новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  4 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 12 (9701) среда, 1 февраля

Педагогическое кредо

Учительское кредо –
Ты разум, чувство.
Ребенку я отдам
Живое сердце.

Л. Болгучева

Я каждый год посещаю уроки Айшат Ахмедовны, так как нахожу в этом отдых, и все более убеждаюсь в том, что необходимым качеством учителя, при самом высоком уровне развития является искусство обучать своему ремеслу. Ну, а если при этом развита и чувственность, думаю, для детей это клад.
Насколько многогранна работа учителя по призванию знает и может оценить только человек, сам посвятивший себя всецело личности ребенка, познавая секреты психологии, логики и своего предмета. Речь идет не только об учителе, но и о родителе, который чуток к своему ребенку, который несет ответственность за его становление.

Айшат Ахмедовна Шадиева – заместитель директора по учебно-воспитательной работе с 1993 года в средней школе № 6 ст. Орджоникидзевской, «Отличник просвещения» с 1995 года, «Почетный работник общего образования РФ» с 2002 года, «Заслуженный учитель РИ» с 2005 года, и, что очень важно, она мама четверых замечательных детей: трех сыновей и дочери Лейлы – золотой медалистки, студентки 2 курса английского отделения ИнгГУ. Старший сын Магомед учится на I-м курсе юридического отделения ИнгГУ, а Муса и Ибрагим – учащиеся 9-го и 4-го классов, которые учатся на «4» и «5», под стать своим родным. Думаю, что профессия «Мама» - одна из благороднейших и ярких профессий на земле, а сочетание двух профессий в одном лице «Учитель» и «Мама», и реализуется это все благородно, искренне и на высоком профессиональном уровне, достойно глубочайшего уважения. Вот о таком признании Айшат Ахмедовна и говорит в своем педагогическом кредо, являясь учителем учителей с 27-летним педстажем. Все убеждения, которыми она руководствуется сегодня, к которым она пришла эмпирически и экспериментально, я слушала с пафосом и хочу дословно передать все это своим читателям.
Вот оно, кредо учителя по призванию:
«Суть моей педагогической философии: научить детей верить в себя. Я живу на этой земле, веря в своего подопечного, чтобы отдать свою любовь, теплоту сердца и свет души каждому учащемуся, чтобы он поверил в себя, в свои силы. В основе сказанного лежит сотворчество учитель-ученик.
Я хочу помочь учащемуся самоадоптироваться, самореализоваться, самосовершенствоваться и видеть его рост по всем параметрам. Для меня нет вопроса: нужна ли дистанция между учителем и учеником. Считаю, что нужна.
Эта та ступень, на которую тебя поднимают сами учащиеся – уважение. И с этой высоты ты протягиваешь руку тем, кто идет за тобой по лестнице познания.
Учительское мастерство обучения и воспитания, синтез познавательного и нравственного позволяют мне перейти от профессионального общения с ребенком к высокому вдохновению, к сотворчеству учитель - ученик.
История развития человечества доказала, что математика – красивейшая наука, без которой не может развиваться ни одна другая наука. Красоту математики (ее симметрию, сжатость, полноту и простоту) следует раскрывать должным образом для самых маленьких детей и это будет сопровождаться эмоциями и наслаждением красотой.
Ведущая идея в моей педагогической и математической практике – максимально раскрыть перед ребенком спектр приложений математических знаний, передать свою увлеченность предметом. Знакомство с новым классом я начинаю с урока-беседы о роли математики в нашей жизни, об ученых-математиках, а именно о наиболее интересных биографических фактах их жизни.
Я хочу, чтобы наши сердца (учителя и учащихся) бились в такт, и каждый из нас строил свой храм человеческой души, из которого будет лучиться свет добра, ненасытная потребность в познании себя и окружающей действительности, то есть мудрость».
Что такое призвание. Думаю, что это восторженное состояние души, при котором хочется быть в поиске, сравнивать, оказывать помощь слабому, иначе, заниматься творчеством. Своим отношением к жизни, Айшат Ахмедовна воспитывает и учащихся, и коллег.
Ее уроки проходят в чистом, уютном кабинете, где продуманно подобран необходимый наглядный материал. Доска используется рационально, каллиграфией учитель обнаруживает уравновешенность характера и целостность личности. Темп ведения урока быстрый, контакт с детьми отличный, основанный на доверии речь грамотная, научная.
Тип урока, его цели и задачи определены. Устные упражнения с изюминкой: примеры на рациональное вычисление, на смекалку, на творческую активность. Свое другое назначение выполняют устные упражнения, которые звучат непосредственно перед изложением новой темы.
Их цель: подготовить учащихся к наиболее полному восприятию материала. Например, при изучении темы «Формулы сокращенного умножения» Айшат Ахмедовна дает следующие упражнения:
а) прочитайте запись: 2х+3у, 0,52, (а+в), а2-в2, (х-у)2 а3 -+в3, (а-в) . (а+в);
б) удвойте произведения тип; утройте сумму выражений а и в; запишите квадрат куба сумму р и д и т.д.
При такой работе учителя в классе, конечно, нет равнодушных. Неудачный ответ учащегося оценивается как недостаточная их совместная работа, а также слабая самостоятельная деятельность самого ученика, что побуждает последнего к самоанализу и сомооценке. То есть, учитывая лингвистические способности детей, а также общий уровень их развития, учитель в устной работе ликвидирует предстоящие трудности в осмыслении темы.
Айшат Ахмедовна показывает наличие приемов и методов оценки и контроля знаний и умений учащихся. Подводя итоги урока, сопровождающиеся меткими комментариями, учитель благодарит детей, вселяя уверенность, и готовит к работе в домашних условиях, понимая, что работа дома – одно из важных звеньев в обучении.
При всей занятости своей Айшат Ахмедовна участвует в 2000-м году в конкурсе «Учитель года», где ей присуждают призовое место в Сунженском районе. В разные годы она приглашалась руководством Института повышения квалификации учителей РИ в качестве лектора. Айшат Ахмедовна является почетным работником образования России, Указом Президента РИ М.М. Зязикова ей присвоено высокое звание «Заслуженный учитель РИ».
Вот уже 12 лет она работает завучем, то есть инженером человеческих душ. Какая это ответственная миссия. Я поинтересовалась какие технологии используются в школе для профессионального роста слабого и среднего учителя, кроме срезов знаний, аттестации, организации предметных методобъединений, наставничества.
Айшат Ахмедовна показала мне тесты различных направлений, рассказала о схемах самосовершенствование учителя, которые у них работают, и успешно причем. Вот лишь одна из них, показывающая движение вверх.
V Потребность в самовыражении.
IVПотребность в признании и самоутверждении.
III Потребность в принадлежности и причастности.
II Потребность в безопасности.
I Физиологические потребности.
Директор школы Лидия Саидовна, которая очень щепетильна в подборе кадров, которая дорожит каждым своим учителем, очень тепло отозвалась о своем заместителе. Она подчеркнула ее деловые качества, ее обязательность, организаторские и управленческие способности, как учителя, родителя, коллеги.
В одном из своих интервью Тарасова – заслуженный тренер СССР и России, оценивая танцевальную пару по фигурному катанию, сказала, что спортсмены катались без души, без чувств, реализуя технику исполнения танца, и поэтому получили низкие оценки судей. О моей героине Айшат Ахмедовна директор в заключение сказала, что она душа коллектива, что рядом с ней всем уютно - и в школе, и в семье.
Это помогает ей служить школе, обществу, детям, не посягая на их «Я», а даря им бесконечно свою любовь, знания и благодарность за общение. Свое стихотворение я посвящаю Айшат Ахмедовне и всем творческим учителям нашей республики.



Педагогическое кредо

Анализ шепчет мне:
«Себя познай ты,
Мирскую суету
Понять старайся».

Я утверждаю жизнь,
Творцом мне данную.
Идти готова я
Тропой гуманною.

Я музой для души
Коран являю,
И следовать ему
Себе желаю.

Умеренность во всем –
Коран диктует.
И, соглашаясь «Да» -
Ответ шлет
мудрость.

Профессия моя
Дана мне Богом.
Учитель строг к себе,
Он с чувством долга.

Не посеять зло –
Задача максимум,
А норма чтоб была –
Задача минимум.

Не унизить «Я» -
Вот что есть главное.
И знаний
совершенство
Не есть предельное.

И тридцать лет
спустя
Тянусь я к детям
Общенье с ними есть
Мой смысл жизни.

Советник и судья
Ребенок вечно.
И волю до мечты
Поднять он хочет.

Он лекарь и палач –
Прими учитель.
С ним искренность
важна –
Поверь учитель.

Учительское кредо –
Ты разум, чувство.
Ребенку я отдам
Живое сердце.

М. БОЛГУЧЕВА,
заслуженный
учитель РИ



Рынок труда

Вопрос занятости населения все еще остается крайне актуальной проблемой для Республики Ингушетия. Уровень зарегистрированной безработицы за прошедший год повысился на 14,3 процента по сравнению с 2004 годом.
Об этом нам сообщили в Федеральной службе занятости населения ГУ по РИ.
По словам специалиста отдела программ занятости и рынка Аси Амхадовой, на конец 2005 года количество граждан, ищущих работу, составило 53015. Из них признано безработными 48766 человек. Более сорока семи тысяч получают пособие по безработице в размере от 720 рублей до 1080 рублей, в зависимости от таких факторов, как длительность срока поиска работы, большой разрыв между последней записью в трудовой книжке и временем поиска работы и тому подобное.
За прошедший год частично удалось решить проблему за счет временных рабочих мест. Так, на сезонные работы были трудоустроены 2613 человек. Ежегодно на период школьных каникул Службой занятости предоставляются рабочие места учащимся. За 2005 год это число составило 3451 подросток. За указанный период на выявленные вакантные должности трудоустроено 716 человек.
Сто двадцать один человек из числа социально слабо защищенных, (имеются в виду инвалиды) также были обеспечены временной работой.
По словам специалистов Службы занятости, подавляющее число безработных – это люди с высшим образованием, которые не могут трудоустроиться по своей специальности.
Как выяснилось, за пределами республики, даже при наличии рабочих мест, не особо стремятся оказать содействие в трудоустройстве.
«Данные о наличии вакансий мы, в основном, получаем из субъектов, входящих в состав ЮФО, но условия, предлагаемые Службами занятости - нашими коллегами, таковы, что ни у кого не возникает желания ехать.
К примеру, Тульская область, Краснодарский край и некоторые другие субъекты запрашивают рабочих по строительным специальностям высокой категории с оплатой в 7-8 тысяч рублей, а более низким категориям предлагается 3-4 тысячи рублей. Но люди предпочитают оставаться дома, довольствуясь до лучших времен пособием безработного, - говорит А. Амхадова.
Использование дешевой рабочей силы практикуется во многих городах субъектов РФ, но жители нашей республики указанные суммы могут заработать и у себя дома, хотя бы на временных работах. И поэтому не удивительно, что нет желающих ехать куда-то на поиски «приключений».

М. ДЗАУРОВА



Дошо царг гучайоалаш…

(Беламе дувцар)
Хьехархо ва директорага дешархо лоткъавеш:
- Берашка х1ама ала йиш мичай укхаза, уж керта т1а бувле а… Х1анзза, 5-г1ча «а» классе урок луш со волаш, парта чура нувхаш д1акховса согара пурам а дийха, ше на1аргахьа д1аводаш, кора йисте ваг1ача сона, чехка гадоахарг хьагарга а вена, са баьшача берзача керта т1а ший бера нувхаш чуйола каьхата т1орми 1от1а а кхесса, кхы эхь доацаш вела, а велаш, йоах сога Хуллай-наькъан Уте: «Бехк ма баккхалахь, пажжалуст, Байсар Хакяшович, дий хьона, эшшадбилляхьи, нечайна, сона цхьаккха х1ама ца ховш, корах арайолххачар, михо новкъостал даь, шун керта т1а нийс ма ялар уж. Къинт1ера валалахь сона, Байсар Хакяшович».
Цох шокъ ена класс, аз фухха дираг1а, сона соца ца луш, аркъал а ухаш ел. Цар-м дика кхета ма дой из мишта хилар. Кхетадаь децаре-м хала а мича дар… Х1анз фу дергда аз? Фу дича бакъахьа хет шоана аз цу б1ехала к1орига? Ай, аз-м!.. Ай, аз сай къонгашка д1аоале-м!..
- Ма, ма! Байсар-маршкиш, пурам дац хьона! Сих ма ле: сихвелча, геттара аьрдаг1а хьовз яхаш вувц хьо укх т1ехьарча хана бераша а хьехархоша а. Сухал дика яц: сухало, 1а массаза оалача бесса, са дуъ. Хьадувцал мадарра… Ай, ва Байсар, в1алла а х1ама яцар хьа цу чу?
- Яцар, къонора, хиннаяларе-м…
- Из-м гуш да, дув ца биача а. Цу хьа баьсса… баьшача, аланзарий 1а, керта т1а Уте тассача т1орме чу ях аз-м.
- Цу чу-м к1еззига каьхатилгаш а, лоадам боаццаш б1арий ч1ораш а хиннаяр.
- Дика болх беций из бизза ца хинна, т1аккха хургдар хала, школа а ший берашта дукха веза хьехархо воацаш йиса тарлора.
- Даьра, т1аккха-м, шоана ма харра, царна массанена товр ма хулар… Гургал бетт, Сандро Сулейманович. Х1анз уроках ца вахача валац со. Из яьлча… .
- Цхьана долх вай, Байсар Хакяшович, «царна массанена товр» хилале. Кхы ва везаргвий а мича хов хьа уроках.
Ший урока т1а директор воаг1илга хайна, Ули ваг1ача 9-г1а «Б» классе урокаш яла, набахта водаш мо, оллавенна, юхаг1ерташ ухача вай Хьак1аьша Байсарга, цхьа хоза, дошо царг гучайоалаш, сийрда велар даьлар-бераша шийга бахьача балех из кастта мукъаваргхилара тешал ду белгало.

ДУДАРА-къонгий
Урусхан


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru