новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 60 (9749) среда, 3 мая

Межрелигиозный диалог - важный политический аспект современности

В истории человеческих сообществ религия всегда играла огромную роль в развитии мировых цивилизаций, в формировании культурного своеобразия. Она лежала в основе создания государств и социально-политических структур (показательно, что и сегодня американцами широко используется девиз «Да хранит Бог Америку»!).
Пронизывающий мировые религии основной постулат «Спасения» является конечной целью религиозных усилий человека и целых народов. Религия формирует всеобщую связь между людьми, этническими сообществами, нациями, создает единства, превосходящие политические или экономические основания. Поэтому общности, в которых религия играет одну из ключевых морально-нравственных ролей, в сравнении с другими социальными образованиями, являются более устойчивыми и едиными. Именно религиозные общности проявляют самую высокую степень жизнеспособности в периоды социальных сломов и политических кризисов. Они способны обеспечивать социально-экономическое возрождение и сохранение культурных традиций. Религиозные институты и идеология, определяет характер и границы самоидентификации человека и культурно-исторических общностей, формирует образ мышления и поведенческие нормы.
Исторически базовыми религиями, цементирующими российскую полиэтническую общность, были православное христианство, ислам, буддизм, иудаизм. В РФ действуют также многие другие этноконфессиональные и религиозно-культурные общности: католики, лютеране, караимы, старообрядцы и др. Каждая религия, является составной частью мировой цивилизации, и в течение веков, в условиях российского политического пространства, обретала своеобразные черты, идентифицирующие ее с общероссийской самобытностью.

В каждой религиозной системе имеются собственные представления об идеальном социальном устройстве, земной власти и ее носителе, которому вменяется осуществление верховной власти. Высшие принципы религии, ее идейные доктрины, зафиксированные в священных Писаниях и Книгах, становятся важнейшими источниками формированиями не только морально-правовых норм, но и соответствующих им государственных систем и институтов. Следует отметить не только государствообразующую роль религий, но и роль ее локальных специфических особенностей в развитии цивилизационных ареалов.
Христианство и Ислам – две религии, каждая из которых насчитывает порядка миллиарда последователей, оказывает влияние на мировоззрение более 40% населения Земного шара. Несмотря на теологические различия, некоторые из которых весьма серьезны, существуют важные положения, общие для обоих вероучений: вера в Бога, вера в Откровения, в пророков, в Священные писания, в загробную жизнь и в необходимость соблюдать ниспосланные свыше нравственные нормы.
Роль православия и ислама как российских государствообразующих религий отмечена во многих концепциях государственно-конфессиональных отношений, исходя из критерий численности верующих, а также социально-культурных и исторических факторов, сыгравших конкретную роль в создании и развитии российской государственности.
Православие и ислам обладают наиболее универсальным характером воздействия на современный духовный облик народов страны, а также на характер ее социально-политических и правовых институтов.
Российская православная общность, является частью мирового христианского сообщества, также как мусульманская общность является неотъемлемой частью мировой мусульманской уммы, и наряду с другими конфессиями они вносят свой цивилизационный вклад не только в развитие мировой духовной культуры, но играют большую роль в сохранении и развитии духовно-нравственных ценностей российского общества. Православное христианство, ислам, наряду с другими конфессиями, являются важными консолидирующими и стабилизирующими общество факторами, способствующими укреплению российской государственности, в соответствии с религиозными положениями и возможностями каждой религии.
Современная глобализация является одной из сложных и неоднозначных явлений современного мира, которая все чаще сопрягается с вопросами морали, поэтому со стороны конфессий так остро стоит проблема последствий вживания социальных слоев, особенно молодежи, в глобализирующемся мире.
Ислам занимает одно из значимых, после православного христианства, мест в российском цивилизационном пространстве. Отмечено, что исламский мир наиболее остро реагирует на «глобалистский императив». Если это так, то предположительно вовсе не потому, что исламскому миру чужды передовые достижения человеческой мысли, новые технологии. А скорее потому, что во-первых, такая реакция больше устраивает тех, кто стоит за глобализацией и другими глобальными проектами. Во-вторых, важно учесть, что исламский мир, как известно, это не только мировоззрение, исламский образ жизни, но и регионы, где сосредоточены энергетические и природные ресурсы – объект основных интересов акторов глобализации.
Несмотря на прогнозы политологов, утверждающих, что именно мусульманские общности станут полем сражения между различными силами глобализации, над стратегией такого противостояния мусульманским сообществам следует глубоко поразмыслить, прежде чем стихийно реагировать на вызовы глобализации.
В последние годы, на основании существующих общих проблем, наметился активный диалог между православием и исламом. Их объединяет необходимость решения острых вопросов, связанных как с последствиями системного кризиса, так называемой модернизацией общества и экономики, а также во многом общий взгляд на глобализацию. Едины позиции монотеистических религий относительно непреходящей роли моральных ценностей в индивидуальном и общественном поведении, нравственного и духовного совершенствования человечества. Православная церковь и лидеры мусульманского духовенства озабочены актуальностью многих социальных и гуманитарных проблем, связанных с ростом суицида, убийств, насилия, насаждением «культуры наготы» и разврата. Вызывают глубокую озабоченность «социальное сиротство», проблемы сохранения семьи, несправедливое применение силы при решении региональных и мировых проблем, алкоголизм, наркомания, рост экологических преступлений и многое другое. Представители обеих конфессий единодушны в противодействии глобалистским проектам навязывания другим народам «нового» мировоззрения, культурного, экономического и политического путей развития, разделяемого ничтожным меньшинством населения мира.
Диалог православия и ислама, обусловлено крайней необходимостью решения актуальных проблем социально-психологического характера, связанных с кризисом этно-национальной и индивидуальной идентичности, которая в немалой степени формируется посредством религии, духовные ценности которой укоренены в исторически сложившихся традициях, семье, общине. Глобализация подменяет все это «новым» взглядом на мир, на человека, новыми «параметрами» его существования, массовой культурой, растворяющей уникальную (этническую) сущность человека. Глобалистская культура стремится сформировать новую идентичность человека, которую можно будет контролировать через культуру потребления. При этом человек сам становится участником этой системы и своей деятельностью по ее законам (стремлением соответствовать новым стандартам жизни) поддерживает, укрепляет и развивает ее на местном уровне. Надо помнить, что каждый человек является не единичным представителем человеческого рода, а, прежде всего, принадлежит к определенному народу, культуре из которой он черпает свою идентичность (самобытность). Культурная самобытность не выбирается нами, как и наследие истории, языка, этнического (или местного) знания. Этническое знание - вековая мудрость народов, истинность и право на существование которого сегодня поставлено под сомнение. Не случайно Ф.Фукуяма, провозгласивший полное торжество западных либерально-демократических ценностей, отмечает, что любой мусульманин (и вовсе, как предполагалось бы, не исламский фундаменталист или экстремист) опасен уже потому, что ставит религиозную идентичность выше любой иной.
Современный исламо-православный диалог, зародившийся еще на заре ислама, сегодня для российского общества является естественной необходимостью в общегосударственном контексте. От этого межконфессионального взаимодействия в России ждут много. Чтобы избежать профанации исламо-православного диалога и сделать его максимально эффективным, необходимо включить в этот процесс широкие круги ученых, политиков и верующих. Иными словами, в формировании межконфессиональной культуры должны принимать участие и государство, и духовенство, и народ.
Уже традиционными стали совместные конференции, круглые столы, встречи руководителей субъектов РФ и Верховного православного и мусульманского руководства. Особенно это важно для регионов, в которых превалирует население, исповедующее одну из религий - ислам или православие, либо поликонфессионально.

Для обеспечения межрелигиозного мира на Северном Кавказе, много усилий прилагает Президент Республики Ингушетия М.М.Зязиков. Надо отдать должное руководителю Ингушетии, который, несмотря на все сложности современных российских реалий, не упускает возможности очередной раз встретиться как с Православным, так и с Мусульманским духовенством в Москве. В этом году он принимал в Ингушетии служителей Православной церкви Юга России и Председателя Духовного управления мусульман Муфтия Р.Гайнутдина. Эти встречи не только расширяют и укрепляют необходимые связи и диалог между религиями, они служат также очевидными примерами межрелигиозного согласия и межэтнических взаимоотношений для тысяч верующих и людей нерелигиозных.
Встречи М.М.Зязикова с духовенством обязательно сопровождаются материальной помощью, направленной на восстановление старых и возведение новых культовых зданий, содержание служителей культов и учащихся религиозных учебных заведений в Ингушетии, Москве и других российских городах. Ему известно, какую важную роль играет религия в жизни людей, в стабилизации северокавказского региона. Более того, от формирования межрелигиозной культуры зависит эффективность прохождения инициированной им единственной в России программы возвращения русскоязычного населения в республику. В связи с этим М.М.Зязиков неоднократно встречался с Московским Патриархом Русской Православной Церкви Алексием II для обсуждения вопросов межрелигиозного и межнационального мира.
Его деятельность, направленная на развитие и укрепление диалога между исламом и православием, была высоко оценена руководителями обеих конфессий, которые выразили политику глубокую признательность за его помощь и постояные искренние усилия, направленные на сохранение мира на Юге Российской Федерации. Усердие политика было отмечено Советом Муфтиев России - Президента наградили орденом Почета “Аль-ФАХР” I степени за значительный вклад в дело укрепления межконфессионального и межнационального мира и согласия в обществе, за поддержку программ, направленных на развитие духовно-нравственных и гуманных ценностей ислама. Русская Православная Церковь наградила М.М.Зязикова орденом Русской Православной Церкви Преподобного Сергия Радонежского. А в марте этого года Глава РПЦ Патриарх Московский Алексий II был награжден орденом Республики Ингушетия - “За заслуги”.
В своих выступлениях Президент Ингушетии отмечает, что в России никогда не наблюдалось серьезного межконфессионального противостояния, в силу ее исторически обусловленной поликонфессиональности. Большинство христиан, мусульман и людей не исповедующих религию испытывают друг к другу нормальные человеческие чувства. С точки зрения ислама, конструктивный диалог не только допускается, но и является необходимостью. В Коране говорится: «Скажи: «О обладатели Писания! Приходите к слову, равному для нас и для вас, чтобы никто не поклонялся никому кроме Аллаха, и ничего не придавать Ему в сотоварищи, и чтобы одним из нас не обращать других в Господ, помимо Аллаха»…(3:64).
Важным основанием конструктивного диалога ислама и православия, - считает Президент Ингушетии, - является возрождение исторических корней культуры межконфессионального диалога, существовавшего в истории христианства и ислама, основанного на глубоком взаимном уважении сторон и незыблемости единства веры в Бога. Многое зависит от уровня богословской культуры, от способности судить о другой вере на основании достоверных источников и религиозной практики, ее искренних последователей, от желания проповедовать религиозные принципы примирения и согласия, лежащие в основе авраамических религий.

Ф. Албакова



Обстоятельствам вопреки

Приближается День Победы советского народа в Великой Отечественной войне. И чем ближе эта великая и светлая дата, тем сильнее стучится в наши сердца память о том грозовом времени, тем острее воспоминания наших современников, на долю которых выпали «сороковые - роковые».
С первых дней войны на фронт добровольно ушли 15 тысяч вайнахов. Они были среди тех, кто принял первый удар фашисткой армады в Брестской крепости, с теми, кто сражался на землях Белоруссии и Украины. Многие из них прошли дорогами войны всю Европу, освобождая мир от коричневой чумы.
Юность 40-годов, верная традициям и законам гор, не посрамила священных заветов наших предков! Сколько тысяч юношей и девушек с гор Чечено-Ингушетии предпочли смерть измене, долгу перед своей родиной! Шагнувшие в бессмертие, они навсегда остались молодыми…
Год за годом все дальше в прошлое уходит Победный май 1945 года. Но ни минувшие десятилетия, ни стертые временем окопы и блиндажи Великой Отечественной войны не заставили нас, наследников Светлой Победы, забыть о героизме и стойкости защитников Родины. Не потускнела наша память о них, как не потускнеют от времени ордена и медали на лацканах выходных костюмов ветеранов. Вот только меньше становится их рядом с нами, редеют их ряды, уходят от нас фронтовики… Гаснут они, как свечи на ветру Времени, чтобы присоединиться к сонму своих однополчан. К сонму тех, кто не вернулся с фронтов войны, кто отдал на алтарь Победы самое дорогое – собственную жизнь, так и не успев до конца насладиться простым земным счастьем. Не успев долюбить, надышаться хрустальным воздухом отчего края…Им просто не хватило времени на это простое земное счастье, потому что все, что было отпущено им судьбой, они без остатка отдали своему великому служению и подвигу.
Наш долг – помнить об этом, ведь пока жива наша память, живы и они – герои прошедшей войны. Войны, которая отняла у миллионов матерей их сыновей и дочерей…
Мы знаем много историй о войне. Но сколько их, так никем и не услышанных? А ведь за каждой из них – человеческая судьба и, что нередко, - роковой излом. Одну из таких историй рассказывает сегодня известный в нашей республике педагог, директор Малгобекской гимназии №1 Ахмед Шарпудинович Гандалоев:
- Я отношусь к поколению, родившемуся после войны. Мы уже стареем, на висках проступает серебристая проседь. Время летит неумолимо. В его стремительном разбеге неузнаваемыми стали места былых сражений, а среди нас меньше и меньше остается солдат второй мировой войны…
Но меня снова и снова тянет к той Великой войне, когда наши отцы и деды все как один встали на защиту Родины. Я вырос на книгах и фильмах об этой войне, воспитан на ратных подвигах славных сыновей нашего Отечества. Во мне живут тысячи молодых ингушских парней, которые, не ведая страха и не зная, что ждет их впереди, отчаянно ринулись в пекло страшной войны.
Никто из них не думал о подвигах и наградах. Но их мужественные сердца ни на миг не усомнились в том, что никакой враг, как бы силен и жесток он ни был, не сможет поработить их землю! Никому не будет позволено безнаказанно осквернять ее!
Наверное, такая мысль вела и Магомеда Гандалоева. Всмотритесь в это открытое лицо! Ему бы жить да жить, растить детей и радовать свою мать Сахират. Но судьба распорядилась иначе…
Магомед родился в 1919 году в обычной крестьянской семье в селе Сагопши. Он почти ровесник моего отца. Не все было легко и так уж безоблачно в жизни того поколения. Но они были тогда молоды, полны сил и желания преодолеть все трудности и преграды.
По рассказам отца, Магомеда отличал добрый и открытый нрав. Весельчак и балагур, он был всеобщим любимцем. Редкий сельский праздник обходился без его участия, и всегда Магомед заряжал своей жизнерадостностью всех окружающих. Он словно генерировал добрую энергию, а потом щедро дарил ее своим односельчанам. Потому-то и любили все этого красивого и статного юношу…
Его мать Сахират Мусиевна Гандалоева рано овдовела и смыслом жизни для нее всегда оставались ее дети – дочери Тамара и Мовлихан и единственный сын, с которым она связывала все свои самые светлые надежды.
В 1940 году Гандалоев Магомед Умарович был призван Пседахским райвоенкоматом на службу в ряды Красной Армии. В частых письмах домой он рассказывал матери о том, как постигает военную науку, просил ее не беспокоиться о нем, живо интересовался делами односельчан. И Сахират уже почти привыкла к разлуке с сыном, считая, сколько времени осталось до его возвращения, как вдруг грянула Великая Отечественная война.
Теперь в сердце матери поселилась постоянная тревога за сына. Лишь только письма с фронта могли хоть ненадолго отодвинуть ее. Так и жила Сахират от письма до письма. Надеялась, что смерть обойдет стороной Магомеда и молила об этом Всевышнего.
В 1943 году из Ляшненского района Львовской области она получит последнее письмо от сына. А в то время он уже был в звании старшего лейтенанта, носил на груди боевые награды, о чем свидетельствует снимок военной поры. Пройдет немало тревожных дней и месяцев прежде, чем Сахират узнает, что ее сын пропал без вести в феврале 1943 года.
От горьких слез по без вести пропавшему сыну бедная Сахират ослепла. Безмерное горе раньше срока согнуло ее. Но до самого конца своей жизни она верила, что он вернется домой. Как долго мать ждала своего сына!
Сегодня ждут Магомеда его постаревшие сестры Тамара и Мовлихан. Ждут 66-й год. Ждут и верят в чудо. Из Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации им сообщили, что сложная обстановка на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 годов не позволяла точно установить судьбу некоторых военнослужащих, поэтому они и были сочтены пропавшими без вести.
Не принесли положительного результата их запросы в Военный комиссариат города Санкт-Петербурга, в Центральный пограничный архив Федеральной службы безопасности Российской Федерации.Но вопреки всем этим обстоятельствам память о Магомеде Умаровиче Гандалоеве живет и передается из поколения в поколение.

А.ГАЗДИЕВ



СЫНЫ ИНГУШЕТИИ В ВЕЛИКУЮ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ВОЙНУ

9 мая - особо памятная нам дата, неизбежно побуждающая к размышлению о минувшей войне, прежде всего о крайне тяжелой победе над фашизмом. За 61 год, отделяющий нас от дня Победы, было высказано немало оценок этого события , созданы труды, в которых изложена история вступления СССР в смертельную схватку с фашистской Германией. Тем не менее и до сего дня многие вопросы остаются не выясненными до конца как из-за недостатка архивных данных, так и вследствие отсутствия конкретных исследовательских разработок. Долгое время объективное изучение этой сложной проблемы было затруднено прямой зависимостью советской исторической науки от изменчивой политической конъюнктуры. Так, в частности, далеко не всегда ученым удавалось в полной мере раскрывать многосторонние связи между характером довоенного развития нашего общества и историей Великой Отечественной войны.
Ныне существуют более благоприятные возможности для постановки новых исследовательских задач, расширения источниковой базы и обсуждения дискуссионных вопросов.
Вопрос – сыны Ингушетии на фронтах Великой Отечественной войны – давно привлекает внимание историков, писателей, художников, местных краеведов и вызывает большой интерес в среде всего населения республики.За его решение брались многие, в том числе солидные авторы. И потому на первый взгляд кажется, что он вроде бы достаточно уже освещен публицистами и самими участниками войны в газетах, брошюрах и книгах, в которых запечатлены незабываемые имена, достойные памяти поколений. А в критико-библиографическом обзоре «Чечено-Ингушетия в советской исторической литературе/авторы В.Б.Виноградов, Лосев И.К. и Саламов А.А.; Грозный, 1963/ даже утверждается, что из всех периодов истории Советской Чечено-Ингушетии, как раз именно период Великой Отечест венной войны является сравнительно изученным /С.70/.
Но что именно изучено, если никто пока не подсчитал по первоисточникам и не знает хотя бы просто численность ингушей, призванных в РККА и попавших впору войны на фронт. Каждый называет цифру, которая взбредет в голову, и они настолько противоречивы, что приводить без тщательной проверки нет смысла, чтобы не запутывать читателя. И потому ограничимся ссылкой на работу – подсчеты Н.Ф.Бугая, специально изучавшего проблему по архивным документальным источникам.
Но и, согласно его выводу, общие данные о численности мобилизованных по Чечено-Ингушской республике в Красную Армию... колеблются от 18 до 35 тыс. человек /Бугай Н.Ф. Правда о депортации чеченского и ингушского народов //Вопросы истории.№7, М., 1990. С.33/.
А о том, сколько мобилизовано в Ингушетии /отдельно/ вообще не упоминается. С позиций современной исследовательской мысли и во имя истины, очевидно, требуется применить новейшие количественные методы изучения с привлечением всей документации военкоматов и др. материалов.
Работу по освещению темы «Сыны Чечено-Ингушетии на фронтах Великой Отечественной войны», начатую сразу по следам событий, вели уже М.А.Абазатов, З.К.Джамбулатова, В.П.Крикунов, В.И.Филькин, энтузиасты местных-школьных и районных музеев в Назрани, Малгобеке, Грозном, во многих местах. Но чтобы действительно масштабно представить картину подвига, требуется прежде всего установить по переписи населения 1937 и 1939 г., сколько вообще можно было мобилизовать на службу в Ингушетии лиц призывного возраста? Сколько реально мобилизовано было? Оставлено по брони? По болезни? Уклонилось от исполнения гражданского долга? Учесть повторное возвращение /после ранений и выздоровления/ на фронт, потери на полях битв.
Документы оставляют надежду на попытку /как бы трудно ни пришлось искать источники / установить общее число потерь с обеих сторон; но следует помнить, что зарубежные авторы в число потерь нашей Рабоче-крестьянской Красной армии включают и власовцев, и бендеровцев, хотя они находились на стороне врага – гитлеровских войск /причем дважды: вначале – как попавших в плен, затем – как погибших/ (Гареев М.А. Об изучении истории Великой Отечественной войны //Новая и новейшая история.№1, М, 1992.С. 18). А ведь из публикаций секретных материалов стало известно, какой разнородной по национальному составу была так называемая «русская» армия Власова. Из 76425 спецпоселенцев «власовцев» русские, по учету в марте 1949г., составляли менее половины – 36259 чел., а другую заполнили: украинцы – свыше 15 тыс., белорусы – 4325, грузины – 2806, узбеки – 2766, и примерно столько же армяне, казахи, татары, азербайджанцы, немцы. Но в их числе было 455 осетин, 404 молдаван, 385 – таджиков, 297 – поляков, 170 – калмыков, 125 – лезгинов, 108 – евреев, 82 – карачаевца, 60 – чеченцев, 19 – ингушей ,16 – венгров и т.д. Земсков В.Н. Заключенные, спецпоселенцы, ссыльнопоселенцы, ссыльные и высланные //История СССР.№5, М., 1991. С. 164/.
Будем ли мы стыдливо замалчивать это или честно разберемся и дадим свою оценку? Причем сделать относительно всех сынов Ингушетии, требуется как по советским, так и /путем критического сопоставления/ по немецко-фашистским документам. Это позволит установить, наконец, действительное соотношение сил и разоблачить тех, кто продолжает искажать нашу историю и навешивать ярлыки предателей Отечества.
Благородное дело увековечения памяти советских воинов – дело всенародное. Оно должно служить и одному из важнейших направлений политики государства - действенному воспитанию наших людей в духе патриотизма и интернационализма.

Д.КОКОРХОЕВА,
кандидат исторических наук, доцент ИнгГУ


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru