новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  2 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 23 (9712) вторник, 21 февраля

ГIАЛГIАЙ РЕСПУБЛИКА ЗАКОН

"ГIалгIай Республика паччахьалкхен метта хьакъехьарча" "ГIалгIай Республика Закона 13-чеи 17-чеи статьяшта хувцамаш юкъедахьара хьакъехьа

ТIаийцад
ГIалгIай Республика
Халкъа Гулламо 19 январе 2006 шера

Статья 1
"ГIалгIай Республика паччахьалкхен меттай хьакъехьарча" № 12-РЗ йолча 1996 шера 16 августерча ГIалгIай Республика Закона ("Сердало" газет, 1996,31 август; 2002, 17 август) юкъехьо ер хувцамаш:
1/13-гIа статья дIаязъе укх редакцег1а:
"Статья 13. Хоржамаш, референдумаш яра мотт
1. ГIалгIай Республика Халкъа Гулламе а моттигерча самоуправлене органашка а хоржамаш кийчделгеи чакхдоахилгеи, хIаьта иштта республикански референдумаш елга кхоачашду ГIалгIай Республика паччахьалкхен метташца.
2. Бюллетенеш кепаетт эрсий меттала. Федеральни республикански законодательства белгалъяь моттигаш нийсъялча, хоржамий комиссе решенегIа бюллетенаш кепатох эрсийи гIалгIайи меттала.
Хоржамий хьакъехьара протоколаши кхыйола документации Российски Федераце Центральни Хоржамий Комиссе дIадохьийт эрсий меттала".
2) I7-гIа статья дIаязъе укх редакцегIа:
"Статья I7. Бокъонаш лораяра органашка судопроизводствеи делопроизводствеи метташ леладар
1. Федеральни законаша оттаяь моттигаш нийсъялча ГIалгIай Республика Лакхехьарча Суде, ГIалгIай Республика Арбитражни Суде, ГIалгIай Республика бокъонаш лораеча органашка судопроизводствои делопроизводствои гIалгIай меттала лелалу.
2.Дош дувцача дакъа лоацача бокъонаш лораеча органашка судопроизводствеи делопроизводствеи лелаю мотт ховш боацача наха, федеральни законодательства белгалъяьча порядкагIа таро лу процессуальни гIулакхаш деш, цу даькъе лодкъам бар, къамаьл дар, дешах йола метериалаш йовзар а долаш, переводчикага rlo дайта, хIаьта суде наьна меттала къамаьл дайтара бокъонна гаранти а лу.
3. Судах дола документаш наьна меттала а даьхе дIалу суде дош дувцача дакъа лоацаш болча гражданашта".
Статья 2
Ер Закон чIоагIденна дIаотт ер официально кепатехача дийнахьа денз.

ГIалгIай Республика
Президент М. ЗЯЗИКОВ
г. Магас
16 феврале 2006 шера
№9-рз

------------------------------------------------------------------------

ГIАЛГIАЙ РЕСПУБЛИКА ЗАКОН

"Бера xlapa бетта телача пособе боарама, из хьожаяреи дIателареи порядка хьакъехьарча" ГIалгIай Республика Закона 3-ча статьяна хувцамаш юкъедахьара хьакъехьа

ТIаийцад
ГIалгIай Республика
Халкъа Гулламо 19 январе 2006 шера

Статья 1
"Бера xlapa бетта телача пособе боарама, из д1ахьожаяреи дIателареи порядка хьакъехьарча" № 37-РЗ йолча 2004 шера 31 декабрерча ГIалгIай Республика Закона ("ГалгIайче", 2005, 3 февраль) юкъехьо ер хувцамаш:
1/3-ча статьяй цхьоалагIча абзаце "70 сом" яха дешаш хувцаш "74,2 сом" яхача дешашца;
2/ 3-ча статьяй 2-ча дакъа тIа З-rla абзац тIатоха ер чулоцам а болаш:
"3/ цхьаь болча ноаной берашта/ да мала ва къоастадаь боацарашта) бIаь процент дукхагIа".

Статья 2
Укх Закона 1-ча статьяга хьежжа белгалбаь бера xlapa бетта телача пособе боарам оттабу 2006 шера I январе денз.

Статья 3
Ер Закон чIоагIденна дIаотт ер официально кепатехача дийнахьа денз.

ГIалгIай Республика
Президент М. ЗЯЗИКОВ
г.Магас
16 феврале 2006 шера
№8-рз



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Магас
6 февраля 2006 г. № 11
Об утверждении состава Попечительского совета при Республиканском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних
Правительство Республики Ингушетия постановляет:
1. Утвердить прилагаемый состав Попечительского совета при Республиканском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.
2. Признать утратившим силу Постановление Правительства Республики Ингушетия от 6 февраля 1999 г. № 21 "О некоторых вопросах деятельности Республиканского социально-реабилитационного Центра для несовершеннолетних" в части утверждения состава Попечительского совета при Республиканском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.

Председатель Правительства
Республики Ингушетия И. МАЛЬСАГОВ


Приложение
к Постановлению Правительства
Республики Ингушетия
от 6 февраля 2006 г. № 11

СОСТАВ
Попечительского совета при Республиканском социально-реабилитационном центре
для несовершеннолетних

Цолоев С.С. - заместитель министра труда и социального развития Республики Ингушетия, председатель Попечительского совета;
Шибилова Д.Х. - ответственный секретарь Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних Правительства Республики Ингушетия, заместитель председателя Попечительского совета;
Амриева М.С. - заместитель главы администрации Сунженского района;
Албогачиева Т.Ю. - ведущий специалист - ответственный секретарь по делам несовершеннолетних при администрации Малгобекского района;
Арапханов З.А. - начальник отдела медико-социальной службы Министерства труда и социального развития Республики Ингушетия;
Бештоева Н.Г. - специалист социального отдела администрации Назрановского района;
Ганиева З.М. - ведущий специалист отдела дополнительного образования и реабилитации детей Министерства образования Республики Ингушетия;
Коригова А.А. - ответственный секретарь по делам несовершеннолетних при администрации г. Карабулак;
Олигов М.С. - представитель духовенства ст.Троицкой;
Осканова Л.Г. - ведущий специалист - ответственный секретарь по делам несовершеннолетних при администрации г. Назрани;
Цечоева М.А. - специалист отдела медико-социальной службы Министерства труда и социального развития Республики Ингушетия, секретарь Попечительского совета;
Экажева Р.С. - заместитель министра здравоохранения Республики Ингушетия;
Экажев М.Я. - заместитель начальника ООД УУМ и ПДН МОБ МВД РИ.



ВСТРЕЧА С ГОСПОЖОЙ

Еще в период общинно-родового строя ингушки пользовались большим уважением и правами. К женщине приходили за советом мужчины, считаясь с ее жизненным опытом, знанием традиций, способностью понять и помочь другому.
"Несмотря на внешне бесправное положение свое, женщина при уме и энергии играет выдающуюся роль и в родовом быту народов", - писал Б. Далгат об ингушской женщине. Эту мысль подтвердил и другой ученый Н.Ф. Грабовский. Он отмечал, что "во второй половине 19 в. женщины-ингушки пользовались большими правами и свободой"... Неслучайно тонкий знаток Кавказа Ю.А. Жданов, описывая фригийскую шапочку французских якобинцев, заметил, что "задолго до этого она была "курхарсом" - парадным головным убором свободолюбивых ингушских женщин".


Ты - настоящая жена,
самоотверженна, покорна,
И мужу своему верна,
И участью своей довольна.
Пусть защитит Аллах тебя,
Пусть пресечет он слово злое.
Ведь на тебе стоит земля,
Людские держатся устои.
Ведь на тебе стоит народ,
О женщина, о мусульманка!

Мир изменился, изменилась система ценностей и ориентиров. Все мы помним тоталитарный режим. Авторитарный стиль управления, господствовавший в стране. Но она была свободной, честной, пользовалась непреклонным авторитетом. Гордилась тем, что ингушка.

Ученая из Грузии Л.Маргошвили пишет: " К хозяйке дома члены семьи... относились с большим уважением, предупреждая каждое ее слово; невестки все вопросы обычно согласовывали со свекровью"...
Ингушский народ всегда почитал и уважал женщину. К ней относились тепло и доброжелательно. Народ считал, что многое зависит от женщины. Хорошая женщина из посредственного мужчины может сделать князя, а плохая - из князя - батрака: так говорят ингуши. Или: в доме, где женщина ласкова, и солнце ярче светит. Был у нас в горах неписанный закон : если женщина старше тебя - то она тебе мать, если твоего и моложе возраста - сестра! Было неприлично громко разговаривать в присутствии женщины, а тем более браниться и сквернословить.

Свидетельством того, что женщина в обществе пользовалась большим уважением и почетом является женский платок, обладавший магической силой. Брошенный между дерущимися мужчинами платок означал символ мира. Эта была возможность умерить гнев и остановить смерть.

Джигиты ухватились
за кинжалы,
И был бы поединок их
жесток,
Но - женщина седая
подбежала
И между ними
бросила платок!
Таков в горах обычай,
и рассудок
Его закономерность
доказал.

Н. КРАСНОВ

Эрудиция, самоотверженность, высокая культура, благородные нравы и беспредельная доброта свойственны ингушским женщинам. Феликс Дзержинский был потрясен красотой и интеллектуальной проницательностью Тамары Тонтовны Мальсаговой. Виртуоз слова Михаил Булгаков диктовал Тамаре страницы "Дней Турбиных".
Хрупкая, но мужественная женщина Асият Тутаева, которой природа предназначила на земле любить и рожать, лелеять детей и хранить тепло домашнего очага, в час испытаний в одном ряду с мужчинами-воинами совершила невозможное - победила смерть.

Ее судьба - отражение судьбы ингушской женщины, для которой высокая значимость состояла в том, чтобы сохранить свою национальную культуру, сформировать новое поколение и достойно вернуться на родину. Я считаю их героинями. Их труд был отмечен высокими государственными наградами, они были удостоены медалей и орденов. Однако при всем этом они были великими и простыми, покорными и мужественными, кроткими и грандиозными как сама Вселенная.
Вам рассказать про всех ингушских женщин или про одну из них, судьба которой является отражением судьбы всех женщин. Обыкновенная ингушская женщина, имеющая семью, детей, вынужденная одна поставить их на ноги. Не имевшая права на ошибку, права на слабость. Наверное женский страх, а может быть, долг мобилизует сознание человека и он включает тот необходимый механизм энергии, который всю жизнь побуждает его трудиться, чтобы вырастить тех, за кого ты ответственнен достойными людьми.
Нашей героине 86-87 лет. Кавалер ордена Славы, мать-героиня, ветеран труда Цурова Либхан Сусиевна. В 14-15-летнем возрасте оказалась в ссылке вместе со своим народом, потеряв всех родственников, имущество и детство. Юное создание должно было войти в жесткую взрослую реальность и в одночасье приобрести жизненный опыт и мудрость. Девочка, вдали от родины, без привычного уклада жизни стала заложницей ситуации, в которой необходимость выжить была главной задачей. Наша героиня очень рано начала трудиться. Голод, нужда, горе близких и родных - все было знакомо девочке. И только вера в Аллаха, наличие духовности, как писал в свое время Солженицын, описывая жизнь чеченцев и ингушей, спасала их.

О таких женщинах декабрист А. Беляев писал: "Слава стране, вас произрастившей! Вы стали поистине образцом самоотвержения, мужества, твердости при всей вашей юности, нежности и слабости вашего пола. Да будут незабвенны имена ваши!"

У нее в доме всегда звенели голоса. Гости, родственники, студенты, знакомые и незнакомые. Не гостили - жили месяцами годами. А она и рада. Всегда подтянута, аккуратна, изысканно одета. Скромная и застенчивая горянка, при кажущейся хрупкости и незащищенности, в минуты суровых испытаний преображалась в мужественного, гордого и непреклонного борца. Память о своем муже свято пронесла через всю свою жизнь. Ее любили, с ней советовались, ее уважали, ей доверяли. Она обладала редким талантом, с честью и достоинством сносила все жизненные тяготы.

У ингушей принято было юношам и девушкам встречаться на вечеринке. Девушке понравился парень. Парню-девушка. Несколько потаенных взглядов, несколько стрел из сердца в сердце - и мир для двоих чудесно преобразился. Но как сказать об этом друг другу? Ведь в народе ценится умение сдерживать личные чувства, особенно на людях. Но для влюбленных не существует безвыходных положений. Девушка взяла гармонь, и ручеек мелодии зажурчал по камушкам слов:
- Скажите птенчику моему,
Скажите славному моему:
В долине далекой гора стоит,
Стоит одиноко печаль таит.
Приличие соблюдено. Девушка не призналась любимому в своих чувствах. Но тот, кого она подразумевала, все понял. И вот встрепенулись в руках юноши струны дечиг-пандура, зарокотали ответное:

- Скажите голубке моей родной,
Той, что поспорит ликом с луной,
Но только ей, только ей одной
Скажите: птенчик слышит ее!

И можно не сомневаться: скоро грянет свадьба. Ведь у ингушей принято признаваться в любви только один раз, но на всю жизнь. Как говорится, не выхватывай кинжал не по делу, а выхватил - не вкладывай в ножны без победы!
Г. Гагиев

Мы иногда спрашивали: "Мама, по любви ты вышла за отца или нет?" Никогда не признавалась в своих чувствах. Но подчеркивала, что, выбирая спутника жизни, обращала внимание на его происхождение, на индивидуальные особенности, социально-ролевое положение. Гордилась своим свекром. Каждый раз ставила его детям в пример. Дедушка был достоен уважения: Мержоев-Гулиев Элмарза Дударович, полковник Царской армии, Георгиевский кавалер, адъютант великого грузинского князя Орбелиани, за особую доблесть в Австрийскую кампанию был награжден императором Николаем II Георгиевским оружием - позолоченной саблей. Участвовал в Австрийской и Японской кампаниях и Гражданской войне. После революции работал начальником милиции Горской республики во Владикавказе.

Эта горянка Цурова, сочетавшая в себе глубокие ингушские традиции, не имевшая малейшей возможности отойти от этих ценностей, редко улыбалась, почти не проявляла своих чувств и эмоций. Бывало, поругает кого-то из детей за шалости, а ночью лежит и плачет, но так, чтобы никто не видел. Утром вставала строгой и обязательной, как всегда. Хотя иногда она могла уронить такую фразу: "Для человека нет ничего дороже своих детей!"
Через много лет один из сыновей - Муса - профессор Северо-Кавказского государственного технического университета, ученый, педагог, политик, активный общественный деятель посвятит ей стихотворение:
Мне, мама, без тебя и целый свет не мил.
Ты на земле одна, ради кого я жил.
Из мудрых глаз твоих, видавших много бед,
Струился, согревал добра и ласки свет.
О если бы я мог жизнь повернуть назад,
Чтоб снова ощутить заботливый твой взгляд
И, не стесняясь слез, к груди своей прижать.
Ты мне дороже всех, моя святая мать.
Всю жизнь проработала в Алма-Атинском хлопчатобумажном комбинате. Никогда не позволяла себе остаться на мероприятии и даже собрании. Всегда спешила домой, к детям, к своему родному очагу.
В ее честь к 30-летию трудовой деятельности коллектив фабрики организовал огромный праздник. Она была до глубины души тронута. В этот вечер вернулась с работы в слезах. Это были слезы радости. За 30 лет работы в этом коллективе она поменяла 15 руководителей. Однако каждый уходящий с должности директора человек повторял слова предыдущего своему последователю: "Берегите ее!" Они понимали, что от этой кавказской женщины зависит весь успех и все благополучие организации.

"Кто вышел в путь в поисках знаний, тот на пути Аллаха находится до тех пор, пока не возвратится". "Один час, посвященный получению знаний, дороже всей ночи, проведенной в молитвах". "За знаниями не ленитесь идти даже в далекий Китай". Эти хадисы знакомы каждому мусульманину.
Великий китайский мыслитель Конфуций назвал образованность населения одним из условий преуспевания государства. А правительство Америки все основополагающие мероприятия по развитию и улучшению системы образования неизменно обосновывает интересами безопасности страны. Из литературы нам известно, что перед женщинами серебряного века терялись образованнейшие мужчины того времени. И смущение мужчин было вполне оправданным. Ведь прекрасные незнакомки цитировали наизусть античную поэзию и стихи французских символистов, могли рассуждать о скандинавской литературе, знали философию, богословие и, конечно, мировую историю. Неудивительно, что они царствовали в тогдашних литературных салонах, задавали тон аристократической среде, финансировали серьезные философские издания. Они даже помогли некоторым поэтам серебряного века реализовать свой талант.

Она не уехала из Алма-Аты пока мы все не получили образование. Нам разрешалось работать, учиться и заниматься спортом. Мы не помним, чтобы в семье кто-то вел праздный образ жизни. Надо было изменять мир в котором живешь, созидать, умножать благо, сеять добро. Делать планету прекрасней и лучше. Все дети получили образование. Среди них - филолог, врач, инженер, юрист, экономист, политолог, модельер, бухгалтер. Всегда была в числе лучших и ярких. Отсутствие общественной активности в человеке ее крайне возмущало. И сегодня может обсудить международные проблемы. Блестяще знает психологию человека. Обладает тонкой интуицией.
Безумно любит природу. Не представляет жизнь потомков на голой земле, без рощ и соловьиных трелей. Считает, что экология и нравственность соединены одной линией жизни. Вернувшись на Кавказ развела третий сад. Каждый год весной расцветают в ее саду вишни, сливы, яблоки и другие деревья. 65 кустов роз необыкновенной красоты. Миллион алых роз, подаренные художником актрисе, не были столь изысканными и чудесными.
Человек должен непременно приносить пользу своему народу, своей родине. Вот философия ее жизни. И то, что мы оказались такими патриотичными - ее заслуга.

Начало нашего пути - наши матери, когда-то проводившие нас в дальнюю дорогу, благословив на добрые дела. И вся наша жизнь - это бесконечная дорога к дому, к матери, к родному очагу. Замок счастья каждого из нас построен материнскими руками. Такова участь матерей - одаривать своих детей счастьем, не требуя ничего взамен. Куда бы ни забросила судьба, меня везде преследует одна картина, как великая и мужественная в своем безграничном терпении стоит моя нана и вглядывается вдаль: не едет ли ее сынок? Я преклоняюсь перед матерью, землей и родником...

А может ли орел пережить
Исчезновение неба?
А корни могут желать
Исчезновения почвы?
А рыбы могут смириться
С исчезновением воды?
Вот и я не смогу смириться
С исчезновением тебя!
Нана моя, моя маленькая, седенькая,
Нана моя - родник благодати.
Пусть лучше я умру вместо тебя.

Г. ГАГИЕВ

Недаром Кавказ ассоциируется с сединой. Францию считают прекрасной, Англию - великой, Россию - святой, а Кавказ - седым. Может, потому, что здесь живут такие мудрые люди. "Сув" - так называют на Кавказе таких женщин, что означает "госпожа".
Р. ХАМАТХАНОВА


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru