новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 23 (9712) вторник, 21 февраля

Ахмат СОЗАЕВ

Народный поэт Кабардино-Балкарии
и Карачаево-Черкесии, председатель
правления Союза писателей
Кабардино- Балкарии,
секретарь правления Союза
писателей России.

У РАССТАВАНИЯ СОЛЕНЫЙ ВКУС…
(Поэма)
Это был могучий клыкастый волкодав, известный всей округе своим нравом: один на один выходил с волками, за версту чуял человека поганого. Он, пес, как-то по-людски мог чувствовать сердечную доброту. И удивлял этим всех. Известна была и его трогательная привязанность к хозяину - Аче. Аул все знает и воздает за все каждому своему обитателю - будь то зверь или человек. Вот и Тутара - Хваткого, как назвал собаку хозяин, запомнил...

1
Наступившая ночь только усилила тревогу Тутара: нервно обходя круглый, как луна, родной двор, заглядывая в каждый его закоулок, волкодав чуял беду. Не властный над собой, задрав большую кудлатую голову к небу, он протяжно завыл. Казалось, всем этим он изливал перед кем-то далеким и невидимым душу. Переполошились аульские собаки. Залаяли дальние, а соседские, словно понимая сказанное Тутаром, завыли еще сильнее. Резкое эхо ответило в скалах, содрогнулась ночь.
Скрипнула дверь, и на крыльцо вышел, прихрамывая, Ача, недавний фронтовик, списанный по ранению. Присел на каменные ступеньки и жадно затянулся дымом самокрутки. Подошел Тутар, и хозяин, обхватив руками голову пса, хотел привычно приласкать, но тот хрипло заскулил:
- Э-э, Тутар, что-то тебя тревожит, - удивился Ача поведению любимца.
Но волкодав не знал, как довести человеку ощущение беды, неслыханной беды, о которой ни Ача, ни род его и вообще никто на земле не догадывался.

2
Забрезжил рассвет. Тишина стала какой-то колючей. Взорвав божественный покой, в ущелье вползает колонна черных грузовиков. Наполненные бедой машины, как чудовища с моторами, затмевали розовую зарю, давя колесами песню гор, гася очаги. В тревоге привстали горы. Вспухли и взревели реки. Только в ауле тихо. Аул пока спит. Горящими глазами смотрит на дорогу Тутар: "Что же аул не просыпается? Почему люди не остановят этих "черных воронов", не прогонят их?" Изо всех собачьих сил Тутар побежал с горки в аул. Но к родному двору он успел только вместе с машиной - не опередил. Какие-то люди выпрыгивали из кузова, шагали по улице, переговаривались. Псу они не понравились. Даже запах их был другим. И когда один из них, ударом сапога открыв калитку, большими шагами ступил во двор, Тутар, не дрогнув, стал перед ним. Человек и собака смотрели друг на друга. Взгляд человека был злым. "Такого в дом пускать нельзя",- подсказало сердце собаке. Человек заорал, тогда, оскалив зубы, зарычала собака. Человек рванул что-то из-за ремня, глаза пса налились кровью - он изготовился к прыжку. И тут кто-то сзади бросился на Тутара. Это был Ача.

3
Над аулом повисли плач и призывы о помощи. Плакала и жена Ачи. В доме, во дворе и в постройках сновали люди в военной форме: говорили отрывисто, грубо, подгоняли всех и торопились сами. В этом хоре из криков, брани и бряцания оружием Ача отнес к машине какие-то пожитки, перекинул их через борт, а сам подошел к Тутару, который с тревогой смотрел на все со стороны. Балкарец с трудом опустился на корточки, обнял и прижал к груди голову верного друга. Пес растерялся: в ласке хозяина была какая-то обреченность. И он жалобно, как щенок, взвизгнул, лизнул хозяина в бородатое горячее лицо, по которому текли горючие слезы. Соленые. И Тутар, оказывается, понял: у расставания соленый вкус.
Оторвавшись от собаки и сильнее припадая на раненую ногу, Ача в последний раз вошел в свой дом. Строил его собственными руками. Знал, казалось, до последнего гвоздя. Сейчас смотрел на все, как на чужое. Скользнул взглядом по портретам на стене - Сталин, Берия. Сам повесил - вожди, новая жизнь... А теперь - что?!
- Чья на то воля? - спросил у стоявшего рядом человека с ружьем. Тот молча ткнул штыком в сторону портретов. И Ача отпрянул, посмотрел на них как-то косо, остро, словно видел впервые. Выругался по-балкарски. Подошел к рыдающей жене, взял на руки сына и вышел из своего дома. Навсегда. Во дворе остановился. Смотрел на родные скалистые вершины вокруг аула. Прощался. Увидев суровое лицо Ачи, перестала плакать жена. Вот муж ее - недавний фронтовик, еще не снявший военной формы. И эти тоже в форме. Офицеры. "Но какие же они разные", - пронеслось в голове женщины, и она испугалась: таким бледным, злым и непонятным муж не был никогда.

4
Ача простился с тем, что окружало его с колыбели, было его бытом и любовью, и, прижимая к груди малыша, забрался в кузов. Помог жене. Следом в машину рванулся Тутар - за хозяином. Но высокий борт псу одолеть не удалось. Заревел мотор, машина тронулась. В мольбе-прощании взметнулись руки Ачи, словно он хотел ухватиться за скалы, за вершины гор и остановить это движение, это несчастье, эту великую несправедливость, несущую горе народу. Это противоестественное движение отрывало его от земли отцов, родного очага, верной собаки. Не слыша себя, Ача крикнул: "Тутар... До свидания, Тутар!.." И еще что-то. Но рев, рев черных моторов заглушил голос человека, как заглушил песню рек, молчание скал, тепло очага. Однако Тутар услышал...

5
Волкодав растерялся: как ему, стражу, оставить дом, двор, скарб, тем более в отсутствие хозяина? Но хозяин уходит как-то непривычно, не по своей воле. И пес принял решение - стрелой бросился за машиной. Колонну догнал уже за аулом. Машин было много. Совершенно одинаковые, они натужно ревели моторами на каменистой дороге, но душераздирающий людской стон перекрывал гул моторов.
Тутар безошибочно определил машину, в которой находился Ача. Отчаянно залаял, словно умоляя остановиться. Забегал то слева, то справа, то впереди машины, пытался схватить колесо зубами. Но не в его собачьих силах было остановить это гибельное движение. Смог бы, наверное, если бы творившие ту беду превратились В собак, а Тутар - в человека. Однако безгранична не только подлость. Есть еще любовь. Беспредельная любовь вела Тутара за машиной, заставляя его сердце биться все сильнее. "Тута-а-ар...", - услышал он голос хозяина, а затем увидел и лицо Ачи, стоявшего у заднего борта. Дорога круто пошла вниз, и пес, собрав остатки сил, прыгнул. Передние лапы царапнули по высокому борту, и он всей тяжестью рухнул на землю. Боль резанула его мозг и помутила его взор, но страх потерять хозяина оказался сильнее. Тутар попытался вскочить и продолжать погоню, но снова свалился: передняя - правая лапа была ранена. И тогда он пополз. На Ак-сырт - Белое плато, - возвышенность, с которой хорошо видна округа. Отсюда он мог наблюдать за колонной. И Тутар смотрел, не дыша, не мигая, не шевелясь, только чуть слышно поскуливая. Машины покидали ущелье, исходя людским плачем. Их черная цепь плелась по земле. Вместе с ними уходили скалы, леса, камни. Так казалось волкодаву. Он и сам был в тех машинах, которые опустошили аульские сакли, а теперь скрывались за горизонтом.
Умолк горький стон. Миром завладела черная пустота. Тогда зарыдало сердце Тутара: оно слышало голос хозяина, хранило его. Жутко стало псу. Невыносимо. Вытянув вслед исчезнувшим грузовикам морду, он завыл, завыл, оглушая огромное небо. Он умолял людей не уходить, не сиротить эту деревню, мудрую землю. Просил вернуться - Тутар молил скалы возвратить людей, заклинал горы остановить уходящих. Выл, этот вой пугал даже волков в чаще, от него дрожал воздух. Слышали его и ставшие багровыми, будто окровавленные, тучи.

6
Охрипнув и вконец ослабев, Тутар распластался на каменистой вершине Ак -сырта. Рыдающий ветер постаревшего и поседевшего мартовского утра гладил его спину, ероша густую шерсть.
Кто знает, сколько он так лежал? Собрав силы и преодолев боль, он поднялся и осмотрелся. На Ак-сырт пришли все аульские собаки и теперь стояли чуть в стороне. Это была солидарность. Не издав ни звука, упрямо наклонив голову, прихрамывая, Тутар пошел к аулу. Стая - за ним. Казалось, они шагают: было что-то грозное в этой четвероногой процессии. Поравнявшись с аульским кладбищем, Тутар остановился. Он осматривал каждый памятник, каждую могилу. Будто что-то говорил им. И вдруг хрипло залаял.
В этом лае слышался упрек лежавшим под плитами. Почему не встаете? Как вы можете спокойно лежать, когда случилось такое, когда ваших людей увезли с родной земли?!
Он хотел, чтобы надгробные камни превратились в людей...

7
Аульские собаки шли по обезлюдевшей центральной улице. Впереди хромал Тутар. Брели молча, опустив головы, зная, что в домах нет ни души. Не горит огонь, холодны дымоходы, остыли очаги, и окна, как ослепшие глаза. Мычат коровы, блеют овцы, бродят обезумевшие куры. Большое горячее сердце аула вырвано из его груди.
Стая пришла на "площадь" - ныгыш. Это здесь собирались почтенные старцы обсудить дела, поговорить с жамауатом. И вот на ныгыше в круг - совсем как люди - стали собаки и молчали. Затем страшное горе, раздиравщее их души, вырвалось наружу, и Тутар завыл первым. Он хрипел, приподняв морду, закрыв глаза, вокруг пасти клубился горячий пар. Это был плач по остывшим очагам. Голос был злым, будто он грозил кому-то. Сначала тихо, а потом все громче, присоединились другие собаки, и зазвучала великая песня человеческой беды и боли. Могло показаться, что эта песня летела вслед уходящему народу. Как стая птиц. Это собаки изгнанного народа, народа-арестанта, стоят, как люди, на том месте, где мудрецы и лучшие люди аула держали совет, и оплакивают их участь.
Тутар окинул всех взглядом и молча напра­вился к своему дому. Как старцы с утренней молитвы, остальные собаки разошлись по домам.

8
Вот и родной двор. Он показался волкодаву каким-то раненым и раздавленным. В этой жуткой тишине ему еще слышались плач, крик, автоматные очереди. Тутар направился к топчану, где обычно сидел или лежал Ача. Лизнул спинку, затем жадно обнюхал старые чувяки хозяина и улегся, положив свою голову на них...
Громко замычала корова, и Тутар проковылял в сарай. Здесь, в отдельной клетушке, томился теленок-сосунок, а его мать страдала от тяжести переполненного вымени. Приподнявшись на задних лапах, волкодав мордой скинул крючок. Дверца медленно открылась, и теленок в два прыжка оказался подле матери, припал к соску и жадно зачмокал. Пес открыл все двери, чтобы животные не оставались взаперти. Сам же резко повернулся и поспешил во двор: вдруг вернулись люди, кто знает?

9
Кругом было пустынно. Страшила безлюдность. Завидев открытые двери дома, пес содрогнулся. Поднялся по ступенькам. Горела лампа, остывал казан на потухшем огне, пахло свежим хлебом и вареным мясом. Незастланная постель... Подушки на полу... Какие-то цветные дощечки у порога... Он не понял, что это. И только понюхав, встрепенулся. Нюхал еще и еще, пока не понял: это была колыбель... Колыбель маленького сынишки хозяина. Разбитая, сломанная. Тутар помнил, как Ача нежно выносил маленького человечка во двор и показывал ему. Малыш был интересным созданием со сладостным запахом. Пес вспомнил себя щенком, вспомнил свою мать. Снова почуял неповторимый детский запах. И завыл. Безлюдный дом наполнился собачьим плачем - плачем по сломанной колыбели, по осиротевшей сакле...

10
Наступило второе утро обескровленного аула. Оно пришло, бескрылое и бесцветное. Небо тлело на востоке. Солнце слепо взглянуло на аул сверху, а затем все заволокло тучами, и пошел дождь со снегом.
Рыдало утро. Словно осиротевшая мать по своим детям. "Как прийти на эту землю весне?" - словно спрашивало утро. И ответом ему звучал плач Тутара-волкодава. И я слышу и понимаю каждый звук и каждое слово. Я хочу, чтобы поняли эту песню люди:
Расплавив душу свою,
Говорит он.
Петь буду свою песню.
Говорит он.
Без устали петь буду,
Говорит он.
С каждым утром
рождаться будет
Песня моя,
Говорит он.
Буду приходить
на Ак-сырт,
Говорит он.
Охранять и беречь
эту землю буду,
Говорит он.
Пока ты не вернешься
домой,
Говорит он.
Пока руку
не подашь мне,
Говорит он.
Буду стоять и звать тебя,
Говорит он.
Вечно стоять
и вечно звать,
Говорит он.

11
Такова, горемыка-Тутар, могучий Тутар, судьба твоя. И сегодня я слышу голос твой, плачущий голос. Плачу и я. Плачу с тобой, плачу с голосом, парящим над пятиущельной страной Балкарии.
Летит и парит твоя песня - плач, чтобы все живое не забывало насилия человека над человеком, не повторилась снова беда с нами. Затем и парит между небом и землей твой неизбывный плач, дабы никогда не забывали мы то великое переселение, то проклятое переселение.
Срываясь с Белого плато, твой голос с прежнею тоскою и силой касается моего слуха. Твой голос, от Ак-сырта до меня долетевший голос.

Перевод с балкарского
Л. ГУРОВОЙ



Ший мотт беза кхеллаб

Г1алг1ай ц1ихезача поэта Беков Дордаг1а Тембота ч1оаг1а хоза аьнна дешаш да: "Сага са да ший наьна мотт".
Цхьабакъда, цхьаццаболча наха в1алла хезадале тамаш я уж к1оарга чулоацам бола дешаш, х1ана аьлча, таханарча дийнахьа, дикача хьале бац г1алг1ай мотт.
Массе замалахь ц1ена, тайжа, хоза бийца, к1оаргга ма1ан дола вай наьна мотт дукхаг1барашта тахан бицбеннаб. Ийрчабаьккха, эргабаьккха, эрсий меттаца эбеш бувц из дукхаг1болчар, къаьстта кагийча нахеи мехкарашеи.
Г1алг1ай мотт цахар, царга хаьттача, сел доккха эхь долаш х1ама дац. "Тхона хац г1алг1ай мотт бувца, хой а сенна эшаш бар изм", - оал хийла. Геттара харцахьа уйлаш я уж. Цул совг1а, школе г1алг1ай мотт 1омабе безам боацаш бараш а нийслу. Царна юкъе хул мотт лертт1а хьабувца цаховраш а, кхыметтел, дукхаг1а йола вай меттацара оазаш нийса, йоаг1ача бесса д1аала цаховш бараш а.
Цу дерригне толхабу г1алг1ай мотт, ийрчабоакх из. Х1аьта, из бувцаш бола г1алг1ай а ха д1а мел йода к1езиглу. Бакъда, ца1-м хов сона, нагахьа санна, г1алг1ай мотт ха безам болаш цунна т1акхувш вале, из 1омабе хала дац.
Къаман яхь йолаш вола саг из шаьрбе а 1омабе а хьожаргва, эхь ца хеташ бувцаш а хургва. Мах баь варгвоацаш хоза а б1аьхий а ба г1алг1ай мотт. Цудухьа аьннад ц1ихезача эрсий йоазонхочо Л. Толстойс: "Вайнаьха (г1алг1ай а нохчий а) метташ эггара хозаг1еи д1аьхег1еи долча меттаех ларх1а мегаргда, нагахьа санна, кхоачам болаш хьона уж дика хойя".
Цу дешаша тешал ду г1алг1ай мотт к1оарга ма1ан долаш хилар. Цхьабола нах нийслу вайна юкъе г1алг1ай меттах дош ца хеташ. Хьанна безаргба из вайна а ца бийзача? Ший мотт ца безачоа ший къам а дезац.
Вай деррига вахар, кхетам, хьаькъал, культура, вай къаман 1аьдал, г1улакх, эхь, эздел, хоза г1улакхаш г1алг1ай меттаца дувзаданна да.
Цудухьа оал г1алг1аша эхь - эздел, хоза г1улакхаш леладеш волча сагах "мотт ховш саг ва из".
Наьна мотт ховш воаца саг 1овдала лоарх1аргва кхыча къамашта юкъе нийсвелча, х1ана аьлча, эггара хьалха къам меттаца белгалду. Вай мотт б1аьхий ба. Ха безача бесса из ховш хилча, сага в1алла а хала хургдац мел чоалхане яле а, ший уйла д1аала.
Х1аьта, вай г1алг1ай къам х1алакхилийта безам беце, мотт шаьрбе, дукхаг1а бувца беза. Из иштта лелабар г1алг1ай декхар да. Ца1 да г1алг1ашта ха дезаш - мотт ца хилча, къам хургдоацилга.
Нийсаг1а аьлча, кхыча къамашта юкъе эггара эсалаг1а а вог1а а лоарх1аргда, ший наьна мотт ца ховш а из лоарх1аши сийдеши доаца къам. Цу х1аман уйла йича а кхоачам бар-кх, ший мотт беза лелабара.

КХОАРТОЙ Роза



Семинар школьных библиотекарей

Семинар работников школьных библиотек Сунженского района состоялся на днях в Орджоникидзевской средней школе №3. В его работе приняли участие библиотекари школ района, а также приглашенные, в числе которых были: руководитель Профкома работников образования Сунженского района Л.Б. Дзейтова, зам. начальника Управления образования Сунженского района Ф.И. Ганижева, художник М.Мартазанов и др.
Коллектив школы основательно подготовился к семинару. Проходил он в помещении школьной библиотеки. Здесь силами учащихся и учителей была создана соответствующая каждому мероприятию атмосфера посредством оформления, подбора музыки, подготовки участников-исполнителей из числа школьников-старшеклассников.
Фатима Алихановна Хадзиева - библиотекарь школы - ознакомила присутствующих с программой семинара. Она включала в себя литературно-музыкальную композицию по знакомству с творчеством знаменитых восточных поэтов; читательскую конференцию по сборнику стихов Эсет Магомед-Гиреевны Сайнароевой; спектакль "Зохалол" и встречу с художником и поэтом М. Мартазановым.
Полдня, которые участники семинара провели в данной школе, оказались весьма насыщенными впечатлениями, массой положительных эмоций. Восточная поэзия, уже сама по себе услаждающая вкус читателей плавностью рифмы, глубоким смысловым содержанием, была дополнена восточными одеяниями участников мероприятия, оформлением сцены в восточном стиле. Чайхана, ковры с красочно-неповторимыми орнаментами, музыка, танцы, настенные портреты восточных поэтов, выполненные руками учеников, выразительное чтение стихов - все это переносило гостей мероприятия в совершенно иной мир - мир особой, неповторимо колоритной, увлекательной восточной поэзии. Впоследствии, оценивая увиденное, гости семинара были единодушны во мнении, что мероприятие, подготовленное старшеклассниками, под руководством учителя - Зареты Алаудиновны Евлоевой, без сомнения, удалось.
Не меньший интерес вызвало и знакомство с творчеством начинающей поэтессы, учителем-филологом данной школы - Эсет Магомед-Гиреевной Сайнароевой. В ходе читательской конференции звучал рассказ о жизни и творческом пути Э. М-Г. Сайнароевой, представлялся вышедший в Назрановской типографии в 2005 г. сборник ее стихов "Са даймохк - Г1алг1айче".
Более 20-ти лет трудится на ниве просвещения подрастающего поколения Эсет Магомед-Гиреевна. Она выпускница Краснооктябрьской (ныне с. Алхасты) средней школы №1 1978 года и Коломенского государственного педагогического института (1982 г.). В ОСШ №3 работает с 1994 года.
- Профессионализм, высокие душевные качества снискали Э. М-Г. Сайнароевой уважение и авторитет среди коллег и учеников, - рассказывают ведущие. - Она слышит и понимает нас, говорят ученики, на ее уроках очень интересно, много познавательного материала.
Наверное, способствует этому и увлечение Эсет Магомед-Гиреевны поэзией. В своих стихах она выплескивает свою любовь к Родине, к ее природе, населяющим ее людям. Дружба, верность, предательство, посвящения близким ей по духу людям - все эти темы находят отражение в ее стихах.
Выражая свое отношение к творчеству Э. М-Г. Сайнароевой, ученики отмечали:
"Ваши стихи - это размышления о жизни, о месте человека в ней, человечности и преданности. Читаются они легко и просто. В них ваша душа и сердце, которого волнует судьба не только близких людей, но и всего ингушского народа". (Фариза Вышегурова).
Нальгиева Хади: "Спасибо за строки, за чувства!"
Мациев Имран: "Я тоже очень люблю свой край, свой народ, который чтит святыни: мать, землю, родовые башни, родной язык, веру. С горячим оптимизмом, как и вы, смотрю в будущее родной Ингушетии. Оно всегда должно быть прекрасным!"
Школьники, разделив стихи из сборника на несколько циклов, выразительно и прочувствованно рассказывали их. Особый отклик у присутствующих вызвали стихи-посвящения Любовь Бексултановне Дзейтовой, Фатиме Исаевне Ганижевой. Нужно отдать должное - весь жизненный путь, профессиональные и человеческие качества этих женщин вызывают искреннее, на редкость единодушное уважение и любовь всех, кто так или иначе соприкасался с ними.
В ходе семинара прозвучали выступления гостей, библиотекарей, автора сборника. Спектакль, в исполнении учащихся 11 "б" класса: Магомеда Котиева, Ислама Цокиева, Рукет Эжиевой, Маки Умаевой, Люды Мархиевой и Умара Оздоева (10 кл.), подарил участникам семинара неподдельно радостные впечатления. Настолько ярко, образно и проникновенно играли учащиеся. Зритель аплодировал им от души.
Учителя, готовившие мероприятие - Радимхан Абдулвагаповна Вышегурова, Фатима Алихановна Хадзиева, завуч школы - Зинаида Магомедовна Дзейтова, директор - Магомед Османович Матиев, все, чувствовалось, вложили немало усилий для того, чтобы семинар прошел на должном уровне.

А. ЭЛЬБИКАЕВА
На снимке: автор сборника стихов
Э. Сайнароева с учащимися.


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru