новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  2 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 123 (9722) вторник, 12 сентября 2006 года

Кооперация не панацея, но шанс!

"... Разумные люди придумали заводить в деревнях судосберегательные товарищества для того, чтобы людям, нуждающимся дать возможность занимать
деньги легко и за умеренные проценты, а людям денежным дать возможность помещать свои деньги под проценты, с уверенностью, что они не пропадут..."

Князь Васильчиков А.И.
Именно с его легкой, но "твердой" руки к 1914 г. кооперативные учреждения мелкого кредита обслуживали половину Калужской области, благотворно влияя на увеличение народного благосостояния.
В социально ориентированной рыночной экономике возникает социальная опора гражданского общества на так называемый "средний класс" (по уровню получаемых доходов). В большинстве развитых стран граждане (семьи) делятся на три основных класса:
а) богатые -10-15% от всего населения;
б) средний класс - 70 -80 %;
в) бедный класс -10 - 15 %.
Считается, что в этом случае обеспечивается наибольшая социальная стабильность общества. Если посмотреть со стороны доходов на РФ в региональном разрезе, можем заметить следующую картину. Республика Карелия - один миллионер приходится на 761 человек населения; Краснодарский край - один миллионер на 2500 человек; Москва и Московская область - один миллионер на 1016 человек; по нашей республике - один миллионер приходится примерно на 20000 - 25000 человек от всего населения, включая и тех, кто постоянно проживает за пределами республики. Доходы 10% самых богатых по нашей республике превышают доходы 10 % самых бедных (по данным 2004 г.) в 12 раз. В Волгоградской области этот показатель на порядок выше. Наверно потому, что у них сильно развито кооперативное движение как в сфере производства, в том числе и сельскохозяйственного, так и в сфере финансовой кооперации.
По данным Госкомстата РИ число малых предприятий по нашей республике всего - 1007 (2004 г.), в том числе по отраслям экономики: пром.-110; сельское хозяйство - 55; торговля и общепит - 360;
информационно-вычислительное обслуживание - 10, строительство - 375. Среднесписочная численность работавших на малых предприятиях всего -1313 (2004 г), в том числе по отраслям: пром. - 325; сельское хозяйство - 57; торговля и общепит - 261;
информационно-вычислительное обслуживание - 9, строительство - 478,0. Объем продукции (работ, услуг), произведенной малыми предприятиями (млн. руб.), всего - 831,3, в том числе по отраслям экономики:
пром.-120,6; сельское хозяйство - 2,6; торговля и общепит - 97,5; информационно-вычислительное обслуживание - 0, строительство - 589,6.
Из 13 млрд. руб. основных фондов отраслей производящих товары на долю сельского хозяйства приходится 0,9 млрд. руб., тогда как на долю отраслей, оказывающих услуги 11,1 млрд.руб. На долю же науки и научного обслуживания основных фондов (в том числе и для сельского хозяйства) - 0,002 млрд.руб., т.е. в 5450 раз меньше, чем в сфере обслуживания. Если соотнести объем производства и стоимость основных фондов (фондоотдача…), то по сельскому хозяйству картина выглядит очень уж удручающей - 1,3 млрд. руб. /0,9 млрд.руб. =1,44, т.е. с 1 рубля основных фондов мы получаем 1,44 рубля продукции, но в ней сидят все наши затраты: зарплата со всеми начислениями, налоговые отчисления, сырье и материалы и т.д. Спрашивается, с какой периодичностью будут обновляться основные фонды сельского хозяйства один раз в 100 и более лет? Среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве 1924,0 руб. при численности занятых в сельском хозяйстве - 9,7 тыс. чел., т.е. 18,6 млн. руб. или чуть более 70 % от средневзвешенного по всем категориям населения прожиточного минимума. Зато у нас нет ни одного кредитного кооператива.
В последнее время, мы плохо воспринимаем термин кооперация, не в пример нашим предкам. Наши предки понимали толк в кооперации - каждая наша семья, патронимия, фамилия, общество (шахьар) и народ в целом это были, по сути, многоуровневые кооперативы. Благодаря этому природному умению объединятся, дисциплинироваться, ранжировать цели и задачи мы смогли выстоять и не одну тысячу лет, против полчищ, значительно превосходивших нас по численности. Вспомните 1958 - 1960 г.г., когда за лето возводили с нуля (одни готовили фундамент, одни формовали саман, третьи возводили стены и т.д.) десятки домов (автор этих строк свидетель строительства, по крайней мере, двух таких домов) и, практически, в любой фамилии было то же самое. И не было обид по поводу того, что кто-то на месяц раньше или позже вселился.
Кооперация (от латинского cooperation сотрудничество).
Совокупность, организационно-оформленных, добровольных объединений взаимопомощи граждан (фермеров, предпринимателей, мелких предприятий и т.д.), для достижения общих целей в различных областях экономической деятельности. В России создан и успешно действует Фонд развития сельской кредитной кооперации (ФРСКК), Правительство РФ приняло ряд постановлений по кооперациям, с подачи Президента РФ запущены в действие целый ряд приоритетных национальных проектов РФ, о которых будет сказано дальше по тексту.
Государству и всевозможным фондам легче и менее рискованно помогать (финансовыми средствами) именно объединениям, в том числе и сельским кредитным потребительским кооперативам.
Фонд развития сельской кредитной кооперации - некоммерческая негосударственная организация, созданная в 1997 г. является единственной организацией в России, которая ориентированна на содействие аграрной реформе через реформирование кредитно-финансовых отношений на селе. Это создание и укрепление сельских кредитных кооперативов, их объединений и союзов путем предоставления им научно-методической, финансовой, технической помощи, обслуживание и продвижение сельской кредитной кооперации. Только в 2002 г. по фонду развития сельской кредитной кооперации оформлен 1581 индивидуальный заём через кредитные кооперативы, из них КФХ (крестьянско-фермерское хозяйство) - 881, ЛПХ (личное подсобное хозяйство) - 354, СПК (сельский производственный кооператив) - 222 и т.д. Более того, за период 1999 -2002 г.г. проведены более 20 специализированных семинаров с руководителями и бухгалтерами кредитных кооперативов. Партнерами фонда развития сельской кредитной кооперации являются: Компания ACDI/VOSA (США), Германский союз кооперативов Райффайзен, Агентство США по международному развитию, Российский союз сельских кредитных кооперативов, Общество международного развития Дежарден (Канада), Фонд Евразия, Проект Tacis (Европейский Союз) и др.
Правительство России утвердило правила предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными потребительскими кооперативами в российских кредитных организациях.
По поручению Президента Российской Федерации разработан и начал внедрятся в жизнь приоритетный национальный проект "Развитие АПК" в нем определены два основных направления:
- ускоренное развитие животноводства с объемом финансирования в 2006 г.-7,45 млрд. руб., в 2007 г.-7,18 млрд. рублей;
- стимулирование развития малых форм хозяйствования с объемом финансирования в 2006 г.- 6,6 млрд. руб., в 2007 г. - 9,37 млрд. рублей; Предельные объемы предоставления кредитов с государственной поддержкой установлены для ЛПХ в объеме - до 0,3 млн. руб., КФХ - до 3,0 млн. рублей, сельскохозяйственным потребительским кооперативам - до 10,0 млн. рублей. На это мероприятие будет выделено на 2006 - 2007 гг. - 6,57 млрд.рублей. Для стимулирования и создания сети потребительских кооперативов предусмотрено увеличение уставного капитала ОАО "Россельхозбанк" на 9,4 млрд.рублей.
И Волгоградская область, как область, в которой наиболее развиты кооперативные отношения, станет первым регионом России, в котором на базе сети сельскохозяйственной кредитной и потребительской кооперации Россельхозбанк отработает механизм реализации одного из приоритетных направлений национального проекта по подъему АПК программы "Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе". Из 84 сельских кредитных кооперативов России, входящих в клуб обладателей пяти миллионов рублей активов, 39 кооперативов находятся в Волгоградской области.
Мы же, как всегда, в постсоветское время, или опоздаем на поезд или забудем купить билет, надеясь на кондуктора - поезд, еще не ушел, но может уйти и времени, поверьте, очень мало.
Одной из серьезнейших причин, сдерживающих активность сельского населения, является недостаток и недоступность финансовых средств, а также слабая государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей. Действующие на рынке финансовых услуг посредники - это, чаще всего, крупные коммерческие банки и в регионах в основном представлены, как филиалы столичных банков, нацеленные на увеличение собственной прибыли и, поэтому кредитуют в основном крупных заемщиков. Непосредственно региональные банки занимают очень незначительную нишу. Поэтому сельским территориям, не располагающим крупными или средними, кредитоспособными предприятиями, трудно привлечь финансовые ресурсы на социально экономическое развитие (правильнее социально- экологическое развитие, т.к. экономика - это лишь маленькая и не самая главная часть экосистемы).
Все страны проходили через эти трудности, но зачем наступать на те же грабли. Сегодня в мире существует как многоуровневая банковская система, так и развитая небанковская инфраструктура финансовых посредников: фонды взаимного кредитования, судо-сберегательные товарищества, кредитные кооперативы и т.д. Преимущества кредитных кооперативов перед коммерческими банками заключаются в некоммерческом характере деятельности. Они нацелены на оказание услуг своим пайщикам на взаимовыгодной основе (участие в прибылях от основной производственной деятельности пайщика - это как раз соответствует Исламским канонам), а не на получение максимальной прибыли (за счет высоких процентных ставок и не совмещенного с производственным циклом графика погашения кредита, что противоречит Исламу). К преимуществам кредитных кооперативов можно отнести значительное снижение риска не возврата займа, за счет обслуживания узкого круга лиц и субсидиарная ответственность по обязательствам кооператива.
В настоящее время государство делает значительные шаги навстречу сельскохозяйственным производителям. Это принятие и начало реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК", это Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации", это Федеральный закон "О кредитных потребительских кооперативах граждан". Создание и функционирование в последнее время в Российской Федерации сельских финансовых организаций на кооперативной основе представлено тремя организационно-правовыми формами:
*сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы, создаваемые и действующие на основе Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации";
*кредитные потребительские кооперативы граждан, создаваемые и действующие на основе Федерального закона "О кредитных потребительских кооперативах граждан";
*кредитные потребительские кооперативы, создаваемые и действующие на основе статьи 116 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Каждый федеральный закон определяет свои, отличные от других, правовые нормы и условия создания и функционирования финансовых организаций (кооперативов).
На 01.01.2006 г. количество сельских кредитных кооперативов в целом по РФ - 872, объединяющих более 85000 тыс. членов из них по Южному федеральному округу - 155 и ни одного по нашей республике. Причем в сельской кредитной кооперации членами являются в основном граждане, ведущие личное подсобное хозяйство и являются активными заемщиками, другая же часть сельских граждан предпочитают сохранять в кооперативе свои сбережения.
Исследование общемировых закономерностей развития кредитной кооперации позволяет определить модель формирования российской системы сельской кредитной кооперации. Российская модель уже содержит в себе ряд позитивных элементов из международной кооперативной практики. Это и социальная направленность деятельности, и многоуровневый (в настоящее время формируется 3-х уровневая система сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации) характер построения системы. (См. Концепцию развития системы СКК, М.: МСХ РФ, 2006 г.)
На первом уровне сельские кредитные кооперативы создаются и действуют на ограниченной территории. Сельскохозяйственный кредитный кооператив (СКК) - это организация, контролируемая своими членами. И, если кооператив заключает соглашения с другими организациями, в том числе и правительственными, или получает средства из внешних источников, делает это на условиях, обеспечивающих демократический контроль со стороны членов кооператива, сохраняя при этом свою самостоятельность.
Второй уровень формируется кредитными кооперативами на добровольной основе путем создания ряда кооперативных структур (региональный кредитный кооператив, ассоциация кооперативов, аудиторского союза и учебного центра).
Третий уровень формируется региональными кредитными кооперативами, которые делегируют межрегиональному сельскохозяйственному кредитному потребительскому кооперативу "Народный кредит" ряд специальных полномочий по финансовым услугам, а также участвует в создании национальной ассоциации и аудиторского союза.
Кредитный кооператив отличается в корне от коммерческого банка. Кредитный кооператив в отличии от банка является некоммерческой организацией и его основная цель, не извлечение максимальной прибыли на капитал, а оказание как можно более дешевых кредитно-финансовых услуг своим членам в развитии хозяйственной деятельности и повышении их материального благосостояния.
Кредитный кооператив отличается от коммерческого банка также и по способу управления, высшим органом которого является общее собрание членов кооператива (пайщиков) причем один член кооператива - один голос независимо от доли пайщика в паевом капитале (как у нас в былые времена на склоне согласия). Управление кооперативом осуществляется в интересах его членов, что и предполагает улучшение экономического и социального положения каждого члена кооператива.
И в отличии от банковской системы в кредитных кооперативах только члены кооператива могут пользоваться его услугами, главными из которых являются кредитование и сбережение средств.
Сельские кредитные кооперативы имеют не только отличительные свойства, но и целый ряд преимуществ относительно банковской системы:
* появляется возможность удовлетворить потребность в кредите и сохранении свободных денежных средств в одном юридическом лице с наименьшими затратами времени и усилий для участников;
* кооператив находится в непосредственной близости от места жительства и экономической деятельности своих членов и выдает займы с использованием более простых и понятных процедур по сравнению с банком;
* члены - пайщики кредитного кооператива объединены общими интересами и совместной собственностью, они являются не клиентами кооператива, а равноправными совладельцами. Это объединение людей, а не капиталов как в банке;
*число членов - пайщиков ограниченно численно и качественно - это люди, знающие друг друга, займы они дают только друг другу и, как правило, под обеспечение.
В результате реализации первоочередных мероприятий национального Проекта на 2006-2007 гг. предполагается разработка и осуществление региональных целевых программ, создание более 1000 СКПК, увеличение пайщиков с 90 тыс. до 400 тыс.
В качестве научно-методического центра обеспечения процесса создания и развития сельских кредитных кооперативов должен выступить Фонд развития сельских кредитных кооперативов России. В нашей республике это может быть Ингушреспотребсоюз или отделение ФРСКК (необходимо создать).
Роль общенационального института саморегулирования должна быть отведена Союзу сельских кредитных кооперативов России, в перспективе в нашей республике он также будет создан.
Межрегиональный сельскохозяйственный кредитный кооператив "Народный кредит" в перспективе станет общенациональным финансовым центром обслуживания системы сельской кредитной кооперации. Пока же эта роль отведена Россельхозбанку. Россельхозбанк осуществляет взаимодействие с сельскохозяйственными кредитными потребительскими средствами кредитных кооперативов, привлекая их в качестве поручителей и агентов Россельхозбанка. Создание сети кредитных кооперативов помимо прочего позволит существенно снизить роль теневого финансового рынка, поднять деловую активность сельского населения и сократить уровень сельской безработицы. Во Франции, например, сеть взаимного и кооперативного кредита настолько окрепли и составляли серьезную конкуренцию коммерческим банкам, что в конце 90-х заставило Правительство Франции принять экстренные меры по концентрации коммерческих банков. В настоящее время во Франции, кроме собственно сети кооперативного кредита, есть Центральный Банк кооперативов и обществ взаимного кредитования. Истории кооперативного движения Франции около ста лет. Мы бы могли этот путь пройти гораздо быстрее, извлекая уроки из мирового опыта и опыта России времен князя Васильчикова А.И., вторая половина 19 столетия.
В нашей республике более 30 населенных пунктов с общим количеством более 55000 дворов. И мы могли бы создать в каждом населенном пункте не один десяток кредитных потребительских кооперативов. Здесь, не суть важно, по какому принципу будут создаваться кооперативы. Это могут быть и фамильные кооперативы по месту компактного проживания той или иной фамилии или другая общность, например, соседи - они и так постоянно оказывают помощь друг другу, но в случае кооперации мы подпадаем под действие приоритетного национального проекта страны. Для создания кооператива достаточно даже тех 5-6 соседей кому мы даем пятничную садака (carla). На первом месте в республике следовало бы создать до 300 сельскохозяйственных кредитных и до 400 потребительских кооперативов. В республике есть некоммерческие общественные организации, которые оказывают методическую и техническую, в том числе и бизнес-планирование, помощь в создании и регистрации сельских кредитных потребительских кооперативов - это "Ингушреспотребсоюз" и РОО "Гражданское общество". К месту будет напомнить, что именно "Ингушреспотребсоюз", еще в 2003 г. разработал программу развития АПК республики, основные моменты которой вошли в приоритетный национальный проект России. Элементарный анализ показывает, что в наших селах налицо основные факторы, наличие которых необходимо для создания сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива (СКПК-добровольное объединение граждан): - реальная экономическая потребность (ведь многие, высунув язык, ищут кредиты); - поддержка членов кооператива (если не будет поддержки, стоит ли объединятся?); - финансовая осуществимость (если это получается в глухих деревнях Волгоградской области, то почему не получится у нас?); - наличие лидера (лидеров у нас хоть отбавляй - только дай возможность покомандовать, но в данном случае коллектив изберет достойного); - квалификационный управляющий персонал (и с этим у нас нет проблем - в каждом селе, в каждой фамилии есть подготовленные кадры аграрного сектора). С чего необходимо начинать? Прежде всего, формулируются цели и задачи кооператива, которые преследуются созданием кооператива, уточняются принципы его организации и правовой статус. Затем создается организационный комитет, в обязанности которого входят: 1.Подготовка технико-экономического обоснования проекта производственно - хозяйственной деятельности кооператива; 2.Подготовка проекта устава кооператива, прием заявлений о вступлении в члены кооператива. Общее организационное собрание членов кооператива принимает решение о приеме в СКПК, утверждает устав, избирает органы управления (см. рис. 1) и кредитный комитет. Обязательными являются: общее собрание, наблюдательный совет СКПК, председатель СКПК.

СКПК считается созданным с момента его государственной регистрации. СКПК, не приступивший к уставной деятельности в течение года, подлежит исключению из Единого государственного реестра юридических лиц в установленном порядке.
К заявлению о государственной регистрации прилагаются:
- протокол общего организационного собрания членов кооператива, подписанный председателем и секретарем собрания, где зафиксированы факты создания СКПК, утверждение устава, избрание и состав управления. Устав кооператива, подписанный членами-участниками данного собрания с указанием полностью, по каждому участнику, фамилии, имени, отчества, даты рождения, места жительства, номера и серия паспорта или заменяющего документа.

И.Б.ЭСМУРЗИЕВ,
к.т.н., доц. зам.председателя правления "Ингушреспотребсоюза"



День рождения

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Магас
04 сентября 2006 г. № 126

О внесении изменения в Постановление Правительства Республики Ингушетия от 5 августа 2006 г. № 112

Правительство Республики Ингушетия постановляет:
Внести в Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета Министерству здравоохранения Республики Ингушетия и администрациям районов и городов Республики Ингушетия на производство денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи, утвержденный Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 5 августа 2006 года № 112, следующее изменение:
пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Сумма субсидий на производство денежных выплат, указанных в пункте 1, определяется из расчета 5 тыс. руб. в месяц - для врача, 3,5 тыс.руб. в месяц - для фельдшера (акушерки) и 2,5 тыс.руб. в месяц - для медицинской сестры.".

Председатель Правительства
Республики Ингушетия И. МАЛЬСАГОВ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Магас
04 сентября 2006 г. № 127

О внесении изменений в Постановление Правительства Республики Ингушетия от 22 января 2005 г. № 9-а
"О порядке предоставления мер социальной поддержки гражданам Российской Федерации из числа реабилитированных лиц, проживающим на территории
Республики Ингушетия

Правительство Республики Ингушетия постановляет:
Внести в Постановление Правительства Республики Ингушетия от 22 января 2005 г. № 9-а "О порядке предоставления мер социальной поддержки гражданам Российской Федерации из числа реабилитированных лиц, проживающим на территории Республики Ингушетия" следующие изменения:
в пункте 6 слова: "Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Ингушетия" заменить словами: "Министерство труда и социального развития Республики Ингушетия";
в подпункте 6.1. пункта 6 слово "осуществляют" заменить словом "осуществляет";
в подпункте 6.2. пункта 6 слово "обеспечивают" заменить словом "обеспечивает";
в подпункте 9.1 пункта 9 слова: "Законом Республики Ингушетия "О республиканском бюджете Республики Ингушетия на 2005 год"" заменить словами: "в законе Республики Ингушетия о республиканском бюджете на соответствующий год".

Председатель Правительства
Республики Ингушетия И. МАЛЬСАГОВ

---------------------------

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Магас
05 сентября 2006 г. № 128

О внесении изменений в Постановление Правительства Республики Ингушетия от 14 февраля 2006 г. № 13
"Об определении государственных заказчиков по капитальным вложениям, предусмотренным в Законе Республики Ингушетия
"О республиканском бюджете на 2006 год"

Правительство Республики Ингушетия постановляет: Внести в Постановление Правительства Республики Ингушетия от 14 февраля 2006 г. № 13 "Об определении государственных заказчиков по капитальным вложениям, предусмотренным в Законе Республики Ингушетия "О республиканском бюджете на 2006 год", следующие изменения:
в приложении № 1: "Объекты государственного заказа":
в позиции № 17 слова: "Министерство строительства РИ" заменить словами: "Министерство финансов РИ".

Председатель Правительства
Республики Ингушетия И. МАЛЬСАГОВ



Низкий вам поклон

Из почты, пришедшей в адрес редакции наибольшее наше внимание привлекло письмо Ахильговой Лидии, проживающей в г. Назрань, проспект И.Базоркина. 14, кв. 15.
Вот, что она пишет:
"Мой сын Ахильгов Адам Суламбекович, ученик третьего класса в первой школе г. Назрань. Адам с рождения страдает детским церебральным параличем. До недавнего времени очень трудно передвигался, вообще читать и писать не мог. Но благодаря учительнице Чапановой Айне Шамсудиновне, которая помогала ему во всем: одевать пальто, завязывать шнурки на ботинках и другое, то он у меня через год-два стал самостоятельно писать, читать, даже решать несложные задачи.
Я, как мать, хочу выразить сердечную благодарность директору данной школы - Плиевой Лидии Хасановне, а также Чапановой Айне Шамсудиновне за их чуткое отношение к моему сыну, низкий материнский поклон им!

У. ЧИЕВ


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru