новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 96 (9785) четверг, 13 июля

"Алапий аре"

Метта дозал кхета, а деш, наьна мотт безаш, из эргабаккхара ший низ дlакхоачача бесса къахьегаш хила веза аьнна хет ший къамах дог лазаш вола саг. Хlаьта "Алапий аре" (г1алг1ай мотт 1омабара новкъостала) яха Яндиев Мувсас арахийца сборник 1одийшача кхетадергда из къамах дог лазаш, бала болаш хилар.
Метта говзал 1омаеча хьехархошта, иштта дешархошта г1онна арахийца сборник да ала йиш я цунах:

Автора белгалду, г1алг1ай мотт 1омабеча нийслуш йола халонаш, дукхаг1ча даькъе деррига алапаш эттадаьнна, ч1оаг1денна цахилар бахьан долаш да, яхаш. Керттера бахьан г1алг1ай йоазон мотт дег1ауха дукха ха ца хилар а да.
Цудухьа, "Алапий аре" яхача сборника т1а лоац - лоаца х1ара алапа хетадаь дола балхаш довзийтад автора. Хьехархошка, иштта меттаца чам болаш болча наха, специалисташ ба е бац аьнна доацаш, ший балхах лоацца дош алар ловш а ва.
Сога хаьттача, вай з1амигача къаман хьалкхувш йоаг1ача т1ехьенна пайда эца йиш йолаш, беркате болх ба Яндиев Мувсас ший "Алапий арен" т1а белгалбаьр. Хьажа вай, цо цу т1а фу дийцад.
Аа
Арда, барда, варда, дарда -
Массабар а корта "а" да.
"А" децаре йиш ма яцар.
"Ара арда к1а" хургда цар.
"А" алапашта юкъе хьалха латтача алапех да. Цудухьа ях вай цох "корта".
Укхаза "корта" яхача деша ма1ан керттера яхалга да. Уж керттера хилара масалаш дукха доаладе йиш я. Алап дешаца доацаш моттиг яц: хьалха а, т1ехьа а, юкъе а.
Арда, барда, варда, дарда - массадар а цхьан лаг1ат1ара дош да. Х1ама дара белгало я цу дешай юкъа яр: к1а арда, хи барда (диг а детташ, т1ера коаст 1о а йоаккхаш, ц1енбар) е нах барда (човнаш яьча нахах баьрдаб оал), саг варда (ч1оаг1а човнаш яьча сагах ваьрдаь оал). Хенаш дарда (хи барда, хенаш дарда, ца1 варда, шиъ дале (нах) - шиъ даргда). Укх дешай юкъара цхьа дош - ата ларх1а мегаргда, вешта, кагде яхача дешаца а белгалдулу уж.
А да наха ч1оаг1а новкъа,
Цудухь дой те "а" а човха.
Амма, бакъда, из ца хуле
"Говра ла дац, дац кхы "хулла".
"А" - лоаца а да ер. А, х1аьта, лазар да.
Укхаза доаладе йиш йолаш дола масал иштта доаладе мегаргда: ейнайий шоана, юкъа т1а кулг а дилла, а эттар (юкъ лаз са), яхаш, лела йоккха саг. А - во лазар да, хьалнийсвалийтац цо саг.
Алап "а" - еи, лазараш цхьаттара доландаь бегаш бу вай укхаза, цудухь дой-те "а" а чувха яхаш. Лоаца "а" ма дий из. Лоаца х1ама дисад из чувха ца дой. Кхы бахьан хиннадий-хьог1 цун "д1аьх" а ца луш диса. Иштта деча къамаьло бераш деладергда. Цу къамаьлаца аттаг1а хургдолаш санна, хет, царга эшар д1аэцийта.
Аь, аь.
Аьге Аьшка Бохтар ва-кха,
Аьлех аьла хиннар.
Х1анз а цун са денал да-кха,
Лоамаш лорош латтар.
Аьге-кхала яхаш я г1алг1ай лоам эггара хьалха х1ана яц, аьнна, нах баха хайшача моттига ц1и. Лоам улл Аьге-кхала. Цун юхе яда Хамхи а, Т1аргам а. Цу кхаьнне юкъара ц1и я - Кхаькхаьле. Кхаькхале яхалга - кхо кхала яхалга да. Аьги Хамхеи, Т1аргамеи - ч1оаг1а къаьна ц1ераш я. Нухь-Пайхамара ви1ий во1 хиннав яхаш вувцаш ва, масала, Т1аргам. Вож ши ц1и а иштта шира ларх1а езаш я.
Аьшка Бохтар воккха аьла хиннав.
Цун ц1и я цу тайпа дукха ц1и йолаш болча, цхьан хана вай мехка баьхаб, яхаш, бувцача нахаца (Сеска Солса, Боткъий Ширткъа) йоахаш. Уж ц1ераш берашта к1езига ха яьлча дикаг1а йовзаргья. Царех а, ужжамо кхы дукхача кхычарех а дукха а, хоза а х1амаш дешаргда бераша, (дувцаргда берашта) цар школе йоаккхача хана. Шоаш а 1омадергда цар цу тайпара х1амаш.
Уж нах (боккхий турпалаш) лийнна моттигаш йовза а, тахка а йиш хургья берий цхьа ха яьлча. Х1аьта х1анз 1омаде деза аь яха алап. Аь ца хилча дукха дешаш д1адаргдар г1алг1ай меттацар, е вай лакхе дувцараш мо дараш а т1ехьа.
Д1ахьокха из яз мишта де деза. Цхьабакъда, ер берашта хьалха нийсденнача шолхача алапех алап да.
Бакъахьа хете шолха алап (е санна кхыдараш а) д1ат1ехьадаккха, к1еззига бераш каьхатаца а, къамаьлаца а д1ахьакхашта даьлча, 1омадергдолаш. Харцахьа хургдац из иштта дича. Хьехархо цох шийна хетар де-дита парг1ата хила веза, аьнна, хет автора.

Р. КАРТОЕВА



РАЗЪЯСНЕНИЕ КЛЮЧЕЙ ГАЛГАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ

А. Газгириева:
- Беслан Магомедович, несмотря на ваши разъяснения в прошлых наших "Беседах об ингушской кyльтype", многим непонятна философия галгайского языка, как вы ее объясняете и понимаете. Не могли бы вы дать объяснение с самых азов?
Б. Куккурхоев:
- Проблема не в словах Аз и Со. Вместо них можно принять любые другие обозначения. Вопрос вот в чем: психика человека состоит из разных структур, и одна из них называется бессознательным, а другая - сознательным началом. Психическое или душевное бывает не только сознательным, но и бессознательным. У разных ученых, философов, психологов и психоаналитиков свое понимание этих структур. Знаменитый основатель психоанализа Зидмунд Фрейд выделял три основные структуры психики: Я, Сверх-я и Оно. Но все великие мыслители и психологи, расходясь быть может в подходах и деталях, в общем признают существование двух основных структур: бессознательное начало с одной стороны, и сознательное начало с другой. Если мы принимаем и понимаем деление психики на эти два полюса, то мы можем их обозначить любыми удобными нам словами. В галгайском языке они имеют свои обозначения. Бессознательный полюс психики должен иметь свой центр; в виде высшей инстанции в нем. Таким высшим началом является Аз (Я) галгайского языка. Сознательный полюс психики должен иметь свой центр, в виде высшей инстанции в нем и им является Со (Я) галгайского языка. Проблема не в словах Аз и Со, а в том, что они обозначают. Хотя слова Аз и Со взяты неслучайно. Звук "А" связан с той внутренней речью, которую мы слышим в себе, когда рот закрыт и материальные или телесные органы речи не функционируют - губы сомкнуты, язык неподвижен, голосовые связки не колеблются. Эта внутренняя речь едина с нашим мышлением и с нашей внутренней разумностью. Она источник в нас "живого огня" и мы бываем живые, теплые и разумные. Мышление сопровождается огненными или электрическими феноменами в мозге - своеобразным свечением. И древние из-за огненной сущности этого гласа в нас назвали его словом "Ала", дав ему два значения: сказать, пламя. Этот глас отрицает все вещи, как огонь отрицает все вещи, попавшие в него, не желая с ними смешиваться и уничтожая - сжигая их,, пока он не останется сам по себе. Поэтому они взяли из глубины ее - своего естества частицу отрицания "А", чтобы обознач ить ею отрицательно сущий глагол-пламя (Ала) и Высшее Аз (Я), от которого он исходит. Звук же "С" является звуком дыхания и при наличии дыхания свет-душа (са) имеет сознание Со (Я). Поэтому и душу (са) и ее сознание себя как Со (Я) обозначали словами производными от звука дыхания С. Таким образом, слова Аз и Со взяты не случайно, хотя суть не в них, а в том, что они обозначают. Если кто-то думает", что Аз и Со одно и тоже Я, что между ними нет различия, то он либо ошибается, либо не понимает деление психики на бессознательные и сознательные полюса, либо придерживается другой точки зрения.
А. Газгириева:
- То есть главная проблема упирается не в язык, а в природу человеческой психики?
Б. Куккурхоев:
- Именно так. Все упирается в это. Но запомните, что я не стою на позициях психоанализа и его понимания проблемы бессознательного. Фрейдовское деление психики на Я, Сверх-я и Оно не в полной мере меня устраивает. В нашем делении психики на структуры мы имеем:
Высшее Аз (Я), личное Со (Я) и Я-Отражение, или телесно-физиологическое Я, которое с древнейших времен было символизировано термином Нара, Нарт. Как тепло от пламени, так энергии Высшего Аз (Я) отражаются в зеркале материи тела, и как блеск от света энергии личного Со.(Я) отражается в том же зеркале материи тела. В результате тело ведет себя как некое Я (Нара) частью отражено-активно-бессознательное и частью отражено-пассивно-сознательное. Эта структура Я - Отражения (Нара) отвечает фрейдовской структуре Оно. Структура "Со" отвечает фрейдовской структуре Я. Но 3. Фрейд не знает структуры Аз (Я). У него структура Сверх-Я возникает в результате отождествления себя структурой Я ребенка с отцом или другим взрослым существом. То есть Сверх-Я у него - это результат отождествления себя нашим личным Со (Я) с другим человеком в раннем детстве. Учение 3. Фрейда частью для нас приемлемо, а частью неприемлемо. У него понятие Бога и религиозное сознание вырастает из иллюзорного Сверх-Я, как результат идентификации себя со взрослым человеком-ребенком в раннем детстве. Но мы сейчас не будем углубляться в основы психоанализа. Мы его считаем недостаточным учением. Мы просто привели пример из действующей науки и психоаналитической практики современного мира. Но если западноевропейская наука относительно недавно вышла на уровень понимания проблемы бессознательного, то галгайская цивилизация за миллионы лет до возникновения самой Европы как материка разрешила все вопросы психического в нас на высочайшем философском уровне понимания. И при этом колоссальную культуру построила на этом учении.
А. Газгириева:
- С делением психики на два полюса все понятно. Но почему вы считаете, что местоимения Аз и Со галгайского языка обозначали или представляли эти полюса психики?
Б. Куккурхоев:
- Употребляя местоимение Аз (Я) нельзя сказать "Я есть". То есть нельзя выразить мысль о своем существовании, бытие-есмности, явленности. Нельзя употребляя Аз (Я) сказать, чем я являюсь. Бессознательное не имеет бытия-есмности. Оно существует как бы не имея бытия. Оно всегда было, не начав когда-либо быть. Оно одно-единое, но не с точки зрения исчисления. Мы называем Его бессознательным Высшим Аз (Я) не потому, что считаем Его не имеющим разума, а потому что Оно отличается от сознания и в Него не проникает обыденное сознание. Нельзя, употребляя Аз (Я), поместить себя во времени и в пространстве. Можно выразить свое действие в них, употребляя Аз (Я). Во времени и в пространстве мы помещаем себя, употребляя Со (Я). Нельзя, употребляя Аз (Я), сказать какие действия совершены над вами. Но можно сказать, употребляя Аз (Я), какие действия совершимы. Над вами же действия совершаются как над личным Со (Я). Личное Со (Я) пассивно по своей природе и никаких действий совершать не может. Оно может, когда ему дается, проявлять намерения, побуждения к действию (Со ди воал - Я намериваюсь делать), но действия при этом для него и за него по беспричинной милости совершает Высшее Я (Аз до - Я делаю). Но потом личное Со (Я) приписывает себе действия, испытывая иллюзии типа "Со ва дер" - Я есть делающий. Если бы вы были богословом суфийского толка, то вы бы сейчас поняли смысл утверждений в Коране, что Аллах творит вас и ваши действия, и пояснение богословов, что человек не совершает и не может совершать своих действий, что он только приобретает свои действия. И вы бы поняли утверждения в исламе, что за каждое деяние воздастся по намерениям (нияту / нигиту). Потому что действия совершает Высшее Аз (Я), а Оно не является объектом воздаяния, но намерения принадлежат личному Со (Я), которое является объектом воздаяния. Высшее Аз (Я) еще называется Отрицательно-Сущим, так как о Нем можно говорить с наших слов только перечисляя, чем Оно не является. То есть Оно уподобляет, а Само не уподобляется. Оно сказывает, но Само не сказуемое.
Так
"Аз си вувц" -Я рассказываю о себе, означает, что Высшее Аз (Я) рассказывает о личном Со (Я), которое по неведению склонно отождествлять себя с Высшим Аз (Я). Кто и когда создал галгайский язык я не могу сказать. Но я знаю одно, что философия, отраженная в его структуре, древнее вселенной и ее бытия. Ибо бытие начало быть и начало быть как бытие-есмность вселенского Со (Я). Bсe-единое личное Со (Я) одно-едино с точки зрения исчисления, и в действительности есть единая душа, из которой созданы мы все. Высшее Аз (Я) одно-единое не с точки зрения исчисления и является Создателем-Творцом единой души, исчисляемой Им. Нет двух богов, ибо все-единая свет-душа (Са), обретающая сознание личного Со (Я) после пробуждения, сотворена во времени и в пространстве Высшим Аз (Я), не обусловленным временем и пространством, ибо и они Его творение. В древности некоторые полупосвященные создали учение о двух единых и равных богах, что является абсурдом. Они неправильно поняли, что все-единая душа с точки зрения исчисления, какой бы великой и безграничной она ни являлась, ;сотворена одним-единым не с точки зрения исчисления Высшим Аз (Я).
А. Газгириева:
- Вы приводите примеры из ислама. Можно ли проводить такие параллели?
Б. Куккурхоев:
- Милостью Аллаха мы никого не собьем с толку. Мусульмане обязаны изучать период джахилии или язычества. Начиная с первочеловека Адама, никакой иной религии Аллах, кроме ислама, не давал человечеству. Все пророки получали ислам, и разница состояла только в их шариатах, в культурообразующих особенностях. Этот ислам - религия Аллаха, искажался и люди скатывались в язычество и идолопоклонство. Исследование язычества с целью выявить в нем следы искаженного ислама и тем самым доказать на исторической почве о первичности и начальности ислама для человечества - вот главная задача мусульманина, исследующего следы искаженного монотеизма в период язычества. Вся сущность ислама заключается в утверждении, что Аллах один-един, что Он не рожден и не родил, что Он не отец и не сын, что не равен Ему ни один, что нет ничего подобного Ему, что Он творит,что пожелает, что Он объемлет взоры, а Его не объемлют взоры, что Он слышащий, видящий, что Он, если скажет вещи будь, то она возникнет, что нет божества кроме Него! Все эти положения ислама находят себе подтверждение или некие аналогии в философии галгайского языка. Но многое исказилось в период язычества и понимание было потеряно.
А. Газгириева:
- А что именно было искажено?
Б. Куккурхоев:
- Например, ныне фраза в устах отца или матери "Аз 1овяв" означает "Я родил". Но изначально это означало, что Высшее Аз (Я) сотворило-создало (вяв) по направлению сверху вниз (1о). Фраза "Аз наб яьй" - Я спал, изначально означала, что Высшее Аз (Я) создало-произвело (яьй) наб (сон) как некий покров для личного Со (Я). В действительности Высшее Аз (Я) не рождено и не родит и не объемлют Его ни дремота, ни сон. Я старался ранее избегать таких сравнений с исламом, чтобы проходимцы не использовали учение в целях дезориентирования доверчивых людей. Философия галгайского языка ни в коем случае не должна служить дубликатом религии. Ислам - религия Аллаха. Мухаммад - печать пророков. Коран - творение Аллаха. Сунна Пророка - образец практики ислама. Все, кто захочет что-то сверх этого - те сбились с пути. Наша задача состоит не в том, чтобы реанимировать древнюю религию галгаев, а только в том, чтобы отыскать в язычестве следы искаженного монотеизма, сокрытого корпорацией жрецов, показать его содержание частью в культуре, и максимально использовать результаты исследований не в религиозных, а исключительно в научных целях. Поэтому мы предупреждаем, что тот, кто посчитает философию галгайского языка дубликатом ислама - тот сбился с пути и будет в числе заблудших. Все наши исследования и довольно смелые рассуждения носят только чисто научно-познавательный характер.
А. Газгириева
- А с другими религиями вы проводите параллели?
Б. Куккурхоев
- Я стараюсь не проводить насколько возможно параллели с какими-то ни было религиями. Меня мало волнует, согласуется или нет мое видение с любой наукой и с любой религией. Я хочу понять культуру предков изнутри самой культуры, а ее без понимания философии галгайского языка невозможно понять. Меня также мало волнует ,что будет найдено в основании: истина или заблуждение. Если они заблуждались, то я хочу знать и понять в чем и почему? А если они владели истиной, то я хочу знать и понять, откуда к ним пришло понимание истины: с небес ли, со стороны ли, изнутри ли самих себя? Я вижу колоссальную культуру, основанную на философском разуме - на разуме, постигавшем не только окружающий мир, но и самого себя, свое назначение, свою природу, свою цель. Если они понимали всю философию своего языка, а они ее понимали, ибо она ими воплощена в культуру во всех ее построениях, то что они были за люди, или какое сознание имели? Ежедневно и ежечасно быть носителем языка-философии, живя в нем как рыба в воде, они не могли не достигнуть высочайшей и предельной мудрости, на какую только способен разум, кому бы он ни принадлежал на небесах или на земле.
А. Газгириева:
- Будем надеяться, что ваши объяснения будут достаточными.
Б. Куккурхоев:
- Ясности и понимания никогда не бывает достаточно и тем более много. Мы должны вскрыть и показать всему миру содержание нашей культуры. Мир должен признать нас не только способными потребителями культуры, но и древнейшими производителями или создателями культуры с глубочайшим философским содержанием. Ни одна культура не может вырасти в мощное древо без идейной основы. И наша культура выросла из идейной основы нашего языка.

А. ГАЗГИРИЕВА



Бала беча воханзар из

Веза-Воккха волча Дала саг ва аьнна хьакхоллача хана кхалчун а ма1ачун а, х1аранена ше-ше декхараш т1адахкад. Уж да пхи параз кхоачашделгеи, ийман, сабар, эхь-эздел хилари. Цхьа моллаг1чун в1ашт1ехьдалац уж кхоачашде. Уж деррига декхараш ц1ена кхоачашдеш хьавеначарех ва ала мегаргда Ч1емхильганаькъан 1асолта Мухьмад.
Из ваьв 1917 шера Ачалкхе. З1амигача Мухьмада ираз хиланзар ший да вовза, цун хьехамга ладувг1а. Берах кхийна къона нускал а дуташ, ц1аьхха лазар а кхийтта, Даьла кхеле д1авийрзар 1асолта. Из бала гаьна балале, цох хинна чов ерзалехьа пехкашта лазар а кхийтта валар шу даьнна мара воаца Мухьмада з1амаг1волча веший Ахьмада а.
"Цхьан бера жерал деш яг1аргьяц, е из доаг1аш а дац", - аьнна д1ац1айигар Мухьмада нана даьша.
- Шозлаг1а тха юрта маьре енаяр са нана, - яхаш дувцар Мухьмада, шийна цох хинна халахетар дагалувцаш.
Да-нана доацача бонах къахетар даь-даьна. Шийтта шу даллалца цунца ваьхар со.
Х1аьта даь-да кхелхачул т1ехьаг1а даьвошас Лир-1аьлас хьаийцар ший веший во1. шийволчул башха ца хеташ лелавора цо из. Лир-1аьла наха лоарх1аш саг вар, паччахьа эпсар хиннавар из. Наьха цу хана хинна йоацача бесса таро йолаш саг а вар из. Даьвошас вурийтта шу даьлча саг йоалайир Мухьмада.
- З1амига вац Мухьмад, вахаро яьча човнаша воккхаваьв из, - оалар цо, саг хьалха йоалаю аьлча.Хьал-таро дика йола нах кулакаш беш, боахам д1а а баьккхе, чубехкаш хинна ха яр из. Эггара хьалхарчарца 1аьдал коа дера Лир-1аьлийна а.
Х1аьта вож Г1алий т1а ваха ц1аг1а хиннавацар.
- Со ва укх ковна да, - аьннадар 1аьдалага Мухьмада. Даьвешийна меттел йиъ шу ха а теха, суд а яь чувеллавар Мухьмад. Фу лаьрх1а даьд 1а из аьнна шийга хаьттача, набахтера цо яздора:
"Со з1амаг1а а ма вий, ха к1езигаг1а тоха а мег сона", аьнна. "Сагот ма де, диъ шу дукха ха яц, кастта в1аши гургда вай".
Мухьмад лаьца воаллаш, ц1аг1ара каьхат дера д1айха лазар а хинна ц1еннана Мадинати во1 Къурейши кхелхаб, аьнна. Шийна хезачул халаг1а б1ил кхы хозаргдац аьнна хийтар Мухьмада, бера каьхат 1о а дежа б1аргашка боад етташ ваг1ар из.
Дагаухар дукха ха йоаццаш набахте т1ехьа енача сесага марх1аваьлла во1, хьалхара из ярах доастама хеташ во1 марх1аволла лоарх1а ца веш ше лаьтта. Х1аьта а дас хаьстар к1аьнк, марх1авеллар, кертах кулг хьекхар.
Ванаг1а г1а да-хьог1 ер, аьнна хетар цунна, тешалацар ший дезал боацаш хилараг1.
Диъ шу а даьккха набахтера аравоалача хана 23 шу мара даьнна вацар Мухьмад. Бакъда, цох саг тешаргвацар, 33 шу даьлча санна хеталора цунна б1арахьежача, корта лоа мо к1айбеннабар. Б1аргашка латта дохк д1адаьннадацар. Кулакаш даьча хана д1а-юха дийкъадар акхар хинна лаьтташ, хьайбаех х1ама дисадацар Лир-1аьлар коа. Дика могаш вацар Лир-1аьла ше а. Хьалкхийнабар даьвеший дезал. Колхозе тайп - тайпара балхаш де волавелар Мухьмад. Нахаца дукха д1аувш вацар къамаьл дира т1ера воаца из.
З1амига бер долча хана лерг лаза а даьнна, цу хана денз цхьан лерга къора вар Мухьмад, из бахьан эскаре ца вугаш а висавар из. Х1аьта кулакаш даьча хана мича дахар ца ховш дайна д1адаьлар военкомата хьаденна уж каьхаташ. Цу хана Сталина амар даьнна хиннадар эскаре ца болхаш хьулалуш лелараш суд е еш набахте чубохка, аьнна. Иштта шозлаг1а 1аьдал коа а дена, лаьца д1авигар Мухьмад, мелла даьвоша оарцаг1валарах х1ама ца хулаш. Хьалха санна Бурот1а а ца вугаш, х1анз Казахстане вигар из. Цига из волаш хацар Мухьмада г1алг1ай къам мехках а даьккха Казахстанеи Юкъерча Азеи 1одигалга. Набахте 1ийшача халонех, цига бехк-гунахь доацаш хало озаш хиннача нахах дукха дувцар Мухьмада ше мукъаваьнна ц1авеча. Мукъаваьлча Павлодаре ваха хьавера из. Цига йоалайир цо шозлаг1а саг. Даьвоша а венналга хайра цунна, вай арадахалехьа хьалхха. Даькъастен лаьтта из д1авелла к1езиг-дукха са1ехам-м хулар цунна.
Сталин венна к1езиг-дукха ха яьлча наха парг1ато хьаяьлар. Г1алг1ай ц1аберза болабелча, хьалхарчарца ц1авийрзар Мухьмад а ший дезалца. Х1анз дукха ви1ийи йи1ийи бераш да Мухьмада коа ловзаш, цхьабараш боккхий а хиннаб царех. Х1аьта Мухьмад ше 87 шера ваьхар. 2004 шера март бетта Даьла кхеле д1авийрзар из денал дола, халои балеи дукха лайна къонах. Дала вийрза моттиг даькъала йойла цун.

З. ЧАРИЕВА



Великий Халиф имам Али ибн Абу Талиб

Всевышний Аллах1 говорит в Священном Коране: "Среди мусульман есть мужи, которые верны завету данного ими Аллах1у. Среди них есть и такие, кто исполнил свой обет, есть и такие, для кого срок его исполнения еще не наступил, но они ни в коей мере не изменили (завету)" (33:23).
Эти слова Всевышнего в полной мере относятся к четвертому из праведных халифов Али ибн Абу Талибу (Да будет доволен им Аллах1), который был мужем дочери пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах1 и приветствует) Фатимы.
Он был одним из первых, кто принял ислам, и еще при жизни был обрадован вестью о пребывании в Раю. Али (Да благословит его Аллах1) был очень храбрым, мужественным и набожным человеком, и вел аскетический образ жизни. Он был одним из выучивших Коран наизусть. Имам Али (Да будет доволен им Аллах1), также известный как великий проповедник ислама. Он рано повзрослел, он опережал своих сверстников умом и силой. Его отличала редкая храбрость. С кем бы он ни боролся или ни выходил на поединок, всегда одерживал победу. Будучи юношей, он бросал вызов самым храбрым мужчинам. Он принимал участие в самых опасных битвах с язычниками. Так, в битве у рва (аль-Хандак) он осмелился вступить в схватку с Амром ибн Вадда аль-Амири, обладавшим редкой силой и сноровкой. Когда Амр с маской на лице бросился ко рву и обратился к войску мусульман, вызывая на поединок, Али (Да будет доволен им Аллах1) спросил Пророка (Да благословит его Аллах1 и приветствует): "О посланник Аллах1а, можно я выйду к нему?" Пророк (Да благословит его Аллах1 и приветствует) ответил: "Сядь, это же Амр". Амр продолжал: "Найдется ли среди вас мужчина, который выйдет на поединок со мной". Али (Да будет доволен им Аллах1) вновь сказал: "Я выйду к нему, о посланник Аллах1а". А Пророк (Да благословит его Аллах1 и приветствует) в ответ: "Сядь, это Амр". Но Али (Да будет доволен им Алах1) не успокоился: "Я выйду, даже если это Амр". Он просил пока посланник Аллах1а (Да благословит его Аллах1 и приветствует) не позволил ему и не совершил для него ду1а.
Али (Да будет доволен им Аллах1) вышел на поединок с Амром. Амр посмотрел на него, приняв за ребенка, и спросил: "Кто ты?" Тот ответил: "Я Али". Амр спросил: "Кто твои дяди, которые старше тебя? Я не хочу проливать твою кровь". Али (Да будет доволен им Аллах1) ответил: "Однако я готов пролить твою кровь". Амр разозлился, спрыгнул со своей лошади и направился к Али. Они бились, пока Али (Да будет доволен им Аллах1) не победил и убил Амра. В день сражения с многобожниками при Бодре Али (Да будет доволен им Аллах1) вышел на поединок с ибн Утбой аль-Валадам и убил его. А вместе с дядей Пророка (Да благословит его Аллах1 и приветствует) Хамзой (Да будет доволен им Аллах1) он сразил Шайбу ибн Рабна. Таким образом, Али продолжал выходить на поединки, бросая вызов самым храбрым воинам противника, сражаясь рядом с посланником Аллах1а (Да благословит его Аллах1 и приветствует). И всякий раз Аллах1 даровал ему победу. О храбрости Али мы знаем и по тому историческому факту, что когда Курейшиты задумали убить посланника Аллах1а (Да благословит его Аллах1 и приветствует) спящим, Али занял его место и спал в его постели. Это была ночь, когда Пророк (Да благословит его Аллах1 и приветствует) отправился из Мекки в Медину.
Аль-Бухари и Муслим привели от Сихля ибн-Сада, что день сражения при Хайбаре посланник Аллах1а (Да благословит его Аллах1 и приветствует) сказал: "Завтра я передам знамя человеку, которому Аллах1 дарует победу. Он любит Аллах1а и Его посланника, и Аллах1 и Его посланник любят его". Сподвижники Пророка (Да благословит его Аллах1 и приветствует) провели ночь, обсуждая, кому будет передано знамя. Когда настало утро, все направились к Пророку (Да благословит его Аллах1 и приветствует), желая получить это знамя. Посланник Аллах1а (Да благословит его Аллах1 и приветствует) спросил: "Где Али ибн Аби Талиб?" Ему ответили, что у него болят глаза. Тогда Пророк (Да благословит его Аллах1 и приветствует) попросил привести его. Когда Али пришел, посланник Аллах1а (Да благословит его Аллах1 и приветствует) увлажнил своей слюной его глаза, совершил ду1а - и Али излечился, как будто и не болел. Посланник Аллах1а (Да благословит его Аллах1 и приветствует) вручил ему знамя и Всевышний в дальнейших сражениях даровал ему победу.
О достоинстве Али существует множество хадисов. Аль-Бухари и Муслим привели от Сада ибн Аби Ваккаса, что посланник Аллах1а (Да благословит его Аллах1 и приветствует) не взял с собой Али в поход на Табук. Али спросил его: "Ты оставляешь меня среди женщин и детей?" Пророк (Да благословит его Аллах1 и приветствует) ответил: "Разве ты не желаешь быть по отношению ко мне тем же, кем был Харун в отношении Мусы (то есть его помощником в делах пророчества, поскольку Харун тоже был Пророком), за исключением того, что после меня не будет Пророка?" Аль-Баззар, ат - Табарани и аль - Хаким привели от Али: "Сказал посланник Аллах1а: "Я - город знаний, а Али его врата". Айша (Да будет доволен ею Аллах1) сказала: "Что касается Али, то он лучше всех знает сунну Пророка (Да благословит его Аллах1 и приветствует)". Несмотря на свои богатые религиозные знания, он никогда не осмеливался выносить фетву, и если его спрашивали о том, чего он не знал, он спокойно отвечал: "Не знаю". Более того, он обучал этому правилу и других. Он говорил: "Пусть человек, которого спрашивают о том, чего он не знает, не стесняется говорить, что Аллах1 знает лучше". Поскольку Али отличали широкие знания, острый ум, верное мнение, то три первых праведных халифа советовались с ним по вопросам шариата и уммы, и он искренне советовал им.
Изучающий биографию имама Али и его отношения с халифами узнает, что они любили и уважали друг друга и вместе делали то, в чем была польза для уммы и религии.

М. БАРАХОЕВ


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru