новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  2 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 47 (9736) суббота, 8 апреля

Финансы контролируются, республика процветает

В марте исполнилось два года, как приступил к работе высший орган финансового контроля Ингушетии – Контрольно-счетная палата республики
Только профессионалы

Главное богатство любого предприятия - люди. Председатель Контрольно-счетной палаты Магомет Белхароев, его заместитель Салман Гагиев и аудиторы назначены на должности Народным Собранием республики. А вот о наборе других сотрудников было объявлено официально.
- Чтобы коллектив состоял из профессионалов, истинных знатоков своего дела, мы учредили специальную приемную комиссию. В ее состав вошли депутаты, представители администрации президента, правительства и средств массовой информации. Заранее подготовили вопросы для претендентов, – рассказывает Магомет Курейшович.
Таким образом была обеспечена «прозрачность» приема на работу всех заинтересованных. Ведь на 14 рабочих мест в Контрольно-счетной палате претендовали 89 человек! Кандидаты одновременно прошли письменное тестирование в малом зале Народного Собрания. По его результатам в штат вошли лучшие из лучших: все специалисты палаты имеют высшее образование, экономическое или юридическое. Больше половины - с опытом работы в контрольных органах. Когда штат был набран, в кратчайшие сроки подготовили документальный багаж: разработали все основные документы, положения, должностные инструкции, составили план работы. Сотрудники перенимали опыт в соседних республиках, на совещаниях контрольно-счетных органов России.
- С первых дней своей деятельности все силы мы сосредоточили на исполнении нашей главной задачи, то есть обеспечении контроля над целевым и эффективным исполнением республиканского бюджета, использованием государственного имущества. Я глубоко убежден в том, что именно контроль над финансами обеспечивает надежную защиту государственной казны и является важным фактором экономического благополучия любого региона, - говорит по этому поводу Магомет Белхароев.
На следующем этапе работы важным было установить рабочие контакты и отработать механизм взаимодействия с контрольными и правоохранительными органами республики. Были подписаны письменные соглашения с министерством внутренних дел, прокуратурой, управлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Ингушетия.



Не только выявлять, но и предупреждать

Контрольно-счетная палата в рамках своих полномочий осуществляет предварительный, текущий и последующий контроль республиканского бюджета.
- Мы ставим своей целью
не только выявить нарушения после того, как они уже были совершены, - говорит Магомет Белхароев. - Лучше вовремя предупредить, подсказать, направить. Поэтому на глазах меняется и отношение к нашей организации.
Перед выходом на контрольные мероприятия все сотрудники получают дополнительный инструктаж, готовятся - изучают учредительные документы объекта проверки, инструктивный материал и т. д. Ведь с точки зрения руководства, инспектор палаты, как государственный служащий, обязан быть «на голову выше» того, кого проверяет. Акты в соответствии с этими требованиями должны быть написаны так, чтобы их понял не только специалист, но и просто прохожий!
По сравнению с прошлым круг вопросов, которые контролирует сейчас палата, значительно расширился: при проверках учитывается не только целевое расходование средств, но и то, насколько эффективно они используются.



Будущее за аналитикой

Нельзя, конечно, сказать, что все идет гладко - как по накатанному. К примеру, мешает несовершенство законодательства, в том числе и Закона Республики Ингушетия «О Контрольно-счетной палате Республики Ингушетия». По словам Салмана Гагиева, заместителя председателя палаты, необходимы административные рычаги воздействия на проверяемые министерства, ведомства, предприятия. Сотрудники палаты не имеют права на изъятие документов, инициировать предложения о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений, организаций в случае неоднократного неисполнения или ненадлежащего исполнения ими предписаний Контрольно-счетной палаты. Существуют и другие разногласия по поводу полномочий палаты. Но все эти проблемы решаемы - документы уже готовятся к представлению в Народное Собрание республики.
Сейчас Контрольно-счетная палата арендует помещение. Но уже на выходе проектно-сметная документация, готово технико-экономическое обоснование. Предполагается разместить Контрольно-счетную палату в собственном благоустроенном здании в Магасе до конца 2006 года.
В будущем больший упор планируется делать на экс-пертно-аналитические мероприятия. Аналитический отдел палаты уже сейчас регулярно проводит экспертизы проектов законов Республики Ингушетия, республиканских программ. Сотрудники палаты принимают участие в парламентских обсуждениях этих документов и результатов их реализации, выработке предложений по совершенствованию республиканского законодательства в бюджетной сфере.
Несомненно, что за эти два года проведена огромная работа - и организационная, и контрольно-ревизионная, и аналитическая. На сегодняшний день Контрольно-счетная палата Ингушетии как контрольный орган завоевала авторитет и уважение не только в республике, но и за ее пределами.

КСТАТИ
Деятельность Контрольно-счетной палаты Ингушетии была оценена по заслугам: за вклад в развитие системы государственного контроля в Российской Федерации и достижение высоких результатов в профессиональной деятельности М. Белхароев награжден Почетной грамотой Ассоциации контрольно-счетных органов РФ. Указом Президента Ингушетии М. Зязикова М. Белхароеву и С. Гагиеву присвоены звания «Заслуженный экономист Республики Ингушетия». Трое сотрудников палаты поощрены Почетными грамотами.
Палата является равноправным членом Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации.


ИЗ ДОСЬЕ “КП”
Магомет Белхароев родился в 1963 году. Окончил Северо-Осетинский техникум советской торговли по специальности «товаровед», Чечено-Ингушский государственный университет по специальности «экономист». После службы в армии работал в Наз-рановском районном потребительском обществе ЧИ АССР.
В 1990 году Магомет Курейшович избран депутатом Назрановского районного Совета народных депутатов. Депутат Народного Собрания Республики Ингушетия первого и третьего созывов с 1994 по 2004 год.
11 марта 2004 года избран на должность председателя Контрольно-счетной палаты Республики Ингушетия.



Софья ЛЕБЕДЕВА,
“Комсомольская правда – Северный Кавказ”, №45



Экономическое прогнозирование

Экономическая наука всегда была связана с экономическими прогнозами с той точностью предсказания, которую обеспечивают естественные науки. Но, тем не менее, при нормальном течении общественных явлений раскрытые экономической теорией закономерности, с какими бы то ни было шероховатостями, позволяют предсказать будущее с той или иной степенью достоверности. То есть, экономическая теория имеет дело с социальными объектами, с поведениями людей, которые могут быть очень различными, как и сами экономисты, политики, философы, социологи, которые являются не только исследователями, но и участниками социальных процессов, влияющих на объективность прогноза каждый по-своему.

Сложным является для общества вопрос – как обеспечить «согласованные» действия людей для выработки у них соответствующего желания думать и производить для самих же себя? То есть без применения насилия или карательных действий со стороны властей подобно «трудовых армий по И. В. Сталину» или «Совнархозов» - продолжение Н. С. Хрущева (в 1917-1932 гг. и в 1957-1965 гг.). И ни один специалист, представляющий сейчас ту или иную область знаний, не может объяснить, какими экономическими, социальными или иными законами руководствовались вышеупомянутые вожди народа.
Разумеется, что подобные подходы и решения на уровне общественной массы (базис) «воспринимаются» с отсутствием под каким угодно политическим соусом перспективы. То есть в таких условиях и предприятия, и производства с «назначением» нужной формы собственности создаются не на основе экономического подхода, а директивного распоряжения вождя или его вассалов.
В Российской Федерации, например, производится тракторов и зерноуборочных комбайнов в 5-6 раз больше, чем в США. В то же время их у нас постоянно не хватает. Имеющаяся в сельхозпредприятиях техника используется с простоями в напряженные периоды времени - не хватает к ним запасных частей; трудности возникают и из-за недобросовестного отношения механизаторов к вверенной им технике. Поэтому, с учетом низких цен на сельхозпродукцию техника в аграрном секторе не так окупается, как в других отраслях народного хозяйства.
Модернизируется техника очень медленными темпами. Поэтому по сравнению с зарубежными аналогами (даже предприятия МТЗ) она менее комбинирована и мобильна для выполнения различных производственных операций. Управлять трактором ДТ-75 тяжелее, чем подобной военной машиной 50-60-х годов ХХ в. Разумеется, что конкурента у этого трактора нет.
Основными заказчиками сельскохозяйственной техники на протяжении многих десятилетий были у нас (как этого требует вообще экономика, не говоря уж о рыночной), - крупные (по экстенсивным меркам) общественные хозяйства, которые за последние несколько лет из колхозов и совхозов превращались то в АОЗТ (ЗАО), то в ГУП и наоборот. Поэтому возникает вопрос: кто должен на этих предприятиях разрабатывать и представлять нужные заказы изготовителю? Раньше – это директор совхоза или председатель колхоза, которым достаточно было иметь партийное или другое, далекое от техники, высшее (а может и среднее) образование. Сейчас вообще не понятно, кто этим вопросом должен заниматься.
Чтобы не усложнять себе жизнь, для строительства «светлого» будущего вожди народа категорически запретили преподавание дисциплины «экономическая теория», заменив ее на дисциплину «политэкономия».
Конечно, в политической экономии есть все экономические категории: различные формы собственности, экономические законы, рента, прибавочный продукт и т.д. Поэтому здесь вождям пришлось показать свою изобретательность – сделали из политэкономии две якобы противоположные науки: «политэкономия капитализма» и «политэкономия социализма». С экономической точки зрения даже сегодня трудно себе представить сходство и различие этих двух «наук».
С периода образования Республики Ингушетия (4 июня 1992 г.), как субъекта Российской Федерации, многие специалисты различных областей, в том числе экономисты, финансисты, юристы, социологи, политологи и просто люди с большим практическим опытом постоянно поднимали и до сих пор поднимают вопрос о формах собственности и хозяйствования в агропромышленном комплексе.
Присутствует в основном два подхода.
Первый – это общинное производство. На самом верху республиканского руководства предлагалось создавать в сельских населенных пунктах «сельскохозяйственные общинные кооперативы самообеспечения». Второй – пойти по пути Столыпинской аграрной реформы. То есть, как сказали бы раньше, создавать хутора и отруба, а на современном языке – развитие крестьянских (фермерских) хозяйств. Есть и третий подход – смешанная экономика, что является сложной терминологией как в экономическом, так и в социальном смысле. Поэтому, не разобравшись в первых двух подходах, невозможно отдельно анализировать третий. Какой из двух вариантов будет более эффективным не только в Ингушетии, но и в других субъектах России показывает как ретроспективный, так и перспективный анализ не только экономических и социальных процессов развития общества, но и вопросов взаимодействия таких масштабных категорий, как базиса и надстройки.

М. БУЛГУЧЕВ,
декан экономического факультета ИнгГУ, кандидат экономических наук, доцент.

(Продолжение следует)


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru