новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 77 (9766) среда, 7 июня

"Это мой земляк. Я знаю его дух!"

Не по годам стройный, умудрённый жизненным опытом, закалённый в боях Великой Отечественной войны, он прост в общении, и располагает к себе добротой и мудростью.
Хаджимурад Гушкович Долгиев. Ветеран Великой Отечественной войны.
Живёт он на окраине селения Долаково Назрановского района, в своём историческом доме, построенном ещё в 1927 году. Рядом с ним любящие внуки, многочисленные родственники. Рассказывает о замечательных предках, живших в этом доме до него, прославивших не только свой род, но и вошедших в славные страницы истории страны. Дед, его братья, родные:
Долгиев Бунухо Алмазович - полковник царской армии, герой Шипки;
Адиль-Гирей Алмазович - один из первых ингушских просветителей;
Джанчор Алмазович - дед Хаджимурада, участник боёв за освобождение Болгарии.
Прошу рассказать о себе, а Хаджимурад - о народе своём, мудро подводя к тому, что ушедшие в вечность отцы и деды своими поступками и делами прокладывали путь, оставляя добрые имена. Им неведомо было понятие малодушия. Они имели мужественный дух. На просторах России Долгиевы принимали участие в судьбоносных событиях, и при этом помнили, что поступки каждого будут эхом отзываться на детях и внуках. Потомки таких людей должны быть сильными.
Опасность, нависшую над Родиной в 1941 году, Хаджимурад принял всей душой.
Шёл конец 1942 года. Хаджимураду было 17.
В Чечено-Ингушетию в это время пришёл запрос на призывников в Кавалерийский полк. В г.Грозный стали проходить медкомиссию. По её результатам многие могли не попасть на войну, и 211 молодых юношей-ингушей, отказавшись от медицинского обследования, написали заявления, в которых просили добровольцами отправить их на фронт. В тот год было призвано 18 000 человек. Таким образом, была сформирована кавалерийская группа из добровольцев - ингушей и чеченцев.
В апреле 1943 года он прибыл в 4-ый кавалерийский корпус, который дислоцировался в городе Азов. Командиром был генерал-лейтенант Кириченко. Некоторое время корпус находился на стадии комплектования. Состоял он из 25 тысяч конников. Переброска корпуса проходила в основном по ночам. Днём выжидали, ночью снова отправлялись в путь. Население сёл и городов понимало и помогало. Помнит Хаджимурад как в Ростове-на -Дону в жилых домах люди прятали их коней. В августе 1943 года они вступили в бой в районе Таганрога.
Первое ранение Хаджимурад получил в сентябре 1943 года. Лечился в госпитале Ростова. Затем снова в строю. Артиллерийской батарее, где воевал Долгиев, вместе с другими воинскими подразделениями предстояло взять Крым.
В марте 1944 года им пришлось переправиться через озеро Сиваш, кому на плотах, а кому и вплавь. "Ну что, кавказец, замерз", - спросил его как-то командир разведывательного батальона. Это был ингуш, Картоев Джабраил. Отважный и смелый командир, имевший авторитет среди солдат и офицеров.
Бои за освобождение продолжались. В это время он и получил извещение о том, что его народ депортирован. Трудно было поверить. Дом, родные, народ… Где силы брать?... Но надо до конца стоять, и Хаджимурад продолжает оставаться в строю.
28 марта 1944 года. Тяжёлый бой разведкой на перешейке от озера Севаш до озера Айгульск… Бой у Сапун-горы. Жестокие рукопашные бои…
Бои под Севастополем. 300 катюш ударили одновременно. Казалось земля горела. Штурмовали 250 самолетов, танковый полк… В это время Хаджимурад был радистом-корректировщиком 15 противотанковой артиллерийской бригады. Успех боя зависел от точности действий этой категории радистов.
С боями подошли они к границам Польши. В сентябре 1945 года форсировали озеро Нарев. В этом бою Хаджимурад получил ранение в голову и плечо.
Запомнился госпиталь, который находился в одном из оставленных имений в гуще леса. Весь окровавленный, с двумя пулями - в челюсти и в плече, пешим пришёл он в госпиталь и прилёг на стоге сена. Мысли невольно перебирали последние тяжёлые бои, погибших друзей… В это время он увидел красивую белолицую медсестру, которая с письмом в руках направлялась к нему: "Вы Долгиев? Я Вас ищу, земляк", - сказала она. Это была Вера Александровна Ревазова. Он признал в ней горянку. С длинными косами, стройная, выдержанная. "Пойдемте со мной", - сказала она. Они шли между рядами раненых. Кто-то вслед сказал: "Ищет своих". В комнате обработала рану на лице. Вспомнили родные места. Дала выпить вина, и сказала, что скоро его позовут на операцию. Хаджимурад вспоминает эту радостную встречу и заботу: "И боли не чувствовалось, и вроде родных повидал". Вскоре его позвали. На операционном столе больным привязывали ноги. И снова в операционной раздался голос Веры: "Не надо привязывать Долгиева. Это мой земляк. Я знаю его дух".
Стояла рядом, всё не давала ему смотреть на руку, над которой работали врачи.
Операцию делали на живую. Новокаин не помогал... От боли туман застилал глаза, но медицинская и просто сестра Вера знала земляка.
Да и кто лучше их самих знает эти народы?!
Он ингуш, она осетинка. Они издавна жили рядом.

И снова Хаджимурад
в строю.
12 февраля 1945 года подошли к границам Германии. Слёзы, крики, радость, артиллерийские обстрелы, катюши... Казалось, всё смешалось в огне. Сколько полегло солдат, сколько жизней простого люда унёс фашизм, который взвинчивался за воротами, на которых было написано слово "Германия". "Это состояние передать невозможно", - вспоминает ветеран войны. Неужели скоро конец?!
Затем бои под Ортельсбургом, Виленбергом, Алинштейном, Кенигсбергом...
Берлин. 45-ый! День Победы!
Хаджимураду всего 20 лет.

В 1946 году, под Новый год, он встретился со своёй семьёй - в Акмолинске Казахской ССР. Об этой тяжёлой полосе жизни ветеран войны молчит… Это отдельная история. Страшное преступление века, свершённое над народами.
В его мыслях и делах главный стержень - свой долг перед Родиной исполнить до конца должен каждый - и в военное и в мирное время.

Кавалер 2-х орденов и 10 медалей Долгиев Хаджимурад Гушкович живёт в своём отцовском поместье. В 1986 году он узнал Веру Александровну из выступления по телевидению. Приехал к ней в г.Орджоникидзе (Владикавказ). Она жила по ул.Тельмана. Тёплая была встреча. Воспоминания невольно воз-вращали те далекие страшные годы. "Благодарен и всегда буду рад помочь", - сказал Хаджимурад, прощаясь.

Память Хаджимурада хранит всё... Голод, инвалиды, разрушенные города...
Боевые друзья, дороги войны, Знамя над Рейхстагом!
Они отстояли этот мир, знают цену, и с высоты своей жизненной мудрости понимают руководителей, ответственных за судьбы людей, за возрождение былых традиций дружбы и взаимопонимания между народами, так необходимых сегодня и всегда.

З. ДЗАРАХОВА



Школа безопасности

На днях в парке культуры и отдыха г. Малгобек прошли соревнования среди учащихся школ Малгобекского района и г. Малгобек по программе "Школа безопасности".
Целью этого мероприятия являлось формирование у учащихся практических умений и навыков поведения в экстремальных ситуациях, сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, стимулирование к здоровому образу жизни, совершенствование морально-волевых качеств и физического развития подрастающего поколения.
Осуществляли мероприятие руководство, сотрудники Центра детско-юношеского туризма и краеведения (директор Р. Богатырев) и Управление образования Малгобекского района и города Малгобек.
Команды в составе пяти юношей и трех девочек принимали участие в соревнованиях. В программу входили такие услуги, как установка, и снятие палатки на время, преодоление полосы препятствий, вязка узлов, "маятник", "воздушка" (навесная переправа), зона заражения (в противогазе), "кочки", "бревно".
Детям также было задано много вопросов по доврачебной помощи, знаниях лекарственных препаратов, определению топознаков, азимута на ориентир, глазомерной оценки расстояний, определению высоты объекта и по сигналам бедствия. Предварительно командами были подготовлены стенгазеты по программе безопасности жизнедеятельности и экологии, которые они защищали перед жюри.
В соревнованиях принимали участие почти все школы района и города (16 районных и 6 городских).
Сотрудники "Службы спасения" и управлений внимательно следили за соревнованиями.
Подводя итог соревнований среди городских школ, первое место заняла команда школы-интернат №4 (тренер Гендергуноев Э.А.), второе место - СШ №6, третье место - СШ №8. Среди районных школ первое место заняла команда СШ №7 с. Пседах (тренер Хазбулатов Д.С.), второе и третье место, заняли учащиеся СШ № 22 и СШ № 17 соответственно из с. Верхние Алачуки.
Нужно отметить, что хорошо подготовлены были команды школ №№ 12, 25, 19, гимназия №1, уступившие совсем немного ачалукским ребятам. Право на участие в республиканских соревнованиях заняли команды школы-интернат № 4 г. Малгобек и СШ №7 с. Пседах.
Огромную благодарность выражает директор ЦДЮТи К Р.Х. Богатырев администрации г. Малгобек за награждение победителей и призеров. За первое место был подарен телевизор, за второе - DVD - плейер, за третье - настенные часы. Также большую благодарность и огромное спасибо выражает Р. Богатырев сотрудникам службы спасения Малгобекского района за оказание помощи в проведении мероприятия.

Р. КАРТОЕВА



Точное определение даты основания того или иного населенного пункта, возникновения исторического памятника, скажем, XVIII, XIX веков представляется весьма трудной задачей. Сомнения в достоверности этих дат в какой-то мере могут быть сняты с установлением официальных названий населенных пунктов и исторических памятников, которые зафиксированы архивными документами (письменный материал, всех видов картография и т.д.). При отсутствии важных исторических документов или до их выявления в определении дат основания населенных пунктов, памятников обычно пользуются преданиями, значительно позже зафиксированными исследователями со слов очевидцев этого события или же по наследству переданной информацией об исторически далеком факте.

К большому сожалению, даты основания многих сел Ингушетии не соответствуют архивным материалам, имеющим на этот счет конкретные исторические документы. Сегодня, когда некоторые исследователи работают с желанием создать достоверную историческую базу, игнорирование этого вопроса представляется не безобидным делом.
Имеются случаи, когда журналисты, историки и учёные в своих интерпретациях на данную тему за основу берут не архивные материалы, не исторические документы, а всевозможные "предания", которые, как мы знаем, из уст разных информаторов звучат по-разному. Причем авторы подобных интерпретаций за истину выдают устные, нигде не записанные информации, игнорируя факты публикаций статей, книг, архивных документов.



ИСТОРИЯ НЕТОЧНОСТЕЙ НЕ ТЕРПИТ

Некоторые пояснения дат возникновения населенных
пунктов Назрановского района и Назрани.
В изданной мной книге "Ингуши, история и века родословий" (Нальчик, "Эльфа", 2003) имеется, как мне представляется, немало архивных и других документов, приводится большой материал из записей этнографа XIX века Албаста Тутаева, на 50 лет раньше профессора Л.П. Семенова описавшего первую каменную башню Овлурга Мальсагова, расположенную вблизи Назрановской крепости. Албаст Тутаев воспроизвел рассказ об этой башне со слов 90-летнего старика. Начало ее строительства было заложено Сурхо, а его младший сын Овлург Мальсагов в начале XIX века завершил башню.
В этой же книге имеется материал о первом поселенце Назрани Карцхале Мальсагове. Родился он примерно в 1740 году. Значит, его поселение в Назрани могло состояться не ранее 1770 года. Эта информация близка с данными известного и ответственного исследователя прошлого столетия Н. Волковой, зафиксированными в ее труде "Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII - начале XX века" (М., 1970). В упомянутой моей книге есть архивные данные, а также данные этнографа Албаста Тутаева о первом почетном старшине Назрановского общества Гайти Байбатыровиче (Бятаровиче) Мальсагове (родился примерно в 1780 г. и умер, как явствует послужной список, в 1846 г.).
Как отмечалось, прежде чем воспроизводить родословную Мальсаговых, мной были выявлены более 50 архивных и печатных документов, тщательно изучены этнографические записи Албаста Тутаева. Вместе с нынешними потомками Карцхала Мальсагова обследовал место первого поселенца Назрани - площадку, резко обрывающуюся у реки Сунжа. Расположена она в 500 метрах от края забора Назрановской крепости и разделяется автострадой. И ныне эта площадка охраняется потомками Карцхала. Сами они говорят, что более 100 лет назад из-за трудностей доставки воды спустились вниз к речке Назрань. Это я к тому, что в упомянутой моей книге содержится определенная информация о времени основания тех или иных населенных пунктов Назрановского района, в том числе и самой Назрани, об истории их названий. Она, эта информация, имеется и во многих работах исследователей нашего края. И непонятны поэтому причины попыток некоторых авторов представлять эту историю в искаженном виде.
Так, в газете "Сердало" от 16.03.06г. была опубликована статья И.А. Дахкильгова "О том, как начиналась Назрань". В ней автор пишет, что "историческая наука - самая строжайшая из наук - оперирует непреложными фактами и не допускает вымыслов". С этим утверждением невозможно не согласиться. Нельзя отвергать и упреки И.А. Дахкильгова в адрес тех, кто опрометчиво фиксирует неправильные даты основания того или иного населенного пункта Ингушетии, необоснованно связывают их названия с личностями, не имеющими отношения к возникновению этих населенных пунктов. Однако сам автор статьи, к сожалению, чаще оперирует не историческими фактами и документами, а преданиями, различными данными, полученными в результате устных бесед или почерпнутыми из записанных кем-то песен. Хотя И.А Дахкильгов, надо отметить, имел под рукой эти документы. К примеру, документы, включенные в мои книги - уже упомянутую "Ингуши, история и века родословий" и "Ингуши, краткая история их участия в войнах России" (Изд-во РИА на КМВ, 2005).
В первой книге приведены ранее выявленные и никем не опубликованные фрагменты политико-административных или административных карт за 1830, 1834, 1842 и 1852 годы. Если бы И.А. Дахкильгов внимательно проследил место расположения селения Гази-Юрт, о котором рассказывается в статье, то обнаружил бы, что на карте 1830 г. этот аул называется аулом Ганджаби Мальсагова, а на карте 1834 г. назван аулом Гандебей. На двух других (за 1842, 1852 гг.) картах этот населенный пункт именуется как аул Мальсагова (см. стр. 31-34).
Вторым воспроизведенным в книге архивным документом является "Прошение военному министру А.И. Чернышеву" от 13 июня 1842 г. (см. стр. 199-202). Одним из семерых, подписавших это прошение офицеров (прапорщиков и старшин ингушских аулов) является основатель одноименного аула Ганджаби Мальсагов. Его подпись под "Прошением" значится второй (РГВ. П, ф1268, оп. 1, д.3115; РГВИА, ф. 405, оп. 6, д. 6469; ЦГИА, ф. 13454, оп. 2, д.294).
Наверное, автору стоило обратиться к приведенным выше архивным документам, а не связывать название села ГIази-Юрт с якобы основавшим его Оалжами Г1ази (ГIази сын Оалжама). Не старинная песня, даже записанная таким авторитетом, как Магомед Джабагиев, должна служить основой подобного рода концепции. Ее следует выстраивать на документальной базе, коль такая база имеется. И.А. Дахкильгов проигнорировал наличие на этот счет документов. Не хотелось бы думать, что в таких вопросах кто-нибудь считает себя истиной в последней инстанции.
Есть смысл поведать о том, кто такие Г1ази и Ганджаби Мальсаговы. О них, кстати, я знал задолго до выявления приведенных мной документов (см. там же родословную моей ветви - стр. 195-202)
У прямого моего предка Чоры Г1анчовича были сыновья: от старшей жены Г1ази - 1766 г.р., и от младшей жены - Г1ашли - 1790 г.р. и Г1анджаби - 1796 г.р. В начале XIX века, когда сыновья Чоры переселились к роднику и к ним позже подселились несколько семей других ингушей, поселение стало называться в честь старшего из братьев Мальсаговых Г1ази- Ков. И только в 1830 году, после назначения самого младшего из трех братьев, прапорщика милиции Ганджаби, старшиной этого аула населенный пункт стал официально называться именем Г1анджаби Мальсагова - аул Г1андебей или просто аул Мальсагова. И только после гибели Г1анджаби в сражении с отрядом Шамиля ингуши вновь стали называть данный населенный пункт аул Г1ази-Ков. А когда аул разросся числом жителей, он стал называться Г1ази-Юрт.
Об истории этого аула нам часто рассказывал внук среднего брата ГIашли, наш дед Хасбот-мулла Мальсагов (1874-1944 гг.). Работая над составлением родословной ветви Мальсаговых, мне удалось архивными документами подтвердить эту историю. Поэтому считаю ошибочной указанную на установленном у въезда в Гази-Юрт дату основания этого населенного пункта 1929 год. На самом деле оно основано на 100 лет раньше братьями ГIази и ГIанджаби Мальсаговыми.
Далее, мне хотелось бы дать пояснения относительно приведенной И.А. Дахкильговым примера из исторической работы Дошлоко Доховича Мальсагова "О некоторых непонятных местах в "Слове о полку Игорове".
Профессор Дошлоко Мальсагов в своей работе приводит пример одной из ветвей рода Мальсаговых. "...Легендарный Малсаг имел сына Моарзаг1а - (в переводе "щипцы"). У Моарзаг1а были сыновья: Овлург - в переводе "ягненок"), Хурс - "поросенок", Ч1одж - "ущелье", "рот", Бьатар - "батыр" (тюркское слово) и Бекмурза - "Бек" - тюркское, "Мурза"- иранское. От этих лиц происходит пять ветвей рода Мальсаговых".
В связи с изложенным и хотелось бы дать пояснения. Уверен (эта уверенность подтверждается еще и беседой, состоявшейся с Д.Д. Мальсаговым в 1960г.), что Дошлоко Дохович при обосновании личности одного из легендарных героев половца Овлур (Лаворь), спасшего князя Игоря, безусловно, не ставил цель воссоздать историю родословной фамилии Мальсаговых, так как он этим не занимался. Его интересовали лишь доказательства того, что Овлур (Овлург) - это с незапамятных времен распространенное среди ингушей имя. И выше перечисленные имена он привел как пример одной из ветви по Моарзаг1у, от сыновей которого возникают пять ветвей Мальсаговых. А пояснения сводятся к тому, что, во-первых, Моарзаг1 является не сыном Малсага, а внуком. Во-вторых, Овлург - не сын Моарзаг1а, а двоюродный внук. В-третьих, помимо названных четырех сыновей (Овлурга исключаем) у Моарзаг1а были еще два сына - Долакь, ушедший в Чечню и Марзбик (Марзабек), который как и Бекмарз (Бимарз) вместе с братом Сурхо в 1761, 1769 гг. участвовал в подготовке переговоров в Кизляре о вхождении ингушей в состав России.
В 1770 году их усилия завершились подписанием договора с Россией.
Поэтому полагаю, что первый поселенец Назрани Карцхал Мальсагов основал свое поселение сразу же после подписания этого договора - в 1770-1771 гг. Полностью поддерживаю предложение И.А. Дахкильгова увековечить эту легендарную личность. Сегодня, когда ингуши воздают должное славным сынам народа, думается, жизнь и дела основателя всеми нами любимой Назрани Карцхала Мальсагова вполне заслуживают того, чтобы она была увековечена в памятнике, в названиях улиц и т.д.
Но никому не должно быть позволительным навязывать людям неподтвержденное архивными материалами, документами суждение о тех или иных событиях, исторических фактах. Сегодня любая историческая фальшь легко проверяется архивными подтверждениями. От нагроможденных в нашей истории всевозможных интерпретаций нам в любом случае придется освобождаться. Правда, стоит это будет куда дороже, чем формирование искаженных представлений о нашем прошлом.

Ахмет МАЛЬСАГОВ,
профессор,
член-корреспондент Международной генеалогической академии,
заслуженный деятель науки и техники ЧИАССР,
председатель ингушского историко-родословного общества


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru