новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 125 (9724) суббота, 16 сентября 2006

К познанию и творчеству

Гимназия №1 г. Назрань является на сегодняшний день современным инновационным учебным заведением, адаптированным к условиям города и республики, дающим качественное, углубленное, многопрофильное, стандартное, государственное образование. Первые годы своего существования гимназия работала в режиме непрерывного развития, когда предстояло в короткий срок создать образовательную среду, способствующую овладению "умением учиться", и сформировать сплоченный, слаженный, творческий, высокопрофессиональный коллектив, готовый работать в условиях классической гимназии. Содержание гимназического образования определяется целями и задачами, ориентированными на формирование совокупности личностных характеристик выпускника гимназии - носителя культуры, интеллигента, занятого умственным творческим трудом. На решение этой проблемы направлена долгосрочная программа развития гимназии с 2004 по 2014 годы, представляющая собой взаимосвязанные модули, отвечающие особенностям содержания и организации учебно-воспитательного процесса, среди которых основными являются образовательный процесс, работа с одаренными детьми, гражданское воспитание, школа безопасности и здоровья, а также дополнительное образование. - Образовательный процесс, - говорит заместитель директора гимназии по научно-методической работе Лилия Хусейновна Бокова, - это целостный процесс, который обеспечивает поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира. Основным принципом, по которому у нас строится обучение, является обеспечение вариативности учебных планов и программ. Учебный план сочетает следующие направления учебного процесса: общегуманитарное (с условием предметов гуманитарного цикла и разноуровневым преподаванием математики) и естественно - научное направление. В целях обеспечения общего универсального образования во всех направлениях обучения сохраняются повышенные требования к языковой, литературной, исторической и медиа-подготовке учащихся. В основе нашей работы лежат принципы развития творческой и социальной одаренности гимназистов, реализуемые через диффенциацию, рефлексивность организационно-исследовательской деятельности учащихся и педагогов. Образовательная модель гимназии - это опыт создания авторских программ, методических рекомендаций, мониторинга, концепции развития художественно-творческой одаренности школьников, правил гимназической жизни, опыт продления развивающих систем обучения начальной школы в основную, компанации школьного предметного образования с довузовским профессиональным в старших классах, осуществление профилизации образования по таким направлениям, как биолого-медицинское, гуманитарно-лингвистическое, физико-математическое. Педагоги всех девяти предметных кафедр гимназии занимаются поисковой педагогической деятельностью, апробацией научно-методических разработок инновационного типа с целью достижения заданного качества образования, обновления содержания и технологий обучения с учетом современных требований к ним. За последние три года учителями предметных кафедр выпущено 13 различных методических и научных сборников и учебников. В нынешнем году педагоги гимназии №1 г. Назрань приняли участие во Всероссийском открытом конкурсе "Педагогические инновации". Заведующая кафедрой естественно-математических наук, финалист республиканского конкурса "Учитель года - 2006" Лейла Руслановна Сапралиева заняла второе место. В гимназии созданы все условия для психологически и методически комфортной работы учителей и обучения учащихся. Создана служба информационных и мультимедийных технологий. В ее состав входят оснащенные компьютерами, видео и аудиотехникой, коллекцией компакт-дисков, видео и аудиокассет учебные кабинеты, автономные и объединенные в сеть компьютеры всех служб гимназии, медиатека, библиотечный фонд, аудио и видеостудия, школьная телестудия, пост электронной почты, узел доступа в Интернет, оборудование локальной сети, WEB-сайт, информационно-издательский центр. Это дает педагогам возможность применять на уроках информационно-коммуникационные технологии. В соответствии с возрастными особенностями, индивидуальными психо-эмоциональными и интеллектуальными возможностями и склонностями гимназистов педагоги используют гуманистически ориентированные технологии и разноуровневые программы обучения. Их специфика выражается в большей доли самостоятельной поисковой работы с литературой при изучении нового материала, в переносе центра тяжести с обучения на учение, на самостоятельную переработку и усвоение информации, отработку общеучебных умений и навыков, решение творческих задач, выполнение экспериментальных и творческих заданий, в интенсификации обучения за счет лекционно-семинарской системы, введения тематических зачетов, блоков и модулей обучения. Созданные в гимназии благоприятные условия работы и учебы, высокий профессионализм и мастерство педагогов стимулируют преподавателей к высоким результатам в обучении, а учащихся - к познанию и творчеству. В рамках реализации программы "Одаренные дети" в гимназии работает научное общество гимназистов, куда входит 15 научно-исследовательских клубов - "Доверие", "Юный математик", "Юный химик", "Юный биолог", "Компьютерный мир", "Историки-краеведы", "Этнограф", поэтический клуб "Мечта", английский молодежный клуб "Lingua", ингушский клуб "Сийг", математический клуб, всероссийская заочная многопредметная школа при МГУ (биологическое отделение), заочная физико-техническая школа при МФТИ. В гимназии проводится Интеллектуальный марафон. На первом этапе это предметные олимпиады по всем предметам, а на втором - республиканская ученическая конференция "Мы познаем мир" и республиканский форум "Одаренные дети". Гимназисты под руководством преподавателей гимназии и вузов занимаются исследованием различных проблем окружающего мира и общества. Проектная и исследовательская работа учащихся подразумевает включение внешкольной информации в систему формируемых в школе знаний, развитие допрофессиональных умений и навыков. Ребята успешно занимаются в физико-технической школе при московском физико-техническом институте, а члены клуба "Юный эколог" - в заочной биологической школе при МГУ. Гимназия участвует во Всероссийской программе "Одаренные дети - будущее России", в национальной образовательной программе "Интеллектуально-творческий потенциал России", в Федеральной научно-образовательной программе творческого и научно-технического образования молодежи "Юность, Наука, Культура", в международной научно-технической конференции "Старт в науку", проводимой в МФТИ, во Всероссийской конференции старшеклассников по новым информационным технологиям "Поиск" (г. Москва), во Всероссийской командной олимпиаде школьников по программированию (г. Санкт-Петербург), в фестивале исследовательских и творческих работ "Портфолио". Высокий профессионализм, огромный творческий потенциал и трудолюбие педагогов в сочетании с умелым управлением гимназией сказываются на результатах. Уже никто не удивляется победам гимназистов на Всероссийских и Международных форумах, конгрессах, конференциях и олимпиадах. Воспитанники гимназии №1 г. Назрань покоряют всех не только своими интеллектуальными способностями, но и внутренней культурой, воспитанностью и красивыми манерами. В последние три года 100 процентов выпускников гимназии поступают в престижные, элитные вузы России. Например, в нынешнем году выпускник Магомед Майсигов поступил на факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ, а Мадина Медова стала студенткой юридического факультета. Вся воспитательная работа гимназии направлена на формирование и развитие у ребенка чувства принадлежности к обществу, в котором он живет. На основе качественно нового представления о воспитании педагоги гимназии стремятся к осуществлению воспитания с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного опыта, и сочетанию в системе воспитания общечеловеческих, национально-культурных и этноспецифических ценностей, охватывающих основные аспекты социокультурной жизни и самоопределения. Здесь стремятся к воспитанию гражданина России через изучение правовой и государственной систем страны, ее символики, истории гражданской жизни, жизни и деятельности выдающихся личностей. Важнейшей частью воспитательной системы остаётся работа по формированию и укреплению гимназических традиций, к которым относятся "День гимназии", фестиваль "Созвездие", весенняя спартакиада, персональные выставки юных художников гимназии и т.д. Педагогический коллектив гимназии №1 г. Назрань работает и над задачей сохранения и укрепления здоровья учащихся в процессе обучения и во внеурочное время. Над выполнением модуля "Школа здоровья и безопасности" работают медицинская и психологическая службы, кафедра медицины, спорта и основы военной службы. В рамках работы "Родительского университета" классные воспитатели, медицинская и психологическая службы выступают с докладами - рекомендациями по соблюдению детьми правильного режима труда и отдыха, по рациональному питанию и личной гигиене. Проводятся дни здоровья, ежедневные физкультминутки, осуществляются мероприятия, направленные на профилактику заболеваний, используются здоровьесберегающие технологии обучения. Мониторингом психологического состояния учащихся занимается клуб "Доверие". Кафедра медицины, спорта и основы военной службы ежегодно проводит "Весеннюю спартакиаду". В гимназии проводятся инструктажи с сотрудниками и учащимися по соблюдению правил безопасности поведения в гимназии и на улице. Ребята учатся быть бдительными. Сотрудники гимназии и учащиеся овладевают психологическими приемами поведения в экстремальных ситуациях. Проходят в гимназии и практические учения на случай возникновения непредвиденных чрезвычайных ситуаций. В них принимают участие сотрудники МЧС по РИ и Государственной пожарной службы. С 5 по 9 классы в гимназии ведется преподавание дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности", а подготовка учащихся 10-11 классов проводится в школе безопасности, которая не раз становилась победителем городских и республиканских конкурсов. В целях обеспечения надежной охраны зданий, безопасного функционирования гимназии организована здесь и охранная служба, осуществляющая также жесткий пропускной режим. Образованность человека сегодня определяется не столько специальными знаниями, сколько его всесторонним развитием, способностью к самостоятельному жизненному выбору, умением ориентироваться в традициях отечественной и мировой культуры, современной системе ценностей. Выявить и развить порой даже дремлющие в детях способность и таланты дают возможность 16 действующих в гимназии творческих клубов, студий и кружков. К услугам ребят - клуб "Юный журналист", музыкально-хоровая студия, танцевальная студия, театральная студия, студия гармонисток, литературный ингушский клуб "Села1ад", английский клуб "Браво", немецкий клуб, французский клуб, клуб эрудитов, клуб "Юный ритор", клуб "Юный биолог", студия живописи, студия "Юный скрипач", клуб "Швея", КВН, клуб "Доулист". Объединяя ребят по интересам, они принимают активное участие в различных городских и республиканских конкурсах и смотрах. Участники музыкально-хоровой и театральной студий стали победителями Московского международного форума "Одаренные дети". Студия живописи ежегодно открывает персональные выставки студийцев-выпускников, проводит конкурсы, оформляет гимназию ко всем праздникам. Работают с ребятами профессионалы с соответствующим образованием, полученным в известных вузах Москвы, Санкт-Петербурга, Астрахани, Краснодара, Ростова. Они воспитывают будущих профессиональных певцов, танцоров, музыкантов, журналистов, художников, телеведущих, актеров. Для многих гимназистов занятия в полюбившихся клубах и студиях становятся стартовой площадкой дальнейшего жизненного пути. В итоге они получают такое развитие и такое образование, что могут с успехом соперничать с лучшими выпускниками столичных инновационных учебных заведений, составляя им достойную конкуренцию. Нельзя не отметить, что в последние два года гимназия №1 г. Назрань становилась победителем регионального этапа конкурса "Лучшие школы России", и в этом году стала лауреатом первого этапа Всероссийского конкурса "Лучшие школы России - 2006". Из 159 школ, представлявших все регионы нашей страны, лидировали лишь 32 школы. Назрановская гимназия занимает в списке лидеров пятую строчку - еще одно свидетельство успешной реализации программы развития, которую осуществляет сегодня это государственное общеобразовательное учреждение.



Демонстрируя высокие интеллектуальные возможности

Гимназия №1 города Малгобек на образовательном поле Ингушетии занимает особое место. Это серьезная инновационная площадка, где проходят апробацию, а затем успешно используются на практике различные образовательные и педагогические технологии, призванные модернизировать учебно-воспитательный процесс и придать новый импульс развитию всей образовательной системы Ингушетии. Об успехе малгобекских педагогов наглядно свидетельствует тот факт, что гимназия оказалась в числе тех лучших общеобразовательных учреждений страны, на укрепление материально-технической базы, которых будет направлено по 1 млн. рублей. Кроме того, сразу пять учителей гимназии стали обладателями президентского гранта в размере 100 тыс. рублей. Среди них - преподаватель истории и обществознания Елизавета Тагировна Гандалоева, которая сегодня делится своим опытом работы с одаренными детьми:
- Главная наша идея состоит в том, чтобы на стадии обучения и подготовки создать условия для потенциально талантливых учащихся с целью формирования на последующих ступенях образования настоящей интеллектуальной элиты. Поэтому задачи, которые мы ставим перед собой, дать не просто знания, а самые лучшие знания, предоставить каждому воспитаннику гимназии возможность полной реализации его творческих способностей. Выявляя ребят, обладающих различными талантами и способных применить свой дар во благо и на процветание нашей республики, мы стремимся развить у подрастающего поколения гражданскую ответственность за судьбу Отечества, воспитать в нем чувство патриотизма. Богатый историко-духовный потенциал Ингушетии позволяет достичь этой высокой цели.
В ХХI веке главным определяющим фактором экономического роста любой страны становится человек с его интеллектуальным и духовным потенциалом. Наша постоянная забота - талантливые дети, потому что они - будущее ингушской нации, будущее нашей страны. Мой педагогический долг я вижу в том, чтобы поддержать таких детей и помочь им найти себя.
- Какие направления воспитательный деятельности вы избрали для себя и насколько успешны в этой связи контакты с представителями общественности, разделяющими ваши взгляды на проблемы образования и поддерживающими предложенные вами педагогические технологии?
- Должна отметить, что работать с талантливыми детьми непросто. Работа эта кропотливая, долгая, требующая много времени.
Сегодняшние результаты моих учеников - плод многолетних усилий. Все эти годы я работала с детьми по двум направлениям - поисково-исследовательская (краеведческая) деятельность и правовое воспитание.
Большую роль в развитии школьного краеведения играет хорошо организованная работа историко-краеведческого кружка. В Малгобеке существует Центр детско-юношеского туризма и краеведения, возглавляет который Р. Х. Богатырев. Я уже не первый год веду от Центра кружок "Юный краевед". Кружковцы - более сильные и подготовленные ребята - постоянно принимают участие в краеведческих олимпиадах, районных конференциях Всероссийского движения школьников "Отечество", где всегда занимают призовые места. Наши ребята неоднократно ездили и в Москву на Всероссийскую конференцию движения "Отечество". Большой интерес вызвала в нынешнем году работа моей ученицы из 10 "В" класса Р. Албогачиевой. Она была написана к 60-летию освобождения Малгобека от немецко-фашистских захватчиков. Работали мы над ней три-четыре года, начиная с 7 класса. За это время успели встретиться с ветеранами Великой Отечественной войны, поработать в музеях и собрать очень интересный материал. Неоценимую помощь нам оказал создатель Малгобекского музея боевой и трудовой славы Б. А. Чербижев. Он дал нам уникальные источники - письма ветеранов, военные фотографии, карты-схемы военных лет. Среди обожженных фотографий мы нашли один интересный снимок, где были запечатлены семь девушек.
Летчики-истребители, они бомбили фашистов под Малгобеком. Враг называл их "ночными ведьмами". Найти какую-то информацию о летчицах нам не удалось. Выяснили лишь, что их эскадрилья стояла где-то между станицами Орджоникидзевской и Ассиновской. Считалось, что никто из них так и не вернулся домой…
Говорят, что жизнь была бы скучна, если бы не было сюрпризов (приятных!). Во время своего выступления Рамина показала фотографии членам жюри. Один из членов жюри, ветеран войны Попова, увидев фотографию "ночных ведьм", в старшей по чину летчице узнала… себя! Для нас это был тот счастливый момент, когда ребенок почувствовал свой труд востребованным.
- Насколько мне известно, ваши воспитанники проводят глубокую работу по накоплению архивного материала…
- В ходе краеведческой деятельности ребята встречаются со многими известными и почитаемыми в нашей республике людьми, записывают их воспоминания, составляют дневники. Часто проходят у нас встречи с ветеранами и писателями. Частым и желанным гостем для наших детей стал наш местный краевед Б. Д. Газиков. Он все время оказывает нам неоценимые услуги, помогает восстанавливать факты, привозит ценные источники из федеральных архивов. Учащиеся поддерживают контакты с Государственной архивной службой РИ. А в прошлом году, когда мы выезжали с детьми на очередной конкурс, у нас появилась уникальная возможность побывать в Российском Государственном Военно-историческом архиве. Оттуда мы привезли некоторые выписки из интересующих нас дел, сделали конспекты, даже предприняли попытку заказать ксерокопию документов.
- Случаются ли во время ваших выездов за пределы Ингушетии какие-то яркие события, которые надолго оставляют после себя след в памяти ребят, расширяют их кругозор?
- Мы всегда, когда остается свободное время, ходим вместе с ними в столичные музеи. В этом году посетили Российскую Государственную библиотеку. В 2005 году у нас была уникальная возможность побывать на родине маршала Жукова в Жуковском районе Калужской области. Эту возможность предоставил нам наш земляк Иса Додов. Кстати, его нашли наши дети. Расспросив местных жителей, мы узнали, что наш земляк живет и работает в районе, где находилась наша база отдыха. Дети побывали в доме маршала Жукова и в музее его имени. Много неизгладимых впечатлений привезли ребята из этой поездки.
- Сегодня все большее число людей обращается к прошлому родного края, к истории своего народа. Чем вы объясняете такую тенденцию и какой методологии придерживаетесь в работе с детьми в этом направлении?
- На мой взгляд, в истории нет неинтересных периодов. И всякое обращение к ней - это обязательно открытие чего-то нового. История ставит перед исследователями множество вопросов. И все же мы в своей работе сужаем круг тем - работы учащихся должны быть посвящены именно истории родного края. Еще одна важная особенность - в центре работы должна быть человеческая судьба. Но конкретный выбор, конечно, за учащимися. Наиболее интересны те работы, в которых дети критически анализируют самые разные источники, обнаруживают в них противоречия, объясняют причины этих противоречий или даже фальсификаций (в советской историографии можно найти много таких фактов) и делают свои собственные выводы о том, какую роль сыграл человек в истории. И если учащиеся начали заниматься историей чьей-либо жизни, они стараются увидеть в ней нечто большее, чем просто биографические факты. Стараются, чтобы возник сплав судьбы человека и времени, в котором он жил, чтобы его поступки, его поведение получили бы объяснение в рассказе именно с точки зрения историка.
В основном, труды такого содержания мы высылаем на конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников "Человек в истории". Его ежегодно проводит историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал". В этом конкурсе не раз успешно участвовали мои ученицы Р. Албогачиева, А. Цароева, Т. Гандалоева, а в прошлом году работа А. Цароевой, посвященная легендарному разведчику А. Д. Цароеву, была признана лучшей и получила приз "Кавказский Узел".
Безусловно, очень полезно и интересно погрузиться в историю своей семьи, обнаружить свои корни, проследить судьбы близких родственников. Это тема "Моя родословная". Наши ребята, выступая на научно-практических конференциях в Малгобеке и Нальчике, сумели продемонстрировать свои исследовательские таланты. Дипломов были удостоены работы А. Лолохоевой, Р. Албогачиевой, Х. Саутиевой, Х. Бекбузаровой, А. Долтмурзиева.
- Известны успехи ваших воспитанников и в области правовых знаний…
- Единственным стимулом, побуждающим ребят приходить на факультативные занятия по праву, является интерес. Они возлагают на себя дополнительную нагрузку, тратят свое свободное время ради интересующего их предмета. Абсолютная добровольность помогает объединить детей, заинтересованных, а, значит, и наиболее деятельных. Я стараюсь дать им различные знания о российском законодательстве, отраслях права, правах и обязанностях граждан, устройстве государства, функциях правоохранительных органов. Это воспитывает новое поколение в духе гражданственности, ведь только человек-гражданин способен стремиться к приумножению славы своего Отечества.
В современных условиях именно правовое образование может стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства, граждане, которого смогут жить в социально-правовом согласии друг с другом и с государством. Юридическая грамотность является необходимым условием существования правового государства, и моя задача заключается в том, чтобы подготовить юных специалистов по праву.
О том, что дети любят право не меньше истории, говорят результаты. В прошлом году моя ученица П. Гагиева заняла первое место в республиканской олимпиаде по праву, затем приняла участие во Всероссийской олимпиаде, проходившей в Перми, где одержала победу в номинации "Семейное право". В этом году на региональном туре заняли первые места уже трое учащихся: Г. Аушев, Т. Курскиев и М. Дахкильгова.
Позже, уже на Всероссийской олимпиаде по праву в городе Королеве, Г. Аушев занял первое место и стал победителем в номинации "Конституционное право". Такого высокого результата школьники Ингушетии ранее не достигали.
Олимпиады по праву серьезным образом активизируют творческие и познавательные способности детей, дают возможность учителю проверить подготовленность ученика, его общий кругозор.
Надо отметить, что одной инициативы педагога в подготовке и развитии одаренных детей было бы недостаточно. Приятно отмечать, что поддержке талантливых детей сегодня уделяется серьезное внимание со стороны Президента РИ Мурата Зязикова, Министерства образования. Благодаря этому, юные дарования Ингушетии имеют возможность выезжать за пределы республики, участвовать в престижнейших научных форумах, конференциях, олимпиадах. Ребята демонстрируют высокие интеллектуальные возможности, глубокие знания, активность. Можно не сомневаться, что постоянный творческий поиск, упорство в достижении поставленных целей позволят им сделать правильный выбор жизненного пути, реализовать себя с максимальной пользой для общества, сделать свою жизнь насыщенной и интересной.

Материалы разворота подготовил Ахмет ГАЗДИЕВ


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru