новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  4 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 70 (9759) четверг, 25 мая

Внедрение народного образования и просвещения в Ингушетии

Бег времени, отдаляющий прошлое от настоящего, создающий историю целых эпох, помогает нам обрести в будущем более современные навыки. Однако, не заложив фундамент, нельзя строить стены. Именно от основы зависит многое.
Сегодня мы являемся свидетелями того, как цветет и развивается наша республика, как гармонично сплетаются стабильность и прогресс, ведущие к улучшению жизни людей, того, какие условия существуют для развития образования наших детей и студенчества. Безусловно, сделано немало…
Однако, приоткрыв завесу истории, мы понимаем, сколько сил, терпения и мужества нужно было нашим предкам для заложения тех основ, которые развиваем мы.
Внедрение народного образования и просвещения в Ингушетии стало одной из сложных задач становления и организации нации.
Царизм сознательно держал простой народ (особенно нерусских) в необразованности, открывая школы лишь с целью укрепления своего господства и подготовки преданного чиновничьего аппарата.
У горских народов Кавказа процент неграмотности был высок. В плоскостных ингушских селах грамотные насчитывались единицами. Еще хуже обстояло дело в горных районах, во многих населенных пунктах вообще не было грамотных. Женщин, как правило, не обучали грамоте вовсе.
История развития учебного дела на Северном Кавказе начинается, в сущности, с середины 19 века, когда был создан Кавказский учебный округ. Перед ним ставилась задача сблизить учебные заведения Кавказа по составу и направлению преподавания с учебными заведениями империи. Но о преподавании на родном языке, об учете национальных особенностей народов Кавказа и создании школ на родных языках народов Кавказа никто не думал.
Хьужери (медресе)- мусульманские школы были в наиболее крупных селах, детей в них учили арабской грамматике и чтению Корана.
В 1870 г. была открыта первая Назрановская горская школа для мальчиков, которая состояла из 1 класса и одного подготовительного.
Лишь в начале 20 века открытие школ и образовательных учреждений в Ингушетии приняло массовый характер. С повышением процента грамотных людей начали появляться школы в селах и горных аулах. Это стало следствием того, что сами ингуши неоднократно обращались к властям с настоятельными просьбами содействия в развитии народного образования.
Несмотря на отсутствие сколь-нибудь серьезного содействия и даже завуалированного противодействия властей в активизации просветительской деятельности среди ингушей, уже со второй половины 19 века многие ингуши начали получать образование, в том числе и высшее, в различных городах России, постепенно формируя слой ингушской интеллигенции. Наибольший процент среди высшего образования составляло военное образование
Первым в этом ряду, безусловно, следует назвать выдающегося ингушского просветителя и публициста Чаха Ахриева, выпускника Неженского лицея, автора многих работ по фольклору и истории ингушского народа, и А-Г. Долгиева, который обучался в Санкт-Петербургском университете и мн. др.
Таким образом, процесс становления образования не стоял на месте.
Уже в 1924-1925 гг. в Ингушетии насчитывается 16 школ и 3 техникума (Индустриальный, Педагогический, Сельскохозяйственный), а в 1933 г. число школ уже достигло 55.
В 1923 г. Ингушетия, первой из национальных областей Северного Кавказа, ввела в употребление алфавит на основе латинской графики.
Листая страницы прошлого, мы приходим к выводу, что народное образование в Ингушетии явилось необходимым средством по ликвидации неграмотности и беспризорности. Это был тяжелый труд, требующий силы воли и терпения.
Но время не стоит на месте. Шаг за шагом мы открываем новые пути, оставаясь в неведении перед лицом будущего, не зная каким будет оно... Но в наших силах привносить в него, через наших последующих поколений светлого, духовного обогащенного и позитивного.
Ниже представлен ранее неизвестный и не публиковавшийся архивный документ, в котором отражена сложившаяся ситуация с народным образованием в период с 1924-1925 гг.

При изложении автором статьи сохранены особенности и стилистика оригинал-текста.



НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

(с 1-го августа 1924 года по 1-е октября 1925 года)
К моменту выделения Ингушетии в Автономную Административную единицу на территории ее существовало 8 школ Социоса с 675 учащимися, при 16 преподавателях. Такая сеть количественно, несомненно, являлась очень слабой и совершенно не соответствовала хотя бы самым минимальным потребностям Ингушетии. Отсюда вытекала необходимость принять все меры к возможному увеличению последней. Первая половина 1924-25 учебного года была сосредоточена, главным образом, на организации материальной базы народного просвещения Ингушетии. Ремонт, постройка новых зданий, изготовление классной мебели, снабжение школ хозяйственными и учебными принадлежностями, топливом, набор педагогического персонала. Далее, по мере приведения в нормальное состояние старых школьных зданий и окончания постройки новых, оно получало возможность открывать новые школы. Так, на 1-е января 1925 г. функционировало 14 школ с 1116 учащимися, а к концу учебного года, т.к. к 1-му июня 1925 г. 16 школ с 950 учащимися (уменьшение количества учащихся произошло в связи с наступлением периода полевых работ). Все учреждения Социоса находятся еще в периоде формирования, так как недоразвились для нормального типа школы пятилетки. Охват детей школьного возраста в истекшем учебном году 10,4%. Нагрузка учащихся на учителя нормальная. На 1925/26 год школьная сеть доведена до 22. Большая часть из них уже приступила к работе, за исключением школ, заканчивающихся постройками.
Открыты школы в следующих селениях: Кескем, поселок Назрань, Кантышево, Плиево, Сурхохи, Экажево, Барсуки, Насыр-Корт, Базоркино, Яндиево, Ангушт, Ахки-Юрт, Галашки, сведения об учащихся представлены 12 школами (963 учащихся).
Школы в селениях: 1.Экажева, 2.Долакова, 3.Ачалуки, 4.Пседах находятся в периоде постройки, при чем в Экажеве и Долакове будут готовы к 1-му ноября и с этого же числа начнут функционировать, а школы в селениях Ачалуки и Пседах будут закончены постройкой к 1-му декабря. Общее количество учащихся в них, если включить сюда и Опытнообразовательную школу, находящуюся в городе Владикавказе Ингушском Педагогическом Техникуме, может быть определена (принимая во внимание ведущуюся запись в школах и не представивших сведения) 1653 человек.
При разделе ГССР в ведение ОНО отошли два техникума 1. Ингушский индустриальный, 2. Ингушский педагогический. В октябре 1924 года был открыт Сельскохозяйственный техникум в крепости Назрань, имеющий целевую установку области, так как население занимается земледелием придерживаясь к остальным формам землепользования.
Для вовлечения женщин в общественную работу 15 января была открыта школа кройки и шитья в селении Насыр-Корт. В целях приведения в жизнь национализации начальной школы, 19 марта 1925 года открыты были курсы подготовки учителей-националов для школ 1-й ступени и ликпунктов на 30 человек, которые 1-го октября дали выпуск в 22 человек. На 1925-26 год существующая сеть профтехнического образования пополняется открытием школы ткачества и подготовительной группы при Ингушском Индустриальном Техникуме последняя ставит своей задачей подготовку ремесленников и мастеров, каковые в Ингушской области совершенно отсутствуют.
В конце 1923-24 бюджетного года ставка для учителей школ 1-й ступени исчислялась в 6 руб. на первый разряд в соотношении 1,5 с переходом на бюджет 1924-25 года повысилась до 7 руб. 50 коп, при отношении 1,8. Зарплата учащих сельских школ в 25-26 уч. г. слагалась из 25 руб. 25 к. субвенционного фонда и 10 руб. из госбюджета. Выплата содержания производилась по 11 разрядным школьным работникам (35 руб. 12 коп) и по 12 разрядными школами (37 руб. 50 коп.), при чем оклад заведующего во всех школах был одинаков.
Учреждения Профобра содержались на средства по Госбюджету. Норма выработки для преподавателей Ингушского Педагогического Техникума и Опытно-Показательной школы при нем была установлена в 15 часов по 10 руб. на 1-й разряд. Оплата поурочно. Норма заработка для преподавателей специальных предметов Ингушского Индустриального Техникума 15 час, для учителей общеобразовательных предметов 18 час. По 9 руб. на 1 разряд.
В Назрановском Сельскохозяйственном Техникуме выплата содержания педагогическому персоналу производилась из расчета по 10 руб. на единицу первого разряда, при норме выработки 15 часов.
Качественный состав Педагогического персонала, приглашенный для культурно-просветительного учреждений Ингушетии, следует признать вполне удовлетворительным: из 98 работников 31 лицо окончило высшее учебные заведения, 63 имеют среднее образование. Двое окончили учительскую Санитарную и два преподавателя имеют среднее образование на арабском языке.
В помощь мероприятию по борьбе с детской беспризорностью, оно полагало произвести работу по вовлечению в Общество "Друзья детей", путем привлечения учащихся и учащиеся ликпунктов, и кроме того, агитацией со стороны школы среди населения в порядке, указанном, согласно положения о ячейках "Друг детей" при Деткомиссиях Северо-Кавказского края. На разосланные Отделом Народного Образования циркуляры, с мест получены были сообщения о результатах этой работы: в большинстве школ и ликпунктов циркуляр получен был слишком поздно, ввиду чего, принятые к выполнению его меры не осуществились до момента окончания занятий в школах, и работа прекратилась, не получив определенных результатов. Лишь школы, недалеко отстоящие от города, сумели сделать некоторые достижения в этой области: 1. школа 1-й ступени в селении Базоркино произвела сбор в размере 30 рублей, устроила благотворительный вечер, давший 110 рублей чистого сбора. 2. Школа 1-й ступени в поселке Назрань, проведя агитацию среди населения, вовлекла 100 человек в общество "Друзья детей", что дало сумму в размере 27 руб. 64 коп. Весь сбор, сделанный этими школами, был сдан в Комиссию по улучшению жизни детей в Ингушской Автономной Области.
В целях борьбы с детской преступностью, при ОНО организованна Комиссия по делам о несовершеннолетних в составе: Председателя, Члена Ингушского Областного Суда, Представителя от Ингушской Области Здравотдела и Секретаря. Юридическое оформление ее произошло 15 апреля 1925 г. За указанный период было рассмотрено 12 дел, из которых прекращено производством 4.
Подводя итог о проделанной работе Отделом Назрановского Образования за 1925/26 учебный год, несмотря на такие крупные препятствия, как: незначительность процентной доли ОНО в местном бюджете, слабая связь с местами, некультурность и отсталость населения, можно отметить следующие положительные стороны: 1. Сделан хороший подбор преподавателей во все учебные заведения Ингушетии благодаря увеличению зарплаты против прежней. 2. Взят правильный подход в области постановки школьного дела. Для того чтобы завоевать население для школы, ОНО производило снабжение книгами и учебными пособиями учащихся, что, наконец, дало весьма существенные результаты, помогло осуществить одну из главных задач ОНО - привлечение. детей в русскую школу. 3. Увеличена сеть культурных учреждений Соцвос, Профобру и Политпросвету. 4. Налажена работа ОНО по разделам, путем приглашения Инспекторов Соцвоса, Профобра и Политпросвета.
Очередной задачей ОНО является: 1. Закончить стройку школьных зданий, 2. Углубить работу по учебно-воспитательной части школы. 3. Принять меры к обеспечению всех школ земельными участками и необходимым инвентарем. 4. Произвести увязку пионерработы с работой школы. 5. Углубить работу Методического Бюро. 6. Для плана и увязки в работе по ликвидации неграмотности организовать Междуведомственную Комиссию при ОНО. 7. Выработать Методический и организационный план поквартально. 8. Усилить руководство ликпунктами, путем совещаний политпросвет работников. 9. Всю методическому работу сосредоточить вокруг Совпартшколы. 10. Усилить работу "ОДН". 11. Начать художественную работу путем руководства драмкружков и организовать сеть кино-передвижек. 12. Разработать издание учебников и учебных пособий для 1-го и 2-го года обучения в школах 1-й ступени.
Ликвидация неграмотности в Ингушетии фактически начата с 1-го декабря. Вначале работа велась в 21 ликпункте, а затем дополнительно было открыто еще три, один в городе Владикавказ, при Союзе Медсантруд. Учащихся насчитывалось до 735 человек далее же, с наступлением периода весенний работ, а также в связи с постепенно ослаблявшимся интересом к занятиям в среде обучающихся, вследствии непонимания русского языка, кадр посещающих ликпункты уменьшался, и к концу года осталось 430 человек. Средняя нагрузка группы была 24 человека, к моменту же выпусков, т.е. к 1-му мая 1925 года дошла до 14. Состав клиентуры по национальности в главной своей массе представляли ингуши и только очень небольшой % русские батраки. По возрасту подразделялись таким образом:
От 13 до 17 лет - 239
17 - 30 - 112
свыше 30 - 79
По Партийности членов и кандидатов РКП - 134
РЛКОМ - 224
Всепартийных - 72
Вся работа по ликбезу проводилась 39 школьными работниками, из которых, ввиду отсутствия подготовленного кадра ликвидаторов, большинство велась по совместительному (31). Зарплата преподавателям русского языка исчислялась в 22 руб. за 2 часа, преподавателям ингушского языка оплата равна 18 рублям за один час. Обучение в 16 ликпунктах велось на русском языке, а в восьми - народном. Опыт работы показал, что обучение русской грамоте националов, не владеющими русской речью является совершенно бесполезным. Результатом пройденного курса является уменье механически читать и писать, не понимая смысла прочитанного, что чрезвычайно ослабляло у учащихся интерес к работе. Вследствие этого необходимо ввести преподавание на ликпунктах на родном языке, увязав его практически с жизнью, путем перевода его производства на ингушский язык, допуская обучение русской грамоте лишь в тех ликпунктах, где учащиеся пожелают того сами, а также в том случае, если только они владеют русским языком. Имея в виду развертывание сети ликпунктов на 25/26 год в более широком масштабе и углубление его по ликбезу, отделом Народного Образования открыты курсы по подготовке учителей - нацменов, которые к 1-му января 1925 года дали первый выпуск квалифицированных преподавателей - националов, количеством в 22 человека. Сеть ликпунктов на 1925/26 учебный год доводится до 64, с пропуска способностью каждого ликпункта на 60 человек с расчетом населения ликвидации неграмотности (мужского и женского) 31%. Распределение пунктов ликбеза по округам следующее
Ачалуковский округ - 13
Назрановский - 24
Владикавказский - 16
Ассиновский - 11

Внешкольная просветительная работа проводилась при помощи изб-читален, библиотеки и клуба. В 1924/25 году функционировало 3 избы-читальни. Работа в них вполне налажена, организованны кружки, периодически читаются лекции, проводятся беседы, населению пишутся заявления и даются образцы. Все же такое количество изб-читален является крайне недостаточным.
27 марта 1925 года началась организационная работа Ингушского Областного Делового Клуба. Ремонт и оборудование помещения закончен к 28 июня с.г. Далее же проводилась организационная работа чисто клубного характера: 1. Сконструировано организационное бюро клуба. 2. Оборудована и открыта читальня. 3. Шахматная комната. 4. Уголок Авиохима. 5. Комната комсомола, и юнсекции. 6. Ленинский уголок. 7. Установлен радиоприемник. В дальнейшем намечается работа: вовлечение в члены клуба рабочих и служащих, устройство лекций с гуманными картинками, вечеров самодеятельности, живой газеты, профагитации. Оживление работы читальни путем создания кружков. Развитие активности среди членов клуба в его работе 20 декабря 1924 года была открыта Ингушская Областная библиотека, имевшая первое время в своем распоряжении 173 тома книг, при клиентуре 79 человек. К отчетному же периоду они располагают 514 томами; посещаемость увеличилась до 105 человек. Обслуживает педагогический персонал Ингушского Педагогического Техникума, технических служащих и учащихся того же Техникума. Областного значения она еще не достигла. Так как находится в периоде формирования.
15 января 1925 года открыта Ингушская Совпартшкола, ставящая своей задачей подготовку политпросвет работников националов, которых в Ингушетии почти не имеется. В настоящее время она имеет 80 учащихся при 7-ми преподавателях. В виду постановки вопроса о национализации Совпартшколы перед Центром, ближайшим заданием ее является усиление преподавания ингушского языка и разработка плана мероприятий по расширению применения его в Совпартшколе.
(ГАРО, ф. 1485, оп. 1, д. 248, л. 69-89 об.)

М. ТАМБИЕВ,
специалист ГАС РИ



Время диктует нам…

Ко второму выпуску младших медицинских сестер по уходу за больными усиленно готовятся сейчас в Профессиональном училище №1 г. Назрань. По просьбе Минобразования Российской Федерации первый набор абитуриентов здесь состоялся еще в 2004 году.
Благодаря пристальному вниманию со стороны руководства училища к качеству подготовки и уровню получаемых знаний, здесь постоянно укрепляется материальная база. Это - различное оборудование, плакаты, муляжи, фрагменты человеческого тела…
Преподают здесь опытные специалисты, такие как Айшат Багаудиновна Томова, Фатима Абуязитовна Нальгиева, имеющие немалый опыт работы как в наших медицинских учреждениях, так и соседних с нами регионах. Под стать им и мастера производственного обучения. Это - Аза Мухтаровна Куштова, Марина Магометовна Леймоева, которые вкладывают в дело обучения будущих медсестер все свои знания и неиссякаемую энергию.
Недавно молодые девушки проходили практику в хирургическом, травматологическом и других отделениях ИРКБ, где они хорошо себя проявили. Яркое тому свидетельство характеристики и письма, которые они представляли в училище. Вот, что говорится в одной из них, за подписью старшей медсестры хирургического отделения Тамары Мальсаговой и заведующего этим отделением Б.Т. Циздоева.
"…За время прохождения практики в хирургическом отделении ИРКБ учащиеся всех четырех групп - № 25, 26, 27, и 28 - показали себя с наилучшей стороны. Они четко выполняли все инструкции среднего медперсонала, активно участвовали в работе хирургического отделения. Водили больных на исследования, доставляли в операционную, помогали процедурным сестрам делать все назначения, начиная от внутримышечных и заканчивая постановкой капельниц. Девушки участвовали в генеральной уборке отделения, которая проводится по графику 1 раз в месяц. Они были очень вежливыми и внимательными по отношению к пациентам. Нам хочется от души поблагодарить преподавателей ПУ-1, которые вкладывают в них все свои знания и готовят хорошую смену нашим медсестрам. Мы рады, что в нашей республике появилось еще одно учебное заведение со столь высоким уровнем профессионализма в подготовке молодых кадров для нашей республики".
Готовя данный материал к публикации в газете "Сердало", я обратился к директору училища Ю.И. Арапиеву с вопросом - как долго и в каком количестве здесь намерены готовить кадры младших медсестер для наших медицинских учреждений.
"Время диктует нам, - сказал Юсуп Иссаевич, - что такие специалисты пока еще нужны и они востребованы.
К примеру, недавно ко мне обратился помощник главы администрации самого большого в нашей республике села Экажево Магомед Хидриев. Сославшись на то, что порой - особенно в ночное время суток - сложно бывает найти специалиста, который сумел бы сделать простой укол, замерить давление или сделать перевязку внезапно заболевшему жителю села, он убедительно попросил меня помочь в подготовке младших медсестер для оказания помощи больным прямо на дому. Он пообещал также подобрать учащихся для поступления в наше училище из числа лучших выпускниц школ села. Подобных обращений немало. К тому же анализ динамики роста численности населения республики показывает, что эта специальность еще долгое время будет оставаться востребованной…"
- Как обстоят дела с подготовкой здесь специалистов по другим профессиям, - спросил я у Юсупа Иссаевича.
- Мы намерены переходить к постепенному сокращению приема по таким специальностям как бухгалтер, а больше готовить специалистов по строительным профессиям: сварщиков, столяров, мебельщиков, как того требует время. Для того, чтобы поднять уровень подготовки будущих специалистов для рынка труда, на территории училища успешно ведется строительство новых учебных корпусов на средства, выделяемые из федерального бюджета.
С вводом их в действие качество и уровень подготовки будет на порядок выше, чем сейчас…

М. КОДЗОЕВ


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru