новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; №129 (9504); пятница, 12 ноября 2004 года

Лялах - сущий рай

О стройности и мощи башен замка Лялах, неповторимой красоте окружающей природы я слышал не раз, но попасть туда никак не удавалось. Лялах расположен достаточно далеко от центральной горной дороги, связующей Джейрахское ущелье с Ассинской. Чтобы попасть в Лялах нужно подняться по крутым виражам вверх от села Хьули, затем свернуть на узкую проселочную дорогу, собственно, здесь нет и дороги, а колея, и по ней пробиваться на юг, в Чулхоевское ущелье, где расположены Лялах и другие башенные комплексы.
В хорошую погоду как-то еще можно здесь проехать, но в ненастье это исключается. Добраться до башенных комплексов и полюбоваться ими - это еще не все. Хорошо бы, если о творении наших отцов еще и рассказали их потомкам, поведали бы, как жили наши предки, какие события здесь происходили. Есть, конечно, об этом письменные источники: мифы, легенды, предания… Но это еще недостаточно. Ничем не заменишь живое слово потомкам о своей прародине. А тех, кто может рассказать, к сожалению становится все меньше и меньше. В горах мне подсказали, что в Джейрахе живет почтенного возраста старец - Мусиев Джабраил - и он хорошо знает горную Ингушетию, а историю своего родного аула знает досконально. Джабраил до высылки и после возвращения постоянно жил здесь. Только недавно он спустился с гор в Джейрах, к сыну. Джабраил был недалек от 100-летнего рубежа, но память у него ясная и многое знает.
День клонился к вечеру, когда мы подъехали к дому Джабраила. Он был дома и, занавесив от яркого летнего солнца окна, старец отдыхал на диване. Мы представились и объяснили цель своего приезда.
Старик оживился и спросил:
- Вы на машине?
Услышав утвердительный ответ, сказал, что он сейчас же соберется в дорогу. Дорога от Джейраха до Лялах не близкая и не легкая. Я предложил ему поехать утром и он согласился.
- Тогда не задерживайтесь. Подъезжайте не позже восьми, - сказал он, прощаясь. На второй день ровно в 8 часов наш "УАЗ" стоял у ворот дома Мусиевых. Нас встретил его сын Магомед. Удивился нашему раннему приходу и спросил, что-нибудь случилось?
- Нет, ничего не случилось. Джабраил, твой отец, обещал с нами в горы, в Лялах, поехать.
- Какие горы? Куда поехать? Он же болеет, с трудом во двор выходит. Ничего не получится, так что не тревожте старика, - встревожился сын.
- Здоровья ему! Дай я тогда зайду и извинюсь перед ним, - попросил я. Как только я вошел в переднюю, навстречу поднялся Джабраил, держа в руках трость, в высокой ингушской папахе. Тростью отклонил в сторону сына и молча пошел к машине. Он был молчалив и торжественен. На старца, повидимому, нахлынули воспоминания. Люди старшего поколения, которых я знал, когда предстояла поездка или какое-то другое дело, никогда не заставляли себя ждать. Обычно к назначенному времени всегда были одеты, собраны к отъезду. Таков был и Джабраил Мусиев. Поездка к родным башням, где прошла вся его жизнь, услышать журчанье речушки возле дома, где мальчишкой барахтался в холодной родниковой воде, то зеленые, то глубоким снегом покрытие склоны гор… Все это было дорого и близко Джабраилу.
- Спасибо вам, молодые люди. Сегодня вы подарили мне праздник, - сказал он по возвращению.
- Повидимому, это был мой последний приезд к родному краю. Так оно и случилось. Вскоре Джабраила не стало... За перевалом Джабраил попросил остановить машину. Он захотел попить из горного родника. Не спеша, молча вышел из машины, опираясь на трость прошел к роднику, постоял, оглядываясь вокруг, будто бы он здесь впервые. Он пил мелькими глотками из консервной баночки, которую я нашел и отмыл песочком. Был он высок и строен, как эти горы. Ни жизненные невзгоды, ни промчавшиеся годы не сломили его.
Я спросил у Джабраила, почему этот хьаст - родник - назван именем Вампал.
- Немало в горах складывались конфликтные ситуации, уносившие жизни людей. Горцы страдали от малоземелья и основная причина их ссор была эта. Однажды возник кровавый конфликт из-за межи на крохотном участке. Произошла драка между родами и в этой ссоре был убит Вампал, горец недюжинной силы и в горах известный. В честь его и назван этот родник. Джабраил рукой показывал горы, называл их: "Вот Коазой лоам, а вот дальше и Колой… А здесь была наша пашня, - задумчиво говорил он, показывая на узкую полосу между склонами. - Здесь с отцом весной мы пахали, а осенью убирали урожай". Вскоре мы добрались и до башен Лялах. Издали кажется - перед нами Европейский большой замок, который иногда видишь в кино. Лялах и есть крупный башенный поселок замкового типа. Здесь три боевых и двадцать две башенных строений. По описанию кандидата исторических наук Д. Чахкиева, боевые башни Лялаха являются ключевыми опорными центрами отдельных, но тесно взаимосвязанных сложных замков и достигают высоты 26 метров. Во всех боевых башнях на первых этажах находились каменные "мешки" - отсеки - для хранения припасов, здесь же содержались и пленники. Имеются многочисленные узкие бойницы для огнестрельного боя, каменные навесные машикули - балкончики - опоясывают верхние этажи построек, прикрывая снизу крупные боевые стрельчатые амбразуры. В целом эти башни отличаются своими пропорциями, внешним видом и новизной форм от аналогичных сооружений края, - пишет ученый. По преданиям, в Лялах проживал строитель башен по имени Арсамак - знаменитый зодчий, воздвигнувший башни, рассказывал Джабраил, не только в Ингушетии, но и в соседних районах
- в Грузии, Осетии. Об этом же пишет и историк Д. Чахкиев. Рассказывают, что здесь жили искусные мастера по вышиванию золотыми и серебряными нитиями, были умелые портнихи. Обследовавшие замковый комплекс Лялах Д. Чахкиев и другие ученые отмечают, что в окрестностях поселения Лялах, на северной и восточной сторонах, разбросаны 8 коллективных склеповых усыпальниц позднего средневековья. Усыпальницы сильно повреждены или же полуразрушены. Здесь же упоминаются два столпообразные святилища. К полудню мы подъехали к башням Лялах. Поднималась летняя июньская жара. Джабраил, опираясь на трость, не спеша вышел из машины. Долго смотрел на сосновый лес на пологом противоположном склоне. Этому лесу присвоен статус "Памятник природы". Еще его называют "Крючковатая" сосна и имеет особую древесину. Джабраил подошел к речушке, бегущей между башнями и лесом. Омыл руки и лицо в холодной родниковой воде. Выпрямился и негромко сказал:
- Рай земной! Сущий рай! Мой храм и мой дворец был здесь!
Я спросил у Джабраила:
- Откуда берется название села "Лялах"?
- Мы сюда пришли из Евлий. Мы, Мусиевы, из рода Евлоевых.
Тогда здесь никто не жил, место было свободным, и мы ночью переселились сюда. Рано утром, проснувшись, жители других сел удивленно сказали: "К нам соседи приехали!" Соседи, т.е. лоалахой. Отсюда и название села - соседи - лоалахой. Так и осталось название села "Лялах".
- Вон на том склоне я еще в детстве пас овец. Однажды, оставив стадо, я пришел домой пообедать. В то время в лесу было много зверья. И я заторопился обратно к стаду, - рассказывал Джабраил. - В то время у нас в гостях был Мурдал, известный маг-заклинатель. Он сказал мне:
- Не торопись, мальчик, зверь не тронет твое стадо. Челюсти у них связаны. Так оно и случилось. Вечером, когда я вернулся к стаду, ни одно животное не было тронуто зверем.
Джабраил рассказал и другой случай.
- Однажды мы с Мурдал поехали в гости в Шолхи. Там была свадьба и собралось много народу. Узнав Мурдала и не веря его волшебству, начали относиться к нему с иронией. "Если ты такой маг, покажи свое искусство", - начали его дразнить. Мурдал поднял руки и начал молиться. Был ясный и солнечный летний день. На небе не было ни одного облачка. Вдруг небо почернело, засверкали молнии, загремел гром и полился ливень небывалой силы. Собравшиеся разбежались кто-куда, только Мурдал спокойно стоял среди двора. По улицам побежали ручейки, все промокло. Затем Мурдал опустил руки и опять заблестало солнце, исчезли облака, небо стало чистым. После дождя Мурдал зашел под навес и я стягивал с его ног сапоги (ичики), наполненные водой, - говорил Джабраил.
Джабраил подходил к башням и рассказывал кто где жил, чем занимались, вспоминал интересные случаи.
Из Лялаха вышли Мусиевы, Шадыжевы, Чаниевы, Москуровы, Зейтовы, Чеборзиевы, Сукиевы, Тимирбиевы, Евлоевы и другие фамилии. Мы довольно долго были в башне Мусиевых. Он захотел нас угостить чаем на нижнем этаже, где он провел долгие годы. Сохранилась старинная утварь, кровать из круглой необработанной осины, накрытый черный кошмой из черной шерсти. И главное - дух старины, мы это хорошо почувствовали. Большинство башен в наших горах безлюдны, но в Лялах живут круглый год несколько семей Мусиевых, летом выпасают скот, в основном овец, есть и лошади и крупный рогатый скот. Запасают на зиму сено и топливо - березовые дрова, а вода круглый год бежит рядом. Отсюда отсылают к родственникам на плоскость сыр, масло, мясо. А там закупают товары, которых у них нет в горах. Это - мука, сахар, чай, обувь и одежда… Около 2-х километров северо-западнее поселка Лялах находится боевая башня, которая носит название Магой-Джел. Среди других башен гор она отличается своеобразием. Башня построена среди двух громадных глыб, стены ее опираются на скалы. Здесь имеется большая пещера, где содержались овцы. Джабраил поведал нам интересную историю, когда на обратном пути мы снаружи осматривали эту уникальную башню - убежище. По словам старца, здесь была глубокая яма. После стрижки овец шерсть складывали в эту яму и притаптывали. Если яма заполнялась - хорошо. Значит есть приплод и стадо увеличилось, если нет - поголовье животных уменьшилось.
По преданиям и сообщению Д. Мусиева Магой-Джел принадлежал Чеборзиевым из Лялаха. К заходу солнца мы вернулись в Джейрах усталые, но довольные своей поездкой. Джабраил снова поблагодарил нас и мы расстались под впечатлением увиденного и услышанного за день. В следующий раз мы решили посетить башенный комплекс Салги, расположенный по соседству с селением Лялах.

М-Б. ЦИЦКИЕВ




Это актуально

Как вести себя мусульманину в дни разговения


На днях духовные лидеры (алимы) и имамы мечетей Ингушетии встретились в Муфтияте на совет, где они определили день окончания священного месяца Рамадан. По лунному календарю Ислама - это суббота 13 ноября. То есть, воскресенье - 14 ноября - первый день разговения после поста.

О значимости месяца Рамадан, и о том, как подобает вести себя мусульманину в праздничные дни разговения, чтобы не навлечь на себя немилость Всевышнего, мы попросили рассказать имама центральной соборной мечети Назрани Хизир-хаджи Цолоева. - В день разговения с утра в мечетях мы собираемся на общую молитву (Идда), посещаем родовые кладбища, чтобы попросить снисхождения и милости Аллах1а к душам умерших наших родных и близких. Хвала Аллах1у, очень отрадно, что все больше молодежи приобщается к Истине, которую заключает в себя Ислам. Очищается от низменного, не приемлет зло в любом его проявлении. Ислам - мировая религия - проповедует мир и терпимость, призывает к милосердию. Жизнь человеку дает Всевышний и забирает ее Он. Те люди, которые не оценили благодать, ниспосланную им в виде месяца Рамадан, ту возможность, данную им для очищения - отверженные! Они отвергли сами себя и нет им прощения Всевышнего. А что может быть страшнее? Жизнь ведь скоротечна, жизнь ниспослана человеку для испытания.
- Хизир-хаджи, обратимся непосредственно к праздничным дням разговения, подготовке к ним. Вопрос повышения цен на рынках волнует малоимущих людей, в частности, на продукты питания поднимаются каждый год именно к этому празднику…
- Обеспечение себя, своей семьи торговлей Исламом, как и всякий труд, не осуждается. Милостью Всевышнего зачтется тому, кто снизил цены в месяц Рамадан ради ограничивших себя в еде, питье, во всем. И наоборот, скоромно (хьарам), то богатство, полученное, пользуясь тем, что люди и за высокую цену вынуждены будут купить то или иное. Это равносильно как если бы в неурожайный год на голоде и бедах людей строить свое благополучие. Ислам осуждает таких людей и Аллах1 не примет их милостыни (мовлат, саг1а) с просьбой о прощении, если они будут наживаться таким путем. Во всем должна быть мера. Дающий никогда не будет нуждаться, и в этом мы убеждались не раз. Да будет доволен Аллах1 теми, кто снизил цены в эти священные дни. Это доброе, хорошее наследство и, безусловно, зачтется Богом.

- В праздничные дни ворота и двери домов Ингушетии раскрыты настежь. И мы знаем, что молодые люди используют эту возможность завязать родственные отношения. И в знак внимания девушки к юноше - флаг или носовой платок - непременный атрибут. В недалеком прошлом, я помню, их запрещали. Здесь что, есть противоречия Исламу?
Противоречий нет никаких. Алимы принимали такое решение не потому, что хотели это запретить, и тем более не скоропалительно, без понимания молодежи. Просто мы учитывали, какие неудобства будут испытывать девушки, не имеющие возможность эти платки приобрести. А ведь мы с вами помним, как в несколько раз на них повышали цены к концу месяца Рамадан. Пророк наш (Да благословит его Аллах1 и приветствует) говорил, что мусульмане должны одаривать друг друга, оказывать знаки внимания, чтобы они были ближе, не отдалялись. И ценность подарка здесь не зависит от его дороговизны. Это я к тому, будут девушки дарить дорогие или недорогие платки, или вообще не дарить. Каждый человек должен исходить из своих возможностей. Не думаю, что наши молодые люди после будут обсуждать дороговизну или дешевизну сделанного подарка.

- Хизир-хаджи, как расценивать то, что юноши привязывают носовые платки к оградам кладбищ, как бы чтя усопших близких? Это допустимо?
- Нет! Ислам это не одобряет. Платок - ценная вещь. Это труд людей и к нему должно быть соответственное бережное отношение. Если же ты хочешь милости Аллах1а и прощения грехов умершим - помолись за них и Всевышний примет твою молитву. А привязывать носовые платки к оградам кладбищ - отклонение от норм и требований Ислама. Да, нам дороги наши умершие, мы чтим их и помним, но именно наши молитвы должны спасать их души. А у платка свое предназначение…

- Известно, что чрезмерное веселье в праздничные дни разговения нежелательно. Каковы ограничения?
- Нежелательно - это одно. Есть вещи недопустимые, если ты не хочешь, чтобы Всевышний не принял твой пост. Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах1 и приветствует) сказал, что каждый день поста в месяц Рамадан в аду встают 600 тысяч душ грешников. В месяц - это 18 миллионов сожалеющих о своей неправедной жизни в этом мире. В ночь на первый день разговения с небес на землю спускаются тысячи ангелов и от имени Всевышнего благодарят верующих за их терпение, набожность, ограничение себя во всем земном в этот священный месяц. Так велико значение Рамадана. И если в эти дни мусульманин, будучи в нетрезвом состоянии, причинит неудобства, станет виновником тревоги, горя людей, а пьяный, искушаемый шайтаном, теряет разум, Аллах1 не примет ни его пост, ни его молитвы. Недопустимо, чтобы в дни разговения на столах было спиртное, а если кто-то принесет с собой, грех берет на себя хозяин дома, разрешив ему выпить. Гость должен знать, что окончание месяца Рамадан - это священный праздник духовного очищения, а хозяин, запретив ему пить в своем доме, не только не нарушает закон гостеприимства, но и оберегает и себя и гостя от тяжкого греха. И еще, на что хотелось бы обратить внимание всех верующих. В праздничные дни, когда стол в каждом доме ломится от угощения, когда каждому гостю рады, нередко замечаешь на обочинах автодорог, у шашлычных пьющих спиртные напитки, веселящихся молодых людей. Нельзя так терять свое лицо. Наших юношей всегда отличало воздержание, скромность, и они должны опасаться осуждения старших, что их увидят соседи, родственники. Тем более такая у них есть возможность сидеть в гостеприимном доме хоть до утра, общаться, узнавать людей, показать себя (безам баа, шоашта сакъердам бе).

- И последний вопрос, который мы не можем не поднять - лихачество на дорогах, когда эти дороги у нас и так перегружены…
- Обращаюсь к молодым людям: не причиняйте горя никому лихачеством. Не омрачайте праздник и себе, и родным, и окружающим. Да и автомашины достаются тяжелым трудом. Все надо ценить. У нас не такая уж большая республика, ведь за два дня спокойно можно объездить и посетить всех родственников. Поэтому я очень прошу быть предельно осторожными за рулем. Пусть каждый примет это на свой счет, что я обращаюсь именно к нему и прошу его, а не кого-то другого.
Дала кхаьба марха къоабал долда массане а! Аллах1о иман, сабар лолда вайна!

Беседовал Азмат-Гирей УГУРЧИЕВ




БЫТЬ ДОСТОЙНЫМИ ОТЦА - ГЕНЕРАЛА ОСКАНОВА

Над вопросом выбора профессии кто-то задумывается после окончания школы, а кто-то определяется с этим еще в школьные годы. Детская мечта становится реальностью спустя многие годы. Но перед этим приходится преодолеть первые ступени к намеченной цели - выбрать хорошее учебное заведение, поступить и постараться получить максимум знаний по избранной стезе. Удается это многим, но освоить все теоретические знания под силу не каждому. Для этого необходимо наличие хорошей образовательной базы, полученной еще при учебе в школе, внимание родителей и желание.

Молодая выпускница медицинского факультета Московского государственного университета имени М.Ломоносова Осканова Резеда Суламбековна из той когорты личностей, чья жизнь целиком и полностью отдана любимой профессии. Это и не удивительно, ведь Резеда является дочерью известного российского летчика, генерала авиации и просто славного сына ингушского народа Суламбека Сосаркуловича Осканова, который ценой собственной жизни спас жителей Липецкой деревни от, казалось бы, неминуемой смерти. Но герои не умирают, память об их героических подвигах живет в каждом из нас.
После гибели мужа и заботливого отца троих детей (двух сынов и одной дочери), жене Суламбека - Рае Салмановне Оскановой - было непросто поставить на ноги детей, которые любили и очень нуждались в отце. "Отец всегда интересовался нашими успехами в учебе", - вспоминает сегодня Резеда, беседа с которой у нас состоялась в одной из московских частных клиник, где она работает врачом в отделении гастроэнтерологии. Видимо потому два сына и дочь Суламбека поставили себе целью достичь высот в образовании и тем самым оправдать надежды отца, который, конечно же, надеялся и верил, что его дети повторят его путь.
Несмотря на молодой возраст, биография молодого врача Резеды Оскановой богата событиями. Она на отлично окончила школу. С самого детства мечтала стать врачом, потому всегда уделяла особое внимание таким предметам, как химия, биология и т.д. Успешно выдержав вступительные экзамены, в 1995 году она поступает в самый престижный вуз страны - Московский государственный университет им. Ломоносова. За шесть лет учебы Резеда значится в числе лучших студентов медицинского факультета МГУ. За это время она сумела освоить все программы и доказать это на государственных экзаменах. В 2001 году она завершает обучение. Самым волнительным моментом было вручение красного диплома, на котором присутствовали профессора МГУ и гости вуза. После окончания вуза проблем с поиском работы у нее не было. Квалифицированной выпускнице МГУ были рады везде. Но Резеда выбирает работу в частной московской клинике. Житель Ингушетии, хоть раз проходивший стационарное лечение в указанном учреждении, помнит и с теплом отзывается о своей землячке.
В ходе посещения отделения гастроэнтерологии мне встретилась жительница Верхних Ачалуков, которая попала в клинику с заболеванием желудчно-кишечного тракта. По словам пациентки, она чувствует постоянную заботу Резеды. "Помимо оказания квалифицированной медицинской помощи, как говорится в народе, Резеда умеет лечить словом",- продолжала она, отмечая чисто человеческие качества молодого врача - уверенной в себе, верной избранной стезе, добродушной.
Сама же Резеда, отвечая на вопрос почему она выбрала профессию врача, сказала: "Что может быть прекраснее того, что знать, что ты спас человеку жизнь, помог избавиться от постигшего его недуга". Эти слова дочери Суламбека напомнили мне генерала Осканова, который чужую жизнь ценил больше своей.
Сегодня Резеда является аспирантом Московского государственного университета. Через полтора года она планирует защитить диссертацию, тоже на отлично. Большую часть жизни Резеда провела за пределами родной Ингушетии, но каждый раз, когда разговор заходит о родном крае, она с душевным теплом говорит об Отчизне, потому что помнит, как любил свою малую Родину Суламбек Осканов.
Старший сын Суламбека Осканова пошел по стопам отца. Он является курсантом летного училища, расположенного в Липецкой области. Его успехи тоже впечатляют. Матери он напоминает отца в молодые годы, жаждущего повысить свой профессиональный уровень, готового прийти на помощь и любящего свою Родину.
В семье Оскановых очень чтят и соблюдают традиции и обычаи своего народа. Меня поразило их гостеприимство, любовь и уважение к людям. По словам Раи Салмановны Оскановой, сегодня для нее важнее всего, чтобы ее дети выросли достойными своего отца, учились, работали и не забывали, где бы они ни находились, что они являются представителями славного ингушского народа. Именно этими принципами жил и трудился Суламбек.

Нам же остается только радоваться за них и надеяться, что в скором времени они, как и Суламбек Сосаркулович Осканов, завоюют любовь сотен тысяч своих земляков, видящих будущее народа именно в таких личностях - образованных и любящих свою республику.
Х.БЕКОВА


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru