новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 38 (9727) четверг, 23 марта

РОДНОЙ ДОМ ЗНАНИЙ

Одному из самых элитных государственных учебных заведений в Республике Ингушетия 23 марта - 10 лет.
Лицей в городе Назрань - инновационное образовательное учреждение. Профилирующие предметы: химико-биологического, физико-математического и гуманитарного профиля.
Школа-лицей - победитель Всероссийского конкурса "Лучшие школы России", "Школа года России - 1997", грамот и дипломов Общероссийского движения "Одаренные дети", национальной системы "Интеграция", имеет грамоты и дипломы Правительства Ингушетии и Министерства образования РИ.

История образования

Лицей образован в 1996 году Указом президента Ингушетии. В августе 1996 года директор школы-лицея подписал первый приказ о зачислении в школу учащихся с 1 по 11 классы на конкурсной основе.
Яркой и незабываемой стала для участников этого мероприятия первая торжественная линейка, посвященная открытию школы лицея и началу учебного года.
С тех пор прошло десять лет и в этом году лицей проведет свой первый выпуск, самых первых ласточек лицея.
Успешно прошел период становления. Опытные педагоги, объединенные одной идеей - создать образовательное учреждение высокого класса - вложили в этот процесс все свои силы и знания и добились блестящих результатов.
О Назрановской школе-лицее заговорили далеко за пределами республики.
Уже в первый год функционирования школа-лицей становится площадкой внедрения новой системы обучения и воспитания учащихся профильного обучения - процесс, на который требовались годы.

А в 1997 году лицей становится победителем Всероссийского конкурса "Школа Года" под эгидой журнала "Педагогический поиск".
В этом же году лицей посетили высокие гости, в их числе и мэр Москвы Юрий Лужков, Секретарь Совета Безопасности РФ Александр Лебедь.
С тех пор в жизни лицея было много и высоких гостей, и ярких знаменательных событий.
За эти годы в школе сложились гуманные и добрые отношения между учащимися, учителями и родителями. Детям здесь интересно учиться. Моральное и профессиональное удовлетворение от своей работы получают и учителя.
Руководит лицеем Баулиев Муса Мухтарович - заслуженный педагог, победитель конкурса "Учитель года России - 1995г".
Большинство преподавателей лицея - опытные специалисты образования.
Под стать им и учащиеся - победители многих всероссийских и международных образовательных турниров.

Искатели знаний
И дети, и педагогический коллектив в постоянном творческом поиске. Именно поэтому уровень знаний учащихся лицея резко отличается от устаревших и неоправдывающих поставленные перед образовательными учреждениями задачи, методов обучения. В методах работы лицея есть еще один серьезный плюс - на них пытаются сегодня равняться и другие учебные заведения республики.
Компьютерная система, интернет для лицеистов давно стала обычным явлением, но она не вытеснила из их жизни привычный многим поколениям детей источник знаний - книги.
В лицее большая библиотека с хорошей подборкой изданий, к которым то и дело прибегают учащиеся. Классические книжные герои и сегодня остаются для ребят предметом восхищения и подражания.
В лицее два спортивных и большой актовый залы, бассейн, 75 гектаров пришкольной территории, на которых размещены стадион, площадка для мини-футбола, волейбольная площадка, теннисный корт.
В лицее до шестидесяти педагогов, больше половины из них имеют первую и высшую квалификационную категорию, правительственные награды: "Почетный работник общего образования РФ", "Заслуженный учитель Республики Ингушетия"; звания: "Народный учитель", "Заслуженный учитель Российской Федерации".
Целлоева Мадина Яхьяевна - финалист конкурса "Учитель года России - 2003", Зурабова Яха Баматгиреевна - дважды победитель конкурса Сороса, Кокурхоева Роза Аюповна - победитель Международного конкурса учителей английского языка ЮФО.
В лицее обучается более девятисот учащихся. Среди выпускников лицея десять медалистов. За эти годы учащиеся своими многочисленными победами всех уровней приумножили славу лицея. Фатима Чумакова - лауреат Международного форума "Радужный мост" в Кыргызстане ( 2004г.)
Зина Гадаборшева, Магомед Могушков, Магомед Арапиев, Лейла Додова, зарема Шаулиева, Таня и Настя Худолей, Бэлла Мартазанова, Адам Тутаев, Ислам Гелисханов, Магомед Султыгов, Фатима Чумакова, Марина Леймоева, Ева Келигова, Арсамак Аушев и другие в разные годы стали победителями всероссийских зональных олимпиад по профильным предметам.
Шесть учащихся лицея - Адам Белхароев, Альбина Евлоева, Руслан Мержуев, Магомед Нальгиев, Арамис Полонкоев, Осман Кузьгов - стали Лауреатами Всероссийского конкурса "ЮНЭКО -2004".
Еще шестнадцать учащихся - Салингирей Евлоев, Мадина Сагова, Танзила Тамасханова, Идрис Зязиков, Адамс Хаутиев, Марина Евлоева, Маддан Котиева, Зелимхан Арапиев, Джамиля Мержоева, Тамара Евлоева, Магомед Оздоев, Альбина Саитова, Ахмед Евлоев, Хеди Ужахова, Айза Осканова, Людмила Мержоева - стали Лауреатами "ЮНЭКО - 2005".
Они показали блестящие знания на Всероссийских конкурсах "Моя законотворческая инициатива", "Одаренные дети - будущее России".
Не перечесть всех победителей конкурсов, в которых принимали участие лицеисты - их очень много.
У школы-лицея есть свои почетные выпускники - знаменитости, которые принимают активное участие в жизнедеятельности лицея, повышении образовательного уровня.
Это Арсамак Аушев - многократный победитель республиканских, зональных, всероссийских, международных олимпиад, конкурсов, форумов и конференций. Он закончил на красный диплом РУДН, аспирант кафедры истории и преподаватель РУДН.
Адам Газдиев - поэт, студент факультета международных отношений РУДН, председатель Ассоциации студентов московских вузов, начальник отдела по связям с общественностью в Постпредстве Ингушетии при Президенте РФ.

Все дальше на пути познаний
Обуреваемые жаждой знаний лицеисты в постоянном поиске. Для многих рамки школьной программы стали уже тесными. Их способности нуждаются в более масштабных просторах. Для таких вундеркиндов при школе организовано дополнительное образование по таким направлениям как:
социально-педагогическое, военно-патриотическое, эколого-биологическое, научно-техническое, туристско-краеведческое, естественно-научное, социально-экономическое, культурологическое, художественно-эстетическое, физкультурно-спортивное и так далее.
По всем этим предметам и многим другим работают клубы и секции.
Ежегодно лицеисты принимают участие во всех общероссийских научных конференциях, конкурсах и форумах.
Темы "Человек в истории. Россия ХХ век", "Старт в науку", "Права ребенка в новом веке", "Свой мир мы строим сами" - это только небольшая часть направлений, которыми увлекаются сегодня воспитанники лицея. Многим предоставилась возможность продемонстрировать знания предметов на всероссийском и международном уровне. И конечно, все наши участники таких форумов одержали победу на таких состязаниях юных интеллектуалов.
Отличительная особенность деятельности лицея - связь поколений педагогов. Здесь трудятся учителя, стоящие у истоков школы и молодые выпускники педагогических вузов. Среди преподавателей пять выпускников лицея.
За эти годы в школе сложилась та особая атмосфера взаимоотношений, в основе которой связь наставников и молодых педагогов, высокая культура общения, своеообразный дух поиска и постоянное внедрение современных достижений педагогики.
Обеспечивая высокий уровень образования, педагогический коллектив стремится к воспитанию не узких специалистов, а многогранных, интеллектуально развитых граждан.
Школа-лицей работает в режиме шестидневной недели в одну смену. Во вторую смену учащиеся занимаются в системе дополнительного образования.
Лицей является центром методической службы для учителей всей республики. Здесь проводятся научно-педагогические советы, семинары по внедрению передового педагогического опыта.
Школа осуществляет тесную связь с другими организациями.
На основе договоров, программ построена совместная работа с Центром детского творчества, научно-исследовательским институтом имени Гапура Ахриева, краеведческим музеем имени Т.Мальсагова, Республиканской библиотекой, Ингушским Государственным университетом, Ингушским драматическим театром имени Идриса Базоркина. Налажены договорные взаимоотношения с Московским Государственным университетом.
Лицеисты ежегодно принимают участие в заочной олимпиаде естественно-математических наук, проводимой МГУ.

Одна из задач педагогов - помочь старшеклассникам в выборе профессии

Сегодня педколлектив лицея работает над формированием осознанного выбора учащимися профессии, то есть считает нужным создание программы развития образовательной системы учреждения профессиональной направленности.
Уже в девятом классе, считают педагоги, необходимо проводить работу по правильной ориентации учащихся в выборе профессии.
На вопрос может ли лицей уже сегодня осуществить эту идею и что для этого необходимо, директор лицея Муса Баулиев отвечает:
- Для этого нам необходимо решить следующие проблемы:
- осознанности выбора профиля обучения учащихся для дальнейшей реализации и самоопределения в жизни;
- набора профилей для лицея, оптимальности и достаточности предложенных профилей и элективных курсов;
- отработка программ для профилей с соблюдением оптимального соотношения математической, гуманитарной и естественно-научной составляющей в профильных классах, отработку программ элективных курсов;
- отбора и внедрения в образовательный процесс эффективных технологий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья.
Для решения этих задач разработана программа развития лицея на 2005 - 2010 годы.
Выделены следующие направления жизнедеятельности лицея:
- внедрение информационных технологий обучения;
- организация предпрофильной подготовки на 2-ой ступени образования;
- проведение предметных элективных курсов, учитывающих интересы учащихся;
- апробация модели дистанционного образования в процессе профильного обучения;
- реализация принципа гуманности образования, предполагающего широкое общекультурное развитие личности;
- внедрение в учебно-воспитательный процесс индивидуальной накопительной оценки учащихся;
- разработка системы профориентационной работы, -говорит М.Баулиев.
В числе основных задач обучения и воспитания учащихся Муса Мухтарович называет такие как:
усвоение основ наук всеми учащимися в соответствии с базовым компонентом на уровне государственных стандартов.
Формирование общеучебных умений и навыков.
Подготовку учащихся профильных классов к продолжению образования в высшей школе.
Формирование умений и навыков самообразования и научно-исследовательского труда.
Воспитание высоконравственной, интеллектуально-развитой, духовно богатой личности, уважающей культуру, обычаи и традиции своего народа.

Пройден десятилетний рубеж. Что у лицея впереди?

А впереди у этого "большого корабля" - Назрановской школы-лицея - большие планы и большое будущее.
Во-первых, по словам Мусы Мухтаровича, лицей сделал заявку на участие в конкурсе "Лучшие школы России - 2006".
Для достижения поставленных задач руководством, педколлективом и учащимися проделана за эти годы грандиозная работа.
Сегодня лицей - это учебное заведение, в котором ученику комфортно, где оберегают его психологическое и физическое состояние, где созданы все условия для реализации его творческого потенциала.
В лицее создана система непрерывного образования: начальная школа - основная школа - восьмые классы - предпрофильные; девятые классы - профильные и универсальный класс; десятый и одиннадцатый классы - профильные с углубленным изучением предметов.
Сегодня лицей занимает ведущие позиции в образовательной среде Республики Ингушетия и создает конкуренцию другим образовательным учреждениям.
Здесь созданы условия для учащихся, которые стремятся к большему, к повышению знаний в области естественно-математического цикла.
У лицея есть и свои ценности. Это ориентация на развитие личности учащегося. Ответственность педколлектива за результат обучения. Стремление учащихся к самообучению и самореализации.
Внедрение в образовательный процесс технологий, оберегающих здоровье.
Педколлектив лицея сегодня может с полным основанием говорить о своих достижениях. К таковым можно отнести такие как:
создание и апробирование профильного обучения учащихся;
высокий уровень подготовки и процент поступления выпускников лицея в вузы России;
высокий уровень результативности выступления на предметных олимпиадах разного уровня;
активное участие и победы лицеистов в научно-практических конференциях;
создание локальной технологии, позволяющей внедрять информационные технологии в образовательный процесс;
открытие второго мультимедийного класса с необходимым количеством компьютеров;
создание прочной воспитательной системы.

В ближайшей перспективе…
Руководством и педагогическим коллективом лицея в перспективных планах на будущее определены следующие задачи:
- создание портфолио каждого учащегося;
- создание банка методических рекомендаций по обучению учащихся;
- расширение системы дополнительного образования;
- внедрение новых компьютерных технологий.
Способы достижения успехов в решении всех поставленных задач в деле обучения и воспитания учащихся - это:
- дифференциация учебно-воспитательного процесса;
- компьютерная поддержка образовательного процесса;
- медиа образование;
- система оценки знаний;
внедрение в образовательный процесс научно-исследовательской деятельности учителей и учащихся.
Успех лицея, считают педагоги, это единая команда управления. То есть:
- администрация - научно-методический Совет лицея-кафедры, президентский Совет лицеистов (орган лицейского самоуправления);
лицей, как инновационное образовательное учреждение реализует программу продвинутого уровня обучения на всех ступенях;
отрабатывает преемственность развивающегося обучения между всеми ступенями.
Это лишь часть механизма успеха лицея на перспективу, при которой в лицее будет успешно работать:
кафедральная система научно-методической работы;
зачетная система обучения в старших классах через блочно-модульную систему планирования;
предпрофильная подготовка учащихся основной школы и профильное обучение в старших классах.
Ко всему прочему лицей сегодня - это:
экспериментальная площадка методической подготовки учителей Республики Ингушетия;
базовая школа Ингушского Государственного университета, где студенты проходят педагогическую практику.
И еще, лицей - это умные, красивые дети. И красота их не только в юных одухотворенных лицах, но и в тех знаниях, которые легко и целенаправленно постигают наши дети.
В этом, конечно, большая заслуга дерзновенных, стремящихся к прогрессу педагогов, одержимых творческим порывом.
Этому они сегодня учат и подрастающее поколение - дерзать на ниве знаний, мыслить самостоятельно, творчески.
Эти качества особенно ярко проявляются за пределами республики, когда дети демонстрируют на общероссийском или даже международном уровне свой интеллектуальный уровень. Ингушские дети, по рассказам участников, поражают умением мыслить, аналитическим мышлением и, конечно, патриотизмом, любовью к своему краю.
Общение с лицеистами-победителями "ЮНЭКО - 2005" на одной из встреч в Министерстве образования республики растрогало меня до слез.
Отвечая на заданный вопрос, почти все они ответили, что самым волнующим чувством было сознание того, что они за пределами Ингушетии представляют свой отчий край, свою горячо любимую малую Родину.
"Мы ни на минуту не забывали, что в нас видят республику, которую мы представляем, и старались соответствовать этой высокой чести".
На вопрос - удалось вам это, одна девочка ответила: "Судя по реакции жюри и участников форума, да".
Это значит, что семена знаний, посеянные педагогами, в данном случае школы-лицея, дают прекрасные всходы.
Мы еще раз поздравляем руководство, весь педагогический коллектив и учащихся Назрановской школы-лицея с юбилеем. Желаем им счастья, больших научных и творческих успехов на благо нашей республики.

М. ДЗАУРОВА








 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru