новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  4 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 120 (9495); четверг, 21 октября 2004 года

В мире искусства

Слепок его души


Любое мероприятие, имеющее культурную направленность, проводимое в республике, есть положительная тенденция. Ее следует и дальше развивать, так как искусство есть не только постижение интуитивной истины и активная специфическая форма перевоплощения действительности, но и своеобразное общественное явление, которое характеризуется своей особой ролью в жизни общества.

Перо и кисть Мусе подвластны,
Плоды его трудов прекрасны.
Душевный и физический недуг
Способен исцелить наш добрый друг.
Не может быть величья красоты
Без правды, благородства, красоты.
Кто мудрость эту постигает
Высоких целей достигает.
Марьям Льянова

В г. Назрань мраморном зале Городского Дворца культуры с 14- 23 октября этого года начала работу передвижная персональная выставка художника, обладателя поэтического таланта и искусства врачевания Мусы Мартазанова. На открытии выставки присутствовали представители из Администрации Президента, Министерства культуры, Ингушского государственного музея краеведения, художники и поэты Республики Ингушетия, а также простые граждане и школьники. Так, как выставка носит передвижной характер, картины Мусы Мартазанова затем можно будет увидеть во Дворце культуры ст. Орджоникидзевской, ст. Нестеровской и средней школе № 13. Простой, но поднаторевший в вернисажах современного искусства зритель, узнав, что выставка без названия, подумает, что речь идет об очередном концептуалистском вывихе - уж больно подозрительно откровенно по нашим временам. Ну, должен скрываться за этим какой-то подвох. И будет не прав. М. Мартазанов честно показывает в ГДК свои живописные работы, все, какие успел написать за последний год. Традиционно, исходя из требований актуальности и единства художественного высказывания, выставка построена вокруг одной темы, задающей концептуальные и метафорические рамки, как для кураторов выставок, так и для художника. Тему, метафору выставки можно выразить в двух словосочетаниях - красота природы и философия жизни. Сейчас М. Мартазанов признанный народом мастер, который наряду с пейзажами, натюрмортами пишет философские картины. Хотя все начиналось с простого увлечения рисованием в школе, со временем тяга эта только усиливалась. Будучи призванным в Вооруженные силы, Муса пишет первые свои работы акварелью. Несколько лет целенаправленной работы сделали свое дело. Если в 1998 году он только пробует свои силы, то уже в 2004 планирует выставлять каждый год более 25 новых работ. По словам художника, это своеобразный отчет перед земляками. Посмотрев выставленные художественные произведения, честно признаюсь, я сделала три вывода. Во-первых, Муса Мартазанов искренно любит заниматься живописью. И это в наше-то время, когда критики на ней дружно поставили крест. Любит настоящую, вроде той, которой занимались последние знаменитые русские пейзажисты. Во-вторых, он пытается найти себя, свой путь, ту самую "изюминку", отличавшую его от других художников. Возможно, этим объясняется стилевая разбросанность: он пробует себя в разном. Эстетическая идея живописи включает в себя как познание реального мира, так и "стремление" художника, его переживания, пафос, волю, его "хотение". Все это слито в картине. Отсюда и его выразительность, эмоциональная насыщенность и самое главное индивидуальная неповторимость. Сходство с натурой не единственное требование к произведению искусства. Самое интересное это правдивое отражение того, как художник чувствует. Отражение в произведении искусства личности его творца, его индивидуальности, самобытности столь же существенно, как и правдивость воспроизведения действительности. Не случайно об индивидуальном почерке большого художника мы судим не по целому ряду произведений, а по отдельно созданному им художественному образу. Мы говорим - "левитанская осень" или "айвазовское море" и т.д. М. Мартазанов принадлежит к особой категории тех художников, которые не у кого не учились. Писать по-старому не можем, заниматься стилизацией - тошно, но отказать себе в удовольствии пощупать мир кистью и красками - невозможно. Похвальны его стремления, амбиции и некоторая категоричность высказываний, возможная в силу молодости художника. Однако, неизбежная в этом виде искусства апелляция к "реальности" должна сохранять авторскую позицию и субъективность, основанные на собственном опыте, неоднозначность, которая, как в поэзии, заполняется личным опытом каждого зрителя. За каждой работой художника должно скрываться повествование, рассказ, любое изображение может оказаться лишь первой страницей романа, образ которого складывается из взаимодействия рядом положенных изобразительных текстов. Эти "субъективности" оказываются особенно плодотворными, когда нам предъявлены изображения, способные во взаимодействии порождать нечто "третье", - как разные мелодии, сложенные по законам полифонии, создают образ, ни с одной из составляющих как будто не связанный. Вот этого "третьего" пока не происходит. И последнее, в изобразительном искусстве отражение действительности не имеет ничего общего с натуралистическим копированием, "фотографизмом", а является результатом художественного отбора, творческой переработки впечатлений художника. Естественно, что процесс создания картины идет от "живого созерцания", ощущений, чувственно-конкретных образов к абстракции, обобщению. Однако только здесь мысль неразрывно связана с чувством, эмоциями, идея не расторжима с образом. Художественный образ художника - это отражение общего через индивидуальное, т.е. через совокупность качеств, свойств, черт, которые характерны только для данного явления, данного человека. Художественный образ как раз и показывает богатство индивидуального, многообразие явлений, которые воздействуют на наши органы чувств и обусловливают живое восприятие, эстетическое восприятие. Итак, художественный образ представляет собой диалектическое единство индивидуального, особенного и общего, рационального и эмоционального, объективного и субъективного. Естественно, что в зависимости от индивидуальности художника, его таланта, мировоззрения, эстетических позиций отношение названных сторон может быть далеко не одинаковым, но в реалистическом искусстве оно всегда определяется художественной манерой. Когда же художник произвольно нарушает эту меру, абсолютизируя одну из сторон, одну из "черточек", мы имеем дело с нереалистическими методами - натурализмом, формализмом и т.д. Несмотря на все вышеперечисленное, следует отметить, что молодой художник умеет работать с цветом и не боится экспериментов. Например, не характерная для ингушских художников сюрреалистическая тема. На вопрос корреспондента "идеи таких философских работ, как "Яблоко раздора", "Путь к исламу" или "Облик души" приходят в голову как таблица Менделеева - во сне?" Муса Мартазанов ответил в стихотворной форме:

Гаснет свет в ее глазах, она слепая,
Посохом искала путь, по земле ступая.
Мечта ее, увидеть вновь закаты и рассветы,
Не нужными казались нам все ее советы.
Она хотела одного, а люди думали, что много,
Ей досталось ничего, и жизнь ее была убогой.
Оторвавшись от земли, улетела в небеса.
Из печальных глаз ее потекла слеза,
В этой суете мирской, мы важнее ищем дело.
Душа смотрела с высоты на ее брошенное тело.
- Идея моего любимого сюрреалистического полотна "Слепок души", которому посвящено данное стихотворение, возникла после того, как ко мне на прием пришла женщина, ослепшая после операции. Картина адресована всем женщинам, которые лишились чего-то в своей жизни. В ней каждый видит что-то свое. Идеи будущих картин, в том числе и философских, дает мне сама природа.

Стою один, любуюсь кленом.
Возьму опавший лист поклоном.
Когда живем, мы думаем, что вечно,
Ан, нет, земная благодать так быстротечна.
Осенняя пора, листвы круговорот.
Несет предвестье
Какая жизнь за жизнью ждет.
Какой из листьев упадет со мною вместе.

- Вы довольно молодой художник. Как получилось, что Вы занялись живописью?
- Мне 29 лет. Серьезно заниматься живописью я начал пять лет назад. Я увлекался живописью с раннего детства. Тогда мне нравилось работать карандашом. Когда я попал в ряды Вооруженных сил РФ, появилось свободное время, и я решил попробовать работать кистью и масляными красками. У меня получилось, я почувствовал это. Честно говоря, вначале пришла поэзия, а потом живопись. А сейчас все взаимосвязано и я не могу отделить одно от другого. Я в поэзии стараюсь говорить как живописец:

Я нарисую красоту,
Небес прозрачных высоту,
Форель, плывущую в реке,
Узоры башен вдалеке.
Я посвящу свои победы
Земле своих отцов и дедов.
Я с ней судьбою своей связан,
Я ей как матери обязан.

С 2001- 2004 гг. мне удалось организовать четыре персональные выставки. Другие художники делают одну персональную выставку в три или в пять лет. В этом заключается моя уникальность.
- Это говорит о хорошей работоспособности или таланте?
- Скорее всего, так как все эти работы написаны и навеяны внутренним состоянием. Например, работа "Разрыв времени", "Парад планет" или "Яблоко раздора". На данной выставке представлено 41 художественное произведение. С каждой новой выставкой я стараюсь представить свои новые работы, т.е. примерно на 80% происходит обновление материала.
- Организуемые Вами выставки районного и республиканского масштаба. Вы собираетесь выходить на новый уровень?
- Через ассоциацию "Северный Кавказ" я планирую организовать выставку в Калмыкии. Затем, при удачном стечении обстоятельств, выставиться в музее изобразительных искусств в г. Пятигорске и в г. Нальчике.
- Организация любого мероприятия требует определенных усилий и, желательно, содействия, как государственных структур, так и простых людей. Кто Вам помогал организовать эту выставку?
- Выставка организована при содействии Могушкова Назира. Он мне очень помог, выделив сумму на обрамление картин. Во-вторых, техническая помощь была оказана сотрудниками государственного музея, которые помогли оформить выставку. Этим людям я хочу сказать большой спасибо.
- Ведущие музеи республики так же осознали перспективность Вашей деятельности, как и простые жители республики. Можно сказать, что Ваши работы "прописались" фондах музеев родной республики, и далеко за ее пределами?
- Если говорить о географии, то мои работы находятся в Майкопе, Москве, Астрахани, Казахстане и Германии и возможно разошлись еще дальше. Это частные коллекции.
- На Вашей выставке представлены натюрморты, пейзажи - Вы не пробовали себя в портрете?
- Нет, я никогда не пробовал рисовать портреты, и не собираюсь. Это не моя стезя.
- Почему? Это слишком сложно - передать сущность человека, его душу?
- Я работаю с людьми уже восемь лет, я их лечу и каждый день вижу их физические страдания и мучения. Ничего интересного в лицах людей я не могу найти.
- В чем Вы черпаете свое вдохновение?
- Я пишу после тяжелого трудового дня - после приема больных. Идеи возникают сами по себе: это может быть боль или утрата близких, знакомых. Пишу то, что навеяно моим внутренним состоянием, внутренним чутьем. Но мои картины не говорят о печали.
Исторически, человек всегда стремился как-то закрепить результаты своего познания, выразить свое отношение к действительности, стремился, говоря словами Л. Толстого, передать испытываемые им чувства другим людям и "заразить" их этими чувствами. Средством такой передачи является в первую очередь живопись. Но в процессе развития человечества акцент в искусстве делался на ту или иную ее сферу. Так, например, Платон видел в искусстве одну цель - политическое, религиозное, нравственное воспитание. Освобождаясь от жизненной скверны вести к божественному - так представляли себе назначение искусства отцы церкви в эпоху средневековья (Фома Аквинский, Августин). Познание реального мира стояло в центре доктрины эстетики Возрождения, недаром Леонардо да Винчи говорил, что живопись - это та же наука, а ее главная задача - давать знание. Классицизм сводил роль искусства к утверждению долга, понимаемого как "героизм служения" монарху (Гегель).
Основную идею своих работ, их просветительскую функцию Муса Мартазанов видит в "стремлении донести до людей красоту и содержание мира", "свое внутреннее мировоззрение, богатство своей души". Это созвучно с идеями французских просветителей, ставивших выше всего воспитательную функцию искусства, формирование средствами искусства человеческих добродетелей.
В подлинном произведении искусства все вышеперечисленное находится в гармоничном единстве, комплексно воздействуя на человека - его рацио и интуицию, эмоции и рассудок.
- Вас называют "самородком". Вы согласны с таким определением?
- Я не могу сказать, что я "самородок" - пусть кто-то скажет "дилетант", а я скажу "наделен талантом".
- Как правило, талантливые люди признаются обществом только к концу жизни или после смерти. Их произведения становятся классическими образцами искусства. Почему, как Вы думаете?
- Мне кажется это ошибки не только нашего общества, это общераспространенное явление. Например, замечательный художник Барханоев Иса. Он умер не так давно, уже в зрелом возрасте. Если бы ему помогли, признали его искусство, то, конечно, мы бы сейчас имели много больше художественных полотен этого мастера. Я рад, что он был признан, как народный художник.
- Какие работы, каких художников мирового или российского уровня Вы можете назвать идеалом, образцом к которому стремитесь?
- У меня нет специального образования, я не заканчивал академий и институтов, меня не учили писать картины. У меня нет учителей, которым бы я стремился подражать. Но я могу назвать ингушских художников, к которым я отношусь с почтением. Это Идрисов Зелимхан, Барханоев Иса, Хамхоев Мухарбек, Эсмурзиев Зелимхан, Полонкоев Зелимхан. В принципе их не так много.
- Среди представленных Вами работ можно выделить некоторые, написанные, например, в стиле известных маринистов: "После бури" или "Волна"; в силе французских экспрессионистов - "Маки"; что-то левитановское навевает "Осенний мотив" или сюрреалистический стиль в полотне "На берегу". В каком стиле Вы работаете?
- Я не пытаюсь подражать кому-то или быть похожим на кого-то. Но я согласен, что, когда пишешь природу всегда можно найти перекликающиеся моменты.
- Можно сказать, что у Вас есть свои ученики?
- Да, это учащиеся художественной школы г. Назрани, где я преподаю. Конечно, я не навязываю детям свои идеи, а пытаюсь пробудить в них таланты. Ведь ингушские дети очень гениальны и таланты их многогранны.
В.Г. Белинский говорил, что "поэт и художник, вооружаясь живым, ярким изображением действительности, показывает верную картину, действуя на фантазию своих читателей". В своих произведениях Муса Мартазанов стремится воплотить мечту об идеализированном образе единения человека с природой, романтической мечте о счастье, о красоте и вечности бытия. Приобщитесь к красоте и быть может вы спасете свои души.

В тесном родстве с вдохновленными музами,
Связано с нею незримыми узами,
Души спасает святое искусство,
Ум возвышает и светлые чувства.

Марьям Льянова




Футбол. 2-й дивизион. Зона "Юг". 31-й тур.

"Дружба" дружбой, а очки набирай
"Дружба" г. Майкоп - "Ангушт" Назрань
1 (1:2) 5
Мячи забили: И. Басханов
С. Даньшин И. Мархиев
А.Филлипов Ю. Гугуев
автогол М. Илиев
Футбол в Майкопе любят. Несмотря на неудачную игру, поддержать "Дружбу" набирается до 1000 болельщиков, а это по нынешним временам совсем неплохо. Клуб испытывает серьезные финансовые проблемы. Как следствие это постепенно сказывается на выступлении в играх первенства. "Дружба" не выигрывает с 30-го июля. 10 туров без побед. Странно, что клуб, некогда игравший в первом дивизионе, теперь прозябает без внимания властей. Но так или иначе, а проигрывать хозяева поля не собирались. В активе же гостей было желание реабилитироваться за последнее поражение. В день приезда в Майкоп к нам в гостиницу пришла группа студентов из Ингушетии, которые всегда болеют за "Ангушт". Мы даже не предполагали насколько горячей будет их поддержка. Это надо было видеть. 50 человек вчистую перекричали всю противоположную трибуну, где сидели болельщики хозяев поля. Наши болельщики получили такой заряд положительных эмоций, что учеба им теперь будет даваться намного успешнее. Во всяком случае, я горд за нашу молодежь. Когда видишь подтянутых, вежливых, воспитанных юношей вдвойне приятно, что это ингуши. После матча команда поблагодарила их за поддержку, а довольные болельщики устроили в честь победителей "ловзар", и все расстались добрыми друзьями. В этом сезоне матчи "Ангушт" - "Дружба" состоялся на нейтральном поле - в городе Лермонтов, и победили в той игре майкопчане - 2:0. Отчетный матч начался атаками хозяев поля, но наша защита оказалась готовой к такому сценарию. Очень скоро за счет хорошей игры в полузащите "Ангушт" перехватил инициативу и провел ряд опасных атак по центру и флангов. Хорошо играла вся команда и первый мяч в ворота "Дружбы" влетел на 15 минуте, после дальнего удара Ислама Басханова. На 18 минуте атака справа и навес в штрафную закончилась ударом головой Исы Мархиева и счет стал 2:0 в пользу гостей. Только пропустив два мяча, "Дружба" попыталась взвинтить темп и за счет продольных передач обострить игру. Последующие 30 минут команды сыграли на встречных курсах. Наши упустили еще два момента, хозяева же сумели -
на 36 минуте отыграть один мяч фланговый навес замкнул Сергей Даньшин. 1:2 закончился первый тайм. Всю первую половину матча не умолкала наша трибуна, даже дождь, прошедший в середине первого тайма не остудил их пыла. Второй тайм команда хозяев начала более уверенно, а Беслану Албакову пришлось в перерыве заменить получившего травму бедра Адама Дзейтова. Адам здорово играет в последних играх, и потеря такого игрока - это серьезная проблема для тренера… В центр полузащиты выдвинулся Тимур Зангиев, а на место переднего защитника Албаков выпустил Абдул Салама Харсиева. "Ангушт" по-прежнему за счет уверенной игры в центре поля создавал преимущество в атаке, хорошо поддерживала среднюю линию наша защита. Хозяева поля предпочли прессинг по всему полю, им удавалось опасно атаковать. Но надежно сыграл в воротах Беслан Илиев. На 57 минуте мог забить Иса Мархиев, но мяч после его удара головой только чиркнул по штанге. Зато наши нападающие своей активностью вконец запутали защитников, и в безобидной ситуации А. Филлипов срезал мяч в свои ворота. Этот гол окончательно надломил хозяев, а гости заставили их еще дважды начинать с центра поля. Сначала Юсуп Гугуев, получив мяч, обвел защитника и забил 4-й гол, а в добавленное время победную точку в этом матче поставил Магомед Илиев, забив 5-й мяч. Таким образом, победа футбольного клуба из Ингушетии в Майкопе стала главной сенсацией 31 тура. Еще одна сенсация этого тура - проигрыш "Динамо" "Волгарю". В Астрахани победители зоны "Юг" проиграли 0:3! "Олимпия" на своем поле разгромила "Жемчужину" 4:0, а "Кавказтрансгаз" дома со счетом 5:0 обыграл ФК "Ротор-2". "Машук КМВ" выиграл в Краснодаре у "двухтысячников" 3:2, а "Автодор" во Владикавказе у корабелов из Астрахани - 1:0. Команда "Торпедо" получила свои условные 3 очка, и только в Камышине вничью 0:0 сыграли "Текстильщик" и "СКА". У "Ангушта" впереди две домашние игры - 22 октября со "СКА" и 28-го "Ангушт" принимает "Текстильщик". При благополучном исходе мы можем финишировать на шестом месте, что несомненно будет большой удачей, но для этого надо еще постараться. Поэтому не будем загадывать, тем более, что прогнозы дело неблагодарное. Победа в Майкопе добавила команде положительных эмоции, а оставшиеся соперники нам вполне по силам. Подождем до пятницы. 22 октября нас ждет увлекательный футбол. Поддержите нашу команду. Вход на стадион бесплатный. "Ангушт" своей игрой заслужил наше уважение и поддержку.

М. ХАНИЕВ, спортивный обозреватель


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru