должен  заниматься своим делом: мужчина – мужским, а женщина – женским. Он отпускает Камси, поблагодарив ее…
Такова завязка этой пьесы  С первых слов, с первой прочитанной строчки сразу задаешься вопросом почему? Почему вольный и гордый народ разобщен, почему нет единства и взаимопонимания? Почему в нем богатство и достаток застилают глаза. Мы же маленький народ, нам как воздух нужно единство. Пальцы можно сломать по одному, а попробуй сломать кулак… Ведь по идее автора люди оказывают Жанхоту великую честь,  выдвигая его в лидеры нации. Неужели нельзя понять и осознать свое значение ради будущего своих детей и внуков, будущего целого народа… Но спесь берет верх. Жанхоту этого не надо, он не хочет жертвовать собой и своим благополучием во имя нации. Эгоизм выше патриотизма. Надолго ли?…
Первое действие пьесы заканчивается приездом сватов за невестой. Автор мастерски описывает их встречу с хозяевами. Показывает словесную песенную дуэль между Альбиной и приехавшими за невестой девушками. С Альбиной поет дочь Жанхота Лемка. От младших выступают Кхокха и К1ужбоахарг. Они вовсю стараются в шутку «унизить» друг друга. Это нравится всем: гостям и хозяевам. С пожеланиями счастливой жизни хозяева провожают гостей с невестой...
Начало второго действия трагично. Ачи качает в люльке сына, поет ему колыбельную. Мирно спит аул. В это время тишину нарушает набег грабителей. Ачи убегает с люлькой, враги убивают ее мужа. Один из грабителей догоняет Ачи, и ударом сабли разрубает пополам люльку с ребенком…
От горя Ачи теряет рассудок. Ее все жалеют. Жрец Кхарт1о просит защиты у Бога. У аусельчан погибло много близких. Люди сетуют на тяжелую жизнь, в которой не видят никакого просвета и надежды на лучшее. И только один Жанхот говорит, что ничего бы не случилось, если бы каждый построил себе башню, как он, где можно спастись. Гомкорт, у которого погиб двоюродный брат, спрашивает Жанхота, на что строить, если нет возможности. Но у последнего нет жалости к своим соседям, он стоит на своем. Моакхаз сравнивает богачей, их башни с черепахой, которая прячется под своим панцирем, отмечая, что это не выход из такой ситуации. С ним согласен Оарзми и все остальные. Удрученные люди расходятся в задумчивости. Только одна Ача остается на майдане…
В следующем действии сюжет совсем другой, резко противоположный. Сыновья Жанхота возвращаются с набега домой. Они ведут пятерых рабов. Больше всех суетится Жог1ирг, который первым хочет сообщить Жанхоту эту весть. Это не нравится другим. Его приструнивают  Гомкорт и Моакхоз. Далее происходит встреча Жанхота с сыновьями. Старик осматривает рабов. Ему не нравится один из них, вернее его взгляд. Происходит словесная стычка Жанхота с рабом, знающим ингушский язык. К тому же раб ранен. Сын Жанхота хочет ударить раба, но его останавливает отец. Довольный богатой добычей Жанхот горделиво ведет себя перед соседями, хвалит своих сыновей. Он только чуть приподнимается, когда к нему подходит жрец Кхарт1о. Жрец отмечает, что у Жанхота удачный день, на что последний с пафосом говорит, что его сыновья настоящие мужчины, говорит с укором для остальных; это не нравится брату Альбики Вахе. Происходит нелицеприятный диалог, в котором Моакхаз берет сторону Вахи. Гомкорт успокаивает молодежь, а Жог1ирг опять поддакивает Жанхоту. Его осаживает Оарзми. Оарзми говорит, что за поступок сыновей Жанхота отвечать придется всему аулу. Он предупреждает Жанхота, что завтра может все измениться. Жанхот отвечает, что без риска нет ничего, но, как говорят ингуши: «Мукх диаь герзаши нацаша йиаь кийнаши лелаеча къонахех со вашаш  вац, вашарг а вац». Оарзми напоминает, что война убивает братьев и сыновей, что они со многими в ссоре, и  они платят им дань. Далее Оарзми напоминает  Жанхоту о том, что многие в ауле пашут его землю, убирают урожай за долю. Его поддерживает Гомкорт. Гомкорт должен убрать урожай ячменя за 10-ю часть, хотя раньше Жанхот отдавал за такую работу 7-ю часть. Жанхот парирует тем, что силком никого не заставляет работать на себя.
Оарзми говорит, что к нему приезжали гости. Они говорили, что российский царь заинтересован взять в свое подданство ингушей. Его поддерживает Гомкорт и его сын Моакхаз, который тоже ездил в Кизляр на встречу с царским представителем. Все обсуждают эту новость, соглашаясь с тем, что лучше, конечно, жить под российским подданством, чем так, как они живут сейчас. Во главе с жрецом люди просят Бога направить их на путь истины. Каждый из них хочет жить в мире и достатке и надеется на лучшую долю. Жанхот предлагает жрецу забрать себе одного раба. Жог1ирг и здесь лез не в свое дело. Он берет за руку раненого раба, но получает от него удар локтем и падает. Кхарт1о отказывается от такого раба, и выбирает другого, более покладистого. Между тем дочь Жанхота Лемка получает от своих братьев подарки. Она счастлива. Один из братьев дарит ей гармошку. Лемка исполняет шуточную песню, а в конце песни бьет раненого раба гармошкой. Тот бьет девушку локтем, она падает. Нал отпускает рабу пощечину, да так, что тот падает. Это нравится Жанхоту. Ему поддакивает Жог1ирг. И только Оарзми замечает: «Цхьанне т1оара техача, б1аьнне басилг йоаг. Лай а саг ва».
Здесь опять встревает Жог1ирг,  упрекая их за то, что они поддерживают раба. Раб по имени Батыр встает и говорит Налу, что тот ответит за это. Альбина приносит воду и предлагает рабу умыться, но тот отказывается. Жанхот приказывает привязать Батыра цепями и не отпускать. Нал дарит отцу привезенный в подарок кремневый пистолет. В это время с охоты возвращаются три сына Жанхота. Впереди себя они ведут связанного сына Жог1ирга, который, по их словам, охотился в их лесу. Муц1арг (так зовут сына Жог1ирга) заявляет, что это не так. Жог1ирг шокирован. Ваха и Моакхаз развязывают плачущего Муц1арга, успокаивают его. Между ними и сыновьями Жанхота происходит готовая перейти в драку перепалка. Но Кхарт1о успокаивает их. Жог1ирг просит слова. Он говорит о своей незавидной доле и нанесенной ему и сыну обиде. Он проклинает Жанхота и его сыновей. Жанхот призывает сыновей побить Жог1ирга, но за последнего вступаются люди. Он цинично напоминает Жог1иргу, из какого тот тейпа, полагая, что Жог1ирг не имеет права проклинать его. Оарзми пытается пристыдить Жанхота, но тот говорит, что Оарзми из среднего тейпа и имеет право на свое мнение, а Жог1ирг, как выходец из «лай тейпа», такого права не имеет. Жог1ирг, опустив голову, уходит. Таковы были реалии средневековой Ингушетии.
Мы опустим следующее действие, в котором к Альбике в гости приходит Моакхаз.  Альбике нравится Моакхаз, но к ним приходит и Нал. Происходит диалог между молодыми людьми, в котором Нал хвастает своим положением. В развязке  происходит следующие. Раб по имени Батыр бежит из плена, прихватив с собой Лемку. За ними Жанхот отправляет своих сыновей. Аульчане предлагают ему помощь, но тот отказывается. Сыновья Жанхота попадают в засаду, устроенную разбойниками. Кроме Нала, все остальные гибнут. Связанный Нал предстает перед атаманом шайки разбойников. Это Батыр. Атаман возвращает Налу «долг», отвесив ему пощечину, и говорит, что отдает Лемку в обмен на Альбику. Нал подло выкрадывает Альбику и везет ее на условленное место. Альбика просит караульного развязать ее и, узнав, что ей грозит, бросается в пропасть. Один из разбойников, задержанный при похищении Альбики, привозит Налу… ладонь Жанхота. Жанхот сидит на майдане и проклинает Нала за предательство. Погоня настигает грабителей и мстит им, Моакхоз в схватке убивает Батыра, Альбику везут в аул, ведут связанного Нала. Он сидит на корточках. Звучит выстрел, это Жанхот убивает Нала из подаренного им же пистолета. «Я умер», – говорит Жанхот. У него было все, но в одночасье он лишился рода, могущества, уважения аульчан. Жанхот напоминает Жог1иргу, что все его проклятия сбылись. Люди торжественно хоронят Альбику и проклинают Нала. Жрец во главе аульчан, воздев руки, просит Бога принять чистую душу Альбики. Процессия запевает назым. Впереди у этих людей еще немало забот и тревог.
Таков вкратце сюжет этой пьесы. Что было дальше мы примерно знаем из книг. Легко ингуши никогда не жили, но всегда, даже в самые тяжелые минуты, они умели объединиться и выстоять. Порой ценой больших потерь и лишений. Несомненно, этот спектакль откроет нам некоторые тайны нашего прошлого, которое мы должны знать и помнить. В этом спектакле задействованы лучшие актеры театра: народные артисты РИ Муртаз Озиев, Ахмед Евлоев, Ваха Хадзиев, Хаджибикар Булгучев, Адам Бузуртанов, Магомед-Башир  Кодзоев, Махмуд Нальгиев, Мурад Галаев, Хава Ганиева, Диана Мержоева, Белла Ганижева и другие. Режиссер – постановщик Иса Чахкиев. Думаю, что эта работа будет принята и одобрена зрителем. Так что подождем до премьеры.
М. ХАНИЕВ                        

 

 

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ

Несмотря на то, что в республике в последнее время активизировалась деятельность госавтоинспекторов, довольно часто происходят дорожно-транспортные происшествия, чреватые печальными последствиями. Особенно они удручают, когда в результате столкновений автотранспорта страдают дети.
Детский дорожно-транспортный травматизм - одна из наиболее актуальных проблем в республике. Основной причиной этого является переход дороги перед близко идущими транспортными средствами. Дети, в силу своих возрастных и психологических особенностей, очень возбудимы и в то же время рассеяны, не умеют предвидеть опасность, правильно оценивать ситуацию. Другой причиной является то, что они неожиданно могут выбежать на проезжую часть из-за транспорта, строений. Например, характерен такой диалог инспектора с юным пешеходом, только что перебежавшим дорогу на красный сигнал светофора.
- Можно переходить дорогу на красный свет?
- Нет!
- А почему ты перебежал улицу, ведь горел красный свет?
- Я посмотрел, машина далеко, вот и побежал.
Или же такой разговор:
- А разве я только перебежал? Все идут, вот и я пошел.
И тому подобное. Именно недисциплинированность детей на улице, отсутствие навыков соблюдать даже те правила, которые знают, что приводят к несчастным случаям на дороге. Наезд на ребенка - дело особой категории. Закон освобождает пешеходов до 14 лет от какой-либо ответственности за неосторожное поведение на дороге. Ребенок никогда не виноват перед законом в дорожно-транспортных происшествиях и поэтому роль водителя в обеспечении безопасности дорожного движения возрастает.
Ребята! Строго соблюдайте правила дорожного движения. Не устраивайте игры на проезжей части дороги, не подвергайте свою жизнь опасности. Если вы, а также ваши родители и близкие будут соблюдать все законы дорожного движения, мы превратим Республику Ингушетия в город культуры дорожного движения.
Хадишат АЛБАКОВА,
инспектор по пропаганде
ОБ ДПС УГИБДД МВД РИ,
капитан милиции

 

 


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru