новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 50 (9739) четверг, 13 апреля

О проведении благочестивого Мавлида

Мавлид или праздник рождения Посланника Аллаха - одно из благочестивых новшеств в исламе. Во времена Пророка Мухаммада, мир Ему, такое празднество не проводилось, и впервы Мавлид праздновался в начале VII века хиджры по указанию короля мерности Ирбиль, который был известным теологом и богобоязненным человеком. И за его храбрость арабы назвали его Музаффар - Победитель. Для проведения Мавлида он собрал известных ученых теологов и правдивых суфиев, хорошо разбирающихся в хадисах. Нововведение получило одобрение как у восточных, так и западных исламских ученых, среди которых Аль-Хафиз Ахмад ибн Хаджар Аскаланий и его ученик Аль-Хафиз Ас-Сазавий, а также Аль-Хафиз Ас-Суютый и другие. Аль-Хафиз Ас-Сахавий отмечал в своей книге "Фатави" ("Религиозное заключение"), что Мавлид начали проводить по истечении трех веков со времени Пророка Мухаммада, мир Ему, и праздник этот распространился по странам ислама. Во время проведения Мавлида раздают милостыню, читают биографию Пророка Мухаммада, мир Ему, с надеждой получения благословения за совершение такого доброго дела. Аль-Хафиз Ас-Суютый в статье "Добрые намерения в совершении Мавлида" говорил о вопросе проведения Мавлида Пророка, мир Ему, в месяце Раби уль-Авваль, и как относится Шариат к этому? Одобряется это или нет? Будет ли сауаб за это или нет? Отвечал он на эти вопросы так: "Основой для проведения Мавлида является сбор людей, чтение отдельных сур Корана, рассказы о тех знаменитых событиях, которые произошли во время рождения Пророка Мухаммада, мир Ему, готовится соответствующее угощение. Если Мавлид проводить таким образом, то это новшество одобрено Шариатом, за это мусульмане получают сауаб, так как проводится это для возвеличивания Пророка Мухаммада, мир Ему, для того чтобы показать: это событие является радостным для верующих".
Впервые Мавлид проводил король Ирбиля Абу-Саид Кавкабри ибн Зайнуд-Дин Али ибн Бактакин - один из великих королей, известный также тем, что построил известную мечеть Аль-джами аль-Музаффари на склоне горы Кьосиййун. Ибн Касир в книге "Начало и Конец" рассказывал о короле Музаффари, что в каждый месяц Раби уль-Авваль он проводил большие мероприятия, связанные с проведением Мавлида. Сам он выступал как щедрый и справедливый правитель. Далее ибн Касир отмечает, что шейх Абуль-Хаттаб ибн Дихья написал для Музаффара книгу о рождении Пророка, мир Ему, которую назвал "Ат-танвир фи Мавлид аль-башир ан-назир" ("Освещение Мавлида - дня рождения Пророка, обещающего верующим и предупреждающего грешников"). За это король наградил ибн Дихью тысячей динаров и разрешил написанное им произведение к исполнению во время Мавлида. Король Музаффар жил долго и защищал ислам от неверных. Так, он окружил оккупантов во время "Крестового похода" в городе Акке в 630 году хиджры.
Известно о короле Ирбиля, что он был честным и справедливым правителем. Внук ибн Аль-Джавзи в книге "Зеркало времени" говорил о нем, что при проведении Мавлидов его посещали высокопочитаемые исламские теологи и суфии. Отсюда следует, что проведение Мавлида - новшество, одобренное Шариатом, и ни в коем случае нельзя этого отрицать. Наоборот, можно назвать его сунной, так как сам Пророк, мир Ему, говорил, что вносящий в ислам хорошее новшество, одобренное Шариатом (то есть соответствующее Корану и хадисам) получит за это вознаграждение, и, кроме того, дополнительно столько вознаграждений, сколько получат соблюдающие это новшество после него вместе взятые.



О благородном происхождении Пророка

Наш Господин - Мухаммад, является сыном Абдуллаха, сына Абдуль Мутталиба, сына Хашима (имя которого Амр), сына Абду-Манафа, сына Кусайа, сына Киляба, сына Мурра, сына Кааба, сына Лю-аййа, сына Талиба, сына Фихра, сына Малика, сына Ан-Надра, сына Кинана, сына Хузаймы, сына Мудрика, сына Ильяса, сына Мудара, сына Низара, сына Маадда, сына Аднана, родословная которого восходит к исламу, сыну пророка Ибрахима.
Аллах Всевышний сохранил род Пророка Мухаммада от Прелюбодеяния, никто из них не был рожден в результате такого греха. Пророк Мухаммад говорил, что Аллах избрал, сына Ибрахима, из сыновей Исмаила - Кинона, из сыновей которого был избран Курайша, а из его сыновей - Хашим. Из этой семьи и был избран Пророк Мухаммад, мир Ему. (Передал имам Тирмизий). Приближалось время появления на свет Пророка Мухаммада, который явился в эту жизнь (телесно и духовно) после того, как Амина, забеременев, была избрана Аллахом стать Его матерью. Было возвещено к небесам и земле о том, кого Амина носит в своем чреве. После долгих засух и неурожаев земля вновь пышно расцвела. Многие говорили о приближении Его рождения. Его матери Амине было сообщено во сне, что она беременна и носит под сердцем Господина всех миров и наилучшее Создание Всевышнего, а также о том, что после его рождения она должна будет назвать его Мухаммадом, и Он будет благочестивым. Некоторые теологи, запечатлевшие рождение Пророка, мир Ему, говорили, что Амина, дочь Вахба, забеременела Посланником Аллаха в пятничный вечер - на первую ночь месяца Раджаба. Во время своей беременности она наблюдала, как птицы почтительно окружали ее из уважения к тому, кого она носит в своем чреве. А когда она подходила к колодцу набрать воды, вода сама поднималась наверх в знак почтения перед величием Посланника Аллаха, мир Ему. Когда она рассказала обо всем этом своему мужу Абдулаху, он сказал, что причиной тому является величие их будущего ребенка. Амина также рассказала, что она слышала тасбих - восхваление Ангелов в честь Него. Она видела во сне дерево, усыпанное сверкающими звездами, среди которых была одна - самая прекрасная звезда. И она затмила другие звезды. Амина смотрела на свет этой звезды и на то, что он озарял, пока звезда не упала ей на колени. Отец Пророка, Абдуллах, женился на женщине из племени Зухра - Амине, дочери Вахба ибн Абду-Манафа, сына Зухра ибн Киляба. И забеременела она, нося во чреве своем Господина всех народов, всех общин. И соблаговолил своею милостью Аллах выделить Его на пути арабов и других народов. И было ожидание Его благородного рождения -первого предвестника света для жителей пустынь и городов - для кочевых и оседлых народов. Ибн Саад передал, что тетя Язида, сына Абдуллаха, сына Вахаба говорила, что Амина, когда носила под сердцем Посланника Аллаха, вообще не ощущала своей беременности и не испытывала никакой тяжести, естественной для женщин в ее положении. Она даже отрицала прекращение менструации, думая, что это всего лишь задержка. Амина рассказывала, что однажды, когда она еще не вполне проснулась, ей показалось, что кто-то подошел к ней и спросил ее, чувствовала ли она, что забеременела? Она ответила, что не знает. Тогда ей было сказано: "Знай, что ты носишь под сердцем Господина этой общины и Пророка Всевышнего". И это было в понедельник. С этого момента Амина уже не сомневалась в своей беременности. А когда приближался срок Его рождения, Амина вновь увидела тот же самый образ и ей было сказано: "Говори: я буду оберегать и защищать Его во имя Единственного Творца, не нуждающегося ни в чем и ни в ком, и охранять Его от любого завистника". Ибн Саад передал также от Мухаммада, сына Омара Аль-Асламий, что у Амины, дочери Вахба, с Абдуллахом, сыном Абдуль - Мутталиба, не было других детей, кроме Посланника Аллаха.



О достоинствах Пророка Мухаммада

Пророк Мухаммад родился в Мекке в 570 году в понедельник месяца раби'уль-аваль. При родах мать его Амина увидела свет, изошедший из него и осветивший ее, и избавивший от недостатка зрения. Его молочной матерью была Суайба, служанка его дяди Абу Ляхаба. Позже его кормилицей стала Халима ас-Саадийя из племени бану саад, в котором он пробыл в течение четырех лет.
Однажды, когда Мухаммад забавлялся с другими детьми неподалеку от дома Халимы, к нему явился ангел Джибрил, рассек ему грудь и омыл его сердце. Узнав об этом необычайном происшествии, Халима страшно испугалась за мальчика и вернула его матери.
Как-то Амина отправилась в Медину, чтобы навестить родственников, но когда она возвращалась назад, с маленьким Мухаммадом, ее охватила болезнь, и она скончалась. Похоронили ее в местечке Аль-Абва. Некая женщина доставила Мухаммада к его деду Абдуль-Муталлибу в Мекку, который и воспитывал внука до восьмилетнего возраста. Перед смертью он завещал воспитание Мухаммада его дяде Абу Талибу, который очень гордился оказанной ему честью.
Аллах повелел ангелу Исрафилу постоянно находиться с Мухаммадом, и он все время был с будущим Пророком, пока ему не исполнилось 11 лет. Затем Всевышний повелел быть рядом с Мухаммадом ангелу Джибрилу, контролируя, сопровождая и охраняя его, но так, чтобы ангел оставался для мальчика невидимым и не разговаривал с ним.
Через некоторое время Мухаммад вместе с дядей совершил первую поездку в Аш-Шам. В городе Басра христианский священник аль-Бахира разглядел в нем признаки пророчества, о которых он знал из Священных Писаний, и посоветовал его дяде быстрее возвращаться обратно, чтобы иудеи не принесли Мухаммаду вреда. Пророку тогда было 12 лет.
Будучи юношей, Мухаммад совершил вторую, но уже торговую поездку в Аш-Шам, для которой его наняла знатная женщина по имени Хадиджа аль-Кубра, бывшая в то время вдовой. Он успешно продал ее товар и выполнил все ее торговые поручения, чем заслужил репутацию надежного, честного и верного человека.
Спустя небольшой период времени, Хадиджа объявила о своем желании стать его женой. Пророк женился на ней. Ему было 25, а ей 40 лет.
Когда приблизились дни божественных откровений, Мухаммаду полюбилось уходить от людей и суеты бренного мира. Он начал уединяться в пещере Хира, что находится вблизи Мекки. Его мысли были заняты Всевышним мирозданием и царящими в нем законами. В подобные периоды времени он был далек от мыслей об имуществе и семье. Он целиком погружался в поминание Бога сердцем и отрешался от всяких посторонних мыслей, которые бы могли помешать этому. И возникло для него общение и любовь к уединению в ходе поминания Того, ради Которого и избрал Мухаммад подобное состояние. Он не переставал пребывать в этом общении, и к зеркалу откровения добавлялось все больше чистоты и блеска, пока чистота его не достигла предельной степени совершенства.
Однажды, когда он пребывал в таком состоянии, к нему явился ангел и сообщил: "Возрадуйся, о Мухаммад! Я - ангел Джибрил, а ты - Пророк Божий для этой общины людей". Затем он достал кусок шелка, унизанный драгоценностями, вло­жил в его руку и сказал: "Читай!" "Я не умею читать", - ответил Мухаммад. Тогда ангел, обхватив его, сдавил так, что у Пророка выступил пот. Затем Джибрил повелел во второй раз: "Читай!" На что тот сказал: "Я не умею читать". И тогда ангел опять сжал Мухаммада и повелел: "Читай! Во имя Господа твоего..." до слов "...чего он не знал" (96:1-5).
Сразу после случившегося Пророк вернулся в Мекку и поделился о произошедшем с Хадиджей, сказав ей: "Я испугался за свою душу". Хадиджа поддержала мужа и поверила ему. Она была первой, кто уверовал в пророчество Мухаммада. Затем она привела своего дядю Вараку ибн Науфаля, и Мухаммад рассказал ему обо всем, что испытал. Варака стал первым мужчиной, уверовавшим в пророчество Пророка Мухаммада. Мухаммад в течение 13 лет призывал жителей Мекки уверовать в Единого Бога и поклоняться лишь Ему.
В 622 г. Пророк совершил переселение из Мекки в Медину. Своей молитвой он подавил чуму и изгнал из города лихорадку. Именно в Медине сложились и были введены в практику новые религиозные обряды. Так, впервые именно там прозвучал азан - громогласный призыв верующих на молитву. Здесь же мусульманам было предписано обязательное соблюдение поста в месяц рамадан, уплата закята с имущества в пользу нуждающихся. Было изменено направление моления, и мусульмане при совершении молитвы начали обращаться лицом к Мекке. Из Медины был совершен победоносный поход в местечко под названием Бадр. Также с Мединой связана битва с язычниками Мекки при горе Ухуд и изгнание племени бану назир. В Медине был наложен запрет на распитие спиртного, был разработан обряд очищения песком или землей (тайяммум) и введена новая молитва (салят уль-хауф), совершаемая в случае опасности для жизни. В тот же мединский период состоялась Битва у рва, было изгнано племя бану курайз, состоялось незавершенное малое паломничество. Из Медины был совершен поход на Табук и полноценный большой хадж. Из Медины Пророк Мухаммад совершил свой прощальный хадж, и умер в этом городе, именно поэтому Медину еще и называют городом Пророка.



О качествах Пророка

Пророк Мухаммад, мир Ему, не был ни слишком высокого, ни слишком маленького роста. А был он среднего роста, широк в плечах, имел светлую кожу. Его лоб был широким и открытым, а брови - словно арки. Белки его черных глаз блестели, подобно чистому серебру, зубы сверкали белизной, а волосы слегка завивались. Он имел самую великолепную шею, широкую грудь и спину. На его плече имелась печать пророчества. Ближе к левому плечу у него была родинка, вокруг которой росли волоски.
Мухаммад был щедрым человеком. Он клал ладони на головы детей и знал, кто из них будет более благонравным. Пророк обладал ровным характером, его походка была спокойной, без спешки и лишена всякой горделивости. Его пот сверкал, словно жемчуг и имел запах мускуса. Он был самым кротким, самым храбрым, самым справедливым и благородным из людей.
В его кармане никогда не залеживался дирхем или динар. Никогда не было случая, чтобы его о чем-то спросили, и он ответил: "Нет". Он был самым справедливым в своих речах, самым богобоязненным, самым мягким по характеру, самым великодушным к родственникам и самым скромным человеком.
Он не задерживал взгляд на лице человека, от которого принимал подарок, даже если это был глоток молока, и всегда старался отблагодарить большим. Он ел пищу, преподнесенную в качестве подарка, но никогда не ел того, что было дано как милостыня. Он сам чинил обувь, латал свою одежду, доил козу и помогал по хозяйству домашним. Пророк всегда приходил к бедным, принимал участие в похоронах, посещал могилы мусульман, приветствуя их словами: "Мир вам!" и испрашивая для них прощение Господа. Он садился за стол с бедняками и ел вместе с нищими. Он великодушно поступал с благородными людьми, любезно вел себя с аристократами. У него не было охраны, он всегда ходил в одиночку, даже среди своих врагов. Его не страшили превратности этого мира. Он никогда не высмеивал бедного из-за его нищеты и не был надменным правителем, хотя имел большую власть. Он не поступал с кем-либо так, чтобы это вызвало отвращение, не насмехался над людьми и не говорил ничего, кроме правды.



О чудесах Пророка

С Пророком связано множество чудес, среди которых: раскалывание Луны на две части, истечение воды из его пальцев, утоление жажды крупного войска, предоставление его воинам возможности совершить омовение горстью воды из его ладоней.
Однажды, когда он совершал проповедь, стоя на минбаре, один молодой человек ринулся на него, и присутствующие услышали, как он издал крик верблюда. Пророк схватил этого человека, и тот сразу утих. Камни в руках Пророка прославляли Всевышнего, и пища в его присутствии восхваляла Аллаха. С Пророком разговаривали животные: ему жаловался верблюд, его приветствовала газель, волк свидетельствовал о его пророческой миссии. Деревья кланялись ему.
Пророк предрек, что третьего праведного халифа Усмана постигнет большая беда. И это случилось.
Пророк просил Господа, чтобы его двоюродный брат Али не мерз и не боялся холода, и Али никогда не чувствовал ни холода, ни жары.
Для Аббаса Пророк попросил у Всевышнего познаний в мусульманском праве и в толковании Корана. И стал Аббас, как море знаний.
Для Аббаса Пророк попросил у Бога богатство и детей. И дал Аллах Аббасу сто детей, сто лет жизни, а его пальмы стали плодоносить два раза в год.
Пророк попросил у Аллаха против Утбы ибн Абу Ляхаба: "Боже, нашли на него собак!" И съел лев того Утбу.
Во время Битвы у рва Пророк накормил тысячу воинов малым количеством пищи. А во время сражения Ханин он забрасывал врагов кусками земли, и те были вынуждены бежать прочь.
Пророк Мухаммад, мир Ему, предрек, что второй праведный халиф Умар будет убит группой подлых людей, и, действительно, его убили воины Муавии.
Пророк вышел навстречу сотне смотревших на него курайшитов. Он бросил на их головы землю, и они больше не смогли видеть его.
Да благословит Всевышний Аллах нашего благородного Пророка и Посланника и да приветствует его, его семью и всех его сподвижников в обоих мирах!
"Не проявляй злорадства по отношению к собрату своему - Аллах смилуется над ним и накажет тебя. Храни в себе Аллаха, и Он будет хранить тебя. Храни в себе Аллаха и, и ты найдешь Его перед собой. Если просишь, то проси Его, если молишь о помощи, то моли Его о помощи и знай, что если вся мусульманская община пожелает тебе помочь, то сможет сделать это только в том случае, если помощь предписана тебе Аллахом. А если люди пожелают нанести тебе вред, то смогут сделать это только в том случае, если Аллах предписал что-то против тебя. Перья уже подняты, и высохли чернила на книгах судеб".
"В этом мире будь словно чужестранец или переходящий дорогу, и знай, что ты - из обитателей могил".
"Откажись от мира, и Аллах возлюбит тебя. Будь аскетом и набожным в отношении к людям, и они возлюбят тебя".
"Остерегайся мирского и мира, ведь мир - колдовство Харута и Марута".
"Если вы встретите человека, который набожен и отрешен от мира, то сблизьтесь с ним, ведь он изрекает мудрость".
"Если Аллах пожелает Своему рабу добра, то сделает из него проповедника, который наставляет в религии".
"Будьте в этом мире подобно гостям. Избирайте мечети своими жилищами, приучайте ваши сердца к мягкости, усердствуйте в размышлениях и плаче".
"Придерживай свой язык и говори только хорошее".
"О, сын Адама, для тебя то, что было в твоих благих помыслах, и против тебя только то, что ты сам сделал своими руками. Ты будешь с теми, кого возлюбил".



Мечеть Пророка Мухаммада в Пресветлой Медине - один из центров паломничества мусульман, оформившийся в самый крупный после Заповедной Мечети в Мекке архитектурный комплекс подобного рода. В результате обширной реконструкции прилегающей к старинному памятнику территории, осуществленной в 1990-х гг, под патронажем правителя Саудовской Аравии Фахда ибн Абдуль-Азиза, мусульманская святыня обрела блистательное обрамление. Тысячи и тысячи паломников, прибывающих сюда во время хаджа, нескончаемыми потоками стекаются на заповедную территорию, охваченную величественной и монументальной внешней стеной, которая замыкает теперь весь ансамбль. Шесть новых, необыкновенно высоких и стройных минаретов со множеством балкончиков подчеркивают грандиозный масштаб памятника. Молитвенные залы незаметно вбирают в себя огромные количества молящихся. Эти новые залы-дворики, над которыми скользят раздвижные купола - вторжение современной строительной технологии, - лишь знаменуют подходы к собственно святыне, словно бережно запеленатой рядами аркад и молитвенных зал. Днем яркое солнце нивелирует все постройки комплекса, которые приобретают однообразный песочный цвет, и лишь зеленый купол над могилой Пророка выявляет его главную ось; вечером, в лучах торжественной иллюминации, ярче других светятся четыре исторических минарета в углах Мечети Пророка вот уже четырнадцать веков притягивающей взоры мусульман мира.

Прославленная святыня, на многие века определившая развитие архитектуры мечети. Мечеть Пророка не была задумана Мухаммадом как культовое здание. Этот факт, на первый взгляд парадоксальный, подтверждается многочисленными преданиями о жизни Пророка.
Согласно традиции, Пророк въехал в Медину верхом на верблюде, ведомом Абу Бакром, в окружении племени бану наджар. Верблюд Пророка остановился на участке напротив дома Абу Аюба аль-Ансари, в квартале бану наджар. Пророк делил кров с Абу Аюбом в течение семи месяцев после прибытия в Медину. Почти сразу он принял решение выкупить участок земли напротив и построить здесь дом.
Земля принадлежала двум сиротам, Сахлю и Сухайлю, и Мухаммад купил ее за 10 динаров, отказавшись принять в дар. Покрытый могилами и руинами, участок был в запустении, здесь росли пальмовые деревья, он использовался для содержания верблюдов и более мелких домашних животных. Сначала место строительства будущего дома Пророка было хорошо расчищено, а пальмы выкорчеваны - их стволы и ветви использовали как строительный материал. Строительство дома для Мухаммада и его семьи традиция приписывает самому Пророку и его ближайшим сподвижникам. Из обожженного на солнце кирпича были выложены стены просторного двора, поставленные на каменный фундамент. На северной стороне, первоначально оставленной открытой, был сооружен навес: стволы выкорчеванных пальм стали опорами для крыши из пальмовых листьев, обмазанных глиной. С наружной стороны восточной стены из тех же материалов были построены комнаты (худжры) для жен Пророка. Входы в эти скромные жилища открывались во двор и занавешивались тканью или ковром. Некий Абдулла ибн Язид видел эти комнаты перед тем, как они были разрушены по приказу аль-Валида, и он оставил такое описание: "Там были четыре дома из кирпича-сырца, с комнатами, разделенными ветвями пальм, и пять домиков из пальмовых ветвей, скрепленных (обмазанных) глиной и не разделенных на комнаты. Двери были закрыты черными занавесями. До крыши можно было достать рукой".
Напомним, что именно в Медине, по прошествии нескольких месяцев со дня прибытия сюда Пророка, произошло обретение истинной киблы мусульман. Известно, что первые 16 или 17 месяцев пребывания Пророкам в Медине киблой мусульман было направление на Иерусалим. Однако в одной из сур мединского периода прозвучало: "Мы видим поворачивание твоего лица по небу, и Мы обратим тебя к кибле, которой ты будешь доволен. Поверни же свое лицо в сторону Заповедей Мечети. И где бы вы ни были, обращайте ваши лица в ее сторону" (2:139). В устройстве двора дома Пророка, ставшего местом коллективных молений, перемена киблы сказалась следующим образом: аркада вдоль северной стены, названная суффой, была сохранена, - под ней находили приют сподвижники (ахль ус-суффа) Пророка; на южной стене, ориентированной на Мекку, был построен более глубокий навес, образующий обширное затененное пространство - зулла. Здесь Пророк проповедовал, опершись о пальмовый ствол.
По сути, самая ранняя мечеть (масджид) была двором дома Пророка и не имела черт священного здания. Сюда свободно заходили путники, искавшие Пророка, - один из них даже въехал на верблюде; здесь сооружались палатки и хижины, а в суффе жило много бедных людей; здесь велись деловые разговоры, и люди вели себя очень свободно. Но главное - это было место встречи верующих и место общей молитвы, поэтому оно стало с самого начала чем-то большим, чем просто личный двор Пророка.
Построенная в первом году хиджры, Мечеть Пророка пережила впоследствии череду ремонтов и расширений. Считают, что в 7-ом г. хиджры Пророк, вернувшись после столкновения с арабскими племенами, решился на обновление своего дома. В результате изменений участок приобрел очертания квадрата со стороной 50 м, его площадь была примерно 2475 кв. м. Дом Пророка был окружен домами его сподвижников: с востока жили Абу Аюб и Усман бин Аффан; с юга проживал Умар, к западу - дядя Пророка Аббас и Абу Бакр, к северу - Абдуррахман ибн Ауф. В результате более поздних расширений мечети эти дома были утрачены. Заболевший Пророк оставался в комнате Айши и был погребен там после смерти. Через два года и три месяца не стало Абу Бакра, через десять лет - Умара; тела их погребены там же.
Обновление мечети, предпринятое в первые годы после смерти Пророка, при халифах Умаре и Усмане, было связано с тем, что Медина оставалась главным городом Халифата, община ее росла, и старая мечеть в ее прежних границах уже не вмещала всех желающих, тем более что Мечеть Пророка была общественным и политическим центром общины, где мусульмане обсуждали важные проблемы, принимали общие решения. Также она была образовательным центром. Халиф Умар при расширении Мечети Пророка руководствовался, прежде всего, этой необходимостью, и характер постройки почти не был нарушен. Худжры жен Пророка, прилегающие к восточной стене, не были затронуты, двор был расширен на запад, а к югу и к северу были добавлены затененные аркады - реваки, так что с юга к территории мечети был присоединен дом Аббаса. В трех стенах было устроено по два входа, - люди могли быстро заполнить мечеть по призыву имама. К тому же, при Умаре были использованы те же материалы, что и во времена Пророка. Соображения необходимости и практичности явно преобладали в строительстве в тот период, и об этом высказывание самого Умара, который будто сказал: "Дай людям укрытие от дождя, но заботься о том, чтобы не сделать его красным или желтым, чтобы не сбить их с пути истинного". Через 12 лет халиф Усман расширяет мечеть почти на 500 кв. м., используя другие материалы: аркады, окружающие двор, замыкаются стеной из камня; пальмовые стволы заменяются каменными опорами, возводится крыша из прочного тикового дерева, привезенного из Индии. В стене киблы впервые сооружается михраб, и поныне известный как михраб Усмана.
Правление халифов династии Омейядов Абдуль-Малика и его сына аль-Валида I (705-715 гг.) отмечено созданием великих памятников архитектуры, надолго ставших образцами для мусульманских зодчих. Желание соперничать с великолепием христианских церквей в Иерусалиме и на других завоеванных территориях побудило Омейядов обратиться к помощи византийских архитекторов и декораторов. Именно они возвели Большую Мечеть в Дамаске, украсив ее смальтовой мозаикой. Мечеть Пророка в Медине не осталась в стороне от этих нововведений. Известно, что во время ее реконструкции при первых Омейядах были приглашены ремесленники-христиане, которые богато украсили интерьеры мечети мрамором и мозаиками, перламутром и золотом. Контраст с прежней простотой был разительным, и аль-Валид, посещая обновленную им Мечеть Пророка в 93/712 г., даже заметил: "Мы строили в стиле мечетей, вы построили в стиле церквей". Кроме того, четыре минарета были выстроены по углам здания мечети.
Пожалуй, главным преобразованием мечети при Омейядах стало включение в ее территорию комнаты Айши, получившей название худжры Пророка. Жилища жен Пророка сохранялись в их первоначальном виде до перестройки мечети аль-Валидом. Айша всячески оберегала захоронение, воздвигла перед ним стену, предупреждая таким образом желание посетителей взять на память немного земли с могилы Пророка. Аль-Валид выкупил все сохранившиеся прилегающие к мечети постройки, снес их и построил новые дома поодаль. Над местом захоронения Пророка и его сподвижников, названным ар-Рауда - "Сад", была возведена пятигранная постройка, позднее перекрытая куполом. С ростом почитания Пророка устанавливалась традиция паломничества в Медину. Дошедший до нас хадис гласит: "Можно сесть в седло, чтобы посетить три мечети: Заповедную Мечеть, Мечеть Пророка и Отдаленнейшую Мечеть"; он отражает практику, установившуюся в конце правления Омейядов.
В самом начале правления династии Мамлюков (1250-1517 гг.) древняя мечеть переживала тяжелые испытания. В пятницу в начале рамадана 654/1256 г. в мечети возник пожар, охвативший всю постройку, - почти вся она сгорела. Аббасидский халиф Мустасим во время хаджа 655/1257 г. прислал мастеров, инструменты и материалы, чтобы начать восстановление мечети. Дерево и другие строительные материалы были присланы из Йемена и Египта, а возведение мечети закончилось уже при султане Бейбарсе. За длительный период мамлюкского патронажа в Аравии Мечеть Пророка не раз ремонтировалась и обновлялась. Султаны Калаун, Барсбей, Каитбей стремились не увеличить площадь молитвенного пространства, но с помощью дорогих и редких декоративных материалов придать ему вид драгоценности. Мечеть украшалась, особое внимание уделялось территории ар-Рауда аль-Мутаххара ("Благословенный Сад") - так называлась площадка между худжрой Пророка и его минбаром, которая была связана в мусульманском предании с местом, где проповедовал и предстоял на молитве Мухаммад. Во второй раз большая часть мечети пострадала от огня, когда в 886/1481 г. в навершие главного минарета ударила молния. Сгорело все, за исключением худжры Пророка, - михраб, минбар, рукописные книги и древние списки Корана. 100 мастеров, присланные из Египта султаном Каитбеем, восстанавливали сначала минареты и стену киблы. Впервые над худжрой Пророка был воздвигнут обширный купол.
Позднейший период истории мединской мечети - самый длительный: он охватывает четыре столетия и связан с историей Османской империи. Турецкие султаны прославились как устроители благотворительных учреждений на обширной подвластной им территории. Историк XVI в. Бидлиси, например, характеризуя благочестивые деяния султана Мехмета (начало XV в.), пишет: "Для обеих почитаемых святынь - да умножит Господь их почитание и возвеличение! - они определили по вакфу, дабы ежегодно доходы с них туда отсылались и расходовались по усмотрению обладателя вакфа". В 1517 г. османское завоевание достигло Египта, и турецкий султан Селим Явуз принял в Каире ключи от Мекки и Медины, а также священные реликвии, принадлежавшие отныне османскому дому. Султан провозгласил себя служителем Двух Святынь (хадым уль-Харамейн), и внимание к мечетям Мекки и Медины, давно ставшее традицией, со стороны двора было удвоено. Потребности и расходы служителей, присматривающих за мечетью, тщательно обеспечивались службами султанского двора. Прославленный строитель султан Сулейман Великолепный, заботясь о нуждах паломников, посещающих Мечеть Пророка, по сведениям того же Бидлиси, возвел "в Пресветлой Медине исполненную благодати обитель и назначил достаточно вакфов, чтобы каждое утро и вечер там давали беднякам пропитание". Пожертвования в Мечеть Пророка вносили и представители османской знати. Вплоть до первых десятилетий XX в. в Стамбуле ежегодно происходили "Сюрре алайы" - сбор процессии в Мекку и Медину с дарами османских султанов и празднество по этому поводу. От XV-XVI столетий в мечети сохранились несколько новых вкраплений. Например, так называемый михраб Сулеймана был создан в 860/1455 г. к западу от минбара Пророка, причем сначала он носил имя михраба Ханафитов. В 938/1531 г. султан Сулейман Великолепный приказал обновить его в белом и черном мраморе, а в 980/1572 г. Селим украсил его изразцами с золочением. В 1233/1817 г. Мехмет II возвел купол над худжрой Пророка,а в 1255/1839 г. отремонтировал его и покрасил в зеленый цвет. При нем порядок ремонта, отправка и подготовка технического персонала, оплата расходов были отлажены и выполнялись неукоснительно.
Самые обширные работы в османское время были проведены уже в XIX в. при султане Абдуль-Маджиде. Шейх Мечети Пророка Давут-паша доложил султану, что мечеть уже около 400 лет не ремонтировалась в полном объеме, и каждый новый день прибавляет новые разрушения. Султан поручает послать специалистов, которые должны изучить дело; после получения соответствующего рапорта он приказал приступить к ремонту. Он сам выбрал в своем окружении чиновников, которые должны были присматривать за ходом работ и руководить ими, придав, таким образом, предстоящим работам самый высокий статус. Для ремонта 1265/1848-1277/1860 гг. были привлечены самые лучшие мастера и художники, использовались самые дорогие и качественные материалы. Этот обширный ремонт и расширение, длившиеся около 12 лет, были сделаны не на скорую руку: все свидетельствует о большом внимании к качеству работ, соответствующем величию самого памятника, уважению к нему со стороны мусульман. Чтобы не препятствовать совершению верующими молитвы в Мечети Пророка, ремонт осуществлялся последовательно на отдельных участках. На месте старых стен возводились новые, с новым качеством и отделкой. За исключением некоторых стен и худжры Пророка, фундамент которой оказался прочным и сама постройка качественной, вся мечеть была отстроена заново. Минбар и михраб Пророка были отремонтированы и сохранены.
В конце ремонтных работ весь пол и стена киблы наполовину высоты были выложены мрамором. Потолок, в свою очередь, был расписан различными изображениями деревьев, цветов, водных потоков. Казалось, что в каждом куполе расцветает райский сад. Колонны с богато украшенными капителями были отполированы и расписаны в цвет камня. Позднее из Стамбула был прислан известный каллиграф Абдулла Зухди Бей, который украсил надписями с текстами аятов и именами Пророка купола и стены мечети, - их можно видеть там и сегодня.

Подготовил М.БАРАХОЕВ


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru