новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 102 (9791) четверг, 27 июля 2006 года

В. РУСИН: "Ингуши и чеченцы - гордый и гостеприимный народ. Они щедро вознаграждают добро и сурово наказывают зло"

О Василии Федоровиче Русине, человеке легендарной судьбы, наша газета уже писала несколько раз. Но личность этого человека настолько неординарна и долгая жизнь его так поучительна, что заставляет нас вновь и вновь возвращаться к этим обстоятельствам.
В предыдущих материалах мы писали, в основном, о работе Василия Федоровича в Чечено-Ингушетии, о его фронтовых делах. По этим нашим публикациям читатель имел возможность узнать многое из его долгой жизни.
О личных отношениях В. Ф. Русина с коренным населением - ингушами и чеченцами - мы почти ничего не писали в предыдущих публикациях. И это отнюдь не по забывчивости нашей, и не потому, что писать было не о чем, как раз наоборот! Просто тема эта слишком велика для одной публикации. За 80 лет своей жизни, которые он прожил среди нас, Василий Федорович оброс, если можно так сказать, крепчайшей дружбой с нами, вайнахами. Его долгая и хорошо сохранившаяся память помнит первые встречи, а потом и многолетнюю дружбу со многими выдающимися сынами ингушей и чеченцев.
Так уж получилось, что волею судьбы Василий Федорович оказался не только современником наших первых интеллигентов, ставших со временем государственными деятелями Чечено-Ингушетии , но и рос с ними вместе, делил с ними кусок чурека в голодные 30-е годы прошлого века, учился у них вайнахским языкам, этикету и этике. И если сегодня Василий Федорович знает наши языки, "эхь-эздел", а он знает их не хуже вайнаха-патриарха, то этим он обязан не только друзьям детства, но и своему настойчивому характеру, благодаря которому он так хорошо вписался в вайнахский ареал, в котором он вот уже восьмой десяток лет чувствует себя комфортно, хотя последние десять лет и живет не у нас, а в г. Пятигорске.
Сегодня мы хотим рассказать о жизни Василия Федоровича Русина среди ингушей, о его взаимоотношениях с нами. Отдельный материал мы решили посвятить и жизни В. Русина среди чеченцев. Но эта тема - вопрос будущего.

Дружба начинается с детства.
Как мы уже писали в предыдущих материалах, Василий Русин еще в 1929 году, десяти лет от роду, оказался в наших краях вместе с родителями, бежавшими от раскулачивания из центральной России. Семья обосновалась в Крепости, где родители его нашли работу, а сам В. Русин пошел учиться в местную школу - семилетку.
Школьные годы, как правило, памятны для всех на всю жизнь. В свои 89 лет Василий Федорович в этом смысле тоже не исключение.
- Школа наша находилась в трехстах метра от агропункта, где мы жили, - рассказывает он. - Это было очень удобно и в какой-то степени сглаживало нашу бедность: живи мы подальше, в такой ветхой одежде, как моя, зимой в школу было бы очень трудно добираться…
- Помню, в пятом классе мы избирали старосту. Был у нас в классе хулиганистый, всегда пытающийся верховодить над всеми ученик, но авторитетом в классе он не пользовался.
И вот на собрании его дружки попытались с помощью давления на нас избрать его старостой. А когда мы восстали против него, он чуть не сорвал собрание. Но мы заранее договорились не голосовать за него, а избрать старостой другого нашего одноклассника - Магомед-Султана Цечоева, который уже три года был нашим старостой. На этом классном собрании я выступил и сказал, что хулиган и бездельник нам не нужен, и внес предложение избрать старостой Магомед-Султана. За него класс и проголосовал.
Не прошедший в старосты карьерист не мог смириться с тем, что он не получил лидерство в классе, и всю свою злость решил выместить на мне. По-видимому, он решил, что я, русский, окажусь более беззащитным. Однако он в этом ошибался.
Собрание проходило после уроков, в конце дня. В этот же вечер он подстерег меня на пути домой и с ходу нанес удар по носу. Я тоже успел угодить ему по лицу. Мой противник был старше меня на два года. И, конечно, наша драка закончилась тем, что он меня порядочно избил. Вся рубашка моя была в крови, а лицо - в синяках.
Дома все подняли тревогу. Мама стала просить отца устроить меня на учебу во Владикавказе, чтобы я мог там жить у родственников. Я стал категорически возражать. Папа приводил свои доводы: разве в русских школах русские ребята между собой не дерутся?
- Если у тебя, Вася, нет друзей, которые могли бы тебя в такие минуты защитить, это очень плохо, - сказал мне отец.
- Есть у меня друзья, которые не только изобьют его, но и искалечат, - ответил я папе, - но я сам с ним расправлюсь.
Папа хотел пойти к директору, чтобы он разобрался в недоразумении, но я упросил его не делать этого.
Как и любой его сверстник - горец, Вася, который к тому времени перенял у друзей много горского, не хотел быть побитым и неотомщенным.
Примешивать в дело друзей-сверстников, ингушских детей тоже не желал. Поэтому решил отомстить лично. На другой день он незадолго до конца последнего урока отпросился у учителя и, выйдя в школьный коридор, запасся деревянной колотушкой, которой уборщица отбивала "звонок" об кусок рельса. Дождавшись окончания урока, Вася подошел к своему обидчику и со словами: "Ну что, рассчитаемся?", стукнул того по голове колотушкой.
Этот случай получил в школе резонанс. Дело дошло до директора школы Ахмеда Хакяшевича Дахкильгова, а потом и до родителей школьников, а маленького "реваншиста" Васю одноклассники братья Оздмар и Сейпудин Дзортовы десять суток прятали у себя в скирде сена. Между тем, "реваншист", боясь последствий своей мести (у обидчика оказалась пробитой голова и он целый месяц лежал в больнице) нет-нет да и подумывал даже о самоубийстве. Для этого он присмотрел на берегу реки Сунжа, у Шамилевой горы, острый скальный выступ, прыжок с которою был бы смертельным.
Директор школы А.Х. Дахкильгов, самый справедливый и мужественный человек, которого когда-либо знавал Вася Русин, пришел в неописуемый ужас, когда кто-то из одноклассников передал ему намерение Васи свести счеты с жизнью.
Из книги В. Ф. Русина "Достоинство гордых. Моя жизнь с чеченцами и ингушами".
"…Через две недели возвращаюсь в школу, где мне предстояло присутствовать при разбирательстве этого дела на школьном собрании. Я сижу вместе с родителями, а рядом - мои друзья - ингуши. Ребята все это время держались подле меня, потому что боялись что друзья этого хулигана могут избить меня или пырнуть ножом. Еще на пороге школы, помню, они сказали мне:
- Василий, не бойся, мы тебя в обиду не дадим.
На собрании пригласили отца того самого мальчика. Директор школы Ахмед Дахкильгов знал моих родителей, знал об участи моей семьи. Он очень сочувственно относился к нашей судьбе. В предварительной беседе с папой он в присутствии завуча и нескольких преподавателей спросил:
- В чем дело, Федор? Ваш мальчик хорошо учится, дисциплинированный, признаков хулиганства за ним не замечалось. И вдруг - такой дерзкий поступок. Как это понимать?
Мой отец ответил:
- Я думаю, он просто не смог смирится с тем, что его неизвестно за что избили. Такой вывод я сделал после разговора с одноклассниками своего сына. Кроме того, мы в последнее время начали замечать, что он очень привержен к ингушским национальным обычаям - болезненные чувства справедливости, презрения к трусости… Я думаю, все это, вместе взятое, и подвигло его на подобный поступок.
И вот, как кульминация всех предшествующих разбирательств, назначено собрание. Директор школы в общих чертах рассказал о случившемся.
- Это, на первый взгляд, мальчишеская драка не похожа на детскую, - сказал он.
Видимо, вспомнив сообщение нашего старосты о моем намерении броситься в Сунжу со скалы, он добавил:
- Это драка могла завершиться двумя смертями. Мне известны более дерзкие планы Василия Русина: убить своего соперника, а самому броситься в Сунжу. Такое поведение двух "героев" мы должны осудить и наказать каждого из них. Вплоть до исключения из школы. Старший из "героев" сейчас в больнице. Вопрос о его пребывании в школе мы решим потом, а Русина послушаем сейчас…
…Тут я собрался с духом и начал:
- Виноваты мы оба. Мы опозорили нашу школу. Но поймите меня, кто из ребят мог простить своему противнику, если бы он поступил с ними так, как он поступил со мной?..
Труднее всего мне было смотреть в глаза отца моего обидчика. Тогда я решил снять груз со своего сердца и на ингушском языке обратился к отцу моего противника:
- Дядя, я прошу вас простить меня. Я не мог поступить иначе. Но теперь зла на вашего сына не держу!
Видимо, отец этого мальчика, молодой еще мужчина, не ожидал, что я на ингушском языке могу попросить у него прощения. Он неожиданно быстро поднялся на сцену. И я, и все присутствующие испугались, думали, что он сейчас выхватит кинжал и разрубит меня пополам… Но, к всеобщему удивлению, этот мужчина тепло обнял меня и говорит по-ингушски:
- Клянусь богом, я прощаю тебя! Правильно поступил, мальчик. Во всем виноват мой сын.
Обратившись к директору, он сказал:
- Не исключайте этого мальчика. Пусть учится. А своего я заберу домой. Учиться он не хочет, сам просится на какую-нибудь работу в колхозе.
В мою защиту выступили староста нашего класса Магомед-Султан Цечоев, одноклассники Абуязит Нальгиев, Шарлако Гатагажев, Ахмет Плиев. Защитили меня и некоторые родители учащихся…
Сегодня, находясь в преклонном возрасте, я с искренней благодарностью вспоминаю, как меня яростно защищали ингуши.
В те времена ингуши плохо говорили по-русски, и тем не менее у многих нашлись теплые слова и проявилось доброе отношение ко мне, русскому мальчику.
То, что ингуши защищали русского и обвиняли своего соплеменника, было неслыханным. Более того, отец обвинял сына и защищал его соперника, русского. Я могу объяснить это тем, что в обычаях ингушей верх всегда берут не эмоции и даже не кровное родство, а справедливость. В моей судьбе это качество сыграло решающую роль.
…Примерно через месяц после этого собрания, директор школы пригласил в кабинет моего папу и меня, расспросил, как мы живем, поинтересовался нашими домашними проблемами, хоть он мог этого и не делать.
Папа рассказал о том, как нам живется: старший сын учится во Владикавказе, этот - здесь, всего в семье семь человек. И добавил:
- С божьей и добрых людей помощью как-нибудь проживем...
В конце нашего разговора директор сказал:
- Ты, Федор, у нашего завхоза возьмешь мешок кукурузы. Его я уже предупредил. А для хулигана своего, - он с улыбкой посмотрел на меня, - на складе получишь полупальто и ботинки. Это помощь для вашей семьи от школы".

Когда голод - не тетка…
Это с точки зрения сегодняшней эпохи можно подумать, что мешок кукурузы - это Бог весть какой подарок. Но в те давние тридцатые годы, когда вся Украина и почти половина России голодали по милости "отца всех народов", устроившего искусственным путем небывалый голод в самых плодородных губерниях великой страны, и мешок кукурузы был божьим даром. В Ингушетию в те года приехали тысячи беженцев - русских и украинцев, гонимых голодом из родных мест. И не было ни единого случая, чтобы кому-либо из них дали умереть от голода. Малоземельная Ингушетия, основным хлебом которой была кукуруза и изредка - картофель, щедро делилась своим небогатым достатком с теми, кто не имел и того, что имели они, с беженцами. Примеров этому много. Хорошо помнит об этом и Василий Федорович Русин.
- Жили мы впроголодь, - вспоминает он. - Хлеба, выдаваемого по карточкам, нам не хватало. Главным подспорьем в нашем питании была кукуруза, а также картофель и репа - этим снабжали папу друзья ингуши. Местные жители - гамурзиевцы Хакяш и Бутаж работали сторожами в агропункте и были хорошими друзьями отца. Приходя на ночное дежурство, они иногда приносили нам сырой картофель. Мы всегда ждали их прихода. Папа также приносил домой кукурузу. Это папины друзья старались подкормить нас таким образом…
В поисках клубней топинамбура (инг. - "болакаж") мы с отцом на подводе и пешком изъездили и исходили весь Назрановский и Ачалукский районы, вплоть до Пседаха. Клубни топинамбура мы ели сырыми. Но самым любимым нашим занятием было, когда с наступлением уборочной поры мы всей семьей ходили помогать нашим друзьям - ингушам.
В основном убирали картофель и кукурузу. В этот период папа с мамой брали отпуск, и мы всей семьей отправлялись в поле. Об оплате нашего труда не могло быть и речи: ведь папины друзья и так нам помогали во всем.
Нужда и голод гнали людей и в горы. Однажды отец Василия Русина Федор Кузьмич услышал во Владикавказе от знакомого ингуша, что в окрестностях села Ангушт есть нетронутые заросли топинамбура, этой кормовой репы, которая много раз спасала людей от голодной смерти. И вот, через год после приезда в Ингушетию, где-то в 1930 году, отец и сын Русины решили съездить в Ангушт.
Из книги В. Ф. Русина "Достоинство гордых…"
"…Летом 1930 года мой папа поехал на подводе в село Ангушт, Пригородного района. Взял и меня с собой. Говорили, что там большие заросли топинамбура. Папа решил накопать там репы себе и соседям, собирался также прикупить мешок кукурузы. В те годы люди от голода пухли, были случаи голодной смерти.
На окраине села Ангушт мы накопали два мешка репы и поехали в село за кукурузой. Вдруг разразилась гроза, и пошел сильный дождь, а время уже клонилось к вечеру. Домой возвращаться поздно, кукурузы не успели купить. Папа говорит:
- Придется нам заночевать.
- А есть у тебя знакомые в селе? - спрашиваю я.
- Нет, - отвечает он, - но будут.
Проезжая на центральной улице села, мы еще не знали, у кого мы остановимся. Вскоре нас обогнали три джигита на хороших верховых лошадях. Папа остановил их и спросил у кого можно будет купить мешок кукурузы. Один из них спрашивает:
- А вы откуда?
- Из агропункта крепости Назрань, - ответил папа.
- Там, рядом с вами, большая школа - интернат. Кто там сейчас директором работает? - спросил один из всадников.
- Ахмед Дахкильгов, - ответил папа и, указав на меня кивком головы, добавил, - мой сын у него учится.
- Это мой хороший друг, - сказал всадник и добавил, - езжайте за мной.
Заехали во двор. А дождь в это время еще сильнее полил. Наш гостеприимный хозяин соскочил с коня и говорит:
- Загоните подводу под навес, а сами заходите в дом.
Родители мои были очень религиозны. Заходя в дом, папа перекрестился, как это принято у православных. Хозяева обратили на это внимание.
А хозяйка по-ингушски говорит мужу:
- Наверное, это хорошие люди.
Я тогда уже понимал ингушскую речь, но заговорить на этом языке не осмеливался.
Когда мы поужинали, хозяин сказал, обращаясь к папе:
- Ехать вам уже поздно. Да и дождь усиливается. Переночуете у нас, а завтра поедете.
Так мы переночевали в селении Ангушт у гостеприимного хозяина дома Бейсултана Марзабекова. Здесь же я познакомился с сыном хозяина Берснако, почти моим ровесником. Нам с Берснако тогда было по 10-12 лет.
Утром, хорошо позавтракав, мы вышли во двор и увидели нашу подводу. Она была запряжена, лошади наши накормлены и напоены, а на подводе, кроме наших двух мешков с репой, лежит еще один мешок с кукурузой.
Папа поблагодарил хозяев за гостеприимство и достал из кармана кошелек с деньгами, чтобы рассчитаться за кукурузу. А Бейсултан с улыбкой говорит:
- Эх, Федор, поживешь немного с нами и узнаешь, что гость у ингуша - священный человек. С гостя у нас денег не берут.
А в это время мать Берснако выносит чурек, испеченный на углях, и говорит, обращаясь ко мне:
- А это, мальчик, передай своей маме.
Говорила она на ломаном русском языке, вперемежку с ингушскими словами. Я ее хорошо понял и также на ломаном ингушском языке сказал:
- Спасибо, пусть вас бог бережет".
Забегая вперед, нужно сказать, что мир тесен: через 62 года после этих событий, в 1992 году, сын Берснако и внук этого гостеприимного хозяина дома Бейсултана, - Муса Марзабеков, живший тогда в Назрани, случайно познакомился с сыном Василия Федоровича Володей и внуком Сашей. У них завязалась крепкая мужская дружба. Они часто ездили другу к другу в гости, а Василий Федорович рассказывал Мусе о том, как познакомился в те далекие тридцатые годы с его отцом и дедом.
Автор этих строк тоже многие годы хорошо знал Мусу Марзабекова, своего тезку. Помню, Муса работал много лет инженером ПМК - 432, в единственной тогда в Ингушетии строительной организации. На своей работе Муса всегда находил возможность помогать знакомым и друзьям автотранспортом, стройматериалами и т. д. К сожалению, в сентябре 1993 года Муса погиб в автомобильной катастрофе. Володя и Саша, сын и внук В.Ф. Русина, ездили на похороны. И до сих пор в семье Русиных с большой теплотой вспоминают этого хорошего парня, дружбу с ним, с его щедрым дедом Бейсултаном.
Но вернемся к школьным и студенческим годам Василия Федоровича.
Вспоминая то давнее время, он и сегодня не может говорить об этом без слез.
- По себе знаю - это было тяжелое время. Прокормить свою собственную многодетную семью коренным жителям Ингушетии было очень трудно, - рассказывает он. - Отсутствие, как называют это сегодня, крупных бюджетообразующих предприятий не давало возможность работать, а значит иметь какой-то доход. Единственным источником благополучия было земледелие. Я сам, как бывший специалист в этом деле, хорошо помню, что бы это значило - колхозное земледелие. Иногда на так называемые пресловутые "трудодни" давали несколько граммов зерна. Чаще же бывало так, что ничего не получавший в течение года колхозник в конце года сам оказывался должником колхоза!? Долги начислялись за все, даже за колесную мазь…
Только личное подворье и спасало местных жителей от голода. И вот с этого достатка, настолько малого, что едва самим хватало, они, ингуши, помогали нам, русским пришельцам и беженцам. Без натяжки могу сказать, что наша многодетная семья выжила в то время именно благодаря ингушской щедрости. В подтверждение этому я не могу не привести еще один пример:

Муса КОСТОЕВ



Выбор жениха

В Мерве жил человек, которого звали Нух ибн Марьям. Он был главой Мерва и городским судьей. У него было много благ, большое состояние, красивая и хорошая дочь. Ее руки просили много видных сановников из числа богатых и состоятельных людей, но никого из них он не осчастливил. Он в растерянности от этого и не знал, за кого из них выдать ее замуж, говоря себе: "Если я выдам ее за такого-то, то разгневаю такого-то".
У него был цветущий сад, в котором было много фруктовых деревьев. И был у этого человека слуга - индиец, набожный, богобоязненный, которого звали Мубарак. Он сказал слуге: "Я хочу, чтобы ты отправился (туда) охранять сад". Слуга отправился туда и пробыл в саду 2 месяца.
Однажды его господин пришел в сад и сказал ему: "Подай мне гроздь винограда".
Он подал ему одну гроздь, но виноград оказался кислым. Его господин сказал: "Дай мне другую". Он дал ему еще одну гроздь, которая тоже оказалась кислой. И хозяин спросил его: "Почему из такого большого сада ты угощаешь меня только кислым виноградом?" Слуга ответил: "Потому что я не знаю, где сладкий, а где кислый". И его хозяин воскликнул: "Боже мой, ты прожил в этом саду два месяца, и не знаешь, где сладкий, а где кислый виноград!?" Он сказал: "Клянусь Аллахом, я не пробовал его и не знаю, сладкий он или кислый". Его господин спросил: "Почему ты не кушаешь его?" Слуга ответил: "Потому что ты приказал мне охранять его и не приказывал мне есть его, а я не обманываю тебя".
Судья подивился ему и сказал: "Да сохранит Аллах твою честность!" Он понял, что этот юноша очень умен, и сказал ему: "О, юноша, ты понравился мне, и ты должен делать то, что я тебе приказываю". Мубарак ответил: "Я подчиняюсь Аллаху и тебе". Судья сказал: "Знай же, что у меня есть красивая дочь, и к ней уже сваталось много великих и важных людей, но я не знаю, за кого мне выдать ее замуж. Скажи, что ты думаешь об этом?" Слуга ответил: "Язычники во времена джахилийи хотели благородства происхождения и родства, а иудеи и христиане ищут красоту, но во времена Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) искали веру и праведность, а в наше время люди ищут богатства. Выбирай, что ты хочешь из этих четырех вещей?" И сказал ему судья: "Юноша, я выбрал веру и праведность и хочу выдать свою дочь за тебя, потому что я нашел в тебе благочестие и веру, испытал в тебе богобоязненность и честность". Слуга ответил: "О, господин, я подневольный раб, черный, как ты выдашь за меня свою дочь и будешь доволен мной, ведь ты купил меня за свои деньги?" И сказал ему судья: "Пойдем в дом, чтобы устроить это дело".
И когда они дошли до дома, судья сказал своей жене: "Знай, что этот индийский юноша - верующий и богобоязненный. Мне понравилась его праведность и я хочу женить его на моей дочери. Что ты скажешь?" Она ответила: "Тебе решать. Я пойду и расскажу об этом дочке, чтобы потом передать тебе ее ответ".
Мать пришла к девушке и передала ей послание от ее отца. Она сказала: "Я буду делать все, что вы мне скажете, и не ослушаюсь повеления Аллаха и вашего повеления, и не буду вам перечить".
И выдал судья свою дочь за Мубарака и дал им много богатства. Она родила от него сына, которого он назвал Абдуллах. Он известен во всем мире - Абдуллах ибн Мубарак - набожный ученый, рассказчик хадисов. И пока стоит мир, от него передаются хадисы.
Если ты намерен жениться, то ищи ту, у которой есть вера, и не ищи ту, у которой есть известность и богатство. Потому что богатство обратится злом и не даст тебе его женщина. И если ты ищешь жену, то не ищи ее для исполнения желания, но ищи ее с намерением, чтобы она была верующая и праведная, чтобы она боялась и слушалась тебя и была тебе спасением от Ада.

М. БАРАХОЕВ



Киши-Хьажа ваь ди дездеш

Хоза ений 1уйре, ди хоза доаг1а...Буроча, кхы 1а яха доккха а доацаш, г1аххьа, яттача кирпишках, хьалдаь маьждиг даг1а, наькъа гаьна доаццаш. Хьагуллаш латт укхаза адам. Ши б1аь совг1а х1ана яц аьнна машен латт ара рядаг1 1ооттаяь. Деза ди да тахана дар. Иласха-Юртара Мубарак Киши-Хьажа ваь ди дезде гуллу нах. (Аллах1о къайле ц1енйойла цун). Малх дикка айбеннаб. Массе а вирдах х1ана бац аьнна нах ба укхаза. Боккхача тхов к1алха к1увсаш дада. 1охайна баг1а сий дола боккхий нах. Г1алг1ай мехка массе ми1ингера хьабаьхкаб уж. Уж ба 1алам нах, хьажош, маьждигий имамаш, тхьамадаш, туркхаш…1охайнабаг1арий тхьамада ва Сурхот1а хьажий мурдий тхьамада вола Аушев Испа1ий 1аддал-Мажит-хьажа. Наха вовзаш а, везаш а, лоарх1аш а саг ва Мажит-хьажа. Наьха мотт ховш, тарвала хов цунна нахаца. Цудухьа укхаза а, тхьамадал де хержав из. Моллаг1бола нах бац в1ашаг1кхийттараш. Уж ба Г1алг1ай мехка ц1ийола нах, - Албогачиев Мухьмад-хьажа, Нальгиев Або-хьажа, Сурхот1ара, Сурхот1арча маьждига имам Аушев Абабукар-хьажа, Ц1олой Хизир-хьажа, Назранерча маьждига имам, цунца баьхка Ц1олой Сулейм, Илез-хьажош, Муцольгов 1алихан-хьажа, Аушевг1ар Ахьмад-Бахьаудин-хьажа, Аушев Руслан, Муфтията болхло, Даскиев Бексолта Юнус, Евлоев Исраил-хьажа, Ажигов Хьасан кхозза хьажо вола, Мужеча имам хинна Арапханаькъан 1аьла-хьажа, цун новкъостий Угурчиевг1ар Мухтар, Мухьмад, Шадинаькъан Аюп-хьажа, Хадзиев Адсалам-хьажа, Толдиев Бахьаудин, Зазоев Башир-хьажа Шолхара венав, Эсмурзиев Хьасан, иштта кхыбараш…Уж баьхкаб Даьла духьа, Даьла хьоахаве, Элча хьоахаве (Даьлагара салам-моаршал хилда цунна), Киши-Хьажа хьоахаве (Аллах1о гуче тоайойла, терко йойла, къайле ц1енйойла цун). 1алам наха йоах: ер дуне латт: - бусалба наха еча 1амалахи, саг1ахи, ду1ахи. Саг1еи ду1еи - бусалба наьха топ я - аьнна латт яздаь. Даьла ни1мат кхоачашде г1ерт уж нах а вай а…
Цхьа барт тайна дезал санна ма бий ераш. Иштта далар-кх массаз а. Назамаш оал, оаз йохийташ. Сина сатем беш, сало1ам беш Даьла хеставу назамца. Т1аккха къамаьл ду Аушев 1аддал-Мажит-хьажас. Хьажий нана Хаьди д1айолларах лаьца дувц цо. Ладувг1 наха…Саг1а даккхарах лаьца а дувц. Мальсагов Сафарбика Мухьмада даьккха саг1а къоабал хилда оал цо а кхычар а. Барт болаш хила деза вай оал цо, тоадала г1ерта деза вай. Вайла в1аши дукха дезаш хила вай йоах цо. Нах раьза ба цун къамаьла.
Киши-Хьажа Г1алг1ай мехка варах лаьца дувц Мажит-хьажас. Из геттар а эшаш да наха.
…- Воккха хьаша Наьсаре вена ха. Тоъал ха я из… Со г1алг1ай болча вода хьажас аьлча, цун йиша а, беррига дезал а раьза хиннабац из хьалвайта. Ай-я Г1алг1ай мехка нах боа ма бой. Сатийна ма яц цига, ма г1овалар хьо аьннад цун дезалаша. А…а…ца вахача варгвац со, аьнна, кийчо яьй Киши-Хьажас. Сагота хьайзаб дезал. Вена кхаьчав хьажа Г1алг1ай мехка. Эггар хьалха Мальсагов Ювсапа ц1аг1а бийса яьккхай цо. 1отеха доккха бежан а дийна чуийцав веза хьаша. Дукха ха йоаццаш цхьа г1а дайра шийна. Артант1а вахар со. Хьажа вайра сона. Марх1а а кхийтта зерат дир аз цун. Даьра бакъ ма-д из. Сомаваьлча…г1а дар из. Шиъ устаг1 а бийна мовлат дешийтар аз, дийша нах хьа а бийха. Дика г1а да из хьона дайнар, аьлар наха.
Гулбеннарашта хьалхашка Цолоев Хизара даь къамаьл д1алаьцар наха. Назранерча маьждига имам дика 1алама саг ва. Далла 1амал дика е еза, аьлар цо. Вирд дика даккха деза. Хаьттад цхьанне. Вирд ца а доаккхаш дутаргдар 1а, е зерат бийса ютаргъяр 1а, аьнна. Ховш волчо аьннад жоп луш-зерат бийса ютаргьяр аз, вирд ца а дуташ. П1аьраска дийнахь рузбане аха везилга а хьоадир укхаза наха. Ламаз ц1ена а дика а де дезилга хьоадир. Даьлах кхера везилга, цунна мут1ахьа хила везилга, дукха дийцар. Войла дезаш хила деза, барт ца1 хила беза…Ший дегчу 1очухьажа веза х1ара саг. Къинт1ера вала веза, дог-уйла ц1ена хила деза х1аране. Атта йоаккхалуш яц Ялсмале! Вай даьша леладаь хоза г1улакхаш леладе деза вай.
Маьрк1ажа ламаз ц1аг1а дергдолаш, ц1енгахь ласта лаьрх1ад наха. Дика къахьийгад, болх баьб, маьл дика баьккхаб. Ала дезар ший боарраме аьннад. Аллах1ага ба-кх вай болх… ва Даьлла лай! Ду1а даьд кулгаш хьал а лаьца. Амин! Жоп далахь тхона Аллах1, тха воккха веза Даьла. Киши-Хьажа, Хьо ваь ди даькъал долда Дала! Хьа гуче тоайойла, терко йойла, 1алашволва хьо Дала. Устазий Устаз, Даьла вели, Элчан Вараз вола - Иласха-юртара Мубарак Киши-Хьажа!!! Малх 1очубузаргба кастта. Нахага 1адика ювцаш санна, сийрда ший лир лепаду цо. Массадолча х1аман ший ха я. Зерат къоабал долда вай Веза Воккхача Дала!

АУШЕВ Суламбек


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru