новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  4 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 50 (9739) четверг, 13 апреля

У Маргариты Саговой своя стратегия

В глубине красочно оформленной сцены Актового зала ПУ №1 г. Назрани, на красном полотнище крупными буквами выведено слово: "ГРАМОТЕЙ".
Учащиеся быстрыми движениями строят на сцене различные пирамиды и фигуры из кубиков, оклеенные со всех сторон разноцветными крупными буквами.
Через минуту-две мы читаем: "Горит восток зарею новой…", - слова столь знакомые нам со школьной скамьи. Проходит еще немного времени - и на сцене другое словосочетание. За смекалку и скорость исполнения задания строгое жюри ставит оценку. Затем еще несколько сложных заданий и - окончательный итог.
Такие довольно азартные интеллектуальные игры в Профессиональном училище №1 далеко не редкость. Сегодня их проводит один из лучших преподавателей училища - Маргарита Асламбековна Сагова.
Большую помощь ей в этом оказывали художественный руководитель училища Хава Султан-Гиреевна Арчакова, а также художница училища Яха Цечоева.
Здесь сообща продумано все: начало, ход игры и чем все должно завершиться. После решения 2-3 заданий - обязательно отдых, разминка. Учащиеся используют отведенное для этого время для показа своих способностей в исполнении танцев, исполнении песен, читке стихов известных поэтов XIX-XX веков…
Завершается игра подведением итогов конкурса под названием "Грамотей", в котором участвовало по 4 представителя из 10-й, 12-й, 13-й и 23 групп.
Победителем единодушно признана 23-я группа. Она и получила специально учрежденный директором училища Ю.И. Арапиевым приз - "Путевка для отдыха на природе" и денежное вознаграждение для проведения этого досуга. Это своего рода стимул.
После завершения данного мероприятия, я обратился к Маргарите Асламбековне Саговой - преподавателю русского языка и литературы училища - с просьбой поподробнее рассказать о цели и задачах проведения данного мероприятия. Меня, в частности, интересовал вопрос - дают ли подобные игры, КВНы и викторины какой-либо эффект в изучении указанных выше предметов.
Прежде чем ответить на мой вопрос, Маргарита Асламбековна процитировала слова К.Г. Паустовского, который сказал:
"… По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и его гражданской ценности…"
- Чтобы у учащихся наших школ и ПУ развить интерес к изучению русского языка, я считаю, необходимо уметь его преподнести, используя разные формы и методы.
Урок, как известно, является основной формой организации учебного процесса. Весьма важно иметь в виду, что успех обучения и воспитания учащихся зависит, прежде всего, от того, насколько глубоко и правильно разработана проблема урока, и в какой мере мы, учителя, владеем вопросами теории и практики организации уроков.
Решая проблему воспитания интереса у учащихся к изучению русского языка, следует учитывать, что русский язык - предмет огромного мировоззренческого потенциала, большой функциональной значимости.
Русский язык - это не только предмет изучения, но и средство обучения в работе по другим предметам. Язык - это орудие для выражения мысли. И мысль только тогда становится мыслью, когда она высказана в речи, когда она вышла наружу посредством языка. Следовательно, воспитание интереса к изучению русского языка должно способствовать повышению эффективности многообразных воспитательных воздействий, ведущих к формированию всесторонне развитой личности.
Поэтому в совершенствовании форм методов и средств обучения проблемы построения интересных занятий по русскому языку, разработка интереса к ним играют существенную роль.
Нестандартность работы помогает возбуждению эмоций у выполняющих ее - удивление перед необычным, нередко радостного чувства в процессе деятельности, удовольствия от полученного результата.
Наши школы, как известно, считаются национальными школами. Каждый учитель старается найти или разработать такую программу, которая, по его мнению, наиболее лучше подходит его воспитанникам, которая будет действительно усвоена учащимися и будут видны продуктивные результаты. Все мы стараемся придерживаться принципа от простого к сложному.
Для наших учащихся русский язык не является родным и осваивается ими с определенными сложностями. Я считаю, что воспитание интереса к изучению русского языка посредством нестандартного подхода: использование различных дидактических средств, игровых моментов, разработок различных тестов, викторин является основополагающей в этом вопросе.
Говоря о разнообразных формах, я бы хотела отметить, что с нашими учащимися мы должны проводить больше семинарских занятий, помимо КВНов, викторин и брейн-рингов. Почему я делаю акцент на семинары? Дело в том, что мой опыт показал: именно на семинаре все учащиеся: и слабые, и сильные, показывают, на что они способны и стараются на поставленные перед ними вопросы ответить самостоятельно. Мы знаем, что семинар - это обсуждение ряда вопросов. Ответы по каждому теоретическому вопросу готовятся группой учащихся, а следующее за ним практическое задание каждый ученик готовит отдельно.
Учащиеся заводят семинарские тетради, в которых ведутся записи. Следовательно, каждый студент, учащийся ведет поиск ответа на поставленный вопрос. Он подключается к дополнительной литературе, советуется с товарищами из группы, сравнивает полученные результаты и, конечно, каждый из них будет стараться не подвести свою группу и быть на высоте.
Проводя семинар по теме "причастие", мы не только проводим интересный урок, но и повторяем все, что узнали о причастии, выясняем, кто усвоил тему, а какие вопросы остались в тени и, следовательно, узнаем что-то новое из дополнительной литературы. Что касается КВНов, то их лучше проводить как обобщительно-повторительные уроки по окончании темы, раздела. Подбирая интересные задания для учащихся, учитель, таким образом, заинтересовывает своих учеников. Учащиеся же, в свою очередь, не только внимательно слушают объяснение своего учителя, но стараются запомнить сказанное им, задают интересующие их вопросы по теме, записывают, и все это делается не принудительно, а с интересом, потому что все это пригодится на КВНе и их команда выиграет. Предвкушение победы подстегивает интерес, и даже слабые учащиеся стараются быть полезными в игре, завоевать доверие и уважение среди сверстников.
Своей работой мы воспитываем сплоченность, дружеские отношения среди юного поколения.
Среди заданий встречаются простые и сложные, и задача учителя - контролировать ситуацию. Это значит, что на вопросы попроще отвечают слабые, а ребята с более крепкими знаниями пробуют свои силы со сложными заданиями. Задания, с которыми команды не справились, можно использовать на следующей игре или по желанию учителя повторить на уроке и помочь ребятам с его выполнением.
В игре можно использовать различные карточки, перфокарты, корзинки корней, задания с исправлением ошибок, зрительные диктанты и, конечно, использовать конкурс "домашнее задание", к которому готовятся заранее.
Морфология - сложный и объемный раздел в русском языке, и те знания, которые учащиеся получат при его изучении, пригодятся в последующем.
Расскажу более подробно о тех заданиях, которые использую на игре. Очень результативно работают учащиеся с перфокартами. Вырезав 27 окошек - 3 ряда по вертикали и 9 рядов горизонтально, получаем перфокарту. С ее помощью учитель, во-первых, сэкономит время, во-вторых, можно провести несколько заданий, например: з - с в приставках; одна или две буквы н в суффиксах прилагательных, существительных, причастий; о и е после шипящих и т.д. Таким образом, мы не только закрепляем пройденный материал, но и повторяем то, что было изучено ранее.
Как было сказано выше, нашим учащимся русский язык дается нелегко, значение многих слов остаётся непонятным, да и читают наши ребята мало. И задача учителя - заставить ребят читать как можно больше, непонятные слова выписывать. И лучшим способом является подбор синонимов к словам. Тут же можно использовать перфокарту: вырезаем в первом ряду вертикально 3 окошечка и напротив каждого по 2 окошечка. В первый ряд выписываем слова, а напротив ребята должны вписать синонимы. Желательно на уроке до игры давать слова и подбирать к ним близкие по значению выражения, а на игре проверить помнят ли ученики сказанное на уроке. Вот небольшой пример. В начале года мы подбирали синонимы к словам "ошибка, гнев и крохотный". Спросила на следующем уроке синонимы этих слов, ответить мне никто не смог. А в конце года, после игры, куда я включила это задание, без исключения все могли ответить, что слово "ошибка" можно заменить словами - оплошность, ляпсус; гнев, злость, исступление; крохотный - миниатюрный, мизерный. Подобные перфокарты можно использовать и на уроке литературы.
Большой интерес для ребят представляют такие задания как, например: соединить половинки слов.
На карточке в два столбика берем несколько слогов, и задача учащихся - соединить их так, чтобы получить слова, начинать такую работу лучше с простых слов и переходить постепенно к сложным.
Или же такое задание, как расставить пропущенные буквы, чтобы получить слова, но если конструкции совпадают, то нужно дать разные варианты: за кон па кет ко кон ма кет Все мы стараемся на своих уроках больше внимания уделить формированию умения "видеть" структуру слова, определять значение морфем, и, в первую очередь, корня, так как это во многом способствует успешной работе по предупреждению одной из самых распространенных ошибок - ошибки в написании безударной гласной в корне слова, особенно в глаголах.
Для эффективности на каждом уроке я провожу словарную работу, которая состоит из разделов: "Словарь трудных слов", "Этимологический словарик", "Говори правильно". На уроках словари пополняют новыми словами. А на КВНе их можно использовать следующим образом: из плотной бумаги вырезаю несколько корзинок, на которых пишу корни слов, а с обратной стороны делаю кармашек, куда учащиеся будут вкладывать листочек со словами, в которых есть данный корень. Такая работа способствует не только развитию памяти, но и правильному мышлению, грамотному построению речи.
На уроках с объяснением новой темы я часто использую принцип алгоритма, по ходу объяснения составляю таблицу. Считаю, что таблицу правописания запомнить легче, но нельзя забывать и о том, что зубрить бесполезно, для меня главное, чтобы учащийся понял, о чем шла речь, и к концу урока самостоятельно сделал вывод по теме. Не надо требовать от учащихся дословного пересказа по учебнику, достаточно того, чтобы учащиеся воспроизвели таблицу.
Можно по желанию учителя воспроизводить таблицу из урока в урок, а потом на игре дать еще раз это задание. Так, например: на КВНе по "Причастию" было дано задание самому слабому ученику исправить ошибки в таблице "Образования действительных и страдательных причастий". Из четырех групп, т.е. восьми команд, только один учащийся не справился с этим заданием.
Когда я провожу зрительные диктанты, то стараюсь подобрать отрывок из какого-нибудь стихотворения о природе. Читая написанное на доске четверостишье всей командой, учащиеся быстро и сравнительно легко заучивают его. Конечно, это хорошо и для памяти, и для общего развития.
Русский язык многообразный, и рассматривать, подходить к его изучению можно по-разному. Не секрет, что взрослые, как дети, любят сказки, и чем интереснее сказка, тем с большим любопытством они стараются вникнуть в ее сюжет. А почему бы изучение русского языка не превратить в сказку? Можно провести своеобразное путешествие в "Царство русского языка", а конкретно - по морфологии. Я провела подобный опыт. Расскажу как все было и о результатах своей работы более подробно.
Готовится таблица, на которой изображены десять замков - это десять частей речи. К каждому замку ведет дорога, а у дороги есть путеводитель, который не даст заблудиться путешественнику. На каждой дороге есть препятствия, равные количеству вопросов в путеводителе. Конечно, мы можем поделить группу на две или несколько команд и вести игру-соревнование между ними. Но главное в этой игре то, что на вопрос может ответить только тот участник игры, цвет которого совпадает с цветом препятствия и вопроса в путеводителе. А цвета участники распределяют между собой еще до игры.
Участники в начале игры не знают о содержании вопросов в путеводителях и что попадется им по жребию тоже неизвестно. Для того, чтобы подстраховаться, учащиеся начинают готовиться к игре основательно и серьезно.
Ведь выиграть у соперников титул знатоков русского языка нелегко. То, что ученики, готовясь к каждой игре - будь то КВН или "путешествие", викторина или брейн-ринг, повторяют изученное и пройденное недавно, стараются понять до конца то, что было упущено раньше, показать свое умение и все это только для того, чтобы выиграть. Разве не этого добивается любой учитель, чтобы ученики любили, понимали, увлеченно занимались его предметом, старались узнать нечто новое; вести поиск ответов на вопросы, нераскрытые на уроке.
Именно этого я добиваюсь на своих уроках. Стараюсь, чтобы ко мне на урок учащиеся шли с желанием, интересом, жаждой узнать что-то новое, полезное для себя. Мне очень приятно, когда ребята сами, без моей подсказки, записывают в блокнот или тетрадь те моменты по ходу моего объяснения, которые они считают сложными для себя, и все это для того, чтобы переспросить, уточнить. Моим учащимся присуще чувство соперничества, в хорошем смысле этого слова.
Выглядеть в глазах однокурсников неучем или еще хуже - подвести команду своим незнанием - для них неприемлемо.
Я заметила, что после поражения участники проигравшей команды с большим рвением занимаются и готовятся к следующей игре. Ребята сами просят провести ту или иную игру, хотят помериться силами в своих познаниях языка, подзадоривают друг друга, задают вопросы любой сложности и сами же стараются на них ответить, если оппонент молчит.
Мне кажется, живой интерес к русскому языку у ребят надо пробуждать еще в начальной школе. Именно в начальной школе учащиеся получают первое представление о русском языке, как предмете, и от того, как учитель подаст азы этого предмета, зависит многое.
Говорить о различных занимательных играх и заданиях можно было бы бесконечно. Сегодняшняя игра - один из таких вариантов. Чтобы успешно освоить избранные профессии и специальности, любой студент - будь то ВУЗ, ПУ или любое другое учебное заведение - должен хорошо усвоить русский язык. Он, как сказал один мудрый человек: "Великий и могучий"! А чтобы его преподнести - я выбрала свою стратегию…
- Маргарита Асламбековна, расскажите о себе поподробнее. Как Вы стали учителем и как очутились в нашем училище? - с таким вопросом я обратился к ней в конце нашей беседы. Такой неожиданный вопрос немного смутил ее, но я настоял на своем, сказал, что этот вопрос интересует не только меня, но и весь наш коллектив.
- Родилась я в 1971 году. В школу пошла в 1978 г. в г. Чимкент Казахской ССР и училась до 4 класса. Затем переехали в г. Грозный, где я закончила школу и поступила в ЧИГУ им. Л.Н. Толстого. Мне нелегко пришлось при поступлении. Это был тот период, когда в стране была "демократия" и все было можно. В том числе - и поступать за взятку. Но позволить отцу дать за экзамен деньги - это было ниже моего достоинства. Хотя папе предлагали свои услуги и знакомства многочисленные друзья и родственники. Но я все же смогла поступить своей головой, притом что конкурс был велик - 4 человека на место.
Папа верил в меня и мама поддерживала, хотя сначала противилась, предлагала быть портнихой (у хорошей портнихи всегда клиенты, а следовательно - деньги, учительский труд нелегок и очень ответственен). Родители всегда желают своим детям добра. Нас в семье было семеро - 5 девочек и 2 мальчика.
Мне, как самой старшей, доставалось больше всех. Не то, чтобы родители нас наказывали, просто отец всегда говорил мне: "Какой будешь ты, такими будут и твои младшие сестры и братья. Думай о них, старайся во всем быть для них примером"…
Я добилась первого этапа своей мечты - смогла поступить и выучиться, но за это время успела и замуж выйти, и детей завести, и войну увидеть, и беженкой быть, и по квартирам "помотаться" с двумя маленькими детьми.
В 1977 году переехали окончательно в Назрань. Еще будучи в Грозном, меня пригласили в гимназию №1 г. Назрани , но рядом с домом открылась школа №5 и я пошла туда. А потом позвали в ПУ-1. В работе, еще будучи студенткой-заочницей, меня интересовал вопрос - как преподнести детям изучение русского языка, чтобы не было сложно, а интересно. Как сделать предмет более доступным. Думая над этой проблемой, пришла к выводу, что интерес сильнее принуждения. Если ребенка заинтересовать, то заставлять будет не нужно.
Превратить урок в игру, соревнование на лучшего знатока темы, раздела - вот и начнут они учить русский язык без принуждения. Боясь подвести команду, каждый постарается внести свою лепту в достижение победы. И хочу сказать, что опыт показал хорошие результаты. Конкурсы, викторины и задания придумываю сама. Мне нравится моя работа и предмет, который я веду. Тяжело, конечно, приходят минуты, когда кажется, что все зря, но приходят новые идеи - и все сначала…

М. КОДЗОЕВ



Футбол. 1-й дивизион. 4-й тур

ФУТБОЛЬ...


После 4 игр "Ангушт", не набравший пока ни одного очка, замыкает турнирную таблицу. В последнем матче наша команда принимала воронежский "Факел", который тоже стартовал неудачно, набрав в 3 турах 1 очко. Была надежда, что наши, наконец, дадут бой гостям и выиграют, но, к сожалению, мы опять "попали" 0:3. С таким же счетом "Терек" выиграл у "Волгаря" в Астрахани. А "КАМАЗ" в Нижнем Новгороде выиграл 2:0 у местного "Спартака". В дерби "Анжи" - "Динамо" Махачкала со счетом 2:1 выиграли динамовцы. "Балтика" на своем поле одолела ФК "Лада" 2:0, а "Кубань" в Пятигорске выиграла 1:0 у "Машука КМВ".
Еще 4 матча завершились вничью: "Сибирь" на своем поле в матче с "Содовиком" сыграла 0:0. "Металлург" из Красноярска принимал "Урал", и после двух поражений сумел взять очко, ничья 1:1. Хабаровские армейцы "отпустили" "Салют-Энергию" 2:2, а "Химки", несмотря на звездный состав, не сумели переиграть курский "Авангард" и там ничья 1:1. Не знаю, что говорить о игре нашей команды, да и не стоит, наверное, делать какие-то выводы. Впереди еще много игр, хотя и это, наверное, слабое утешение. В этом первенстве вскрылись все недочеты предсезонной подготовки. На первый взгляд были сборы, команда готовилась, играла спарринги. Но где мы готовились?
Все команды первого дивизиона проводили свои игры в Турции, где условия получше, команд много, и есть возможность проверить себя. Как правило, команды первого дивизиона на сборах старались сыграть с соперниками выше классом, чтобы убедиться в своих силах, проводили селекцию, приглашали новых игроков и усиливались.
А с кем играл "Ангушт"? Два матча с представителями первого дивизиона ("Химки", "Волгарь-Газпром"), а все остальные 14 игр - команды 2-го и 3-го дивизионов.
В Турцию мы не поехали, а в Крымск команды первого дивизиона не ездят. До сих пор не готовы загранпаспорта игроков, тренеров и персонала клуба, а прошло уже 3 месяца. Еще 10 января команда сдала документы, но до сих пор результата нет; теперь эти загранпаспорта, за которые каждый выложил по 700!? руб., не нужны. Любители футбола Ингушетии задаются вопросом: а надо ли было выходить в первый дивизион, если у команды нет тренировочной базы, нет стабильного финансирования, если по 3 месяца не платят заработную плату сотрудникам клуба. Может лучше было пропустить вперед "Машук" и "Ротор", а самим занять 3-е призовое место и играть на прежнем уровне? Человек не может больше того, что может. Нужно усиление по всем позициям, но теперь это возможно только после первого круга. Но вряд ли кто согласится к нам приехать, если ничего в лучшую сторону не изменится. А пересмотреть надо многое, начиная от условий проживания команды, условий подготовки к играм, до системы воспитания своих футболистов, потому что из всего выпуска нашей футбольной школы команде подошел только один (!) Ахмед Барахоев.
У нас есть перспективные юные футболисты, но когда еще они выйдут на взрослый уровень? Пройдет не один год, а команде играть надо сегодня. Эйфория победы во 2-м дивизионе сменилась горечью первых поражений.
Уже муссируются слухи, что "Ангушт" снимается с розыгрыша, и эти слухи кто-то усиленно распространяет. Мне звонят коллеги из других регионов России, спрашивают, интересуются судьбой команды. "Ангушт" в прошлые годы зарекомендовал себя как команда-боец, знающая, чего она хочет, и нет ничего странного в том, что нашу команду знают, помнят и уважают в Пятигорске, Астрахани, Ростове или в Анапе.
Без государственной поддержки и внимания к команде успеха не будет. Слишком дорогое удовольствие - большой футбол, но во всем мире идут на эти расходы ради престижа нации. А чем мы хуже других?

М. ХАНИЕВ,
спортивный обозреватель


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru