новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 12 (9701) среда, 1 февраля

Чтобы знали и помнили…

Тут я позволю заметить, что за последнее время среди мусульман всего мира замечается движение к свету, т.е. учению.
Теперь и женское образование, которое было в совершенном загоне, привлекает серьезное внимание общества и училища для женщин открываются с большой охотой.
Из нас, к сожалению, немногие понимают пользу просвещения, и большинство населения относится равнодушно к назревшему вопросу. Надо же нам знать, что каждая открывшаяся среди нас школа есть ключ к пониманию окружающей действительности, к пониманию самих себя, к отыскиванию идеалов в жизни и к стремлению осуществить эти идеалы.
Звукообразное обучение дает возможность созерцать весь мир и является для жизни в высшей степени экономическим подспорьем, внося опыты тысячелетия в сокровищницу знаний питомца (…)
Многие объясняют отсталость мусульманского мира суровым духом Ислама, установившим будто бы неумолимые законы против просвещения духовного и развития телесного мира человека. Насколько это ложно и несправедливо можно видеть из следующего. Ислам в стороне от стеснительных мер вообще, в частности – против угнетения науки. «Нет принуждения в религии», «Бог хочет всем облегчения» - вот излюбленные выражения Корана.
Если собрать все стихи Корана, посвященные науке, вникнуть в их смысл, то не останется сомнения, что Ислам поднял арабов в былые времена на пьедестал величия, мирового значения. Но обстоятельства стали складываться так, что день ото дня мусульмане стали опускаться с высоты своего величия.
Веками мусульмане жили без желания к прогрессу как умственно, так и нравственно и картина получилась весьма грустная. Все мы очутились позади, представляем из себя детей, коим многому надо поучиться у просвещенных европейцев, опередивших нас во время нашего сна. А учение достается недешево.
Можно ли сказать, что мы следовали за Кораном? В Коране же мы находим вот что:
«Ищите науку, если бы она находилась на земле Китая», «Искание науки обязательно каждому мусульманину и мусульманке», «Учитесь от колыбели до могилы», «Ученые последователи мои равны израильским пророкам», «Умерший на пути образования причисляется к святым», «Обучение в детстве есть резьба на полене», «Ученый в совершенстве есть Бог, а ученье есть совершенство Бога», «Смерть ученого – гибель Миру», «Служение Богу и благочестивая жизнь спасает человека на том свете, а образование спасает в обоих мирах».
Эти слова Корана ясно гласят, что надо изучать науки не только мужчине, но и женщине. Следовательно, обучающиеся не есть преступники перед Богом и нарушители законов Ислама, но, наоборот, поборники Его святого учения (…)
Братья ингуши! Очнитесь, оглянитесь кругом, смотрите, какой широкой рекой течет жизнь по земле, как ничтожны те, что бездействуют! Жизнь только в борьбе, а сила – в знании. Пора нам встать в ряды цивилизованных народов. Пора смотреть вооруженным глазом на грустное положение нашей родины и нации! Пора разлучиться с предрассудками и худыми наклонностями. Пора перестать быть слепым орудием в руках эгоистов и фанатиков! Довольно лепетать под ударами слепой судьбы! Пойдемте на мирную культурную работу, побольше школ, побольше дела, меньше фраз и философии.
Покажем же своими работами культурным соседям, что мы не давали обет на вечный сон, что мы можем быть полезными гражданами своей родины и отечества. Да поможет нам Творец Всесильный в нашем святом стремлении» (…)
После того, как все общества ингушского населения изъявили согласие на преобразование училища, начальник Назрановского округа обратился к присутствующим с речью:
«(…) В свет человек появляется самым беззащитным существом. Никакими орудиями для своей защиты от окружающего мира он не вооружен.
Но Бог дал ребенку родителей, вселив в них горячую любовь к дитяти. Эта любовь родителей к ребенку обязует их защищать его от вредных влияний мира. Родители, заботясь о ребенке, тратят силы на то, чтобы из него вышел полезный член семьи и общества. Общества для своих будущих правителей и работников открывают школы. Все находят нужным дать правильное воспитание младенцу. Все начинают понимать, что воспитание надо начать с раннего детства и вести его до тех пор, пока ребенок не станет на такую твердую и правильную дорогу, которая поведет его к осуществлению высоких целей жизни.
Еще Соломон сказал: «Веди ребенка по той дороге, по которой он должен идти: в старости он с нее не сойдет»!
Великие люди, в лице мудрецов и педагогов, определили путь, идя по которому человек делается человеком в полном смысле этого слова, т.е. высшим, умнейшим и благороднейшим существом. Образование – это та сила, которая в состоянии облагораживать человеческую природу, создавать гармонически всесторонне развитую личность с прекрасными чувствованиями, добрыми желаниями и верным мышлением. Знания и умения можно привить к человеку так же, как к дикой породе яблони прекрасный сорт садовой яблони.
Таким образом, путем образования, путем прививки знания и умения человек получает высший облик человека.
Настоящим преобразованием этого училища вы открыли путь во все средне-учебные заведения и даже высшие. Слова мои может засвидетельствовать ваша интеллигенция. Образованный человек приносит пользу всем нам. Их трудами пользуются везде на белом свете. Возьмите паровоз, электричество, автомобиль – все это плоды труда и образования! (…) Быть может, из детей ваших выйдут изобретатели, чиновники, коммерсанты, инженеры, доктора и другие нужные, полезные люди.
Приношу вам благодарность за то, что вы поняли пользу и необходимость вашего просвещения. Благодарю и ингушскую интеллигенцию за добрые труды, за преданность интересам родины и своих сородичей».
От имени ингушской интеллигенции Мальсаг Берсанов выразил заботливому начальнику благодарственное слово, при этом подчеркнул, что ни один начальник не сделал для ингушей того, что сделано им (…)
Стало ясно, что ингушской молодежи дороги честь и слава нации и родины (…) Они поняли, что «соловья баснями не кормят», что газетная философия, застольное ораторство, фразерство ничуть не помогут работе, что надо много потратить собственной силы и энергии, дабы сколько-нибудь двинуться вперед.
У начальника Назрановского Округа оказались 8 прошений и приговоров общества на открытие по селам начальных школ. Все благодарят своего начальника. Благодарят тех, кто искренне работает на пользу общества.
Кажется, что по всем телам разлита новая струя жизни, энергия повышенная, новая заря светится над этими могучими натурами людей.
Разрушились основы тьмы!
Да будет Великий Аллах за тех, чьи сердца бьются за правду, за честных, искренних работников, обиженных, обездоленных тьмой невежества и лжи.
Да здравствует ясный день на смену долгой темной ночи!»

* * *

Осман Темуркоевич Мурзабеков родился 10 августа 1889 года, о чем была сделана соответствующая запись в Назрановском словесном суде, скрепленная подписью народного кадия Ильяса Озиева. Родители будущего учителя Темурко и Сальбика Мурзабековы проживали тогда в 3 участке Джераховского общества Назрановского округа. Осман оказался их первенцем. Уже позже в этой семье появились на свет сыновья Мухтар и Исраил и дочери Сона и Совдат.
Согласно документальных источников, обнаруженных краеведом Б. Газиковым, 4 июня 1911 года Осману Мурзабекову, выпускнику Ереванской учительской семинарии, Педагогическим Советом этого учебного заведения было выдано свидетельство, подтверждающее, что его получатель «удостаивается звания учителя начального училища и при поступлении на означенную должность имеет пользоваться всеми правами той должности присвоенными».
С этого момента и началась педагогическая деятельность Османа Темуркоевича Мурзабекова, отразившаяся в его послужном списке. Вернувшись в родной Владикавказ, он поступил под начало директора народных училищ Терской области и с 1 сентября 1911 года был назначен заведующим Привольненским сельским училищем (распоряжение № 6060 от 17 июня 1911 года). В последующем, по распоряжению директора народных училищ от 26 августа 1913 года № 5734 с 1 сентября 1913 года Мурзабеков возглавил Владикавказское русско-ингушское училище, где в течение короткого срока сумел блестяще проявить свои способности. Об этом свидетельствует тот факт, что «на основании Высочайшего повеления, последовавшего 21 февраля 1913 года», ему было выдано свидетельство на право ношения на груди светло-бронзовой медали «в память 300-летия Царствования Дома Романовых».В этот период ему было 25 лет и его денежное содержание составляло 600 рублей в год.
26 сентября 1914 года директор народных училищ подписал распоряжение № 13659, согласно которого Осман Мурзабеков с октября 1914 года был перемещен на должность учителя во Владикавказское 5-е городское приходское училище. В это же время он состоял членом «Общества по устройству народных чтений в городе Владикавказе», что позволило ему значительно расширить свою просветительскую деятельность. Еще один интересный факт – разрешением Попечителя Кавказского учебного округа от 10 февраля 1915 года Мурзабекову было выдано 30 рублей «в награду за усиленные труды и успешное преподавание».
Активно заниматься публицистикой Осман Темуркоевич начал еще во время обучения в Ереванской учительской семинарии. 15 мая 1911 года в парижском журнале «Мусульманин» (№8-10) вышла его статья «Эривань», в которой нашли отражение впечатления автора о системе образования развитой Армении. О. Мурзабеков с восторгом писал о женских гимназиях, о горячем стремлении армянской молодежи к знаниям. Отмечал также, что в учительской семинарии, где он оказался единственным горцем, наряду с христианами учится и много мусульман. Горечью были проникнуты его слова, когда он писал о том, какие тернии вынуждены преодолевать на пути к образованию его соплеменники и как слабо развито просвещение в Ингушетии.
В числе других известных сегодня публикаций О.Т. Мурзабекова, - «Старик Дамба (из ингушских суеверий), «Примерный мулла» (журнал «Мусульманин», № 5, 15 марта 1911 года), а также «Перед сном» (газета «В мире мусульманства», № 9, 17 июня 1911 года). Уже в 1930 году в Баку в фольклорной серии, издаваемой в тот период отделением языка, литературы и искусства Азербайджанского государственного научно-исследовательского института, была опубликована записанная Мурзабековым ингушская сказка «Триста золотых». Она увидела свет во втором томе сборника «Фольклор Азербайджана и прилегающих стран» под редакцией профессора Н.В. Багрия.
В результате архивных поисков Берснаку Газикову удалось также установить, что 25 января 1913 года О.Т. Мурзабеков вступил в брак с Либией Эльбуздуковной Оздоевой, родившейся 28 августа 1893 года. К сожалению, жена Османа Темуркоевича рано ушла из жизни. Она скончалась в 1916 году, успев подарить мужу сына Руслана, который родился 13 марта 1915 года.
Прослеживая удивительную биографию Мурзабекова, невольно отмечаешь, насколько насыщенной и полезной для окружающих была его короткая жизнь. Все свои силы он отдал служению высоким идеалам, среди которых главенствующее положение занимало его горячее стремление нести людям знания. Для того, чтобы полностью соответствовать этой высокой миссии, он не переставая работал над собой, повышал свой профессиональный уровень. Документальные источники свидетельствуют, что 28 июня 1914 года Осман Темуркоевич направил рапорт инспектору народных училищ второго района Терской области, в котором изложил желание продолжить образование во Владикавказском учительском институте.
Восстанавливая шаг за шагом биографию О.Т. Мурзабекова, на определенном этапе Берснак Газиков столкнулся с серьезными трудностями. Долгое время последующая жизнь этого человека, вызвавшего профессиональный интерес краеведа, оставалась для него тайной. И вот совсем недавно Б. Газикову удалось разыскать племянника Османа Темуркоевича А.И. Мурзабекова. Азамат Исраилович и помог восстановить недостающие звенья долгого поиска, а также предоставил интересные факты из жизни ближайших родственников героя этой публикации.
Оказалось, что впоследствии О.Т. Мурзабеков, как и многие его соплеменники-ингуши, принимал участие в первой мировой войне.
Воевал под командованием генерала Юденича и дослужился до офицерского чина. Сведения эти носят достаточно отрывочный характер и пока не подтверждены документально.
После октябрьского переворота Осман Мурзабеков уехал в Баку, где позже возглавил департамент охраны железных дорог Мусаватистской республики. Как уже известно, в этот же период градоначальником города Баку был ингуш ротмистр Гуда Гудиев. Совсем скоро судьбы двух земляков трагически пересекутся…
В 1919 году в Баку О. Мурзабеков женился на сестре своего однокашника по Ереванской учительской семинарии Фатиме Терегуловой. На двух других сестрах Терегуловых были женаты известный в будущем советский композитор и общественный деятель, народный артист СССР, академик Азербайджанской академии наук, основоположник современной профессиональной музыки, автор музыки гимна Азербайджана, литератор Узеир Гаджибеков и Абдул-Муслим Магомаев, советский композитор, дирижер и музыкально-общественный деятель. В 20-30-х годах прошлого столетия он заведовал отделом искусств Наркомпроса Азербайджана, а впоследствии руководил музыкальной редакцией Бакинского радиовещания, был директором и главным дирижером Театра оперы и балета им. М.Ф. Ахундова.
Счастливая семейная жизнь Османа Темуркоевича Мурзабекова и на этот раз продлилась недолго. Уже в 1920 году он был арестован чекистами по тому же обвинению, что и Гуда Гудиев. А 6 сентября 1920 года тифлисская газета «Вольный горец» сообщила о расстреле бывшего градоначальника города Баку ротмистра Гудиева и председателя горского парламента Рашидхана Капланова. По имеющейся информации, вместе с ними был расстрелян и О.Т. Мурзабеков. Так оборвалась жизнь человека, оставившего яркий след в истории ингушского народа и до последнего времени незаслуженно забытого. Краевед Берснак Газиков, стараниями которого это имя, наконец, вернулось в пантеон славных сынов Ингушетии, намерен в дальнейшем продолжить поиск документов, способных пролить свет на некоторые пока невыясненные детали биографии Мурзабекова. Осман Темуркоевич, безусловно, заслуживает того, чтобы о нем знали потомки, чтобы о его делах помнили на земле, которую он любил сыновней любовью и которую мечтал видеть цветущей и просвещенной…

* * *

Из встречи с Азаматом Исраиловичем Мурзабековым Берснак Газиков почерпнул немало интересных фактов, касающихся того, как сложилась дальнейшая жизнь братьев и сестер Османа Темуркоевича. Так, Совдат Мурзабекова, достигнув совершеннолетия, вышла замуж за Османа Ахриева, директора Ингушского педагогического техникума, возглавившего позже областной отдел народного образования. Женой Мухтара Мурзабекова стала дочь крупного этнографа, собирателя ингушского фольклора Албаста Тутаева. Первой женой Исраила Мурзабекова была дочь Чаха Ахриева Нина. Впоследствии он был женат на Милене Ипполитовой, внучке царского офицера, автора нескольких работ по истории Кавказа Александра Петровича Ипполитова. Женившись на чеченке Медни Мударовой, он связал с Кавказом всю свою жизнь.
В 1917 году Исраил Темуркоевич Мурзабеков окончил вторую Ставропольскую мужскую гимназию и уже в 1918 году поступил в Донской политехнический институт (г. Новочеркасск). Однако с началом гражданской войны ему пришлось прервать свое обучение. Вновь вернуться в Новочеркасск И. Т. Мурзабекову довелось лишь в 1923 году. Таким образом, свой диплом об окончании института он получил в 1927 году.
По словам сына, Исраил Темуркоевич являлся первым деканом горного факультета Северокавказского горно-металлургического института в период с 1931-го по 1937 год и был одним из основателей этого авторитетного учебного заведения. В разгар сталинских репрессий И.Т. Мурзабеков был арестован, разделив судьбы многих ни в чем не повинных современников, прошедших все круги ада, именуемого ГУЛАГом.
Трагическая судьба Исраила Темуркоевича, без всякого сомнения, должна стать темой отдельной публикации. Он – первый геолог-ингуш, автор многих научных трудов по геологии и полезным ископаемым Ингушетии. Имя этого человека было достаточно хорошо известно в научном мире, где он пользовался признанием и большим авторитетом.

* * *

К сожалению, прошлое ингушского народа до сих пор не избавлено от обилия «белых пятен». Слишком долго оно замалчивалось и предавалось забвению в угоду политической конъюнктуре, царившей в политике и умах людей. На протяжении десятилетий наш народ жил, «под собою не чуя страны», и был лишен возможности обращаться к своей истории. Вряд ли сегодня можно переоценить результаты той поистине титанической, многолетней работы, которой отдает все свои силы подвижник и энтузиаст своего дела, профессиональный краевед Берснак Газиков. Хочется от всей души пожелать этому замечательному человеку неиссякаемой энергии и дальнейших успехов в его деятельности, которая уже принесла немало громких открытий и сенсационных находок.

Ахмет ГАЗДИЕВ.








 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru