новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  4 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 52 (9741) вторник, 18 апреля

Завтра начинается сегодня

В современном мире одним из главных критериев состоятельности любой власти считается отношение данной власти к проблеме образования. Можно привести немало примеров, когда государства, находившиеся на грани политического банкротства и переживавшие экономическую разруху, вдруг, словно под воздействием некоего озарения, начинали понимать, что только посредством качественного образования, притом от начального до высшего, возможно кардинально переломить ситуацию в стране и обеспечить процветание следующим поколениям. В этом смысле очень показателен пример послевоенной Японии, а успехи, достигнутые этой страной в результате решительной и своевременной смены курса, стали классическим доказательством беспроигрышности такой политики. Разве случайно, что президент России В.В Путин - бесспорный представитель руководителей новой, прогрессивной формации, из четырех масштабных национальных проектов именно образование поставил на первое место?
В нашей республике, к счастью, руководству образовательного ведомства в новых условиях не придется многое переделывать и, тем более, подстраиваться под общероссийские стандарты. Мы и так идем на шаг впереди, а внимание уделяемое властью данной сфере за последние 3-4 года, настолько весомо и эффективно, что нам, как никакому другому субъекту федерации, видимо, теперь удастся легко и безболезненно вписаться в рамки, очерченные федеральной программой. Однако, какими бы благими ни были побуждения и какие бы высокие ни ставились цели, очень трудно в современных условиях достигнуть значительных результатов, если благородные помыслы не подкрепляются достаточными финансовыми вложениями. Например, как можно заставить простого школьного учителя полностью выкладываться на работе, а тем более требовать, чтобы он отдавал частицу своей души воспитанию подрастающего поколения, если за стенами родной школы этого учителя подстерегают проблемы, связанные с жилищной необустроенностью, ежедневными бытовыми неурядицами и вопиющей бедностью?! О каком нравственном долге можно говорить с человеком, который знает, что занятие любимым делом не обеспечит ему даже прожиточного минимума, в то время, как его вчерашние ученики, сегодня занимающие теплые чиновничьи кресла, без всякого умственного напряжения и без особых проблем обеспечивают себе и своим близким весьма комфортные условия для жизни?!
Исходя из сказанного, напрашивается логический вывод: до тех пор, пока в нашем государстве профессия учителя не станет не только общественно престижной, но и материально выгодной, нам нечего даже мечтать о повторении у нас "японского чуда".
Похоже, теперь это поняли и на самом верху. Сразу же, вслед за объявлением образования одним из национальных приоритетов, последовали первые шаги по его материальному стимулированию. После широко разрекламированной в средствах массовой информации прибавки для классных руководителей по 1 тысяче рублей, объявленные ныне конкурсы для определения передовых общеобразовательных учреждений и лучших учителей, а также соответствующие премиальные ставки в миллион и 100 тысяч рублей, уже говорят о серьезности намерений власти и вполне убеждают нас, что данные меры отнюдь не являются привычными всем, еще с советских времен, элементами очередной пропагандистской кампании.
Критерии отбора школ для участия на региональных конкурсах определены Положением министра образования РФ и включают в себя 10 показателей. Среди них: эффективное использование современных образовательных технологий, обеспечение доступности качественного образования, сочетания принципов единоначалия с демократичностью школьного уклада, участие в муниципальных и федеральных олимпиадах и конкурсах, создание условий для внеурочной деятельности и другие.
Я беседовал на эту тему с начальником управления образования Сунженского района Р.М. Евлоевой и выяснил, что общественным советом при администрации района выдвинуты четыре школы:4-я, 6-я, 7-я-из ст.Орджоникидзевская и 3-я школа ст.Троицкая. Роза Магомедовна говорила о том, что если первые три школы уже давно и заслуженно считаются одними из лучших в районе, имеют богатые традиции по нестандартному, но эффективному обучению школьников и регулярно представляют нашу республику на всероссийских форумах, то 3-я троицкая школа, открытая менее десяти лет назад и не обладающая на данный момент даже минимумом материально-технических возможностей, тем не менее, за счет грамотной организации учебного процесса и полезной активности внеурочной работы превратилась в образцовое общеобразовательное учреждение.
Не скрою, мне было очень приятно слышать такие отзывы о школе, в которой я сам несколько лет преподавал историю и о коллективе, с которым меня до сих пор связывают теплые отношения. Я хорошо знаком со многими учителями, часто посещал их открытые уроки и смело могу утверждать, что в масштабах нашей республики очень мало найдется, например, преподавателей начальных классов, равных по профессионализму и вдумчивому новаторскому подходу к обучению малышей основам письма и чтения Азе Алаудиновне Пугоевой. В школе подобраны очень сильные учителя: русского языка и литературы - Яндиева Лидия Башировна, математики - Берсанова Шариат Халитовна, географии и права -Тимурзиева Хадишат Рамазановна, химии - Арчакова Аза Гелаевна, физики - Гагиева Ася Хамзатовна, истории - Иналов Исмаил Исмальханович, биологии - Патиева Дугурхан Рамазановна и многие другие. Здесь уделяется серьезное внимание научно-обоснованной методике преподавания предметов, хорошо используются наглядные пособия, отработана система контроля за успеваемостью и ежедневными дополнительными занятиями со слабыми учениками. Большим подспорьем для достижения реальных результатов служит активное взаимодействие администрации школы и классных руководителей с родителями учащихся. Главное, в организации учебного процесса начисто отсутствует консервативное, т.е. догматическое отношение и приветствуется смелое внедрение новшеств, заимствованных из успешных опытов российской школы. К примеру, с прошлого года в школе начали практиковать преподавание английского языка уже со 2-го класса, а на будущий год подготовлены условия для обучения младших классов французскому языку.
Особо хочется остановиться на реализации школьного самоуправления ТООШ - 3, которое называется "Республика "Виктория", имеет свои "государственные" символы: флаг, герб и гимн, и в миниатюре повторяет систему власти российского государства. Избранный путем демократического, общенародного голосования президент республики - Алихан Шаулиев, вице-президент, парламент и почти полный набор министерств: образования, здравоохранения, культуры, спорта, информации и пр. Присутствует своя судебная система с судьей, прокурором, адвокатами и, не в пример взрослому аналогу, здесь весьма серьезно соблюдается принцип вертикали власти. Директор школы Латырова Х. Б. признается, что с момента введения ученического самоуправления в школе заметно улучшилась успеваемость, укрепилась дисциплина, дети стали серьезными и более ответственными.
- Кто знает, - задумчиво произносит Хадишат Борисовна, - возможно кто-то из наших юных "государственных деятелей" когда-нибудь действительно станет руководителем высокого ранга, а сегодняшний опыт, без сомнения, поможет ему лучше ориентироваться в запутанных коридорах власти. Но если этого и не случится, все равно эти дети навсегда сохранят в душе теплые воспоминания о школе, в которой они исполняли столь значительные обязанности…
- Хадишат Борисовна, я знаю, что в вашей школе, кажется единственный в общеобразовательных школах нашей республики, функционирует театральный кружок, а постановки любительских актеров на ингушском и русском языках, приуроченные к праздникам и к трагическим для ингушей дням, вызывают большой интерес у многочисленных зрителей, состоящих не только из родителей учащихся.
- Да, это правда. Наша учительница труда Аржан Канаевна Довлетбиева, кстати, беженка из Чечни, которая так прикипела здесь к работе, что не спешит возвращаться на родину, собрала уникальный коллектив молодых дарований, а постановки коротких спектаклей и сцен, часто радуют нас талантливым и самобытным исполнением. Недавно, т.е. 23 февраля, наши артисты выступили в детском противотуберкулезном диспансере ст. Троицкой с пьесой "Ши таьзет", и вы бы посмотрели, какое недетское восприятие и серьезность царили и на сцене, и в зрительном зале!
…Я попрощался с директором школы и, уходя из этой маленькой "президентской республики", думал о том, что несмотря на возвышенный оптимистический тон нашей беседы, конечно, существует очень много невысказанных проблем, о которых директор скромно умолчала, но которые я знаю еще с того времени, когда работал здесь учителем истории. Это: и отсутствие спортзала, и острая нехватка столовой или хотя бы буфета, а главное - это необходимость немедленного строительства небольшой пристройки, которая бы позволила увеличить количество классных комнат и превратить девятилетку в полноценную среднюю школу. Разве не обидно, когда дети, в самый разгар своей школьной и творческой активности, заканчивают 9-й класс и бывают вынуждены для продолжения учебы искать приюта в других школах? Насколько я знаю, многие дети так и не могут "акклиматизироваться" в новых коллективах, а некоторые по этой причине даже бросают учебу. И нужно-то всего-навсего незначительное финансовое вложение, правда, вдобавок к волевой решимости Министерства образования отстоять в правительстве свою точку зрения и добиться положительного решения. Тем более, как мы говорили в начале статьи, при нынешнем отношении власти к образованию для этого не понадобиться большой настойчивости.

К. ЛАТЫРОВ



КУЛЬТУРА Заметным событием в культурной жизни Малгобекского района стал прошедший здесь в начале апреля отчетный концерт творческих коллективов КДЦ, который традиционно подвел итоги деятельности этого учреждения за 2005 год.

Отчитываются мастера сцены
Во время подобных мероприятий малгобекские работники культуры, как правило, выносят на суд зрителей весьма обширную и разноплановую программу, в которой бывают представлены все жанры эстрадного и сценического искусства. Не стал исключением и нынешний отчетный концерт.
Публика, как всегда, с восторгом принимала захватывающие дух номера артистов эстрадно-цирковой студии Усмана и Хавы Дадаевых, а также Хусейна Абиева.
Не осталась она равнодушной и к выступлению прославленного хореографического детского ансамбля "Зори Ингушетии" (художественный руководитель Зураб Джавахишвили). Этот танцевальный коллектив сегодня хорошо известен во многих уголках Российской Федерации и неоднократно становился лауреатом самых престижных международных конкурсов.
Вновь порадовало зрителей высокое исполнительское мастерство, давно ставшее визитной карточкой вокальной группы "Лоаман оаз" (художественный руководитель Мадина Байриева). В репертуаре ее солисток главное место занимает народная песня, хотя девушки одновременно успешно экспериментируют и с современной музыкой.
В этом тонком созвучии муз любой зритель, в зависимости от его вкусов, может найти что-то для себя, для своей души.
Удачным оказался выход на сцену солистов Замиры Ахциевой, Вано Аветисова (он, кстати, впервые попробовал себя в качестве певца, а до сих пор был известен как виртуозный доулист), Марет Бековой, Люды Тебоевой, Тамары Галаевой и других артистов Культурно-досугового центра Малгобекского района. Публика по достоинству оценила их талант. Наградой мастерам сцены стали горячие аплодисменты и крики "браво!"
Позже, при проведении итогов отчетного концерта, высокую оценку выступавшим на нем артистам дали директор республиканского Дома народного творчества Муса Аушев и заместитель главы администрации Малгобекского района Зина Галаева.
Работники культуры были поощрены грамотами от имени районной администрации. Также за высокое исполнительское мастерство по итогам работы за 2005 год творческому коллективу Культурно-досугового центра был вручен Диплом I степени Министерства культуры.
После окончания концерта зрители не спешили покидать Дом культуры. С большим интересом они знакомились с развернутыми в фойе выставками "КДЦ в зеркале прессы", "На творческой волне", "Заслуженная награда", "Незабываемые встречи", в которых нашли отражение самые яркие страницы и эпизоды жизни творческого коллектива Малгобекского Культурно-досугового центра.
Комментируя успех своих коллег, методист КДЦ Дугурхан Ахильгова отметила, что во многом его определил профессионализм директора этого учреждения Магомеда Газдиева, а также художественного руководителя Миланы Ахциевой. Неоценимым оказался вклад в общее дело и руководителя музыкальной студии Амира Солтукиева, сумевшего в короткий срок подготовить сразу 23 фонограммы для выступавших на сцене исполнителей.

А. ГАЗДИЕВ


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru